Дед говорит про курицу а бабка про утку что значит
35 пословиц и поговорок о речевом этикете
Слово этикет (от франзуского étiquette — этикетка, надпись) — нормы и правила поведения людей в обществе.
Речевой этикет — это система правил речевого поведения и устойчивых формул вежливого общения.
Владение речевым этикетом очень важно для каждого человека. Это необходимо как для уверенности в себе, так и для приобретения авторитета и уважения у окружающих. В русском языке существует огромное количество устойчивых выражений, отражающих не только народный фольклор и жизнь общества, но и правила и нормы данного языка. Так, важность речевого этикета отражается во многих пословицах и поговорках.
Есть пословицы, указывающие на то, что любому человеку необходимо внимательно слушать собеседника:
Язык – один, уха – два, раз скажи, два послушай;
Умный не говорит, невежда не дает говорить;
Помолчи. За умного сойдешь;
Не дорого ничто, дорого вежество;
Не мудрён привет, а сердца покоряет;
Ласковое слово лучше мягкого пирога;
Добрым словом и бездомный богат.
Другие пословицы говорят о том, как опасны грубые, обидные и
никчемные слова, какие последствия могут повлечь за собой опрометчивые фразы:
Слово – стрела, выпустишь – не вернешь;
Лучше недосказать, чем пересказать;
Все беды человека от его языка;
Невысказанное высказать можно, высказанное возвратить
нельзя;
Корову ловят за рога, людей за язык;
Легко очернить, нелегко обелить;
Легко сказать, нелегко доказать;
От языка не уйдёшь, везде достанет;
У злой Натальи все люди канальи
Некоторые пословицы даже указывают на ошибки, допускаемые
при ведении беседы, и на проблемы в коммуникации:
Вы слушайте, а мы будем молчать;
Дед говорит про курицу, а бабка про утку;
Отвечает, когда его не спрашивают;
Глухой слушает, как немой речь говорит;
Мели, Емеля, – твоя неделя;
Не давай воли языку во пиру, во беседе, а сердцу во гневе;
Петь хорошо вместе, а говорить порознь;
Один говорит — красно, двое говорят — пестро.
Многие поговорки и пословицы говорят нам об уместности слов, о
том, что надо следить за своей речью. Каждое выражение необходимо
употреблять только в нужное время и в нужном месте:
Со своим уставом в чужой монастырь не ходят;
Не выноси сор из избы;
Собака лает – ветер носит;
Злые языки страшнее пистолета;
На чужой роток не накинешь платок;
Слово – серебро, молчанье – золото;
В рот, закрытый глухо, не влетит муха;
Не спрашивают, так не сплясывай;
Не любо — не слушай (а врать не мешай);
Чужих слов не перебивай;
Не говори «Гоп» пока не перепрыгнешь.
Русский язык богат на пословицы, поговорки и различные устойчивые выражения, в каждом из которых отражен неповторимый колорит нашей страны, нашей культуры. В каждой из этих фраз есть уникальные жемчужины мудрости, передаваемые из поколения в поколение.
Билет по русскому языку: Речевой этикет
Русский речевой этикет
Общим принципом использования этикетных средств в любой сфере человеческой жизни остается принцип вежливости.
В официальной обстановке делового общения принято выбирать универсальные этикетные формулы:
Добрый день (утро, вечер)! Здравствуйте!
До свидания! Всего доброго! Всего хорошего! До встречи! (если назначена встреча) Позвольте попрощаться! Счастливого пути (отъезжающему)
Спасибо! Очень признателен вам! Благодарю! Большое спасибо! Сердечно благодарю (благодарен)! Разрешите поблагодарить вас!
Будьте добры… Будьте любезны… Прошу вас…
Приношу свои извинения… Извините, пожалуйста… Прошу меня простить… Простите, пожалуйста…
Позвольте предложить… Мне хочется предложить вам… Я хотел бы предложить вам…
Разрешите пригласить вас на… Я приглашаю вас на… От имени…приглашаю вас на…
Средствами этикета подчеркивается дистанция официального общения. Независимо от социального статуса, пола и возраста собеседника выбирается Вы-обращение, которое предполагает не только обращение к собеседнику по имени-отчеству, но и определяет выбор темы обсуждения, дистанцию общения, тональность, лексический отбор. В русском обществе принята трехименная система называния людей: фамилия, имя, отчество. Это касается не только обращения, но и упоминания в официальных условиях. Полное обращение может сочетаться только с обращением на Вы.
Этикет тесно связан с этикой. Этика предписывает правила нравственного поведения (включая общение), этикет предполагает определенные манеры поведения и требует использования внешних, выраженных в конкретных речевых действиях формул вежливости. В устном общении необходимо соблюдать ряд этических и этикетных норм, тесно связанных друг с другом.
