Дефект оглушения согласных что это

Дефект оглушения согласных что это

Среди нарушений звукопроизношения у дошкольников часто встречается дефект оглушения (озвончения), который чрезвычайно неприятен своей «цепкостью». Даже после его коррекции в устной речи он задерживается в письменной. Дефект оглушения является одним из наиболее распространенных среди типичных ошибок акустической дисграфии. Важно не только раннее выявление этого дефекта, своевременная его коррекция, но и тщательная дифференциация смешиваемых фонем. Этот дефект встречается в произношении согласных, имеющих звонкую и глухую пары, которые различаются только наличием голоса в них.

Парные согласные звуки
Классификация звуковщелевыесмычные
глухиеф с шп т к
звонкиев з жб д г

Звуки каждой пары имеют одинаковые артикуляционные уклады и отличаются друг от друга только участием голоса и несколько меньшим напряжением речевых органов. Анализ литературы и личный опыт указывает, что дефект оглушения чаще встречается среди смычных (взрывных), чем среди щелевых, потому что при произношении щелевых звуков вибрация голосовых связок более длительная и ощутимая, чем при произношении взрывных.

Выделяют три вида дефекта: полное отсутствие звонких согласных, т. е. тотальное оглушение, недостаточное озвончение или же недостаточное оглушение. Все три случая, как правило, отражаются на письме. Оглушение наблюдается чаще, чем озвончение.

Неврологическую основу этого дефекта Л.С.Волкова объясняет тем, что спастическое сокращение мышц голосового аппарата может полностью исключить вибрацию голосовых связок. В результате нарушается процесс образования звонких согласных. Возможно это и при парезе мышц голосового аппарата, при этом сила голоса становится минимальной. Озвончение глухих согласных наблюдается при диффузной спастичности мышц речевого аппарата.

Источник

Профилактика нарушения письменной речи. Дефект оглушения звонких согласных звуков

Консультация для родителей

«Профилактика нарушения письменной речи. Дефект оглушения звонких согласных звуков».

МБДОУ «Детский сад №279»

Учитель –логопед: Шаева И. Н.

Причинами нарушений произношения звонких и глухих согласных звуков являются недоразвитие фонематического слуха (способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, т. е. слух, обеспечивающий восприятие звуков данного языка, недостаточная скоординированность в работе голосового и артикуляторного аппарата, тугоухость, паретичность голосовых складок и др. В некоторых случаях голосовые связки могут, как бы запаздывать с включением или, наоборот, с выключением.

Можно ли такому ребенку помочь? Безусловно. И чем раньше, тем лучше. Поэтому особое внимание необходимо уделять коррекции звукопроизношения в возможно раннем возрасте. Если дефект оглушения своевременно не устранен, то он проявляется позже в письменной речи, что приводит к новым проблемам, снижению успеваемости в школе.

Более всего дефекты глухости проявляются при произнесении парных звуков. Чаще всего наблюдается оглушение звонких согласных, т. е. дефект звонкости. Оглушение звонких согласных звуков: согласные Б, В,Г,Д,Ж,З произносятся глухо, без голоса, как П, Ф, К,Т,Ш,С (пулка, колофа,шелесо,и. т. д.)

Эти недостатки чаще всего встречаются у детей с поздно развивающейся речью и у тугоухих детей. Нужно отличать их от более редких случаев, когда все звуки произносятся шепотом вследствие болезни горла или сильного испуга.

Специфическим недостатком, характерным для произношения всех звонких звуков независимо от способа и места образования, твердости и мягкости, является воспроизведение их в виде соответствующих парных глухих звуков («самок», «щук» вместо замок, жук; «терево», «куси»,

«пулка» вместо дерево, гуси, булка)

Подготовительные упражнения при коррекции оглушения звонких согласных звуков:

— поочередно воспроизведение то беззвучного вдоха и выдоха, то стона на вдохе и на выдохе.

— сопоставление громкого и шепотного произношения гласных звуков, как отрывистого, так и длительного.

— все упражнения следует производить, контролируя вибрацию гортани.

Как говорилось выше, причинами нарушений произношения звонких и глухих согласных звуков являются недоразвитие фонематического слуха.

Фонематический слух – это очень важное понятие для овладения речью, а затем и грамотностью письма. Он предполагает точность слухового восприятия, звукоразличение, звуковой анализ речи. Период наибольшей чувствительности к развитию фонематического слуха приходится на возраст 4 – 5 лет. Как помочь в этом? Конечно же, играючи!

В игрушечных грузовиках (или нарисованных, каждый из которых отмечен одной буквой, можно перевозить только вещи, начинающиеся на ту же букву. Пункт назначения тоже должен называться на ту же букву. Например, «М» перевозит мыло или муку и везет их в магазин.

Ведущий называет шуточные оговорки в стихотворных строчках, а ребенок угадывает, как их исправить.Например:

Русская красавица своей козою славится.

Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку.

Поэт закончил строчку, в конце поставил дочку.

Прошлой ночью дождик был, в почку он воды налил.

Самое главное – не превращайте игры в учебные занятия, пусть будет весело и интересно! Начинайте с простого, постепенно переходя к более сложному, не перегружайте ребенка и вовремя завершайте игру. И тогда, помимо развития фонематического слуха, вы поможете в развитии внимания, памяти и воображения.

Удачи, успехов и удовольствия в совместном досуге с детьми!

Фронтальное занятие по подготовке к обучению грамоте «Дифференциация твердых и мягких согласных звуков» Цель: Закреплять навык различения твердых и мягких согласных звуков. Повторять основные способы изображения мягкости согласных на письме.

Конспект индивидуального занятия по автоматизация звука [Л’] со стечением согласных звуков Цели: автоматизация звука Ль со стечением согласных звуками в слогах, словах, фразах, предложениях, формирование грамматического строя,.

Конспект занятия по физической культуре в старшей группе: «Лётчики — пилоты» (профилактика нарушения осанки и плоскостопия). Цель: профилактика нарушения осанки и плоскостопия у детей посредством использования гимнастических мячей (фитболов) и гимнастических палок.

Конспект занятия по ЛФК. Профилактика и нарушения плоскостопия «Ножки топают по дорожке» Конспект занятия по ЛФК профилактика и нарушения плоскостопия » Ножки топают по дорожке». Инструктор по физической культуре: ЧДОУ «Детский.

Конспект занятия в подготовительной группе «Путешествие в страну гласных и согласных звуков» Лексическая тема: «Осень». Цели занятия: 1. Развитие навыков слогового и фонематического анализа, фонематических представлений. 2. Расширение и уточнение словаря.

Консультация для родителей. Профилактика нарушения осанки для детей дошкольного возраста. Консультация для родителей. Профилактика нарушений осанки у дошкольников. Инструктор по физической культуре МБДОУ «Детский сад № 3» Авдеева.

Логопедическая сказка «Загадки Свистелочки и Шипелочки». Дифференциация свистящих и шипящих согласных звуков Совместное занятие учителя-логопеда и воспитателя с детьми старшей группы с нарушениями звуковой стороны речи и их родителями в рамках.

Осанка. Профилактика нарушения осанки Текстовое сопровождение к презентации. Слайд 1 «Осанка. Профилактика нарушения осанки» Слайд 2 Осанка – непринужденная привычная поза ребенка.

Произношение гласных и согласных звуков в пении В русском языке принято различать два вида произношения: певческая дикция, и сценическая речь. Сценическая речь-более яркая выразительная,.

Источник

Дефект оглушения согласных что это

Дефект оглушения согласных что это. Смотреть фото Дефект оглушения согласных что это. Смотреть картинку Дефект оглушения согласных что это. Картинка про Дефект оглушения согласных что это. Фото Дефект оглушения согласных что это

Приемы коррекции оглушения звуков у детей с общим недоразвитием речи

Автор: Утемишева Елена Викторовна

Организация: МБДОУ «ДС № 89 г. Челябинска»

Населенный пункт: г. Челябинск

Среди нарушений звукопроизношения у дошкольников часто встречается дефект оглушения, который чрезвычайно неприятен своей «цепкостью». Даже после его коррекции в устной речи он задерживается в письменной. Дефект оглушения является одним из наиболее распространенных среди типичных ошибок акустической дисграфии. Важно не только раннее выявление этого дефекта, своевременная его коррекция, но и тщательная дифференциация смешиваемых фонем. Этот дефект встречается в произношении согласных, имеющих звонкую и глухую пары, которые различаются только наличием голоса в них.

Парные согласные звуки

Звуки каждой пары имеют одинаковые артикуляционные уклады и отличаются друг от друга только участием голоса и несколько меньшим напряжением речевых органов. Анализ литературы и личный опыт указывает, что дефект оглушения чаще встречается среди смычных (взрывных), чем среди щелевых, потому что при произношении щелевых звуков вибрация голосовых связок более длительная и ощутимая, чем при произношении взрывных.

Выделяют три вида дефекта: полное отсутствие звонких согласных, т.е. тотальное оглушение, недостаточное озвончение, недостаточное оглушение.

Основными причинами дефекта оглушения М.Е.Хватцев считал плохую координацию «сочетанной работы» голосового аппарата, недоразвитие фонематического слуха, частичное снижение слуха.

Неврологическую основу этого дефекта Л.С.Волкова объясняет тем, что спастическое сокращение мышц голосового аппарата может полностью исключить вибрацию голосовых связок. В результате нарушается процесс образования звонких согласных. Возможно это и при парезе мышц голосового аппарата, при этом сила голоса становится минимальной. Озвончение глухих согласных наблюдается при диффузной спастичности мышц речевого аппарата.

При коррекции дефекта оглушения (озвончения) звуков раннего онтогенеза при дизартрии используют:

подготовительные упражнения: чередование беззвучного вдоха и выдоха со стоном на вдохе и выдохе. Сначала произносит логопед, затем ребенок повторяет самостоятельно и, наконец, — совместно. Затем проводится сопоставление произношения гласных звуков то громко, то шепотом; как отрывисто, так и длительно. Этот прием также дает хорошие результаты;

тактильно-вибрационный контроль, для чего одну руку ребенка прикладывают к шее в области гортани, другую подносят ко рту, чтобы убедиться в том, что при глухих согласных струя выдыхаемого воздуха сильная, но вибрация гортани отсутствует, а при произношении звонких согласных вибрация гортани хорошо ощутима.

Резонирование звучащего голоса улавливается путем прикладывания ладоней обеих рук к ушам, щекам; одной руки к темени, другой — к шее так, чтобы боковая сторона руки от большого пальца до указательного охватывала шею в области гортани;

вибрационный массаж: потряхивание гортани пальцами, что стимулирует вибрацию голосовых связок;

1.И.П.- Сидя (стоя), руки на контроле.

— Пауза (как получится)

— Плавный выдох на звуках:

Тихо громче громко

б) То же, но с поворотом головы вправо, влево

Монотонно «бубнить» на выдохе:

Монотонно, не выделяя гласных, произносить на одном выдохе столько раз, на сколько хватит воздуха:

Сом_ с _длиннымия_усами_уснул_на_песке……..

И.п. стоя (сидя), спина ровная, плечи расслаблены, руки на контроле:

– на выдохе, плавно опуская голову «выплеснуть» ровной струйкой звук-стон «М»…через нос

2. И.п. то же, но с поворотом головы вправо, влево

И.п. то же, но при повороте головы усиливаем звук у плеча

Монотонно, свободно, не выделяя гласных, играем на «северном инструменте»:

Монотонно, нараспев произносить цепочки слов, начинающихся с ударных слогов (8-10 слов)

Мол Муся Мыло Мало

Моль Муха Мыши Маруся

Море Муфта Мыс Масло

Мода Мурка Мысли Марля

Произносить без напряжения, слитно (как одно слово) фразы:

Произносить свободно, соблюдая паузы в конце строки:

а) Маленькая_Манечка / б) Маму я молю упрямо: /

Маме_помогала: / Молока налей мне, мама! /

Мама_чистила_малину, / Мало! Мало! Поскорей, /

Перечисленные упражнения при коррекции звукопроизношения — хорошая гимнастика для голосовых связок.

Основные приемы преодоления оглушения:

У – палец под губой, размычка

— автоматизация в слогах: бна, бла…

-дифференциация в слогах: бна-пна, бну-пну;

— дифференциация в словах: быль-пыль, башня-пашня…

-дифференциация в словосочетаниях: белый платок, байковое платье, спелый банан, пустая бутылка, теплая шуба. Поля была в поле. Булки положили на полку.

— дифференциация в стихах: Дайте осинке пальто и ботинки, надо погреться бедной осинке.

дифференциация в чистоговорках: С балки упали палки. Палки упали с балки. У быка губа тупа.

— Звук (д) ставим, сопоставляя слоги тада, соотнося их на соответствующие буквам обозначения, после чего побуждаем ребенка самостоятельно по подражанию произнести сначала слоги: та, затем да.

быстрое произнесение вслед за логопедом ряда слогов: да-да-да-да.

прием, связанный с предпосыланием слогу ряда слогов с уже освоенным ранее звуком (б): ба-ба-ба-да.

— От межгубного (б) ребенку предлагаем произнести слоги со звуком ба-ба-ба.

Это упражнение неоднократно повторяем при межгубном положении языка. Получается межгубное (б), которое отрабатываем в слогах с различными гласными. Такой звук является временным аналогом.

Затем переходим к нормальному звуку. Для этого достаточно, в момент произнесения, пальцами приподнять у ребенка верхнюю губу, язык автоматически прижимается к верхним зубам, и получается межзубное (д), которое в дальнейшем, при сжатых зубах, легко превратить в нормальное, зазубное. Самый неустойчивый из трех (д, б, г) взрывных звуков — звук (д). Ученые подчеркивают, что позиция для всех вышеназванных согласных — положение перед гласными (у) и (и), что важно учитывать при подборе упражнений (Ф. Ф. Pay и Н. Ф. Слезина, 1981).

После автоматизации звука обязательно проводим тщательную дифференциацию фонем в словах: душ,—тушь, кадушка—катушка, душить—тушить, дом—том, дам—там, док—ток, дрова—трава; дети, дятел, водитель, тундра, тетради, доктор, родители, кондуктор;

в словосочетаниях типа: теплая вода, детский сад, милые дети, тихая девочка;

— в чистоговорках: Да-да-да —чистая вода. Ды-ды-ды, —в доме нет воды. До-ду-да —гудят провода. Ду-ду-ду —Тома ходит в саду. Ту-ту-ту —молока дадим коту. Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит;

Дома баба, дома дед. Только Томы дома нет.

Где Тома? Она у дома;

в скороговорках: Топали да топали, дотопали до тополя, до тополя дотопали, да ноги-то оттопали.

На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.

Часто звук (г)ставим от звука(3).Предложив ребенку произнести слоги с усвоенным звуком(д)’. Указательным пальцем ребенка прижимаем книзу переднюю часть спинки языка, и поэтапно задвигаем язык вглубь, получаем дя. Продолжая упражнение, нажимаем на язык несколько глубже, в результате чего слышится гя. Наконец, продвигаясь поэтапно до второй фаланги указательного пальца, получаем чистое га (га от да-дя-гя-га). В одних случаях указанные этапы могут быть пройдены на протяжении одного занятия.

В других — приходится задерживаться на первом (дя) и на втором(гя)этапах в течение нескольких занятий. Когда ребенок сможет произносить звук(г)без помощи пальца в слоге — га и во включающих этот слог словах, необходимо отработать звук в слогах с другими гласными.

Озвончение звука (г)— самый трудный момент в коррекции дефекта оглушения.

— сопоставления слогов га-ка;

повторение ряда слогов: га-га-га. произносимых в быстром темпе, «по инерции», произнося слог га вслед за рядом слогов со звуком(д) да-да-да-га;

— тактильно-вибрационный контроль. Для этого необходимо приложить ладонь к гортани логопеда и обратить внимание на вибрацию голосовых связок при звуке. Сопоставляя слоги: гака, указываем на соответствующие буквенные обозначения, после чего возможен положительный результат;

дифференциация звуков в словах: кот—год, кол—гол, укол-угол, краб—граб, икра—игра, конец—гонец, калинка—Галин-ка, кора—гора, кости—гости; галстук, иголка, губка, голубка, гайка, галка, гамак, гадюка;

— в словосочетаниях: глубокая канава, голубая майка, гнедой конь;

— во фразах: Катя гонит гусей. Гуси бегут к Оле. Галя купила Акиму калоши. У Тани косы. У Толи кот, у Коли — голубь. У телеги сломалось колесо;

— в стихах: Говорят, говорят собрались на горке голубь, гусь и галка —вот и вся считалка;

А также в загадках, пословицах, скороговорках.

При тотальном оглушении О. В. Правдина рекомендует начинать работу с щелевых звуков: с наиболее простого по артикуляции (в). В качестве базового звука берем (ф).

Первый способ озвончения — это включение в работу голосовых связок. Протяжно произносим (ф), а затем, не прерывая выдоха, включаем голос и переходим на звук (в). При этом обращаем внимание не только на различие в звучании этих звуков (ф—в), но и на ощущение вибрации голосовых связок, ощущаемых при тактильном контроле.

Звук (с),путем включения голоса, аналогично преобразуем в фонему(з).Звук(ш)— в(ж).

Второй способ вызывания звонких согласных — это их постановка от межзубных гласных. Ставим(з) от межзубного(э). Для этого на фоне непрерывного голосового звучания звуков(э)или(ы) предлагаем ребенку многократно выдвигать кончик языка вперед, слегка касаясь им краев верхних и нижних резцов, но так, чтобы воздух мог свободно проходить через межзубное пространство. Главное, чтобы звучание не прерывалось. Повторяем то же самое, но с максимальной силой выдоха, чтобы кончик языка вибрировал мелкой дрожью, в результате слышится(эз)или(ыз).

При этом гласный всегда произносится длительно, протяжно, а звук (з)кратко, но так, чтобы на(з)голос все же не прерывался. При этом важен тактильно-вибрационный контроль на гортани. К этому звуковому комплексу прибавляются гласные: (а, у, о) но с небольшой паузой между звуком(з)и последующим гласным: ааззз-а; ааззз-у; ааззз-о, которую важно присоединить с мягкой голосоподачей.

Поставленные звуки автоматизируем, затем дифференцируем в слогах, в словах: записка, занести, застудить; змей—смей, коза—коса, визит—висит, запеть—сопеть, злить—слить, злой—слой, зайка—сайка, занозы—заносы, забрать—собрать, бузина—бусина, Лиза—лиса, зуб—суп, засов, засуха, сазан, запасы

— во фразе: Зоя возит Соню в коляске. Зайку забыли в саду;

— в чистоговорках: Са-са, в лесу бегает лиса. Зу-зу, Соня ведет домой козу; Зо-зо, нам сменили колесо;

— в стихах, загадках, пословицах, скороговорках: У Зои и Сани в сетях сом с усами. Стоит воз овса, возле воза —коза. Соня незнайка, а Зина зазнайка.

Чтобы добиться звонкости(ж),предлагаем на фоне непрерывного звучания(а)дать артикуляционную установку(ж). Автоматизацию и дифференциацию проводим в общепринятой последовательности, используя речевой материал типа: жаль—шаль, житье—шитье, жар—шар. жесть—шесть, ужи—уши, лужа—Луша, зажить—зашить, мажут —машут, тужить —тушить, жалость—шалость.

— затем смешиваемые фонемы отрабатываем во фразах, типа: Женя и Миша машинисты; Сережа нашел ежа; в чистоговорках:ша-ша-ша, Маша моет малыша, шо-шо-шо, Даша пишет хорошо;

— в стихах и т. д. Например, стихотворение Я. Акима «Жадина»:

Жадину я ни о чем не прошу,

В гости я жадину не приглашу.

Не выйдет из жадины друга хорошего,

Даже приятелем не назовешь его.

Хорошо использовать пословицы: Лежа хлеба не добудешь. Подальше положишь — побольше возьмешь. Кто ходит больше, тот живет дольше. Шила в мешке не утаишь. Тише едешь — дальше будешь и др.

Ипользуемые приемы способствуют быстрому исправлению данного нарушения и предупреждению акустической дисграфии.

1.Логопедия./ Под ред. Л.С. Волковой./ – М., 2006.

2.Артикуляция звуков и графическое изображение: учебно – демонстрационный материал. – М.:Издательство ГНОМ и Д, 2008. – 48с.

3.Полякова М.А.Самоучитель по логопедии. Универсальное руководство /Марина Полякова. – 2-е изд/. – М.Абрис – пресс, 2008

4.Мухина А.Я. Речедвигательная ритмика /А.Я.Мухина. – М.АСТ. Астрель. Владимир/. ВКТ, 2009.

6.Егорова О.В. Звуки В, ВЬ, Ф, ФЬ. Речевой материал и игры по автоматизации и дифференциации звуков у детей 5-7 лет. — М.: Издательство «Гном и Д», 2005. — 24 с.

7.Архипова Е.В. Логопедический массаж при дизартрии / М.: АСТ, Владимиро: ВКТ, 2008.

8.Гальская Н. В.Тетрадь для закрепления произношения звуков П, П’, Б, Б’, Ф, Ф’, В, В’, Т, Т’, Д, Д’: Пособие для детей с нарушениями речи / Н. В. Гальская; Худож. Е. С. Шапошникова. — Мн.: «Аверсэв», 2003. — 16 с. — (Говорящий карандашик).

9.Гальская Н. В. Тетрадь для закрепления произношения звуков К, К’, Г, Г’, X, X’ : Пособие для детей с нарушениями речи/Н. В. Гальская; Худож. Е. С. Шапошникова.- Мн.: «Аверсэв», 2003. — 16 с. — (Говорящий карандашик).

Источник

Дефект оглушения согласных что это

Специфическим недостатком, характерным для произношения всех звонких звуков независимо от способа и места образования, твердости и мягкости, является воспроизведение их в виде соответствующих парных глухих звуков («самок», «щук» вместо замок, жук; «терево», «куси», «пулка» вместо дерево, гуси, булка). Нередко этот недостаток сопутствует тугоухости.

Исправление данного недостатка следует начинать с фрикативных звуков з и ж как более легких для усвоения. В качестве исходной надо брать фонему в, обычно произносимую правильно, звонко.

Логопед протяжно произносит звук ф, а затем, не прерывая выдоха, включает голос и переходит на звук в (ф____ в____).

При этом он обращает внимание ребенка не только на различие в звучании звуков, но и на то, что в момент произнесения твердого звука в можно, прикоснувшись рукой к гортани, ощущать ее вибрацию.

В следующий момент то же упражнение вместе с логопедом сопряженно (одновременно) проделывает ребенок, контролируя одной рукой вибрацию гортани логопеда, а другой — своей собственной гортани.

Затем таким же образом произносится звуке, который при включении голоса преобразуется в фонему з (с____з____).

Работа над звонкими фрикативными согласными заканчивается постановкой ж, что также достигается включением голоса в момент длительного произнесения ш (ш____ж____).

