Дебют эндшпиль и что еще

Дебют эндшпиль и что еще

В шахматной партии различают три стадии (фазы): дебют (начало), миттельшпиль (середина игры) и эндшпиль (окончание). Изучение шахматной партии целесообразнее всего проводить по этим отдельным характерным этапам.

1. Дебют – это первоначальное развитие сил, которые немедленно вступают в соприкосновение, а следовательно, и в борьбу друг с другом. Обычная продолжительность дебютной стадии 10 – 15 ходов. Борьба в дебюте подчинена определенным целям: захвату центра, получению преимущества в развитии, обеспечению гармоничного взаимодействия фигур, созданию атакующего или, наоборот, прочного оборонительного построения.
Одним из основных стратегических принципов шахматной игры являются централизация фигур, владение центром или по меньшей мере занятие в нем положения столь же прочного и сильного, как у противника. Этот принцип в равной мере относится ко всем трём стадиям шахматной партии. Овладеть центром можно, сосредоточив в нем свои фигуры и пешки. Смысл такой концентрации сил заключается в том, что, владея центром, можно произвести там прорыв, либо под прикрытием сильного пешечного центра начать активные операции на королевском или ферзевом флангах. При этом весьма полезной окажется возможность быстрой переброски фигур с одного фланга на другой.
Для успешной мобилизации требуется еще и быстрота: нужно выводить фигуру на активные позиции, не теряя времени. В начале игры не рекомендуется ходить несколько раз одной и той же фигурой, если это не дает каких-либо непосредственных выгод. Лучше каждым ходом вводить в игру новую фигуру, чтобы закончить развитие в наименьшее число ходов.
Разумеется, развитие фигур не должно основываться на каких-то случайных соображениях. Нужно выбрать определенный план развития – выводить фигуры по известной системе, то есть в известной последовательности.
Добиваясь осуществления намеченного плана развития фигур, необходимо стремиться к тому, чтобы наилучшим образом разместить свои фигуры при наименьшем числе ходов. Но и соперник стремится к этой же цели: овладению центром, рациональному развитию фигур. Таким образом, с первых ходов противники начинают борьбу за получение определенного преимущества. Поэтому важно заботиться не только о свободном развитии своих фигур, но и затруднять по мера возможности развитие фигур соперника, замедлять это развитие, заставлять его делать ослабляющие позицию ходы.

2. Миттельшпиль – середина игры. Она характеризуется сравнительно большим количеством действующих сил обеих борющихся сторон. Для миттельшпиля характерны также пассивная роль королей и возникновение угроз на тех участках, где они расположены.
Стратегические идеи миттельшпиля обуславливаются уже дебютом. Если в результате дебюта удалось получить преимущество, то надо развивать успех и увеличивать это преимущество. Используя возникшие у противника слабости и по возможности создавая новые, надо стремиться атаковать, чтобы преимущество стало решающим.
При неблагоприятном исходе дебюта приходится защищаться, улучшать положение и стремиться к контригре.
В равных позициях следует стремиться овладеть инициативой и затем вынудить противника создать какие-нибудь слабые пункты в позиции. При прочном положении у обоих соперников игра носит маневренный характер. Маневр – это один или несколько ходов фигурой (фигурами) для достижения определенной цели. Таковыми могут быть:
а) улучшение положения своих фигур – их перемещение на активные позиции;
б) ухудшение положения неприятельских фигур – оттеснение их на стесненные или неудобные позиции;
в) создание слабых пунктов в пешечной структуре противника.
После создания в расположении соперника конкретных слабых пунктов необходимо их активно атаковать. При этом нужно внимательно следить не только за атакой слабого пункта, но и за центральными полями. Если позиции в центре крепки и даже имеется преимущество, то, как правило, атака протекает успешно. В противном случае, когда преимущество в центре у соперника, в атаку переходить не следует.
Во многих случаях, имея преимущество в центре, можно с успехом выдержать любую сильную атаку соперника.
Надо научиться защищаться малыми силами, чтобы оставшимися боевыми силами (фигурами) проводить атаку.
Всегда нужно помнить, что шахматная игра – прежде всего борьба. При осуществлении собственного плана необходимо также внимательно следить и за планом соперника, за его контригрой. На практике нередки случаи, когда играющий, увлеченный собственным аланом, перестает считаться с планом противника. Это приводит к печальным последствиям.

3. Эндшпиль – окончание. Это третья, заключительная стадия шахматной партии, характеризующаяся следующими основными особенностями:
а) значительно увеличивается ценность каждой фигуры;
б) из объекта атаки король превращается в активную, атакующую фигуру, на равных правах принимающую участие в борьбе;
в) неизмеримо возрастает роль пешек. Превращение пешки в ферзя является в эндшпиле основной целью.
Окончания, несмотря на ограниченность оставшихся на доске фигур и пешек и внешнюю простоту, содержат бесконечное разнообразие специфических идей и разного рода тонкостей. Разыгрывание эндшпиля часто требует исключительной точности, учета мельчайших особенностей позиции и учета каждого темпа (хода).
Общие цели игры в эндшпиле остаются неизменными: реализация материального или позиционного преимущества, если оно уже имеется, или стремление его достигнуть, если оно отсутствует.
Отличие эндшпиля от дебюта и миттельшпиля заключается главным образом в активной роли короля, который не нуждается больше в постоянной защите своих фигур и может активно участвовать в игре. Особое значение имеет усиление позиции короля, которое совершается путем его перевода с фланга в центр.
Знание основ эндшпиля крайне необходимо для каждого шахматиста – без правильного понимания его основ нельзя овладеть главным качеством в шахматной игреоценкой позиции.

Следует отметить, что хорошему пониманию эндшпиля способствует и систематическое решение шахматных этюдов.

Источник

7 волшебников эндшпиля

Дебют эндшпиль и что еще. Смотреть фото Дебют эндшпиль и что еще. Смотреть картинку Дебют эндшпиль и что еще. Картинка про Дебют эндшпиль и что еще. Фото Дебют эндшпиль и что еще

Эндшпиль. Это слово способно вызывать у шахматистов самые разные чувства: счастье, испуг, даже отчаяние. Одним игрокам нравится эндшпиль, у других он вызывает отвращение.

Старая советская пословица говорит, что любители «играют дебют как гроссмейстеры, миттельшпиль как разрядники, а эндшпиль как начинающие». Многие шахматисты тратят слишком много времени на дебют и миттельшпиль, забывая, что эндшпиль не менее важен. Как улучшить свою игру в эндшпиле? Конечно, изучая партии классиков!

Сегодня мы поговорим об особенных шахматистах. Они переигрывали сильнейших противников в равных окончаниях, превращая самое незначительное преимущество в решающее. Казалось, что их фигуры всегда оказываются там, где нужно, тогда, когда нужно, наказывая противников за малейшую неточность. Эту невероятную способность получить перевес «из воздуха» и можно назвать магией.

Представляем семь волшебников эндшпиля:

Хосе-Рауль Капабланка

Ни один список великих мастеров эндшпиля не обойдется без Хосе-Рауля Капабланки. Третий чемпион мира обладал легендарным мастерством разыгрывания окончаний, а за восемь лет с 1916 по 1924 годы не проиграл ни одной турнирной партии.

Дебют эндшпиль и что еще. Смотреть фото Дебют эндшпиль и что еще. Смотреть картинку Дебют эндшпиль и что еще. Картинка про Дебют эндшпиль и что еще. Фото Дебют эндшпиль и что ещеКапабланка в 1930 году. Фотография: Wikimedia.

Капабланку отличало стремление к простоте и ясности в игре, а непревзойденная техника позволяла побеждать любых противников в окончаниях. На партиях Капабланки нужно учиться, если мы хотим улучшить свою технику эндшпиля.

В следующей позиции Капабланка играл черными против легендарного американского шахматиста Фрэнка Маршалла в матче, проходившем в 1909 году.

Дебют эндшпиль и что еще. Смотреть фото Дебют эндшпиль и что еще. Смотреть картинку Дебют эндшпиль и что еще. Картинка про Дебют эндшпиль и что еще. Фото Дебют эндшпиль и что ещеПозиция примерно равна. Каким ходом Капабланка (черные) получил шансы на победу в этом окончании?

Ходом 26. Лd1+ Капабланка получил заметный перевес: его пешки ферзевого фланга идут вперед, а ладья контролирует вертикаль «d» и первую горизонталь. Плану движения пешек ферзевого фланга очень трудно (и даже невозможно) помешать.

Капабланка надвигал пешки ферзевого фланга, а его противник делал ходы без определенного плана, и с каждым ходом перевес черных увеличивался. Это ли не настоящее волшебство?

Секреты эндшпиля с Капабланкой

Разбираем лучшие окончания чемпиона мира ход за ходом!

Акиба Рубинштейн

Акиба Рубинштейн считается одним из сильнейших шахматистов, никогда не становившихся чемпионами мира. Он договорился с Эмануилом Ласкером об условиях матча на первенство мира, но соревнование было сорвано началом Первой мировой войны. Капабланка тоже предлагал Рубинштейну сыграть чемпионский матч, но претендент не смог обеспечить призовой фонд.

Дебют эндшпиль и что еще. Смотреть фото Дебют эндшпиль и что еще. Смотреть картинку Дебют эндшпиль и что еще. Картинка про Дебют эндшпиль и что еще. Фото Дебют эндшпиль и что ещеАкиба Рубинштейн. Фотография Вильгельма Виллингера/Wikimedia.

Рубинштейн известен серией побед в 1912 году, когда он занял первое место на пяти турнирах подряд. Он считается одним из величайших мастеров игры в эндшпиле всех времен, особенно известным игрой в ладейных окончаниях.

В этой партии Рубинштейн играл против будущего чемпиона мира Александра Алехина на турнире в Карлсбаде в 1911 году. Следующая позиция возникла на доске после хода Рубинштейна 36.f3:

Дебют эндшпиль и что еще. Смотреть фото Дебют эндшпиль и что еще. Смотреть картинку Дебют эндшпиль и что еще. Картинка про Дебют эндшпиль и что еще. Фото Дебют эндшпиль и что ещеРубинштейн (белые) играет против Алехина в 1911 году.

Ульф Андерссон

Зачем он стремился как можно раньше разменять ферзей? Обладая уникальным талантом разыгрывать простые позиции, он хотел, прежде всего, лишить противника атакующих и комбинационных возможностей.

Дебют эндшпиль и что еще. Смотреть фото Дебют эндшпиль и что еще. Смотреть картинку Дебют эндшпиль и что еще. Картинка про Дебют эндшпиль и что еще. Фото Дебют эндшпиль и что ещеУльф Андерссон в 1971 году. Фотография Берта Верхоффа, Dutch National Archives, CC.

В следующей партии Андерссен играл белыми против Петера Леко, будущего претендента на первенство мира. Размен ферзей произошел на восьмом ходу, а после девятого на доске возникла равная и симметричная позиция:

Дебют эндшпиль и что еще. Смотреть фото Дебют эндшпиль и что еще. Смотреть картинку Дебют эндшпиль и что еще. Картинка про Дебют эндшпиль и что еще. Фото Дебют эндшпиль и что ещеПартия перешла в эндшпиль на девятом ходу.

Я не хочу сказать, что позиция совершенно ничейна, Впереди еще много игры, но кажется нереальным, что гроссмейстер экстра-класса потерпел в этой позиции поражение. Именно поэтому Ульфа можно назвать волшебником.

Оба противника завершили развитие. Произошло еще несколько разменов. Ульф получил зацепки для игры на победу в четырехладейном окончании, но Леко защищался упорно, и позиция оставалась примерно равной. Как побеждать после хода белых 48.Крe2?

Дебют эндшпиль и что еще. Смотреть фото Дебют эндшпиль и что еще. Смотреть картинку Дебют эндшпиль и что еще. Картинка про Дебют эндшпиль и что еще. Фото Дебют эндшпиль и что ещеЭта партия должна завершиться вничью.

Нетрудно догадаться, что Андерссон нашел ответ на этот вопрос, иначе партия не попала бы в нашу статью. Наблюдаем за волшебством:

Источник

ГЛАВА 4. КАК СТАТЬ ПРОФЕССИОНАЛОМ В СЁГИ

(Х.Иида, Jos W.H.M. Uiterwijk)

В этой главе мы посмотрим на то, как думает профессионал сёги в дебюте, в миттельшпиле и в эндшпиле. Более того, мы исследуем, как можно учиться на записях игр, сыгранных профессионалами. Глава эта предназначена как для продвинутых игроков, так и для новичков.

Вступление

В результате опыта первого автора, обучившего множество новичков играть в сёги, мы можем сказать, что большинство из них с относительной лёгкостью достигают уровня первого дана (характеризующегося равной игрой против профессионала с форой в две фигуры). Но мы также хотим отметить, что существует огромный провал перед достижением игроками 3-4 дана.

В этой главе мы покажем, как думает профессионал в дебюте, в миттельшпиле и в эндшпиле, поскольку такое знание помогает преодолеть этот провал. Затем мы рассмотрим процесс обучения по записям партий, который является хорошим методом прогресса даже для профессионалов.

Неожиданно оказалось, что в литературе по сёги имеется большой дефицит описания таких профессиональных концепций.

Как думает профессионал

Дебют — взгляд в глубину эндшпиля для лучшего развития фигур

Один из важных аспектов игры профессионала на начальном этапе состоит в том, что у него есть хорошее понимание развития фигур в дебюте. Без этого знания игроки могут развивать свои фигуры в соответствии с известными им вариантами дебютов, но могут пропустить критический ход, как только произойдёт отклонение от теории. В этом отношении сёги сильно похожи на шахматы и сянци, в которых я также имел некоторый опыт игры.

Понимание того, почему фигуры в дебюте развиваются определённым образом, — первый шаг к серьёзному изучению сёги. Профессионал в сёги понимает сущность дебюта, предвидя позицию, которая возникнет в миттельшпиле, и даже в эндшпиле. В результате этого предвидения он оказывается готов к анализу позиций, которые возникнут в миттельшпиле или эндшпиле, ещё на стадии дебюта.

Позвольте представить Вам пример.

Дебют эндшпиль и что еще. Смотреть фото Дебют эндшпиль и что еще. Смотреть картинку Дебют эндшпиль и что еще. Картинка про Дебют эндшпиль и что еще. Фото Дебют эндшпиль и что еще

Любой профессионал сёги может предвидеть грядущую за этой позицией ситуацию, может даже концовку этой игры, и понимает, что ситуация будет развиваться двусторонней атакой на королей несколькими фигурами, включая старшие фигуры в руке. Поэтому он приготовится к защите от определённых угроз, особенно от сброса противником старших фигур. К примеру, на (4.1) он выберет ход или план, улучшающий безопасность его короля, как приготовление к сбросу противником старших фигур. Поэтому мы можем постулировать, что очень важно предвидеть грядущую ситуацию миттельшпиля и эндшпиля, когда Вы развиваете Ваши фигуры в дебюте.

В связи с этим, на ум могут придти два вопроса:

* Почему предвидение так важно?

* Как профессионал его осуществляет?

Относительно первого вопроса: если игрок не в состоянии предвидеть грядущую ситуацию, то он будет не в состоянии точно вычислять позицию в дебюте.

Относительно второго вопроса: предвидение вперёд осуществляется взглядом вперёд, осуществляемым грубо и вероятностно.

Рассмотрим детальнее эти предварительные ответы концентрацией на таких искусствах, как:

* понимание смысла замка и развития

* предвидения, как взгляда вперёд

в следующем подразделе.

Понимание сущности замка и развития

Дебют эндшпиль и что еще. Смотреть фото Дебют эндшпиль и что еще. Смотреть картинку Дебют эндшпиль и что еще. Картинка про Дебют эндшпиль и что еще. Фото Дебют эндшпиль и что еще

«Ягура» (в данном примере — золотая ягура) — хорошо известный замок (см. диаграмму 4.2, нижнюю часть). Если в эндшпиле у Вас в руке есть ладья и серебро, Вы можете сбросить ладью на горизонталь h (если предположить, что Вы играете белыми), а затем нацелиться на ход S’6i, создавая угрозу мата ходом Rx7h+.

В той же самой ситуации, если вместо ягуры атакуется замок мино (см. диаграмму 4.2, верхнюю часть), то создать угрозу мата за малое количество ходов непросто. Конечно же, и у крепости мино есть слабые точки. К примеру, мино легко атакуется слоном и конём.

И, хотя сущность замка также зависит и от других факторов, очень важно понимать его смысл и его связь с развитием фигур.

Взгляд в конец игры

У профессионала в сёги имеется огромный багаж знаний о вероятных ходах в каждой ситуации. Поэтому он может предвидеть грядущую ситуацию на большое количество ходов вперёд без серьёзных ошибок, хотя и не в состоянии в точности представить те позиции, которые при этом возникнут. Помимо этого предвидения профессионал использует также более точный просчёт вперёд на несколько ходов из каждой позиции, что подобно действиям профессионалов в других играх, к примеру, шахматах [2]. Если есть цель стать профессионалом, то очень важно научиться получать знание этих вероятных ходов.

Для понимания концепции вероятных ходов практически все бывалые игроки в сёги учатся на записях игр, сыгранных профессионалами в сёги. Исследуя их, они запасают знание в своей памяти. Мы не знаем, как работает механизм этого запасания и ссылок на это знание, хотя это и является очень интересной темой для разработчиков компьютерных сёги. Более детально обучение на записях игр описано в следующем разделе.

Миттельшпиль

Предположим, что у нас есть некая позиция из миттельшпиля (после того, как уже завершилось развитие фигур в дебюте). Тогда профессионал в этой ситуации может более точно предвидеть ситуацию, которая возникнет из этой позиции после нескольких вероятных ходов, а зачастую он может уже и предсказать результат всей игры. Поэтому, хотя оба игрока и пытаются победить в каждой игре, тут они, возможно, хотят адаптировать свою стратегию к вероятному результату игры. Предположим, что текущая миттельшпильная позиция и вероятный исход для игрока, которому сейчас ходить, плохи (т.е. он проигрывает). Тогда он будет хотеть сменить этот результат на более благоприятный (то есть, выигрыш) с помощью какой-нибудь стратегии. Обычно нахождение и воплощение такой стратегии непросто, даже для профессионала, хотя и является очень вдохновляющим для того, кто её найдёт. С нашей точки зрения, в особенности правило возврата в игру захваченных фигур обладает огромным потенциалом для смены стратегии, чтобы изменить вероятный результат игры.

Мы думаем, что стратегией смены возможного результата является также надежда на то, что противник совершит тонкую ошибку. Это подразумевает, что у противника имеется менее глубокое понимание текущей ситуации, и что он, возможно, ещё не знает, что эта игра для него выигрышная. Мы можем указать на две причины этого. Возможно, предвидение противника не столь хорошо, и поэтому он всё ещё не знает ситуации, которая возникнет после миттельшпиля. Или, возможно, хотя он и понимает примерную ситуацию, которая возникнет в игре, его расчеты неверно говорят ему об исходе этой ситуации (возможно, он проглядел какой-нибудь хороший ход).

Поэтому, хотя обычно и считается, что противник ответит лучшим ходом (то есть, что его игра базируется на стратегии минимакса), для профессио­налов сёги особенно важно принимать в расчёт модель рассмотрения ситуации противником (например, понимать, что противник, возможно, силён в атаке, но слаб в защите, или что ему просто не хватит времени). Поэтому мы можем заключить, что в миттельшпиле профессионал может применить много продвинутых ментальных приёмов.

Эндшпиль

В сёги нелегко дать точное определение эндшпилю, поскольку временами можно наблюдать феномен возвращения финальной позиции обратно, в середину игры, которое обычно происходит в результате сброса фигур на обе территории для защиты. Предположим здесь, что эндшпиль начинается тогда, когда кто-нибудь начинает атаковать вражеского короля. Чтобы стать продвинутым игроком, следует иметь хорошее знание нескольких основных приёмов атаки на вражеского короля, а вдобавок — иметь хорошее знание о том, какую стратегию применять в конце игры.

Первичное знание про атаку на короля

Чтобы стать сильным игроком в сёги, следует выучить множество приёмов атаки на короля, чтобы применять их в реальной игре. Эндшпиль в сёги — это фаза, наиболее сложная для мастеров игры в западные шахматы или игроков в сянци (китайские шахматы), в основном из-за возможности сброса захваченных фигур.

В эндшпиле есть масса приёмов, использующих жертвы (как сбросами, так и ходами), которые предлагаются, чтобы усилить атаку на короля. Следует выбрать правильную жертву среди множества приёмов, возможных в данной позиции, хотя иногда даже профессионалы упускают из вида важные приёмы. Чтобы выбирать лучший ход, надо комбинировать взгляд вперёд и знание приёмов. Один из путей к улучшению понимания правильной концепции жертвы в сёги — это решение большого количества задачек на мат «цумэ-сёги».

Стратегия атаки на короля

Хотя возможность предвидеть ситуацию, описанная в разделах 4.1 и 4.2, может быть применена также и в эндшпиле, результаты её менее точны. Другими словами, предсказать исход ситуации в эндшпиле вычислениями сложнее, чем взглядом вперёд. По этой причине сменить стратегию, когда увиден провал существующего пути, в эндшпиле сложнее, чем когда игрок всё ещё вовлечён в миттельшпиль. Более сильные игроки не делают многих ошибок в основном из-за того, что процесс заглядывания вперёд в эндшпиле более прям, а цели его абсолютны (мат).

Поэтому сила игрока в эндшпиле (по сравнению с более ранней фазой игры) больше зависит от его умения смотреть вперёд. Крайне важно быть в состоянии быстро исследовать множество позиций. Смотрение вперёд находится выше всех остальных знаний при атаке на короля в миттельшпиле, хотя, конечно же, является необходимым и в любой другой ситуации.

Обучение на записях партий

В этом разделе речь пойдёт о том, как люди обучаются, пытаясь постичь некоторые продвинутые концепции, просматривая записи игр профессиональных игроков в сёги. Для этого мы сфокусируемся на обучении теории дебютов, улучшении вычисления позиций и практике взгляда вперёд.

Обучение теории дебютов

Когда игрок просматривает запись партии профессионала, чтобы научиться хорошо играть в дебюте, бывают два случая:

1. он незнаком с рассматриваемым дебютом, и

2. он с этим дебютом знаком.

Мы полагаем, что неумно полагаться на ходы (или дебют) только из-за того, что они выбраны мастером. В дебюте важно понять, когда игра становится неравной (несбалансирован-ной). Без этого понимания невозможно научиться продвинутым концепциям дебютов, играемых профессионалами. Поэтому, чтобы научиться чему-нибудь от дебюта, избранного профессионалом, требуются некоторые объяснения.

Также важно, и не только для профессионалов, но для всех игроков, то, как дебюты записываются в память. Разработчики компьютерных шахмат конструируют из дебютных линий дерево. Это означает, что они воспринимают позицию как внедебютную («не из книги»), как только встречают ход, отсутствующий в дебютном дереве.

В сёги в фазе дебюта часто бывает мудро стремиться к хорошему развитию фигур, независимому от ходов противника (в отличие от большинства вариантов дебютов в шахматах).

Однако иногда, чтобы достичь хорошего развития фигур, в ответ на некоторые ходы противника следует варьировать последовательности ходов. [9] Такая практика зачастую возможна в результате того, что в дебюте развитие фигур на доске локализовано и, более того, требует относительно (по сравнению, к примеру, с западными шахматами) длинных игровых последовательностей. Поэтому в сёги более важно быть знакомым с хорошими структурами фигур, чем помнить много вариантов дебютов.

Улучшение вычислений

Крайне важна способность профессионала в сёги практически безошибочно вычислять позиции, возникающие в любой ситуации. Просто хороший игрок, напротив, может в некоторых ситуациях вычислять хорошо, а в других — нет. Как же ему достичь прогресса? Предположим, что для вычислений он знает достаточное количество факторов. При учебном просмотре записей партий, хорошей практикой является сначала подумать самому над данной позицией, и выбрать в ней ход.

Если ход совпадает с выбором профессионала, то несомненно, что не требуется никакого суждения. В противном случае следует модифицировать процесс вычисления позиции, изменяя веса факторов, чтобы они соответствовали выбору хода, сделанному в записи игры профессионалом. Конечно же, это предполагает высокое качество хода профессионала, хотя иногда профессионалы в сёги могут находить и ходы, лучшие, чем ход из записи партии.

Отметим, что если улучшение вычислений неудачно (пусть даже на конкретный момент оно и выдаёт верный ход), то эта неудача будет заметна по плохому эффекту при вычислении других позиций.

Практика взгляда вперёд

В целом, в конце игры практически невозможно сделать хороший ход в результате нормальных вычислений (которые в сёги часто называются «тайкёкукан», то есть целостное восприятие доски), использующихся в миттельшпиле.

В конце игры куда как лучше полагаться на поиск, чем на вычисления. Профессионал в сёги в конце игры может смотреть очень глубоко (зачастую вплоть до матовой позиции), даже несмотря на то, что в типичной эндшпильной позиции существует около 200 вариантов хода.

Его способность произрастает из умения в эндшпиле рано отсекать большинство ходов без глубокого рассмотрения. Однако, как следствие этого, он иногда может проглядеть в эндшпиле лучший ход как раз в результате использования этого отборочного поиска.

Другая стратегия в эндшпиле — это поиск выигрышной позиции (даже если противник может убежать от матующей последовательности ходов) и позднейшее исследование того, может ли другая последовательность ходов привести к той же выигрышной позиции, не позволяя противнику убежать.

Практика на цумэ-сёги

Финальная часть игры, матование, требует хорошего умения решать задачи цумэ-сёги, которое трудно развить, читая записи партий. Для коротких задач цумэ сёги (короче 15 ходов) необходимым условием, похоже, является приближение «грубой силой», что демонстрируется тем фактом, что некоторые компьютерные программы, играющие в сёги, могут решать такие задачи быстрее, чем профессиональные игроки [6,8].

Для решения же более длинных задач цумэ-сёги требуется также более глубокий взгляд вперёд. Поэтому важно то, что профессиональные игроки в сёги умеют судить, сколь вероятно то, что данная позиция ведёт к мату. Если они находят, что позиция похожа на матовую, то они могут потратить больше времени на то, чтобы найти последовательность, ведущую к мату.

Заключение

В этой главе мы попытались обрисовать некоторые продвинутые концепции мышления профессиональных игроков в сёги. Мы полагаем, что для того, чтобы стать профессионалом, важно постичь сущность дебюта, миттельшпиля и эндшпиля, включая цумэ-сёги. Мы показали это объяснениями того, как профессионал в сёги думает над каждой ситуацией, и учится на записях игр.

И хотя множество простейших концепций доступно в книгах по сёги [10], продвинутые концепции профессионалов из них не почерпнуть, поскольку они слишком сложны для объяснения.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Дебют эндшпиль и что еще. Смотреть фото Дебют эндшпиль и что еще. Смотреть картинку Дебют эндшпиль и что еще. Картинка про Дебют эндшпиль и что еще. Фото Дебют эндшпиль и что еще