Во-первых, надо уважительно и доброжелательно относиться к собеседнику. Запрещается наносить собеседнику своей речью обиду, оскорбление, выражать пренебрежение. Грубые слова, развязная форма речи, высокомерный тон недопустимы в интеллигентом общении.
Во-вторых, говорящему предписывается быть скромным в самооценках, не навязывать собственных мнений, избегать излишней категоричности в речи. Более того, необходимо поставить в центр внимания собеседника, проявлять интерес к его личности, мнению, учитывать его заинтересованность в той или иной теме. Необходимо также принимать во внимание возможности слушателя воспринимать смысл ваших высказываний, желательно давать ему время передохнуть, сосредоточиться.
Объясните и приведите развёрнутый пример на эту пословицу. «Умный не говорит, невежда не даёт говорить.»
Когда вы бесконечно говорите, особенно, если вы постоянно повторяетесь и ваша мысль не продвигается вперед, то выглядите глупо.
Умный человек, если говорит, то только там, где это надо и по делу. У него нет повтора одной и той же мысли. Его речь крайне понятна, не требует дополнений.
Глупый человек не может контролировать свой язык, говорит все, что придет в голову, что порой выглядит смешно.
Чтобы не казаться невеждой, обдумывайте то, что хотите сказать и убедитесь, что это правда!
Это относиться и к телефонным разговорам.
В российском обществе особую ценность представляют такие качества, как тактичность, предупредительность, терпимость, доброжелательность, выдержанность.
Во-первых, надо уважительно и доброжелательно относиться к собеседнику. Запрещается наносить собеседнику своей речью обиду, оскорбление, выражать пренебрежение. Грубые слова, развязная форма речи, высокомерный тон недопустимы в интеллигентом общении.
Во-вторых, говорящему предписывается быть скромным в самооценках, не навязывать собственных мнений, избегать излишней категоричности в речи. Более того, необходимо поставить в центр внимания собеседника, проявлять интерес к его личности, мнению, учитывать его заинтересованность в той или иной теме. Необходимо также принимать во внимание возможности слушателя воспринимать смысл ваших высказываний, желательно давать ему время передохнуть, сосредоточиться.
Общим принципом использования этикетных средств в любой сфере человеческой жизни остается принцип вежливости.
Презентация на тему Речевой этикет
Речевой этикет — это система специфических языковых знаков (слов, устойчивых словесных формул) и правил их употребления, принятых в данном обществе в данное время с целью установления речевого контакта между собеседниками и поддержания дружеских, вежливых, доброжелательных или официальных отношений в соответствии с речевой ситуации
Содержимое разработки
Выполнили студентки 1752 гр. Кислова Екатерина
Что такое «речевой этикет»?
«Толковый словарь русского речевого этикета»
«Русский язык. Энциклопедия»
Правила речевого этикета
Речевой этикет — это правила о том, как говорить, о чем говорить, где говорить и с кем говорить.
Из истории речевого этикета
Доброжелательность, доброта и приветливость, радушие, гостеприимство по отношению к знакомым и в особенности к незнакомым, вежливость, скромность, учтивость наряду с другими христианскими добродетелями почитались в народе как ценные моральные качества, обладать которыми должен стараться каждый человек. Об этом постоянно и настойчиво напоминала церковь, этому старшие разными способами учили младших.
Внимание народа к речевому этикету широко отразилось в произведениях фольклора и литературы.
Без языка и колокол нем.
В добрый час молвить, в худой промолчать.
Говорить не устать, было бы что сказать.
Кто говорит, тот сеет, кто слушает — собирает.
На грубое слово не сердись, на ласковое не сдавайся.
Пословицы и поговорки об этикете
Современные школьники, не задумываясь, употребляют сленговые выражения (т.е. молодежный жаргон) в тех ситуациях, когда этого делать не стоит.
Сленг, конечно, засоряет язык, но избавиться от него невозможно. Из него можно только вырасти. К 11 классу частота употребления сленга снижается. Ребята взрослеют, узнают больше, общаются с большим кругом людей, читают больше и для них на первый план выходит задача: достичь в жизни определенных высот, прежде всего, в профессиональном плане.
Значит, говорить надо по — русски. Чаще употребляют сленг учащиеся 8 классов, показывая, таким образом, свою взрослость и принадлежность к определенному кругу избранных.
МЕНЬШЕ ГОВОРИ, БОЛЬШЕ СЛУШАЙ
Правильность речи, её точность, логичность, чистота, богатство и выразительность — критерии хорошей речи. Ещё одним немаловажным критерием хорошей речи является уместность.
Бывает, что и образованные люди, прекрасно владеющие языком, речью, не понимают друг друга, не могут договориться, слушают, но не слышат или недостаточно тактичны или деликатны.
Соблюдайте правила, ведущие к успеху общения.
1.Внимание и приветливость по отношению к собеседнику.
2.Соблюдение субординации по возрасту.
3.Учёт ответной реакции собеседника.
4.Разговор на тему, предложенную собеседником, преимущественное выслушивание собеседника, а не говорение.
5.Для создания более доверительной обстановки разговора употребление имени — отчества собеседника.
Знание этих правил может не привести к успешному общению .
Одной из причин называют злоупотребление категоричным словом «нет», которое, по мнению психологов, почти всегда вызывает негативные эмоции.
Способы, которые помогают избежать негативного слова.
Что следует говорить
Чего не следует говорить
Слово «нет» вызывает негативные эмоции, но существуют слова, вызывающие приятные эмоции, улыбку практически у любого человека.
Давайте говорить друг другу комплименты!
Позвони мне, позвони.
Этикет разговора по телефону.
Ими пользуются практически все.
Правила разговора по телефону
Правила разговора по телефону
САМАЯ БОЛЬШАЯ РОСКОШЬ — ЭТО РОСКОШЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ. (СЕРВАНТЕС ) НЕ БУДЕМ ЗАБЫВАТЬ ОБ ЭТОМ.
Презентация на тему Речевой этикет
Речевой этикет — это система специфических языковых знаков (слов, устойчивых словесных формул) и правил их употребления, принятых в данном обществе в данное время с целью установления речевого контакта между собеседниками и поддержания дружеских, вежливых, доброжелательных или официальных отношений в соответствии с речевой ситуации
Содержимое разработки
Выполнили студентки 1752 гр. Кислова Екатерина
Что такое «речевой этикет»?
«Толковый словарь русского речевого этикета»
«Русский язык. Энциклопедия»
Правила речевого этикета
Речевой этикет — это правила о том, как говорить, о чем говорить, где говорить и с кем говорить.
Из истории речевого этикета
Доброжелательность, доброта и приветливость, радушие, гостеприимство по отношению к знакомым и в особенности к незнакомым, вежливость, скромность, учтивость наряду с другими христианскими добродетелями почитались в народе как ценные моральные качества, обладать которыми должен стараться каждый человек. Об этом постоянно и настойчиво напоминала церковь, этому старшие разными способами учили младших.
Внимание народа к речевому этикету широко отразилось в произведениях фольклора и литературы.
Без языка и колокол нем.
В добрый час молвить, в худой промолчать.
Говорить не устать, было бы что сказать.
Кто говорит, тот сеет, кто слушает — собирает.
На грубое слово не сердись, на ласковое не сдавайся.
Пословицы и поговорки об этикете
Современные школьники, не задумываясь, употребляют сленговые выражения (т.е. молодежный жаргон) в тех ситуациях, когда этого делать не стоит.
Сленг, конечно, засоряет язык, но избавиться от него невозможно. Из него можно только вырасти. К 11 классу частота употребления сленга снижается. Ребята взрослеют, узнают больше, общаются с большим кругом людей, читают больше и для них на первый план выходит задача: достичь в жизни определенных высот, прежде всего, в профессиональном плане.
Значит, говорить надо по — русски. Чаще употребляют сленг учащиеся 8 классов, показывая, таким образом, свою взрослость и принадлежность к определенному кругу избранных.
МЕНЬШЕ ГОВОРИ, БОЛЬШЕ СЛУШАЙ
Правильность речи, её точность, логичность, чистота, богатство и выразительность — критерии хорошей речи. Ещё одним немаловажным критерием хорошей речи является уместность.
Бывает, что и образованные люди, прекрасно владеющие языком, речью, не понимают друг друга, не могут договориться, слушают, но не слышат или недостаточно тактичны или деликатны.
Соблюдайте правила, ведущие к успеху общения.
1.Внимание и приветливость по отношению к собеседнику.
2.Соблюдение субординации по возрасту.
3.Учёт ответной реакции собеседника.
4.Разговор на тему, предложенную собеседником, преимущественное выслушивание собеседника, а не говорение.
5.Для создания более доверительной обстановки разговора употребление имени — отчества собеседника.
Знание этих правил может не привести к успешному общению .
Одной из причин называют злоупотребление категоричным словом «нет», которое, по мнению психологов, почти всегда вызывает негативные эмоции.
Способы, которые помогают избежать негативного слова.
Что следует говорить
Чего не следует говорить
Слово «нет» вызывает негативные эмоции, но существуют слова, вызывающие приятные эмоции, улыбку практически у любого человека.
Давайте говорить друг другу комплименты!
Позвони мне, позвони.
Этикет разговора по телефону.
Ими пользуются практически все.
Правила разговора по телефону
Правила разговора по телефону
САМАЯ БОЛЬШАЯ РОСКОШЬ — ЭТО РОСКОШЬ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ. (СЕРВАНТЕС ) НЕ БУДЕМ ЗАБЫВАТЬ ОБ ЭТОМ.