Даркстар самокат что это такое простыми
«Самокат» стал мировым лидером по количеству дарксторов
Сервис доставки продуктов «Самокат» с апреля 2021 года открыл 323 даркстора в 18 городах России, сообщили Inc. в компании. Теперь ретейлер управляет 722 дарксторами в 22 городах. Это крупнейший показатель в Европе и США.
Ближайшие конкуренты «Самоката» по количеству дарксторов — турецкий сервис Getir и немецкий Delivery Hero. Каждая компания имеет по 600 дарксторов. В США по этому показателю лидирует сервис экспресс-доставки Gopuff. По данным на конец июля, компания управляет 285 центрами формирования заказов.
После того как Gopuff купила британские Fancy и Dija, количество дарксторов превысило 400. Немецкий Gorillas и американский Jokr к началу этого лета управляли не более чем 100 дарксторами каждый.
«Весной мы решили в очень сжатые сроки выйти во все миллионники нашей страны. И команда успешно выполнила этот план, открывая по 80 дарксторов в месяц в крупных региональных центрах и городах с населением до 500 тысяч», — сказал директор по маркетингу «Самоката» Игорь Рожков.
Тёмное дело. Что такое даркстор и на что обратить внимание при его открытии
Александр Гладкий
Что это за формат и какие у него особенности
Даркстор (от англ. dark store) — это магазин-склад, в который не ходят покупатели. Они заказывают товары в онлайн-витрине того же магазина, а сотрудники ретейлера собирают заказы и доставляют их клиентам. Именно из-за отсутствия посетителей магазин называют «тёмным».
Впервые концепцию опробовал британский ретейлер Sainsbury, открыв в начале нулевых в Лондоне дистрибуционный центр. Тогда подход не зашёл, и из-за малого числа заказов магазин закрыли. Но уже в 2009 году британский Tesco открыл два даркстора, пообещав держать темп открытия по одной точке в год. В 2013 году второй по величине ретейлер Sainsbury вспомнил о своих складах и также запустил собственный «тёмный магазин».
Особенность бизнес-модели
В основе бизнес-модели даркстора лежат:
Расходы на ремонт и оформление магазинов, маркетинг точек продаж, штат кассиров и консультантов теперь идут на аренду помещения и зарплату курьеров. На первый план выходит также автоматизация цепочки доставки товаров и работы магазина. В зависимости от масштабов сети и планов по её развитию автоматизация может достигать впечатляющих результатов.
Ещё одна особенность дарксторов (вытекающая из предыдущих пунктов) — быстрая доставка. Например, британский Sainsbury доставляет заказ за час, а российские «Яндекс.Лавка» и «Самокат» привозят за 15–40 минут.
Что нужно сделать предпринимателю при открытии своего даркстора
Задача владельца даркстора простая — быстро отдать заказ покупателю. Обеспечить упомянутые выше 15 минут доставки можно, расположившись ближе к потребителю.
Определите зону доставки в пешей доступности от места жительства целевых покупателей. Аренда помещения вблизи крупных трасс с плотным потоком и эстакадами будет плохой идеей — пешком курьеры не дойдут, а на автомобиле встанут в пробку.
Если вы владеете несколькими магазинами формата «у дома» — это удачные кандидаты на переоборудование в дарксторы. Вы уже платите за аренду и вы можете прикинуть будущий трафик.
Для начинающего предпринимателя также не будет проблемой арендовать помещение в несколько квадратных метров в любом приглянувшемся районе.
Не забудьте и про курьеров. С пешими сотрудниками проблемы нет, но при доставке на транспорте, например, самокатах и велосипедах, лучше продумать их размещение около магазина заранее.
Эта часть относится больше к маркетингу и вашему позиционированию на рынке, но итоговый ассортимент также сильно отразится на оснащении магазина, температурном режиме и требованию к самому помещению. Например, даркстор «Перекрёстка» ориентируется на сложную температурную доставку, поэтому X5 Retail Group изначально инвестировала в построение непрерывной холодной цепи поставок, куда входит и сам даркстор. Или, к примеру, белорусский Bazar держит в своём магазине около тысячи базовых наименований, оперативно подстраиваясь под потребности жителей обслуживаемого района.
Очевидно, что в дарксторе не нужны такие традиционные для офлайнового ретейла явления, как привлекательный мерчандайзинг или покупательские зоны кросс-продаж. Дорогостоящий ремонт и оформление тоже ни к чему — не для кого стараться.
