Дебаркадер что это такое в магазине пятерочка
Что такое дебаркадер
Содержание статьи
Дебаркадеры обрели популярность на волне развития промышленности. Когда вовсю шла индустриализация, время выгрузки и погрузки играло решающую роль.
Дебаркадер обычно состоит из трех частей: понтон, рампа и сходни.
В первую очередь дебаркадер призван уравнивать по высоте недвижимую часть инфраструктуры склада или порта с подвижной платформой транспорта. Это значительно облегчает погрузочные или разгрузочные работы, а также высадку или посадку пассажиров.
Кроме того, хороший дебаркадер должен защищать груз или людей от неблагоприятных погодных условий.
Виды дебаркадеров
Кроме того, дебаркадеры также делятся на стационарные и подвижные. Стационарный дебаркадер после сооружения остается на месте. Чтобы загрузить или разгрузить транспорт, необходимо подвести этот транспорт к зоне выгрузки.
Подвижный дебаркадер, наоборот, можно без проблем переместить к транспорту, например, с помощью буксира. Самые популярные подвижные дебаркадеры – плавучие пирсы. Они очень удобны для работы, однако при их эксплуатации необходимо соблюдать максимальную осторожность, потому что их легко повредить или затопить.
Для чего еще используются дебаркадеры
В городах, где есть реки или озера принято использовать дебаркадеры в качестве объектов для застройки. На воде строят гостиницы, рестораны, кафе и даже жилые дома. Делается это либо из-за нехватки места на твердой земле, либо для привлечения туристов, либо из-за чересчур высокой цены на земельные участки.
В советскую эпоху на базах отдыха было широко принято использовать дебаркадеры для размещения отдыхающих. Мало кто мог устоять перед такой романтической возможностью – жить на воде. Подобные сооружения были большими, красивыми и величественными, каждый дебаркадер имел собственный стиль и неповторимый шарм.
Сейчас эти дебаркадеры зачастую развалены и покинуты людьми, они посещаются лишь любителями заброшенных зданий.
Что это такое – дебаркадер и каково его значение?
В эпоху индустриализации городов и развития промышленности возникают все новые и новые строения с разными задачами, поставленными перед ними. Одним из таких сооружений является дебаркадер, а вот что это такое, мы постараемся рассмотреть в этой статье. Также выясним, какими бывают эти сооружения. Другими словами, мы уделим время определению дебаркадеров.
Введение
Дебаркадер – слово, происходящее из французского языка, обозначающее – выгрузить, высадить. Этим словом обозначается один из элементов индустриальной инфраструктуры, например, транспортной или складской, служащий как для пассажирского, так и для грузового использования. А также и для расположения на территории строения оборудования и помещений, требуемых для выполнения задач по погрузочной или разгрузочной работам.
Значение слова дебаркадер напрямую связано с его задачей. В основном, он задействован в нескольких видах транспорта, таких как автомобильный, речной и железнодорожный. Не менее часто задействуется и для складской логистики. Главной задачей дебаркадера является уравнение самой площади недвижимой части инфраструктурного сооружения с уровнем места, в которое производится погрузка, например, железнодорожный вагон, корабль, грузовик. Второстепенной, но не менее приоритетной задачей является изоляция грузовой продукции, пассажирского состава и трудящихся от дождя, снега, ветра, града и т. д.
Чаще всего дебаркадеры бывают нескольких видов:
Плавучий дебаркадер – что это такое?
Дебаркадеры по своей мобильности подразделяются на мобильные и стационарные. Мобильным дебаркадером называется постройка, способная находиться на воде. Перемещается такое сооружение буксиром, закрепляется якорями или канатами. Такие сооружения – ни что иное, как вид судов, не способных к самостоятельному перемещению, обладающих обшивкой из бетона или железа. Минус плавучих дебаркадеров – высокая подверженность внешним воздействиям, таким как плохие погодные условия (повышение уровня воды, сильное течение), нужда в четком соблюдении правил использования компенсируется его достоинством – это его мобильность и способность пусть и не самостоятельно, но все же быть перемещенным в требуемое место. Так же из минусов можно упомянуть возникающие при строительстве сложности, связанные с энергоподачей и трубопроводом, связанным непосредственно со строением, ведь, как уже упоминалось, при повышении уровня воды дебаркадер становится дальше от дна.
Стационарный дебаркадер
На вопрос “Что это такое – дебаркадер стационарный?” можно ответить довольно просто – это береговое сооружение, построенное либо монолитно, либо по частям, которые, в свою очередь, заблаговременно доставляются к месту постройки. Преимущество такого варианта постройки в том, что дебаркадер таким способом можно соорудить в месте, которое наиболее подходит для финансового оборота, и нет нужды в использовании спецсредств, таких как специальный вид бетона, устанавливаемый непосредственно в воде и водолазов, занимающихся этим. Следственно, такая конструкция выходит дешевле по себестоимости. Части строения к месту возведения дебаркадера либо буксируют, либо подвозят понтонами. Минус такого варианта постройки в том, что для проведения всех операций требуется некоторое количество специальной техники, такой как портовые краны, плавучие краны и т. п.
В основе берегового дебаркадера, как правило, есть следующие элементы: надстройка, рампа, основа и сходни. Использование дебаркадера зависит от поставленной перед ним задачи – станция заправки судов, цех по ремонту судов, завод, изготовляющий суда или пассажирский вокзал на воде. Также береговые дебаркадеры могут быть одноуровневыми и двухуровневыми.
О проектировании
Проектировка понтона предусматривает обычно параллелепипедную форму и железный материал. Вариантов того, что может быть размещено на дебаркадере, масса: общепит, офисные постройки, рестораны, гостиничные комплексы, заправки и т. п. Морской регистр места, в котором начинается, идет, заканчивается постройка, происходит эксплуатация плавучих дебаркадеров, предъявляет требования, которые должны выполняться. Сюда входит надзор, постановка на учет, постоянные осмотры технической составляющей. Все это приравнивается к специальному виду судна. Требования, предъявляемые к стационарным дебаркадерам, сходны с требованиями к стандартным сооружениям.
Бетонные сооружения
В нашей стране прогресс не стоял на месте, и тогда люди, шагающие в ногу со временем задались тем же вопросом: «Что это такое – дебаркадер?» Ввиду этого в 1925 году в СССР было принято решение начать создание бетонных дебаркадеров. К моменту 1941 года число разработок насчитывало почти 20. Среди них были и пассажирские, грузовые, смешанные проекты. В послевоенное время появились виды дебаркадеров из бетона. Финляндия и Германия в весьма крупных масштабах занимались их строительством. 1957 год сменил вектор производства с монолитных корпусов на сборные, надстройки, в свою очередь, на которых были выполнены из дерева. Фото дебаркадеров вы можете увидеть в этой статье, для лучшего представления об объекте.
Дебаркадер в зоне погрузки-разгрузки склада
Дебаркадер на складе представляет собой часть помещения, поднятую до уровня высоты погрузки транспортных средств: грузовых автомобилей или ж/д вагонов. В этой же зоне обычно располагается зона погрузки-выгрузки. Нет проблем с высотой дебаркадера, если склад предназначен для приёма автомобилей или ж/д вагонов одного типа. В ином случае могут возникнуть проблемы. Чтобы решить их, требуется применять специализированное оборудование.
Если принимается различный грузовой транспорт, что практикуется на подавляющем большинстве складов, то, естественно, что уровень дебаркадера не совпадает с уровнем нижнего борта автомобиля. Оптимально проектировать высоту дебаркадера под автотранспорт, который наиболее часто привозит на склад грузы: еврофуры, контейнеровозы, «газели» или другой вид. Однако разница уровней с другими машинами не даст возможности использовать погрузочную технику прямо из кузова. В этом случае часто разгрузка ведётся в два приёма: сначала груз спускается (поднимается) из кузова автомобиля, затем грузится на тележку. Бывает, что первый этап производится вручную. Естественно, это сильно увеличивает время погрузки или выгрузки.
В настоящее время проблема решается достаточно просто. Дебаркадер снабжается дополнительным элементом – перегрузочным мостом. К примеру, электрогидравлическим. Подобный мост является разновидностью выравнивающей платформы. Одной стороной он шарнирно соединяется с дебаркадером, а свободной стороной кладётся на борт автомобиля. Таким образом, между кузовом и дебаркадером образуется ровный переход. По такому мосту погрузочная техника въезжает прямо в кузов автомашины, забирает товар и отвозит напрямую к месту распределения или складирования.
Введение подобного, достаточно простого элемента значительно сокращает время погрузки-выгрузки, а соответственно, и количество персонала, работающего в этой зоне. В качестве примера: на разгрузку 20-футового контейнера с помощью двух грузчиков и водителя ПТО уходит 4 часа. При использовании перегрузочного моста на этот процесс требуется только оператор ПТО и полчаса времени.
Если применяется менее габаритная и более лёгкая техника (ручные штабелёры, самоходные или гидравлические тележки), можно использовать переносные ручные или механические перегрузочные мосты.
В случае, когда перегрузочного моста недостаточно, чтобы нормализовать процесс погрузки-разгрузки, или же необходимо опустить груз на уровень земли, можно использовать электро-гидравлический подъёмный стол. Подобная техника идеальна в случаях большого перепада высоты, к тому же имеет широкий диапазон грузоподъёмности и размеров.
«Закрытый дебаркадер»: понятие и требования к устройству
Значительное количество споров между торговыми сетями и органам Роспотребнадзора составляют дела о привлечении к административной ответственности на основании статей 6.3 и 6.4 КоАП РФ за нарушение порядка разгрузки товара, установленного санитарными правилами, а именно загрузка товара со стороны двора под окнами жилых домов. Однако санитарное законодательство допускает загрузку товара со двора через закрытый дебаркадер. Что понимать под «закрытым дебаркадером» и какие существуют требования к нему постараюсь раскрыть в настоящей публикации.
И так, пункт 3.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» предусматривает, что загрузку материалов, продукции для помещений общественного назначения со стороны двора жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры, не допускается. Загрузку следует выполнять: с торцов жилых зданий, не имеющих окон; из подземных тоннелей или закрытых дебаркадеров; со стороны магистралей.
Судебная практика, в целом исходит из того, что загрузку со стороны окон жилого дома допускается выполнять при соблюдении одного из указанных выше условий, в частности таковым является наличие закрытого дебаркадера[1]. При этом СанПиН 2.1.2.2645-10 не содержит понятия и требований к обустройству данного строения.
В связи с этим на практике возникает вопрос о том, что считать закрытым дебаркадером применительно к пункту 3.7 СанПин 2.1.2.2645-10?
Самым ранним документом, в котором закреплено понятие закрытого дебаркадера, являются Правила безопасности и производственной санитарии на предприятиях розничной торговли, утвержденные Приказом Минторга СССР от 20.12.1978 №295.
Данные правила закрепляют, что под закрытым дебаркадером понимается закрытое помещение, въезд и выезд из которого оборудован воротами и тепловой воздушной завесой, само помещение дебаркадера должно быть оборудовано приточно-вытяжной вентиляцией и иметь отверстие (или каналы) для дымоудаления, вытяжку из дебаркадера необходимо располагать под разгрузочной платформой для обеспечения удаления газов от машин.
Примечательно, что текст данных правил в открытом доступе, в том числе в базе «К+» отсутствует, а отрывок пришлось привести по тексту судебных актов. В настоящее время Приказ Минторга СССР от 20.12.1978 №295 утратил силу в связи с принятием Приказа Минпромторга России от 22.11.2013 №1862. Не смотря на данные обстоятельства суды используют закрепленное в указанных правилах понятие закрытого дебаркадера, например, Московский городской суд:
Решение Мосгорсуда от 24.08.2016 по делу №7-9289: «Используемые в п. 3.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 понятия «дебаркадер» и «закрытый дебаркадер» могут быть определены с использованием Правил безопасности и производственной санитарии на предприятиях розничной торговли, утвержденных Приказом Минторга СССР от 20.12.1978 N 295. В соответствии с данными Правилами под закрытым дебаркадером понимается закрытое помещение, въезд и выезд из которого оборудован воротами и тепловой воздушной завесой, само помещение дебаркадера должно быть оборудовано приточно-вытяжной вентиляцией и иметь отверстие (или каналы) для дымоудаления, вытяжку из дебаркадера необходимо располагать под разгрузочной платформой для обеспечения удаления газов от машин. Вместе с тем имеющиеся в материалах дела доказательства, а также фотоматериалы, представленные стороной защиты при рассмотрении настоящей жалобы, свидетельствуют о том, что загрузка товаров в магазине выполняется Обществом в открытом дебаркадере, который в отличие от закрытого дебаркадера не обеспечивает защиту жильцов дома от шума и выхлопных газов.»
Выводы о возможности применения Приказа Минторга СССР от 20.12.1978 №295 также сделаны в следующих судебных актах:
С понятием «закрытый дебаркадер» и его происхождением более-менее стало понятно, однако возникает следующий вопрос: каким должен быть закрытый дебаркадер в жилом доме? Ни СанПин, ни Приказ Минторга СССР от 20.12.1978 N 295 конкретные технические требования не содержат.
Обращение к истории развития санитарного (градостроительного) законодательства в поисках ответа приведут нас еще к одному историческому документу – пособие к СНиП 2.08.02-89 «Проектирование предприятий розничной торговли» (далее – пособие). Дело в том, что до принятия СанПиН 2.1.2.2645-10 аналогичное требование к загрузке товара через закрытый дебаркадер со стороны жилых окон, содержалось в пункте 1.38 СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения» и пункте 1.38 СНиП 2.08.01-89 «Жилые здания» (для встроенных в жилые дома магазинов) (в настоящее время указанные правила утратили силу). По этой причине данное пособие можно использовать в качестве рекомендательного акта при постройке закрытого дебаркадера.
Разгрузке и перемещении товара посвящены пункты 3.33 – 3.50 пособия, в частности они поясняют какие размеры разгрузочных ворот и глубина погрузочной платформы должны быть, и другие технические моменты при организации разгрузки товара. Именно этими требованиями руководствуются сотрудники Роспотребнадзора при оценке соответствия закрытых дебаркадеров требованиям санитарных правил, даже если прямо на них не ссылаются.
Помимо пособия по СНиП 2.08.02-89 «Проектирование предприятий розничной торговли», существуют пособия к этому же СНиП: «Проектирование предприятий общественного питания» и «Проектирование предприятий бытового обслуживания населения», которые также содержат рекомендации по организации дебаркадеров и погрузочно-разгрузочных мест.
Таким образом, под закрытым дебаркадером по смыслу пункта 3.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 следует понимать закрытое помещение, въезд и выезд из которого оборудован воротами и тепловой воздушной завесой, само помещение дебаркадера должно быть оборудовано приточно-вытяжной вентиляцией и иметь отверстие (или каналы) для дымоудаления, вытяжку из дебаркадера необходимо располагать под разгрузочной платформой для обеспечения удаления газов от машин. При этом технические рекомендации по обустройству «закрытых дебаркадеров» содержаться в пособии к СНиП 2.08.02-89 «Проектирование предприятий розничной торговли».
[1] Напр.: Решение Заводского районного суда г. Новокузнецка (Кемеровская область) от 19.08.2015 № 2-1563/2015 2-1563/2015
М-1364/2015 М-1364/2015 по делу № 2-1563/2015
Дебаркадер что это такое в магазине пятерочка
Строительные конструкции, связанные с механизацией погрузочно-разгрузочных и транспортных работ.
В больших промтоварных и продовольственных магазинах, а также предприятиях общественного питания с количеством посадочных мест более 500 имеются специальные закрытые помещения — дебаркадеры для разгрузки товаров со специального автотранспорта. В торговых центрах, крупных торговых комплексах один дебаркадер обслуживает все торговые предприятия. Объем и протяженность дебаркадера должны быть такими, чтобы наиболее удобно обеспечить разгрузку и подачу товаров на склад и к прилавку. Так, общий дебаркадер предприятий торговли и общественного питания, расположенных в первых этажах высотных домов на проспекте Калинина в Москве, представляет собой целую подземную улицу. Дебаркадер, как правило, размещают в подвальном этаже здания. Возможно расположение дебаркадеров в двух уровнях, в первом и подвальном этаже (например, отдельные дебаркадеры для промтоварного и продовольственного магазинов).
Автотранспорт въезжает в дебаркадер, расположенный ниже уровня земли, по пандусу, имеющему уклон не более 0,16%. Пандус ограждают подпорными стенками, рассчитанными на воспринятие горизонтального давления грунта. Стенки выполняют из монолитного железобетона, специальных сборных железобетонных конструкций подпорных стен, а также из сборных бетонных блоков стен подвалов, усиленных монолитными железобетонными вставками.
Планировка дебаркадера, подъездной дороги и пандуса должна обеспечивать необходимое маневрирование при въезде и выезде автотранспорта, принятого для снабжения товарами магазина. Углы конструкций здания в местах проезда и разворота автотранспорта защищают деревянными панелями или резиновыми прокладками. В пониженной части пола подземного дебаркадера, а также перед воротами устраивают приямки для сбора и отвода в ливневую канализацию дождевых вод, а также воды, проливаемой на пол при мытье. Полу дебаркадера и пандуса в месте въезда придают уклон к приямку.
Для разгрузки товаров дебаркадер оборудуют разгрузочной рампой высотой 1,1 м, шириной не менее 3 м. Пол рампы устраивают на одном уровне со складскими помещениями, располагаемыми на этаже. Поэтому высоту помещения дебаркадера принимают на 1,1… 1,2 м выше высоты этажа, где он размещается, но не менее 4 м. Разгрузочная рампа может быть прямой, ступенчатой или пилообразной в плане в зависимости от принятой схемы разгрузки товаров. Пилообразная форма создает наиболее удобные условия для работы. Ограждение рампы выполняют из сборных железобетонных стенок, применяемых для сооружения складов и платформ или из кирпича и бетонных блоков. После устройства ограждения рампу засыпают грунтом, который тщательно трамбуют слоями по 0,2 м. По утрамбованному грунту устраивают бетонную стяжку толщиной 0,1…0,15 м и чистый асфальтовый или бетонный пол.
Так как товары могут быть доставлены на автотранспорте с различным уровнем кузова, рампы оборудуют специальными выжимными гидравлическими устройствами для перегрузки от уровня пола автомашины до уровня пола рампы. Оборудование устройства размещают перед стенкой рампы в приямке. Разгрузочные рампы можно устраивать открытыми во дворе торгового здания. В этом случае их накрывают навесом с вылетом, достаточным для размещения одного грузового автомобиля при погрузке и разгрузке. В небольших магазинах загрузку складских помещений, размещаемых в подвалах, производят через наружные приямки, оборудованные пандусами, наклонными транспортерами или тротуарными лифтами. Приямки накрывают люками, располагаемыми не менее чем на 0,2…0,3 м выше уровня тротуара или отмостки. Крышки люков утепляют войлоком и обивают кровельной сталью, так как они должны быть трудносгораемыми. Над люками для защиты от атмосферных осадков устраивают навесы.
Подъемно-транспортное оборудование, применяемое для разгрузки товаров с автомашин и доставки их на место распаковки и на склад, может быть напольное или подвесное. К первой группе относятся автопогрузчики, автокары и подъемники, ручные тележки и транспортеры, ко второй — кран-балки, консольные краны, электрические тали, подвесные конвейеры.
При использовании напольных механизмов необходимо конструкцию пола и перекрытия проверить на нагрузки от колес или опор при наиболее невыгодной комбинации нагрузок. При необходимости сборная плита должна быть усилена монолитными железобетонными ребрами в уширенных швах между плитами.
Кран-балку применяют для транспортирования грузов массой 0,25…5,0 т. Она состоит из стальной сварной двутавровой балки с катками, перемещающимися по рельсам. Рельсы, выполненные из прокатных двутавров, жестко подвешивают к конструциям перекрытий, покрытий или специальному каркасу. Кран-балка перемещает груз по вертикали и по горизонтали поперек и вдоль здания. Конструкции здания, к которым подвешивают рельсы кран-балки, проверяют на нагрузки от ее массы с грузом и усилий, возникающих при торможении. Эти усилия приводятся в паспортной характеристике принятого типа кран-балки. Если конструкции здания не могут выдержать нагрузку от кран-балки, сооружают отдельный металлический каркас, на котором монтируют подкрановый путь для кран-балки.
Электрическую таль также подвешивают к двутавровой балке, служащей для нее рельсом. Таль перемещает груз по вертикали и в одном направлении вдоль монорельса по горизонтали. Размеры и расстояния до конструкций здания, грузоподъемность и порядок подвески кран-балок и тельферов строго регламентируются специальными нормами.
В столовых и магазинах скоропортящиеся продукты хранят в холодильных камерах. Холодильные камеры размещают в едином блоке с входом через шлюз (тамбур). Охлаждаемая камера должна иметь площадь 6 м2, высоту более 2,4 м.
Холодильные камеры запрещается размещать в тех местах, где возможны нагрев (вблизи котельных, бойлерных, душевых) или попадание влаги (под моечными и санитарными узлами).
Стены, потолок и пол камер выполняют несгораемыми из кирпича и утепляют эффективным утеплителем. Для крепления плит утеплителя (пенобетон, минеральная пробка, древесноволокнистые плиты и др.) в швы кладки с шагом 0,5 м закладывают анкеры из арматуры диаметром 10 мм. Для крепления утеплителя на потолке устраивают деревянную обрешетку, которая также на анкерах, заложенных в швы между плитами, крепится к перекрытию. Пол укрепляют подсыпкой керамзитового гравия и покрывают метлахской плиткой по бетонной стяжке. Потолок и стены штукатурят по сетке и облицовывают глазурованной плиткой на высоту не менее 1,8 м. Толщину теплоизоляции принимают по расчету в зависимости от принятого материала стен, утеплителя и требуемой температуры в холодильной камере.
Наиболее распространенный и доступный теплоизоляционный материал — жесткие минераловатные плиты на битумном связующем. Содержание битумного связующего не должно превышать 20%. Для пароизоляции рекомендуется использовать слой из стеклорубероида, изола, антисептированного рубероида. Все деревянные конструкции для крепления теплоизоляции должны изготовляться из воздушно-сухого дерева влажностью не выше 18% и антисептироваться 3%-ным раствором фтористого натрия. Теплоизоляция пола выполняется не только для сохранения необходимой температуры в помещении холодильных камер, но и в подвале или первом этаже для предохранения грунта от промерзания. Предохранять грунт под холодильными камерами можно также устройством системы обогрева грунта или проветриваемых подполий.
Перегородки между камерами при разнице в соседних камерах температуры в 4 °С и менее можно выполнять без теплоизоляции. Двери холодильных камер и тамбуров утепляют и уплотняют. Для создания необходимой герметизации двери оборудуют резиновыми прокладками и специальными затворами с прижимом. Ширину дверей принимают не менее 0,9 м, а в случае применения вилочных подгрузчиков и поддонов — не менее 1,5 м. Двери должны открываться в сторону выхода из камер. Машинное отделение холодильных камер отделывают влагостойкими материалами. Пол облицовывают метлахской плиткой, стены и потолок окрашивают масляной краской. Холодильные компрессоры, агрегаты и электродвигатели устанавливают на фундаменты на виброизолирующем основании.
Читать далее:
Интерьеры зданий предприятий торговли и общественного питания. Конструкции рекламы
«Закрытый дебаркадер»: понятие и требования к устройству
Значительное количество споров между торговыми сетями и органам Роспотребнадзора составляют дела о привлечении к административной ответственности на основании статей 6.3 и 6.4 КоАП РФ за нарушение порядка разгрузки товара, установленного санитарными правилами, а именно загрузка товара со стороны двора под окнами жилых домов. Однако санитарное законодательство допускает загрузку товара со двора через закрытый дебаркадер. Что понимать под «закрытым дебаркадером» и какие существуют требования к нему постараюсь раскрыть в настоящей публикации.
И так, пункт 3.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях» предусматривает, что загрузку материалов, продукции для помещений общественного назначения со стороны двора жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры, не допускается. Загрузку следует выполнять: с торцов жилых зданий, не имеющих окон; из подземных тоннелей или закрытых дебаркадеров; со стороны магистралей.
Судебная практика, в целом исходит из того, что загрузку со стороны окон жилого дома допускается выполнять при соблюдении одного из указанных выше условий, в частности таковым является наличие закрытого дебаркадера. При этом СанПиН 2.1.2.2645-10 не содержит понятия и требований к обустройству данного строения.
В связи с этим на практике возникает вопрос о том, что считать закрытым дебаркадером применительно к пункту 3.7 СанПин 2.1.2.2645-10?
Самым ранним документом, в котором закреплено понятие закрытого дебаркадера, являются Правила безопасности и производственной санитарии на предприятиях розничной торговли, утвержденные Приказом Минторга СССР от 20.12.1978 №295.
Данные правила закрепляют, что под закрытым дебаркадером понимается закрытое помещение, въезд и выезд из которого оборудован воротами и тепловой воздушной завесой, само помещение дебаркадера должно быть оборудовано приточно-вытяжной вентиляцией и иметь отверстие (или каналы) для дымоудаления, вытяжку из дебаркадера необходимо располагать под разгрузочной платформой для обеспечения удаления газов от машин.
Примечательно, что текст данных правил в открытом доступе, в том числе в базе «К+» отсутствует, а отрывок пришлось привести по тексту судебных актов. В настоящее время Приказ Минторга СССР от 20.12.1978 №295 утратил силу в связи с принятием Приказа Минпромторга России от 22.11.2013 №1862. Не смотря на данные обстоятельства суды используют закрепленное в указанных правилах понятие закрытого дебаркадера, например, Московский городской суд:
Решение Мосгорсуда от 24.08.2016 по делу №7-9289: «Используемые в п. 3.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 понятия «дебаркадер» и «закрытый дебаркадер» могут быть определены с использованием Правил безопасности и производственной санитарии на предприятиях розничной торговли, утвержденных Приказом Минторга СССР от 20.12.1978 N 295. В соответствии с данными Правилами под закрытым дебаркадером понимается закрытое помещение, въезд и выезд из которого оборудован воротами и тепловой воздушной завесой, само помещение дебаркадера должно быть оборудовано приточно-вытяжной вентиляцией и иметь отверстие (или каналы) для дымоудаления, вытяжку из дебаркадера необходимо располагать под разгрузочной платформой для обеспечения удаления газов от машин. Вместе с тем имеющиеся в материалах дела доказательства, а также фотоматериалы, представленные стороной защиты при рассмотрении настоящей жалобы, свидетельствуют о том, что загрузка товаров в магазине выполняется Обществом в открытом дебаркадере, который в отличие от закрытого дебаркадера не обеспечивает защиту жильцов дома от шума и выхлопных газов.»
Выводы о возможности применения Приказа Минторга СССР от 20.12.1978 №295 также сделаны в следующих судебных актах:
Аналогичное понятие «закрытого дебаркадера» содержится также в действующих нормативных актах — Межотраслевых правилах по охране труда в общественном питании, утвержденных Постановлением Минтруда России от 24.12.1999 N 52 (пункт 8.31), и Правилах охраны труда на торговых складах, базах и холодильниках, утвержденных Комитетом РФ по торговле от 28.06.1993 N 44 (пункты 4.1.52, 4.1.74, 4.1.92).
С понятием «закрытый дебаркадер» и его происхождением более-менее стало понятно, однако возникает следующий вопрос: каким должен быть закрытый дебаркадер в жилом доме? Ни СанПин, ни Приказ Минторга СССР от 20.12.1978 N 295 конкретные технические требования не содержат.
Обращение к истории развития санитарного (градостроительного) законодательства в поисках ответа приведут нас еще к одному историческому документу – пособие к СНиП 2.08.02-89 «Проектирование предприятий розничной торговли» (далее – пособие). Дело в том, что до принятия СанПиН 2.1.2.2645-10 аналогичное требование к загрузке товара через закрытый дебаркадер со стороны жилых окон, содержалось в пункте 1.38 СНиП 2.08.02-89 «Общественные здания и сооружения» (в настоящее время утративших силу). По этой причине данное пособие в части рекомендаций по организации дебаркадеров не утратило своей актуальности.
Разгрузке и перемещении товара посвящены пункты 3.33 – 3.50 пособия, в частности они поясняют какие размер разгрузочных ворот должен быть и глубина погрузочной платформы должны быть, и другие технические моменты при организации разгрузки товара. Именно этими требованиями руководствуются сотрудники Роспотребнадзора при оценке соответствия закрытых дебаркадеров требованиям санитарных правил, даже если прямо на них не ссылаются.
Помимо пособия по СНиП 2.08.02-89 «Проектирование предприятий розничной торговли», существуют пособия к этому же СНиП: «Проектирование предприятий общественного питания» и «Проектирование предприятий бытового обслуживания населения», которые также содержат рекомендации по организации дебаркадеров и погрузочно-разгрузочных мест.
Таким образом, под закрытым дебаркадером по смыслу пункта 3.7 СанПиН 2.1.2.2645-10 следует понимать закрытое помещение, въезд и выезд из которого оборудован воротами и тепловой воздушной завесой, само помещение дебаркадера должно быть оборудовано приточно-вытяжной вентиляцией и иметь отверстие (или каналы) для дымоудаления, вытяжку из дебаркадера необходимо располагать под разгрузочной платформой для обеспечения удаления газов от машин. При этом конкретные технические рекомендации по обустройству «закрытых дебаркадеров» содержаться в пособии к СНиП 2.08.02-89 «Проектирование предприятий розничной торговли».
Открытие магазина в жилом многоквартирном доме: плюсы и минусы
Вы сомневаетесь, стоит ли открывать магазин в многоквартирном доме? Давайте рассмотрим основные плюсы и минусы такого решения.
К основным преимуществам магазина на первом этаже жилого дома можно отнести следующее:
Теперь о недостатках:
Открыть магазин в жилом многоквартирном доме: пошаговая инструкция от юриста в 2018 году
Если вы планируете самостоятельно открыть магазин на первом этаже жилого дома в Москве, рекомендуем придерживаться следующего алгоритма:
Шаг 1: перевод жилого помещения в нежилое
Так как открытие магазина в жилой квартире запрещено законом, в первую очередь вам необходимо перевести помещение в статус нежилого. Как это правильно сделать? Подробную пошаговую инструкцию вы можете найти в нашей статье Перевод жилого помещения в нежилое в Москве: пошаговая инструкция.
Обратите внимание! Письменное согласие соседей (в форме решения общего собрания собственников многоквартирного дома) требуется только на этом этапе. Отдельное разрешение жильцов дом на ведение бизнеса получать не обязательно.
Шаг 2: перепланировка помещения
Как уже было сказано выше, в России существуют определенные требования для коммерческих помещений, которые находятся в жилых домах (например, магазин должен иметь отдельный вход). Для того чтобы «подогнать» помещение под требования закона вам необходимо получить разрешение на перепланировку квартиры под магазин.
О том, как это правильно сделать, читайте здесь: Согласование перепланировки в Москве: пошаговая инструкция).
Шаг 3: регистрация в налоговых органах
Последний шаг перед началом работы магазина — регистрация ИП или ООО:
Обратите внимание! Указанные выше рекомендации не являются исчерпывающими, поскольку каждый случай уникален и требует персонального подхода. Если вам нужна дополнительная консультация, вы можете получить бесплатную правовую помощь на нашем сайте.
Извечное противостояние
Перефразируя мудрое высказывание о том, что сытому бывает трудно понять голодного, можно сказать, что и жилец предпринимателя не разумеет. Особенно того, чей бизнес мешает гражданину жить, работать или отдыхать в тишине. Речь идет о тех бизнесменах, которые имеют магазины на первых этажах жилых зданий, а также в пристройках к ним.
Что греха таить, предприниматели часто забывают о том, что в данном случае принцип «мое помещение, что хочу, то и делаю» не приемлемо. По той простой причине, что вряд ли коммерсанту дадут спокойно работать. Ведь, как показывает обширная, и, к сожалению, очень скандальная, практика, неправильно организованная выгрузка товара, а также шум от постоянно подъезжающих грузовых машин, перекатывания складских тележек и работы холодильных установок очень мешают жильцам. А те, в свою очередь, на абсолютно законных основаниях инициируют бесконечные проверки торговой точки всевозможными службами и экспертами. И в довершение всего, при первой же возможности «тащат» предпринимателя в суд.
Согласитесь, такие «бонусы» от работы торгового предприятия не нужны никому. Поэтому лучше отрегулировать все вышеперечисленные «проблемные моменты» еще на стадии обустройства магазина. Для этого коммерсантам необходимо вспомнить Закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения (федеральный закон от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ, далее – Закон № 52-ФЗ), внимательно изучить несколько нормативных документов, утвержденных Главным санитарным врачом России, санитарные нормы 2.2.4/2.1.8.562-96, а также ознакомиться с некоторой судебной практикой.
Магазин за углом
Итак, первым делом следует разобраться с главным – где же, по закону, можно устраивать выгрузку товаров для небольшой торговой площадки? В качестве ответа рассмотрим ситуацию, не так давно произошедшую в Ленинградской области.
Продовольственный магазин располагался на первом этаже обыкновенного многоквартирного дома. Торговая точка исправно работала, да и жильцам окрестных домов нравилось, что все необходимое можно приобрести, не совершая дальних поездок. Но, как известно, в бочке меда почти всегда присутствует «дежурная» порция дегтя. В данном случае жизнь людям омрачали погрузочно-разгрузочные работы, которые ежедневно производились на дворовой территории дома. С одной стороны, все, включая граждан, посещавших магазин и ратующих за пополнение и обновление ассортимента, понимали, что данная процедура необходима. Но с другой – постоянное движение грузовых автомобилей во дворе, разгрузка грузовиков создавали во дворе шум, который, в свою очередь, ухудшал общие условия проживания и отдыха. Именно последнее обстоятельство и послужило причиной обращения в суд одного из жильцов. Истица требовала запрета проведения ПРР с дворовой территории дома.
Если предприниматель располагает торговой площадью, расположенной во встроенном или встроенно-пристроенном помещении к жилым зданиям, то он не праве организовывать там магазин, площадью более 1000 м2 (п.2.3. санитарных норм 2.2.4/2.1.8.562-96).
Судьи первой, а вслед за ними и апелляционной инстанций требования, изложенные в исковом заявлении, поддержали. Служители Фемиды постановили запретить фирме, владевшей магазином, разгружать товар во дворе дома. Они подчеркнули, что загрузка материалов, продукции для помещений общественного назначения со стороны двора жилого дома, где расположены окна и входы в квартиры, не допускается. Такие работы следует проводить либо с торцов жилых зданий, не имеющих окон, либо из подземных тоннелей или закрытых дебаркадеров, либо со стороны магистралей. (п. 3.7 СанПиН 2.1.2.2645-10, утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 10.06.2010 г. № 64). Между тем, как уже было сказано, ежедневная выгрузка товаров происходит именно с дворовой стороны дома, а не «глухого торца». Поэтому претензии жильца дома, в котором располагается магазин, судьи сочли вполне законными (решение Пушкинского районного суда Санкт-Петербурга от 5.03.2013 г. и определение Санкт-Петербургского городского суда от 11.07.2013 г. № 33-9845/2013).
Итак, уже после первого рассмотренного спора можно уяснить, что загружать вновь прибывшие товары следует, в частности, с торцов жилых зданий, не имеющих окон. И даже если выгрузка будет происходить через вход, устроенный с краю дома, но обращенный в сторону «жилых» подъездов, а со стороны торца дома будут окна, то это тоже будет, скорее всего, расценено как нарушение (решение Свердловского областного суда от 1.08.2011 г. по делу № 71-317/2011).
На ночь глядя
Впрочем, разгрузка товаров во дворе – это не единственное, чем продовольственные магазины, находящиеся в непосредственной близости от мест проживания граждан, раздражают последних. Довольно часто торговые предприятия, хоть и находятся в отдельно стоящем здании, имеют обыкновение завозить товары в ночное и раннее утреннее время. Тогда, недовольные граждане нередко начинают всячески препятствовать подобной практике. Уважаемые бизнесмены, обратите внимание – не все такие претензии имеют под собой законные основания.
Загрузку складов следует выполнять: с торцов жилых зданий, не имеющих окон; из подземных тоннелей или закрытых дебаркадеров; со стороны магистралей (п. 3.7. санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.1.2.2645-10).
Итак, любая компания, решившая торговать продуктами, пищевыми добавками, а также производить, хранить или транспортировать вышеуказанные товары, должна выполнять санитарно-эпидемиологические требования (п. 5 ст. 15 Закона № 52-ФЗ). При этом существует правило, согласно которому, фирмы, размещенные во встроенных, встроенно-пристроенных в жилые здания и здания иного назначения магазины, не вправе завозить продукцию в период с 23 часов до 7 утра (п. 7.15 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 7.09.2001 г. № 23 СП 2.3.6.1066-01). Однако данное правило не касается торговых точек, которые находятся хоть и в непосредственной близости от жилища, но все-таки в обособленном, отдельном строении. Следовательно, выгружать товары ночью или в ранние утренние часы такие предприятия могут.
«Многие граждане не желают мириться с тем, что пополнение ассортимента магазина происходит, по сути, ночью. – рассказывает адвокат Николай Цилин. – Поэтому, чтобы постоянно не зачитывать недовольным правовые лекции, рекомендуем поместить на стенде выдержку из СП 2.3.6.1066-01, где ярким цветным «полем» выделить пункт 7.15.
Один мой знакомый, владелец трех небольших продуктовых магазинов, подошел к этой проблеме более творчески. Он распечатал вышеуказанное правило довольно крупным шрифтом, и прикрепил его прямо у «черного» входа в магазин (где и происходила разгрузка), «запечатав» лист в оргстекло. И пояснил, что теперь даже после закрытия магазина особо бдительные граждане могут убедиться в том, что он все делает по закону».
«Звуковой барьер»
Теперь разберемся, является ли нарушением шум, производимый охлаждающими установками внутри помещений, которые подчас беспокоит граждан ничуть не меньше, чем грохот машин и ругань грузчиков.
Вот типичный пример. Как и в самом первом рассмотренном нами споре, магазин был размещен в помещении, встроенном в жилое здание. Работа двух холодильных установок, призванных как можно дольше сохранять свежесть продаваемых морепродуктов, создавала шум, который сильно превышал предельно допустимый разрешенный уровень. Приточно-вытяжная механическая вентиляция в магазине была оборудована с нарушениями санитарного законодательства, из-за этого деятельность предприятия еще больше нарушала условия проживания и отдыха людей.
Конечно же, жалобы жильцов не заставили себя долго ждать. После заявлений, направленных последними в прокуратуру, чиновники проверили уровень шума, и действительно нашли нарушения требований, установленных Минздравом в санитарных нормах 2.2.4/2.1.8.562-96, а также предписаниями подпунктов 1.3., 2.2., 2.3., 4.2., 4.4. СП 2.3.6.1066-01 (см. врез 2). Через некоторое время деятельность «громкого» магазина была приостановлена в административном порядке (решение Ленинградского областного суда от 3.05.2012 г. и постановление судьи Кингисеппского городского суда Ленинградской области от 18.04.2012 г. № 7-207/2012).
Подведем итоги
Итак, какие же требования нужно соблюдать торговым компаниям, разместившимся в жилых домах? Главным образом, опираться коммерсантам необходимо на документ СП 2.3.6.1066-01. Бумага устанавливает требования как к размещению организации торговли, так и к самому процессу реализации. Во-первых, магазинам (с площадью не более 1000 м2) допускается находиться в пристроенных, встроенных, встроенно-пристроенных к жилым домам помещениях. При этом загружать продукты можно либо из подземных тоннелей или закрытых дебаркадеров, либо со стороны магистралей.
Во-вторых, временные рамки выгрузки товара установлены весьма четко – разгружать продукцию нельзя с 23 часов вечера до 7 утра (п. 7.15 СП 2.3.6. 1066-01). Если же речь идет об отдельно стоящих зданиях, то, согласно закону, данные ограничения на них не распространяются.
При размещении магазина в отдельно стоящем здании рекомендуется предусматривать со стороны проезжей части автодорог площадку для временной парковки транспорта персонала и посетителей, которая не будет располагается во дворах жилых домов (п. 2.8. Санитарных правил СП 2.3.6.1066-01.2.3.5.).
В-третьих, следует обращать внимание на уровень шума в торговом зале и следить, чтобы он не превышал установленных границ.
Если же предприниматели решают пренебречь чем-либо из вышеперечисленных правил, то надо быть готовыми к тому, что чиновники, вызванные бдительными гражданами, могут оштрафовать фирму или ее директора, а при повторном нарушении в течение одного года – настоять на приостановлении деятельности магазина на срок до трех месяцев (ст. 6.3. и п. 2 ст. 14.4. КоАП РФ).
Обустройство зоны приемки товара
Зона приемки товара в магазине обычно является самым неорганизованным участком его территории. Постоянная занятость грузчиков и кладовщиков приводит суете, отсутствию порядка в складировании продукции и нарушению правил её совместного хранения.
Помещение розничного магазина для приема и выгрузки товара
Если возникают такие трудности, то рекомендуется выполнить следующие действия:
Хорошо организованная зона приемки будет способствовать ускорению разгрузочных работ, что сэкономит рабочее время и экспедитора, и сотрудников магазина. Также это приведет к улучшению качества осмотра поступаемой продукции и её своевременному оприходованию.
Общие правила приемки товара
Технические детали процедуры приемки обычно не оговариваются в договоре и отдаются на откуп экспедитору и складским работникам.
В зоне получения продукции всегда должна быть свободная площадь
Но существуют общие правила действий при поступлении продукции, выполнение которых способствует исключению ошибок при подсчете количества товара и определении его качества.
В договоре приемки важно оговаривать сроки проверки товара магазином. Особенно актуально это для скоропортящейся продукции. Стандарты по срокам проверки следующие:
Указанные сроки могут произвольно изменяться на договорной основе, если того требует специфика продукции.
При возврате лишней скоропортящейся продукции поставщик должен успеть продать её повторно
Желательно оговаривать с поставщиком и возможность возврата товара вне зависимости от сроков поставки, если его качество и комплектность можно оценить лишь после приобретения конечным пользователем. Эта ситуация не относится к гарантийному случаю, поэтому должен быть иной механизм её решения.
Последовательность действий при приемке товара
Во время поступления товара сотрудники магазина должны совершить ряд действий. Чтобы ничего не забыть, желательно иметь их распечатанный перечень в зоне приемки.
Вся кассовая и складская техника может быть объединена в единую систему
Он может выглядеть таким образом:
Опытные сотрудники работают по указанному алгоритму несколько раз в день, поэтому вероятность их ошибки минимальна. В большей степени этот перечень действий пригодится новым работникам, а также тем, кто временно подменяет складской персонал.
Приемка товаров по качеству и полноте комплектации
Законодательство дает магазину на выявление скрытых недостатков продукции 4 месяца с момента поставки. А акты о несоответствии или браке должны быть оформлены за 5 дней после выявления недостатков товара по качеству и комплектности. Указанные сроки могут быть другими, если это оговорено в договоре поставки.
При приемке невозможно оценить комплектность каждой единицы товара
Проверку комплектности рекомендуется проводить по всем единицам продукции. А вот качество товаров, особенно продуктовых, можно оценить и при выборочном осмотре. При выявлении несоответствия нормам, магазин должен обеспечить сохранность товара до проверки его поставщиком.
Оценить качество и комплектность можно по техническим паспортам, инструкциям, сертификатам качества, ГОСТам и прочим аналогичным документам. При этом могут анализироваться следующие параметры товара:
Претензии к несоответствию качества и комплектации продукции обязательно должны опираться на какие-либо нормы или документы. Если поставщик их не предоставляет, то этот вопрос необходимо урегулировать в договоре поставки.
Документооборот при приемке товара
Категории документов, используемые при приемке товара, можно разделить на две большие категории:
В составе ТСД могут быть документы о качестве и характеристиках продукции, а также о переходе права собственности на неё. К таким бумагам относят:
Все эти документы регулируют имущественные взаимоотношения между сторонами сделки, а также предоставляют покупателю определенные гарантии.
Универсальный передаточный документ вмещает максимум информации о поставке товара
При возникновении разногласий при приемке товара могут оформляться следующие бумаги:
Зачастую расхождения в количестве товара пишутся просто в накладной, которую потом заменяют. Такие записи не имеют юридической силы, поэтому при судебных разбирательствах их нельзя будет использовать. Лучше всего оформлять все претензии к товару актами, особенно если продукцию доставляет простой водитель.
Любые оформляемые документы, подписываемые обеими сторонами, составляются минимум в двух экземплярах. Для ускорения их составления и печати применяются программы для розничной торговли. Они интегрируются в предусмотренные законом 54-ФЗ современные онлайн-кассы и предоставляют большой выбор аналитических инструментов для складских работников, продавцов и руководителей.
Действия при недостаче или браке принимаемого товара
Случается, что по вине складских работников, водителя, автомобиля или плохих дорог в магазин доезжает товар не тот или в ненадлежащем состоянии. В таких случаях приемка приостанавливается и составляется соответствующий акт. В нем могут отображаться следующие претензии:
Существует утвержденная Госкомстатом форма акта о расхождении сведений о товарах по количеству и качеству (ТОРГ-2). Можно составить и свою, упрощенную, форму документа, которая не будет содержать сведения, неспецифические для торговой точки.
Доказать ответственность поставщика за повреждение товара можно только в момент приемки
Акт является юридически полноценным документом, подтверждающим имущественные претензии к поставщику. Его же при некомплекте можно отправить и производителю продукции. Если позже будет выявлено, что товар просто украли, то акт станет официальным документом в уголовном деле.
При несовпадении цены, неверно указанном названии магазина и прочих ошибках в документах торговая точка всегда вправе отказаться от товара и требовать правильных бумаг. Решение этих ситуаций зависит от доверительных отношений с поставщиком.
При соблюдении правил приемки товара, магазин будет застрахован от недопоставок продукции и ее плохого качества. Для максимальной оптимизации складских процессов нужно купить онлайн-кассу и установить программу для розничных продаж и склада. Автоматизация торговли никогда не будет лишней даже для небольших торговых точек.
Решение № 2-1656/2014 2-1656/2014
М-996/2014 М-996/2014 от 29 мая 2014 г.
Промышленный районный суд г. Смоленска (Смоленская область) — Гражданское Суть спора: Прочие исковые дела Дело № 2-1656/2014
Промышленный районный суд г. Смоленска (Смоленская область)