Дай определение цветку для чего он нужен растению
Урок Бесплатно Цветок и соцветие
Введение
Растения, имеющие цветок, из которого впоследствии развивается плод, относятся к отделу покрытосеменных.
Разнообразие покрытосеменных растений поражает воображение.
Такие разные виды, как одуванчик и яблоня, кувшинка и орешник отличаются не только типом жизненной формы, но и цветками.
В сегодняшнем уроке мы познакомимся с цветком, узнаем о его значении, научимся узнавать различные части цветка у разных цветущих растений.
Что такое цветок и зачем он нужен растению?
Из завязи цветка впоследствии образуется плод, содержащий семена.
Наличие плодов у цветковых растений способствует их быстрому распространению, а сам половой процесс размножения увеличивает шансы выживания в процессе естественного отбора и приводит к образованию новых видов.
Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации
Строение цветка
Внешне цветки очень разнообразны, но большинство из них устроено по определенной схеме.
Все части цветка делят на:
Пестик состоит из завязи, столбика и рыльца.
Внутри завязи расположены один или несколько семязачатков.
Тычинки состоят из тычиночной нити и пыльников.
Все части цветка:околоцветник, тычинки и пестики располагаются на цветоложе.
По своей форме цветок может быть:
Примером зигоморфного цветка может быть орхидея:
У меня есть дополнительная информация к этой части урока!
Форма цветка приспособлена к определенному способу опыления.
Внутри многих цветков образуется нектар, привлекающий опылителей.
Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации
Формула и схема цветка
Ботаники для удобства работы и наглядности используют формулы и диаграммы цветков.
В этих формулах используются символьные обозначения:
Ч чашелистики
Л лепестки
Т тычинки
П пестик
О околоцветник простой, состоящий из одних чашелистиков или одних лепестков
Если лепестки расположены в два ряда, то сначала указывают количество в первом ряду, а затем во втором и последующих через знак «+»
Л 1 + 2 Эта запись обозначает, что у цветка в первом ряду 1 лепесток, а во втором 2
Если у цветка какой-либо орган является сросшимся, то количество его единиц берут в скобки:
Л 1 + (2) Эта запись обозначает, что у цветка в первом ряду 1 лепесток, а во втором 2 сросшихся
Например, у цветков семейства бобовых формула выглядит следующим образом:
Если посмотреть на схеме, то это будет выглядеть так:
Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации
Соцветия
У некоторых растений цветки, обычно мелкие, собраны в группы, называемые соцветиями.
Такой способ цветения повышает шансы опыления, так как крупное соцветие привлекает больше насекомых.
Цветки в соцветии располагаются на видоизмененном стебле, который называют осью соцветия.
Соцветия делятся на:
Рассмотрим простые соцветия:
Щиток похож на кисть по типу ветвления, но нижние цветоножки длиннее верхних, в результате чего цветки располагаются в одной плоскости.
Цветок груши как пример соцветия щиток:
Соцветие зонтик у примулы:
Початок отличается от колоса толстой и мясистой главной осью соцветия.
Для семейства сложноцветных характерен особый вид соцветия- корзинка.
Сидячие цветки расположены на блюдцеобразной центральной оси.
Снизу соцветие имеет обертку, состоящую из нескольких рядов прицветных листочков, которые часто срастаются
Соцветие корзинка у ромашки:
Перейдем к сложными соцветиям.
На самом деле сложного здесь ничего нет- просто они отличаются от простых соцветий тем, что содержат немного более разветвленную структуру.
Например, сложный зонтик отличается от простого тем, что содержит больше сгруппированных элементов и они развлетвлены.
Сейчас ты все поймешь, стоит только посмотреть на эту схему:
А сейчас поподробнее:
Сложный колос образован простыми колосками, последовательно отходящими от главной оси.
Сложный зонтик имеет схожий с простым зонтиком вид, только его боковые оси заканчиваются не отдельными цветками, а соцветиями- зонтиками.
Сложный щиток у рябины:
Такой тип у сирени:
Простые соцветия
Особенности цветоножек и главной оси
Цветоножки одной длины, ось длинная
Черемуха, иван-чай,фиалка, гиацинт
Нижние цветоножки длиннее верхних, ось короткая
Яблоня, груша, калина, тысячелистник
Цветоножки сильно укорочены, ось длинная
Подорожник, ятрышник, орхидея
Цветоножки сильно укорочены, ось длинная мясистая
Калла, аир, кукуруза
Цветоножки одинаковой длины, ось укорочена
Чистотел, лук, примула, вишня
Цветоножки сильно укорочены, ось укорочена
Клевер, люцерна, адокса
Цветоножки укорочены, ось плоская
Ромашка, астра, подсолнух
Сложные соцветия
Простые колоски отходят от главной оси
Пшеница, ячмень, пырей
Простые кисти отходят от главной оси
Простые зонтики отходят от главной оси
Петрушка, морковь, укроп
Простые щитки или корзинки отходят от главной оси
Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации
Половые типы цветков и растений
Существуют цветки с несколькими пестиками или вообще без пестика, с огромным количеством тычинок и вообще без них.
По половому типу цветки разделяются на:
По присутствию мужских и женских цветков растения делятся на:
Примером однодомного растения может служить кукуруза, мужские цветки у которой собраны в метелку и находятся на верхушке, а женские располагаются в початках, развивающихся в листовых пазухах.
Пример тычиночного (мужского) цветка ивы:
Пример пестичного (женского) цветка ивы:
У меня есть дополнительная информация к этой части урока!
В природе встречаются разнообразные сочетания и переходы от одного полового типа к другому.
Например, у ржи, пшеницы и ячменя на одном растении могут быть и обоеполые и однополые цветки.
А у некоторых видов тимьяна и мяты могут встречаться растения либо с однополыми, либо с обоеполыми цветками.
Половой признак у растений зависит не только от наследственности.
К примеру, у кукурузы под влиянием внешних факторов на мужском соцветии иногда можно наблюдать образование початка.
Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации
Интересная информация
Так выглядит этот гигант:
А самый маленький цветок имеет разновидность Ряски Вольфия.
Длина растения всего 1 мм, а ширина 0,5 мм:
Заключительный тест
Пройти тест и получить оценку можно после входа или регистрации
Урок окружающего мира «Цветок, его значение в жизни растений». 3-й класс
Класс: 3
Класс – 3.
Учебник: Поглазова О.Т., Ворожейкина Н.И., Шилин В.Д. Окружающий мир. Учебник для 3 класса. Часть 2. – 2013
Цели: изучить особенности строения цветкового растения; показать связь цветка с выполняемой функцией; развивать внимание, способность к взаимоконтролю и самоконтролю, умение сравнивать, обобщать, делать выводы, обобщать; воспитывать бережное отношение к природе.
Планируемые результаты:
Метапредметные результаты:
Тип урока: «открытие» нового знания.
Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.
Ход урока
1. Мотивации (самоопределения) на учебную деятельность
Релаксация (под музыку звуков природы).
Учитель. Закройте глаза, положите руки на колени, расслабьтесь и давайте мысленно перенесёмся в волшебный весенний лес. Поздороваемся с хозяевами. Остановимся. А так ли тихо в весеннем лесу? Послушайте, как начинает пробуждаться природа, шумит легкий ветерок, весело посвистывают птицы, начинают появляться первые цветы. Мы спокойны, добры, приветливы, ласковы. А как пахнет в весеннем лесу! Вдохните глубоко этот нежный аромат! Лесной воздух отличается свежестью и чистотой.
Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злость, беспокойство, забудьте о них. Вдохните в себя свежесть весеннего утра, тепло солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам крепкого здоровья, хорошего настроения, успехов, доброго отношения к себе и друг другу. Я посчитаю до пяти. На счёт «5» – вы откроете глаза.
— Ребята, возьмитесь за руки. Почувствуйте тепло рук. Поделитесь волшебной силой чрез улыбку друг другу. Теперь вы готовы работать в команде. Начинаем урок.
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии
Учитель. Окружающий вас мир – большое волшебное зеркало. И мы сумеем с вами увидеть и почувствовать всю красоту окружающей природы.
— Ребята, послушайте сказку. (Сказку инсценируют учащиеся)
Заспорили как-то органы растения: кто из них самый главный. Первым выступил Корень:
– Я здесь самый главный! Я укрепляю растение в почве, я пою его водой и кормлю. В общем, уважаемые части растения, я самый важный среди вас!
— Подумаешь! Ты, корень, живёшь в темноте! Это мы готовим растению пищу, питаясь солнечным светом! Да и дышится рядом с нами легко».
Учитель. И тут заговорил красивый…
— Ребята, а кто заговорил? (Цветок)
3. Целеполагание, постановка проблемы
Учитель.
— Да, ребята. Вы назвали тему урока. Давайте ее запишем. (Запись на доске)
Какие цели мы поставим?
4. Поиск путей решения проблемы
Учитель.
— Прежде чем перейти к изучению новой темы, давайте вспомним изученный материал. Перед вами карточки с названиями органов растений.
Расположите их в один столбик.
Какие функции они выполняют? Распределите их во второй столбик.
(Далее на доске проверяем это задание).
— Скажите, для чего мы изучаем растения? (выслушиваю мнения детей, обобщаю).
Давайте к слову «цветок» придумаем имя прилагательное. Запишите имена прилагательные у себя на листе. А теперь выберите в команде самый удачный ответ и прочитайте вслух. Договоритесь, кто будет отвечать.
— Перед вами фотографии растений. Отгадайте название и скажите, где они растут?
— Ребята, чем отличаются цветы? (по форме, по цвету, по размеру, по аромату).
Самый большой цветок – Раффлезия Арнольди. Цветок достигает размеров один метр.
Сейчас вы выберете название одного из цветов и назовете свою команду. Озвучьте название своей команды сообща. (Слушаем названия команд). А теперь попробуйте записать на листе как можно больше имен прилагательных, характеризующих ваш цветок. Какой он? (дается одна минута). Вес цветка достигает 10 килограммов.
— Давайте полюбуемся на разнообразие цветов. (чтение стихотворения Миролеевой Елены «Я войду в цветочный город»).
Я войду в цветочный город,
По аллее роз пройдусь,
Он, как я, довольно молод,
В арке звёздной задержусь.
Постою в цветочном царстве,
Наслаждаясь красотой,
Наполняясь чувством счастья,
Нежной чистой добротой.
В каждой веточке, бутоне
Чудный замысел Творца,
И на этом дивном фоне
Нет у времени конца.
Я хочу остаться в сказке,
Раствориться, стать цветком,
Влиться в радужные краски,
Обрести уютный дом.
Учитель.
— Я сейчас показываю часть цветка, а вы называете.
— Давайте подумаем, а для чего растению цветок? (выслушиваем предположения детей). Действительно, цветок – это орган размножения.
Второй пункт плана – Значение цветка в жизни растения.
Вот сейчас мы смоделируем цветок и рассмотрим процесс опыления. Каждый из вас сейчас станет частью важной конструкции.
5. Коррекция. Самостоятельная работа с использованием новых знаний
Игра-модель «Строение цветка»
Пестик (девочка) – стоит прямо, опустив руки вниз;
Завязь (девочка) – садится на корточки впереди первой;
Тычинки (три мальчика) – стоят вокруг пестика, подняв руки вверх и сжав пальцы в кулак. В кулаках – кусочки ваты;
Лепестки – 5 человек – берутся за руки, окружив пестик с тычинками;
По сигналу учителя насекомые «летят» к цветку, забирают вату и летят к другому цветку. Так происходит опыление.
Учитель. Сейчас каждый из вашего стола получат предметы и подумают, какой из них лишний и почему. (Лишние – корнеплоды: свекла, морковь, редис, картофель-клубнеплод).
— Как называются оставшиеся предметы? (плоды). Подумайте, по какому признаку их можно разбить на две группы (сочные: яблоко, груша, виноград, помидор; сухие: грецкий орех, желудь, орех (лещина), подсолнечник).