Единая россия чем занимается какие вопросы решает
Устав Партии «Единая Россия»
2.1. ОСНОВНЫМИ ЦЕЛЯМИ ПАРТИИ ЯВЛЯЮТСЯ:
2.1.1. Обеспечение соответствия государственной политики, решений, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, интересам большинства населения Российской Федерации.
2.1.2. Формирование общественного мнения в Российской Федерации в соответствии с основными положениями Программы Партии, политическое образование и воспитание граждан, выражение мнений граждан по любым вопросам общественной жизни, доведение этих мнений до сведения широкой общественности, органов государственной власти и органов местного самоуправления и влияние на формирование их политической воли, выражаемой ими в голосовании на выборах и референдумах.
2.1.3. Выдвижение кандидатов (списков кандидатов) Партии на выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, высших должностных лиц субъектов Российской Федерации (руководителей высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборных должностных лиц местного самоуправления и в представительные органы муниципальных образований, участие в указанных выборах, а также в работе избранных органов.
2.2. ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ СВОИХ ЦЕЛЕЙ ПАРТИЯ РЕШАЕТ СЛЕДУЮЩИЕ ЗАДАЧИ:
2.2.1. Изучает, анализирует и обобщает интересы, потребности и настроения граждан Российской Федерации, находит и предлагает формы осуществления интересов большинства населения в виде предложений по проектам новых законов и решений органов государственной власти и органов местного самоуправления.
2.2.2. Ведет агитационно-массовую и пропагандистскую работу с населением, информирует население о целях и задачах Партии, ее Программе, ее текущей деятельности, организует предвыборную агитацию за кандидатов Партии, участвующих в выборах, организует пропаганду своей точки зрения по вопросам, вынесенным на референдумы в Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2.2.3. Выдвигает кандидатов (списки кандидатов) на выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, проводит избирательные кампании, осуществляет иные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации о выборах и референдумах, а также настоящим Уставом.
2.2.4. Выдвигает инициативу проведения референдума субъекта Российской Федерации, местного референдума, участвует в референдумах Российской Федерации, референдумах субъектов Российской Федерации и местных референдумах в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2.2.5. Реализует программные положения Партии путем участия избранных от Партии лиц в выработке решений и в работе органов государственной власти и органов местного самоуправления посредством внесения предложений по законотворческой деятельности в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
2.2.6. Создает и готовит партийный кадровый резерв для выдвижения на должности руководителей руководящих и контрольно-ревизионных органов Партии, её региональных, местных и первичных отделений, а также для участия в выборах в органы государственной власти и органы местного самоуправления, ведет учебу кадров, актива и членов Партии.
2.2.7. Содействует членам Партии, избранным депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов муниципальных образований и избранным на иные выборные должности в системе органов государственной власти и органов местного самоуправления.
2.2.8. Ведет работу с молодежью, привлекает ее к участию в осуществлении молодежной политики Партии, способствует формированию молодой смены политически активных граждан, разделяющих идеологию Партии.
Лидер «Новых людей» Алексей Нечаев — о нежелании становиться депутатом, поддержке Путина и отношениях с Кириенко
Впервые с 2003 года число фракций в Государственной думе России увеличилось — теперь в российском парламенте пять политических партий. Новичком стали «Новые люди» — партия бизнесмена, основателя Faberlic Алексея Нечаева.
Рефлексируя после выборов, кремлевские эксперты были единодушны: появление в Госдуме «Новых людей» — это удовлетворение запроса россиян на обновление. Но так ли это на самом деле? В Думе «Новые люди» если и позволяют себе резкие комментарии, то делают это пока весьма осторожно: президента, правительство, коллег из «Единой России» не критикуют, протестно не голосуют.
Еще на этапе создания партии СМИ публиковали информацию о том, что за появлением «Новых людей» может стоять первый замглавы администрации президента Сергей Кириенко. Впрочем, сам Нечаев это всегда отрицает. Политик утверждает, что вместе с юристами просто собрал нужный пакет документов, просто принес его в Минюст, а ведомство просто зарегистрировало «Новых людей».
Зачем «Новые люди» «поощряют» правительство, почему Нечаев голосовал за Путина на президентских выборах, но не голосовал за его «обнуление», что связывает «Новых людей» и администрацию президента, а Нечаева — с Кириенко, — об этом и не только в интервью лидера НЛ Алексея Нечаева Znak.com.
