Даже не верится что в природе
Читая Чехова.
Проза занимает место в литературе только
благодаря содержащейся в ней поэзии.
\Акутагава Рюноскэ\
***
Наслаждайтесь вместе со мной музыкой
Чеховской прозы.
Ночные раздумья.
Из повести «Человек в футляре».
«Была уже полночь. Направо видно было всё село; длинная улица тянулась далеко, вёрст на пять. Всё было погружено в тихий, глубокий сон, ни движения. ни звука, даже не верится, что в природе может быть так тихо. Когда в лунную ночь видишь широкую сельскую улицу с её избами, стогами, уснувшими ивами, то на душе становится тихо; в этом своём покое, укрывшись в ночных тенях от трудов, забот и горя, она кротка, печальна, прекрасна, и кажется, что и звёзды смотрят на неё ласково и с умилением и что зла уже нет на земле и всё благополучно, налево с края села начиналось поле; оно было видно далеко, до горизонта, и во всю ширь этого поля, залитого лунным светом, тоже ни движения, ни звука.
.
А мы живём в городе в духоте, в тесноте, среди ненужных и пустых бумаг, говорим и слушаем разный вздор.
Видим и слушаем, как лгут. и тебя же считают дураком за то, что ты терпишь эту ложь, сносим обиды, унижения, не смея открыто заявить, что ты на стороне честных, свободных людей, и самому лгать и улыбаться, и всё это из-за куска хлеба, из-за тёплого угла, из-за какого-нибудь чинишка, которому грош-цена.»
***
«Была уж полночь,
и в глубокий тихий сон
мир погружён.
Ни звука, ни движенья.
Не верится,
что может быть так тихо
в природе на земле.
Залиты лунным светом,
уснувшие, покоем дышат ивы.
И на душе так тихо
и покойно в ночи.
И улица села, в тени
укрывшись от трудов,
от горя и забот,
она кротка, печальна
и прекрасна.И кажется,
что звёзды смотрят
так ласково,умильно
на неё.
И зла уж нет.
И всё благополучно.
А мы всю жизнь
проводим в духоте,
среди ненужных и пустых
бумаг.
И слушаем, как лгут,
и терпим эту ложь,
и сносим униженья
и обиды, и сами лжём,
\не смея заявить,
что мы на стороне
порядочных и честных.
И всё- из-за угла,
из-за куска насущного,
из-за чинишка,
которому на рынке-
грош цена.»
Весенняя картинка
Из рассказа «На подводе»
Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти,
стрясётся беда— болезнь, бедность, потеря, и его никто не увидит и не услышит, как он не видит и не слышит других. Но человека с молоточком нет, счастливый живёт себе, и мелкие житейские заботы волнуют его слегка, как ветер осину, и всё обстоит благополучно.
***
Какой сегодня тихий,
тихий вечер.
Но грустно отчего-то,
Я не знаю.
Быть может оттого,
что мы не вечны,
и счастье безупречным
не бывает.
Иль кто-то с молоточком
роковым
за дверью притаился,
поджидает.
И призрачным
присутствием своим
о вьюгах позабыть
не дозволяет.
Спишите предложения с вводными словами и словосочетаниями
1. Руки мои к страшной моей досаде слегка дрожали горло сохло (Т.). 2. Даже не верится что в природе может быть так тихо (Ч.). 3. Может быть мы больше не увидимся (Л.). 4. В письме Петрухиной матери было послано во-первых бла- Ïîðÿäîê ñëîâ â ïðåäëîæåíèè 303 гословение во-вторых поклоны всех и наконец известие о том что Аксинья пошла в люди (Л. Т.). 5. К своему полному разочарованию мальчик не видел ни плакучих ив ни серого неба (Кат.). 6. На мое появление природа очевидно не рассчитывала и вследствие этого обошлась со мной как с незваным гостем (Т.). 7. Это положение очевидно без всяких доказательств. 8. Действительно верстах в двух-трех впереди нас толстый столб сизого дыма медленно подымался от земли (Т.). 9. Удостоверение действительно до определенного числа. 10. По словам маменьки сынок ее был самый смирный и добрый человек (Акс.). 11. По словам человека еще нельзя судить о его поведении. 12. Веялка точно действовала хорошо (Т.). 13. Ученик точно решил задачу. 14. Одним словом можно выразить целую мысль. 15. К несчастью следует относиться хладнокровно. 16. Ведь я как вам известно из рядовых (Г.). 17. Отец по-видимому находился в самом благодушном настроении (Кор.). 18. Знать дождика-то вам не переждать (Т.). 19. Мужчины пили спорили и хохотали словом ужин был чрезвычайно весел (П.). 20. Таким образом игра в ушки для мальчика стала чем-то вроде выгодной профессии (Кат.). 21. Печорин был погружен в задумчивость и кажется вовсе не торопился в дорогу (Л.). 22. Правда смех Лизы мне показался принужденным (Т.). 23. Такого бурана рассказывают степняки не было уже много лет (Фурм.). 24. Все казалось как будто спало с открытыми глазами (Г.). 25. Как видно Гаврик хорошо знал здесь все ходы и выходы (Кат.). 26. Я не знаю где зарыты Опанаса кости может под кустом ракиты может на погосте (Багр.).
2. Спиши предложения, расставляя знаки препинания при обращении.
1. Ты б ласточка ловила мошек полакомить безродных крошек (Кр.). 2. Ты лети с дороги птица зверь с дороги уходи (М. Рудерман). 3. Как хорошо ты о море ночное (П.). 4. Звезда печальная вечерняя звезда твой луч осеребрил увядшие равнины и дремлющий залив и черных скал вершины (П.). 5. Последняя туча рассеянной бури одна ты несешься по ясной лазури (П.). 6. Но не хочу о други умирать (П.). 7. Не прав твой о небо святой приговор (Л.). 8. О если б в небо хоть раз подняться (М. Г.). 9. В минуту унынья о родина-мать я мыслью вперед улетаю (Н.). 10. Забушуй же непогодушка разгуляйся Волга-матушка (Кольц.). 11. Простите верные дубравы прости беспечный мир полей и легкокрылые забавы столь быстро улетавших дней (П.). 12. Знакомец милый и старинный о сон хранитель добрый мой где ты (П.). 13. Зачем же поле смолкло ты и поросло травой забвенья (П.). 14. Дробись дробись волна ночная и пеной орошай брега в туманной мгле (Л.). 15. Люблю тебя булатный мой кинжал товарищ светлый и холодный (Л.). 16. Благослови мой долгий труд о ты эпическая муза (П.). 17. Эй завяжи на память узелок (Гр.). 18. Э да это никак Ефрем стоит (Т.). 19. Чу за тучей прогремело (Тютч.). 20. Эй берегись под лесами не балуй! (Брюс).
Фантастические картины природы! Даже не верится в их реальность
Гавайи
Продолжение поста «Ну красавчиг же!»
Я же говорил, что наглый и ему пофигу на «красивое» ))
Ну красавчиг же!
И с ними не прокатывает:
«- Вы рыбов продаёте?
— Нет показываем. «
Пей, малыш, мне не жалко
Там, на неведанных дорожках, следы невиданных зверей.
Музыка грибов
Ничего такого, просто биоэлектричество гриба преобразуется в ноты синтезатора
Обитель осени
Тихий уголок в Великобритании
Великобритания, графство Камбрия.
На снимке запечатлен озерный остров Дервент. Поместье на острове было построено в XVIII веке и сейчас находится в распоряжении Национального фонда Великобритании. Здание открыто для посещения пять дней в году.
Шикарный клюв со всех сторон
Китоглав, или королевская цапля (лат. Balaeniceps rex) — птица из отряда пеликанообразных, единственный представитель семейства китоглавых (Balaenicipitidae).
Очень крупная птица, её высота в среднем составляет 1,2 м, размах крыльев — 2,3 м, а вес — от 4 до 7 кг.
Обитает в тропических болотах Восточной Африки, где водятся двоякодышащие рыбы протоптеры — его главный корм.
Похожий на деревянный башмак клюв делает китоглава искусным мастером рыбной ловли.
В отличие от большинства других птиц, глаза китоглава расположены в передней части черепа, а не с двух сторон, что позволяет ему иметь бинокулярное зрение. Ввиду массивности клюва птица кладёт его на грудь во время отдыха.
Китоглав был открыт в 1849 году, менее чем через год он был уже научно описан.
Tokyo Safari, Yokohama, Japan
Сафари-парк в Японии
Предки митохондрий были паразитами?
Конечно кто-то может возразить, что это всего лишь гипотеза, однако эта гипотеза уже давно переросла в эндосимбиотическую теорию и является общепринятой в кругах учёных. Так уже давно считается, что митохондрии произошли когда-то от альфа-протеобактерий, вероятно, два миллиарда лет назад. Но, остается неясным, что составляло начальный эндосимбиоз между альфа-протеобактерией и ее хозяином. В частности, какую роль сыграл митохондриальный предок, инициировавший эндосимбиоз? В связи с этим вопросом возникают и другие. Например:
Для объяснения всех обстоятельств и ответов на все вопросы, связанные с основными эндосимбиотическими событиями, выдвигались разные гипотезы зачастую противоречащие друг другу. Так, например, «Водородная гипотеза» предполагала метаболическую синтрофию между водорода-продуцирующими альфа-протеобактериями и водорода-зависимыми археонами, как движущую силу эндосимбиоза.
В связи с этим в последнее время стала набирать ещё одна гипотеза возникновения митохондрий, которая рассказывает нам о паразитических предках митохондриях. Эта гипотеза на данный момент кажется является более достоверной, так как подкрепляется большим количеством данных. Так в 2020 году вышло огромное филогенетическое исследование показывающее близкое родство митохондрий с паразитическими бактериями. [1]
Но не менее интересное исследование, с которого всё и началось, произошло в 2014 году [2].
Хотя мне следует чуть-чуть поправить себя, так как предположения о митохондриях-паразитах высказывались не однократно и ранее, но именно это исследование можно назвать самым крутым и начальной «точкой отсчёта» к последующим событиям в научной среде. Поэтому сегодня именно его я и буду рассматривать.
А всё началось как раз с реконструкции митохондриального предка, который имеет большое влияние на наше понимание происхождения митохондрий. Так все выше описанные мной гипотезы объяснялись исследованиями, которые в основном были сосредоточены на реконструкции последнего общего предка всех современных митохондрий, так называемых прото-митохондрий, но не основывались на более информативных премитохондриях, которые по сути были ещё древнее прото-митохондрии, так как они включали последнего общего предка как митохондрий, так и их сестринской клады альфа-протеобактерий.
Самые известные из них это вольбахии и риккетсиалы (отряд в который входят риккетсии). Последние нас интересуют больше всего, так как именно они успели поучаствовать в реконструкции предка митохондрий, а точнее их метаболизма в 2014-м году.
Так, чтобы получить представление об обстоятельствах, которые окружали начальное событие эндосимбиоза, учёные старательно реконструировали метаболизм прото-митохондрий и премитохондрий. Для этого они сначала восстанавливали прото-митохондриальные гены, которые в процессе эволюции были потеряны для ядра. Учёные назвали эти гены ядерными генами митохондрий. Восстановление этих генов являлось предпосылкой для реконструкции митохондриальных предков. Предыдущие попытки найти прото-митохондриальные гены были безуспешны так как основывались на довольно ограниченной доступности бактериальных и эукариотических геномов на момент их изучения [3;4].
Используя значительно увеличившееся представление геномов эукариот и альфа-протеобактерий, исследователи провели филогеномный анализ для систематической идентификации ядерных генов, происходящих из митохондрий. Гены эукариот с наибольшим попаданием в BLAST митохондрий / альфа-протеобактерий сначала были объединены в группы генов. Филогенетическое дерево было реконструировано для каждого семейства, и ядерные гены, которые сгруппировались с альфа-протеобактериями на деревьях, были идентифицированы как происходящие из митохондрий.
Начав с 427186 генов из 30 эукариотических геномов, представляющих широкий диапазон филогенетического разнообразия, они идентифицировали 4459 генов, принадлежащих к 394 семействам, как ядерные гены митохондрий. Чтобы исключить недавний перенос генов, специфичных для клонов, между альфа-протеобактериями и эукариотами, генные семейства должны были присутствовать по крайней мере в двух альфа-протеобактериальных и двух эукариотических линиях. Собственно, так и произошло. Таким образом учёные смогли идентифицировать, что ядерные гены из 394 семейств присутствуют в прото-митохондриях.
Всё это есть и в современных митохондриях. Однако учёные обнаружили и то, чего в прото-митохондриях не было. Так в них отсутствовали функциональные категории, такие как репликация ДНК и транскрипция, также в значительной степени отсутствовали в реконструированном метаболизме и гетеротрофные углеводные обмены, такие как гликолиз и пентозофосфатный путь. Таким образом реконструкция прото-митохондрии показала упрощённого предка митохондрии более похожего на современную митохондрию, что опровергло предыдущие гипотезы о ближайших предках митохондрий, которые имели огромное множество разнообразных функций.
При дальнейшем изучении уже самих митохондрий учёные по-новому взглянули на метаболизм эукариот, происходящий главным образом благодаря этим органеллам. Особый интерес представлял ряд генов, участвующих в метаболизме липидов эукариот. Были идентифицированы несколько генов, участвующих в биосинтезе нуклеотидов de novo, как происходящих из митохондрий. Обнаружены были и ферменты, участвующие в биосинтезе стероидов предполагающие, что митохондриальный предок внес свой вклад в биосинтез оных. Вишенкой на торте можно назвать идентификацию церамидгликозилтрансферазы (COG1215).
А интересно то, что этот фермент расположенный на «ассоциированной с митохондриями мембране», специфическом субдомене ER, который связывает этот самый ER и митохондрии, обнаружился и в риккетсиях. Для понимания замечу, что все эти самые гликосфинголипидные, и церамидные структуры, повсеместно присутствуют в качестве важных мембранных компонентов почти во всех эукариотических клетках и митохондриях, а это в свою очередь говорит нам о том, что присутствие этих структур в бактериях являются крайне редкими. При этом, что интересно, ген отвечающий за все эти субстраты и гликолипидные продукты, присутствующий в бактериальных клетках всё же различается от эукариотических гликозилтрансфераз. Следовательно, данный факт указывает на бактериальное происхождение этого гена, который был приобретён эукариотами для новой функции по синтезу собственных эндомембран, а также по перекрестному взаимодействию и перемещению липидов между митохондриями и субодменом ER. Интересные результаты не так ли?
В результате получилось, что митохондрии поместились в отряд к риккетсиалам в качестве сестринской клады по отношению к семействам Rickettsiaceae, Anaplasmataceae и Candidatus Midichloriaceae, которую в свою очередь были подчинены семейству Holosporaceae.
Стоит отметить, что представители этих семейств являются паразитами. Так, учёные в этой работе показали, что все пять линий секвенированных риккетсиалов тесно связаны с митохондриями. Далее основываясь на приблизительной линейной зависимости между числом семейств генов, средним числом генов и размером генома учёные заметили, что геном премитохондрий сокращался. Это типично для облигатной внутриклеточной бактерии и предполагает, что сокращение генома шло полным ходом до того, как митохондрии отделились от альфа-протеобактерий, т. е. стали настоящими митохондриями.
Продолжив генетические исследования, учёные стали сравнивать реконструированные прото-митохондрии и премитохондрии. Оказалось, что в отличии узкоспециализированных прото-митохондрий, премитохондрии были способны к гораздо более разнообразному метаболизму. Помимо основных путей, премитохондрии участвовали в трансляции, в клеточной стенке, LPS и биогенезе мембран, в производстве энергии, репликации, рекомбинации и репарации ДНК, они обладали множеством ключевых метаболических путей, включая гликолиз, цикл TCA, пентозофосфатный путь и путь биосинтеза жирных кислот. Кроме того, премитохондрии обладали большим количеством генов, участвующих в синтезе различных кофакторов, таких как рибофлавин, фолат, биотин и убихинон.
Дальнейшие исследования премитохондрий показали, что они кодируют пластидно-паразитарный тип транслоказы АТФ / АДФ, которая импортирует АТФ от хозяина, что делает премитохондрию энергетическим паразитом. Последующие сравнения генов риккетсиалов с премитохондриями, а также построения филогенетических деревьев показало, что премитохондрии вероятно обладали способностью дышать в условиях низкого содержания кислорода и имели жгутики, которые наследовались вертикально, а не через горизонтальный перенос. Электронная микроскопия части эндосимбиотических бактерий также показала наличие рудиментарных жгутиков. Т.е. данное исследование показывает нам предка митохондрии, который мог жить в условиях с низким содержанием кислорода, обладающим жгутиком и являющимся паразитом, что, казалось бы, прямо контрастирует с нынешней ролью митохондрий как производителя энергии клетки.
Однако, систематический обзор от 2011 года бактериального симбиоза показал, что мутуализмы вполне себе могут происходить либо непосредственно от свободноживущих бактерий в окружающей среде, либо от внутриклеточных паразитов [5]. Ключевое различие между этими двумя эволюционными путями состоит в том, что для инициации симбиоза свободноживущие бактерии должны приносить немедленную пользу хозяину, в то время как внутриклеточные паразитические бактерии этого не делают.
Вместо опровержения прошлых предположений данная гипотеза предлагает применять их для объяснения перехода митохондрий от паразита к мутуалистической органелле на более поздней стадии. Это всё очень интересно, а потому есть большая вероятность, что гипотеза о предках митохондриях как паразитах возможно скоро станет научной теорией. Поэтому если, кто-то назовёт Вас паразитом, не обижайтесь, ведь можно парировать, что паразитизм у нас в крови, а точнее в клетках. Такие дела!
Автор: биолог, вдохновитель научного сообщества Фанерозой, Ефимов Самир
Оригиналы: Публикация фанерозойских материалов на платформе «Вконтакте», «Хабр» и «Пикабу».
1. «Phylogenetic analyses with systematic taxon sampling show that mitochondria branch within Alphaproteobacteria» Lu Fan, Dingfeng Wu, Vadim Goremykin, Jing Xiao, Yanbing Xu, Sriram Garg, Chuanlun Zhang, William F. Martin and Ruixin Zhu; Nature Ecology & Evolution, 2020
2. Phylogenomic Reconstruction Indicates Mitochondrial Ancestor Was an Energy Parasite Zhang Wang, Martin Wu Published: October 15, 2014Gabaldon T, Huynen MA (2003) Reconstruction of the proto-mitochondrial metabolism. Science 301: 609.
3. Gabaldon T, Huynen MA (2007) From endosymbiont to host-controlled organelle: the hijacking of mitochondrial protein synthesis and metabolism. PLoS Comput Biol 3: e219.
4. Gabaldon T, Huynen MA (2007) From endosymbiont to host-controlled organelle: the hijacking of mitochondrial protein synthesis and metabolism. PLoS Comput Biol 3: e219.
5. Sachs JL, Skophammer RG, Regus JU (2011) Evolutionary transitions in bacterial symbiosis. Proc Natl Acad Sci U S A 108 Suppl 210800–10807.
Внеклассное занятие. Музыкально-литературная гостиная «Времена года в творчестве художников, поэтов, композиторов»
ГКОУ «Тверская Школа-интернат № 1».
Времена года в творчестве художников, поэтов, композиторов.
Разработала Колесникова С.Н.
Педагог дополнительного образования.
Способствовать формированию эстетической и зрительской культуры учащихся посредством живописи, музыки и литературы
1.Познакомить учащихся с творчеством художников, поэтов, композиторов, прививать любовь к классической музыке.
2.Формировать у учащихся навыки выразительного чтения стихотворений.
3. Формировать у учащихся экологической культуры, посредством воспитания любви к природе.
1. Развивать творческое воображение посредством изобразительного искусства, музыки, литературы.
2.Коррекция памяти и внимания в ходе исполнения литературных и музыкальных произведений.
3.Обогащение чувственного познавательного опыта.
1. Прививать любовь к Родине, русской природе.
2. Воспитывать мотивацию к изучению живописи, литературе, музыке.
Оборудование: мультимедийная установка, фортепиано.
Музыкальная гостиная проходит в специально оборудованном помещение, где горит камин, свечи, хрустальная люстра создающие, атмосферу уюта и покоя.
Под музыку П. И. Чайковского воспитанники 5-6 классов заходят в зал.
Художник берет кисти и краски, подходит к холсту и начинается волшебство. Мы говорим: красками – пишут. А карандашом пером-рисуют.
А художник, который работает красками – живописец.
Все художники – тоже разные. Каждый художник по-своему видит мир вокруг и по – своему показывает его на холсте.
Сегодня наша музыкально-литературная гостиная называется «Времена года».
Мы познакомимся с творчеством различных художников, поэтов, композиторов.
Всякое время года манит художника своей особенной красотой. Рождает в его душе свое, особенное чувство.
Художник-пейзажист постоянно беседует с природой и красками записывает то, что рассказали ему вода, деревья, небо, ветер, снег, трава.
Шуркина Алина читает стихотворение А. Толстого.
Вот уж снег последний в поле тает,
Теплый пар восходит от земли
И кувшинчик синий расцветает,
И зовут друг друга журавли.
Юный лес, в зеленый дым одетый.
Теплых гроз нетерпеливо ждет,
Все весны дыханием согрето
Всё кругом и любит, и поет.
На экране высвечивается картина А. К. Саврасова «Грачи прилетели»
Посмотрите на картину Андрея Кондратьевича Саврасова. Весенний голубоватый в рыжих пятнах снег. Вокруг кривых березовых стволов он потемнел и просел, Концы корявых ветвей порозовели, свежие побеги жадно тянутся вверх. Стоят на земле студеные озерки талой воды – и в светлом небе, между облаками, холодные промоины. Неяркий солнечный луч выбился из-за облака, позолотил сугроб у забора, тронул розовой краской заиндевевший камень старинной колокольни, зажег тусклую медь колоколов.
Может быть, еще ударит поздний морозец, но год повернул на весну. Мы снова радуемся, ждем, надеемся. Начало весны – всё будто снова начинается.
Хлопочут на деревьях, обживают гнёзда черные птицы. Грачи прилетели! Так и называется произведение Андрея Кондратьевича Саврасова.
(Звучит музыка П. И. Чайковского «Апрель». На фортепьяно играет учитель музыки)
На экране высвечивается картина И. Левитана «Март»
Ещё одна картина Исаака Левитана посвящена весне. Исаак Ильич Левитан тоже написал небо, снег, деревья, дом, у крыльца – лошадь, запряженную в сани. Но у Левитана всё другое. Снег рыхлый. напитанный влагой, по нему – яркие тени. Снежная шапка над крыльцом подтаяла – того и гляди заскользит, с шумом упадет наземь. На дорожках рыжеют подталины. Кругом сугробы – но весна уже пришла.
Голубое небо, густая зеленая хвоя, светлые стволы, желтая стена дома, деревянные столбы крыльца – все на хосте залито светом.
Всё будто набралось солнца – и теперь светится, дышит теплом.
Ученица 7 класса читает стихотворение Е. Баратынского.
Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Весна, весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Под солнце самое взвился
Незримый соловей поет
Заздравный гимн весне
Ученик 5 класса поёт песню «Летал соловушка» музыка Доргомышского. Слова Фета.
(на экране высвечивается картина А. А. Рылова «Зеленый шум»)
Идёт – гудёт Зеленый Шум.
Зеленый Шум, веселый Шум!
Вдруг ветер верховой;
Качнет кусты ольховые,
Подымет пыль цветочную,
Как облако все зелено,
Идет –гудёт Зеленый Шум,
Зеленый Шум, весенний шум!
Как молоком облитые,
Стоят сады зеленые,
Пригреты теплым солнышком,
А рядом, новой зеленью
Лепечут песню новую
И липа бледнолистная
И белая берёзонька
Шумит тростинка малая
Шумит высокий клен
Шумят они по новому
По новому, весеннему
Идет- гудёт, Зеленый Шум,
Зеленый Шум, Весенний шум
И художник Рылов назвал свою картину тоже – «Зелёный шум».
Гуляет над землей буйный весенний ветер. Гонит по небу белые облака, подымает на реке синие волны, вздувает паруса лодок. Шумит, хлопает листва на деревьях. Плещется, бьется, темнеет на ветру, словно разорванная в клочья.
Вольный ветер всюду на картине Рылова. Стремительно промчался по высокому берегу. Хозяйничает на просторе полей и вод. Картина так и продувается свежим весенним ветром. Зеленым шумом живут в картине Рылова бодрость, сила, вера в будущее.
И. Суриков. Стихотворение читает ученица 5 класса.
Ярко солнце светит,
И, куда ни взглянешь,
Высвечивается слайд с картиной И. И. Шишкина «Рожь»
Далеко-далеко, сколько хватает
Взгляда, раскинулась золотая рожь. Поля.
Ярко светит солнце. Теплый ветер колышет колосья.
Стоят среди равнины высокие старые сосны.
И от этого еще шире раздолье хлебное.
Исчезает во ржи, зовет за собой дорога.
Но живописец приметил и скромный полевой цветок на обочине дороги.
И двух ласточек, стремительно скользящих над самой землёй.
Конечно, Иван Иванович Шишкин старался не только верно изобразить летний солнечный день, колосья, сосны, дорогу. Он мечтал, что бы возле его картины люди чувствовали, как велика, богата и красива родная земля-Родина. Не даром на одном рисунке он пометил для себя: «Раздолье. Простор. Рожь…. Русское богатство».
Звучит музыка П. И. Чайковского «Август» из альбома «Времена года». На экране высвечивается картина А. И. Куинджи. «Лунная ночь на Днепре»
Художник открывает нам красоту каждого нового мгновенья, которую мы, занятые своими делами, часто не замечаем. На пейзажах мы встретим рассвет и ясный полдень, мрачные сумерки, час заката, тёмную ночь.
Ночь. Успели мы всем насладится.
Что ж нам делать? Не хочется спать
Мы теперь бы готовы молиться,
Но не знаем, чего пожелать,
Пожелаем тому доброй ночи,
Кто всё терпит, во имя Христа,
Чьи не плачут суровые очи,
Чьи не ропщут немые уста,
Чьи работают грубые руки.
Предоставит почтительно нам
Погружаться в искусства в науки,
Предаваться мечтами и страстям;
Кто бредет по житейской дороге
В безрассветной. глубокой ночи,
Без понятья о праве, о боге,
Как в подземной тюрьме без светичи …
Кроме темноты – что увидишь ночью?
Но посмотрите, как много увидел, как сильно и точно рассказал о том, что увидел, пейзажист Архип Иванович Куинджи в картине «Лунная ночь на Днепре».
Высоко в небо поднялся месяц. Земля, затянутое облака небо, изогнутая полоса реки-залиты лунным светом. Сверкают края разорванных облаков. Серебрятся зеленоватые воды Днепра.
Мы будто слышим тишину этой тёмной ночи, разлитую над плавными водами реки, над замершей степью.
Не всегда ночь бывает тихая и спокойная, очень часто за окном бушует буря, но на смену ей приходит тишина и покой.
(звучит песня в исполнении учащиеся 5 класса «Колыбельная», музыка слова Энтина).
На экране высвечивается картина А.И. Куинджи. «Днепр утром».
Ясный месяц уже закончил свой ночной поход и скрылся из глаз, солнце пока не взошло. Блёклое небо затянуло едва различными бледно – сиреневыми, серебристо – белыми облаками. С берега, сплошь заросшего зелёной и бурой травой, полевыми цветами, видна тусклая гладь реки; над ней поднимается утренний пар.
Даже не верится, что совсем недавно всё здесь: земля, вода, небо – сияло и блестело в темноте лунной ночи. Сейчас природа будто замерла в ожидании. Взойдёт солнце, растает туман над водой, над степью, засинеет небо, и ему ответит синевой зеркало реки, степь запестреет красками трав и цветов.
Впереди, посредине картины, поднялся над землёй высокий куст колючего чертополоха; он словно всматривается вдаль – как бы не пропустить этот миг появления солнца.
(Ученик читает стихотворение К. Бальмонта «Осень». На экране высвечивается картина И. Левитана «Золотая осень» )
Стали дни холоднее.
И от птичьего крика
В сердце только грустнее.
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают.
В разноцветном уборе.
Солнце реже смеётся,
Нет в цветах благовонья.
Скоро осень проснется –
И заплачет спросонья.
Левитановская осень –праздник золота и синевы. Радостный праздник красоты, но немного грустный: ведь это –красота прощания. Скоро зима.
В своем музыкальном альбоме «Времена года» Петр Ильич Чайковской показал все месяца года. Мы слышим завывания ветра, капли дождя.
(Звучит музыка П. И. Чайковского «Октябрь»)
Стихотворение А.С. Пушкина читает ученица 7 класса.
Вечор, ты помнишь вьюга злилась
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела-
А нынче… погляди в окно:
Под голубыми небесами.
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка по до льдом блестит.
Вот такое прекрасное стихотворение написал А.С. Пушкин. Мы слушаем его, а перед глазами встает голубое небо, Яркое солнце, ослепительный снег.
Но разве зима – лишь ровный белый снег, белое небо, тусклые, глухие краски?
Чудо – какую яркую, радостную зиму написал Игорь Эммануилович Грабарь!
У Левитана – праздник осени, у Грабаря – зимний праздник.
И снова – берёзы. Снова – горят, сверкают на солнце. Сверкает чистая белизна ствола. И ослепительная белизна ветвей, в гуще которых густо синеет небо. И хрусткие льдинки, намёрзшие на каждой веточке. И рыжая прошлогодняя листва.
Как много красок нужно, чтобы передать сверкающий на солнце снег! Попробуй одной белой – и правда, выйдет тускло, мертво. Нет, тут надо взять и голубую, и синюю, и фиолетовую, и розовую.
Грабарь назвал картину «Февральская лазурь». Лазурь – это светло – синий, в старину говорили – яркий и густой небесный цвет.
Сверкающий снег, белизна берёз заметнее рядом с яркой синевой неба. И при этом помогают художнику показать эту синеву радостного зимнего дня.
(Звучит музыка Чайковского из альбома «времена года»- «декабрь» на экране высвечивается картина К.А. Коровина «Зимой».
Рядом с «Февральской лазурью» зима у Константина Алексеевича Коровина – тихая, вроде бы и неприметная.
Хмурый, пасмурный денёк на исходе. Приближаются сумерки. В сероватом, даже едва сиреневом воздухе сливаются белый померкший снег и белое померкшее небо.
Пейзаж Коровина нигде не звучит краской: серый сруб избы, серые доски забора, серые деревья с обнажёнными ветвями. Смотришь на засыпанный глубоким снегом двор, на поле за воротами, на мутно – темнеющий вдали лес – и кажется, весь мир окутан этим низким небом, мягким снегом, густеющими сумерками.
А если собрать все картины про зиму, весну, лето, осень – перед нами откроется непрерывная, разнообразная жизнь природы.
Художник, поэты, музыканты рассказывают в своих произведениях о мире, с которыми встречаются всякий день и час. Они рассказывают нам, как он велик и прекрасен, учат нас любить и беречь наш мир, нашу Родину ценить и понимать прекрасное, поэтому заботьтесь о природе, берегите свою планету и цените каждый миг своей жизни, потому что он неповторим.
(Звучит музыка П. И. Чайковского)
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.