Даниэль канеман нобелевская премия за что
Даниэль канеман нобелевская премия за что
Хотя по образованию и профессии Д.Канеман является психологом, присуждение ему премии им. А.Нобеля по экономике в 2002 вызвало одобрение среди экономистов, признающих большое значение его трудов для экономической науки. Канеман стал первым израильтянином и вторым «не-экономистом» (после математика Джона Нэша), который получил Нобелевскую премию по экономике.
1979 появилась знаменитая статья Теория перспектив: анализ принятия решений в условиях риска, написанная Канеманом в соавторстве с профессором психологии Амосом Тверски (Иерусалимский и Станфордский университеты). Авторы этой статьи, положившей начало так называемой поведенческой экономике (behavioral economics), представили результаты огромного количества опытов, в ходе которых людям предлагалось совершать выбор между различными альтернативами. Эти эксперименты доказали, что люди не могут рационально оценивать ни величины ожидаемых выгод или потерь, ни их вероятности.
По мнению Нобелевского комитета, продемонстрировав, насколько плохо люди умеют прогнозировать будущее, Д.Канеман «с достаточным основанием поставил под вопрос практическую ценность фундаментальных постулатов экономической теории».
Любопытно отметить, что американский экономист Вернон Смит, награжденный Нобелевской премией по экономике одновременно с Канеманом, является его постоянным оппонентом, доказывая, что экспериментальная проверка в основном подтверждает (а не опровергает) привычные для экономистов принципы рационального поведения. В решении Нобелевского комитета разделить поровну премию по экономике за 2002 между критиком и защитником модели рационального «человека экономического» заметна не только академическая объективность, но и своеобразная ирония над ситуацией в современной экономической науке, где противоположные подходы пользуются примерно одинаковой популярностью.
Как наш мозг нас обманывает? Лекция нобелевского лауреата по экономике Даниэля Канемана в Москве
До исследований психологов Даниэля Канемана и его коллеги Амоса Тверски считалось, что на финансовых рынках и в экономической жизни люди принимают решения, руководствуясь понятием выгоды и рациональными рассуждениями. Но Канеман и Тверски доказали, что это не так. Они пришли к выводу, что даже там, где, казалось бы, человек руководствуется разумными доводами, на самом деле он принимает иррациональное решение.
За исследования природы принятия решений и когнитивных искажений Даниэль Канеман, будучи психологом, в 2002 году получил Нобелевскую премию по экономике. В 2011 году Канеман выпустил ставшую бестселлером книгу «Думай медленно, решай быстро», в которой рассказал о двух типах мышления. Первый тип, который он назвал Системой 1, — это быстрое, интуитивное мышление, например вождение машины после многих лет практики. Второй тип — Система 2 — это долгое, энергозатратное мышление.
По мысли Канемана, в сложной ситуации неопределенности человек попадает в ловушки, расставленные Системой 1, и принимает решения нерационально. В книге он описывает семь ловушек интуиции, с которыми сталкивается человек в процессе принятия решений. Одно из таких искажений состоит в том, что в хорошем настроении человек более склонен совершать логические ошибки. Другое — в том, что то, что кажется знакомым, кажется и более соответствующим истине.
В понедельник, 7 октября, 85-летний ученый выступил в Москве в рамках MTT Forum. Forbes пересказывает самые яркие моменты выступления Нобелевского лауреата.
Иллюзия фокуса
То, о чем вы думаете, становится для вас очень важным. Но на самом деле это не так важно, как вы думаете. Это важно только потому, что вы об этом думаете.
Этот эффект называется «иллюзией фокуса». Он работает как увеличительное стекло. Например, в США все думают, что в Калифорнии все намного счастливее, потому что там хороший климат. Но это же не так.
Ловушка уверенности
Я бы рекомендовал остерегаться чрезмерной самоуверенности. Это источник очень многих ошибок. По статистике, большинство чрезмерно уверенным в себе людей – неудачники.
Лишь некоторый процент из них становятся успешными.
Чрезмерная уверенность появляется из-за того, что вы замещаете то, что вы не знаете, тем, что знаете. Думаете, что произойдет что-то, и в итоге убеждаете себя в этом. Из-за чрезмерной уверенности вы даже не можете помыслить, что что-то пойдет не по плану.
Например, когда люди создают свои первые компании, их спрашивают, какова вероятность успеха их бизнеса. И большинство отвечает, что вероятность успеха — 80-90%. Но в малом бизнесе половина компаний закрывается в течение пары лет! Это пример ошибочного планирования. Вы верите в 80% и даже не думаете о статистике, которая говорит об обратном.
