Дашборд что это такое
Что такое дашборд?
В последнее время понятие «дашборд» стало очень популярным. Его часто упоминают в новостях, полезных статьях, обзор и многих других материалах. И может показаться, что мы никогда с ними не сталкивались и не использовали.
На самом деле они окружают нас с самого детства: будильник, градусник, спидометр и тахометр в автомобиле — все это «дашборд» (от англ. dashboard) — приборная панель. Простыми словами — это панель с данными.
В digital-сфере дашборд обрел немного другое значение, точнее первоначальное было дополнено новыми «переменными». Теперь он не только показывает данные, но и проводит их анализ.
Этот инструмент очень популярен среди людей, работающих с большими массивами информации. Он позволяет просматривать их в одном месте в удобной визуальной форме. Давайте узнаем о нем подробнее!
Дашборды условно делят на 3 категории:
Рассмотрим более подробно каждый тип.
Используют для обзора деятельности компании или определенных показателей. Стратегические дашборды используют руководители для быстрой оценки достижения текущих целей.
Задача аналитических дашбордов — отслеживать текущие тенденции. Обычно их создают для отдельных подразделений компании или направлений деятельности. Используются аналитиками и позволяют оперативно получать информацию об отклонениях от нормативных показателей.
Отслеживают информацию в режиме реального времени. Очень удобны в бизнесе и позволяют просматривать данные по разным направлениям деятельности или даже показателям (например, объему продаж или прибыли). Обычно их используют сотрудники, которые могут принимать незамедлительные решения и влиять на изменение показателей.
Дашборд используют во многих сферах. Главное условие — наличие данных, которые можно проанализировать.
Самый простой пример использования инструмента на практике — системы аналитики Яндекс.Метрика и Google.Analytics. Они дают информацию по разным показателям, что позволяет быстро оценивать, например, эффективность рекламных кампаний в маркетинге.
В менеджменте дашборд применяют для контроля нагрузки на сотрудников и планирование работ. Например, их используют в популярных таск-менеджерах — Jira и другие.
Фактически данный инструмент можно адаптировать под любую сферу бизнеса. Главное — определить отслеживаемые показатели и интегрировать источники входящих данных для последующего анализа.
Есть много примеров использования инструмента в повседневной жизни. Например, в музеях и на выставках его применяют для отслеживания загруженности залов и анализа популярности каждой секции. В больницах дашборды используют для управления финансами, контроля расходов материалов, учета количества пациентов и т.п.
Даже в университетах нашли практическое применение: анализ результатов экзаменов, посещаемости лекций и семинаров, статистики по отдельным дисциплинам и многое другое.
Эти примеры опровергают заблуждение, что применение дашбордов полезно только в бизнесе. Некоторые люди даже используют их для отслеживания и анализа данных по саморазвитию. И по их словам инструмент действительно помогает!
Прежде чем приступить к созданию дашборда, вы должны понять, что, во-первых, инфографика и дашборд — разные вещи. Инфографика — инструмент визуализации данных. Дашборд — инструмент визуализации и анализа данных. Если говорить проще, то инфографика — одна из составляющих частей дашборда. Она используется для визуализации результатов проведенного анализа.
Во-вторых, для создания дашборда не нужно быть профессиональным аналитиком. Но определенные знания иметь нужно, чтобы из большого массива данных определить самые важные и вывести их на итоговую панель. Это позволит сделать полезный инструмент с ценной информацией.
Обладать навыками программирования для создания не нужно. Сегодня существует множество сервисов, автоматизирующих этот процесс. Советуем посмотреть Tableu, Power Bl и Qlik. В них есть необходимые инструменты для создания собственной панели.
Для получения эффективного и полезного инструмента следуйте советам специалистов. Первое «золотое» правило — дашборд должен быть простым и понятным. Найдите баланс между цифрами и буквенными обозначениями. Например, если добавили диаграмму прибыли по месяцам, выделите каждый сегмент цветом и подпишите его.
Не используйте виджеты одного типа. Это рассеивает внимание и мешает сконцентрироваться на нужной информации. Например, слева добавьте линейную диаграмму, а справа — круговую. Вы почувствуете, что данные воспринимаются проще и быстрее.
Располагайте виджеты по важности. Вверху наиболее значимые данные. Человек начинает знакомиться с информацией сверху, к концу дашборда степень внимательности снижается до минимума. Если оставить ключевые показатели в нижней части, человек не сможет объективно оценивать их.
Второе правило — аналитические данные сопровождайте выводами и рекомендациями. В блоках можно дать информацию, что будет при игнорировании резких спадов или отклонениях от плановых показателей. Для удобного восприятия текстовых блоков размещайте их справа от основных виджетов или под ними.
Не добавляйте в дашборд лишней информации, не несущей ценности для ключевых показателей. Маловажные данные заносите в приложения или другие информационные массивы.
Как видите, дашборд — удобный и эффективный инструмент, который при правильной адаптации применяется во многих сферах. Он автоматизирует анализ данных и позволяет контролировать их в режиме реального времени.
«Хотим дашборд» — что на самом деле это значит и как создавать дашборды, которыми реально будут пользоваться
Гибкая аналитическая отчетность — звучит интересно, выглядит как светлое будущее и интригует бизнес-пользователей. Но когда они сталкиваются с реальными гибкими инструментами, то понимают, что работать с ними не так-то уж просто. И что они скорее предпочли бы статичную, но грамотно созданную визуализацию.
Я, Табулина Светлана, старший консультант по управлению данными в компании «Северсталь». Я расскажу, как мы используем SAP Analytics Cloud для создания дашбордов, как выясняем настоящие потребности бизнеса и как научились создавать аналитику, которой реально пользуются.
Пару слов про SAP Analytic Cloud
SAP Analytics Cloud (далее SAC) — это облачное решение, которое объединяет возможности BI, дополненной и прогнозной аналитики и планирования. Этот инструмент отлично подходит для создания дашбордов и других способов визуализации данных. В первую очередь он заточен под системы SAP, но может работать и с другими источниками данных. Так как в нашей компании значительная часть бизнес-процессов автоматизирована с помощью SAP, Analytics Cloud отлично вписывается в нашу инфраструктуру.
У SAC есть два основных способа подключения к источнику данных: «Импорт данных в облако» (Acquire connection) и «Живое соединение» (Live connection). SAP считает, что нижеприведенная схема доступно и наглядно показывает разницу этих двух способов. Мы бы поспорили.
Способы подключения источника данных к SAP Analytics Cloud
Коротко расскажем, чем отличаются эти способы подключения:
Acquire Connection. Исходные системы подключаются к облачному хранилищу SAP и загружают в него данные. Визуализация строится исключительно на тех данных, которые загружены в облако. Такой способ подключения считается основным, и в нем доступны все возможности системы SAC.
Live Connection. Данные не покидают корпоративную сеть, браузер подключается к источникам данных напрямую при помощи технологии Cross-Origin Resource Sharing, сокращённо CORS. В облако передаются только метаданные, необходимые для построения визуализаций. В таком варианте подключения есть некоторые ограничения и доступны не все возможности SAC.
Схема подключения Live Connection
Почему мы выбрали Live Connection и как настраивали подключение
В «Северстали» мы используем второй вариант подключения. Все дело в том, что в управленческой и аналитической отчетности очень часто содержится информация, составляющая коммерческую тайну, и персональные данные. Неудивительно, что служба информационной безопасности от перспективы попадания всего этого в облако совсем не в восторге и настойчиво рекомендует обойтись живым соединением.
Но несмотря на то, что функционал в режиме Live Connection ограничен и по сути сводится к визуализации и небольшому интерактиву, для наших задач этого вполне достаточно. Чуть позже я поясню почему.
Важно понимать, что дашборд — это не только визуализация. В случае с SAC в режиме Live Connect, дашборд состоит из следующих компонентов:
Учетные системы. В основном это SAP-системы, но не только.
Интерактивная визуализация в SAC.
Роли доступа к данным и дашборду.
Техническая и пользовательская документация.
В качестве корпоративного хранилища для исходных данных мы выбрали SAP BW. Мы пользуемся им с 2009 года, и на его основе уже построено огромное количество аналитической и управленческой отчетности, настроен сбор данных из других систем, создано и опробовано множество моделей данных. Такая подготовленная исходная система сильно упрощает и ускоряет процесс внедрения SAC, потому что не нужно делать все это заново в другой системе. SAC умеет обращаться к BW с помощью классических BEx-запросов — тут нет ничего нового, что пришлось бы изучать и адаптировать.
Для работы дашбордов нужны два типа ролей: для доступа к данным и для доступа к самой визуализации.
Доступ к данным. Мы использовали существующую концепцию ролей и полномочий в BW, которая была создана для текущей аналитической отчетности. Кроме того, мы использовали давно настроенную связку BW+GRC, которая позволяет «нарезать» роли по аналитикам, например, по организационному присвоению.
Доступ к дашбордам. Внутри SAC разработана своя концепция ролей и полномочий. Это упрощенная модель ролей (папок), которую заказывают сами пользователи через заявки. Все отчеты создаются в отдельных папках внутри глобальной папки Public. Внутри каждой папки создаются две команды — «Создатель контента BI» и «Аналитик BI». Дополнительно, у каждой команды создается своя отдельная папка, доступ к которой имеет только эта команда.
Разграничение полномочий к визуализации SAC
Что такое дашборд и чего на самом деле хочет бизнес
Дашборд в буквальном переводе с английского — «приборная панель». Градусник, будильник, приборная панель автомобиля — все это простейшие дашборды. Другими словами, дашборд — это инструмент, который показывает какие-то данные.
Многие бизнес-пользователи следят за инновациями и хотят, чтобы системы аналитики были гибкими и предоставляли им расширенные возможности. Сейчас в digital-отрасли под дашбордом понимают инструмент, который не только визуализирует, но и анализирует данные. SAP использует для этого термины «дополненная и прогнозная аналитика» и «планирование». Также важным считается self-service — возможность создавать дашборды без навыков в ИТ и заранее подготовленной модели данных.
Еще до внедрения SAC мы больше трех лет занимались созданием таких гибких систем. У пользователей было много возможностей по настройке аналитики, они могли просматривать «сырые» данные, связывать источники между собой и создавать отчетность, которую захотят сами.
Но через несколько лет разработки мы поняли, что большинству пользователей от аналитических систем нужны три простые функции:
Автоматический расчет KPI с регулярным обновлением и возможностью сверить расчет с данными в учетной системе.
Визуализация данных, напоминающая слайды для демонстрации на совещаниях, с возможностью перехода в Excel или другую систему для детализации.
Доступ к дашборду большого количества пользователей, с разграничением ролей доступа. В том числе необходим доступ с мобильных устройств.
На основе нашей статистики и опыта мы теперь можем предположить, что пользователи аналитических систем делятся на две группы. 80% — это бизнес-пользователи, которые хотят использовать готовые дашборды для оперативной работы, а 20% — аналитики данных, которые способны на глубокий анализ и хотят заниматься им самостоятельно.
Именно поэтому для наших задач вполне хватает SAC в режиме Live Connect. В этом режиме нам как разработчикам дашбордов доступны все необходимые функции, а пользователи по большей части просто смотрят на готовые графики, никак с ними не взаимодействуя либо накладывая минимальные фильтры.
В SAC можно создавать дашборды двух типов:
Story Designer предназначен для бизнес-пользователей без глубоких навыков в ИТ. Довольно простой инструментарий, не нужно писать код. При наличии готовой модели данных создать дашборд можно за несколько часов. Обратная сторона такого удобства — ограниченные возможности по функциональности и настройке быстродействия.
Applications Designer предназначен для разработчиков. Инструментарий отдаленно напоминает SAP BO Lumira, позволяет создавать полноценные приложения со сложными сценариями и взаимодействовать с источниками данных так, чтобы приложение работало максимально быстро.
SAP сравнивает Stories с легкой прогулкой по мосту вместе с гидом, а Applications — с хардкорной экспедицией по ледникам.
Мы создавали дашборды обоих типов. Но с лета 2020 мы начали активно использовать Application Designer, потому что 80% наших пользователей не хотят создавать дашборды сами, этим занимаются разработчики.
Другая причина — режим Applications позволяет «поиграть» с производительностью, а это один из ключевых факторов для пользователей. В нашей практике было несколько случаев, когда пользователи сначала просили реализовать сложные сценарии в дашборде, но когда узнавали, что из-за этого отчет будет грузиться намного дольше — отказывались от своих предложений. Получается, что в некоторых ситуациях производительность намного важнее, чем несколько второстепенных функций.
Как создать эффективный дашборд
Основной показатель эффективности дашборда — это его используемость. Но эффективность начинается вовсе не с визуализации. Прежде всего важно определить контекст:
Кто ваши пользователи?
Что они должны узнать или сделать?
Как использовать данные, чтобы им помочь?
Важно понимать, что пользователи — это не всегда целевая аудитория дашборда. Зачастую бывает так, что ЦА дашборда — руководство, хотя формируют отчеты специалисты. Чтобы определить целевую аудиторию, нужно понять, кто принимает решение на основе этих данных. И затем нужно сфокусироваться именно на их потребностях.
Например, бизнес может сформулировать потребности так: «Хочу быстро увидеть нужную информацию, не совершая лишних действий. При этом не должно быть никаких лишних данных. А потом хочу посмотреть детализацию в табличном виде, желательно в Excel».
В учетных системах собирается много данных, и у разработчиков зачастую есть соблазн создать прекрасный гибкий отчет, который будет на лету считать различные показатели в разрезах множества аналитик. Но не нужно идти на поводу этого желания. Если визуализация сложная, то пользователи могут не захотеть разбираться в дашборде, и работа будет сделана «в стол».
Наш опыт показывает, что хороший дашборд — это простой дашборд. С крупными элементами: текстом, графиками в виде цифр или столбчатой диаграммы, небольшими таблицами. Иногда мы используем и другие типы графиков, но в большинстве случаев этого достаточно. Также возможны интересные переходы из одного дашборда в другой, с набором аналитик в качестве фильтров.
Ну и конечно пользователь (особенно бизнес-аналитик) после просмотра дашборда захочет «провалиться» в табличный вид. В SAC можно строить развернутые отчеты в виде таблиц, но это неэффективно, потому что он предназначен в первую очередь для построения дашбордов и работает с таблицами довольно медленно. К счастью, можно реализовать переход в SAP Excel Analysis c передачей выбранных фильтров в качестве переменных для модели.
