Дарендорф считал что конфликт приводит к развалу старых систем и возникновению новых

Немецкобританский социолог Ральф Дарендорф (р. 1929) уже к концу 50х гг. XX в. разработал и обосновал свою теорию конфликтной модели общества. Конфликт является центральной категорией всей его социологической деятельности. Она представлена в его книге «Социальные классы и классовый конфликт в индустриальном обществе» (1957) и более зрелой публикации «Современный социальный конфликт» (1992). Взгляды социолога на конфликт перекликаются с его более ранними диссертационными изысканиями, посвященными критике теории Маркса. Поэтому классовая борьба между пролетариатом и буржуазией признана Дарендорфом как основной конфликт, но не объясняет конфликты современного общества.

Общество, по Дарендорфу, представлено как постоянно меняющаяся система взаимоотношений между конфликтующими социальными группами или классами. Социальные конфликты неизбежны и необходимы. Отсутствие конфликта считается ненормальным для общества.

Дарендорф выстраивает иерархию конфликтов, различающихся уровнем действия – от микроуровня до макроуровня, насчитывающую 15 типов конфликтов. Классовый конфликт как центральный конфликт общества зависит от характера власти, преобладающей на конкретном историческом этапе. В современном обществе этот конфликт определяется как конфликт между индустриальным ипостиндустриальным обществом. Конфликты индустриального общества теряют свою остроту изначимость. Появляются новые конфликты, порожденные сменой характера власти и отношений вобществе. Например, конфликт образа и стиля жизни. Влиять на подобные конфликты, как считает Дарендорф, бессмысленно и нецелесообразно, так как они образованы естественным эволюционным путем развития общества.

Одно из направлений теории конфликта Дарендорфа посвящено развитию либерализма в обществе, поощрению реформ и других изменений в обществе, раскрытому в книгах «Жизненные перспективы» (1979), «Закон и порядок» (1985).

Другим важным направлением его теории стал анализ исторических событий, оказавшихся переломными для общества XX в. Социолог изучает глобальные изменения, происходившие в Европе в целом и в Британии в частности, отыскивая причины социальных конфликтов и преобразований в обществе под воздействием революций.

Источник

Теория социального конфликта Л. Козера и Р. Дарендорфа. Функции конфликта по Л. Козеру. Конфликтная модель общества Р.Дарендорфа

Мировой истории известно множество примеров конфликтов и их значений для хода исторического процесса. Современный мир не является исключением. Конфликты внутри групп, стран, международные конфликты и поиск их решения привлекают внимание специалистов в области социальных наук.

Конфликтология как научное знание появилась на Западе в середине XX века, в России она стала активно развиваться с середины 1980-х гг. Специалисты отмечают, что запаздывание становления конфликтологии в России привело к множеству проблем, в частности к тому, что общество не смогло своевременно предвидеть многие конфликты, с которыми столкнулась страна на рубеже тысячелетий.

Теория социального конфликта возникла в социологии в 50-60-ые гг. XX века в работах Л. Козера, Р. Дарендорфа, Р. Миллса, К. Болдинга и др. Однако еще первые положения этой теории отмечают в работах К. Маркса, Л. Гумпловича, В. Парето, Т. Веблена, Г. Моски, М. Вебера.

Наиболее полно теория социального конфликта отразилась в работах американского социолога Л. Козера «Функции социальных конфликтов» (1956) и немецко-британского социолога Р. Дарендорфа «Классы и классовый конфликт в индустриальном обществе» (1957).

Они сформулировали свою теорию на базе критики структурно-функциональной теории Т. Парсонса, который рассматривал общество как устойчивую и стабильную структуру. Козер и Дарендорф рассмотрели конфликт как позитивный фактор, способствующий социальным переменам.

При структурно-функциональном подходе общество рассматривается стабильным (устойчивая структура элементов и частей), интегрированным (интегрированная структура общества), нормально и устойчиво функционирующим.Конфликтная модель предполагала, что каждое общество изменяется, испытывает конфликты, которые признаются всеобщими: каждый элемент и часть общества содействуют его изменению.

Функции социальных конфликтов по Л. Козеру

Л. Козер трактовал конфликт как «борьбу за ценности и притязания на обладание недоступными для всех статусом, властью и ресурсами, борьбу, в которой цель сторон заключается в нейтрализации своего противника, нанесении ему вреда или его уничтожении». Он утверждал, что не стоит рассматривать конфликты только с деструктивной стороны, так как в них заложен конструктивный (позитивный потенциал).