Вместо этого на первый план выходит продуманность потоков перемещения сотрудников магазина и логика выкладки. Помним про цель — быстро отдать заказ. Чем быстрее сборщики соберут заказ, тем быстрее курьеры его передадут покупателю.
Лучшие практики организации работы внутри магазина можно подсмотреть у продвинутого Tesco. Для небольшого магазина у дома в спальном районе будет достаточно продумать путь перемещения сборщиков и выложить товар на полки в логике покупателя: «поесть, попить, шоколадку и корм для кошки».
Классические офлайновые магазины страдают от частой поломки оборудования, просто потому что его много: кассы, принтеры чеков, сканеры, digital signage. В дарксторах же нет касс и большинства типового торгового оборудования. Зато есть стеллажи, много холодильников и система кондиционирования. Всё это нужно контролировать и обслуживать: проверять электрику и автоматику, чистить ёмкости, менять расходные материалы.
О сервисе стоит позаботиться также, если вы планируете продавать франшизу, в которую нужно включить правила оказания услуг для франчайзи.
Организовать работу техобслуживания даркстора можно двумя путями: своими силами или найти подрядчика. Первый вариант предполагает наличие в штате профильного техника, что всё равно не исключает в случае поломки обращение к производителю за ремонтом или комплектующими. Если у вас один магазин, штатный сотрудник, скорее всего, будет часто сидеть без работы. В таком случае можно подписать договор на обслуживание с сервисной компанией, специализирующейся на продаже и ремонте соответствующего оборудования.
Оба способа работают наиболее эффективно, когда процессы сервиса автоматизированы: вы быстро создаёте заявку, а обслуживающая организация или технический специалист оперативно её выполняет. При этом вы контролируете работу и не теряете информацию в процессе. На первых парах учитывать сервисные заявки можно в Excel — это быстрый способ запуститься и лучше, чем не вести учёт вообще. В дальнейшем можно подумать о переходе на сервисные системы учёта и управления заявками.
«Самокат» опередил западных конкурентов по числу дарксторов
Сервис доставки продуктов «Самокат» заявил, что опередил своих конкурентов в Европе и США по количеству дарксторов — локальных складов, с которых осуществляется экспресс-доставка. Об этом говорится в пресс-релизе компании, который поступил в Forbes.
Согласно сообщению «Самоката», его сеть достигла 722 точек. При этом только с апреля он открыл 323 новых дарсктора в 18 городах России. Ближайшие иностранные конкуренты «Самоката» — немецкий сервис Delivery Hero и турецкий Getir, следует из пресс-релиза компании. У Delivery Hero 600 дарксторов в 35 странах, писал в июле 2021 года проект Sifted. У Getir около 500 складов в Турции и 28 дарксторов в Лондоне, стартап планирует запуск в США, Амстердаме, Берлине и Париже, сообщал портал Insider Voice в начале июня.
В США самое большое число дарксторов у сервиса Gopuff, отметил «Самокат». Gopuff управляет 450 объектами в Северной Америке, Великобритании и Европе, в том числе 285 дарксторами, писал в конце июля TechCrunch. В мае Gopuff объявил о покупке британского сервиса доставки Fancy с сетью дарксторов (на сайте компании перечислены 76 точек в Великобритании), в августе — о покупке стартапа Dija (по информации The Global Economics, у компании около 40 дарксторов).
По оценке самого «Самоката», по числу локальных складов в мире его опережает только китайский сервис Miss Fresh, у которого больше 1500 точек в 20 городах Китая. Такую цифру приводил в июле 2020 года портал AFN. Один из главных конкурентов «Самоката» в России — «Яндекс.Лавка» — сообщил Forbes, что у него «более 360 дарксторов».
«Самокат» в последнее время делал огромные шаги для региональной экспансии: сервис сильно оторвался от «Яндекс.Лавки» и вышел практически во все города-миллионники, лидируя и по размерам покрытия тоже, заявил Forbes гендиректор информационно-консалтингового агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров. При этом он отметил, что «Самокат» пока несколько отстает от зарубежных компаний по количеству заказов: «Например, Getir обслуживает более 9 млн заказов в месяц. Показатели «Самоката» сейчас — около 7 млн заказов», — сообщил эксперт. По его оценке, в России сейчас на рынке онлайн-продаж продуктов доля экспресс-доставки превысила 52%.
«Самокат» основали Вячеслав Бочаров, Родион и Кирилл Шишковы, в апреле 2020 года совместное предприятие Сбербанка и Mail.ru Group объявило о покупке 75,6% компании. Бочаров и Родион Шишков — бывшие топ-менеджеры «Почты России» и «Магнита». В 2021 году они запустили в США сервис доставки продуктов и товаров для дома Buyk.
10 самых перспективных российских предпринимателей моложе 30 лет — 2021
10 самых перспективных российских предпринимателей моложе 30 лет — 2021
Д — Дарксторы: как работает доставка еды
Чтобы не отставать от современности и не упустить новые слова, подписывайтесь на подкаст в Apple Podcasts, «Яндекс.Музыке» и на Castbox. Ставьте оценки и делитесь в комментариях словами, без которых, как вам кажется, невозможно представить коммуникацию в XXI веке.
Что такое дарксторы?
Даркстор — это специальный склад с продуктами, в которых собирают онлайн-заказы для доставки еды. Они отличаются особой системой, которая непохожа на обычную систему супермаркетов: товары находятся в специальных отсеках, чтобы сборщикам было удобно собирать заказы. То, как расположены продукты, зависит от того, насколько часто эти продукты заказывают и насколько товары тяжелые.
Зачем они нужны?
Дарксторы происходят от такназываемых «темных кухонь» или dark kitchen, которые появились в Великобритании и работали по принципу «закажи и забери». В таких кухнях не было мест для посадки гостей, но в них готовили еду на вынос.
Дарксторы нужны для того, чтобы сервисы доставки работали быстрее: если в районе есть несколько дарксторов, покупатели будут получать свои заказы намного быстрее.
Почему формат дарксторов так популярен?
К тому же, онлайн-магазины сегодня вполне могут составить конкуренцию офлайн-маркетам, поэтому многие не видят смысла превращать дарксторы в обычные супермаркеты.
Сервис «Яндекс.Лавка» стал первым даркстором, у которого не было офлайн-магазинов: компания создала сеть складов, в которых находилась продукция и курьеры развозили заказы по районам.
Больше о достоинствах и недостатках ассертивности читайте в материалах РБК Тренды:
Даркстар самокат что это такое простыми
Написать в поддержку
Сдать помещение под склад
(от 200 м², 1 этаж, 25 кВт)
Принятые меры для осуществления деятельности
Выполненное требование по вакцинации сотрудников в Москве
Сайт использует куки.
Подробнее
Курьеры на велосипедах развозят заказы из даркстора. Даркстор — это склад в вашем районе похожий на магазин: есть полки с товарами и холодильники. Заказ собирают за 2–5 минут, на доставку уходит ещё 5–20.
🥑 Почему где‑то доставка 15 минут, а где-то 30?
В радиусе 1,5 км от даркстора мы доставляем за 15 минут, дальше — за 30. В Ленобласть и Подмосковье привозим за час. Новые дарксторы постоянно открываются, а время доставки сокращается.
🍞 Как гарантируете свежесть продуктов?
Два раза в день наши сотрудники проверяют срок годности товаров и внешний вид фруктов и овощей. Мы поддерживаем температуру 2–4 °С в холодильниках и ‑18 °С в морозильных камерах.
🍰 Сколько стоит доставка?
Доставка в Самокате всегда бесплатная.
Пришлём промокод на 200 ₽
Он работает на первый заказ — чтобы попробовать доставку и сразу купить любимые продукты со скидкой
Нажимая кнопку «Отправить», вы соглашаетесь с условиями сервиса, а также даёте своё согласие на обработку персональных данных в соответствии с ФЗ от 27.07.2006 года № 152‑ФЗ «О персональных данных» на условиях и для целей, определенных в этой заявке и в Политике конфиденциальности
Доставляй заказы
с партнёрами сервиса «Самокат»*
Хотите у нас работать?
Наши партнеры не штрафуют и платят за часы, а не за количество заказов. А еще реально получить повышение. Знаете кого‑то, кто подходит — расскажите ему о партнерах сервиса «Самокат»
* сотрудничество с организациями, оказывающими услуги по доставке заказов, оформленных с помощью приложения «Самокат»
Будете трудиться в нашем дарксторе — принимать товары, контролировать их сроки годности и собирать заказы. Знаете кого‑то, кто подошёл бы нам? Расскажите им о Самокате
Зона, время, товары и предложения доставки ограничены. Организатор, продавец ООО «Умный ритейл» ОГРН 1177847261602, 192019, Санкт‑Петербург, улица Седова, дом 11, Литер А, этаж 6, помещение 627. Информационные услуги оказываются ООО «Умное пространство» ОГРН 1137847232852, 192019, Санкт-Петербург, улица Седова, дом 11, литер А