«Просто депутатом быть не хотел. Думаю, мало кто хочет»
— Какую задачу вы для себя решаете, став депутатом Госдумы?
— Я не хотел быть просто депутатом Госдумы, я хотел [создать] фракцию в Госдуме.
— Но все-таки стали [депутатом].
— Отдельным депутатом не пошел бы. А фракция может поднимать те вопросы, которые встречают поддержку [у наших сторонников]. Например, наше предложение по закону об иностранных агентах. Даже та партия («Справедливая Россия». — Прим. Znak.com), которая раньше голосовала за этот закон, узнав нашу позицию, присоединяется [к внесению изменений].
В работе фракции есть «эффект повестки». Если мы что-то вносим, то это как минимум обсудят, а как максимум — примут. Насколько много [примут], узнаем. Даже если примут немного [из того, что мы предлагаем], то это стоит потраченных усилий и нашего внимания. Общество явно же сдвигается в «отставание», даже не общество, а страна. Мы отстаем от современности. Есть отрасли, где мы быстры и современны, например в гиперзвуковых ракетах, но в социальной жизни… Наше образование не современное, медицина не передовая.
Современность нужно продвигать. Это кто-то должен делать. И это делаем мы.
— Вы говорите: «депутатом быть не хотел». Но стали им. Вас заставили или попросили? Почему решение-то изменилось?
— Меня звали в депутаты, наверное, первый раз году в 2004-м.
— Нет, неважно. В 2016 году знакомые предприниматели звали в «Партию Роста». Но у меня не было ощущения, что они создадут фракцию. Поэтому депутатом мне быть никогда не хотелось. И думаю, мало кому хочется. Но быть в такой команде [как сейчас] — другая история.
«Мне было стыдно, когда депутаты стали учить Силуанова»
— Вскоре ГД будет рассматривать правительственный законопроект о введении QR-кодов. Как будет голосовать фракция «Новых людей»?
— Что касается закона о QR-кодах на транспорте, то решение нами принято. У нас было время поизучать эту тему, узнать, что думают об этом [предложении правительства] бизнес, авиаперевозчики. Наша фракция будет голосовать против.
— А законопроект о QR-кодах для посещения общественных мест?
2/3 россиян отрицательно относятся к введению QR-кодов для посещения общественных мест
— Во фракции идет большая полемика. Есть несколько линий дискуссии. Первая — нарушает ли это конституционные права граждан? Надо спрашивать Конституционный суд, но кажется, что нарушает, как минимум на грани нарушения. С другой стороны — по всему миру такие коды вводят. Вторая линия — несколько видных единороссов и членов правительства говорили, что QR-коды нужны для того, чтобы принудить к вакцинации. Но это так себе ухаживания. Третья линия — эпидемия закончится, а коды останутся? Есть такая пословица — нет ничего более постоянного, чем временное. Есть и по этому поводу настороженность.
— Вы до сих пор не приняли решение или не хотите говорить о нем?
— На следующей неделе примем решение. Вы узнаете о нем во время пленарного заседания.
— Вы поддержали проект закона о бюджете России в первом чтении, отметив, что сделали это «с условием, что ко второму чтению [ваши] предложения и поправки учтут». Если посмотреть таблицы поправок, то девять поправок от вашей фракции были отклонены, две учтены частично и ни одной не было учтено полностью. То есть ваши условия не выполнили, но за проект бюджета во втором чтении ваша фракция все равно проголосовала единогласно. Как вы можете это объяснить?
— Легко могу объяснить. Там вот какая ситуация: у нас была поправка, которую отклонили, но почти аналогичную поправку внесли депутаты от ЕР, только источники финансирования были разные. Но суть-то поправки не меняется, дело-то сделано. Поэтому на самом деле [наших поправок] учли больше. Во-вторых, по целому ряду позиций, которые нам не нравились, мы получили достаточно толковые объяснения.
— В смысле вам не нравились положения бюджета какие-то, но вам объяснили, почему это хорошо, и вы согласились?
— Не то чтобы «хорошо», просто что-то реально, а что-то нет.
— Я задала этот вопрос, потому что 28 октября вы писали, что «Сардана Авксентьева предложила дать регионам больше финансовой самостоятельности и увеличить трансферты для субъектов Федерации». То есть вы показали, что вам в бюджете важно. Но те ваши поправки, которые были учтены даже частично, вообще не про это.
Мэр Якутска Сардана Авксентьева — о симпатиях к Навальному, поддержке Путина и сотрудничестве с «ЕР»
— Мы пришли в Думу в октябре. Первое и второе чтение бюджета прошли за 1,5 месяца. Нам и бюджетный комитет, и правительство говорят «То, что вы обсуждаете, требует огромного времени». Нам им что говорить? Что мы будем [голосовать] против [проекта закона о бюджете]? К нам будут относиться как к людям, которым важен хайп. А нам нужно время на адаптацию, потому что мы хотим заниматься реальной работой.
— У вас есть три кнопки для голосования. Если вам не хватило времени разобраться в бюджете, вы вполне могли воздержаться от голосования.
— Мы увидели, что правительство, прежде всего Минфин и Антон Силуанов, выстраивают диалог с парламентом и нашей фракцией в частности. Я увидел, что это люди, которые заинтересованы, чтобы [в стране] все было хорошо.
Знаете, мне даже пару раз было стыдно, когда депутаты Госдумы чуть раздухарились и начали учить Силуанова, который, вообще-то, не только сильный специалист, но и бывший вице-премьер: «Ну, как же, мол, правительство не понимает!». Вот этот жанр… Просто так себя не ведут. Нельзя себя вести неуважительно. Понятно, что кто-то привык отбиваться от челябинских бандитов…
— Так и думала, что вы про [Валерия] Гартунга.
— Я вижу, что диалог [с правительством] хороший, поэтому в каком-то виде эту диалоговую форму надо поддерживать. Мысль [Сарданы Авксентьевой] о том, что бюджетное выравнивание необходимо, слышат. На генеральном уровне ее слышат. А мы [в ответ] такие: «[От голосования] воздержимся!» Можно и так.
— Налаживаете коммуникации с правительством, значит.
— Это поощрение правительства за диалог с Думой. Есть люди, которые живут в логике обиженных «нас не слышат, мы назло всем отморозим уши». А есть вторая модель поведения: ты видишь, что тебя слышат, но в моменте не хватает инструментария. Я, например, вижу, что по большому налоговому маневру нам года два нужно. И совершенно неожиданные люди в «Единой России» эту идею поддерживают. Минфин увидел в этом рациональное зерно. Нужно время, чтобы выстроить совместную работу.
— С думской трибуны вы заступились за ректора «Шанинки» Сергея Зуева. Назвали его арест «позором». Кому принадлежит идея этого выступления?
— Почему вам важно было заступиться за Зуева? В чем причина?
В Госдуме осудили преследование ректора «Шанинки»: «это просто позорно»
— Мы с ним разговаривали в жизни раза два, и я много о нем слышал. У нас общие знакомые и учителя, Зуев — большой товарищ по социальному капиталу, схожие представления о том, какой должна быть Россия. То, что он человек честный, вообще не вызывает никаких сомнений. У него безупречная репутация.
— Вы назвали арест Зуева «позором», раскритиковали «дисбаланс в системе силовых органов и образования», а после вами что-то было сделано, не сказано, а именно сделано?
— Было именно что-то сделано по нескольким линиям.
— Что? Может, вы обращались к президенту, главе СКР, СПЧ?
— Ваша цель — взять интервью, а моя, чтобы Сергей Зуев вышел на свободу. Одно другому мешает чуть-чуть.
— По каким линиям «что-то было сделано»?
— Могу сказать, но не хочу.
«В Россию боятся инвестировать — здесь все отнимут»
— Вы говорили, что «в том, что экономика не растет, виноват не Центробанк, а административное и силовое давление на производителей и потребителей». Вот Центробанк — это вполне себе понятная структура с руководством и сотрудниками, а «административное и силовое давление» — это абстрактное словосочетание. Вы можете конкретно сказать, кто виноват? Кто-то же у нас в стране за рост экономики все-таки отвечает.
— Когда ругают Центробанк за инфляцию, то надо понимать, что у инфляции есть импортный характер. Если что-то и работает против инфляции, то это конкурентные рынки. Есть целый ряд секторов экономики, где цены не выросли. Что развивает конкуренцию? Инвестиции. А что убивает инвестиции? Административное и силовое давление. Такая логика.
— Мой вопрос в другом. ЦБ — это конкретная структура, с конкретным руководителем. А силовое и административное давление — это абстрактное словосочетание. Все равно есть тот или те, кто отвечает за развитие экономики в России, у него или у них есть имена. Вы можете их назвать?
— Вы считаете, что у каждой проблемы в России есть имя и отчество?
— Есть люди, которые курируют развитие экономики в России, у них есть имена, и они ответственны за результат.
— Все чуть сложнее. У ЦБ и Минфина есть свой мандат. А когда мы говорим о «силовом давлении», то у кого здесь мандат? Я затрудняюсь ответить.
— Вы больше 20 лет занимались бизнесом. Можете сформулировать, с какими главными проблемами сталкиваются предприниматели в России? Топ-3 главных проблем.
— Первая и самая большая проблема — в мотивации инвестировать в Россию. Нельзя растить экономику, не наращивая добавленную стоимость. Что такое ВВП? Это механическая сумма всех добавленных стоимостей всех компаний всех отраслей. И эта сумма рождается из инвестиций. А в Россию боятся инвестировать, потому что боятся, что здесь все отнимут.
Вторая проблема — отсутствует рост экономики в России. В нерастущей экономике, где есть инфляция, люди беднеют. И я вижу, как каждый год покупатель беднеет. И если бизнесмен делает хорошую продукцию в России, то ему российского рынка мало. Расти бизнесу в России невозможно, потому что у людей нет денег, и их все меньше и меньше.
«Новые люди» — не оппозиция
— «Наши думские коллеги из партии большинства говорят, что оппозиция должна быть лучше, чем они, чтобы стать реальной альтернативой. Согласен», — писали вы в своем телеграм-канале. «Новые люди» уже сейчас лучше «Единой России»?
— Да, конечно, мы лучше. Но тут я не беспристрастен. У нас, знаете, кто голоса считает, того партия и побеждает. Я вижу, как ко мне подходят депутаты из партии большинства, говорят: «Алексей, ты все правильно сказал», я прошу поддержать [наши инициативы], а в ответ «Ну, ты же понимаешь… Мы не можем». А я не понимаю!
— А в чем НЛ лучше ЕР?
— Мы живые. Этого достаточно.
— Вы говорите, что «преследовать инакомыслящих нельзя, какими бы благими целями это ни оправдывалось». Скажите, отношение российской власти к оппозиции в таком случае вы скорее поддерживаете или нет?
— Преследовать инакомыслие вредно. Но при этом не всякий инакомыслящий готов быть в диалоге, есть те, кто обижается, истерит. Если российская власть кого-то преследует, то всегда под этим есть протокол — за что. И там, где протокол вообще ни на что не похож, например как в законе об иноагентах, то мы выступаем против.
— В России вообще есть оппозиция? Кого бы вы назвали оппозицией?
— Есть западное понимание оппозиции — это те, кто не у власти. В парламенте Германии есть разные силы, которые между собой сотрудничают, а есть одна сила, у которой 10% мест, но с ней не сотрудничает никто, они в изоляции.
— В России оппозиция — это не те, кто не у власти, это те, кто против власти. В России это такие «нехочухи». Одни говорят, что надо вернуть СССР, другие за «прекрасную Россию будущего, где не будет коррупции, но не ясно, что будет еще».
В российском смысле слова «Новые люди» — не оппозиция, мы альтернатива. Мы не против власти, но мы собираемся ее сменить, конечно.
— Как вы относитесь к Алексею Навальному?
— Я для себя решил, что публично и даже непублично выражать отношение к человеку, который сидит в тюрьме, не стоит.
— Я не согласен с вами.
«Я голосовал за Путина»
— Вы говорите, что хотите сменить власть. А кого (или что) нужно сменить первым? Просто сменить, не в СИЗО отправить, не на плаху, просто.
— Если вы хотите реально сменить власть, то надо гарантировать людям у власти безопасность [после их ухода].
— То есть вы поддерживаете закон о пожизненной неприкосновенности для Путина и Медведева?
— Чем ближе к возможности обновления власти, тем больше я бы поддержал голосование за такой закон.
— По вашим ощущениям, мы к обновлению власти близки?
— Нет, я не считаю, что мы к этому близки. В 2036 году, думаю, могут быть какие-то изменения.
— Я все-таки верну вас к вопросу: кого же или что же первым следовало бы сменить в России?
— Я считаю, что сейчас, если в России что-то, не дай бог, или для кого-то, к счастью, поменяется, то общество не будет готово к содержательному описанию того, какую Россию хочет. Это похоже на 80-е годы СССР. Мы сегодня имеем оппозицию, которой ничего доверить нельзя. Покажите мне кого-нибудь в оппозиции, кто что-нибудь бы сделал. Не обязательно хорошего или плохого.
— А на президентских выборах в 2018 году вы за кого голосовали?
— А зачем мы это обсуждаем? Я голосовал за [Владимира] Путина.
— А по поправкам к Конституции голосовали за или против?
— Я не ходил голосовать.
— Первое — я считал, что мое участие в голосовании мало на что влияет. Второе — мне не очень нравится голосовать за комплексный обед. Там 70 поправок, часть из них нормальные, часть очень хорошие, часть мне не нравится.
— Какие поправки не понравились?
— Ну хотя бы одну назовите, которая не нравится.
— Обнуление [президентских сроков]?
— А почему не нравится обнуление?
— Так говорил [спикер Госдумы Вячеслав] Володин.
— Догадываюсь, кто мог это сказать.
— Президент же мог не поддержать обнуление.
— А зачем отказываться? Ну, если люди хотят, чего отказываться.
— А почему вы тогда не голосовали против, если вам обнуление не нравится?
— Мне не нравится эстетика, в которой это было сделано.
«Я с большим интересом отношусь к Кириенко»
— Давайте вернемся к оппозиции или, в вашем случае, «альтернативной партии». Скажите, уместно ли, допустимо ли сотрудничество так называемой альтернативной партий с администрацией президента?
— В 2010 году вы создали экологическое движение «ЭКА» и стали его основным спонсором. Руководила этим проектом Марина Кокорина (Задемидькова) — бывший федеральный комиссар движения «Наши». И этот факт ярко демонстрирует вашу тогдашнюю близость к президентской администрации. Сейчас ситуация та же? Вы и АП все так же близки?
— Вы думаете, что в 2010 году администрация президента была как-то связана с движением «Наши»? Там уже что-то другое происходило, думаю.
— Как часто вы общаетесь с Сергеем Владиленовичем Кириенко?
— Мы вместе присутствовали на общих больших мероприятиях, два или три раза.
— Когда последний раз?
— Вот когда он был на встрече Путина с депутатами 12 октября. Он тогда прошел, мы поздоровались, поговорили. Вот оно огромное, мощное общение с Сергеем Владиленовичем. (Смеется.)
— Какие между ваши отношения?
— Никаких. Ну, какие отношения? У нас с вами какие отношения? Мы видимся первый раз.
— Мы видимся первый раз, да. А Кириенко вы явно не первый раз тогда видели.
— Это был не первый раз, да. Наверное, третий раз в жизни.
— Тогда вы можете сказать, какие между вами взаимоотношения.
— Отношения двое людей должны характеризовать.
— Вы со своей стороны можете это сделать.
— Я с большим интересом отношусь к Сергею Владиленовичу. А как он ко мне относится, я не знаю, никогда не спрашивал.
«Единая Россия»: есть ли будущее у российской «партии власти»
Логотип партии «Единая Россия»
Общая информация
Уже на первых выборах 2003 года «Единая Россия» пробилась в парламент, а в 2007 и в 2016 году она получила в Госдуме конституционное большинство. В парламенте нынешнего созыва ЕР имеет фракцию, состоящую из 340 депутатов. Несколько тысяч представителей партии трудятся в заксобраниях различных регионов. Подавляющее число руководителей субъектов Российской Федерации также являются единороссами.
Символом «ЕдРа» является шагающий медведь. На партийной эмблеме над зверем развевается стилизованный российский триколор, а в нижней части находится название политической силы. До 2005 года медведь на эмблеме был коричневым, затем его стали изображать белым. ЕР активно использует «медвежью» тему в агитации и в партийной атрибутике. Собственного гимна партия не имеет – во время торжественных и официальных мероприятий исполняется российский государственный гимн.
Структура партии
Высшим руководящим органом является съезд партии. На нем выбирается руководство, и принимаются стратегические решения. Например, о выдвижении кандидатов на президентские выборы, о создании новых структур или органов партии. На съезде утверждается список кандидатов в депутаты парламента. С момента образования ЕР было проведено 19 съездов, последний из них состоялся в ноябре 2019 года.
В период между съездами руководящие функции выполняет Генеральный совет, состоящий из 150 членов. По представлению председателя Генсовет назначает и снимает с должности главу исполкома политической силы, а также отвечает за взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления. Именно этот орган следит за выполнением решений съездов, разрабатывает программные документы, делает заявления по наиболее важным событиям в жизни страны. До 2004 года функции этого органа выполнял Политсовет партии.
Нынешний Председатель политической силы – Дмитрий Анатольевич Медведев
Высшие исполнительные органы ЕР – Центральный исполком и Президиум Генсовета. Главой политической силы является Председатель, проверкой финансовой деятельности занимается Центральная контрольная комиссия.
Низовой ячейкой ЕР является первичное отделение партии, оно приходится на одно сельское или городское поселение, ТОС. Руководящий орган первичного отделения – собрание, во главе которого находится секретарь.
Валентина Терешкова теперь отвечает за моральный облик единороссов
В каждом субъекте РФ работает региональное партийное отделение. Руководящим органом региональных отделений также являются политические советы и конференции.
Деятельность политической партии «Единая Россия» определяется ее уставом. Его нынешняя редакция принята в 2012 году, и с ней можно ознакомиться на сайте ЕР. По сравнению с уставом, принятым в 2001 году, она содержит некоторые изменения.
Как таковая программа партии отсутствует на официальном сайте, нет ее и на странице Министерства юстиции.
Идеология партии
«Единая Россия» – это типичная центристская партия. При этом ее идеологический базис несколько размыт и не определен, что, впрочем, является обычным делом для «партий власти». Их основная задача – законодательное обслуживание правящих режимов, идеология в этом случае отходит на второе место. «Единая Россия» не является исключением: ее представители постоянно заявляют о поддержке политики президента и называют себя «партией Путина». Сами единороссы называют себя «прагматиками», «государственниками» и «консерваторами». Можно добавить, что с момента образования политической силы идеологические принципы, которые она декларирует, несколько изменились – она стала более правой.
Исполнение государственного гимна. Патриотизм – одна из главных партийных «скреп»
На парламентских выборах 2007 года «Единая Россия» в качестве программы использовала список идеологических тезисов, взятых из «Плана Путина»:
В 2009 году был принят программный документ, в котором идеология политической силы была названа «российским консерватизмом». Он понимался, как опора в государственном строительстве на традиционные ценности, российские обычаи и культуру, укрепление государственного суверенитета. В документе отмечалась необходимость стабильного развития страны без революций и периодов застоя. В основу программы была положена президентская «Стратегия-2020».
В 2015 году после начала экономического кризиса в России позиции «ЕдРа» стали несколько либеральнее.
В 2018 году политическая сила еще раз попыталась выразить свои идеологические принципы, выпустив для этого специальную резолюцию. В ней были указаны три основные ценности партии: суверенитет и единство страны, благополучие граждан, лидерство и дальнейшее развитие. Тогда же был запущен ряд региональных дискуссий по вопросам дальнейшего развития и модернизации партии.
От участников съезда можно было услышать, что их идеология – это «ценности Путина», одержавшего блестящую победу в президентской кампании. Однако при такой парадигме трудно говорить о субъектности политической силы.
История партии
В 90-е годы предпринималось несколько попыток создания партии власти. Однако решить свою главную задачу – получить контроль над парламентом – они так и не смогли.
Учредительный съезд избрал Шойгу, Шаймиева и Лужкова сопредседателями Высшего совета. В 2003 году «ЕдРо» было официально зарегистрировано в Минюсте.
Мэр Москвы Лужков считается одним из основателей «Единой России»
Нулевые годы стали периодом сращивания политической силы и государственного аппарата. В 2005 году было внесено изменение в избирательное законодательство – после него попасть в Госдуму можно было только по партийным спискам. Появилась новая система назначения губернаторов – их кандидатуры стали подавать партии, получившие большинство в региональных собраниях. А так как подавляющая часть из них контролировалась ЕР, то вскоре руководителями практически всех субъектов Российской Федерации стали члены партии.
Вслед за крупной номенклатурой в нее «потянулись» чиновники среднего и нижнего уровня. К концу десятилетия практически невозможно было встретить человека на должности в органах государственной власти без партбилета «ЕдРа» в кармане. Вслед за чиновниками в политическую силу стали вступать руководители крупнейших корпораций.
В 2006 году на VII съезде партии в Красноярске было принято заявление, в котором излагалась стратегия дальнейшего развития государства. Документ выделил десять основных приоритетов на ближайшее десятилетие. Это был стандартный «джентльменский набор», мало чем отличавшийся от других аналогичных документов, принятых в разные годы: борьба с бедностью и коррупцией, диалог с бизнесом, поддержка села, реформирование госуправления, проведение новой молодежной политики.
В начале нынешнего десятилетия ряды партии покинули многие политические тяжеловесы, часть из которых стояла у истоков создания ЕР: Лужков, Шаймиев, Рахимов, ряд других «авторитетных» губернаторов. В это же время среди элит начали появляться первые признаки раздражения тотальным доминированием партии. Похожие чувства стали наблюдаться и у рядовых избирателей – «Единая Россия» в их глазах окончательно превратилась в «партию начальников».
Путин в своем выступлении поставил цель вывести российскую экономику в первую мировую пятерку, предложил списать налоговую задолженность граждан на сумму в 30 млрд рублей и ввести дифференцированное налогообложение. Также он пообещал перевооружить армию в течение 10 лет и удвоить объемы дорожного строительства.
Перед выборами в Госдуму 2016 года «ЕдРо» провело партийный праймериз общенационального масштаба. Данное мероприятие получилось довольно странным и вызвало немало вопросов. Изначально задумывалось, что победители предварительного голосования автоматически войдут в список кандидатов на выборы в Думу. Однако многие из них были исключены из списка, а на их место поставлены кандидаты, занявшие вторые, третьи или даже десятые места в голосовании. Схожая картина наблюдалась и на одномандатных округах.
За что чаще всего критикуют «ЕдРо»
На Западе партию обвиняют в узурпации власти. По мнению европейских и американских обозревателей, «Единая Россия» приняла ряд законов, значительно ограничивающих политическую конкуренцию в стране. В качестве примеров обычно приводятся решения об обязательном наличии у партии представительств по всей стране и минимальном количестве членов в 50 тыс. человек. Не меньше нареканий вызывает и работа Министерства юстиции, которое весьма избирательно относится к регистрации новых политических сил и проверке подписей, собранных партиями и кандидатами.
Также западные политологи считают, что проходной барьер в 7% слишком высок и наиболее выгоден крупным политическим силам. Отдельной критике подвергается работа российских средств массовой информации, которые предоставляют единороссам огромное количество эфирного времени, практически игнорируя остальные партии.
Сам процесс российских выборов и использование административного ресурса на них вызывает на Западе чувства брезгливости и негодования. По мнению западных аналитиков, результаты, полученные «Единой Россией» в некоторых субъектах, превращают в посмешище саму идею народного волеизъявления.
Россияне любят напоминать партии о ее обещаниях. Большинство из них так и остались на бумаге
Единороссов сплошь и рядом обвиняют в том, что они живут не по средствам. Декларируя небольшие доходы, они живут в дорогих особняках, владеют элитными авто, отправляют детей в лучшие иностранные университеты. Ряд независимых расследований показал, что многие члены партии имеют зарубежные счета и недвижимость на Западе, что является незаконным. Еще в 2012 году депутаты Гудков и Пономарев список депутатов ЕР, которые, уже работая в Думе, продолжают не только владеть активами, но и управлять ими.
Есть ли будущее у «Единой России»
Можно ли как-то изменить ситуацию и улучшить отношение россиян к главной политической силе страны? Это кажется очень маловероятным. Чтобы повысить рейтинги провластной партии и вернуть к ней доверие избирателей, власть должна кардинально измениться сама, что невозможно без коренного переформатирования существующего режима. На это никто не пойдет. А агитация или приемы политтехнологов серьезно ситуацию уже не изменят.
Непопулярная пенсионная реформа сильно ударила по рейтингам «Единой России» и ее лидера Дмитрия Медведева
Теоретически, можно в кратчайший срок создать альтернативный политический проект и даже раскрутить его, но зачем это нужно? Можно ведь вообще ничего не делать. При реально существующей в стране явке любые выборы можно выиграть с помощью административного ресурса. Кудесники в избирательных комиссиях способны выдать «на гора» любой результат, необходимый власти. Тем более, что другие российские партии вряд ли навяжут единороссам серьезную борьбу. А если вдруг появится сила, которая захочет это сделать, ее просто не допустят к выборам.