Циники и женщины
В компании, в команде важно иметь циника, такого продуктивного пессимиста. Критиков и пессимистов никто не любит, но их нужно защищать. Если вы лидер, вы должны их защищать. Потому что такие циники могут предотвратить катастрофу.
Женщины и мужчины думают по-разному, это правда. Мужчины гораздо чаще чрезмерно уверенны в себе, чем женщины. Известный факт, что женщины инвестируют лучше, чем мужчины. Потому что они более осторожны, и результаты у них обычно лучше.
Память и опыт
Смотрите, вы собираетесь в отпуск и вам говорят, что, когда вы вернетесь, все ваши фотографии из отпуска уничтожат, а с вами что-то сделают, что вы все забудете. Вопрос: вы поедете в таком случае в отпуск? Люди говорят, что нет, что лучше они займутся чем-то еще. Почему? Потому что вы включаете свое «помнящее я». Зачем мне отпуск, если я ничего не буду помнить?
Когда мы что-то планируем, мы планируем это ради памяти, а не ради процесса или опыта. Так что ваше «помнящее я» руководит вашими решениями. То, что вы запомнили, является самым важным. Так работают все наши действия, основанные на прошлом опыте.
Для памяти важна интенсивность опыта, все определяется пиковым и конечными моментами, а длительность не важна. Эту особенность используют в рекламе. Тридцатисекундная реклама не эффективнее, чем реклама на три секунды. Длина здесь не важна.
Компании, когда они создают продукты и услуги, тоже делают акцент на «помнящее я», ведь то, что клиент запомнил, определяет его дальнейшее поведение.
Искусственный интеллект
Если сравнить суждения человека и суждения автоматической модели, даже простой, очевидно, что математическая модель лучше, чем человеческая. Проблема в шуме — люди, к сожалению, очень «шумные». Человек, сто раз закручивая гайку, делает это каждый раз иначе.
Искусственный интеллект знает гораздо точнее наступление какой-то болезни, чем даже самый лучший врач. И так практически во всем.
Благодаря ИИ решение многих проблем будет качественнее в разы. Например, судья, который выносит приговор, кого помиловать, а кого — нет. Уже проводили эксперименты и выяснили, что судья-человек принимает решения хуже, чем ИИ.
Люди субъективны. Если судья голоден, приговор будет более суровым, а если он сыт и доволен, то приговор будет мягким. Антибиотики врачи прописывают чаще днем, чем утром. Потому что с утра врач еще свеж и полон сил, а днем уже устал и прописывает более жесткое лекарство.
У меня нет сомнений в том, что ИИ будет принимать гораздо более качественные решения, чем люди. Но, к счастью, это будет не на моем веку, не мне с этой проблемой разбираться.
О влиянии соцсетей
Одна из главных проблем с соцсетями – это политическая проблема. В соцсетях, чем экстремальнее новость, тем чаще она попадает тебе в рекомендации. Из-за этого мы начинаем уходить в крайности, будь то либеральные или консервативные ценности. Из-за этого происходит расслоение общества, ведь людей натаскивают на тех или иных рекомендациях в соцсетях. На фоне этих крайностей вы теряете то, что между ними находится, вы становитесь более черно-белым в плане своих предпочтений.
Смена мышления
Человеческая природа не меняется, меняется лишь то, как мы тратим свое время. Меняется скорость, с которой люди переключают свое внимание. Говорят, что у нас внимание, как у золотой рыбки: у нас — 5 секунд, у золотой рыбки — 6 секунд. Куда все идет, я не знаю.
Первый Нобелевский лауреат по психологии
Впервые за всю историю Нобелевских премий, премия по экономике, которая считается самой престижной наградой экономического мира, присуждена за исследования в области психологии.
До этого случая весьма распространенным был следующий анекдот, касающийся Нобелевских лауреатов:
Про премию
В свои 90 лет Фридман по-прежнему регулярно выдает комментарии на множество экономических тем, от судьбы евро до дефляции и экономического кризиса в Японии. Впрочем, прислушиваются к его мнению все-таки не потому, что лауреат, а потому, что он гениальный провидец. Так, в 70-е годы Милтон предсказал возвращение рыночной экономики на мировую арену, в 80-е предвидел развал коммунизма, а не далее как три года назад, в 1999 году, когда Америка переживала интернетовский бум, предупредил, что долго этому буму не продлиться.
А ты азартен, Парамоша!
Работы Канемана (по образованию психолог) позволили привнести в экономическую науку опыт психологии и по-новому осветить процесс принятия решений на рынке, в частности, в условиях дефицита информации.
Основные работы Дэниела Канемана касаются способности людей оценивать ситуацию и принимать решения в условиях неопределенности. Например, Канеман доказал, что искушение человека к поиску еще большего риска после серии потерь со временем лишь возрастает и притупляет чувство действительности. Проще говоря, человеку свойственно стремиться к реваншу после проигрышей, не обращая внимания на неудачи, но при этом он все меньше и меньше вкладывает в выигрышные сделки.
Главный вывод экономиста состоит в том, что представление о homo economics, который действует рационально, безнадежно устарело. Человек, принимая решения, как правило, не скупится на неудачные варианты, но меньше вкладывает в выигрышные сделки. Да, именно так. Американо-израильский лауреат получил свои деньги как раз за то, что изучал роль человеческих пристрастий в денежных делах. Официальная формулировка звучит следующим образом: «За обогащение экономической науки результатами исследований человеческой психологии». Господин Канеман установил, что в ситуациях экономической неопределенности действия людей часто противоречат не только стандартной экономической теории, но даже теории вероятности. С этим трудно спорить. Действительно, каждый неоднократно был свидетелем совершенно идиотских действий других граждан, не поддающихся не только экономическому, но и вообще разумному объяснению. Правда, не следует преувеличивать роль идиотизма в принятии экономических решений. Например, такой видный теоретик и практик американской экономики, как глава Федеральной резервной системы Алан Гринспен (Alan Greenspan), подчеркивал: «Люди далеко не дураки». Поэтому руководители рекламных отделов крупных корпораций не должны надеяться, что дрянной товар можно вечно выдавать за хороший. Ну что же, все это свидетельствует лишь о том, что вопрос соотношения идиотизма и рационализма в экономике требует дальнейшего исследования.
Кто вы, Daniel Kahneman?
Канеман родился в Тель-Авиве в 1934. С 1993 года работает професором в Принстонском Университете.
Вот несколько названий его работ, демонстрирующие широту и специфику его интересов:
Даниэль канеман нобелевская премия за что
Принятие решений в неопределенности: Правила и предубеждения
Думай медленно… решай быстро
Биография
Думай медленно… решай быстро | Аудиокнига
Биография
Д. Канеман родом из Израиля, дата его рождения 5 марта 1934 год, свое детство он провел во Франции. В 12 лет семья переехала в Палестину.
Образование
В двадцатилетнем возрасте получает степень бакалавра в области психологии и математики в Еврейском университете, расположенном в Иерусалиме.
Армия Израиля
Впоследствии окончания учебного заведения приступил к работе в Армии обороны Израиля, в отделении по психологии. Его дело заключалась в выборе и проверке призывников. Даниэль сам составлял вопросы для беседы, чтобы оценить личность каждого.
Позже возвращается назад в университет, там же был слушателем курсов по философии и логике науки.
Докторантура
В 1958 году переезжает в США, где получает степень доктора философии по психологии в Государственном исследовательском университете США, который расположен в Беркли и считается одним из лучших университетов мира.
Даниэль Канеман и Амос Тверски
Канеман работал с Амосом Тверски, Амос читал лекции об оценке вероятности, по приглашению Даниэля.
Д. Канеман всегда утверждал, что он провод исследования по психологии не один, всегда говорил, что успехи достигнуты в соавторстве с Амосом Тверски, Ричардом Талером, Джеком Кнетчем.
Семейная жизнь
Даниэль в браке с Энн Трисман, которая известна всем своими исследованиями в области внимания и памяти.
Любовь к психологии
Свою страсть к психологии Канеман описал так:
Событие произошло в конце 1941 года, евреи должны были носить Звезду Давида, древний символ, в форме шестиконечной звезды. С шести часов вечера все должны были соблюдать комендантский час. Даниэль гулял со своим другом и забыл о времени, когда он пошел домой, то увидел немца, одетого в черную форму, и его нужно было остерегаться. Мальчик пошей быстро и заметил, что немец на него смотрит. Солдат позвал Даниэля и обнял его, в этот момент парнишка боялся, что может солдат увидеть звезду на его свитере, но немецкий солдат показал фото какого-то мальчика и дал денег. После этого случая Д. Канеман понял, что его мама права, говоря о том, что люди интересны и их сложно понять.
Нобелевская премия
В 2002 году стал лауреатом Нобелевской премии в области экономики, где исследования были им проведены, как психологом.
Канеман и ГМО
В 2016 году Даниэлем Канеманом было подписано письмо, в котором он призывал Международную независимую неправительственную экологическую организацию, а также ООН и правительство всех стран прекратить борьбу с ГМО (генетически модифицированными организмами).
Наименее рационально
Нобелевская премия по экономике присуждена за исследования в области поведенческой экономики
В понедельник, 9 октября, стало известно, что Нобелевскую премию по экономике (или, официально, Премию Шведского национального банка по экономическим наукам памяти Альфреда Нобеля) получит американский экономист Ричард Талер: «за его вклад в поведенческую экономику». Об использовании знаний и методов современной когнитивной науки в экономических исследованиях, а также о том, что изучают специалисты по поведенческой экономике, читайте в нашем материале.
Нобелевская премия по экономике была учреждена в 1969 году, и с тех пор ее вручали в основном либо за фундаментальные экономические открытия, либо за исследования по применению в экономике методов прикладной математики. Например, в 1979 году Теодор Шульц и Артур Льюис получили премию за работу в области экономического развития (на примере развивающихся стран), а в 1994 году лауреатами стали знаменитый американский математик Джон Нэш и его коллеги, осуществившие анализ равновесия в теории некооперативных игр.
Таким образом, деятельность большинства лауреатов-экономистов (и экономической науки вообще) направлена на построение формальных микро- и макроэкономических моделей, необходимых для эффективного описания и прогнозирования финансового поведения людей и крупных государственных и коммерческих структур. В наиболее общем виде экономическая наука исходит из того, что поведение человека можно предсказать. Именно поэтому экономику называют «самой точной социальной наукой».
Экономисты, однако, понимают, что люди не всегда ведут себя рационально и распределяют свои доходы в соответствии с первоочередными, самыми важными потребностями. Мы можем тратить деньги на товары, которые нам не нужны, только потому, что они нам нравятся, или же не тратить деньги на что-то ожидаемо выгодное и полезное — только потому, что боимся. Однако подобные факторы, влияющие на настроения потребителей, сложно учесть при анализе финансового поведения: аналитики могут предсказать повышение величины спроса на зонтики в дождливый сезон (и, соответственно, рост предложения — для максимизации прибыли), но растеряются, если окажется, что в рейтинге продаж зонтики по какой-то причине уступили первенство дождевикам. Именно поэтому поведенческие факторы, влияющие на финансовые решения людей, долгое время игнорировались — несмотря на то, что термин «поведенческая экономика» появился еще в 70-х годах прошлого века.
Все изменилось, когда в 2002 году Нобелевскую премию по экономике получил не экономист, а американский психолог израильского происхождения Дэниел Канеман, с формулировкой: «За применение психологической методики в экономической науке». Канеман долгое время занимался изучением принятия решений — когнитивного процесса, который заключается в выборе одной стратегии поведения среди нескольких возможных, а также анализом внешних и внутренних (поведенческих) факторов, которые на этот выбор влияют.
В этом году Нобелевскую премию традиционно получил экономист: профессор Чикагского университета Ричард Талер (Richard H. Thaler). Его вклад в экономическую науку, однако, больше касается психологической стороны дела. Главный тезис его научных работ сводится к тому, что человека можно заставить покупать, а его финансовое поведение — предсказать, если учитывать, что человек — это существо иррациональное.
Одна из самых известных работ Талера, значительно обогатившая поведенческую экономику, посвящена изучению так называемого «эффекта владения». В соответствии с классической экономической теорией, владение каким-либо товаром или услугой не должно влиять на его ценность. Иными словами, теория предполагает, что человек, купивший, например, книгу, продаст ее, если захочет с ней расстаться, по той же самой цене, за которую она ему досталась. Талер (совместно с Канеманом) показал, что это не так. В 1990 году ученые провели эксперимент, в ходе которого раздали людям обычные кофейные кружки, а затем предложили их продать или обменять на шариковые ручки. Оказалось, что человек, уже владеющий кружкой, готов расстаться с ней за вдвое большую «цену», чем та, которую он же готов был заплатить за ту же кружку, пока еще ею не обладал.
Задумавшись над тем, под влиянием каких факторов человек принимает такое решение, ученые пришли к выводу, что оно обусловлено его же собственным поведением: уже обладая товаром, человек присваивает ему бóльшую ценность (и даже привязывается к нему), так как уже потратил силы, время и средства на его приобретение.
Другой пример «иррациональности» финансового поведения людей, который Талер описывает в своих работах, связан с понятием «честности» цены. Так, в баре и супермаркете может продаваться один и тот же товар, но по разным ценам. И хотя мы готовы заплатить за бутылку пива столько, сколько спрашивает бармен, мы не станем покупать по той же цене то же самое пиво в супермаркете, потому что уверены, что там оно должно стоить вдвое дешевле.
Несмотря на то, что Талер считает людей существами иррациональными, он не сомневается, что их финансовое поведение можно прогнозировать — и даже извлекать из этого выгоду. В своей книге «Nudge. Архитектура выбора. Как улучшить наши решения о здоровье, благосостоянии и счастье», выпущенной в 2008 году (русский перевод вышел в 2017-м), он формулирует теорию «подталкивания» (от англ. nudge — толкать плечом). В соответствии с этой теорией, некоторые аспекты поведения человека можно предсказать — а затем и использовать для эффективной продажи товаров и услуг, а также для максимизации прибыли.
Следовательно, полагает Талер, коммерческие организации напрасно стараются убедить покупателя в том, что приобретение их товаров выгодно для него. Лучше бы они убедили его в том, что их товары ему необходимы.
Мнение эксперта
Бóльшая часть экономических теорий исходит из упрощенных характеристик среды. Они подразумевают, что решения принимаются рационально, в зависимости от будущей доходности. Но понятно, что в жизни это почти всегда не так.
Известно, что у человека есть несколько десятков предрассудков, которыми он руководствуется, в том числе и в экономической деятельности. С одной стороны, человек может исходить из рационального поведения других людей и, соответственно, вести себя по-другому, либо, напротив, ждать, что люди будут вести себя иррационально, чтобы самому вести себя рационально. Это касается всех областей: и инвестирования, и торговли.
Это и есть так называемые «поведенческие финансы». Эта область популярна уже лет пятнадцать, вполне ожидаемо, что одна из Нобелевских премий будет посвящена именно этому — то есть, проблеме использования психологических моделей для предсказания экономического поведения людей.
Эти работы подкреплены хорошей математикой, они нашли свое подтверждение в эконометрических работах. В качестве примера влияния предрассудков, иррациональности можно привести, например, ситуацию с ICO, ситуацию вокруг блокчейна — это типичный пример использования «поведенческих финансов». Это отвлечение внимания от проблем, что дает возможность заработать тем, кто был первым, поскольку очевидно, что коррекция рынка криптовалют неизбежна.
Второй пример: то, что в нашей стране в первое десятилетие 2000-х была совершенно ненормальная ситуация с недвижимостью. Такая же ситуация была в 1927–1930 годах в США, и это привело к кризису во всей экономике. Недвижимость по всем параметрам не может приносить достойный инвестиционный доход, но у нас она его приносила. Тут действовали несколько факторов: влияние ипотеки, резкий недостаток возможностей для инвестирования. То есть, в результате это выстрелило, кто-то заработал.
Анализ иррациональных действий людей позволяет не наступать на грабли, на которые хочется наступить, но наличие теории не означает, что лично вы достигнете успеха. Любые экономические закономерности реализуются статистически.
Иван Родионов
Доктор экономических наук, профессор Высшей школы экономики
Профессор Талер «убил» Homo economicus — сказочную ступень эволюции человека, достигнув которой, он ведет себя максимально рационально — и тем самым позволяет корпорациям и правительствам предсказывать свое финансовое поведение. Вместо этого Талер показал, что всякий потребитель — это в первую очередь человек, который руководствуется не абстрактной выгодой, а своими (иногда — спонтанными и ведущими к получению немедленного вознаграждения) интересами.
Церемония награждения Шведской королевской академии наук пройдет в Стокгольме в начале декабря: в этом году лауреат премии по экономическим наукам получит девять миллионов шведских крон (примерно 1,1 миллиона долларов). На вопрос журналиста издания The New York Times о том, как он потратит эти деньги, Талер ответил: «Наименее рационально».
Литература
Leonard T. C. Richard H. Thaler, Cass R. Sunstein, Nudge: Improving decisions about health, wealth, and happiness //Constitutional Political Economy. – 2008. – Т. 19. – №. 4. – С. 356-360.
Kahneman D., Knetsch J. L., Thaler R. H. Experimental tests of the endowment effect and the Coase theorem //Journal of political Economy. – 1990. – Т. 98. – №. 6. – С. 1325-1348.
Kahneman D., Knetsch J. L., Thaler R. Fairness as a constraint on profit seeking: Entitlements in the market //The American economic review. – 1986. – С. 728-741.