За первичной постановкой звуков з и ж следуют упражнения на материале слогов, слов и фраз, направленные на их закрепление и на дифференциацию с парными глухими (з-с, ж-ш).

Значительно большие трудности могут возникнуть при постановке звонких взрывных б, д, г.

Начинать целесообразно с фонемы б. Ребенку предлагается трехкратно произнести слог ба (ба-ба-ба). При этом полезно несколько удлинять тот момент произнесения фонемы б. когда голос звучит еще при сомкнутых губах, до взрыва. При переходе от слога к слогу голос должен звучать непрерывно. Следует дать ребенку возможность воспринимать этот слоговой ряд не только на слух, но и с помощью осязания вибрации гортани, щек.

Добившись изолированного воспроизведения звонких согласных, необходимо в процессе упражнений на материале разнообразных слогов, слов и фраз закрепить их в речи и выработать у ребенка навык дифференциации этих звуков с парными глухими (п-б, т-д, к-г и др.).

Источник

Профилактика аккустических дисграфий.
Дефект оглушения.

Среди нарушений звукопроизношения у дошкольников часто встречается дефект оглушения (озвончения), который чрезвычайно неприятен своей «цепкостью». Даже после его коррекции в устной речи он задерживается в письменной. Дефект оглушения является одним из наиболее распространенных среди типичных ошибок акустической дисграфии. Важно не только раннее выявление этого дефекта, своевременная его коррекция, но и тщательная дифференциация смешиваемых фонем. Этот дефект встречается в произношении согласных, имеющих звонкую и глухую пары, которые различаются только наличием голоса в них.

Звуки каждой пары имеют одинаковые артикуляционные уклады и отличаются друг от друга только участием голоса и несколько меньшим напряжением речевых органов. Анализ литературы и личный опыт указывает, что дефект оглуше-ния чаще встречается среди смычных (взрывных), чем среди щелевых, потому что при произношении щелевых звуков вибрация голосовых связок более длительная и ощутимая, чем при произношении взрывных.

Выделяют три вида дефекта: полное отсутствие звонких согласных, т. е. тотальное оглушение, недостаточное озвончение или лее недостаточное оглушение. Все три случая, как правило, отражаются на письме. Оглушение наблюдается чаще, чем озвончение.

Неврологическую основу этого дефекта Л. С. Волкова объясняет тем, что спастическое сокращение мышц голосового аппарата может полностью исключить вибрацию голосовых связок. В результате нарушается процесс образования звонких согласных. Возможно это и при парезе мышц голосового аппарата, при этом сила голоса становится минимальной. Озвончение глухих согласных наблюдается при диффузной спас-тичности мышц речевого аппарата.

Основными причинами дефекта оглушения М. Е. Хватцев считал плохую координацию «сочетанной работы» голосового аппарата, недоразвитие фонематического слуха, частичное снижение слуха. Дефект оглушения является непременным спутником людей с нарушением слуха, что служит препятствием для дифференциации согласных. Несомненно, для правильного произношения и профилактики нарушений письменной речи существенную роль играют сохранность и функциональная зрелость слухового и речедвигательного аппарата. Ф. Ф. Pay подчеркивал, что в процессе усвоения парных согласных выявляются двоякого рода трудности, которые обусловлены необходимостью различения близких в произношении фонем. Они также связаны с усвоением ре-чедвижений, необходимых для их воспроизведения. Таким образом, восприятие звуков родной речи происходит в соответствии с их акустическими (сенсорными) признаками, а становление этих парных согласных фонем в произношении у детей раннего и дошкольного возраста осуществляется в соответствии с их артикуляционными свойствами.

Коррекция дефекта оглушения у большинства практиков вызывает определенные трудности, чтобы их избежать важно использовать прием сопоставления и сравнения фонем, слогов и слов, а смешиваемые звуки необходимо тщательно анализировать, выделять сходные и различительные признаки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *