Давным давно известно что испанцы вспыльчивы
Памяти Александра Градского: «страшный человек» с нежной душой
Главный редактор «Вокруг ТВ» Илона Егиазарова рассказывает о своих встречах с музыкантом.
У журналистов есть список звезд, к которым лучше даже не подступать. Резкие, способные на любую выходку, тяжелые собеседники… О Градском тоже ходили такие слухи – еще бы: человек, придумавший слово «журналюги», открыто критикующий нашего брата и, казалось, искренне нас ненавидящий… Но много лет назад я все-таки решилась взяться за эту неприступную крепость – молодая была, отчаянная. Шла к нему на интервью в квартиру, располагающуюся в доме Елисеевского магазина, с охапкой мелких желтых роз. Он открыл дверь, и я ему выпалила: «Мужчинам цветы не дарят, но вы артист…И еще… я вас боюсь». А он неожиданно: «Очень люблю желтые розы. А то, что я страшен — это часть легенды» — и повел на кухню. Огромная, уставленная тяжелой резной темной мебелью, она очень подходила этому большому человеку в черной одежде. Он по-хозяйски сновал, подрезал цветы, ставил их в вазу, открывал баночки с вареньем. Думала ли я когда-нибудь, что «страшный Градский» будет накладывать мне в розетку свое фирменно вишневое и подливать ароматный чай?
Я осмелела и спросила: «Александр Борисович, а правду говорят, что вы, проверяя микрофоны перед концертом, говорите: «Раз, раз, раз… я гений, я гений»? Он опешил: «Ну, было когда-то, но так, чтобы перед каждым концертом – нет». А дальше пошел очень откровенный, искренний разговор – о природе гениального, о том, что если вы умеете делать то, что никто не делал до вас – значит вы гений. При этом Градский оперировал категориями съестными (время было обеденное): «Кто-то же изобрел пиво? Кто-то открыл картошку? Кто-то же додумался ее пожарить? Все они были гениями. Поэтому, если я умею петь в трехоктавном диапазоне, а до меня этого не делали, у меня есть все основания поставить здесь галочку»… Вспылил за время интервью лишь однажды, когда я сказала: «Вы — рокеры — предали поколение, научили нас жить по принципам, ненавидеть мещан, рвачей и приспособленцев, а сами на «мерседесы» взгромоздились». — «Да, можно хорошо жить и не быть негодяеем, — горячился Градский. — Самая идиотская русская пословица — это про то, что праведным трудом не наживешь каменных палат. К чему она придумана, кем? Либо алкоголиком и лентяем, либо хитрожопым властителем. » В споре ему не было равных, он, конечно, был интеллектуалом, эрудитом, интересующимся всем — и политикой, и экономикой, и литературой. В проект всей своей жизни — рок-оперу «Мастер и Маргарита», которую создавал 30 лет, с того самого момента, когда прочитал роман, он вложил столько мыслей, собственной философии. И как же он горько говорил о том, что понимает: публика не воспримет главный его труд.
Александр Градский на шоу «Голос». Фото Руслана Рощупкина, Первый канал
Его отношения с собственным голосом были… товарищеские. То есть он не носился с ним, не кутался в шарфы, не разговаривал с ним: «Ну как ты, еще жив»?, но при этом никогда, например, не нагружал связки испытаниями контрастной температурой. «Виски со льдом и сразу горячий чай – вот этого нельзя, а по отдельности можно», — смеялся он. Он вообще был веселым человеком — когда снимал этот защитный панцирь, сыпал забавными историями. О том, как, например, выставил из своей студии Андрея Кончаловского. «Идет запись, и вдруг посреди самого напряженного момента вваливается Кончаловский, дверью заскрипел, ну, я его и выгнал. Он сел в аппаратной и сказал: «Этого парня я и буду снимать в кино, у него очень выразительные голубые глаза. А у меня глаза зеленые. А потом я повернулся профилем, и Андрей ахнул: «Ну нет, такой длинный нос мне никто не утвердит»… Рассказывая, Градский смеялся, как ребенок, он и потом, когда визировал наше с ним интервью, ничего не поправил, лишь расставлял слова в скобках: «смеется», «хохочет»… История с Кончаловским тогда закончилась тем, что Александр Борисович написал музыку к фильму «Романс о влюбленных». Вроде Андрей Сергеевич спросил Александра, сможет ли, а тот снова ответил: «Конечно, я же гений». Это кино стало гимном поколения, актеров Евгения Киндинова, Елену Кореневу зритель и узнал, и запомнил оттуда – во многом благодаря яростным композициям, которые сам и исполнял композитор. А было Градскому тогда всего 23 года.
Мы записывали потом с Александром Борисовичем несколько бесед – перед каждым его юбилеем. Однажды спросила его, как не снесло крышу-то в столь юные годы. Ведь сразу после выхода фильма он купил себе «Жигули» — аж за 7,5 тысяч рублей. Да и гастроли его группы «Скоморохи» приносили громадные деньги, которые коллектив хранил в… диване Градского, поскольку все доверяли ему и были уверены в честности. Целый диван смятых трешек, пятерок, десяток! На вопрос о «крыше» ответил искренне: «Снесло. Выходил в десятитысячный зал – и он замирал, когда я говорил: «Молчать!». Вот это была реальная власть над людьми. Музыкальная, интеллектуальная власть, я несколько раз ее проверял. Понравилось. Но я быстро с этим завязал. Потому что понял: приемчик-то ужасный, и люди возненавидят тебя за это в конце концов».
Александр Градский, Леонид Агутин, Пелагея и Дима Билан в шоу «Голос»-2021
Люди его полюбили. За верность року. За оперное пение: он выступал в Большом театре, пел в «Золотом петушке», а дирижировал сам Евгений Светланов. Однажды Градского вызвали вне графика – спеть эти оперно-спортивные (такие вокально трудные) номера перед австрийским послом. Он сказал, что накануне выпил пиво и на сцену не выйдет. И не вышел. Был жуткий скандал и его перестали приглашать в Большой. «Если человек достоин того, чтобы его послали, я пошлю», – говорил он спустя годы. И ведь посылал. Трудный характер, принципиальный, вспыльчивый – но при этом сколько в нем было мягкости и нежности к тем, кого любил и ценил.
Об Александре Пахмутове и Николае Добронравове говорил с пиететом и, когда в позапрошлом году в том же Большом театре Александра Николаевна праздновала свой юбилей, приехал – несмотря на нездоровье. И спел свою коронную «Как молоды мы были». Кажется, весь зал внутренне сжался, когда 70-летний, очень нездоровый Градский дошел до фирменных высоких нот – но он так старательно все сделал, так профессионально… Зал взорвался аплодисментами.
Что еще обращало внимание – его отношения с женщинами и детьми. О женах – только хорошее. «Брак с Настей Вертинской не был браком, не было там семьи. Но она была такой красавицей, как не влюбиться?». Потом долгие отношения с Ольгой, которая родила ему безумно любимых дочь Машу и сына Даниила. Потом – отношения с моделью Мариной, с которой познакомился на улице и которая родила ему двоих сыновей, младшему сейчас три. Помню, сидим с Александром Борисовичем на кухне, открывается дверь, входит прелестное заспанное существо. Спрашиваю шепотом: «Это ваша подруга?». Он заходится в хохоте: «Машка, видишь, как я хорошо выгляжу, журналист подумала, что ты моя подруга». Дочь мгновенно «вернула пас»: «Ага, или я так плохо выгляжу».
Александр Градский с гражданской женой Мариной
И Маша, и Даниил принимали участие в «Голосе» — вокальном конкурсе Первого канала, открывшем зрителю Градского заново. Было видно, как он гордится своими детьми. А что касается самого Александра Борисовича… Его профессиональные комментарии в этом шоу и поражали, и смешили. Особенно, когда он, сидя спиной, говорил Пелагее о возрасте и национальности конкурсанта. Его перепалки и троллинг молодых коллег по судейству придавали программе интригу. То, что Градский, Агутин, Билан и Пелагея являлись золотым составом «Голоса» — это абсолютная правда, и роль Александра Борисовича в этой истории была главная. Никогда не забуду эпизода, когда на сцену шоу вышла слепая девушка. И Градский заплакал. И сказал, что услышал в этом голосе столько боли!
В последние годы его суровый характер смягчился. Он часто давал волю чувствам – особенно, если слышал что-то музыкально поразительное. Вот и в последнем выпуске «Голоса», услышав дуэт, подготовленный Пелагеей, расчувствовался. Он, конечно, понимал, что сильно болен и что уходит, но не сознавался в этом. Его привозили в Останкино в инвалидной коляске, но зритель не должен был видеть его мук. Стареющие львы, вожаки стаи, бросаются в драку первыми – чтобы никто не заметил, как слабеет хватка. Вот и он бросался на музыкальную амбразуру с присущей ему неистовостью — прогнал в недавнем выпуске шоу «Голос» конкурсантку за то, что исказила песню Аркадия Островского. Сражался за чистоту жанра, нес высоко знамя искусства, как бы пафосно это не звучало.
Однажды я его спросила, как жить в сегодняшние непростые времена, как примириться с глупостью и несправедливостью мира. Он ответил: «А я ведь отъехал давным давно. К себе в квартиру. Я сам в себя эмигрировал. И прекрасно тут себя чувствую. Иногда вылезаю из норы: как вы тут без меня, вроде обходитесь пока? Ну ладно, привет! И снова в подпол»…
Шоу «Голос» еще какое-то время будет выходить в эфир с вашим, Александр Борисович, участием – выпуски были записаны заранее, и это будет душераздирающее зрелище. А потом мы останемся без вас, совсем, и будет трудно. Но вы ведь будете «вылезать из норы» и приглядывать? Не из подпола, а сверху?
Самые яркие воспоминания из детства
Старшему сыну 10 лет, спрашиваю:
— какое твое самое яркое воспоминание из прошлого.
— (вспоминал минуту) помню как по дороге из садика мы сидели на пенёчке
— ну да, как в сказке, сидели отдыхали, болтали.
Спрашиваю это же у младшего, ему 6:
— помню как приезжал трактор убирать снег, и ты попросил его меня покатать.
Да уж. Аквапарки, аттракционы, крутые игрушки, дедморозы на НГ, а самые яркие у них трактор и пенёчек.
Решил вспомнить самое яркое из своего детства. В общественной бане потерял фигурку водолаза, разревелся, искали всей баней. Не нашли.
Детский рассудок
Мечта сбылась
Недавно разбирал древние раритеты, нашел свой школьный аттестат, детские рисунки. И эту тетрадь. Хорошая тетрадь, сейчас таких нет, вырвал аккуратно первый лист. Тетрадь отличная.
Здесь прекрасно всё.
Аж чуть не прослезился.
Вспомнилось, ночь пакет 100руб, запах прокуренного зала, мышки с шариками, пень 4й, Варкрафт 3, Старкрафт.
Лица гор без национальности
Мерч представителей ЛГБН сообщества
Про тех кто хочет много зарабатывать, а вокруг одни 3,14расы
Оказалось ещё и пьет как не в себя, нашел склад пушнины в цеху. Дал пиздюлей.
Начинаем большой заказ. Сварщик работает. Почти не пьёт. Но при этом пораньше уходит, всегда дела какие-то, пару дней проеба. Получает 25к за 10 дней. Исчезает. Через его жену ищу. А она говорит: уехал вахтой в другой город, а хуле у вас работать за 15 дней 5к всего. А нам ипотеку платить надо было! А он сутками ебашит, дома не ночует!
Короче где-то он бухал походу, блядовал, жене сунул 5к, а я в итоге пидорас.
Давным-давно
Давным-давно известно людям,
Что при разрыве двух людей
Сильнее тот, кто меньше любит,
Кто больше любит, тот слабей.Но я могу сказать иначе,
Пройдя сквозь ужас этих дней:
Кто больше любит, тот богаче,
Кто меньше любит, тот бедней.Средь ночи злой, средь ночи длинной,
Вдруг возникает крик в крови:
О боже, смилуйся над милой,
Пошли ей капельку любви!
Статьи раздела литература
Мы используем на портале файлы cookie, чтобы помнить о ваших посещениях. Если файлы cookie удалены, предложение о подписке всплывает повторно. Откройте настройки браузера и убедитесь, что в пункте «Удаление файлов cookie» нет отметки «Удалять при каждом выходе из браузера».
Подпишитесь на нашу рассылку и каждую неделю получайте обзор самых интересных материалов, специальные проекты портала, культурную афишу на выходные, ответы на вопросы о культуре и искусстве и многое другое. Пуш-уведомления оперативно оповестят о новых публикациях на портале, чтобы вы могли прочитать их первыми.
Если вы планируете провести прямую трансляцию экскурсии, лекции или мастер-класса, заполните заявку по нашим рекомендациям. Мы включим ваше мероприятие в афишу раздела «Культурный стриминг», оповестим подписчиков и аудиторию в социальных сетях. Для того чтобы организовать качественную трансляцию, ознакомьтесь с нашими методическими рекомендациями. Подробнее о проекте «Культурный стриминг» можно прочитать в специальном разделе.
Электронная почта проекта: stream@team.culture.ru
Вы можете добавить учреждение на портал с помощью системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши места и мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После проверки модератором информация об учреждении появится на портале «Культура.РФ».
В разделе «Афиша» новые события автоматически выгружаются из системы «Единое информационное пространство в сфере культуры»: all.culture.ru. Присоединяйтесь к ней и добавляйте ваши мероприятия в соответствии с рекомендациями по оформлению. После подтверждения модераторами анонс события появится в разделе «Афиша» на портале «Культура.РФ».
Если вы нашли ошибку в публикации, выделите ее и воспользуйтесь комбинацией клавиш Ctrl+Enter. Также сообщить о неточности можно с помощью формы обратной связи в нижней части каждой страницы. Мы разберемся в ситуации, все исправим и ответим вам письмом.