Дао это что означает
Дао это что означает
Содержание
Концепция Дао
Дао обозначает в китайской философии вечное действие или принцип творения, который отвечает за происхождение единицы и двойственности и вместе с тем за начало мира и творение («10 000 вещей»).
Из Дао возникает полярность Инь и Ян и вследствие этого возникают противоположности, из согласованности действий которых возникают перемена, движение и взаимное проникновение — и вследствие этого возникает мир. Возникновение мира не означает факт какого-то времени, когда мир начал существовать. Мир существовал всегда. Речь идёт не о начале времён, как в Библии, а об осмыслении принципа существования. Поэтому, собственно, и «возникновение», и «Начало» — это слова, не отвечающие духу размышлений о Дао. На самом деле их надо чем-то заменить, но это так трудно, что мы вынужденно употребляем неверные слова, чтобы хоть как-то описать существующее.
Дао — это как принцип имманентности, так и трансцендентности, внутреннего и внешнего, невидимого и видимого. Дао — это наивысшее состояние бытия в его трансцендентной функции, как недифференцируемая пустота и мать космоса. Под наивысшим в даосизме понимается главное, высший уровень нашего понимания, а не сила, которая сильнее всех остальных сил. Под пустотой понимается то, что мы не видим, а не отсутствие чего-то. В современной трактовке это могут быть мельчайшие уровни микромира, «тёмное» вещество Вселенной, которое ищут сейчас астрофизики, нечто ещё более невидимое и неизвестное, но пронизывающее всё, как, например, магнитные поля или гравитационные волны, но ещё более фундаментальное, или, возможно, всё фундаментальное, взятое вместе, как бездна единичностей, составляющая творческую силу существования.
Согласно Лао-Цзы (Lǎozǐ) Дао порождает единицу (возможно, ци (Qi 氣)), единица порождает два — Инь и Ян (кит. 陰陽 ), которые порождают три и весь проявленный мир (кит. 萬物 / 万物, wànwù ). То есть Дао является источником всех форм. Одновременно это энергия, которая формирует весь процесс творения и творение. Это творящий дух, который и создаёт, и разрушает, но создание и разрушение одинаково творят и поддерживают этот мир, обеспечивая его существование в том виде, в котором мы его знаем.
Так как Дао охватывает всё, такие противоположности как отсутствие и наличие (кит. 無 / 无, wú, кит. 有, yǒu ), Дао нельзя описать в интеллектуальных понятиях, из-за чего китайская философия полна парадоксов. Один из главных парадоксов состоит в том, что Дао одновременно и единичное — неповторимый путь каждой вещи и каждого явления в отдельности, то есть самих по себе, и Единое, универсальный закон Вселенной, то, что объединяет все вещи и все явления в одно существование. Другой парадокс состоит в том, что Дао — высшая сила, но Дао нельзя при этом представить в виде чего-то отдельного. Дао словно разлито во всех остальных действующих силах, словно пронизывает их.
В понятиях классической литературы Дао осмысливается, как всё пронизывающая сила, как одновременно и средство, и цель существования. Впрочем, цель существования в даосизме — это не движение от низшего к высшему, как в монотеистических религиях, а нечто необъяснимое и непонятное. Даже Дао не знает, что это такое. Дао — это не Высшее существо, всё знающее и всё понимающее. Знание и понимание — термины, вообще не применимые к Дао. Цель существования — это «вещь в себе». Возможно, что всё существующее существует «просто так», а цель мы ищем, потому что не понимаем принципов Дао. Когда же понимаем, мы перестаём искать цель и смысл, а живём «просто так» — и, возможно, только тогда совпадаем с принципами существования.
Дао действует без активности и намерения, вещи происходят из него и получают порядок. Дао вызывает какую-либо перемену и все же сам пуст и не активен. Это подчёркивается Лао-цзы намеренно, чтобы Дао никто не представлял себе, как нечто существующее отдельно и создающее всё существующее.
Действие Дао незаметно и вездесуще. Дао везде и во всём. Дао упорядочивает без того, чтобы господствовать. Мы везде и во всём видим действие Дао, но нигде не можем сказать, что вот это — Дао само по себе. Мир — это словно растение, которое растёт, подчиняясь внутренним законам, но эти законы незаметны.
Каждому существу и каждой вещи присуще собственное Дао, собственный Путь существования. Недеяние также практикуется, поскольку Дао упорядочивает вещи самостоятельно, и не нужно вмешиваться в этот естественный порядок.
Дао можно понимать как всемирный принцип, рационально недоступный, и поэтому человек должен как можно меньше своим сознательным действием и стремлением мешать этому принципу осуществлять себя, должен жить более интуитивным способом. Следовать по пути разума, пренебрегая интуицией — значит враждовать с Дао, а враждующий с Дао неминуемо причиняет вред себе и окружающему. Он словно плывёт против течения, но это течение настолько сильно, что всё равно подчинит его себе. Плывущий против течения зря тратит свои силы. Истощая свои силы, он приходит к гибели.
Не только у человека есть часть в Дао, но и каждая вещь и существо имеет собственное Дао и собственный путь. Каждое существо на дороге Дао неповторимо в его изменениях и проявлениях. Дао обнаруживается как постоянное движение и изменение. Понимать Дао означает понимать опыт существования, а не неподвижные интеллектуальные программы. Понимать означает у Лао-цзы следовать по пути Дао: видеть, чувствовать, ощущать действующие силы, и плыть по волне, не сопротивляясь течению. Это не означает, что человек должен броситься в первую же попавшуюся ему волну. Сначала надо интуитивно почувствовать, как живёт этот мир, а потом уже отдаваться волне. Жить естественно — значит в даосизме следовать естественности, избегая произвольных действий, вызванных попыткой осмыслить существующее вместо того, чтобы существующее почувствовать.
Адвайта Веданта
В адвайте под термином Дао понимается брахман всепронизывающий, основные понятия сформированы Гаудападой и Шри Ади Шанкарой
Буддизм
В Буддизме синонимом Дао является шуньята божественная пустота, основные постулаты о ней были сформированы Нагарджуной.
Даосизм
В даосизме термин «дао» приобретает уже не этическое, а онтологическое значение, причём под ним понимаются и первопричина вселенной, и лежащая в её основе таинственная и непознаваемая закономерность, и целостность жизни. Всемирную известность понятие Дао получило во многом благодаря классическому даосскому тексту Дао Дэ Цзин, который наряду с Библией и Бхагавад-гитой является одним из наиболее переводимых на иностранные языки текстов. Непосредственно с понятием Дао связан и известный литературный памятник китайской культуры Дао цзан — «Сокровищница Дао».
В философии неоконфуцианства термин «дао» больше отождествляется с термином «ли» («принцип») и противопоставляется материальному субстрату «ци». Основатель рационалистической системы неоконфуцианства Чжу Си подчёркивал при этом тождественность дао человека и окружающего мира.
Дао в Дао Дэ Цзин
В Дао Дэ Цзин Дао упоминается во многих местах. Существует множество оттенков значений в различных переводах этой работы. Ниже приведен первый станс, описывающий Дао:
ДАО, которое может быть выражено словами, не есть постоянное дао. Имя, которое может быть названо, не есть постоянное имя. Безымянное есть начало неба и земли, обладающее именем — мать всех вещей. Поэтому тот, кто свободен от страстей, видит чудесную тайну [Дао], а кто имеет страсти, видит его только в конечной форме. Оба они одного и того же происхождения, но с разными названиями. Вместе они называются глубочайшими. Переход от одного глубочайшего к другому — дверь ко всему чудесному. «Дао Дэ Цзин» Лао Цзы (Ян Хин-шун, перевод, 1972 г.) Москва, Медков С. Б., 2010
Уточнение к приведённому выше переводу.
Иероглиф «Дао»(道) состоит из двух частей: шоу — голова и цзоу — идти.
Исследователи относят создание теорий, разрабатывающих понятие Дао, к пятому — третьему веку до н. э. Самые древние письменные источники, рассматривающие Дао как философскую категорию, относятся ко второму веку до н. э.. Это два рукописных списка одного и того же небольшого текста приписываемого легендарному мыслителю Лао Цзы. В разные исторические периоды философский труд Лао Цзы имел разные названия, а с первого века нашей эры за ним закрепилось название «Дао дэ цзин».
До русскоязычного читателя донести содержание этого небольшого произведения (5000 иероглифов), крайне сложно.
Первая трудность состоит в том, что в древнем китайском письме — «вэньянь» нет разделения текста на предложения.
Вторая трудность состоит в том, что не всегда достоверно известно точное значение иероглифа-слова.
Третья трудность перевода состоит в том, что переводчик неминуемо разрушая структуру оригинала искажает его, а в «Дао дэ цзин» структура текста имеет особую значимость.
На русский язык этот труд переводится разными исследователями совершенно по разному. Уже первое предложение состоящее (как принято считать переводчиками) из шести иероглифов допускает разные трактовки. Вот первое предложение
ДАО КЭ — проявление — бытие — может быть ДАО ФЭЙ — не есть (отрицание) ЧАН — истина — вечное — постоянное ДАО
В трактате, термином Дао автор называет глубочайшие, изначальные аспекты причин явлений. Дао — источник явлений но сами явления не показывают истину о источнике. Дао тоньше и значительней любых проявлений, частных случаев бытия. Дао может восприниматься через Дэ. Дэ проявляется как закономерности мира проявленного, как законы Вселенской Гармонии. О возможности следовать этим законам писал Лао Цзы.
Дао — одна из основных категорий китайской философии. В конфуцианстве — путь совершенного правителя, нравственного совершенствования, совокупность морально-этических норм. В даосизме — закономерность сущего, его порождающее и организующее начало. Мир — «воплощение» Дао. Мудрец, следуя дао, отказывается от целеполагающей активности (у вэй, «недеяние»), достигает единства с природой и совершенства. В традиции «Книги перемен» («Ицзин») Дао — закономерность чередования сил инь-ян.
Дао в концепции китайского материализма
«Дао есть управление реальными вещами. Лао-цзы был слеп, утверждая что Дао существует в пустоте […] Будда был слеп, утверждая что Дао существует в тишине […] Можно продолжать до бесконечности, выдавая подобные бессмысленные сентенции, — но еще никто не избежал конкретности вещей». (Ван Фучжи, 1619—1692 Ch’uan-shan i-shu)
Дао в христианстве, православии и православных текстах на китайском языке
Китайская философская концепция Дао как Пути, Силы и Слова имеет свои параллели как в греческой философии (концепция Логоса), так и в построенной на её основе последующей христианской, православной философии на что обращали внимание исследователи философии Востока и Запада разных эпох.
Для христианина путь (то есть Дао) есть Христос», паломничество (то есть следование Дао) — это путь к Христу. Если главный смысл паломничества в том, чтобы прийти к истокам христианства, то суть паломничества как христианского подвига — в подвижничестве: в преодолении не только трудностей пути, но и своей физической и порой душевной немощи. Подвиг странничества всегда вознаграждается духовной радостью познания красоты единого Божьего мира — и природной, и рукотворной. Ведь, познать мир — значит открыть миру своё сердце; воспринимать мир таким, какой он есть, великий и многообразный. Этому сущностному и поучают нас, грешных и сомневающихся. На основе книги «Странствования Василия Григоровича-Барского по Святым местам».
В наше время, в связи с распространением в Китае православной и христианской веры понятие Дао имеет огромное значение и вовсю используется для перевода богослужебных текстов на китайский язык и адаптации христианских богословских концепций под мировоззрение восточного читателя.
В середине XII в. во время правления династии Сун в Китай прибыли еврейские переселенцы. Они подарили императору Ветхий Завет, который на китайском был назван «даоцзин» (книга пути) и «чжэнцзин» (книга истины).
В книге иеромонаха Дамаскина, «Христос, Вечное Дао» [3] читаем следующее: «Это был тот Логос, о котором Гераклит сказал, что люди его „не в силах постичь“; это было то Дао, о котором Лао-цзы сказал, что „ни один человек в мире не может понять“. Тонко чувствующие китайские переводчики, зная, что Дао для китайского народа значит то же, что Логос для греческого, первую строку Евангелия от Иоанна перевели так: „В начале был Путь (Дао)“ (太 初 有 道 , 道 与 神 同 在 , 道 就 是 神 。).»
Дао и ислам
Концепция Дао, которая является важной составляющей китайской философии была использована и продолжает успешно использоваться для адаптации и переформулировки идей ислама для китайского мира и наоборот — концепций китайского мира на базе исламского мировоззрения. См. напр. работу Сачико Мурата «Дао ислама».
В исламе, в частности в суфизме, также прослеживаются идеи Пути, Силы и Слова. В частности есть понятия Божьего Слова (Калам, Коран), Божьей Книги (Мактуб), идеи странничества (мировоззрение странствующих дервишей и ходжей), которые вполне могут быть адаптированы для китайского мировоззрения с использованием понятия Дао.
Даосизм
Даосизм является одним из направлений китайской философии, которое соотносится с религиозными традициями Китая. Его основные принципы вытекают из древних шаманских практик. Это направление появилось в эпоху хаоса, разорения китайского общества, непримиримой борьбы за власть. На первых порах учение стало популярным среди бедных китайцев, которых привлекла идеология направления.
В Даосизме существуют:
Основными идеями в Даосизме являются:
Даосизм считается религией, не предполагающей наличия Ада и Рая. Ведь Абсолют дарует вечную жизнь, которую следует проводить, размышляя и созерцая чудеса Мироздания. Люди, познающие понятие Дао и следующие ему, будут жить вечно. Но это требует:
Однако такие строгие ограничения не всем под силу выдерживать. Поэтому, стремясь к упрощению, стали искать пути создания чудодейственного эликсира вечной жизни. Он был нужен для высших слоев общества – императоров, представителей знати. Первопроходцем в этом деле стал император Цинь-Ши-Хуанди, снаряжавший в другие страны целые экспедиции за нужными для эликсира бессмертия ингредиентами.
Учение Дао
Что собой представляет учение о Дао? Дао является нескончаемой дорогой, идущей повсеместно и в то же время нигде, причем этот путь не имеет начала и конечной остановки, идет в неизвестном направлении. Такому вечному Абсолюту подчиняется все, его законы действуют для Неба и Земли. Это бесконечный путь предполагает вечное движение, которое свойственно и всей природе. Ведь в ней все меняется, в том числе и человечество.
Величайшим счастьем, с точки зрения основателя учения, является понимание и осознание первооснов, а также соединения с ними. К пониманию сути приходят те, кто соблюдает законы и правила, которые касаются телесного и духовного. Как выше уже говорилось, в человеке живут божественные духи и демоны, ведущие борьбу за душу. Душу можно усиливать, если творить добро, а зло кормит демонов и отдаляет человека от Дао. Однако физическая оболочка также нуждается в «правильном» питании. Почти полный отказ от еды и постоянные физические упражнения подчиняют тело разуму человека.
Кроме того, такой путь учит не делать ничего целенаправленно. Таким образом, все происходит без вмешательства человека. В том числе это применимо и в сфере политики. Наилучшим правителем считают того, который не пытается вносить перемены в жизнь общества, государства, поскольку воля Небес считается законом для всех подданных. Они сами находят решение своим проблемам.
Естественное Дао – это начало всего Мироздания. Все происходит от первоосновы, которая являясь первоисточником, указывает путь, направление движения для всех и всего во Вселенной. Хотя он и не есть Богом. Этим направлением акцентируется природный аспект первоосновы. Его философия основана на естественности и простоте.
Особенности религии
Что касается Религии Даосизм, то это одна из самых древних в Китае, зародившаяся в 5-3 в. до нашей эры. Ее основоположником считают Лао-Цзы. И основана она на учении, представляющего собой путь к гармоничной жизни. К философскому трактату «Дао Дэ Цзин» стали относиться, как к религиозной священной книге.
В Даосизме существуют философское и религиозное направления. Религиозное направление дало толчок появлению новых божеств. Одним из таких стал Бог Юрди. Этому верховному владыке отошли в подчинение Небо и Земля. А богом домашнего очага стал Цзао-Ван.
В наше время Даосизм широко распространен во всем Китае и имеет тесные связи с буддизмом и конфуцианством. Были сооружены много храмов и монастырей, в оформлении которых сочетаются признаки всех трех китайских религиозных течений. Даосские божества использованы в росписях стен религиозных сооружений наряду с Богами Буддизма.
Кто основал Даосизм?
Основателем Даосизма считается Лао-Цзы. Этот древнекитайский мыслитель, ученый первым описал философию и ритуалы, практически сформировал целостное учение. Некоторые считают, что это вымышленная фигура. О нем известно их легенд. А других подтверждений его жизнедеятельности не существует.
Имя Лао-Цзы переводится, как «старый учитель», «вечный ребенок». Что интересно, по легенде мать его вынашивала в своем теле не 9 месяцев, а 81 год. Поэтому он пришел в этот мир седым стариком в 604 году до н.э. Некоторые придерживаются мнения, что он жил во времена Конфуция или был самим Конфуцием. По словам китайского историка Сыма Цянем он был очень образован и служил архивариусом и библиотекарем в период правления династии Чжоу. Еще одна легенда имеет свой вариант истории Мастера Лао-цзы, который будто заново родился, когда попал из Индии в Китай.
Несмотря ни на что, в Даосизме, учении религиозно-философского характера, практически каждой даосской школой он почитается в виде божества. Его считают один из «Троих Чистых». Императоры из династии Тан, считая Лао-цзы своим прародителем, обожествляли и строили ему храмы и возводили в звания и титулы.
Символ Даосизма
Главный символ в Даосизме представлен знаменитым знаком Инь и Ян. Он символизирует мужское и женское начало. Они должны быть неразлучны друг с другом. Этот черно-белый круг придумали даосские монахи. Он ассоциируется с жизнью, которая не бывает только светлой либо только темной. Черная часть круга символизирует женское начало (спокойствие и равновесие), белая часть – мужское (активные действия, напор и сильная жизненная энергия). По мнению монахов, все живое может гармонично существовать только в таком в симбиозе. Это два дополнения друг другу. Когда человек обладает только одним началом, то он живет не по правилам, а значит, не способен познать Дао и достичь бессмертия.
Принципы Дао
Принцип Дао заключается в естественности любых деяний человека. Те, кто стремиться менять Мир, противоречат даосской идеологии и основам вероучения. Приветствуется наблюдательность и желание пребывать наедине с собой, что способствует слиянию с Совершенством, Абсолютом и вечного гармоничного бытия.
Согласно Даосизму, только следуя этим догмам, человек обретет шанс достичь бессмертия, внутреннего освобождения и истинного счастья.
Главное о даосских практиках
Практики в Даосизме представляют собой комплексную систему самостоятельного развития людей. Для достижения истинной цели – бессмертия, последователи этого китайского направления воспитывают в себе внутреннюю силу, совершенствуют свою человеческую природу.
За счет таких практик человек может гармонично развиваться физически, ментально и духовно. Они помогают выйти за грани физической локализации. Таким путем развивают душу и дух человека. Разные упражнения медитативной и энергетической направленности дают возможность увеличить количество жизненной силы и энергии, уменьшить напряжение, улучшить самочувствие. А также это может помочь исцелению и защите в разных опасных ситуациях.
Первым этапом для начинающих практиков является пробуждение целительного света, которое предполагает следующие шаги:
Второй этап предполагает развития в человеке его внутреннего потенциала, силы.
Даосские упражнения и техники позволяют научиться исцелению, развитию души и духа. Такой путь позволяет человеку стать просветленным и развитым в духовном и физическом планах.
Продвинутый человек (практикующий) способен достичь бессмертия (в духовном царстве). В этом случае жизненная энергия «Ци», в буквальном смысле слова, видоизменяется. То есть она из физического состояния переходит в ментальную форму. Человеческий Дух держит курс в пустоту. Самое наивысшее достижение – бессмертность духа и тела.
Благодаря даосским практикам человек способен двигаться по пути улучшения здоровья, дальше в здоровом теле преобразовывать энергию и в конечном результате полностью обновляться, становиться мудрым и слиться с Дао. Их ценностью является достижение единства и гармоничности людей и всего, вокруг них. Речь идет о полной и истинной гармонизации.
Если возникли вопросы о Даосизме, обращайтесь к специалистам Центра развития личности «Арканум».
(Мысли о природе дао)
Дао бестелесно, туманно и неопределенно. Оно глубоко и темно.
Однако в нем сокрыты образы и вещи содержащие великое дэ.
Дао-дэ цзин.
Мироздание устроено очень сложно, но может быть объяснено крайне просто и в этом единство сложного и простого, которые дополняют друг друга в процессе понимания реальности. При этом простые очень емкие образы, возникшие интуитивно в глубокой древности, обретают свой подлинный смысл и становятся новой ступенью познания. Именно к подобным понятиям относится понятие о дао. Данная работа не является комментарием к «Дао-дэ цзин», а относится к попыткам расшифровать представления о дао на основе самых современных научных теорий.
Представления о дао возникли очень давно примерно в начале 1 тысячелетия до нашей эры в эпоху создания «Книги перемен», но оформились как духовно-философское учение в середине 1 тысячелетия до нашей эры. По преданию знаменитый трактат «Дао-дэ цзин» был оставлен Лао-цзы на пограничной заставе, когда он покидал, пришедшее в упадок чжоуское царство и направился на Запад. Этот трактат о сути Дао оказался очень популярен и по числу переводов и трактовок находится на втором месте в мире, после Библии. Он является центральным в триаде главных духовных писаний человечества: Библии, Дао-дэ цзина и Бхагават-гиты, представление о которых необходимо любому культурному человеку.
Книга УФС утверждает: «Познавайте дао и тогда Великое дэ станет вашей сутью, ибо в 25-м чжане Дао-дэ цзин сказано: Человек берет за образец Землю, Земля берет за образец Небо, Небо берет за образец Дао, а Дао берет за образец свою самоестественность». Познавший Дао – становится Дао, но познанное Дао – это уже не Дао, а всего лишь относительно достоверная реальность, являющаяся лишь частью подлинной действительности. Потому познание Дао есть лишь приближение к нему, наполняющее его конкретностью, но оставляющее за ней место для философско-поэтического восприятия.
Дао – это пустота, лежащая в основе мира.
Лао-цзы.
В «Хуайнань-цзы» говорится, что чистый и светлый воздух или эфир, поднялся и образовал небо, а тяжелый и мутный опустился и образовал землю. От соединения частиц или семян (цзин) неба и земли образовались инь и ян, а от них все остальное. Потому даосы утверждают, что все есть дао, ибо «превращения невидимого бесконечны. Дао – глубочайшие врата рождения – корень неба и земли», а корень дао есть эфир, загадочный, неощутимый, всесоздающий и всепоглощающий. Никто не знает, из чего состоит дао, но можно догадываться из чего состоит эфир. Он создает и уничтожает материю. Он проницаем для мысли и способен создавать бесчисленное множество образов. Вся история жизни человечества и каждого человека есть история мыслеобразов, которые бесчисленны и неповторимы, как облака в небе, волны в океане и деревья в лесу. Все это возникло из эфира. Потому не стоит гоняться за непостижимым непередаваемым дао, а стоит вновь присмотреться к покинутому и непризнанному эфиру, которому все равно, что мы о нем думаем. Потому как все окружающее и наши мысли о нем – это тоже он [5].
Эфир, как и дао, есть инь и ян, называемые информацией и энергией, сознанием и материей, неподвижностью и движением, статическим электрическим зарядом и подвижным магнитным потоком, которые неразрывны как соединение твердости и мягкости образующие силу действия. Она и есть корень эфира всерождающего, всехранящего и всепоглощающего. Потому эфир есть рождающаяся, живая и умирающая Вечность. Бытие и Небытие есть свойство дао [1, 6, 10].
Эфир, как и дао, есть жесткое неподвижное соединение вихрей противоположностей положительного и отрицательного зарядов, окруженных мельчайшими сверхтекучими вихрями магнитной индукции. Это полностью уравновешенное состояние за исключением того, что его жесткость содержит упругость, положительный заряд по величине немного больше отрицательного, а сверхтекучесть допускает уплотняемость, ибо в идеальном равновесии должно содержаться неравновесие. Потому эфир есть особое состояние изначальной среды, соединяющее наполненность и пустоту, континуальность и дискретность, упругость и твердость, плюс и минус. Соединение противоположностей есть свойство дао [6,10].
Эфир как и дао, проявляет себя в свойствах порождения массы за счет деформации зарядов и уплотнения потоков индукции, причем эффект самоиндукции равнозначен инерции вещества и инерционности мышления. При этом возникают скрытые массы темной материи и тайных замыслов сознания, являющиеся незримой основой сущего. Сохранение устойчивости и традиции среди вихрей перемен есть свойство дао [6].
Эфир, как и дао, проявляется в гравитации, возникающей как притягивающая сила положительных и отрицательных зарядов, связанных с наличием масс, а при недостатке масс проявляющийся как антигравитация или расталкивающая сила, называемая темной энергией, которая возникает за счет различия в величине зарядов. При этом сверхконцентрация массы ведет к взрыву сверхновой и распылению массы, рождающую новые миры. Масса богатства, возникающая как деформация благо, создает притягивающую силу власти, ведущую к неудержимой концентрации богатств. Это создает общий недостаток богатства и порождает разрушающую силу революции, распыляющей богатство и новое притяжение власти к богатству. Так эфир концентрирует и расширяет вещественный и осознаваемый миры. Потому притяжение и отталкивание, концентрация и рассеяние есть свойство дао [6, 10].
Эфир, как и дао, есть океан волновых форм, в котором одновременно распространяются очень быстрая поперечная волна излучения, называемая светом и во многие тысячи раз быстрее продольная волна вибрации, называемая гравитацией. Их скорости определяются свойствами эфира. Отсутствие предела скорости волн есть свойство дао [10].
Эфир, как и дао, при действии на него энергией-ян деформирует заряды и создает из бесформенного направленные формы информации-инь в виде замкнутых и открытых резонансных волн называемых частица и излучение или вещество и поле. Порождение скрытых и ощутимых волновых форм есть свойство дао [6].
Эфир, как и дао, подобен зеркальной глади воды, отражающей небо, землю и смотрящего в него. При действии на него информацией-инь он создает волны притяжения и отталкивания, за счет изменения строения магнитных потоков, которые проявляются как волны сознания и поведения живого существа. При этом поперечная волна есть чувство, а продольная волна – разум, которые всегда вместе. Потому пустотность сознания, инстинктивность поведения и направленность мысли есть свойство дао [6].
Эфир, как и дао, есть единение в меру соединимых волн вещества и сознания в виде жизни основанной на принципе самоорганизации (ли) – взаимоподдерживание в движении единых форм, когда изменение одного меняет другое и наоборот. При этом нет первичного и вторичного, а каждая часть имеет смысл в соединении с другой, образуя соразмерное совершенное целое. Потому место, время и мера состояния эфира определяют неизбежную динамику форм и направлений любого движения жизни, а их неопределенность создает несоразмерность или искажение, которое самоуничтожается в круге смерти и рождения. Потому действие посредством недеяния есть свойство дао [1,15].
Эфир, как и дао, нельзя увидеть, но его можно ощутить в чувственных образах, отчасти передаваемых ритмом мелодии, отточенным словом поэзии, и представить в схематичных моделях, сопровождаемых условной магией геометрии и математики. Все ощущаемое и представляемое есть отражение вихрей и потоков, указывающих на эфир, но им не являющимся. Потому отражение в чувствах и разуме есть свойство дао[6].
Эфир, как и дао, не имеет направлений, но способен создавать их, порождая бесчисленное множество простых и сверхсложных, реальных и воображаемых явлений, ибо в основе его игра саморезонирующих волновых гармоник, рождающая неповторимую мелодию жизни. Начавшись с начального Импульса (звука ОМ), мир рассыпался на гармоническое многообразие форм и возможностей, охватив всю реальность как единую Песнь Жизни. Делать невозможное возможным есть свойство дао [11].
Дао было прежде неба и земли и существует вечно.
Чжуан-цзы.
Дао есть равновесный сверхплотный эфир неподвижный по отношению к себе, но полный скрытого вращательного движения, которое есть внутренняя неравновесность, содержащая два дополняющих начала. Потому в нем заключено безымянное дао покоя и поименованное дао движения, которые периодически переходят друг в друга, как формы покоящегося и возбужденного эфира. Материя есть возбужденный эфир, обладающий способностью к самодвижению или самоорганизации, которая проявляется в виде резонансных волновых форм. Законы самоорганизации этих форм есть законы концентрации и рассеивания, суть которых находится в дао покоя – истинном непостижимым дао [1, 13].
Возбуждение эфира началось с роста потоков магнитной индукции, образовавших немыслимо мощные электромагнитные поля и электрические токи, усилившие неравномерность во всей изначальной структуре эфира и создавшие массу за счет уплотнения индуктивностей. Так на основе резонанса самовозбуждения возникли потоки и вихри темной материи. Возникло Темное Пламя, сформировавшее эфирный план Вселенной или начало Движения Жизни. Возникшее при этом движение было всего лишь относительным разуплотнением эфира, способным перемещаться в его неподвижной основе в виде волн.
В процессе этого движения сформировались сферические замкнутые вращательные волновые формы, называемые солитоноподобными структурами (СПС) или частицами вещества [14]. Происходило разделение излучения и вещества в виде открытых и замкнутых волновых форм. При этом веществом становились только устойчивые резонансные структуры, способные к дальнейшей самоорганизации, а именно протон, электрон и нейтрон, которые существовали в доатомном состоянии в виде холодной плазмы и в виде водорода – первого атома материи, с которого начался гармонический ряд атомно-молекулярного многообразия вещества. Мир изначальных возбуждений эфира стал миром микроформ вещества, основой его упорядоченности, ибо порядок возникает лишь на основе порядка.
Потому дао материи есть упорядочение, заключающееся в переходе инь в ян или разреженного состояния в концентрированное, посредством оптимизации энергетических связей. Суть дао материи – устойчивость ЭИ формы. Оно заключается в образовании сферы, состоящей из ядра и оболочек или слоев информации, распределяющей энергию в виде определенных структур, обеспечивающих ее устойчивое существование. Первой начальной сферой образовавшей материю, как таковую, был атом водорода, являющий собой сферу, состоящую из нуклонного ядра, окруженного индукционной оболочкой в виде электрона. Он состоит из трех основных частей: ядра, оболочки и условной упругой поверхности, обусловленной градиентом упругости электронной оболочки. Водород есть прототип всего мира элементов – основы материи.
Второй сферой возникшей на основе водорода и сопутствующих ему элементов стала уплотняющаяся сфера водородного газа, которая при наличии достаточного количества атомов водорода становится сначала жидкостью, состоящей из смеси атомов различных химических элементов, пропитанных водородом, а потом твердой сверхплотной плазмой, состоящей из ядер этих атомов, лишенных электронных оболочек и вплотную прижатых друг к другу. Дальнейшее гравитационное уплотнение подобной плазмы приводит к появлению огня сгорающих разрушающихся атомов, который есть изначальный Огонь Созидания, называемый термоядерной реакцией превращений. Давление и уплотнение рождает огонь, а разуплотнение дает лишь дым или твердь – вещественный след огня. Так рождаются звезды создающие материю из горящей плазмы или живого огня, а обычное вещество есть результат горения в виде дыма и пыли в окружающем пространстве.
Отсюда следует, что управляемая термоядерная реакции в установках типа «токамак», вряд ли достижима, поскольку кроме температуры и магнитного поля, требуется обеспечить звездное давление, создающее горение твердой плазмы [2].
Третьей сферой возникшей на основе водорода стала сфера водородного газа и пыли, достигшая стадии твердой плазмы, называемой металлогидридом и превратившаяся в холодный металлический шар, быстро вращающийся вокруг оси и по орбите вокруг центрального Солнца. Именно эта сфера дает основу всему многообразию материального дао и в том числе биологической жизни [4,9].
По прошествии времени, наступает цикл планетарного дао, когда тепло Солнца вместе с накопившимся радиогенным теплом, запускает процесс оживления спящей планеты. Она начинает парить водородом, распухая и увеличиваясь в несколько раз. Ее вращение замедляется, а поверхность покрывается сетью мелких мозаичных трещин, из которых изливается внутренняя порода, создающая на ней прочную кору. Вулканические газы, вырывающиеся из трещин, создают плотную атмосферу [4,9].
Со временем процесс превращения твердой плазмы ядра в водород и сплав металлов усиливается, и на поверхности возникает вода, образующая мелководные водоемы, в которых сразу появляется и кишит жизнь. Потому четвертой сферой возникшей на основе водорода является жизнь, которая появляется всегда, где есть вода и другие соединения водорода, прежде всего, с углеродом. Подобные соединения в определенных планетарно – космических условиях проявляются в виде формы (границы взаимодействий), позволяющей реагировать на внешние влияния, позволяющей самокопирование и самоусовершенствование этой формы для поддержания состояния внутренней оптимальности. Эти способности и являются, собственно жизнью, и образуют биосферу или 4-ю сферу металлогидридной планеты [5].
Однако процесс истечения водорода непрерывно усиливается и к концу палеозоя приходит время, когда он достигает максимальной скорости. Тогда внутренняя сфера планеты не выдерживает нарастающего давления потоков водорода и пластичных пород, устремляющихся к поверхности. Вся металлосфера планеты разбивается системой гигантских разломов, рассекающих ее тело вплоть до твердого ядра. По ним из основания металлосферы поднимаются глубинные порода, которые раздвигают земную кору, создавая понижения поверхности, а образующаяся в это же время вода заполняет их, создавая океаны. Это разрушительное явление, которое сопровождается катастрофическими землетрясениями, поверхность земли покрывается огромными потоками пылающей лавы, а в атмосфере возникают тучи удушливых вулканических газов. Неоднородности атмосферных процессов рождают мощнейшие ураганы и невиданные штормы. Неоднократно возникают и исчезают горные цепи на поверхности. Океаны продолжают расширяться, на их дне распространен подводный вулканизм, появляются и исчезают острова, откалываются и проваливаются обломки материков. Для сформировавшейся биосферы эти катастрофы были тяжелейшим испытанием в котором погибло около 90% существовавших видов, как на суше, где они сгорели в лавовых потоках, так и в гидросфере океанов существенно увеличивших свою соленость [4, 9 ].
Со временем процесс распухания замедляется, поскольку запас твердой плазмы подходит к концу. Сейчас металлогидридное ядро составляет всего около 1% от общего объема планеты. Потому новейшее альпийское горообразование, возможно, является последним в геологической жизни Земли. Атмосфера очистилась, тепловой поток из недр сократился и климат стал более прохладным, а поверхность Земли обрела современный вид. Наступает последний спокойный этап жизни Земли в качестве затухающей геодинамической системы, которую оживляли потоки водорода из недр [4]. Водород в виде протонного газа, продувающего толщу Земли является для нее подлинным Духом Святым, который сотворил ее такой, какая она есть, вместе с сушей и морем, с живыми существами и человеком. Прекращение водородного потока приведет к ликвидации притока тепла из глубины и постепенному исчезновению геомагнитного поля. Космические лучи обрушатся на поверхность Земли, уничтожая существующую биосферу, изменится состав атмосферы, а океаны начнут постепенно испаряться под жгучим Солнцем. Дольше всего, существующая жизнь будет сохраняться в подземных и подводных условиях, видоизменяясь и пытаясь выжить. Это естественный процесс умирания, свойственный всему живому, ибо все имеющее начало имеет конец. Однако именно теперь приходит время человека, потому что дао способно делать невозможное возможным.
Все мы направляемся на Запад.
Книга УФС.
Дао сознания человека есть новое качество возбуждения эфира, в его наивысшем известном виде, в способности осознать самое себя и тем выделиться в эволюционном процессе. Его суть заключается в двойном переходе инь в инь или расщеплении волнового потока восприятия на два и соединении их в ян, в качестве разума. Подобный переход, невозможный для других известных живых существ, позволяет восприятию, сливаясь с самим собой, создать неповторимый своетаковый поток мыслеобразов и понятий, выражающий в условной форме скрытую суть всей реальности. Чтобы понять это, надо знать подлинное происхождение человека.
Человек возник на основе млекопитающего животного, которое вело морской образ жизни, наподобие дельфина, но осуществляло рождение и воспитание потомства в прибрежной мелководной зоне. Это привело к особому устройству его мозга, представлявшего собой два независимо работающих полушария в одном черепе. Изоляция отдельных мелководий от океана из-за регрессии моря, превратила это животное сначала в обособленный прибрежный вид, а затем вновь вывела на сушу. При этом эволюция мозга сделала возможной возврат к одновременной работе обоих полушарий, который в итоге позволил сформировать самосознание. Возврат есть инверсия, дающая новые качества, потому человек результат инверсии тела и инверсии сознания – очередная ступень эволюции мира [7, 8,12].
«Хуэй Ши спросил у Чжуан-цзы: «Верно ли, что люди изначально не имеют человеческих наклонностей?»
– Да, это так, – ответил Чжуан-цзы.
– Но если человек лишен человеческих наклонностей, как можно назвать его человеком? – вновь спросил Хуэй Ши.
– Дао дало ему облик, Небо дало ему тело, как же не назвать его человеком?
– Но если он человек, то, как может он жить без свойственных ему наклонностей?
– Одобрение и порицание – вот что я называю человеческими наклонностями,
–пояснил Чжуан-цзы.
– Я называю человеком без человеческих наклонностей того, кто не позволяет утверждением и отрицанием ущемлять себя внутри, следует тому, что само по себе таково, и не пытается улучшить то, что дано жизнью.
– Но если он не улучшает того, что дано жизнью, как может он проявить себя в этом мире?
– Дао дало ему облик, Небо дало ему тело. Он не позволяет утверждением и отрицанием ущемлять себя внутри. Ты же вовне обращаешь свой ум на внешние вещи, а внутри насилуешь свою душу. Прислонись к дереву и пой! Облокотись о столик и спи!» [16].
В своетакости Первовещь дышит свободно, в совпадении со своей природой. Это проявляется в человеке как особое состояние вхождения в поток существования, в достижении недвойственности себя и ЭИ волн окружающей реальности, в котором сливаются в единстве свобода и воля с сущностью существования мира. Поэтому вместе с человеком возникло и его дао, называемое Путь, а все его духовные искания стали поиском Пути. Путь человека – это путь Первовещи, отделенной своим происхождением, от всех других вещей. Потому Путь человека, кроме естественных свойств живого, несет Знание, которое не знает и которое проявляется в виде прогресса. «Незнание глубоко, знание поверхностно. Не знать это – внутреннее, а знать – это внешнее» [16].
Путь незрим, и ему нельзя дать имя. Вопрошать о Пути – значит не знать Пути, потому вся философия вопрошания в данном представлении – это пустое занятие. Отвечать же там, где не может быть ответа – значит потерять присутствие Пути. Спрашивающий и отвечающий, вокруг себя не видит Вселенной, а внутри себя не замечает Внутреннее Начало. Человек внешнего мира лишь постоялый двор для вещей, а человек внутреннего мира всего лишь поток преходящих иллюзий. Тот, кто способен измениться сам, способен принять перемены вещей и состояний, является пригодным к жизни в Мире Перемен. Только он может знать, на что он способен, а на что нет.
Дао – Путь Перемен и Превращений, ведущий к совершенству. Что есть совершенство?: – совершенное действие, устраняет действия, совершенная речь, устраняет слова, а совершенная мысль, устраняет мысли [16]. Остается только Полнота Пустоты или Пустота Полноты, всегда жаждущая совершенного. Только Путь дает подлинное ощущение полноты жизни, которое реально, но не передаваемо другому, потому что возникает только изнутри, собственным усилием духа. «Располагаться строго по уровню – таково свойство покоящейся воды. Если вода может послужить здесь образцом, то лишь потому, что внутри она предоставлена самой себе и не ищет себя вовне. Полнота свойств – это вершина нашего совершенствования в жизненной гармонии. От полноты свойств, даже не проявившейся до конца в телесном облике, ничто сущее в этом мире отойти не может» [16].
Следуя дао, человек неизбежно приходит к дэ: «Дао рождает вещи, дэ вскармливает, взращивает их, воспитывает их, совершенствует их, делает их зрелыми, ухаживает за ними, поддерживает их. Создавать и не обладать, подвигнуть, не прилагая усилий, главенствуя не повелевать – вот глубочайшее дэ» [1].
«В природе все и без насилия согласно с дао, и без уговоров проникнуто благом, каждая вещь в спокойной радости, не зная гордыни, обретает гармонию» [15]. Это означает, что постижение дао есть обретение благо или жизненной силы, которое «приводит в согласие небо и землю, в гармонию инь и ян, сочленяет четыре времени года, согласует пять первоэлементов» [16]. В чем же конкретно выражается благо?
Более конкретно благо представляет собой постоянное присутствие в сознании «четырех драгоценных состояний души: любящей доброты, приносящей чистую радость; сострадания, удаляющего страдания; радости в счастье других и равностности безотносительно к обретению – потере, к истинности – ложности, к одобрению – порицанию.… С другой стороны это состояние растворения сознания в деятельности или слияния действия и осознавания в единый «поток». В этом состоянии человек настолько вовлекается, погружается в то, что он делает, что у него исчезает осознание себя, как чего-то отделенного от совершаемых им действий. Подобная деятельность может приносить большее наслаждение, чем любая самая «кру¬тая» форма досуга, и наполнять человеческую жизнь высшим смыслом» [3]. О таком состоянии сознания повествуют известные из «Чжуан-цзы» притчи: о пловце в реке Люйлян, слившимся с потоком, о мяснике, мгновенно разделывавшем огромную тушу, о фехтовальщике, о ловце цикад и ряд других.
Это непередаваемое наслаждение процессом деятельности, творческий экстаз (аналог религиозного экстаза), в котором сознание выходит за пределы обыденности во вневременное пространство творчества, создания нового. В этом состоянии сливаются воедино телесный субъект, мышление как процесс и мыслимое как содержание действия. По сути – это глубокая медитация на истину, называемая, по В. Козлову, инстазом или ресурсным состоянием сознания. В этом состоянии происходит глубокое постижение мира, самого себя и преображение-обогащение сознания человека. Это и есть блаженство человеческой деятельности. Вообще говоря, это и есть Деятельность Человека. Человек на этом пути «взращивает» в себе не только Субъекта Деятельности, но и Субъекта Мира. В этом процессе человек не столько создает те или иные идеи и образы, сколько сами идеи «создают» человека. Действующая творящая личность раскрывается как «causa sui» (причина себя), осуществляя подлинное дао человека [3]. В Книге УФС об этом сказано: «Творчество создает Творца в процессе творения».
В представлениях о дэ «потоковое» сознание непосредственно связано с принципом «делания – неделания» (вэй – у вэй) или с приоритетностью недеяния в поведении мудреца обретшего дэ. Следует понимать, что недеяние не является бездействием или безразличием, а наоборот требует высочайшей вовлеченности в окружающий мир, в «поток» жизни, в котором все действия происходят как бы сами собой, без напряженных усилий. Поэтому принцип недеяния по Е. Торчинову надо рассматривать как «непротивление», если понимать под последним непротиводействие естественному ходу событий [13].
Кроме того недеяние предполагает спонтанность поведения и реакций, то, что можно назвать безпредпосылочностью или безопорностью (у дай). Оно близко к другому представлению, называемому безустановочностью (у синь), основанному на естественной непредумышленности поведения, означающей растворение субъекта деятельности в согласованности с природой сущего, которое тоже беспредпосылочно. «Нет Владыки, творящего вещи, и вещи сами творят себя и пребывают в беспредпосылочности: такова истина Неба и Земли» по мнению Го Сяна о сущности мира [13]. Этот вывод полностью подтверждается современными научными представлениями, изложенными в данной работе. Поэтому Путь человека с неизбежностью определен Путем Мироздания, которое с такой же неизбежностью следует самому себе.
«Дунго-цзы спросил у Чжуан-цзы: – Где находится то, что мы называем Путем?
– Нет такого места, где бы его не было, – ответил Чжуан-цзы»…
«Небу нельзя не быть высоким, Земле нельзя не быть широкой, Луне и Солнцу нельзя не идти своей дорогой, тьме вещей нельзя не множиться: – вот что такое Путь!» [16].
В Мироздании у каждой вещи свое место, время и свой единственный Путь, который конечен, потому все они идут на Запад. Это Путь узкого совершенства или специализации и умножения повторяющихся событий. Только Первовещь имеет одновременно все Пути и способность перехода с одного на другой изначально заложенную в самом ее возникновении.
Все есть Путь: совершенство в деянии – это Путь и совершенство в недеянии тоже Путь, совершенство в полноте – это Путь и совершенство в Пустоте тоже Путь. Не мы выбираем Путь, а он нас и все эти пути есть Превращения. Создание Превращений – суть дао человека. Однако человек уже вырастает из Превращения в виде деяния и недеяния. Самопревращение – вот будущее дао человека.
Поэтому дао человека требует философии утверждения, основанной на достоверном знании, а не на догме авторитета, сколь бы велик он ни был. Философия утверждения для современности пока не сформирована, хотя ее научные основания уже проявились в реальности в виде передовых научных концепций по строению эфира, происхождению Вселенной, звездным процессам, возникновению и эволюции планет, происхождению жизни и человека, ноосферных представлениях и т.п. Необходимый уровень знания уже есть, но является ли он достаточным, чтобы быть принятым в обществе и стать основой для неизбежного перехода от стихийного к осознаваемому развитию.
Каким путем самопревращения пойдет человек? Превратит ли он себя в странствующее космическое существо или, оставаясь собой, превратит Землю в совершенную Ноосферу или выберет иной, совершенно неведомый Путь – все возможно, ведь делать невозможное реальным есть свойство Дао человека.
1.Дао-дэ цзин
2.Дигонский С. В. Тен В. В. Неизвестный водород.
3.Козлов В. В. Интегративная психология.
4.Ларин В. Н. Наша Земля.
5.Мельников Г. А Книга УФС ч.1, ч.2.
6.Мельников Г. А. Рассуждения о реальных основах мироустройства.
7.Мельников Г. А. Тема сознания – сейчас и потом.
8.Мельников Г. А. Что такое сознание.
9.Никонов А. П. Верхом на бомбе.
10.Рыков А. В. Вакуум и вещество Вселенной.
11.Сухонос С. И. Масштабная гармония Вселенной.
12.Тен В. В. Прощай обезьяна.
13.Торчинов Е. А. Пути философии Востока и Запада.
14.Филлипов А. Т. Многоликий солитон.
15.Хуайнань-цзы.
16.Чжуан-цзы.