Козер определил следующие функции конфликта, способствующие позитивным социальным изменениям:

Козер считал, что нельзя полностью исключать деструктивный компонент из конфликта, так как его последствия могут быть неожиданными. Например, привести к распаду социальной системы, недоверию к социальным институтам, ценностям и нормам, принятым в обществе и т.д.

Козер проанализировал влияние конфликта на закрытые и открытые общества. Он отмечал, что конфликты разделяют закрытые общества на враждебные группы и подрывают его устои, в то же время в открытых обществах, конфликты выполняют конструктивную функцию и способствуют социальным изменениям.

Конфликтная теория общества Р. Дарендорфа

В своей теории Р. Дарендорф сохраняет понятие классового конфликта, обращая внимание на то, что в наиболее развитых капиталистических обществах, конфликт подвержен процессу институционализации.

Р. Дарендорф разработал конфликтную модель общества, в которую включал четыре положения:

Согласно теории Р. Дарендорфа, в историческом развитии характер конфликта в обществе изменился. Однако конфликт в обществе не устранился полностью, потому что в любой социальной структуре, по мнению социолога, присутствует борьба за перераспределение власти. Таким образом, противодействие и взаимодействие сопротивляющихся сторон и власти – это движущая сила развития общественных процессов.

Подобное противостояние выражается в том, что в каждой общественной структуре есть правящие и управляемые. У них различный доступ к ресурсам развития, из чего вытекает неравенство их социальных положений и противоположность интересов. Таким образом, борьба за лидерство, захват дефицитных ресурсов, престиж и власть делают неизбежным социальный конфликт. Причем базой конфликта человеческих интересов служат не столько экономические причины, сколько «жажда» перераспределения власти. По мнению Р. Дарендорфа, бесполезно пытаться устранить глубинные причины социальных антагонизмов. Главными субъектами конфликта у Р. Дарендорфа выступают крупные социальные группы.

Дарендорф выделяет различные уровни, на которых может проистекать конфликт:

Чтобы позитивно разрешить конфликт, по мнению Дарендорфа, необходимо учитывать три обстоятельства:

Дарендорф выделяет три основные варианта структурных преобразований власти по итогу разрешения конфликта:

Источник

Теория конфликта Дарендорфа

Вы будете перенаправлены на Автор24

Социальный конфликт по Р. Дарендорфу

Ральф Дарендорф является немецко-британским исследователем в области социологии, который сделал достаточно большой вклад в разработку и обоснование теории конфликтной модели общества. В центре его социологических разработок лежит конфликт, который и стал основной категорией не только в исследованиях самого Дарендорфа, но также и многих других представителей социологической науки середины 20 века.

К основным работам Дарендорфа следует отнести такие труды, как:

По сути, Дарендорф был исследователем, на которого оказали влияние многие социологи и политологи того времени. Его взгляды на конфликт и его сущность перекликаются с более ранними трудами К. Маркса. По этой причине Дарендорф признавал, что классовая борьба, существующая между представителями буржуазии и пролетариата – это самый основной конфликт. При этом, только этим конфликтом, несмотря на его значимость, невозможно объяснить все иные конфликтные ситуации, которые возникали или возникают в сообществе.

Общество в работах Дарендорфа представлено в качестве постоянно меняющейся и трансформирующейся системы, которая также выражена во взаимоотношениях между социальными группами и классами, которые находятся в состоянии конфликта. Социальные конфликты – это явление неизбежное и, что самое главное, необходимое, ведь благодаря ему возможны новые пути развития человеческого общества. Если в обществе отсутствует явный или латентный конфликт, то оно считается ненормальным и бесперспективным, ведь лишь конфликты и противоречия могут дать толчки для дальнейшего развития.

Конфликт сам по себе явление сложное и структурированное. Но здесь скорее необходимо проанализировать те уровни, на которых он происходит, чтобы понять некоторые причинно-следственные связи:

Готовые работы на аналогичную тему

Иерархия конфликтов по Дарендорфу

Поскольку тема конфликта была основной в работах Дарендорфа, то он углубился в нее и выделил целую иерархию конфликтов, которые отличаются друг от друга уровнем действия. Это микроуровни и макроуровни конфликтных ситуаций, которые в свое время насчитывали 15 основных типов конфликтов. Классовый конфликт являлся центральным, поскольку одновременно с разработками Дарендорфа большой упор исследователи делали на анализ социальной структуры общества и актуализацию основных социальных классов.

Такой тип конфликта в большей степени зависит от характера власти, которая преобладает в определенный временной и исторический период.

Что касается современного состояния общества, то конфликт определяется в качестве противоречия, возникшего между индустриальным и постиндустриальным обществом, а смысл заключается в переходе от одного типа общества к другому с потерей некоторых установок и ценностей, непринятии новых установок, которые считаются враждебными, неизвестными и в некотором смысле бесперспективными.

Постепенно конфликты, существовавшие в индустриальном обществе, теряют свою значимость, а на смену им возникают новые конфликты, которые порождаются сменой общественных настроений, характера власти и отношений, складывающихся в обществе. Например, наиболее ярким конфликтом является конфликт образа и стиля жизни, ведь люди вынуждены менять некоторые ценностные и традиционные установки, приобщаться к современной моде и делать все возможное, чтобы оставаться в курсе наиболее актуальных событий и явлений, которые так или иначе влияют на их жизнь.

Дарендорф пришел к выводу о том, что повлиять на подобные конфликты практически невозможно, и главным образом в этом нет никакого смысла или целесообразности. Связано это с тем, что конфликты образуются естественным путем, через эволюцию, и лежат глубоко в установках развития общества. поэтому просто так человек не сможет изменить ход событий, а также в одиночку не сможет устранить конфликт или полностью исчерпать его. В теории конфликта Дарендорф также выделил идею о развитии либерализма, а также того, что любые реформы и изменения в обществе необходимо поощрять, ведь именно благодаря им социум двигается вперед, примеряет на себя новые ценностные установки, открывает возможности для каждого человека внести свой вклад в развитие.

При этом столкновение интересов – это естественный процесс, которые невозможно избежать. Его можно успешно контролировать властями, но при этом полностью искоренить невозможно. Исследователь подчеркивает, что в целом в этом нет необходимости, так как конфликт – это одна из движущих сил прогресса, и его отсутствие – это ненормальное состояние общества в целом. На развитие конфликта оказывают влияние многие исторические события, которые могут носить как положительный, так и отрицательный характер. Всегда будут те, кому эти события будут выгодны, и те, кто будет выступать против них. Именно эти две противоборствующие стороны и станут главными действующими лицами в конфликтной ситуации.

Источник

Конфликтная модель общества Ральфа Дарендорфа

Дарендорф считал что конфликт приводит к развалу старых систем и возникновению новых. Смотреть фото Дарендорф считал что конфликт приводит к развалу старых систем и возникновению новых. Смотреть картинку Дарендорф считал что конфликт приводит к развалу старых систем и возникновению новых. Картинка про Дарендорф считал что конфликт приводит к развалу старых систем и возникновению новых. Фото Дарендорф считал что конфликт приводит к развалу старых систем и возникновению новых Дарендорф считал что конфликт приводит к развалу старых систем и возникновению новых. Смотреть фото Дарендорф считал что конфликт приводит к развалу старых систем и возникновению новых. Смотреть картинку Дарендорф считал что конфликт приводит к развалу старых систем и возникновению новых. Картинка про Дарендорф считал что конфликт приводит к развалу старых систем и возникновению новых. Фото Дарендорф считал что конфликт приводит к развалу старых систем и возникновению новых Дарендорф считал что конфликт приводит к развалу старых систем и возникновению новых. Смотреть фото Дарендорф считал что конфликт приводит к развалу старых систем и возникновению новых. Смотреть картинку Дарендорф считал что конфликт приводит к развалу старых систем и возникновению новых. Картинка про Дарендорф считал что конфликт приводит к развалу старых систем и возникновению новых. Фото Дарендорф считал что конфликт приводит к развалу старых систем и возникновению новых Дарендорф считал что конфликт приводит к развалу старых систем и возникновению новых. Смотреть фото Дарендорф считал что конфликт приводит к развалу старых систем и возникновению новых. Смотреть картинку Дарендорф считал что конфликт приводит к развалу старых систем и возникновению новых. Картинка про Дарендорф считал что конфликт приводит к развалу старых систем и возникновению новых. Фото Дарендорф считал что конфликт приводит к развалу старых систем и возникновению новых

Дарендорф считал что конфликт приводит к развалу старых систем и возникновению новых. Смотреть фото Дарендорф считал что конфликт приводит к развалу старых систем и возникновению новых. Смотреть картинку Дарендорф считал что конфликт приводит к развалу старых систем и возникновению новых. Картинка про Дарендорф считал что конфликт приводит к развалу старых систем и возникновению новых. Фото Дарендорф считал что конфликт приводит к развалу старых систем и возникновению новых

Дарендорф считал что конфликт приводит к развалу старых систем и возникновению новых. Смотреть фото Дарендорф считал что конфликт приводит к развалу старых систем и возникновению новых. Смотреть картинку Дарендорф считал что конфликт приводит к развалу старых систем и возникновению новых. Картинка про Дарендорф считал что конфликт приводит к развалу старых систем и возникновению новых. Фото Дарендорф считал что конфликт приводит к развалу старых систем и возникновению новых

Р. Дарендорф, немецкий социолог и философ, сделал следующий шаг в разработке конфликтной модели общества. Если Л. Козер рассматривал разрешение конфликтов как фактор интеграции и стабильности социальных систем, то Дарендорф предлагал совершить галилеевский переворот в мышлении социологов: окончательно отказаться от позитивистской методологии в форме структурно-функционального анализа.

Он считал необходимым анализировать системы в состоянии их непрерывного изменения. Эти изменения происходят естественно и постоянно, если только какая-то сила их не задерживает. Социальные изменения могут приобретать различные формы, в том числе и конфликтные. Вся общественная жизнь является конфликтом, поскольку она изменчива. В человеческом обществе не существует постоянства, поскольку нет в нем ничего устойчивого. Поэтому именно в конфликте находится творческое ядро всяких сообществ и возможность свободы, а также вызов рациональному овладению и контролю над социальными проблемами.

Конфликт рождается вследствие сопротивления давлению и господству одной силы над другой. Таким образом, основная причина конфликта отношения господства и подчинения, отношения власти, неравенство разных социальных групп в социальной структуре общества. Поскольку социальное неравенство существует в любом обществе, то и конфликты неизбежный спутник взаимодействия социальных групп.

В работе Элементы теории социального конфликта Дарендорф выделяет три основных способа регулирования конфликта:

2. Отмена путем ликвидации противоречия;

Сам автор данной концепции отдает предпочтение регулированию конфликта, которое не претендует на его разрешение, но смягчает его течение, снижая возможность прямых кровавых столкновений, делая их контролируемыми, а высвободившуюся энергию можно использовать на созидательные изменения социальных структур. Но успешному регулированию поддаются не все конфликты, а лишь те, которые порождены объективными противоречиями и выражают тенденции развития социального организма.

Для регулирования конфликтов их необходимо, прежде всего, манифестировать, т.е. вывести из скрытого состояния и легализовать, сделать явными стороны конфликта. Вторым регулирующим механизмом является выработка правил игры, которыми являются существующие и принимаемые всеми участниками нормы морали, права, законодательство, а также уставы, соглашения, договора и др. Кроме того, конфликтующие стороны должны быть хорошо организованы для принятия этих правил игры всеми членами конфликтующего сообщества.

Дарендорф, являясь активным сторонником концепции посткапиталистического и индустриального общества, яростно критиковал К. Маркса за однобокость и крайности, коими он считал классовый конфликт и его радикальные формы гражданскую войну и вооруженное восстание. В современном обществе основное противоречие социальных систем перемещается из экономической плоскости, из сферы отношений собственности в область отношений господства подчинения, и основной конфликт оказывается связан с перераспределением власти. Источником конфликта становится политический человек. Люди делятся не на богатых и бедных, не на образованных и необразованных, не на тех, кто обладает недвижимостью, и тех, кто живет на зарплату, а на тех, кто участвует во власти и кто не участвует в ней.

Дарендорф считал что конфликт приводит к развалу старых систем и возникновению новых. Смотреть фото Дарендорф считал что конфликт приводит к развалу старых систем и возникновению новых. Смотреть картинку Дарендорф считал что конфликт приводит к развалу старых систем и возникновению новых. Картинка про Дарендорф считал что конфликт приводит к развалу старых систем и возникновению новых. Фото Дарендорф считал что конфликт приводит к развалу старых систем и возникновению новых

Дарендорф считает, что сам ход общественного развития объективно порождает глубинные причины социальных конфликтов, но вместе с тем он допускает возможность влиять на специфическое течение социальных конфликтов, что открывает перед западным обществом иную историческую перспективу, нежели ему предрекал Маркс, а именно перспективу глубоких эволюционных трансформаций, а не революционных переворотов. Другими словами, рабочий класс может добиться своих целей на путях соглашения с предпринимателем и властью, без насильственного изменения общественного строя. Общества отличаются друг от друга не наличием или отсутствием конфликтов, а только различным отношением к нему со стороны власти. Тот, кто умеет справиться с конфликтами путем их признания и регулирования, тот берет под свой контроль ритм истории. Тот, кто упускает такую возможность, получает этот ритм себе в противники.

Не только власть предпринимателей над рабочими создает основу для конфликта. Конфликт может возникнуть в любой организации, где есть управляющие и подчиненные (больница, университет и т.д.). Для обозначения этих организаций Дарендорф использует термин Вебера императивно-координированная организация (ИКА), представляющую собой хорошо организованную систему ролей. Разрешение конфликта направлено на перераспределение власти и авторитета в ИКА. Конфликты становятся более многообразными. Вместо общества, которое было резко поляризовано, возникает общества многополярное, плюралистическое с пересекающимися интересами, а значит, и с различными конфликтами.

Современное поле конфликта совпадает совпадает с проблемой права каждого гражданина на доступ к благам и с моделью отторжения о этого права. После того, как были исчерпаны причины для соперничества по вертикали, ликвидированыресурсы классовой борьбы, современность предлагает новую схему конфликта вокруг самого статуса гражданина, который из предварительного условия и движущей силы старого классового конфликта (за право обладать вещами и благами) становится новым орудием политического и социального отторжения от определенных обществом возможностей доступа к вещам и благам. Происходит изменение соотношения между равным правом на обладание благами и неравной возможностью доступа к ним. Таким образом, социальный конфликт у Дарендорфа не совпадает с внутренней динамикой социальной сферы, а выявляется через феномены исключения, разделения и маргинализации. Возникает новый источник конфликта между большинством, устремленным в будущее, и меньшинством, которое лишено помощи посреди изобилия.

Динамика социального конфликта оказалась как бы перевернутой: сейчас стало важным не столько обогнать других, сколько не оказаться сзади, не быть отброшенным на периферию.

Дарендорф определяет условия, при которых обычные группы превращаются в конфликтующие, а также какие условия влияют на остроту конфликта, степень и темп изменений, вызванных конфликтом:

I. Чем больше членов квазигрупп ИКА сумеют осознать свои объективные интересы, чем больше образуется конфликтных групп, тем больше вероятность, что конфликт произойдет.

А. Чем больше появится Технических условий организации, тем выше вероятность того, что образуется конфликтная группа.

1. Чем больше руководящих кадров может появиться в квазигруппах, тем выше вероятность того, что появятся технические условия организации.

1. Чем больше развития может получить кодифицированная идея системы, или хартия, тем выше вероятность того, что появятся технические условия организации.

Б. Чем больше сложиться политических условий организации, тем выше вероятность того, что образуется конфликтная группа.

1. Чем больше господствующая группа допускает организацию противоположных интересов, тем выше вероятность того, что возникнут политические условия организации.

В. Чем больше может возникнуть социальных условий организации, тем выше вероятность того, что образуется конфликтная группа

1. Чем большими возможностями общения располагают члены квазигрупп, тем выше вероятность того, что появятся социальные условия организации.

2. Чем больше новых членов можно навербовать при помощи структурных механизмов (например, родства), тем выше вероятность того, что появятся социальные условия организации.

II. Чем больше имеется технических, политических и социальных условий организации, тем острее конфликт.

III. Чем больше распределение авторитета соединяется с иными формами вознаграждения (чем больше они накладываются друг на друга), тем острее конфликт.

IV. Чем меньше мобильность между господствующими и подчиненными группами, тем острее конфликт.

V. Чем меньше имеется технических, политических и социальных условий организации, тем более насильственным является конфликт.

VI. Чем больше лишения, испытываемые угнетенными из-за определенного распределения вознаграждений, переключается с абсолютного базиса нищеты на относительный, тем более насильственным является конфликт.

VII. Чем менее конфликтные группы способны достигнуть регулируемых соглашений, тем более насильственным является конфликт.

VIII. Чем острее конфликт, тем больше он произведет структурных изменений и реорганизации

IX. Чем насильственнее конфликт, тем выше темпы структурных изменении и реорганизаций

Перечень сравнительных характеристик Дарендорфа:

Конфликтная парадигмаРавновесная парадигма
1. Каждое общество в каждый момент времени подвержено перемена: социальные изменения происходят повсеместно. 2. Каждое общество в каждый момент времени испытывает социальный конфликт: социальные кон-фликты происходят повсеместно. 3. Каждый элемент общества вносит свой вклад в его изменение. 4. Каждое общество основывается на том, что одни его члены подчиняются другим.1. Каждое общество есть относительно устойчивая конфигурация элементов. е общество это хорошо интегрированная конфигурация элементов. 2. Каждый элемент общества вносит свой вклад в его функционирование. 3. Каждое общество основывается на согласии всех его членов.

Дарендорф не считает, что одна из указанных парадигм является более верной в сравнении с другой. Строго говоря, обе предложенные модели валидны, т.е. полезны и необходимы для анализа. Обе составляющие взаимодействия консенсус и конфликт постоянно присутствуют в общественной жизни в той или иной мере.

Подводя итог всему сказанному, можно констатировать три этапа в развитии конфликтологических идей:

1. Этап накопления эмпирических знаний до середины XIX века;

2. Этап монодисциплинарный, развитие конфликтологических идей внутри других дисциплин (социологии, политологи, психологии и т.д.), формирование концептуальных взглядов на конфликт, состязание двух школ равновесной и конфликтной до середины XX века;

3. Этап полидисциплинарный развитие конфликтологии на собственной основе, как самостоятельной научной дисциплины (связан с именами Ральфа Дарендорфа и Льюиса Козера) и конфликтологической практики с середины XX века по настоящее время.

Источник

Cовременный социальный конфликт и элементы его теории по Р. Дарендорфу

Ральф Дарендорф определяет современный конфликт как конфликт между ресурсами и притязаниями.

Экономический прогресс сам по себе не уничтожит ни безработицу, ни бедность. Класс большинства обрел относительно удобное существование, защищает свои интересы так же, как это делали другие правящие классы, не стремится разорвать круг лишений людей, опустившихся до положения деклассированных. Напротив, в смутное время он активно выталкивает некоторых своих сограждан за порог общества и там удерживает, защищая положение находящихся внутри. Как и прежние господствующие классы, они находят достаточно причин необходимости таких границ и готовы “впустить” тех, кто приемлет их ценности. При этом доказывают, что границ между классами быть не должно. Они хотят устранить барьеры, разделяющие общество, но совершенно не готовы что-либо делать для этого.

Вторая опасность опасность аномии (В современную социологию понятие “anomie” ввел Эмиль Дюркгейм, определивший его как временную утрату социальными нормами действенности в результате экономического или политического кризиса. Такое состояние в обществе лишает людей коллективной солидарности, чувства связи с обществом, вследствие чего для многих единственным выходом из ситуации становится самоубийство. Роберт Мертон дополняет определение, трактуя его как “конфликт норм в культуре”, когда люди не способны подчиниться ценностно-нормативной системе общества).

Деклассированных людей почти не интересуют текущие проблемы общества. Они пребывают как бы в летаргии, поэтому не оказывают сопротивления обществу. Их интеллекта не хватает на организованную защиту своих интересов, они способны лишь на “оголтелый мятеж” (возможная причина, почему люди, неспособные выбиться из нищеты, не объединяют свои силы и не идут на приступ столиц, требуя для себя полноценного гражданства, отмечается в “Манифесте Коммунистической партии”. Маркс и Энгельс дают отрицательную оценку тем, кого они называли “люмпен-пролетариатом”. По их словам эти “отбросы общества” являются “пассивным продуктом гниения самых низших слоев старого общества”. Для революции они неподходящий материал.).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *