Дайте определение что такое монополия
Монополия
Монополия — 1) крупная компания, корпорация, объединяющая несколько компаний и достигающая благодаря этому положения на рынке определенного товара или группы товаров, когда рынок имеет только одного продавца и множество покупателей. Иными словами, М. — это компания, контролирующая производство или сбыт определенного товара или услуги; 2) исключительное право на осуществление той или иной деятельности (государственная М. на эмиссию денег, внешнюю торговлю рядом товаров, производства, промысла, применения, использования определенных объектов, продуктов), предоставляемое только определенному лицу, группе лиц, государству. В ряде случаев монопольное право не предоставляется, а возникает естественным путем или устанавливается экономическими субъектами посредством занятия господствующего положения на рынке товаров и услуг. Принято различать следующие виды М.: закрытая, защищенная от конкуренции с помощью юридических запретов и ограничений (чаще всего это государственная М.), естественная, необходимая в связи с тем, что без такой М. нельзя достичь эффективного использования ресурсов, открытая, при которой одна компания в силу стечения обстоятельств стала единственным производителем и поставщиком товара.
Содержание
Виды монополий
Другие виды экономических субъектов с привилегированным положением на рынке
Монополии и эффективность
Регулирование монополий
Монополия в современной экономической теории
По мнению Арнольда Харбергера, присутствие монополии на рынке ведет к необратимым потерям благосостояния общества — DeadWeight Loss (DWL).
По мнению Харви Лейбенстайна, у монополии нет стимулов поддерживать эффективное производство (X-эффективность).
Согласно мнению Ричарда Познера, монополии создают дополнительные затраты на завоевание и поддержание монопольного положения.
По мнению Томаса ДиЛоренцо, устойчивой может быть только монополия, защищенная государством. Не существует ни одного достоверно известного случая, чтобы некий производитель добился низких издержек в долгосрочной перспективе и тем самым установил перманентную монополию. Постоянно действующий механизм конкуренции – в том числе потенциальной конкуренции – исключает возможность появления монополии в условиях свободного рынка. [2]
Примечания
См. также
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Монополия» в других словарях:
МОНОПОЛИЯ — (греч.: этим. см. предыд. сл.). Исключительное право государства на производство или продажу каких либо предметов, или же предоставление им исключительного права торговли кому либо; захват торговли в одни руки, в противоположность свободной… … Словарь иностранных слов русского языка
МОНОПОЛИЯ — (monopoly) Рыночная структура, при которой на рынке присутствует только один продавец. О естественной монополии можно говорить, если эксклюзивное положение монополиста является результатом либо исключительного права на обладание некоторым… … Экономический словарь
Монополия — (monopoly) Рынок, на котором действует единственный продавец (производитель). В том случае, когда имеется единственный продавец и единственный покупатель, ситуация называется двусторонняя монополия (bilateral monopoly) (cм. также:… … Словарь бизнес-терминов
МОНОПОЛИЯ — исключительное право производства, торговли и т.д., прина длежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству; вообще исключительное право на что либо. МОНОПОЛИЕЙ называют также крупную фир му, имеющую решающую роль в какой либо сфере… … Финансовый словарь
монополия — См … Словарь синонимов
Монополия — (в экономике) [monopoly] ситуация на рынке, когда фирма, называемая «монополистом«, полностью контролирует предложение определенного блага (товара или услуги) и для покупателя не существует более или менее близкого взаимозаменяемого с… … Экономико-математический словарь
МОНОПОЛИЯ — МОНОПОЛИЯ, монополии, жен. (от греч. monos один и poleo продаю). Исключительное право на производство или продажу чего нибудь (юр., экон.). Монополия внешней торговли есть одна из незыблемых основ политики советского правительства. Страховая… … Толковый словарь Ушакова
Монополия — вариант несовершенной конкуренции, при котором на рынке товара (услуги) присутствует один крупный продавец, за счет своего положения способный влиять на цены. Прочие продавцы намного меньше и не в состоянии оказывать влияние на рынок. Частный… … Банковская энциклопедия
МОНОПОЛИЯ — (от моно. и греческого poleo продаю), 1) исключительное право производства, торговли, промысла и т.д., принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству; в широком смысле исключительное право на что либо. 2) Монополия в сфере… … Современная энциклопедия
Монополия — (monos единый и pwlew продаю) по буквальному смыслуисключительное положение, в которое поставлен единственный продавецкакого нибудь товара, раз на него существует более или менее сильныйспрос. Но в таком же положении может находиться и… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Монополия — (от моно. и греческого poleo продаю), 1) исключительное право производства, торговли, промысла и т.д., принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству; в широком смысле исключительное право на что либо. 2) Монополия в сфере… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
МОНОПОЛИЯ
Смотреть что такое «МОНОПОЛИЯ» в других словарях:
МОНОПОЛИЯ — (греч.: этим. см. предыд. сл.). Исключительное право государства на производство или продажу каких либо предметов, или же предоставление им исключительного права торговли кому либо; захват торговли в одни руки, в противоположность свободной… … Словарь иностранных слов русского языка
МОНОПОЛИЯ — (monopoly) Рыночная структура, при которой на рынке присутствует только один продавец. О естественной монополии можно говорить, если эксклюзивное положение монополиста является результатом либо исключительного права на обладание некоторым… … Экономический словарь
Монополия — (monopoly) Рынок, на котором действует единственный продавец (производитель). В том случае, когда имеется единственный продавец и единственный покупатель, ситуация называется двусторонняя монополия (bilateral monopoly) (cм. также:… … Словарь бизнес-терминов
монополия — См … Словарь синонимов
Монополия — (в экономике) [monopoly] ситуация на рынке, когда фирма, называемая «монополистом«, полностью контролирует предложение определенного блага (товара или услуги) и для покупателя не существует более или менее близкого взаимозаменяемого с… … Экономико-математический словарь
МОНОПОЛИЯ — МОНОПОЛИЯ, монополии, жен. (от греч. monos один и poleo продаю). Исключительное право на производство или продажу чего нибудь (юр., экон.). Монополия внешней торговли есть одна из незыблемых основ политики советского правительства. Страховая… … Толковый словарь Ушакова
Монополия — вариант несовершенной конкуренции, при котором на рынке товара (услуги) присутствует один крупный продавец, за счет своего положения способный влиять на цены. Прочие продавцы намного меньше и не в состоянии оказывать влияние на рынок. Частный… … Банковская энциклопедия
МОНОПОЛИЯ — (от моно. и греческого poleo продаю), 1) исключительное право производства, торговли, промысла и т.д., принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству; в широком смысле исключительное право на что либо. 2) Монополия в сфере… … Современная энциклопедия
Монополия — (monos единый и pwlew продаю) по буквальному смыслуисключительное положение, в которое поставлен единственный продавецкакого нибудь товара, раз на него существует более или менее сильныйспрос. Но в таком же положении может находиться и… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона
Монополия — (от моно. и греческого poleo продаю), 1) исключительное право производства, торговли, промысла и т.д., принадлежащее одному лицу, определенной группе лиц или государству; в широком смысле исключительное право на что либо. 2) Монополия в сфере… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
Монополия: что это такое простыми словами
Что такое монополия
Рассмотрим подробнее вопрос о том, что такое монополия и в чём её характерные особенности. «Моно» означает единицу, а «поли» означает продавца. Таким образом, монополия относится к рыночной ситуации, в которой есть только один продавец конкретного продукта.
Это означает, что сама компания является отраслью, и её продукт не имеет близкой замены. Монополист не обеспокоен реакцией конкурирующих сторон, поскольку у него нет конкурентов. Таким образом, кривая спроса, с которой сталкивается монопольная группа, совпадает с кривой спроса в отрасли.
Может ли быть полная монополия в реальном коммерческом мире? Некоторые экономисты считают, что, поддерживая некоторые барьеры для входа, фирма может выступать в качестве единственного продавца продукта в конкретной отрасли.
Другие считают, что все продукты конкурируют за ограниченный бюджет потребителя. Например, в деле по разработке и созданию сайтов-визиток невозможно стать монополистом, так как в Сети существует огромное множество предложений по данному вопросу.
В чём суть монополии
Чтобы лучше понять, в чём суть монополии, следует перечислить ключевые особенности монопольного рынка. При монополии фирма полностью контролирует поставки продукта. Существует один продавец или производитель конкретного продукта, и нет никакой разницы между компанией и отраслью. Кривая спроса на монопольном рынке имеет наклон вниз, что означает, что фирма может получать больше прибыли только за счет увеличения продаж, которые возможны за счет снижения цены продукта.
Монополист является единственным продавцом определенного товара. Поэтому, если Вы думаете развивать свой проект по бизнес-идеям 2020 года, монополистом Вам стать вряд ли удастся. Следовательно, если монополист должен получать сверхприбыль в долгосрочной перспективе, должны существовать определенные барьеры для вхождения новых фирм в отрасль.
Такие барьеры могут относиться к любой силе, которая препятствует проникновению конкурирующих компаний (конкурирующих производителей) в отрасль. Такие барьеры, защищающие монополиста от вторжения других фирм, использующихбизнес-идеи для женщин или мужчин могут быть как естественными, так и искусственными (законными). Фактически, входной барьер может принимать различные формы.
Что относится к естественным монополиям
Далее рассмотрим, что относится к естественным монополиям и в чём их суть. Естественная прерогатива возникает, когда одна компания поставляет на весь рынок определенный продукт или услугу без какой-либо конкуренции из-за больших барьеров для входа.
Под словом продукт может пониматься не только материальный объект. Это могут быть и услуги, такие как СЕО-продвижение сайта интернет-магазина или пакеты акций и документов и т.д. Эти барьеры для входа могут включать в себя высокие начальные затраты, высокие постоянные затраты, трудности с получением необходимого сырья и многое другое.
Другими словами, одна компания контролирует рынок из-за уникального продукта, производства или рыночных условий. Это происходит естественно, без сговора или нечестной игры. Советуем узнать об основных правилах ведения бизнеса в России, чтобы лучше разобраться в данной теме. Естественный монополист менее обеспокоен новыми участниками рынка, которые могут подорвать его власть. Компании, которые рассматривают возможность выхода на рынок, знают, что они не смогут конкурировать при низких затратах.
Обычно естественные монополии действуют в отраслях, где для работы требуются передовые технологии и / или сырье. Хотя естественные прерогативы сталкиваются с высокими фиксированными производственными затратами, средние затраты снижаются до такой степени, что кривая спроса пересекает кривую средних затрат. Типичными примерами являются компании, занимающиеся производством и распределением энергии, распределением воды, общественным транспортом, телекоммуникациями и почтой.
Что такое монополия государства
Теперь обратим внимание и расскажем о том, что такое монополия государства и на что она распространяется. В экономике, она является одной из форм монополии, в которой правительство или государственная корпорация является единственным поставщиком определенного товара или услуг и конкуренция запрещена законом.
В скандинавских странах некоторые товары, которые считаются «вредными», распространяются через государственную прерогативу. Например, Финляндии, Исландии, Норвегии и Швеции государственные компании имеют привилегии на продажу алкогольных напитков. Казино и другие игорные заведения также могут быть монополизированы. В Финляндии её своеобразный фирменный стиль – это государственная монополия на эксплуатацию игровых автоматов.
В заключение ещё раз скажем об отличительных особенностях монопольного рынка:
Что такое монополия. Естественная монополия и рынок монополии
Что такое монополия. Рынок монополии и монопольная цена
Монополией в обиходе также называют исключительное право или возможность производства, продажи, использования чего-либо. Например: «Государство обладает монополией на выпуск наличных денег».
О других типах рынка читайте в статье: Что такое конкуренция. Типы рынка
Признаки рынка чистой монополии
Единственный производитель (продавец) конкретного товара или услуги.
Не существует близких товаров-заменителей.
Отсутствие свободы входа на рынок.
Чем плохи монополии
Существование монополий невыгодно потребителям. Стремясь максимизировать прибыль, монополист поднимает цены до наивысшего возможного уровня.
Монополисту нет необходимость постоянно повышать качество, как это делают фирмы в условиях конкуренции. Также монополии не приходится столь активно снижать производственные издержки, рационально использовать ресурсы, внедрять новые технологии.
В то же время монополии тратят ресурсы на поддержание своего исключительного положения в отрасли, недопуск конкурентов на рынок. Монополия не дает конкурентам появиться, получить прибыль и предложить потребителю более качественные и дешевые товары и услуги.
Откуда берутся монополии
Монополии могут образовываться и без помощи государства: когда успешная фирма выдавливает конкурентов с рынка либо поглощает их.
В некоторых отраслях монополизации способствуют высокие издержки или законодательные барьеры, которые мешают новым фирмам войти на рынок.
Чаще всего к возникновению монополии ведут сразу несколько причин.
Что такое закрытая и открытая монополия, двусторонняя монополия
Что такое естественные монополии
К естественным монополиям принято относить отрасли коммунального хозяйства: тепло-, водо-, газо-, электроснабжение.
Российская Федеральная антимонопольная служба ведет реестр естественных монополий (по состоянию на 1 января 2019 года).
Виды монополий: концерн, картель, конгломерат
Существуют различные уровни монополистических объединений:
Трест означает, что отдельные фирмы теряют производственную самостоятельность. Прибыль распределяется в зависимости от вложенного капитала.
Антимонопольное законодательство
Наличие монополии определяется по доле компании в общих продажах на рынке. Компаниям запрещается, в частности:
1. Установление и поддержание монопольно высокой или монопольно низкой цены товара (демпинг).
2. Изъятие товара из обращения, если результатом стало повышение цены.
3. Навязывание контрагенту невыгодных условий договора.
4. Экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос.
5. Необоснованный отказ или уклонение от заключения договора с отдельными покупателями.
6. Создание дискриминационных условий. Необоснованное установление различных цен на один и тот же товар для разных покупателей.
7. Препятствование доступу других компаний на рынок или выходу с рынка.
Наряду с этим федеральный закон «О защите конкуренции» вводит контроль за слияниями организаций, продажей и покупкой крупных пакетов акций компаний, а также запрет на согласование цен между хозяйствующими субъектами, раздел рынка и некоторые другие практики.
ЕГЭ Монополия: виды, формы, признаки
Этот текст можно скачать по ссылке
Определение понятия
Термин имеет греческие корни. В переводе с древнего языка «монос» означает «один», «единый», «полео» — «продавать». Монополию трактуют как исключительное право, принадлежащее либо конкретному человеку, либо обществу, либо стране на рынке при торговле, производстве и ином виде экономической деятельности. Иными словами, это рыночная структура, при которой владелец (человек, компания или государство) контролирует производственные процессы, включая сбыт производимой продукции.
Монополисты имеют исключительные права и заняты производством уникальных товаров, не имеющих аналогов, защищены от появления на рынке конкурентов. Отсутствие конкуренции — прямая угроза всему рынку, так как единственный хозяйствующий субъект начинает диктовать условия, в том числе, формирует цены.
Виды монополий
Экономисты разделяют несколько видов, которые зависят от:
В зависимости от причин и характера
Этот вид делится на подвиды: случайную (временно повышенный спрос над предложением из-за того, что конкуренты чуть отстают), искусственно созданную (сговор или слияние фирм) и естественную (владелец обладает уникальной собственностью или невоспроизводимыми факторами производства — железная дорога, система водоснабжения и др.).
Несколько причин, по которым формируются естественные монополии:
Сферы, в которых образуются естественные монополии:
По уровню защиты от государства
1) открытые — подразумевают непродолжительное по времени лидерство без конкуренции в связи с созданием и продажей услуги или продукта. У открытых монополий нет юридической защиты перед конкурентами;
2) закрытые, то есть юридические или регулируемые властями конкретной страны. Речь идет об:
По форме собственности
Выделяют частную и государственную монополии.
По территориальным признакам
Специалисты делят монополии на местные, региональные, национальные и экстерриториальные.
Чистая монополия
Особняком стоит чистая монополия, — исключительное и редкое явление, обладающее набором признаков:
Причины, по которым появляются монополии
Причины, по которым сложно войти в рынок с уже имеющимися монополиями
Формы искусственных монополий
Типы интеграции
Объединение отдельных монополий в союзы называется интеграцией. Различают два типа:
Монополистическая конкуренция — большое количество продавцов одинаковой, но не идентичной продукции.
Антимонопольная политика
Государство борется с ростом монополий и проводит действия по недопущению их появления. Действия закреплены на законодательном уровне и подтверждены нормативными актами, которые ограничивают действия монополистов и при этом поддерживают конкуренцию.