Давно известно что облик города ярко выражает

Давно известно что облик города ярко выражает

«Ярко и эмоционально выражая своё отношение к древней столице, поэт использует разнообразные изобразительно-выразительные языковые средства, среди которых тропы, например (А) ______ (“язык сильный, звучный, святой, молитвенный” в предложении 5), и синтаксическое средство — (Б) ______ (предложения 4, 8, 16). Лексическое средство — (В) ______ (например, “начертанную. роком” в предложении 4) — и синтаксическое средство выразительности — (Г) ______ (“подобно чудной, фантастической увертюре Бетховена” в предложении 6, “как баснословный Феникс” в предложении 15) — подчёркивают величие исторической судьбы Москвы».

1. сравнительный оборот

4. ряды однородных членов предложения

5. разговорные и просторечные слова

6. восклицательные предложения

9. риторический вопрос.

А. (5)Как у океана, у неё есть свой язык, язык сильный, звучный, святой, молитвенный!

Б. (4)Каждый её камень хранит надпись, начертанную временем и роком, надпись, для толпы непонятную, но богатую, обильную мыслями, чувством и вдохновением для учёного, патриота и поэта! (8)Ближе к центру города здания принимают вид более стройный, более европейский; проглядывают богатые колоннады, широкие дворы, обнесённые чугунными решётками, бесчисленные главы церквей. (16)Нет, ни Кремля, ни его зубчатых стен, ни его тёмных переходов, ни пышных дворцов его описать невозможно.

В. (4)Каждый её камень хранит надпись, начертанную временем и роком, надпись, для толпы непонятную, но богатую, обильную мыслями, чувством и вдохновением для учёного, патриота и поэта!

Г. (6)Едва проснётся день, как уже со всех её златоглавых церквей раздаётся согласный гимн колоколов, подобно чудной, фантастической увертюре Бетховена.(15)Давно ли, как баснословный Феникс, он возродился из пылающего своего праха?!

Источник

Всемирная история

§ 7. Великие гуманисты Европы

«Я ставлю тебя в центре мира». Вслед за ранним Возрождением (начало XIV — последняя четверть XV в.) наступил период Высокого Возрождения (конец XV — начало XVI в.), когда культура Возрождения достигла наивысшего расцвета.

В это время продолжается процесс обмирщения сознания: человек стал думать не только о загробном мире, его мысли обратились и к земной, мирской жизни. Сторонники такого взгляда на окружающий мир называли себя гуманистами (от лат. humanus — человеческий).

Сильными, прекрасными, деятельными предстают перед нами люди Возрождения. Они умеют ценить время: их дни заполнены трудом, стремлением понять и изменить окружающий мир. «Человек измеряет землю и небо. Ни небо не представляется для него слишком высоким, ни центр земли слишком глубоким. » — сказано в рукописи XV в.

В эпоху Возрождения стала высоко цениться образованность. Состоятельные люди приглашали учёных, знающих греческий язык, чтобы дать хорошее образование своим детям. Знатный купец Джованни Морелл и написал для сыновей «Записки», в которых советует читать древних авторов и размышлять над их поучениями, чтобы узнать, как надо поступать в жизни. Ведь знания доставляют разуму столько приятного и утешительного, как ничто другое, а наука даёт «сознание того, что ты человек, а не животное».

Много размышляли гуманисты и о месте человека во Вселенной. Знаменитый флорентийский философ в книге «Речь о достоинстве человека» писал, что Бог, сотворив человека, сказал ему: «Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобно обозревать всё, что есть в мире».

Гуманист из Роттердама. Гуманистические идеи, зародившиеся в Италии в эпоху Возрождения, нашли отклик и горячую поддержку у философов, богословов, писателей других стран, которые развили их и сделали достоянием европейского общества. Одним из образованнейших проповедников идей новой гуманистической культуры был голландский богослов и филолог Эразм Роттердамский (1469—1536). Биограф гуманиста знаменитый писатель XX в. С. Цвейг назвал его славой и светочем своего столетия.

Будучи выдающимся знатоком латыни, Эразм Роттердамский комментировал сочинения древних писателей, показывая, как позднейшие невежественные толкования извратили их подлинный смысл; составил сборник греческих и латинских поговорок, давая возможность читателю проникнуть в мир подлинной античной культуры.

Ещё в юности, зарабатывая на жизнь частными уроками, он составил что-то вроде наставления для своих учеников, в котором учил их изящно и красиво выражать свои мысли. Позднее сборник был опубликован под названием «Разговоры запросто». Лёгкий, изящный слог «Разговоров. » сделал их невероятно популярными: книга множество раз переиздавалась в разных странах. Почти через два столетия по распоряжению Петра I она была переведена и напечатана в России.

Давно известно что облик города ярко выражает. Смотреть фото Давно известно что облик города ярко выражает. Смотреть картинку Давно известно что облик города ярко выражает. Картинка про Давно известно что облик города ярко выражает. Фото Давно известно что облик города ярко выражает

Эразм Роттердамский. 1523 г. Портрет кисти Ганса Гольбейна Младшего

Самым знаменитым творением Эразма Роттердамского стала книга, написанная им всего за несколько дней и посвящённая другу гуманисту Томасу Мору. Эта книга имеет выразительное название — «Похвала Глупости». Главная героиня госпожа Глупость, одетая в мантию учёного, произносит хвалебную речь самой себе.

Выступая перед многолюдным собранием, Глупость убеждает слушателей, что именно она способствует движению мира, ибо «божественная сила» Глупости простирается так широко, что в служении ей объединился весь мир: «Глупость создаёт государства, поддерживает власть, религию, управление и суд. Да и что такое вся жизнь человеческая, как не забава Глупости?» Вполне серьёзно она уверяет, что «в этой жизни лишь тот, кто одержим глупостью, может воистину именоваться человеком».

Листая страницы книги, читатель начинает понимать, что «гимн Глупости» — едкая насмешка, злая сатира, которыми воспользовался автор, чтобы бичевать пороки общества, высказывать горькие истины, подвергнуть осмеянию отжившие традиции средневекового прошлого. «Похвала Глупости» стала своеобразным вкладом Эразма Роттердамского в утверждение новых гуманистических идеалов.

Первые утопии. В Англии идеи гуманистов, прославлявших физическую красоту и духовное совершенство человека, утверждавших его право на счастье, оказали сильное влияние на Томаса Мора (1478—1535). Этот мудрый политик и будущий первый министр короля учился в Оксфордском университете, знал несколько языков, увлекался историей, философией, литературой.

В начале XVI в. Мор написал и опубликовал «Золотую книгу, столь же полезную, как и приятную, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». Необычное произведение поразило воображение читателей.

Давно известно что облик города ярко выражает. Смотреть фото Давно известно что облик города ярко выражает. Смотреть картинку Давно известно что облик города ярко выражает. Картинка про Давно известно что облик города ярко выражает. Фото Давно известно что облик города ярко выражает

Томас Мор. Портрет кисти Ганса Гольбейна Младшего

В первой части описывается современная автору Англия. С болью и состраданием рассказывает он о нищете, ужасных условиях жизни и бесправии английского крестьянства, несправедливых законах против бедняков. Именно Т. Мору принадлежат крылатые слова о том, что прожорливые овцы «пожирают даже людей, разоряют и опустошают поля, дома и города». Источник всех несчастий Англии писатель видит в частной собственности.

Во второй части книги повествуется о замечательно устроенной жизни людей на острове Утопия. Островитяне — земледельцы и ремесленники — постоянным трудом сумели превратить свой остров в прекраснейшее место на Земле. Кругом расстилаются возделанные поля, цветущие сады.

Установлена коллективная собственность — имущество и земля принадлежат всем. В обществе царит порядок, преступления крайне редки. Нет ни бедных, ни богатых, а всё необходимое островитяне получают бесплатно из специальных хранилищ. Жители острова не завидуют друг другу и один раз в 10 лет производят между собой обмен всего, чем они владеют. Всеобщим уважением пользуются занятия искусством и наукой.

Автор описал идеальное государство, продумав мельчайшие детали устройства жизни его граждан. Однако, как воплотить мечту в реальность, он не знал и поэтому поместил этот земной рай на острове, назвав его Утопия, что в переводе означает «несуществующее место». Стоит запомнить название этого романа. С тех пор утопиями называли произведения, описывающие справедливое, но несбыточное общество будущего.

Современник Томаса Мора французский писатель Франсуа Рабле (1494—1553) родился в провинциальном городке, детство провёл на ферме. В юности он был очень религиозен и поступил в монастырь, но оставался там недолго: весёлый характер и любознательность плохо сочетались с монастырскими правилами. Позднее он много занимался наукой, стал знаменитым врачом и одним из самых образованных людей своего времени. Рабле хорошо знал историю, языки, объездил всю Францию, трижды побывал в Риме. Он умел наблюдать и запоминать, был блестящим рассказчиком и сочинителем.

Давно известно что облик города ярко выражает. Смотреть фото Давно известно что облик города ярко выражает. Смотреть картинку Давно известно что облик города ярко выражает. Картинка про Давно известно что облик города ярко выражает. Фото Давно известно что облик города ярко выражает

Франсуа Рабле

Около 20 лет он работал над романом «Гаргантюа и Пантагрюэль». Герои повествования — мудрые короли-великаны, которые встречаются в народных легендах и сказках. С юмором описывает автор их жизнь, весёлые пиры, во время которых под шутки и смех поглощается немыслимое количество разнообразной еды. Но герои Рабле живут в очень неспокойном мире, правители которого «годны только на то, чтобы делать зло своим подданным и ради своего гнусного удовольствия возмущать мир войнами». И добродушные гиганты громят рати врагов с помощью. хорошего пинка или совсем уж необычно — «накрыв языком целую армию».

Однако Рабле не был бы человеком своего времени — времени расцвета гуманизма, если бы зло в его книге побеждалось только сказочной силой. Рядом с великанами появляются на страницах романа герои вполне обычного роста: брат Жан Сокрушитель, заступник притесняемых, и пройдоха Нанург, воплощение здравого смысла простого народа. Весёлая компания отправляется в путешествие на край света и посещает множество удивительных мест. Среди них и остров папефигов, разорённый соседями папоманами (католиками) за непочтительное отношение к портрету папы римского, и остров прожорливых птиц, которые питаются данью со всех концов света. За порядком наблюдает молчаливо сидящая в клетке птица Папего. Нетрудно догадаться, что это намёк на папу римского и его сторонников.

Роман возрождал старинные традиции народных представлений, во время которых шуты веселили народ и высмеивали тупость, уродство, ханжество власть имущих. Жизнерадостная и умная книга Рабле, учёного, философа и гуманиста, пришлась по душе его современникам.

1. Как вы понимаете слова: «Я ставлю тебя в центре мира»? 2. Кого называли гуманистом в раннее Новое время? Можно ли считать гуманистом Джованни Морелли? Почему? 3. Расскажите, чем прославили себя и свою эпоху Эразм Роттердамский, Томас Мор, Франсуа Рабле.

1. Как вы думаете, какие идеалы античной культуры были близки великим гуманистам Европы? Объясните свою точку зрения. 2. Как вы считаете, какую цель мог преследовать Пётр I, давший распоряжение о переводе и печатании «Похвалы Глупости»? 3. Как вы думаете, что могло заинтересовать в книге Т. Мора его современников? Чем она интересна читателю сегодня? 4. Начните работу над проектом «Возрождение человека». Подготовьте рассказ о судьбе одного из европейских гуманистов (Эразм Роттердамский, Т. Мор, Ф. Рабле, М. Монтень).

«Противны мне и владычество и покорность»

«Опыты» — собрание рассуждений о морали, философии, труде. Автор задумывал их как поучительное чтение для себя и немногочисленного крута родных и друзей, подчёркивая, что излагает раздумья, основанные на личном опыте. Но получилось так, что с момента своего появления книга привлекла внимание многих и многих людей, и сегодня остаётся произведением, которое читают образованные люди всех стран. Чем же книга заинтересовала современников Монтеня? Чем интересна она читателям нашего времени?

В глазах гуманистов человек стал перед необходимостью самопознания и самооценки. «Опыты» — не только гимн во славу человека, его разумной и доброй природы, но и результат стремления автора познать и оценить себя.

Монтень гневно обрушивается на суеверия, предостерегает от бесцельного существования, напоминает, что жизнь — величайший дар. Автор призывает людей разумно вести себя в повседневности: «Надо стремиться не выигрывать битвы или завоёвывать земли, царствовать или копить богатства, а наводить порядок и устанавливать мир в обычных жизненных обстоятельствах». Подлинная мудрость, считает Монтень, заключается именно в умении ценить каждый миг земного бытия, неизменно радостно воспринимать жизнь.

Монтень предостерегает людей от безделья, прежде всего умственного. Он ратует за гармоническое развитие всех заложенных в человеке способностей, за воспитание, в основе которого правило: ни в чём не полагаться на авторитет, а всё проверять разумом и опытом. Недостаточно затвердить наизусть то, что тебя заставили вызубрить, «знать наизусть ещё вовсе не значит знать; это — только держать в памяти то, что ей дали на хранение». «Юноша должен научиться не столько отвечать уроки, сколько претворять их в жизнь, претворяя их в своих действиях. И тогда будет видно, лежит ли благоразумие в основе его начинаний, проявляет ли он справедливость и доброту в своём поведении, ум и изящество в речах, стойкость в болезнях, скромность в забавах. неприхотливость в питье и пище. умеет ли соблюдать порядок в своих домашних делах».

И уж совсем революционно звучат речи Монтеня о веротерпимости, а это было время религиозных войн. Проблема принадлежности к католической или протестантской церкви — личное дело человека, и нельзя ненавидеть или преследовать его за то, что он думает по-другому. Вообще для Монтеня самое главное в оценке человека не богатство и звания, здоровье или пышность наряда, а то, какова у него душа. Прекрасна ли она, одарена ли способностями и всеми надлежащими качествами? Только сам человек, величие его духа — главная ценность мироздания.

Как вы думаете, почему рассказ, посвящённый Монтеню, озаглавлен «Противны мне и владычество и покорность»? Аргументируйте свою позицию. Обсудите в классе и с родителями, какие суждения Монтеня актуальны и в наши дни.

Прогулки по Вечному городу

Давно известно, что облик города ярко выражает эпоху. Попробуем убедиться в этом, совершив короткую прогулку по Риму эпохи Возрождения.

К XVI в. Рим — духовная столица католического мира — становится центром гуманизма, сменяет угасающую Флоренцию. Новой роли города должен был соответствовать и его облик.

Ещё за столетие до этого Рим начинает перестраиваться. Сначала расширяют улицы и мостят дороги, ведущие к Ватикану, папской резиденции. Первым из европейских городов Рим обзаводится музеем: коллекция античной скульптуры, ранее принадлежавшая папе, была выставлена для всеобщего обозрения на Капитолийском холме.

В XVI в. перепланировка Рима продолжается. Появляются дороги, ведущие в торговый центр города, благоустраиваются площади. К Ватикану прокладываются прямые улицы, которые украшаются фонтанами и найденными при раскопках античными скульптурами. Самой значительной из построек того времени можно считать новую церковь в Ватикане — Сикстинскую капеллу (в названии увековечено имя заказчика — папы Сикста IV). Огромный зал капеллы предназначался для важнейших церковных церемоний. Роспись Сикстинской капеллы поручена самым знаменитым художникам Возрождения. Среди них был и Микеланджело, который в течение четырёх лет один, без помощников выполнил всю работу, украсив 600 кв. м потолка фресками на сюжеты из Библии. Одна из них — «Сотворение Адама»: Бог-творец протягивает руку первому человеку, распростёртому на земле, и это прикосновение пробуждает его к жизни.

В центре города во дворе старой церкви Сан-Пьетро архитектор Браманте строит изящный храм — Темпьетто. Сооружение напоминает античные постройки, имеет форму ротонды и окружено шестнадцатью колоннами дорического ордера. Всё это придаёт небольшому храму величественный вид. Современники видели в нём модель гармонично устроенного мира.

Главным католическим храмом Рима и всей Европы стал собор Святого Петра. В его создании (собор возводился более 100 лет) принимали участие разные архитекторы. Заканчивал строительство Микеланджело, которому было уже за 70 лет. Он раскритиковал почти готовую постройку и за 15 дней вылепил новую глиняную модель. Последние годы жизни он посвятил воплощению своего проекта. Главным украшением храма Микеланджело сделал величественный купол, послуживший образцом для многих европейских соборов. Перед собором Святого Петра установили древний обелиск, который когда-то стоял на арене цирка, где, по преданию, был распят апостол Пётр. На вершине обелиска поместили крест.

Давно известно что облик города ярко выражает. Смотреть фото Давно известно что облик города ярко выражает. Смотреть картинку Давно известно что облик города ярко выражает. Картинка про Давно известно что облик города ярко выражает. Фото Давно известно что облик города ярко выражает

Церковь Темпьетто в монастыре Сан-Пьетро в Монторио. Рим. 1502 г. Архитектор Браманте

Найдите и назовите архитектурные детали, характерные для эпохи Античности.

Давно известно что облик города ярко выражает. Смотреть фото Давно известно что облик города ярко выражает. Смотреть картинку Давно известно что облик города ярко выражает. Картинка про Давно известно что облик города ярко выражает. Фото Давно известно что облик города ярко выражает

Собор Святого Петра в Риме. 1506-1624 гг. Вид с самолёта

Определите общие черты организации пространства, характерные для площади собора Святого Петра и Версальского дворца (см. иллюстрацию на с. 39).

Как вы видите, реконструкция шла с грандиозным размахом, были даже планы снести Колизей, чтобы на его месте проложить широкую улицу. К счастью, этого не случилось и Колизей по-прежнему украшает Рим, связывая воедино прошлое и настоящее Вечного города.

Как вы думаете, почему Рим называют Вечным городом? Свой ответ обоснуйте.

Источник

Рождение новой европейской науки

Великие гуманисты Европы

В это время продолжается процесс обмирщения созна­ния: человек стал думать не только о загробном мире, его мысли обратились и к земной, мирской жизни. Сторонни­ки такого взгляда на окружающий мир называли себя гуманистами (от лат. humanus — человеческий).

ильными, прекрасными, деятельными предстают пе­ред нами люди Возрождения. Они умеют ценить время: их дни заполнены трудом, стремлением понять и изме­нить окружающий мир. «Человек измеряет землю и небо. Ни небо не представляется для него слишком вы­соким, ни центр земли слишком глубоким. » — сказано в рукописи XV в.

В эпоху Возрождения стала высоко цениться образован­ность.

Состоятельные люди приглашали учёных, знающих греческий язык, чтобы дать хорошее образование своим детям. Знатный купец Джованни Морелли написал для сыновей «Записки», в которых советует читать древних авторов и размышлять над их поучениями, чтобы узнать, как надо поступать в жизни. Ведь знания доставляют разу­му столько приятного и утешительного, как ничто другое, а наука даёт «сознание того, что ты человек, а не живот­ное».

Много размышляли гуманисты и о месте человека во Вселенной. Знаменитый флорентийский философ в книге «Речь о достоинстве человека» писал, что Бог, сотворив человека, сказал ему: «Я ставлю тебя в центре мира, что­бы оттуда тебе было удобно обозревать всё, что есть в мире».

Гуманист из Роттердама.

Давно известно что облик города ярко выражает. Смотреть фото Давно известно что облик города ярко выражает. Смотреть картинку Давно известно что облик города ярко выражает. Картинка про Давно известно что облик города ярко выражает. Фото Давно известно что облик города ярко выражаетЭразм Роттердамский. 1523 г. Портрет кис­ти Ганса Гольбейна Младшего

Гуманистические идеи, заро­дившиеся в Италии в эпоху Возрождения, нашли отклик и горячую поддержку у философов, богословов, писателей других стран, которые развили их и сделали достоянием европейского общества. Одним из образованнейших про­поведников идей новой гуманистической культуры был голландский богослов и филолог Эразм Роттердамский (1469—1536). Биограф гуманиста знаменитый писатель XX в. С. Цвейг назвал его славой и светочем своего столетия.

Будучи выдающимся знатоком ла­тыни, Эразм Роттердамский коммен­тировал сочинения древних писате­лей, показывая, как позднейшие не­вежественные толкования извратили их подлинный смысл; составил сбор­ник греческих и латинских погово­рок, давая возможность читателю проникнуть в мир подлинной антич­ной культуры.

Ещё в юности, зарабатывая на жизнь частными уроками, он соста­вил что-то вроде наставления длясвоих учеников, в котором учил их изящно и красиво вы­ражать свои мысли. Позднее сборник был опубликован под названием «Разговоры запросто». Лёгкий, изящный слог «Разговоров. » сделал их невероятно популярными: книга множество раз переиздавалась в разных странах.

Почти через два столетия по распоряжению Петра I она была переведена и напечатана в России.

Самым знаменитым творением Эразма Роттердамского стала книга, написанная им всего за несколько дней и по- свящённая другу гуманисту Томасу Мору.

Эта книга име­ет выразительное название — «Похвала Глупости». Глав­ная героиня госпожа Глупость, одетая в мантию учёного, произносит хвалебную речь самой себе.

Выступая перед многолюдным собранием, Глупость убеждает слушателей, что именно она способствует дви­жению мира, ибо «божественная сила» Глупости прости­рается так широко, что в служении ей объединился весь мир: «Глупость создаёт государства, поддерживает власть, религию, управление и суд. Да и что такое вся жизнь че­ловеческая, как не забава Глупости?» Вполне серьёзно она уверяет, что «в этой жизни лишь тот, кто одержим глу­постью, может воистину именоваться человеком».

Листая страницы книги, читатель начинает понимать, что «гимн Глупости» — едкая насмешка, злая сатира, ко­торыми воспользовался автор, чтобы бичевать пороки об­щества, высказывать горькие истины, подвергнуть осмея­нию отжившие традиции средневекового прошлого. «По­хвала Глупости» стала своеобразным вкладом Эразма Роттердамского в утверждение новых гуманистических идеалов.

Первые утопии. В Англии идеи гу­манистов, прославлявших физиче­скую красоту и духовное совершен­ство человека, утверждавших его право на счастье, оказали сильное влияние на Томаса Мора (1478— 1535). Этот мудрый политик и буду­щий первый министр короля учился в Оксфордском университете, знал несколько языков, увлекался истори­ей, философией, литературой.

Давно известно что облик города ярко выражает. Смотреть фото Давно известно что облик города ярко выражает. Смотреть картинку Давно известно что облик города ярко выражает. Картинка про Давно известно что облик города ярко выражает. Фото Давно известно что облик города ярко выражает
Томас Мор. Портрет кисги Ганса Гольбей­на Младшего

В начале XVI в. Мор написал и опубликовал «Золотую книгу, столь
же полезную, как и приятную, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия». Необычное про­изведение поразило воображение читателей.

В первой части описывается современная автору Ан­глия. С болью и состраданием рассказывает он о нищете, ужасных условиях жизни и бесправии английского кре­стьянства, несправедливых законах против бедняков. Именно Т. Мору принадлежат крылатые слова о том, что прожорливые овцы «пожирают даже людей, разоряют и опустошают поля, дома и города». Источник всех несча­стий Англии писатель видит в частной собственности.

Во второй части книги повествуется о замечательно устроенной жизни людей на острове Утопия. Острови­тяне — земледельцы и ремесленники — постоянным тру­дом сумели превратить свой остров в прекраснейшее ме­сто на Земле. Кругом расстилаются возделанные поля, цветущие сады.

Установлена коллективная собственность — имущество и земля принадлежат всем. В обществе царит порядок, преступления крайне редки. Нет ни бедных, ни богатых, а всё необходимое островитяне получают бесплатно из специальных хранилищ. Жители острова не завидуют друг другу и один раз в 10 лет производят между собой обмен всего, чем они владеют. Всеобщим уважением поль­зуются занятия искусством и наукой.

Автор описал идеальное государство, продумав мель­чайшие детали устройства жизни его граждан. Однако, как воплотить мечту в реальность, он не знал и поэтому поместил этот земной рай на острове, назвав его Утопия, что в переводе означает «несуществующее место». Стоит запомнить название этого романа. С тех пор утопиями называли произве­дения, описывающие справедливое, но несбыточное общество будущего.

Давно известно что облик города ярко выражает. Смотреть фото Давно известно что облик города ярко выражает. Смотреть картинку Давно известно что облик города ярко выражает. Картинка про Давно известно что облик города ярко выражает. Фото Давно известно что облик города ярко выражаетФрансуа Рабле

Современник Томаса Мора фран­цузский писатель Франсуа Рабле (1494—1553) родился в провинциаль­ном городке, детство провёл на фер­ме. В юности он был очень религио­зен и поступил в монастырь, но оста­вался там недолго: весёлый характер и любознательность плохо сочетались с монастырскими правилами. Позд­нее он много занимался наукой, стал
знаменитым врачом и одним из самых образованных лю­дей своего времени. Рабле хорошо знал историю, языки, объездил всю Францию, трижды побывал в Риме. Он умел наблюдать и запоминать, был блестящим рассказчиком и сочинителем.

Около 20 лет он работал над романом «Гаргантюа и Пантагрюэль».

Герои повествования — мудрые короли-великаны, которые встречаются в народных легендах и сказках. С юмором описывает автор их жизнь, весёлые пиры, во время которых под шутки и смех поглощается немыслимое количество разнообразной еды. Но герои Ра­бле живут в очень неспокойном мире, правители которого «годны только на то, чтобы делать зло своим подданным и ради своего гнусного удовольствия возмущать мир вой­нами». И добродушные гиганты громят рати врагов с по­мощью. хорошего пинка или совсем уж необычно — «накрыв языком целую армию».

Однако Рабле не был бы человеком своего времени — времени расцвета гуманизма, если бы зло в его книге по­беждалось только сказочной силой. Рядом с великанами появляются на страницах романа герои вполне обычного роста: брат Жан Сокрушитель, заступник притесняемых, и пройдоха Панург, воплощение здравого смысла простого народа. Весёлая компания отправляется в путешествие на край света и посещает множество удивительных мест. Среди них и остров папефигов, разорённый соседями па- поманами (католиками) за непочтительное отношение к портрету папы римского, и остров прожорливых птиц, которые питаются данью со всех концов света. За поряд­ком наблюдает молчаливо сидящая в клетке птица Папе- го. Нетрудно догадаться, что это намёк на папу римского и его сторонников.

Роман возрождал старинные традиции народных пред­ставлений, во время которых шуты веселили народ и вы­смеивали тупость, уродство, ханжество власть имущих. Жизнерадостная и умная книга Рабле, учёного, философа и гуманиста, пришлась по душе его современникам.

Эти слова принадлежат одному из удивительных людей XVI столетия — выдающемуся французскому гуманисту Мишелю Монтеню (1533—1592). Монтень много размыш­ляет о жизни, странах и людях. Плодом раздумий стала книга со странным названием — «Опыты».

«Опыты» — собрание рассуждений о морали, филосо­фии, труде. Автор задумывал их как поучительное чтение для себя и немногочисленного крута родных и друзей, подчёркивая, что излагает раздумья, основанные на лич­ном опыте. Но получилось так, что с момента своего по­явления книга привлекла внимание многих и многих лю­дей, и сегодня остаётся произведением, которое читают образованные люди всех стран. Чем же книга заинтересо­вала современников Монтеня? Чем интересна она читате­лям нашего времени?

В глазах гуманистов человек стал перед необходимо­стью самопознания и самооценки. «Опыты» — не только гимн во славу человека, его разумной и доброй природы, но и результат стремления автора познать и оценить себя.

Монтень гневно обрушивается на суеверия, предостере­гает от бесцельного существования, напоминает, что жизнь — величайший дар. Автор призывает людей разум­но вести себя в повседневности: «Надо стремиться не выигрывать битвы или завоёвывать земли, царствовать или копить богатства, а наводить порядок и устанавли­вать мир в обычных жизненных обстоятельствах». Под­линная мудрость, считает Монтень, заключается именно в умении ценить каждый миг земного бытия, неизменно радостно воспринимать жизнь.

Монтень предостерегает людей от безделья, прежде все­го умственного. Он ратует за гармоническое развитие всех заложенных в человеке способностей, за воспитание, в ос­нове которого правило: ни в чём не полагаться на авто­ритет, а всё проверять разумом и опытом. Недостаточно затвердить наизусть то, что тебя заставили вызубрить, «знать наизусть ещё вовсе не значит знать; это — только держать в памяти то, что ей дали на хранение». «Юноша должен научиться не столько отвечать уроки, сколько претворять их в жизнь, претворяя их в своих действиях. И тогда будет видно, лежит ли благоразумие в основе его начинаний, проявляет ли он справедливость и доброту в своём поведении, ум и изящество в речах, стойкость в бо­лезнях, скромность в забавах. неприхотливость в питье и пище. умеет ли соблюдать порядок в своих домашних делах».

И уж совсем революционно звучат речи Монтеня о ве­ротерпимости, а это было время религиозных войн. Про­блема принадлежности к католической или протестант­ской церкви — личное дело человека, и нельзя ненави­деть или преследовать его за то, что он думает по-другому. Вообще для Монтеня самое главное в оценке человека не богатство и звания, здоровье или пышность наряда, а то, какова у него душа. Прекрасна ли она, одарена ли способ­ностями и всеми надлежащими качествами? Только сам человек, величие его духа — главная ценность мирозда­ния.

Как вы думаете, почему рассказ, посвящённый Монтеню, озаглавлен «Противны мне и владычество и покорность»? Аргу­ментируйте свою позицию. Обсудите в классе и с родителями, какие суждения Монтеня актуальны и в наши дни.

Прогулки по Вечному городу

Давно известно, что облик города ярко выражает эпо­ху. Попробуем убедиться в этом, совершив короткую про­гулку по Риму эпохи Возрождения.

К XVI в. Рим — духовная столица католического ми­ра — становится центром гуманизма, сменяет угасающую Флоренцию. Новой роли города должен был соответство­вать и его облик.

Ещё за столетие до этого Рим начинает перестраивать­ся. Сначала расширяют улицы и мостят дороги, ведущие к Ватикану, папской резиденции. Первым из европейских городов Рим обзаводится музеем: коллекция античной скульптуры, ранее принадлежавшая папе, была выставле­на для всеобщего обозрения на Капитолийском холме.

В XVI в. перепланировка Рима продолжается. Появля­ются дороги, ведущие в торговый центр города, благо­устраиваются площади. К Ватикану прокладываются пря­мые улицы, которые украшаются фонтанами и найденны­ми при раскопках античными скульптурами. Самой значительной из построек того времени можно считать новую церковь в Ватикане — Сикстинскую капеллу (в на­звании увековечено имя заказчика — папы Сикста IV). Огромный зал капеллы предназначался для важнейших церковных церемоний. Роспись Сикстинской капеллы по­ручена самым знаменитым художникам Возрождения. Среди них был и Микеланджело, который в течение че­тырёх лет один, без помощников выполнил всю работу, украсив 600 кв. м потолка фресками на сюжеты из Библии. Одна из них — «Сотворение Адама»: Бог-творец протягивает руку первому человеку, распростёртому на земле, и это прикосновение пробуждает его к жизни.

Давно известно что облик города ярко выражает. Смотреть фото Давно известно что облик города ярко выражает. Смотреть картинку Давно известно что облик города ярко выражает. Картинка про Давно известно что облик города ярко выражает. Фото Давно известно что облик города ярко выражает

В центре города во дворе старой церкви Сан-Пьетро ар­хитектор Браманте строит изящный храм — Темиьетто. Сооружение на­поминает античные постройки, имеет форму ротонды и окружено шестнад­цатью колоннами дорического орде­ра. Всё это придаёт небольшому хра­му величественный вид. Современни­ки видели в нём модель гармонично устроенного мира.

Главным католическим храмом Рима и всей Европы стал собор Свя­того Петра. В его создании (собор возводился более 100 лет) принимали участие разные архитекторы. Закан­чивал строительство Микеланджело, которому было уже за 70 лет. Он рас-

Определите общие черты организации пространства, характерные для площади собора Святого Петра и Версальского дворца (см. иллюстрацию на с. 39).

критиковал почти готовую постройку и за 15 дней выле­пил новую глиняную модель. Последние годы жизни он посвятил воплощению своего проекта. Главным украше­нием храма Микеланджело сделал величественный купол, послуживший образцом для многих европейских соборов. Перед собором Святого Петра установили древний обе­лиск, который когда-то стоял на арене цирка, где, по пре­данию, был распят апостол Пётр. На вершине обелиска поместили крест.

Как вы видите, реконструкция шла с грандиозным раз­махом, были даже планы снести Колизей, чтобы на его месте проложить широкую улицу. К счастью, этого не случилось и Колизей по-прежнему украшает Рим, связы­вая воедино прошлое и настоящее Вечного города.

Как вы думаете, почему Рим называют Вечным городом? Свой ответ обоснуйте.

Мир художественной

Культуры Возрождения

ворцы искусства Высокого Возрождения создали образ прекрасного гармоничного человека, сочетавшего фи­зическую красоту и духовное совершенство. Идеалы ита­льянских гуманистов нашли немало сторонников и после­дователей среди европейских мыслителей, также пытав­шихся отстаивать его право на счастье, утверждавших ценность и уникальность любой личности.

«Какое чудо природы человек!» В далёкой Англии гу­манистические традиции Возрождения ярко проявились в творчестве Уильяма Шекспира (1564—1616). Поэт и дра­матург провёл юность в маленьком провинциальном го­родке, сонной и размеренной жизни которого он предпо­чёл шумный Лондон. Шекспир был влюблён в театр, вы­ступал как актёр, сочинял пьесы. Окружающий мир он воспринимал как сцену, а людей — как актёров. Он свя­то верил в то, что театр должен стать для современников настоящей школой, которая научит их не сгибаться под ударами судьбы, презирать предательство и лицемерие, противостоять подлости.

В шекспировских произведениях много прекрасных, мудрых и гордых людей. Герои любят и страдают, совер­шают ошибки, разочаровываются, борются за своё счастье и чаще всего в этой борьбе проигрывают. Погибает не­счастная Офелия, преданная самыми близкими людьми; поверив клевете, Отелло убивает Дездемону; отравленный клинок поражает Гамлета; короля Лира лишают крова и обрекают на скитания и нищету собственные дочери. Каждый ищет свой ответ на вопрос, как поступить, стол­кнувшись со злом:

Пращам и стрелам яростной судьбы Иль, ополчась на море смут, сразить их Противоборством?

Против юных Ромео и Джульетты — весь свет. Их по­пытка противостоять семейной вражде, трагическому сте­чению обстоятельств приводит влю­блённых к гибели. Но ничто не за­ставит отказаться от высокого и светлого чувства, сделавшего героев свободными и счастливыми. Так во­преки поражениям и смерти утверж­дается мысль Шекспира: «Какое чудо природы человек!»

Такой же силой духа и мужест­вом обладают странствующий рыцарь Дон Кихот и его верный слуга Санчо Панса, путешествующие по дорогам Испании и помогающие всем, кто слаб и несчастен. Эти замечательные персонажи были придуманы испанским писателем Мигелем Сервантесом (1547—1616), чья судьба похожа на приключенческий ро­ман.

Сервантес происходил из семьи обедневшего дворяни­на, получил университетское образование и поступил на военную службу. В морском сражении он теряет руку, а по дороге домой попадает к разбойникам и 5 лет томится в плену в Алжире. За огромную сумму семье удаётся вы­купить его и вернуть на родину. Здесь начинается самый важный период в жизни Сервантеса: он становится писа­телем. «Дон Кихот» был задуман автором как пародия на средневековые рыцарские романы.

Часто он попадает в нелепые ситуации. Однажды, при­няв ветряные мельницы за злых великанов, бросается на них с копьём, в другой раз вступает в битву с вражеским войском, оказавшимся лишь стадом баранов.

Давно известно что облик города ярко выражает. Смотреть фото Давно известно что облик города ярко выражает. Смотреть картинку Давно известно что облик города ярко выражает. Картинка про Давно известно что облик города ярко выражает. Фото Давно известно что облик города ярко выражаетУильям Шекспир

Однако внимательный читатель не спешит посмеяться над героем Сервантеса. За внешне смешными поступками безумного Дон Кихота он видит мудрость, благородство и человечность. Так и бродит по дорогам в сопровождении своего оруженосца последний рыцарь добра в мире несправедливости, по­могая людям стать немного лучше.

Эпоха титанов. Возрождение часто называют эпохой титанов. В самом деле, трудно найти другое время, от­меченное творчеством такого числа гениев, каждого из которых природа щедро наделила универсальными та­лантами.

Одним из них был Леонардо да Винчи (1452—1519). Его необыкно­венная одарённость поражала совре­менников. Леонардо был художни­ком, поэтом, архитектором, скульп­тором, музыкантом, божественно пел, увлекался физикой, математикой, астрономией, исто­рией, философией, разбирался в механике и военном деле. Его всеобъемлющий многогранный ум не имел себе рав­ных даже среди разносторонних гениев Возрождения.

Люди, знавшие Леонардо да Винчи, отмечали, что он своей наружностью являл высшую красоту: высок ростом и хорошо сложён, очень силён (правой рукой гнул стенное железное кольцо или подкову, как свинец), всегда ще­гольски одет, его беседа была обворожительна.

После смерти Леонардо осталось около семи тысяч страниц записей, черновиков, рукописей. А вот картин сохранилось совсем немного, хотя именно живописи он отдавал предпочтение, считал её царицей искусств. В трактате о живописи Леонардо говорит о художнике как о человеке, наделённом божественным могуществом, спо­собном охватить разнообразие природы и воссоздать его сначала в уме, а потом на бумаге или холсте.

Леонардо был не только гениальным живописцем, но одновременно и проницательным исследователем. Матема­тические расчёты помогали ему показать в картинах глу­бину пространства, перспективу. Длительные опыты на­учили изображать объём тончайшими оттенками, игрой света.

Героями произведений Леонардо делал не богов и свя­тых, а обычных людей. Такова юная «Мадонна с Младен­цем» («Мадонна Литта»). В мягких переливах света и тени — мать, прижавшая к груди дитя. Нежное объятие её рук, лёгкая полуулыбка передают бесконечную любовь земной женщины к своему ребёнку. За спиной Мадонны два окна, в которых виден прекрасный пейзаж. И, как бы оставляя в наследство будущим поколениям загадку, Ле­онардо изобразил землю с огромной высоты. Только ис­тинный гений, живший в эпоху, когда люди и мечтать не могли о том, чтобы подняться в воздух, смог показать мир, недоступный фантазии простого смертного.

Не меньше загадок таится и в портрете Моны Лизы («Джоконда») — жены богатого флорентийца. Спокойно и величественно восседает она в кресле, глаза пристально смотрят на зрителя, на губах едва уловимая улыбка, «столь приятная, что, глядя на этот портрет, испытыва­ешь более божественное, чем человеческое, удовольст­вие. » — писал биограф художника. Неуловимая дымка окутывает лицо и фигуру Моны Лизы, смягчает контуры. Кажется, эта женщина владеет какой-то тайной, волную­щей и наших современников.

Кроме живописных произведений, сохранилось не­сколько грандиозных фресок Леонардо. Изображение «Тайной вечери» украсило стену богатого миланского мо­настыря. Евангельская легенда повествует о том, как Христос незадолго до смерти в последний раз собрал уче­ников. Только что произнесено пророчество: «Один из вас предаст меня». Ученики поражены страшными словами. Реакция каждого неповторима: удивление, страх, гнев, недоверие, отчаяние. Иисус спокоен и печален, и только его руки, бессильно лежащие на столе вверх ладонями, выражают покорность судьбе, ожидание неизбежной ги­бели.

Почти на полвека пережил Лео­нардо да Винчи его постоянный со­перник в искусстве Микеланджело Буонарроти (1475—1564). Надгробие Микеланджеловеликого Микеланджело, сделавшего

Давно известно что облик города ярко выражает. Смотреть фото Давно известно что облик города ярко выражает. Смотреть картинку Давно известно что облик города ярко выражает. Картинка про Давно известно что облик города ярко выражает. Фото Давно известно что облик города ярко выражает

Буонарроти так миого дЛЯ украшения Флоренции
и прославления рода Медичи, укра­шают три аллегорические фигуры: Живопись, Скульптура и Архитекту­ра. Но сам он считал себя мастером скульптуры, в ней видел «первое из искусств», лучше всего прославляю­щее человека, его красоту.

Микеланджело считал, что в глы­бе мрамора природой уже заложено произведение, автору нужно только отсечь всё лишнее. В одном из соне­тов он писал:

И высочайший гений не прибавит Единой мысли к тем, что мрамор сам Таит в избытке, — и лишь это нам Рука, послушная рассудку, явит.

Ещё при жизни Микеланджело приобрёл славу искуснейшего твор­ца. Однажды ему сообщили о пре­красном мраморе, лежащем во дворе одного из флорентийских соборов. Над этим камнем уже поработало не­сколько скульпторов, основательно его испортив. Церковные власти махнули на всё рукой, и глыба продолжала стоять в таком виде долгие годы. Ми­келанджело загорелся желанием выполнить скульптуру необычайной высоты — 5,5 м. Заново обмерив весь кусок мрамора, он приступил к задуманному.

Законченное произведение ошеломило современников. Микеланджело изваял обнажённую фигуру прекрасного юноши. По библейской легенде, юный пастух Давид от­важился на бой со страшным великаном Голиафом и сра­зил его камнем, выпущенным из пращи. Скульптор изо­бразил Давида перед поединком. Лицо его полно гнева, сильная рука сжимает пращу. Соразмерностью и красотой произведение превзошло все известные шедевры, затмило даже греческие и римские статуи. Так писал о «Давиде» современник.

Давно известно что облик города ярко выражает. Смотреть фото Давно известно что облик города ярко выражает. Смотреть картинку Давно известно что облик города ярко выражает. Картинка про Давно известно что облик города ярко выражает. Фото Давно известно что облик города ярко выражает
Микеланджело. Да­вид. 1501-1504 гг.

Открытие монумента превратилось в народное торже­ство. Флорентийцы установили памятник на площади перед зданием городского самоуправления, чтобы власти справедливо управляли городом и мужественно его защи­щали.

Мало кто из современников знал, что Микеланджело посвящал себя служению ещё одной музе — Поэзии.

Его стихи поражают невероятной силой, сходством с изваянными из камня величественными фигурами, ведь пером водила рука, привыкшая держать резец скульпто­ра. Наброски стихов можно увидеть на листках с рисун­ками. В них чувствуется мощь каменотёса, привыкшего подчинять себе неподатливый материал. Кажущаяся «не- отшлифованность» придаёт поэзии неповторимое своеоб­разие.

Подобно многим гуманистам, Микеланджело отдал дань любовной лирике. Цикл сонетов повествует о прекрасной возлюбленной поэта. И хоть его любовь безответна, автор видит в своей избраннице самое лучшее творение при­роды:

Кто создал всё, кто сотворил и части — И после выбрал лучшую из них, Чтоб здесь явить нам чудо дел своих, Достойное его высокой власти.

Но не только земная красота волнует и вдохновляет по­эта. Стихи полны раздумий о совершенной красоте искус­ства, которое переживёт своих создателей:

Удел искусства более велик,

Чем естество! В ваяньи мир постиг,

Последние годы жизни творца прошли в трудах и оди­ночестве. Он умирает в возрасте 89 лет, достигнув верши­ны славы. В день похорон множество поэтов Флоренции приходили поклониться гробу великого старца и прикреп­ляли к дверям усыпальницы латинские и итальянские стихи.

Итальянское Возрождение невозможно представить без живописи Рафаэля Санти (1483—1520). Всего 37 лет прожил этот гений. Он покинул мир в расцвете сил и сла­вы, оплакиваемый многочисленными друзьями и учени­ками. Природа наделила Рафаэля трудолюбием, скромно­стью и добрым нравом. Доброжелательность сочеталась с замечательным умом и редким живописным даром. Мо­жет быть, поэтому мир на картинах Рафаэля выглядит совершенным и прекрасным, гармоничным и спокойным.

Рафаэль выполнял разные работы. По приказу пап рас­писывал в Ватикане покои и залы для торжественных церемоний, проектировал римский собор Святого Петра, украшал интерьеры церквей и дворцы вельмож. Исклю­чительное место в искусстве мастера занимали женские образы. «Мадонна Конестабиле» — воплощение женствен­ности и материнской любви. Рафаэль расположил её фи­гуру на фоне мягких очертаний невысоких холмов вокруг озера. Тонкие деревца, прозрачный воздух создают ощу­щение мечтательности, лёгкой грусти. Едва заметный на­клон головы Мадонны, округлые линии тела подчёркива­ют трогательную любовь к сыну. И только нимбы над головами Мадонны и Младенца напоминают о божествен­ности.

Для монастыря Святого Сикста Рафаэль написал глав­ный образ алтаря — «Сикстинскую Мадонну». «Единст­венной в своём роде» считали картину знатоки живописи. Медленно, как будто не ступает босыми ногами по обла­кам, а легко парит над ними, Мария движется навстречу судьбе. Недетски серьёзен взгляд Младенца Христа. Он словно предчувствует грядущие мучения и гибель. Печа­лен и тревожен взгляд матери, она знает о том, что пред­стоит, и всё же идёт вперёд, чтобы отдать людям ребёнка, ценою жизни которого откроется им путь к спасению.

Северное Возрождение. «Мужицкий живописец». Гума­нистические идеалы итальянского Возрождения повлияли на искусство стран Западной и Центральной Европы.

Экономический расцвет, который переживают в XVI в. Нидерланды, приводит к тому, что растут и становятся торговыми центрами мирового значения города, бурно развивается общественная жизнь. Вслед за торговыми устанавливаются прочные культурные связи с Италией, что открыло пути для широкого распространения идей гу­манизма. Этому в немалой степени способствовало пре­красно развитое издательское дело. На севере страны воз­никала новая демократическая культура, ярче всего про­явившаяся в изобразительном искусстве.

Нидерландские живописцы изображали на своих по­лотнах вполне реальных персонажей: купцов, корабле­строителей, крестьян, членов городского магистрата, ни­щих. Они создавали картины, героями которых были тор­говцы в лавках, менялы в конторах, крестьяне, занятые повседневными делами. Именно за свою любовь к изобра­жению простолюдинов и народных сцен Питер Брейгель Старший (между 1525 и 1530—1569) был прозван Му­жицким.

Брейгель был образованным человеком, членом гиль­дии живописцев, хорошо знал итальянское и французское искусство. Он жил в Антверпене и Брюсселе, однако часто посещал окрестные сёла. Биографы рассказывают, что Брейгель любил переодеться в крестьянскую одежду и смешаться с толпой, чтобы беспрепятственно наблюдать за сельской свадьбой, деревенским карнавалом, театраль­ным представлением на ярмарке или событиями в тавер­не, подмечая характерные движения, выразительные же­сты и позы персонажей своих будущих картин.

Полотно «Крестьянский танец» переносит нас на празд­ничную деревенскую улицу. Художник любуется грубова­тым весельем крестьянского праздника, шумным гомоном многолюдной толпы. Пространство картины буквально переполнено народом. Автор соединяет фигуры так, чтобы дать возмолшость зрителю рассмотреть отдельные сценки. В неловких движениях и неуклюжих фигурах танцоров, простоватых лицах участников бесшабашного веселья уга­дывается сила и мощь народа.

Художник изображал не только сельские праздники, но и полные тяжёлого труда крестьянские будни. В сере­дине 1560-х гг. им была создана серия картин «Времена года», посвящённая отдельным месяцам (в Средние века так иллюстрировали календари). Они позволяют «загля­нуть» в мирную жизнь жителей Нидерландов, предста­вить обыденные сезонные заботы, незатейливый быт, про­стые радости. Главный герой произведений — вечный труженик — крестьянин, которому природа диктует ритм жизни и цикл повседневных работ.

«Жатва» — одна из пяти сохранившихся картин серии. На фоне бескрайнего пейзажа художник запечатлел убор­ку хлеба. Жаркое лето, воздух насыщен благоуханием цветущей природы — полей созревшей пшеницы, зелене­ющих лугов, деревьев, согретых солнцем. Крестьяне уби­рают урожай, возят сено, вяжут снопы, несколько чело­век присели передохнуть, истомлённые зноем. Всё в кар­тине буквально пронизано ощущением тишины и покоя, царящих вокруг. Мы не увидим резких движений, ненуж­ной суеты или раздражения. Люди ощущают себя частью великого и прекрасного мира, находятся в гармонии с ним. Это впечатление становится особенно отчётливым, если рассмотреть группу отдыхающих крестьян, к кото­рой автор даёт возможность приглядеться, расположив их на переднем плане. Мужчины и женщины разворачивают нехитрую еду, неторопливо беседуют, кого-то сморила мягкая дремота. Позы некоторых работников неловки, даже неуклюжи, лица простоваты, но во всём угадывает­ся очень доброе отношение автора к своим персонажам.

Совсем иным настроением проникнута картина «Воз­вращение охотников», символизирующая зиму. В этой картине царит холод, морозный воздух прозрачен и чист, много белого снега, на котором чётко выделяются тёмные силуэты деревьев. Повсюду глубокие сугробы, по которым бредут усталые охотники. Их путь лежит в долину, там виднеются чистенькие и приветливые домики, церковная колокольня, гружёная телега, медленно двигающаяся по заснеженной дороге. А ещё мы видим крохотные фигурки рыболовов и весёлых конькобежцев на покрытых льдом прудах, придающих этому холодному зимнему дню жи­вую радость человеческого тепла. Эти мирные сценки, так же как и ясные и простые пейзажи сменяющих друг дру­га времён года, дороги Брейгелю, и за их кажущейся про­стотой угадывается величественный круговорот вечного обновления.

Леонардо да Винчи из Германии. Благотворным оказа­лось воздействие итальянского искусства на культуру Гер­мании. Не случайно немецкого живописца, гравёра и учё­ного Альбрехта Дюрера (1471—1528) сравнивали с Лео­нардо да Винчи. Подобно великому итальянцу, Дюрер занимался математикой и механикой, был сведущ в архи­тектуре, писал стихи, но главным делом жизни считал искусство. Сильное влияние на творчество Дюрера оказа­ли поездки в Италию. Во время одной из них он знако­мится с Рафаэлем и дарит ему авто­портрет, вызвавший восхищение про­славленного мастера. Но главным учителем Дюрера была природа: он рисовал прекрасные пейзажи, натюр­морты. После возвращения на родину художник открыл в Нюрнберге свою мастерскую. В портретах и автопор­третах он утверждал гуманистиче­ское понимание личности.

Давно известно что облик города ярко выражает. Смотреть фото Давно известно что облик города ярко выражает. Смотреть картинку Давно известно что облик города ярко выражает. Картинка про Давно известно что облик города ярко выражает. Фото Давно известно что облик города ярко выражает

Автопортреты донесли и до нас образ живописца. В наиболее про­славленном (1498) Дюрер изобразил себя в виде нарядно одетого кавале- Альбрехт Дюрер, ра-дворянина. Спокойная поза, уве- Автопортрет. 1498 г.

репный взгляд свидетельствуют о чувстве собственного достоинства, стремлении автора видеть в художниках не ремесленников, а мыслителей.

С юности художник увлёкся гравюрой. Появившиеся в XV в. «летучие листки» (так называли гравюру) были очень популярны — в местах паломничества можно было получить гравюры с изображением святых. Технику гра­вирования Дюрер довёл до совершенства.

С замечательным мастерством молодой художник вы­полняет серию гравюр к последней книге Нового Завета — Апокалипсису, в которой рассказывается о грядущей ги-

Давно известно что облик города ярко выражает. Смотреть фото Давно известно что облик города ярко выражает. Смотреть картинку Давно известно что облик города ярко выражает. Картинка про Давно известно что облик города ярко выражает. Фото Давно известно что облик города ярко выражает

Альбрехт Дюрер. Четыре всадника. Из серии «Апока­липсис». 1498 г.

Большое влияние на Дюрера оказала встреча с Эразмом Роттердамским. Два выдающихся современника высоко оценили друг друга: Дюрер сделал набросок углём, позд­нее превратил его в знаменитую гравюру, на которой изо­бразил Эразма за стойкой для письма, с пером и черниль­ницей в руке, а великий философ восторженно отзывался о мастерстве художника.

На пути к бессмертию. До позднего Возрождения му­зыкальное искусство Западной Европы оставалось связан­ным с церковью. Музыка была главной частью религиоз­ной службы; воздействуя на прихожан сильнее, чем сло­во, она подчиняла их молитвенному настроению.

На протяжении столетий церковь бдительно следила за исполнением музыкальных произведений в храме, не допуская малейших отклонений от правил. Но в конце XVI в. под влиянием изменений в жизни общества харак­тер церковной музыки постепенно меняется. Как в живо­писи и скульптуре, где религиозный сюжет рассматривал­ся гуманистами с позиций человека, так и в музыке ду­ховные произведения стали обращаться к человеческим чувствам.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *