Дайте характеристику политической системы россии в начале 20 века что

Дайте характеристику политической системы россии в начале 20 века что

Дайте характеристику политической системы россии в начале 20 века что. Смотреть фото Дайте характеристику политической системы россии в начале 20 века что. Смотреть картинку Дайте характеристику политической системы россии в начале 20 века что. Картинка про Дайте характеристику политической системы россии в начале 20 века что. Фото Дайте характеристику политической системы россии в начале 20 века что

Российская империя к концу XIX –началу XX в. являлась абсолютной монархией. Император возглавлял все виды власти: законодательную, исполнительную и судебную. Императорские распоряжения во всех этих сферах носили характер законов. В то же время власть царя не была жёсткой диктатурой. Размышляя о русском самодержавии, писатель А.И. Солженицын отметил: «Самодержцы прошлых, религиозных веков при видимой неограниченности власти ощущали свою ответственность перед Богом и собственной совестью».
Неограниченная власть монарха опиралась на целую систему государственных учреждений, которая на протяжении XVIII – XIX вв. постепенно создавалась, отлаживалась и упорядочивалась по европейским образцам. Так, в своей законодательной деятельности император опирался на Государственный совет – высший законосовещательный орган Российской империи. В нём должны были обсуждаться новые законопроекты, которые лишь после этого представлялись на утверждение императора. Соображения членов Государственного совета ни в коем случае не связывали императора, они могли только облегчить ему принятие правильного решения. Во главе Совета стоял председатель, считавшийся высшим должностным лицом Российской империи. И он, и члены Совета назначались лично императором из числа наиболее заслуженных сановников (чаще всего из бывших министров).

Определяющую роль в управлении страной играли министерства – центральные органы исполнительной власти. Вся реальная власть в каждом министерстве находилась в руках его главы, министра. Как и члены Госсовета, министры назначались лично государем и несли перед ним всю полноту ответственности за порученную работу. К концу XIX – началу XX вв. в России существовало девять министерств, достаточно чётко поделивших между собой основные сферы государственной деятельности: Министерство внутренних дел, Военное министерство, Морское министерство, Министерство иностранных дел, Министерство государственных имуществ, Министерство финансов, Министерство народного просвещения, Министерство путей сообщений и Министерство юстиции. Для согласования деятельности между отдельными министерствами, а также для решения общих вопросов правительственной политики существовал Комитет министров. Он был совещательным учреждением, докладывавшим своё мнение государю. Последнее слово и здесь оставалось за императором.

Важную роль в системе государственных учреждений Российской империи играл Сенат, состоявший из десяти департаментов. Первый департамент осуществлял административный надзор за деятельностью местных и центральных органов управления, рассматривал жалобы на действия должностных лиц, проводил ревизии. Остальные же девять департаментов были высшими апелляционными инстанциями по гражданским и уголовным делам (каждый для своей группы губерний), в них подданные подавали жалобы на местные судебные инстанции. Таким образом, Сенат в целом являлся контрольным органом для административных и судебных учреждений.

В своей деятельности центральные органы управления опирались на местные губернские и уездные, составляя с ними единую систему. Главным представителем власти на местах был губернатор, ему подчинялись чиновники губернского правления. Кроме того, губернатору подчинялись полицейские силы, которые в губернских городах возглавлялись полицмейстерами, а в уездных – городничими. Эта система управления отличалась цельностью. Даже выдвигаемые уездным дворянством капитаны-исправники были не более чем выборными чиновниками. Все же прочие должностные лица системы управления назначались сверху, увольнялись сверху и соответственно, отчитывались перед вышестоящими инстанциями. В начале XX в. эмигрант Сергей Ольденбург писал, что «царская власть имела в своём распоряжении послушный и стройно организованный государственный аппарат, прилаженный ко многим потребностям Российской империи. Этот аппарат создавался веками, от московских приказов, и во многом достиг своего совершенства». В то же время недостатки этой системы были ясны даже самым убеждённым монархистам. Крайне правый эмигрантский публицист Иван Солоневич отмечал: «Н

Дайте характеристику политической системы россии в начале 20 века что. Смотреть фото Дайте характеристику политической системы россии в начале 20 века что. Смотреть картинку Дайте характеристику политической системы россии в начале 20 века что. Картинка про Дайте характеристику политической системы россии в начале 20 века что. Фото Дайте характеристику политической системы россии в начале 20 века что

Российская империя к концу XIX –началу XX в. являлась абсолютной монархией. Император возглавлял все виды власти: законодательную, исполнительную и судебную. Императорские распоряжения во всех этих сферах носили характер законов. В то же время власть царя не была жёсткой диктатурой. Размышляя о русском самодержавии, писатель А.И. Солженицын отметил: «Самодержцы прошлых, религиозных веков при видимой неограниченности власти ощущали свою ответственность перед Богом и собственной совестью».
Неограниченная власть монарха опиралась на целую систему государственных учреждений, которая на протяжении XVIII – XIX вв. постепенно создавалась, отлаживалась и упорядочивалась по европейским образцам. Так, в своей законодательной деятельности император опирался на Государственный совет – высший законосовещательный орган Российской империи. В нём должны были обсуждаться новые законопроекты, которые лишь после этого представлялись на утверждение императора. Соображения членов Государственного совета ни в коем случае не связывали императора, они могли только облегчить ему принятие правильного решения. Во главе Совета стоял председатель, считавшийся высшим должностным лицом Российской империи. И он, и члены Совета назначались лично императором из числа наиболее заслуженных сановников (чаще всего из бывших министров).

Определяющую роль в управлении страной играли министерства – центральные органы исполнительной власти. Вся реальная власть в каждом министерстве находилась в руках его главы, министра. Как и члены Госсовета, министры назначались лично государем и несли перед ним всю полноту ответственности за порученную работу. К концу XIX – началу XX вв. в России существовало девять министерств, достаточно чётко поделивших между собой основные сферы государственной деятельности: Министерство внутренних дел, Военное министерство, Морское министерство, Министерство иностранных дел, Министерство государственных имуществ, Министерство финансов, Министерство народного просвещения, Министерство путей сообщений и Министерство юстиции. Для согласования деятельности между отдельными министерствами, а также для решения общих вопросов правительственной политики существовал Комитет министров. Он был совещательным учреждением, докладывавшим своё мнение государю. Последнее слово и здесь оставалось за императором.

Дайте характеристику политической системы россии в начале 20 века что. Смотреть фото Дайте характеристику политической системы россии в начале 20 века что. Смотреть картинку Дайте характеристику политической системы россии в начале 20 века что. Картинка про Дайте характеристику политической системы россии в начале 20 века что. Фото Дайте характеристику политической системы россии в начале 20 века что

Важную роль в системе государственных учреждений Российской империи играл Сенат, состоявший из десяти департаментов. Первый департамент осуществлял административный надзор за деятельностью местных и центральных органов управления, рассматривал жалобы на действия должностных лиц, проводил ревизии. Остальные же девять департаментов были высшими апелляционными инстанциями по гражданским и уголовным делам (каждый для своей группы губерний), в них подданные подавали жалобы на местные судебные инстанции. Таким образом, Сенат в целом являлся контрольным органом для административных и судебных учреждений.

В своей деятельности центральные органы управления опирались на местные губернские и уездные, составляя с ними единую систему. Главным представителем власти на местах был губернатор, ему подчинялись чиновники губернского правления. Кроме того, губернатору подчинялись полицейские силы, которые в губернских городах возглавлялись полицмейстерами, а в уездных – городничими. Эта система управления отличалась цельностью. Даже выдвигаемые уездным дворянством капитаны-исправники были не более чем выборными чиновниками. Все же прочие должностные лица системы управления назначались сверху, увольнялись сверху и соответственно, отчитывались перед вышестоящими инстанциями. В начале XX в. эмигрант Сергей Ольденбург писал, что «царская власть имела в своём распоряжении послушный и стройно организованный государственный аппарат, прилаженный ко многим потребностям Российской империи. Этот аппарат создавался веками, от московских приказов, и во многом достиг своего совершенства». В то же время недостатки этой системы были ясны даже самым убеждённым монархистам. Крайне правый эмигрантский публицист Иван Солоневич отмечал: «Начальственно-бюрократическая система в страшной степени тормозила всякое проявление национальной инициативы. И если Россия показывала невиданный экономический рост, то это происходило не благодаря бюрократии, а несмотря на бюрократию».

Источник

Вы будете перенаправлены на Автор24

Российская модернизация в начале XX века

Россия в начале XX века относилась к группе стран второго эшелона модернизации. Отставание от передовых стран объяснялось размерами территории, вызывающими проблему управления, долгим периодом крепостного права, сохранением обширного помещичьего землевладения. Россия вступила на путь капиталистического развития лишь в середине XIX века. Чтобы не отстать от передовых стран, России требовалось осуществить ускоренную модернизацию. Особенность модернизации заключалась в большой роли государства, инициатива которого и вела к переходу к индустриальному обществу. В экономике значителен был государственный сектор, которому принадлежали большая часть земель, железных дорог, почта, телеграфные линии. Государственное вмешательство заключалось в регулировании цен, создании казенных заводов, установлении таможенных пошлин. Активное государственное вмешательство в формирование монополистического капитализма было предопределено господством самодержавия и слабостью буржуазии.

Для Российской империи характерен был ввоз, а не вывоз капитала. Отличными от европейских стран путями складывалось фабричное производство (без стадий ремесла и мануфактуры). Кредитная система в основном включала акционерные коммерческие банки. В условиях борьбы за передел мира модернизацией были охвачены те отрасли экономики, от которых напрямую зависело военное могущество страны. Задачи модернизации страна была должна решать в комплексе с другими проблемами: демократизацией, сохранением единства империи, укреплением боеспособности армии.

В России была нарушена последовательность фаз развития капитализма. На смену не окрепшему капитализму со свободной конкуренцией пришел монополистический капитализм с тенденциями к государственно-монополистическому капитализму. Наложение фаз сопровождалось наложением новых противоречий на еще не разрешенные старые. Обострение противоречий вело к неизбежному кризису, выход из которого заключался либо в радикальных реформах, либо в революции.

Политический строй

Готовые работы на аналогичную тему

В начале ХХ века Россия была самодержавной монархией. При императоре в качестве совещательного органа был Государственный совет, имевший право «подавать императору мнение по вопросам законодательства». Высшим исполнительным органом был Комитет министров. Министры ответственность несли перед императором. Монарх также был главой Русской православной церкви, которой управлял через Синод. К высшим учреждениям относился Сенат, следивший за соблюдением чиновниками законов и обладавший правом обнародовать законы.

Социальная структура

К началу ХХ века произошли изменения в социальной структуре. Были разрушены сословные перегородки. Наряду с традиционным сословным делением появилось деление на классы. Экономически сильный класс буржуазии не имел в обществе прочной опоры в силу отсутствия мелких собственников. В политической системе у буржуазии была лишь незначительная роль. Притязания буржуазии на государственную власть пресекались самодержавием. Крупная буржуазия пыталась стать опорой самодержавия, средняя буржуазия выдвигала умеренные реформаторские проекты.

Пролетариат составлял 10 % населения (13 млн рабочих). Условия труда российских рабочих отличались от западноевропейских. По закону 1897 года рабочий день составлял 11,5 часа. Заработная плата (21-37 рублей в месяц) едва позволяла сводить концы с концами. Многие семьи жили впроголодь. На предприятиях действовала система высоких штрафов, отнимавших до 30 % заработка. Обычно рабочие жили в казармах при фабриках. Они не имели политических прав, не могли создавать организации для защиты экономических интересов. До 1906 года в России не было профсоюзов. Участие в стачках каралось заключением до 8 месяцев. Бесправие было усугублено полицейским произволом.

Рабочие в основном были вчерашними крестьянами, переселившимися в город, оторвавшимися от привычной жизни. Они медленно приобщались к новому быту и новым условиям.

Маргиналы – это люди, не уверенные в своем будущем, не дорожившие прошлым.

Они не имели жизненных ориентиров, были легко восприимчивы к революционной агитации, что привело к широкому распространению революционных настроений.

Высшей социальной группой оставалось поместное дворянство. Они владели земельной собственностью. Землевладение при этом перестало быть исключительно дворянским: в 1905 году 1/3 крупных поместий принадлежала не дворянам. Незначительная часть дворян смогла привести хозяйства в соответствие с новыми требованиями, установленными капиталистическим рынком. В 1905 году в стране было 3 % имений с применением наемного труда и сельскохозяйственных машин. Большая часть помещиков, которые не сумели приспособить хозяйства к новым рыночным условиям, закладывала земли и пополняла ряды чиновников и интеллигенции. Самодержавие свою опору по-прежнему видело в дворянстве. Но к началу XX века доминирование дворянства явно ослабевает.

Еще одной привилегированной социальной группой было духовенство. Оно обладало огромным имуществом, не платило податей и не несло воинской повинности.

Крестьянство было самой многочисленной группой населения (80 % населения). В среде крестьян шло имущественное расслоение. Появилась сельская буржуазия, для которой источником богатства были эксплуатация наемного труда и торговля. В начале XX века кулаки составляли 3 % крестьянского населения. Зажиточными были 15 % крестьян. Безлошадные хозяйства составляли 25 % крестьянского населения. 10 % беднейших хозяйств не имели коровы. Крестьяне страдали от малоземелья. Они продолжали выплачивать государству выкупные платежи. Сохранялись сословные суды. Жизнь в деревне контролировали земские начальники.

Важную роль играла интеллигенция (писатели, юристы, художники, ученые, врачи, артисты). К началу XX века 2,7 % населения России занималось умственным трудом. Их количество в условиях модернизации удвоилось и в 1917 году составило 1,5 млн человек. Интеллигенция участвовала в политической жизни.

Особую нишу занимало чиновничество, неоднородное по составу и имущественному положению.

Источник

Россия в начале XX века экономика, политика и социальный строй.

Начало 20 века в России.

В начале 20 века, во многих западных странах произошли глобальные изменения. Вместо свободной конкуренции, стало развиваться господство монополий. Управляли ими всемогущее олигархи. Именно в начале века, в мире сформировалась новая система хозяйственной деятельности. При ней значительно усилилась борьба за рынок сбыта. Россия, в то время, проигрывала конкуренцию на этом рынке.

Формирование в Российской империи капиталистических отношений

С начала 20 века российская экономика значительно отставала от передовых западных государств. Но несмотря на отставание, в стране резко увеличилась потребность в каменном угле, деловой древесине, металле и продовольствие. Такая потребность ускорила темпы экономического роста. Государство финансировало проекты заводов и фабрик. Строительство железнодорожных путей, ещё больше увеличило грузоперевозки товаров. В это время на Руси начинают появляться картели и синдикаты, которые берут под свой контроль производство и промышленность.

Параллельно промышленным синдикатам стал концентрироваться банковский капитал. В то время, в стране, было всего пять крупных банков. Через них шли все финансовые потоки Российской империи. Банкиры смогли рассмотреть будущее за развитием крупных предприятий и стали усиленно вкладывать деньги в промышленность и строительство заводов. Так в России появилась новая финансовая структура олигархия. Удивительный факт двадцатого века, все деньги, которые были заработаны в этой стране, здесь же и вкладывались. Осваивались дальние провинции и северные земли, строились железные дороги, заводы и фабрики.

Плачевное положение дел на селе

Несмотря на интенсивное развитие промышленности, русская экономическая система сильно проигрывала западной экономики. Главная причина отставания была в том, что на селе сохранились крепостнические отношения. Помещики не стремились к новым формам хозяйствования, не желали усовершенствовать способы обработки земли. А крестьянский труд был очень низкой производительности. Увеличение получаемого урожая, достигалось только по причине больших посевных площадей и каторжного крестьянского труда.

Поэтому в начале века крестьяне часто уезжали в города. Там они без проблем устраивались работать на заводы и фабрики. От чего аграрная промышленность пришла, в ещё большее запущение. Стало совершенно ясно, что оживить аграрный сектор сможет только полный отказ от пережитков феодализма. И как известно из истории, ждать оставалось не долго.

Столыпинская реформа

Правительство понимало, что развитие капитализма в России тормозит отсталость села. Председатель правительства Столыпин утверждал, что революции возникают из-за слабости крестьянства. Было принято провести реформу, благодаря которой, появится класс зажиточных крестьян, кулаков. Благодаря этому классу планировалось вывести из упадка сельское хозяйство России.

В 1906 г., в ноябре реформа была введена в действие. Теперь сельские жители могли выходить из крестьянских общин и заводить собственное хозяйство. Так же было место, массовое перемещение крестьян на плодородные земли. Однако реформа не дала, ожидаемого результата. Наоборот обострилась вражда на селе между богатыми и бедными.

Дворянство продолжало занимать главенствующую роль в управлении государством. На него опиралась царская власть. Но в стране, в общественной обстановке начинаются изменения. Формируется буржуазия и пролетариат.

Общественный строй Российской империи начала 20 века

Изменения в социальной сфере и экономике разделили общество на три основных группы. Первая группа состояла из власти имущих и их приближенных. Главная задача этих господ, сохранить самодержавие любой ценой. В обратном случае они потеряют власть и все привилегии. Вторая группа — это помещики и буржуазия. Они добивались ограничения власти самодержавия. Просто говоря хотели перетянуть одеяло привилегий и богатства на себя, не прокладывая особых усилий. Третья — это новое революционное течение, группа демократов, поставившая перед собой цель, свержения действующей власти и установление господства демократии.

Формирование политических партий

В результате разделения общества на три больших группы, начали формироваться политические партии. Во время первой революции появилась партия от монархии — Союз русского народа. К этой партии власти примкнуло духовенство. Чуть позже появилась партия от буржуазии и либералов. Сначала это была партия оппозиции царскому правительству. Они выступали вместе и требовали изменить конституцию. Но позже их взгляды разошлись. Появилась партия правых, состояла из крупных капиталистов и помещиков. И партия левых, в неё входила средняя буржуазия. Очередная партия социал-демократов просуществует недолго. Вскоре она расколоться на большевиков и меньшевиков. Ещё на рубеже 20 века появится партия от представителей верхушки крестьянства, так называемая партия эсеров.

Сложная политика начала 20 века в Российской империи

В начале века внутри страны расцвели революционные настроения. Чтобы отвлечь народ от политической борьбы, было принято решение развязать военные действия с Японией. Этот конфликт давно назревал. На востоке строились железные дороги, осваивались природные ресурсы.

А пока русская армия проводила реформы, в мире росла международная напряжённость. Группа стран, во главе которых стояла Германия, решили что могут управлять всем миром. Главные противники у них, были страны Антанты. Кроме России сюда входили Франция и Англия. Страны Антанты сдерживали воинственные настроения Германии и её союзников. Но так длилось не долго. В 14 году, в июле России была объявлена война. Русская армия ещё не успела полностью подготовиться, но была вынуждена принять вызов.

Начало 20 века для России было не лёгким временем во всех отношениях. Неудачно проведённая военная компания с Японией, проваленная крестьянская реформа, расслоение общества на несколько противоборствующих классов, все это привело к ослаблению Российского государства. Война с Германией окончательно разрушит могучую империю, которая скоро станет, на несколько десятилетий, совсем другим государством.

Источник

Лекция по теме Политическое развитие России в начале XX века

Поварницына Е.С. – МАОУ «Лицей №2» г. Перми

Политическое развитие России в начале ХХ века

(до революции 1905-1907 гг.)

Государственное устройство. Характеристика самодержавия.

Среди европейских государств Россия занимала особое место, так как сохраняла самодержавную форму правления. Причем его незыблемость неоднократно подтверждалась властью: Манифестом 1892 года и публичным выступлением Николая II 17 января 1895 года по случаю бракосочетания. Такая форма правления даже ставилась в заслугу, как особенность развития страны. Эволюция самодержавия исключалась, поскольку имела двойственное происхождение: от Бога и от византийских императоров. Все это закреплялось гимном «Боже, царя храни!» и двуглавым орлом на гербе.

В обязанности царя входило: неукоснительно соблюдать закона о престолонаследии и исповедование православия. Ответственнен государь был только перед Богом и собственной совестью.

После трагедии 1881 года происходит резкое изменение мифа о царе. От богоизбранности образа переходят к единению царя со своим народом. Николай пытался выглядеть в глазах подданных как примерный семьянин, смиренный богомолец и неприхотливый солдат.

Оценки, данные Николаю его современниками:

А.П.Чехов: «Он просто обыкновенный гвардейский офицер».

С.Ю.Витте: «Отличительная черта Николая заключается в том, что он человек очень добрый и чрезвычайно воспитанный, я в своей жизни не встречал человека более воспитанного».

Ф.Кони: «Умеет хорошо говорить. Его речи интересны, но часто в печати урезаны до неузнаваемости. Единственная его беда и недостаток – у него нет сердца». Когда по улице развозили жертвы Ходынки, он отправился на бал во французское посольство, а 9 января сбежал в Царское село.

П.А. Столыпин: «Да рассердитесь же хоть раз, ваше величество»! Казалось его невозможно вывести из безмятежного, спокойного состояния.

Скорее всего, причина такой реакции на события и восприятие жизни в фатализме царя. Известно, что в особом ларце в Гатчине хранилось предсказание дому Романовых, сделанное вдовой Павла I и завещанное для прочтения 12 марта 1901 года. Николай в назначенное время вместе с женой вскрыл ларец. Что было там написано, история умалчивает, но все последующее время царь жил под давлением прочитанного. Второе обстоятельство можно считать подтверждением печального предсказания – это болезнь наследника трона Алексея.

Законосовещательным органом власти оставался Государственный Совет, члены которого назначались императором и практически были несменяемы. Николай советовался с ними, но окончательное решение принимал лично.

Сенат состоял из департаментов, выполнял функции контроля, проверяя реализацию указов на местах. Так же оставался высшей судебной инстанцией, куда посылались аппиляции. Сенаторы назначались императором пожизненно. Они обнародовали законы, следили за их выполнением.

Синод руководил работой церкви, влияние которой в обществе оставалось огромным. Церковь оставалась крупным землевладельцем, содержала доходные дома, гостиницы, постоялые дворы. Общая численность православных церквей – 50 тысяч, монастырей – 923. Православие преобладало, но соблюдались все права мусульман, буддистов.

Исполнительная власть представлена министерствами. Их насчитывалось 9. Министры назначались царем и ему были подотчетны. Координацию действий осуществляли через Комитет министров.

На местах власть губернаторов, назначаемых императором. После трагических событий 1881 года у них оставалось право введения чрезвычайного положения, условия которого значительно расширяли их права.

Учитывая, что подобная структура власти начала формироваться в XYIII веке, то естественно предположить о ее консервативности и необходимости обновлении. Даже среди приверженцев монархии стали появляться сторонники модернизации системы – Святополк-Мирский.

Держать под контролем действия буржуазии, чтобы они не провоцировали рабочих на стачки и не пытались претендовать на расширение своих экономических и политических прав. Не позволять ей идти на уступки в требованиях рабочих, т.к. это прерогатива Государя.

Держать под контролем рабочее движение. Для чего нужно позволить им создавать различные организации. Легальность рабочих организаций облегчит власти контроль над ними, позволит внедрять в их ряды «своих» людей и направлять в нужное русло действия рабочих. Разрешить профсоюзы и экономические формы борьбы.

Нейтрализовать интеллигенцию. Содействовать росту разногласий интеллигенции и пролетариев, что снизит эффективность революционной пропаганды.

Национальный вопрос в начале века.

Положение в национальном вопросе В.П. Булдаков называет «кризисом империи и революционным национализмом» (В.П. Булдаков. Кризис империи и революционный национализм начала XX века в России. // Вопросы истории 2000, №1,стр.29). Причины автор видит в следующем:

рост народонаселения и общее омоложение национальных окраин вело к накоплению элементов юношеской деструктивности;

неоправданный рост социальных ожиданий, вылившихся в ненависть к империи. Это особенно характерно для еврейской молодежи. Лишенная многих прав, она вынуждена была или утвердиться в качестве «гражданина мира» или доказать свою национальную исключительность.

Ограничения прав иудеев = евреев:

С 1882г. черта оседлости;

С 1886г. ограничения приема в вузы, с 1889г. – в адвокатуру;

Регламентировалось участие в акционерных предприятиях, в некоторых регионах запрещалось покупать и арендовать земли;

Запрещалось вносить иудеев, достигших потомственного дворянства в родословные книги.

В.П. Булдаков считает, что такие ограничения способны довести этнос до подобия социальной истерии. В результате из-за постоянной этноконфликтности, местные национальные партии возникли раньше общероссийских.

Начало века ознаменовалось мировым экономическим кризисом, ростом стачечного движения. Начиная с весны 1901 года, волна крестьянских волнений охватила юг Украины. Число участников выросла до 200 тысяч. Через год погромы поместий охватили значительную часть окраин. Главными требованиями были: отмена выкупных платежей, возврат отрезков.

Рабочие центральных городов Москвы, Петербурга, Одессы, Баку, так же подключаются к борьбе за свои права. Основные требования: повышение зарплаты и введение восьмичасового рабочего дня. Трагические события Обуховской обороны и Златоустовской бойни стали известны на всю страну. Возрастающая политизация требовала лидеров, партий, способных повести за собой народные массы.

Особенности формирования политических партий в России.

Лидерство Европы в политических процессах способствовало заимствованию опыта. Так партия кадетов симпатизировала либералам Великобритании, а русские социал-демократы многое заимствовали у Германии.

Власть постоянно вмешивалась в политические процессы, поддерживая монархические и консервативные течения, и пресекала любую возможность оппозиции, запрещая либеральные организации.

Вмешательство власти и наличие радикальных течений ужесточало политическую борьбу.

Социал-демократическое движение в России опережало развитие либерального направления. Первыми сформировались партии социал-демократического блока.

Многонациональность империи способствовала появлению 50 национальных партий, что также ужесточало способы политической борьбы.

Характеристика социально-демократического блока.

Социал-демократия России была представлена многими организациями, но насчитывала около тысячи человек. С целью объединения их работы в Минске в 1898 году был созван I съезд. Однако не все смогли послать своих представителей, присутствовало 9 человек. Принятый Манифест провозглашал создание Российской социал-демократической рабочей партии. Всем организациям предлагалось самороспуститься и влиться в ряды вновь созданной. Ни Устава, ни Программы принято не было. Вскоре после Минского форума проведенные аресты вырвали из рядов социал-демократии половину представителей.

Второй съезд РСДРП состоялся в Лондоне в 1903 году, на котором присутствовало 43 делегата от 26 организаций. Принята программа, которая по примеру социал-демократов Германии, предполагала ближайшую цель: свержение самодержавия, и стратегическую перспективу – установление диктатуры пролетариата, построение социализма.

Свержение самодержавия. Введение демократических свобод.

Равенство в правах всех граждан.

8-часовой рабочий день. Отмена выкупных платежей, возвращение отрезков.

Основные расхождения во взглядах:

Партия должна состоять из профессиональных революционеров. Ее члены должны не только материально помогать партии, но и активно работать в ее рядах, подразумевался возможный постоянный контроль партии над ее членами.

Союзником пролетариата в борьбе должно стать трудовое крестьянство.

Партия строится на принципах централизма: отчетность выше стоящих перед ниже стоящими, меньшинство подчиняется большинству.

Установление диктатуры пролетариата.

С целью расширения рядов партии привлекать в нее не только активно работающих, но и сочувствующих, помогающих материально. Участие в местных партийных организациях при этом необязательно. Мартов исходил из того, что марксизм становился массовым течением среди интеллигенции.

Союзником пролетариата становятся широкие слои населения, а на этапе буржуазно-демократической революции – буржуазия. Устав не ставит своей целью проконтролировать каждого марксиста.

Принципы централизма ведут к авторитарным методам построения партия и работы ее лидеров.

С небольшим перевесом одобрена формулировка первого пункта Устава, написанная Мартовым, но все остальные параграфы приняты по ленинской формулировке. Дальнейшие разногласия меньшевиков и большевиков (две партии под одной крышей) приведут к выходу Ленина из редакции «Искры» и создание в 1905 году своей газеты «Вперед». К этому времени РСДРП насчитывала до 10 тысяч членов.

Партия социалистов- революционеров.

В 1901-1902 годах некоторые народнические кружки и группы («Союз социалистов-революционеров», «Партия социалистов-революционеров», «Рабочая партия политического освобождения России») объединились благодаря газете «Революционная Россия» в нелегальную партию эсеров.

Объединение шло под лозунгом: «Назад к 70-м годам!», что означало сочетание социально-экономической борьбы за интересы крестьянства и пролетариата с методами агитации, пропаганды с использованием террора. В январе 1902 года за границей вышел третий номер газеты «Революционная Россия», где объявлялось о создании Партии социалистов – революционеров. Среди ее создателей были Авксентьев, Русаков, Виктор Михайлович Чернов- теоретик, автор проекта Программы партии. Партия не сложилась как единая централизованная и дисциплинированная организация. В ней всегда было много анархии и самодеятельности отдельных лидеров.

Основные программные положения партии, утвержденные в ходе революционных событий 1905-1906 годов:

Свержение самодержавия, социально-революционный переворот.

«Экспроприация капиталистической собственности и всего общественного строя на социалистических началах». Уничтожение частной собственности, социализация земли (передача ее общинам для равного распределения).

Установление демократических свобод, созыв Учредительного собрания.

Отличительной чертой программы являлась идея социализации земли. Это самая привлекательная программа для крестьян. Она предполагала, что землей никто не владеет, общая собственность, уравнительное пользование всех, кто желает работать на земле, при установлении максимума землепользования. Община рассматривалась эсерами как зародыш социализма.

Самоопределение наций, широкая автономия через референдум.

Особое беспокойство властям причиняли террористические акты, которые начались с февраля 1901 года убийством министра народного просвещения Н.П.Боголепова бывшим студентом Петром Карповичем. Наиболее громкие террористические акты: убийство вел. кн. Сергея Александровича, премьер-министра П.А.Столыпина, мин. внут.дел Сипягина и Плеве, неоднократно готовили покушение на императора.

Характеристика партий либерально-демократического блока.

Либерализм начала XX века можно рассматривать как альтернативное развитие России. Понятие либерализма предполагает наличие собственного мнения, отличного от официальной правительственной идеологии. Проявлялся в идеях: ограничения самодержавия, культурного самоопределения народов, в требовании демократических свобод и т.д. Либерализм опирался на уже имеющиеся организации, действующие легально и нелегально. Примером тому может служить организация, кружок «Беседа» созданный в 1899 году (просуществует до 1905 года) легальным марксистом Петром Струве.

Петр Струве, 1870 года рождения, получил отчасти славянофильское воспитание в семье пермского губернатора. Несколько лет прожил в Германии, где изучил идеи социализма и вернулся на родину с чемоданами марксистской литературы. В работах Карла Маркса его привлекали выводы о развитии капитализма, что заставляло задуматься о препятствиях становления капитализма в России. В декабре 1901 года в Штутгарте он издает журнал «Освобождение», где отражаются самые смелые высказывания против абсолютизма. Известен факт признания журнала: сын Герцена, посылая в подарок рукопись отца, писал: «Освобождение» заменяет «Колокол». Постепенно вокруг журнала собираются единомышленники, образуя «Союз Освобождения», в котором уживались радикальные интеллигенты, земцы и легальные марксисты. Но завершить процесс объединения не удалось. Первая русская революция разграничит их взгляды, разделить либералов, способствуя созданию самостоятельных партий.

Либерализм проявлялся также в работе земств, деятельность которых выходила за рамки, отведенные им властями. Они создавали организации (Земцы-конституционалисты), издали печатную продукцию. Земства выделили средства Петру Струве для журнала «Освобождение», что способствовало сближению их взглядов. В своих статьях они даже выражали надежду на объединение сил с революционной демократией. В 1903 году была предпринята попытка объединения Союза Освобождения и Союза земцев-конституционалистов, но процесс завершить не удалось. Весной 1905 года «Союз освобождения», «Союз земцев-конституционалистов» и ряд иных либеральных организаций образовали «Союз союзов». К этому времени уже была разработана программа конституционно-демократической партии. К концу 1905 года в России действовало свыше 70 региональных кадетских комитетов. Основной социальной базой кадетской партии стала интеллигенция, составившая почти 90% ее состава.

С 12 по 18 октября 1905 года в Москве состоялся учредительный съезд партии, где определились главные цели и методы борьбы: ненасильственное развитие России по пути либеральных парламентских реформ.

Сотрудничество с правительством. Легальные методы борьбы. Стремление к конституционной монархии, разделение ветвей власти.

Демократические свободы. Неприкосновенность личности и жилища, свободы передвижения и отмены паспортной системы.

Учредительное собрание, способное определить путь развития России и гармонизировать интересы всех классов и сословий.

Сохранение частной собственности. Частичная национализация земли.

Самоопределение Польши. Другим народам только культурное самоопределение.

Рабочий вопрос: создание профсоюзов, свобода стачек, собраний, контроль над продолжительностью рабочего дня.

Взгляды Милюкова шли дальше программных положений. Он выступал за широкое реформирование, называя его термином перестройки, местных органов власти на началах самоуправления и судебной реформы (независимые выборные суды, гласность судопроизводства, самоуправляющаяся адвокатура, отмена смертной казни).

Активное участие в работе партии принимали:

Владимир Иванович Вернадский с 1903 года в партии. Академик, считал, что человечество вступило в новый этап развития – ноосферу, когда все в деятельности человека должно носит разумный, гуманный характер. Он считал, что интеллигенция в России по своей природе внесословна, а государство имеет внеклассовую сущность. Синтез этих сил должен обеспечить развитие страны.

Союз 17 октября = октябристы. По духу либерально-консервативная партия. Численность её в период первой русской революции 50-60 тыс. человек, к 1909году сократилась в 5 раз. Это правое крыло либералов. Манифест 17 октября отражал их основные интересы. Они выступали:

Конституционная монархия и Государственная дума. Против идеи Учредительного собрания, считая Думу вполне достаточным органом власти. За реформы сверху.

Всеобщее избирательное право с учетом имущественного ценза, с 25 лет и с учетом срока оседлости. Выборы в городах прямые в остальных регионах двухступенчатые.

Улучшение жизни рабочих в зависимости от развития промышленности. За свободу предпринимательства.

В аграрном вопросе: создание хуторов, отрубов. Противники отчуждения помещичьих земель, если только добровольно и за материальное вознаграждение. За ликвидацию общинного землевладения.

Поддерживали идею укрепления общерусского начала, отрицали любую форму самоопределения. Россия «единая и неделимая»

Либерализм партии проявлялся в экономических вопросах, консерватизм в политических.

Основатели партии Александр Иванович Гучков и Шипов. В партию входили также архитектор Бенуа, физиолог Павлов, Куинджи, историк Платонов.

Александр Иванович Гучков родился в 1862 году в богатой купеческой семье. Гимназию окончил с золотой медалью. В Московском университете получил образование на историко-филологическом факультете. Был добровольцем на англо-бурской войне, участник русско-японской. По характеру отчаянно смелый, неоднократно замечен в дуэлях. Депутат III Государственной думы, председатель, в 1910 году в знак протеста ст.87 закона Столыпина ушел из думы. Эмигрировал в 1918 году, умер в Париже 1936г.

Российские консерваторы. Представители монархическо-правительственного лагеря насчитывали около 10 политических партий и множества организаций примыкающих к ним. Их появление – ответ на формирование либеральных и социалистических партий.

Печатный орган: газета «Русское знамя». Представители: Пуришкевич – историк, участвовал в убийстве Распутина, детский врач Дубровин, сын поэта Майков.

Начало их появления можно вести от 1881 года, когда была создана Священная дружина с целью охраны царя и сохранения самодержавия. Занимались политическим сыском, были агентами за границей. Александр III их распустил.

В 1900 году в Петербурге сформировалось общество «Русская беседа», одним из активных участников которого был В.М.Пуришкевич. Официальные цели общества: изучение русской и славянской народности, сохранение чистоты и правильности русской речи. К 1903 году они насчитывали более тысячи человек. Их символом стали идеи официальной народности. В 1904 году Николай даже встречался с ними, что способствовало росту партии. В 1905 году опубликовали свою Программу:

Идея: «Россия для русских». В своих газетах они писали: «как крысы разносят чуму, так евреи разносят политическую болезнь – красную революционную горячку». Обвиняли евреев в стремлении к мировому господству. Стремились разделить население империи на русских, которых они считали синонимом православных, и на всех остальных, которые стали представлять угрозу русскому, славянскому контингенту.

За крестьянскую общину. Будут против реформ Столыпина.

С целью привлечения рабочих в свои ряды предлагали создание рабочих артелей, страхования, бесплатного лечения.

Интеллигенцию не одобряли, считая, что она участвует в жидомасонском заговоре.

Весной 1905 года возникла «Русская монархическая партия», но она была малочисленной и долго не просуществовала.

В 1905 году в Петербурге появилась организация Союз русского народа, которая просуществует до 1917 года. Черносотенная интеллигенция, понимая сладость своего влияния в родственной интеллектуальной среде, пыталась активно искать сторонников среди крестьян, рабочих и мелких торговцев.

Лидеры черносотенцев утверждали, что их численность составляет три миллиона, однако эти цифры явно завышены.

Крупнейшей организацией был «Союз русского народа», возглавляемый Дубровиным А.И. Известность получил «Русский народный союз имени Михаила Архангела». Обе организации возникли в результате раскола 1912 года.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *