Дарксторы что это самокат
«Самокат» опередил западных конкурентов по числу дарксторов
Сервис доставки продуктов «Самокат» заявил, что опередил своих конкурентов в Европе и США по количеству дарксторов — локальных складов, с которых осуществляется экспресс-доставка. Об этом говорится в пресс-релизе компании, который поступил в Forbes.
Согласно сообщению «Самоката», его сеть достигла 722 точек. При этом только с апреля он открыл 323 новых дарсктора в 18 городах России. Ближайшие иностранные конкуренты «Самоката» — немецкий сервис Delivery Hero и турецкий Getir, следует из пресс-релиза компании. У Delivery Hero 600 дарксторов в 35 странах, писал в июле 2021 года проект Sifted. У Getir около 500 складов в Турции и 28 дарксторов в Лондоне, стартап планирует запуск в США, Амстердаме, Берлине и Париже, сообщал портал Insider Voice в начале июня.
В США самое большое число дарксторов у сервиса Gopuff, отметил «Самокат». Gopuff управляет 450 объектами в Северной Америке, Великобритании и Европе, в том числе 285 дарксторами, писал в конце июля TechCrunch. В мае Gopuff объявил о покупке британского сервиса доставки Fancy с сетью дарксторов (на сайте компании перечислены 76 точек в Великобритании), в августе — о покупке стартапа Dija (по информации The Global Economics, у компании около 40 дарксторов).
По оценке самого «Самоката», по числу локальных складов в мире его опережает только китайский сервис Miss Fresh, у которого больше 1500 точек в 20 городах Китая. Такую цифру приводил в июле 2020 года портал AFN. Один из главных конкурентов «Самоката» в России — «Яндекс.Лавка» — сообщил Forbes, что у него «более 360 дарксторов».
«Самокат» в последнее время делал огромные шаги для региональной экспансии: сервис сильно оторвался от «Яндекс.Лавки» и вышел практически во все города-миллионники, лидируя и по размерам покрытия тоже, заявил Forbes гендиректор информационно-консалтингового агентства «Infoline-Аналитика» Михаил Бурмистров. При этом он отметил, что «Самокат» пока несколько отстает от зарубежных компаний по количеству заказов: «Например, Getir обслуживает более 9 млн заказов в месяц. Показатели «Самоката» сейчас — около 7 млн заказов», — сообщил эксперт. По его оценке, в России сейчас на рынке онлайн-продаж продуктов доля экспресс-доставки превысила 52%.
«Самокат» основали Вячеслав Бочаров, Родион и Кирилл Шишковы, в апреле 2020 года совместное предприятие Сбербанка и Mail.ru Group объявило о покупке 75,6% компании. Бочаров и Родион Шишков — бывшие топ-менеджеры «Почты России» и «Магнита». В 2021 году они запустили в США сервис доставки продуктов и товаров для дома Buyk.
10 самых перспективных российских предпринимателей моложе 30 лет — 2021
10 самых перспективных российских предпринимателей моложе 30 лет — 2021
«Самокат» опередил западных конкурентов по количеству дарксторов
С апреля 2021 года «Самокат» открыл 323 новых даркстора в 18 городах России.
Источник: «Самокат»
В настоящий момент онлайн- ритейлер «Самокат» представлен в 22 городах страны, где управляет сетью из 722 «темных магазинов» — это крупнейший показатель по числу дарксторов в Европе и США. Ближайшие конкуренты, турецкий сервис Getir и немецкий Delivery Hero имеют около 600 дарксторов каждый.
В США наибольшее количество дарксторов у сервиса экспресс-доставки Gopuff. По данным на конец июля, у этой компании было 285 центров формирования заказов. Позже стало известно, что сервис приобрел британские Fancy (с 76 дарксторами) и Dija (с 40 дарксторами). Таким образом, онлайн-ритейлер получил объединенную сеть из, минимум, 400 дарксторов.
Немецкий Gorillas и американский Jokr к началу лета 2021 года имели не более 100 дарксторов каждый. Такие европейские сервисы как Flink, Weezy, Glovo (недавно запустил первые дарксторы), а также Jiffy и Fridge no more, запущенные российскими основателями, владеют не более 50 «темными магазинами».
Ранее сообщалось о том, что «СберМаркет» и «Самокат» принесли «Сберу» серьезные убытки.
Кроме того, «Самокат» набирает производителей альтернативных продуктов.
«Самокат» — это сервис доставки продуктов. «Самокат» был первым сервисом экспресс-дост.
С апреля 2021 года «Самокат» открыл 323 новых даркстора в 18 городах России.
Источник: «Самокат»
В настоящий момент онлайн- ритейлер «Самокат» представлен в 22 городах страны, где управляет сетью из 722 «темных магазинов» — это крупнейший показатель по числу дарксторов в Европе и США. Ближайшие конкуренты, турецкий сервис Getir и немецкий Delivery Hero имеют около 600 дарксторов каждый.
В США наибольшее количество дарксторов у сервиса экспресс-доставки Gopuff. По данным на конец июля, у этой компании было 285 центров формирования заказов. Позже стало известно, что сервис приобрел британские Fancy (с 76 дарксторами) и Dija (с 40 дарксторами). Таким образом, онлайн-ритейлер получил объединенную сеть из, минимум, 400 дарксторов.
Немецкий Gorillas и американский Jokr к началу лета 2021 года имели не более 100 дарксторов каждый. Такие европейские сервисы как Flink, Weezy, Glovo (недавно запустил первые дарксторы), а также Jiffy и Fridge no more, запущенные российскими основателями, владеют не более 50 «темными магазинами».
Ранее сообщалось о том, что «СберМаркет» и «Самокат» принесли «Сберу» серьезные убытки.
Кроме того, «Самокат» набирает производителей альтернативных продуктов.
«Самокат» опередил западных конкурентов по количеству дарксторов
Как Самокат стал номером один по заказам в России и дарксторам в мире?
— Как ты думаешь, если бы не было пандемии у Самоката был бы такой же интенсивный рост?
— Я бы сказал, что история была больше про экстенсивность. В моменте поменялись: объем заказа, его вес и средний чек. Это была основная проблема, поскольку мы не успевали подвозить товар и обеспечивать тот уровень доступности, который должен быть. Существует такой показатель как процент доступности, т.е. за определенный период времени товар должен быть доступен для покупателя. Существуют определенные показатели, которые говорят о том, что все хорошо или наоборот. У нас было все плохо, потому что мы не успевали подвозить, но при этом мы не закрывались, предупреждали, что срок доставки будет увеличен на совсем небольшой период. Мы смогли преодолеть эту ситуацию и произошел достаточно большой скачок и уровень пользователей возрос.
— Тебе часто как маркетинг-директору приходится сталкиваться с тем, что люди тебе пишут «в личку» вопросы такого характера: «Почему в наличии нет сырков?» или что-то подобное?
— Раньше мне писали много. Поскольку я начинал историю с СТМ, то часто писали поставщики. В целом, сейчас пишут очень редко. Я не считаю себя медийной личностью, поэтому входящий поток сообщений потребителей у меня ничтожно мал. Мне «открытость» не по душе. С точки зрения ответственности, в целом, у нас есть довольно простая структура: привлечение (онлайн, офлайн), удержание, покупательский маркетинг. Я открыто транслирую на встречах за что я отвечаю, поэтому чаще пишут по этому поводу. Поскольку коммерческий директор отвечает за то, что есть на полке, это его стезя принятия решений, то ко мне по этому поводу вопросов не поступает.
— Ты принимаешь участие в создании креативных материалов?
— История креатива построена на сопротивлении. Есть несколько позиций: дизайнера, нас (кооперационного маркетинга). При этом, мы каждый раз выступаем в роли пользователя и говорим: «Ребята, представьте, что макет на остановке, и вы стоите не далеко от нее, или представьте, что вы едете за рулем автомобиля, а билборд 12×24 метра, как вы это увидите? – Никак». У нас тяжело развивались отношения с дизайном, когда это все только формировалось. Сейчас все отработано, мы знаем, что должно в себе содержать сообщение, каким оно должно быть и т.д., поэтому проблем не возникает. Я влияю на принятие решений, однако финальное согласование стоит за креативным директором.
— Принимались ли какие-то маркетинговые решения, от которых не было никаких ожиданий, а они выстрелили?
— Есть такое понятие как управление ожиданиями. Каждый раз, когда мы принимаем решение, мы не можем прогнозировать и не представляем, как оно в итоге сработает. По сути мы являемся дилетантами, потому что такого никто никогда не делал и не строил, поэтому мы никогда не строим ожиданий. Например, у нас в компании ни у кого нет KPI. Потому что мы старт-ап, и если мы будем идти и выполнять KPI, мы можем пропустить поворот, куда нужно повернуть бизнесу.
Думаю, этот выпуск не заставит себя долго ждать, и вы его прослушаете сразу же после прочтения. Игорь поделился,действительно, полезной и уникальной информацией.
Тёмное дело. Что такое даркстор и на что обратить внимание при его открытии
Александр Гладкий
Что это за формат и какие у него особенности
Даркстор (от англ. dark store) — это магазин-склад, в который не ходят покупатели. Они заказывают товары в онлайн-витрине того же магазина, а сотрудники ретейлера собирают заказы и доставляют их клиентам. Именно из-за отсутствия посетителей магазин называют «тёмным».
Впервые концепцию опробовал британский ретейлер Sainsbury, открыв в начале нулевых в Лондоне дистрибуционный центр. Тогда подход не зашёл, и из-за малого числа заказов магазин закрыли. Но уже в 2009 году британский Tesco открыл два даркстора, пообещав держать темп открытия по одной точке в год. В 2013 году второй по величине ретейлер Sainsbury вспомнил о своих складах и также запустил собственный «тёмный магазин».
Особенность бизнес-модели
В основе бизнес-модели даркстора лежат:
Расходы на ремонт и оформление магазинов, маркетинг точек продаж, штат кассиров и консультантов теперь идут на аренду помещения и зарплату курьеров. На первый план выходит также автоматизация цепочки доставки товаров и работы магазина. В зависимости от масштабов сети и планов по её развитию автоматизация может достигать впечатляющих результатов.
Ещё одна особенность дарксторов (вытекающая из предыдущих пунктов) — быстрая доставка. Например, британский Sainsbury доставляет заказ за час, а российские «Яндекс.Лавка» и «Самокат» привозят за 15–40 минут.
Что нужно сделать предпринимателю при открытии своего даркстора
Задача владельца даркстора простая — быстро отдать заказ покупателю. Обеспечить упомянутые выше 15 минут доставки можно, расположившись ближе к потребителю.
Определите зону доставки в пешей доступности от места жительства целевых покупателей. Аренда помещения вблизи крупных трасс с плотным потоком и эстакадами будет плохой идеей — пешком курьеры не дойдут, а на автомобиле встанут в пробку.
Если вы владеете несколькими магазинами формата «у дома» — это удачные кандидаты на переоборудование в дарксторы. Вы уже платите за аренду и вы можете прикинуть будущий трафик.
Для начинающего предпринимателя также не будет проблемой арендовать помещение в несколько квадратных метров в любом приглянувшемся районе.
Не забудьте и про курьеров. С пешими сотрудниками проблемы нет, но при доставке на транспорте, например, самокатах и велосипедах, лучше продумать их размещение около магазина заранее.
Эта часть относится больше к маркетингу и вашему позиционированию на рынке, но итоговый ассортимент также сильно отразится на оснащении магазина, температурном режиме и требованию к самому помещению. Например, даркстор «Перекрёстка» ориентируется на сложную температурную доставку, поэтому X5 Retail Group изначально инвестировала в построение непрерывной холодной цепи поставок, куда входит и сам даркстор. Или, к примеру, белорусский Bazar держит в своём магазине около тысячи базовых наименований, оперативно подстраиваясь под потребности жителей обслуживаемого района.
Очевидно, что в дарксторе не нужны такие традиционные для офлайнового ретейла явления, как привлекательный мерчандайзинг или покупательские зоны кросс-продаж. Дорогостоящий ремонт и оформление тоже ни к чему — не для кого стараться.
Вместо этого на первый план выходит продуманность потоков перемещения сотрудников магазина и логика выкладки. Помним про цель — быстро отдать заказ. Чем быстрее сборщики соберут заказ, тем быстрее курьеры его передадут покупателю.
Лучшие практики организации работы внутри магазина можно подсмотреть у продвинутого Tesco. Для небольшого магазина у дома в спальном районе будет достаточно продумать путь перемещения сборщиков и выложить товар на полки в логике покупателя: «поесть, попить, шоколадку и корм для кошки».
Классические офлайновые магазины страдают от частой поломки оборудования, просто потому что его много: кассы, принтеры чеков, сканеры, digital signage. В дарксторах же нет касс и большинства типового торгового оборудования. Зато есть стеллажи, много холодильников и система кондиционирования. Всё это нужно контролировать и обслуживать: проверять электрику и автоматику, чистить ёмкости, менять расходные материалы.
О сервисе стоит позаботиться также, если вы планируете продавать франшизу, в которую нужно включить правила оказания услуг для франчайзи.
Организовать работу техобслуживания даркстора можно двумя путями: своими силами или найти подрядчика. Первый вариант предполагает наличие в штате профильного техника, что всё равно не исключает в случае поломки обращение к производителю за ремонтом или комплектующими. Если у вас один магазин, штатный сотрудник, скорее всего, будет часто сидеть без работы. В таком случае можно подписать договор на обслуживание с сервисной компанией, специализирующейся на продаже и ремонте соответствующего оборудования.
Оба способа работают наиболее эффективно, когда процессы сервиса автоматизированы: вы быстро создаёте заявку, а обслуживающая организация или технический специалист оперативно её выполняет. При этом вы контролируете работу и не теряете информацию в процессе. На первых парах учитывать сервисные заявки можно в Excel — это быстрый способ запуститься и лучше, чем не вести учёт вообще. В дальнейшем можно подумать о переходе на сервисные системы учёта и управления заявками.
Как работает «Самокат»? В Магнитогорск пришёл уникальный сервис экспресс-доставки
С сегодняшнего дня услуга быстрой доставки продуктов питания и товаров для дома «Самокат» стала доступна для жителей Магнитогорска. До конца 2021 года компания намерена вдвое увеличить число городов присутствия сервиса.
Как это работает?
Как рассказывают представители онлайн-ритейлера, курьеры-партнеры «Самоката» доставляют товары на велосипедах за 15-30 минут в зависимости от зоны доставки. Максимальная оперативность достигается благодаря так называемым «дарксторам». Это центры формирования заказов, которые «Самокат» открывает в разных районах города. На сборку заказа в дарксторе уходит 2–5 минут, на доставку еще 5–20.
На сегодняшний день на территории Магнитогорска ко дню запуска сервиса было открыто семь дарксторов. Этого достаточно, чтобы покрывать весь город. Всего в России уже действует более 850 дарксторов, а курьеры-партнеры «Самоката» каждый день доставляют свыше 300 000 заказов.
Даркстор «Самоката» – это с виду обычный магазин, где стоят стеллажи с товарами, только без покупателей. Вместо них здесь работают сборщики и товароведы.
Когда клиент нажимает кнопку «заказать», начинается сборка заказа. Сборщик получает уведомление в виде списка, в котором для удобства каждый пункт сопровождается фотографией товара. Товары в списке расположены так, чтобы у сборщика был минимальный маршрут по даркстору. Сотрудники передвигаются с тележками, в которых установлены пластиковые боксы с заранее развернутыми в них пакетами: это тоже влияет на скорость доставки. В заказе таких боксов может быть несколько, сборщики ориентируются на объем и правила товарного соседства. Каждый товар перед укладкой в пакет отмечается ручным сканером, информация автоматически дублируется в приложении. Заказ уже в собранном виде передается курьеру.
Цель «Самоката» – сделать так, чтобы любой человек мог получать на дом необходимые товары почти мгновенно. Для этого онлайн-ритейлер много инвестирует в разработку IT-инструментов. Искусственный интеллект, например, помогает прогнозировать поведение потребителей. Технология соотносит количество прогнозируемых и реальных заказов, может ограничивать их количество, чтобы справиться с нагрузкой. В пиковые часы система может выставлять минимальную сумму чека для клиентов или вывести в район дополнительных курьеров, разослав пуш-уведомления тем, у кого в этот день выходной.
Что выбирают покупатели?
Оформить и получить заказ жители Магнитогорска смогут с 8 утра до 23 часов вечера. В ассортименте «Самоката» более 2 500 товаров повседневного спроса: это продукты питания, напитки, бытовая химия, косметика и сопутствующие товары. Набор товаров в дарксторе, по сути, повторяет ассортимент стандартного «магазина у дома», за исключением алкоголя и сигарет.
На витрине «Самоката» представлены товары от самых разных производителей, в том числе и от популярных местных уральских брендов. Более 660 позиций в ассортименте даркстора составляют товары собственной торговой марки «Самокат», и эта цифра постоянно растет.
Доставка в «Самокате» всегда бесплатная, а минимальная сумма заказа составляет всего 100 рублей.