Как мы уже говорили, ключевым фактором эффективности дашборда является его быстродействие. Пользователи не готовы ждать дольше 5-10 секунд, и если дашборд открывается дольше — считают его некачественным.
По мере накопления опыта мы постоянно вырабатываем и улучшаем свои собственные практики по ускорению дашбордов. Например, мы обязательно предрассчитываем данные. Модель должна быть максимально материализованная, чтобы SAC не занимался расчетами на лету, а просто подключался к BW, брал готовые данные и отображал их пользователю. У SAP тоже есть свои рекомендации, как повысить быстродействие.
Что необходимо для создания эффективного дашборда помимо инструмента
Постановка задачи. Каким бы ни был хорошим инструмент для создания дашбордов, без понимания бизнес-задачи ничего дельного сделать не получится. Поэтому еще перед началом создания дашборда важно получить от бизнеса информацию:
Как рассчитываются KPI: какие данные нужно извлечь из учетной системы, какая формула расчета KPI и т.д.
Как должна выглядеть визуализация: в какой ситуации она используется и на какой вопрос должна ответить.
Качество данных. Перед началом работы важно проверить наличие и особенно качество данных в учетных системах. Иначе может получиться так, что с бизнесом есть договоренность о сроках и результате, а потом выясняется, что данные в исходной системе не подходят, редко обновляются, или доступ к ним нужно согласовывать на верхнем уровне руководства.
Структура проекта. Несмотря на то, что SAС пришел в «Северсталь» как инструмент самостоятельного применения, сейчас стало очевидно, что более правильный подход — создание полноценного проекта с разбиением на стадии:
Доработка или разработка новой модели данных.
Дашборд: что это и зачем нужно
Анализировать и показывать информацию удобно с помощью дашборда. Рассказываем, что это такое, где и как его использовать.
Что такое дашборд?
Дашборд в буквальном переводе с английского (dashboard) — «приборная панель». Простейшие дашборды знакомы вам с детства: это будильник, градусник, приборная панель автомобиля. То есть изначально дашборд — просто прибор, который показывает какие-то данные.
Сейчас, в digital-отрасли, под дашбордом понимают инструмент, который не только визуализирует, но и анализирует любые данные. Если у вас много информации: показателей, результатов или цифр, которые нужно наглядно представить, объяснить и проанализировать, — то этот инструмент вам пригодится.
Пишет про управление в Skillbox. Работала координатором проектов в Русском музее, писала для блога агентства CRM-маркетинга Out of Cloud.
А тема может быть совсем любая? Я думал, это только для бизнеса.
Тема в дашборде не главное. Важно, чтобы были данные, которые можно анализировать. От темы будет зависеть содержание, но на этом всё. Дашборды действительно очень часто используют для бизнеса, потому что это удобный инструмент. Но их можно использовать в любой отрасли.
А можно примеры использования дашбордов?
Конечно. Например, в интернет-маркетинге, PR-кампаниях и рекламе с их помощью отслеживают эффективность рекламных кампаний (дашборды используются в Google Analytics и Яндекс.Метрике). В менеджменте — контролируют нагрузку и планируют работу команды (дашборды есть в Jira и других таск-менеджерах). В HR-аналитике — анализируют информацию по зарплате сотрудников, KPI, а также данные по отпускам, стажировкам.
Дашборд интеграций помогает наблюдать, как разные устройства и сервисы взаимодействуют друг с другом — это актуально для облачных сервисов.
А что-то из обычной жизни?
Пожалуйста. Дашборды используют музеи, чтобы следить за общей посещаемостью и популярностью выставок.
В медицине дашборды помогают больницам управлять финансами, контролировать количество пациентов и расход материалов.
В образовании преподаватели могут анализировать результаты экзаменов и следить за тем, какие лекции популярны у студентов. Студенты — посмотреть результаты своей учёбы, сравнить их с результатами других студентов, увидеть статистику по учебным курсам. Вот так выглядит фрагмент дашборда для студентов в Масариковом университете (Чехия).
Дашборды действительно можно использовать в любой теме. Вот несколько не совсем обычных примеров:
Очень похоже на инфографику. Это что, одно и то же?
Нет, дашборд и инфографика — разные инструменты. Дашборд используется и для анализа данных, и для их наглядного представления. А инфографика — только для наглядной подачи информации. По сути, это готовая картинка с данными, которую пользователь уже не может изменить, а может только посмотреть.
А похожи они визуально, потому что при создании дашбордов часто используют инфографику. То есть инфографика может быть одним из элементов дашборда.
Чтобы создать дашборд, нужно быть аналитиком?
Быть аналитиком необязательно, потому что современные программы все делают автоматически. Но аналитические навыки все равно нужны.
Дело в том, что при создании дашборда нужно обработать много информации, статистических данных, вычленить самое важное, чтобы показать самое важное. Тогда пользователь не утонет в мелочах и ваш дашборд будет полезнее и легче для восприятия.
А какие есть программы, чтобы создать дашборд?
Программ много. Вот несколько популярных платформ: Tableau, Power BI и Qlik.
Чтобы выбрать подходящую, посмотрите подробный разбор их функций. Кроме того, есть программа от Google — Google Data Studio и специальное расширение в Google Analytics.
А как сделать дашборд? Есть какие-то правила?
В дашборде важно так подать информацию, чтобы её было легко прочитать и использовать. Поэтому для создания дашборда работают стандартные принципы визуализации данных, UX и даже сторителлинга.
Что можно почитать или посмотреть про создание дашбордов?
Всё, конечно, будет зависеть от ваших целей. Но вот общие материалы, с которых можно начать:
Онлайн-университет Skillbox
Получите новую профессию — или прокачайте имеющуюся!
Обучение через интернет, в удобном режиме. Рассрочка платежа и помощь в трудоустройстве.
Что такое дашборд
Полный обзор аналитических дашбордов. Выясняем, как они работают, кто ими пользуется и с помощью каких приложений можно создать свой вариант дашборда.
Зачем нужен дашборд?
Под дашбордом понимается некое пространство или объект с информацией, наглядно презентующий данные из одного или нескольких источников. Каждый источник является компонентом дашборда. Анализ данных из такого компонента помогает людям делать выводы и принимать решения, влияющие на дальнейшие действия в бизнесе или повседневной жизни.
Это определение запросто может описать термометр, часы, счетчики воды, компас, расписание движение транспорта на остановке и т.п. Все эти приборы можно назвать дашбордом (или его частью), ведь эти устройства дают информацию, которую в дальнейшем можно как-то использовать в своих целях.
Но как и любой обобщенный термин, dashboard приобрел иной смысл, осовременился и теперь обозначает более узкое явление. Под дашбордом понимается схема, таблица или график (или все вместе), показывающий аналитические данные, добытые из разных источников, но связанные между собой. Обычно эти данные подаются в виде интерактивного цифрового поля и используются в бизнес-среде.
История термина и явления
Слово dashboard можно перевести как «аналитическая панель». Первое появление визуализации данных такого характера приписывается аж к 10 веку. Тогда была создана диаграмма с информацией о небесных телах, считающаяся первым дашбордом.
Из года в год назначение таких сводок менялось. Сначала это были карты и базовые графики, потом люди начали проводить расчеты, рассматривать свои теории, записывая их в таблицы. Затем графики переросли в полноценное направление сбора и презентации информации. Начиная с нулевых, с развитием интернета и компьютерных приложений, появилось колоссальное количество методов репрезентации данных, в разном виде и для разных целей.
Теперь это неотъемлемая часть инструментария любого аналитика, желающего добиться максимальной эффективности от себя и своей компании, а также отличный метод демонстрации важных показателей для больших масс людей.
Преимущества дашбордов
Практически любое взаимодействие с данными подразумевает сбор отчетов и их презентацию. Но не все формы отображения этих данных достаточно эффективны. Дашборд в этом плане имеет сразу несколько значимых преимуществ:
Уже этих плюсов достаточно, чтобы всерьез присмотреться к методике визуализации данных через dashboard.
Кто пользуется дашбордами?
Работа с данными и аналитика требуются практически в любой сфере бизнеса. Огромное количество профессий нуждается в удобном способе подавать информацию и взаимодействовать с ней. Дашборд – это отличный способ работать с данными, наглядно их презентовать и использовать для решения реальных задач. Причем его применение актуально во всех сферах, но в каждой из них он будет принимать уникальную форму, адаптированную под приоритеты и задачи конкретного бизнеса или даже одного работника.
Маркетологи
Чтобы строить грамотные рекламные кампании, маркетологу необходимо быть в курсе мнений пользователей и текущего положения бренда. Полученную из интервью, опросов, метрик и прочих источников информацию можно организовать в одном цифровом поле с графиками, схемами и т.п.
Более того, добытые данные проще показать коллегам или заказчикам. Это позволит им провести поверхностный анализ и сделать выводы по поводу дальнейшего развития проекта.
SEO-специалисты и вебмастера
Один из наиболее удачных примеров, знакомый многим пользователям. SEOшники, разработчики сайтов и маркетологи часто пользуются сервисами в духе Яндекс.Метрики или Google Analytics, а это чуть ли не самые эталонные представители мира дашбордов.
С помощью этих сервисов специалисты собирают данные о популярности и доходности ресурсов. Они смотрят, что за люди заходят на сайт, с каких устройств, с какой целью, как долго на нем задерживаются и т.п. Причем каждый пользователь может сосредоточиться на важных для себя параметрах без необходимости лицезреть бесполезные или нерелевантные показатели.
Системные администраторы
В роли дашбордов для представителей этой профессии может выступать панель управления хостингом или утилита по отслеживанию состояния аппаратного обеспечения. То есть любая программа, необходимая для мониторинга сервера и запущенных на нем процессов.
Иногда сисадмины превращают всю операционную систему в один сплошной dashboard. Запускают в отдельных окнах приложения для наблюдения за разными аспектами работы сервера и располагают их на экране так, чтобы каждый элемент постоянно находился на виду.
Преимуществом такого подхода можно считать поддержку интерактивности по умолчанию. Зачастую отдельные утилиты для отслеживания показателей системы дают возможность напрямую взаимодействовать с этими показателями (останавливать или перезапускать процессы, например).
Аналитики в области медицины
Доктора тоже используют дашборды. В качестве примера можно привести что-то очевидное, в духе монитора пульса и дыхания у больных в реанимации, но это немного не наша сфера.
Нас куда больше могут заинтересовать статистические данные. Процент заболеваемости и развития какой-нибудь болезни. Из недавних примеров напрашивается статистика по пандемии COVID-19. В ее период масса сайтов, включая Google, превратились в дашборды, демонстрирующие в реальном времени мировую статистику: количество зараженных, количество умерших и т.п.
Руководители
Руководство компании должно постоянно держать под контролем множество показателей. Дашборды для начальства могут быть самыми разнообразными из всех, ведь только от личных предпочтений босса будет зависеть набор показателей, отображающихся в сводке.
Он может сконцентрироваться на отдельном направлении бизнеса или же попытаться охватить максимум, чтобы держать в уме картину целиком.
Основные принципы работы с дашбордом
Практически любое современное программное обеспечение должно подчиняться правилам, озвученным известным инфографером Стефаном Фью. По его словам, ПО для визуализации данных должно стоять в стороне и не мешать пользователю концентрироваться на поставленных задачах. Это должно быть неким продолжением мышления человека, чтобы тот и не думал о технической реализации и механике выбранного «софта».
Он составил ряд базовых принципов для тех, кто разрабатывает утилиты по созданию дашбордов и сами дашборды:
Также профессионалы в области визуализации данных рекомендуют отказаться от излишнего количество «украшений». Они считают, что подача важной информации важнее, чем красивое оформление этой самой информации.
Советы по созданию и использованию дашбордов
Список базовых понятий, используемых при работе с дашбордами, можно взять за основу для построения своего. При разработке или выборе дашборда, нужно искать тот, что умеет:
Пусть дашборд будет дополнением к бизнесу, а не бесполезной примочкой
Задайте себе вопрос, для чего вам нужен dashboard? Какие конкурентные преимущества он поможет получить? Какие цели могут быть достигнуты благодаря использованию этого инструмента? Какие именно данные вы хотите сделать более удобными для восприятия? Сфокусируйтесь на этих задачах, чтобы не распыляться на лишнее и не запихивать в dashboard все подряд.
Это средство достижения целей, а не просто симпатичное украшение для совещаний и звонков в Zoom. В идеале Dashboard должен отражать актуальную информацию для вас и для тех, кому могут быть полезны те же данные в более наглядном облике. Показатели должны обновляться в реальном времени и всегда оставаться полезными для вас и коллег. Просто делать из дашборда красивый набор меню «как в кино» не стоит. Грамотные специалисты все равно не будут впечатлены бестолковым пасьянсом в красивой обертке.
Пусть все строится вокруг ключевых показателей эффективности
Главную позицию в дашборде должен занимать KPI, ключевой показатель эффективности. Важно, чтобы в визуализации данных действительно важные данные занимали больше пространства.
Можно создать в интерактивном дашборде что-то в духе индикатора для ключевого показателя эффективности. Представим, что вы сделали визуализацию количества продаж, обновляющуюся в реальном времени. Количество продаж – ваш KPI. Есть определенная граница по количеству продаж, ниже которой они падать ни в коем случае не должны. Пока они находятся в норме, индикатор может быть зеленым, а как только показатели выйдут за пределы ожидаемой нормы, индикатор должен окрашиваться красным. Это пример фокусировки на наиболее значимом показателе с его наглядной репрезентацией в максимально примитивном виде.
Не перебарщивайте с количество ключевых индикаторов. Если таких элементов в вашем дашборде выходит слишком много, значит, вы неправильно расставляете приоритеты.
Делайте дашборды функциональными
Да, некоторые визуальные презентации данных полезны сами по себе. Взять тот же пример с часами или банальным сбором статистики. Вряд ли от них требуется что-то кроме отображения нужной информации, этого достаточно.
Но иногда стоит озаботиться разработкой гораздо более продвинутого и функционального дашборда. Специалисты из Logi Analytics приводят в пример крупный онлайн-магазин, для которого одним из KPI является количество ноутбуков на складе. Когда их количество на складе иссякнет, придется открывать другое приложение, оформлять в нем заказ и возвращаться обратно.
А можно реализовать прямо в интерфейсе дашборда кнопку «Заказать», которая решала бы ту же задачу, но за один клик.
Добавление «действий» в dashboard – хорошая практика, позволяющая быстро решать проблемы.
Создавайте веб-версии дашбордов
Значимым преимуществом дашборда может стать доступность с любого устройства. Чтобы не тратить ресурсы на разработку под все типы гаджетов и операционные системы, можно создать адаптивную версию веб-дашборда.
Это позволит мгновенно получать данные, используя любой ПК или смартфон. С веб-приложениями легче работать совместно, легче делиться данными из них и взаимодействовать с коллегами.
При этом нынешние технологии позволяют делать веб-приложения достаточно продвинутыми и функциональными, чтобы составлять конкуренцию нативному ПО. Это поможет сделать дашборд интерактивным и полезным.
Примеры дашбордов и их применение
Далее разберем, как могут выглядеть дашборды и какие показатели в них могут отслеживаться.
Примеры ниже – это концепты, а не рабочие продукты, но они дают полное представление о том, как работает визуализация данных в ее базовом виде. Эти варианты можно всячески дополнять как в плане насыщения информацией, так и в плане функциональности.
Для отслеживания KPI
Неплохой вариант для менеджмента. Он включает в себя только необходимые показатели KPI.
Четыре главных показателя:
Естественно, в вашем случае могут использоваться другие показатели, важные именно для вашего бизнеса.
Для отслеживания поставок
Такая аналитика поможет производителям оставаться «на связи» с поставщиками. Можно в реальном времени наблюдать за тем, кто из партнеров сейчас свободен и стабильно оказывает услуги, а кто временно не предоставляет необходимые товары. Можно, не переключаясь между интерфейсами, наблюдать за ходом поставок и при необходимости вносить коррективы в работу компании. Также подобную сводку можно разбавить дополнительной информацией, например, средним временем и стоимостью доставки товара от каждого поставщика. В долгосрочной перспективе это поможет сделать выбор в пользу одного из партнеров и отказаться от сотрудничества с другими.
Для веб-аналитики
Дашборды для сбора информации о состоянии веб-сайтов. Тут отображается количество посетителей, их интересы, техническая информация и прочие полезные данные, помогающие с продвижением ресурса, поиском новой аудитории и адаптацией контента под уже сформировавшуюся.
На примере со скриншота видно, как можно более удобно организовать dashboard с аналогичной информацией. Продукты Яндекса и Google в этом плане куда слабее, так как менее логичны и требуют больше времени на просмотр всех значимых показателей.
Для контроля за производством
Dashboard на производстве может помочь аналитикам и рабочим в реальном времени наблюдать за эффективностью конкретных направлений производства, за нагрузкой на техническое оснащение, следить за количеством создаваемой продукции и т.п.
Сюда же можно отнести количество заказов для сравнения с количеством товаров на складе. Также в сводку можно добавить информацию о возврате продукта (с указанием причины), чтобы модифицировать производство и избежать проблем в дальнейшем.
Для отслеживания логистики и продаж
Используя dashboard, можно в одном окне охватить всю информацию о поставках товаров клиентам. Посмотреть, что находится в пути, а что уже добралось до адресатов. Какое среднее время доставки товара, как часто посылки не доходят до людей и т.п.
Эти параметры помогают оценить общую нагрузку на службу доставки и эффективность ее работы. Будучи собранными в одном месте, такие показатели помогают заметить недочеты в работе службы доставки и выявить их причины.
Типы отчетов в дашбордах
Отчеты из дашбордов и системы визуализации данных тесно связаны друг с другом, но это не одно и то же. Под отчетами подразумевается именно комплекс выводов, сделанных после анализа данных и помогающих принимать дальнейшие бизнес-решения. Некоторые специалисты считают, что их можно поделить на три типа:
Более подробный пример дашборда
Если хотите попрактиковаться в создании собственной аналитической доски, то возьмите за основу свое хобби или какое-то направление, в котором вы неплохо разбираетесь. И начинайте собирать данные.
Допустим, вы хотите с помощью дашборда рассказать о мировом рынке автомобилей. Для этого можно использовать несколько простых виджетов:
Собрав данные по этим пунктам, уже можно сделать массу выводов. Например, узнать, какой из концернов самый популярный в мире, какой из них пользуется наибольшим спросом в России и по какой причине.
Имея под рукой такие данные, можно создавать собственные проекты, связанные с автомобилями, ориентируясь на соответствующую аудиторию, открывать сервисные центры более популярных моделей, начинать продавать автомобили определенного бренда и т.п.
С помощью каких приложений можно сделать дашборд?
Действительно продвинутые системы с большим количеством интерактивных и кликабельных элементов зачастую создаются разработчиками компании и представляют собой закрытое, проприетарное решение, созданное для внутренних нужд.
Далее рассмотрим программное обеспечение, которое можно использовать для создания дашбордов разной степени продвинутости.
Google-таблицы
Хоть и слишком простой, но довольно популярный метод создания дашбордов. Это бесплатный инструмент, который хоть и не предназначен для такого рода отчетов, но отлично подходит для их реализации. Даже без сторонних плагинов в продукте Google хватает вариантов презентации данных, чтобы сделать из нее полноценное аналитическое поле для совместной обработки информации.
Еще одно преимущество сервиса Google – возможность бесплатно работать в коллаборации с другими людьми. Достаточно иметь учетную запись Google и ссылку на таблицу. Дашборд моментально становится общим (с функцией редактирования или без нее).
Правда, анализировать большой поток данных или поддерживать его постоянно в актуальном состоянии через Google-таблицы неудобно. Для крупного бизнеса нужно подыскать что-то более узкоспециализированное и функциональное.
Microsoft Excel
Технически продукт Microsoft мало чем отличается от таблиц Google. У них один принцип работы на двоих, что логично, ведь Google Sheets – веб-копия Excel с ограниченными возможностями и урезанной базовой функциональностью.
Продукт Microsoft в этом плане преуспевает, так как находится на рынке гораздо дольше решения от Google и обладает рядом преимуществ:
Удобный интерфейс, горячие клавиши и обязательное наличие в любом офисе сделало Excel универсальным средством для различных типов визуализации – от простейших таблиц до сложных дашбордов с огромным количеством данных.
Tableau
Одно из популярнейших узкоспециализированных приложений для создания дашбордов. Это аналитический инструмент, которому доверяют крупные корпорации в области IT и не только. Современный интуитивный интерфейс, надежность и выгодная ценовая политика делают Tableau лидером в своей сфере.
Tableau отличается от Google Sheets и Microsoft Excel специализацией на сборе и анализе данных, поэтому его интерфейс заметно упрощает разработку дашбордов и работу с большим объемом данных. Не приходится изучать принцип действия каждой кнопки и тратить время на чтение «инструкций».
Также утилита помогает на каждом этапе визуализации данных и включает в себя встроенную систему машинного обучения, функцию сбора актуальной статистики, поддержку ввода информации естественным языком и т.п.
Tableau легко интегрировать в существующие продукты, не меняя их внутреннее устройство и структуру. Программа может стать отличным дополнением для любого функционирующего ресурса.
Klipfolio
Еще одна утилита, помогающая красиво и наглядно презентовать разного рода информацию в одном удобном интерфейсе. На Klipfolio полагаются такие крупные бренды, как Ecltrolux, Burberry, Sky, Emma и многие другие.
Ключевая особенность Klipfolio – создание некого хаба для всех возможных аналитических данных.
Gartner
Это не просто программа для визуализации полученной информации, а крупный портал, помогающий бизнесу разных масштабов собирать необходимые данные и решать сложные стратегические дилеммы.
Но помимо советов и аналитической деятельности в целом, сотрудники Gartner предлагают ряд дашбордов, собирающих и отображающих KPI. Более того, специалисты фирмы помогут определиться с тем, что именно должен отражать дашборд. Они помогают лучше понять, к каким показателям необходимо стремиться и как добиться ускоренного роста прибыли или числа клиентов.
Это универсальное решение для корпораций и небольших компаний, позволяющее переложить ответственность за сбор данных (вкупе с созданием соответствующего дашборда) на плечи профессионалов с богатым опытом.
Sisense
Отличный пример удобного интерактивного дашборда, позволяющего не только пассивно наблюдать за статистической информацией, но и взаимодействовать с ней напрямую.
Sisense – приложение, следующее ключевым принципам Стефана Фью. Оно пытается сделать визуализацию данных максимально простой.
Также сервис делает акцент на возможности взаимодействовать с данными и настраивать в интерфейсе программы многоэтапные скрипты, помогающие автоматизировать регулярно повторяющиеся процедуры, ставшие рутинным, но необходимым занятием.
А еще Sisense поддерживает расширение функциональности с помощью дополнений от сторонних разработчиков.
Qlik Sense
Разработчики Qlik Sense нарекли свое детище аналитическим инструментом нового поколения. По их словам, в продукте используется огромное количество новых технологий, включая искусственный интеллект. Каждый программный компонент сервиса позволяет собирать точные данные и взаимодействовать с ними любым удобным способом.
Интерфейс Qlik Sense задуман таким образом, чтобы любой пользователь, независимо от опыта, мог начать собирать важную для своего бизнеса информацию и структурировать ее. В этом помогает как общая интуитивность ПО, так и повсеместное внедрение искусственного интеллекта, анализирующего доступную информацию и раздающего советы по теме.
Вместо заключения
На этом и закончим. Пожалуй, это максимальное количество нужной информации о дашбордах, которое можно изложить в рамках одной ознакомительной статьи. Главное, чтобы вам стало понятно, что визуализация аналитических данных – это несложно. Нужно использовать правильные инструменты и следовать основным статистическим принципам. Тогда вы сможете делать полезные и наглядные сводки данных, меняющие любое направление бизнеса или жизнедеятельности в лучшую сторону.