Дастархан что это значит у мусульман

Значение слова «дастархан»

Дастархан что это значит у мусульман. Смотреть фото Дастархан что это значит у мусульман. Смотреть картинку Дастархан что это значит у мусульман. Картинка про Дастархан что это значит у мусульман. Фото Дастархан что это значит у мусульман

скатерть, используемая во время трапез;

сервированный стол (обычно прямоугольной или квадратной, реже круглой, формы, высотой 30—35 см).

Вокруг дастархана стелятся «курпача/тушак» — легкие стёганые матрацы, шириной 0,7-0,8 м. Все участники трапезы садятся на них по периметру дастархана.

Если трапеза происходит во дворе, то для этого применяются деревянные, часто украшенные резьбой (иногда сварные металлические) топчаны «чарпая» площадью 5-10 м². Они стоят во дворах под деревьями или под виноградником, закрывающим своей листвой от солнца всё пространство под собой.

В европейской культуре дастарханом принято также называть не только сам стол, но и вообще весь среднеазиатский обеденный ритуал.

дастарха́н

1. скатерть, используемая во время трапез, либо сервированный стол (в Средней Азии, а также у некоторых других народов Востока)

Делаем Карту слов лучше вместе

Дастархан что это значит у мусульман. Смотреть фото Дастархан что это значит у мусульман. Смотреть картинку Дастархан что это значит у мусульман. Картинка про Дастархан что это значит у мусульман. Фото Дастархан что это значит у мусульманПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: непостоянность — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

Дастархан что это значит у мусульман

Дастархан (стол с яствами) существует с тех пор, как появился человек и начал принимать пищу. На востоке дастархан всегда почитали как нечто дорогое, священное, рассматривали как символ изобилия. Этикет поведения за дастарханом, правила принятия пищи существуют у нашего народа издревле. В доме за день три-четыре раза накрывают на стол. На столе обязательно должны быть хлеб и чай, а также сахар и пряности, фрукты и овощи. В зависимости от места, сезона, церемонии и т.д. дастарханы могут быть самыми разнообразными.

В первую очередь на дастархан ставят хлеб из тандыра (глиняной печи), который на стол подается отдельными парами. Затем заваривается чай. Фрукты, мед, варенья являются украшение стола. Этикет поведения за дастарханом является древним и требует от человека хорошего знания определенных традиций. Когда стол накрыт, то все кушанья первыми начинают есть старшие, сидящие за столом. Узбеки, как и большинство народов Средней Азии и стран Востока, употребляют жидкие блюда ложкой, а вторые блюда – рукой. По этой причине мусульмане очень часто и тщательно моют руки.

Непосредственно перед едой необходимо сказать: «Во имя Аллаха, милостивого, милосердного». У узбеков, как и у мусульман в целом, никакое дело не начинается без этих слов. После старших к трапезе приступают люди, сидящие за столом.
В семье первым приступает к еде отец. После этого начинают кушать дети. Обычно в четверг и воскресенье вечером узбеки готовят плов. В этот день один из пожилых членов семьи читает суру из Корана в память о предках, родственниках семьи. Душистый чай после этого жирного плова будет великолепным десертом.

После еды глава семьи, или старший за столом, раскрывает ладони для благословения. В этом обычае, являющемся концом трапезы, высказываются пожелания добра и здоровья людям приготовившим и покушавшим это блюдо. Любопытно отметить, что благословения, читающиеся за дастарханом, произносятся на узбекском языке.

Источник

Значение слова дастархан

дастархан в словаре кроссвордиста

дастархан

Энциклопедический словарь, 1998 г.

ДАСТАРХАН (персидское) в Ср. Азии и некоторых странах Востока: скатерть; сервированный стол с угощением.

Википедия

Вокруг дастархана стелятся «курпача/тушак» — легкие стёганые матрацы, шириной 0,7-0,8 м. Все участники трапезы садятся на них по периметру дастархана.

Если трапеза происходит во дворе, то для этого применяются деревянные, часто украшенные резьбой топчаны « чарпая » площадью 5-10 м². Они стоят во дворах под деревьями или под виноградником, закрывающим своей листвой от солнца всё пространство под собой.

В европейской культуре дастарханом принято также называть не только сам стол, но и вообще весь среднеазиатский обеденный ритуал.

Примеры употребления слова дастархан в литературе.

Время торопило садиться за щедро накрытый дастархан, меньше чем через час должны нагрянуть сюда Беспалый с дружками, а многое еще предстояло обговорить наедине.

И плов Наргиз подавала не простой, а всегда из красного наманганского риса девзира, а мясо к нему Миршаб покупал только каракучкара, черного барана, оно особой калорийности, вот отчего не пьянеют мужчины за восточным дастарханом, хотя и тут потребляют не меньше, чем где-либо.

Но тут шейх увидел, что слуга снова внес на подносе дастархан, и скромно умолк.

Хозяин начал раскладывать дастархан, открыл отдушину самовара, расставил чашки на подносе.

Большой дастархан, который прежде, при жизни хозяина, всегда был щедро уставлен кушаньями, сейчас заметно оскудел.

Сюда приводили ему наложниц и зурначей, когда одолевала тоска, здесь расстилали дастархан, здесь он принимал жену и сына, и послов из чужих земель.

Я знаю, Моурави такой дастархан приготовил в горах, что вновь загонит бирюзу в тень забвения!

Трудные вопросы и клонили его седеющую голову, и богатый дастархан не радовал, не слышал он ни запахов, ни ароматов, витавших в доме.

В дальнем углу просторного айвана лежали углом мягкие атласные курпачи и тугие подушки, и в этот угол вписывался клетчатый дастархан, прикрытый двумя слоями марли.

Когда он закончил с шашлыком, вместе с безмолвным стариком появилась молодая девушка, она принесла кумган с тазиком, и гость вымыл руки, она тщательно прибрала дастархан, поставила свежие фрукты, обновила посуду, и даже ваза с цветами появилась.

Источник: библиотека Максима Мошкова

Транслитерация: dastarhan
Задом наперед читается как: нахратсад
Дастархан состоит из 9 букв

Источник

ДАСТАРХАН

Смотреть что такое «ДАСТАРХАН» в других словарях:

дастархан — Узбекский низенький обеденный стол, высота которого 30 35 см. Он предназначен для обеда, когда гости сидят на полу на коврах или на специальных кошмах, натянутых в саду на уровне полуметра метра от земли между деревьями, как гамаки.… … Кулинарный словарь

ДАСТАРХАН — десерт, угощение из сластей на Востоке. Полный словарь иностранных слов, вошедших в употребление в русском языке. Попов М., 1907. ДАСТАРХАН угощение из сладостей и десерта (на Востоке). Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка

дастархан — скатерть, стол Словарь русских синонимов. дастархан сущ., кол во синонимов: 4 • десерт (12) • скатерть … Словарь синонимов

ДАСТАРХАН — (персидское) в Ср. Азии и некоторых странах Востока: скатерть; сервированный стол с угощением … Большой Энциклопедический словарь

Дастархан — За дастарханом в Узбекистане Дастархан (перс. دسترخوان‎, тадж. дастархон, урду … Википедия

дастархан — (перс.), в Средней Азии и некоторых странах Востока: скатерть; сервированный стол с угощением. * * * ДАСТАРХАН ДАСТАРХАН (персидское), в Ср. Азии и некоторых странах Востока: скатерть; сервированный стол с угощением … Энциклопедический словарь

дастархан — дастарх ан, а … Русский орфографический словарь

дастархан — ир. зат. Ас ішкенде тағамның тазалығы және жинақтылығы үшін жерге немесе үстел үстіне төсеуге лайықталған жайма. Көбіне жібі жуандау қалың матадан не клеенкадан жасалады. Дастарқан атауы о баста парсы тілінен енген. Парсыша «дастар» сөзі орамал,… … Қазақ дәстүрлі мәдениетінің энциклопедиялық сөздігі

Мулдагалиев Джубан — (1920 1988), писатель, народный писатель Казахской ССР (1985). Сборники лирических стихов; поэма «Песня не умирает» (1956) о Мусе Джалиле; лирико публицистические поэмы «Степной дастархан» (1957), «Я казах» (1964), «Орлиная степь» (1974), «Сель» … Энциклопедический словарь

скатерть — См … Словарь синонимов

Источник

Дастархан что это значит у мусульман

Дастархан что это значит у мусульман. Смотреть фото Дастархан что это значит у мусульман. Смотреть картинку Дастархан что это значит у мусульман. Картинка про Дастархан что это значит у мусульман. Фото Дастархан что это значит у мусульман

Концепт рассматривается как единица языка и культуры в их взаимодействии в трудах целого ряда исследователей: Н.Ф. Алефиренко, Н.Д. Арутюнова, А.П. Бабушкин, В.В. Воробьев, В.И. Карасик, В.А. Маслова, Ю.С. Степанов, Ш.К. Жаркынбекова, А. Ислам, Н.Г. Шаймердинова и др, однако до сего времени мы наблюдаем множество интерпретаций, касающихся содержательных различий между двумя смежными сущностями: понятие и концепт.

Так, Ю.С. Степанов дифференцирует их следующим образом: «…понятие – это мысль о предметах и явлениях, отражающая их общие и существенные признаки, а концепт – это идея, включающая не только абстрактные, но и конкретно-ассоциативные и эмоционально-оценочные признаки концепты не только мыслятся, они переживаются….концепт – это точка пересечения между миром культуры и миром индивидуальных смыслов, это сгусток культуры в сознании человека и то, посредством чего человек сам входит в культуру» [7, с. 41–42].

Д.С. Лихачев считает, что концепт – это замещение значения слова в индивидуальном сознании и в определенном контексте, это личностное осмысление, интерпретация объективного значения и понятия как содержательного минимума значения [6, с. 281].

А.А. Залевская характеризует концепт с позиции психолингвистики как объективно существующее в сознании человека перцептивно-когнитивно-аффективное образование динамического характера в отличие от понятий и значений как продуктов научного описания (конструктов) [2, с. 39].

А. Соломоник определяет концепт как абстрактное научное понятие, выработанное на базе конкретного житейского понятия [7, с. 246].

В.З. Демьянков, анализируя понятие и концепт в художественной литературе и научном языке, считает, что понятие – это то, о чем люди договариваются, люди конструируют их для того, чтобы «иметь общий язык» при обсуждении проблем; концепты же существуют сами по себе, их люди реконструируют с той или иной степенью (не) уверенности [1, с. 45].

В.В. Колесов дифференцирует понятие и концепт следующим образом: концепт – это сущность, явленная в своих содержательных формах – в образе, в понятии и в символе… Понятие есть приближение к концепту, это явленность концепта в виде одной из его содержательных форм. Концепт – и ментальный генотип, атом генной памяти … и архетип, и первообраз, и многое еще [4, с. 19–20].

Мы используем концепты в трактовке В.И. Карасика: «…это ментальные образования, которые представляют собой хранящиеся в памяти человека значимые осознаваемые типизируемые фрагменты опыта. Типизируемость этих единиц закрепляет представления в виде различных стереотипов, их осознаваемость дает возможность передать информацию о них другим людям, их значимость закрепляет в индивидуальном и коллективном опыте важные (и поэтому эмоционально переживаемые) характеристики действительности. Эти характеристики концептов представляют собой их образно-перцептивную, понятийную и ценностную стороны» [3, с. 24].

Выделяются два подхода к исследованию концепта: лингвокогнитивный и линогвокультурологический. В рамках лингвокогнитологии концепт трактуется как оперативная содержательная единица памяти ментального лексикона, концептуальной системы и языка мозга, всей картины мира, отраженной в человеческой психике. Такую трактовку концепта мы встречаем в трудах Е.К. Кубряковой, З.Д. Поповой, И.А. Стернина, В.Н. Телии и др.

При лингвокультурном подходе концепт определяется как базовая единица культуры, которая включает понятийный, ценностный и образный компоненты. Подобная трактовка концепта встречается в работах В.И. Карасика, В.А. Масловой, Ю.С. Степанова, З.К. Ахметжановой и др.

Абсолютно адекватного, единого понимания концепта нет. Каждый из исследователей по-своему трактует структуру концепта. Так, у В.В. Красных концепт может быть единицей только высокой степени абстракции, имеющей национально-культурную специфику, именуемый словом и включающей в свою структуру словесные ассоциации на имя концепта [5, с. 268–269], тогда как З.Д. Попова и И.А. Стернин считают, что ассоциативные связи имени концепта не могут входить в его содержание, это дополнительная процедура, позволяющая описать концепт.

Ю.С. Степанов различие между терминами «понятие» и «концепт» усматривает в принадлежности их разным наукам: понятие – термин логики и философии, концепт – лингвокультурологии. Характеризуя концепт как основную ячейку культуры в ментальном мире человека, Ю.С. Степанов отмечает, что в содержание концепта входит не только то, что принадлежит строению понятия, но и все то, что делает его фактом культуры: исходная форма (этимология); сжатая до основных признаков содержания история; современные ассоциации; оценки и т.д. То есть Ю.С. Степанов расширяет объем содержания концепта [8, с. 603].

Суммируя мнения исследователей по поводу концепта, можно указать на следующие признаки концепта:

1) комплексность бытования (концепт формируется и существует на стыке языка, сознания и культуры);

2) ментальная природа (концепт – единица сознания, в котором осуществляется взаимодействие языка и культуры);

3) неотъемлемый компонент концепта – ценностность;

4) условность, размытость (нет четких очертаний);

5) изменчивость, связанная с изменением актуальности в ходе жизни языкового коллектива;

6) трехкомпонентность: выделяются ценностный, образный и понятийный компоненты;

7) полиапеллируемость: существует много способов апелляции к лингвокультурному концепту [8, с. 64].

В выше приведенном развернутом определении признаков концепта для нас крайне важным является полиапеллируемость, т.е. возможность апеллировать к любому лингвокультурному концепту самыми разными способами вербального и невербального характера.

Укажем на ряд основополагающих понятий казахской лингвокультуры. Это прежде всего понятие дастархан. Слово дастархан иранского происхождения. Как этнографический термин, в 4-м томе 15-томного «Словаря казахского литературного языка» оно дефинировано следующим образом: «Значимый для казахского менталитета предмет, символизирующий гостеприимство и семейное благополучие, уровень понимания основных принципов национальной культуры, отражающий авторитет главы семьи и материального достатка семьи в целом, постоянную готовность щедро угостить любого гостя» [11, с. 512]. Если исходить из этого определения, семантику слова дастархан можно представить в виде следующего иерархически организованного набора сем, разных по статусу, по своей роли в формировании плана содержания:

Архисема: прием пищи 1;

Дифференциальная сема 1: несколько человек;

Дифференциальная сема 1: в рамках конкретной семьи;

Дифференциальная сема 2: гости;

Дифференциальная сема 2: уважение;

Потенциальная сема 1: обилие пищи;

Потенциальная сема 1: разнообразие блюд;

Потенциальная сема 2: соответствие национальным традициям;

Потенциальная сема : материальный достаток семьи;

Потенциальная сема: отражение отношения главы семьи к другим людям;

Потенциальная сема: общение.

Глубинный смысл слова и понятия «дастархан» можно понять, лишь связав его с понятими «гостеприимство» и «слово».

З.К. Сураганова отмечает, что институт гостеприимства имел широкое распространение в истории разных этнических культур [12]. В настоящее время он признается в качестве культурной универсалии. Гостеприимство в качестве социального организма имеет ряд обязательных составляющих: защиту и неприкосновенность гостя, а также его имущество (на определенное время, по истечении которого гость лишался такой привилегии), представление крова и пищи, сопровождение его на некоторое расстояние пути (находившееся под юрисдикцией хозяина или рода, племена, к которому принадлежит хозяин), обеспечение транспортом, в случае, если гость преследуется, и, наконец, церемониальный обмен дарами. Со всеми названными составляющими, но с тенденцией постепенной утраты некоторых из них институт гостеприимства наиболее продолжительное время функционировал у кочевников и горцев. Обычное право этих народов обязывало оказывать прием любому путнику с предоставлением защиты крова и пищи, – отмечает З.К. Сураганова [12, с. 175]. Одной из причин живучести института гостеприимства у казахов исследователи видят в освященности его мифологической традицией. Мифический предок казахов Алаш, кроме причитающейся доли каждому из трех своих наследников, разделил и четвертую часть своего состояния между ними поровну для того, чтобы они встречали каждого путника, оказавшегося под их кровом. У военного губернатора Торгайской области Л.Ф. Баллюзека приводится следующее толкование мифологического основания обычая гостеприимства у казахов: «…первый киргизский родоначальник Алач, исходя из условий кочевого быта наказал своим сыновьям … не берите при взаимном посещении вашем друг друга платы за съестные припасы, будьте друг другу постоянно как бы приглашенные гости, пользуйтесь таким образом друг у друга правом кунак-асы или даровым, бесплатным приютом и угощением, на что примите от меня еще оставшуюся у меня четвертую долю моего имущества и считайте ее уже не исключительною которого-либо из вас, а общим достоянием и как бы неразделенною между вами на веки вечные инчаю. Вот откуда и каким священным для потомства Алача заветом передано существующее между киргизами начало кунак-асы» [12, с. 211].

С.Е. Толыбеков объясняет это следующим образом: «Институт гостеприимства был вызван острой необходимостью в условиях военно-походного образа жизни, подвергавшего кочевника бесконечным приключениям, лишениям голода, холода и зноя всегда помнить добро человека, который накормил его при голоде, согрел при холоде и напоил при жажде. Оказывать уважение, почет и помощь человеку, который дал пищу, считалось в кочевом обществе самым высоким достоинством» [13, с. 96]. Интерпретируя мысль С.Е. Толыбекова, можно утверждать, что институт гостеприимства содействовал формированию таких черт казахского народа, как милосердие, доброжелательное и дружелюбное отношение к людям, уважительное отношение, благодарность за оказанную ему, пусть даже небольшую, помощь и в то же время чувство определенной защищенности, поскольку любой казах вправе рассчитывать на помощь в трудной ситуации, особенно в пути.

Таким образом, гостеприимство включает в себя ряд компонентов, главным из которых является дастархан. В основе как целевого, так и нецелевого дастархана лежат такие главные культурные константы, как концепты «человек и социум», «потомство», «плодовитость как основа семейного счастья» и др.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *