Дефектологическое образование что такое
Чем занимается дефектолог и как им стать: краткий путеводитель по профессии.
Если вы хотите помогать людям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), дефектология — ваш выбор. Мы расскажем об этой профессии и ее направлениях, а также подскажем, где пройти обучение, чтобы стать специалистом.
Дефектолог: кто это и чем занимается
Специалисты этого профиля оказывают комплексную помощь людям с ОВЗ: глухим и слабослышащим, слепым и слабовидящим, людям с нарушениями эмоциональной сферы и интеллектуального развития, с заболеваниями опорно-двигательного аппарата и пр.
У этой профессии есть несколько узких направлений. Коротко рассмотрим несколько видов профессиональной деятельности дефектологов :
Но специалисты любого из этих профилей должны разбираться в смежных направлениях, ведь одни нарушения и патологии ведут к другим. В частности, у пациентов с глухотой, ДЦП, нарушениями в развитии интеллекта нередко возникают сложности в освоении речи.
Рекомендация дефектологов родителям : любые тревожные «звоночки» — повод обратиться к специалисту, не дожидаясь, пока ребенок «вылечится сам». Лучше потратить немного времени и узнать, что с ребенком все в порядке, чем проигнорировать проблему и допустить развитие патологии.
Деятельность дефектолога: основные этапы
Все начинается с диагностики. Притом дефектолог не только работает с ребенком (проверяет концентрацию внимания, уровень интеллекта, речевые навыки, память и пр.), но также изучает информацию о течении беременности и родов. Обследование должно быть комплексным: например, некоторые задачи и упражнения нужны не столько для проверки интеллекта, сколько для изучения эмоциональной реакции.
На этом этапе дефектолог изучает результаты обследований, проведенных врачами, и объясняет родителям, к каким специалистам стоит обратиться (это может быть психолог, невропатолог, узкий специалист в конкретной области дефектологии и пр.)
Последний этап — проведение занятий. Дефектолог внимательно наблюдает за ребенком, отслеживает прогресс и корректирует план, чтобы добиться нужного результата. При необходимости он меняет длительность и частоту занятий.
Также дефектологи консультируют участников коррекционно-образовательного процесса (родителей, педагогов и других специалистов) и просвещают население.
Примеры методов работы дефектолога
Во время диагностики специалист может использовать:
В списке эффективных методик коррекционной работы дефектологов :
Обратите внимание: для применения каждой из них нужен документ, подтверждающий право использования. Конкретные методики можно освоить на курсах повышения квалификации.
Где пройти обучение?
Ознакомьтесь с полным списком курсов, чтобы выбрать подходящий.
Нужна помощь в выборе программы? Обратитесь к специалистам приемной комиссии АНО «НИИДПО»!
ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
отрасль высш. пед. образования, система подготовки пед. кадров для уч.-воспитат. работы с аномальными детьми. Осуществляется гл. обр. в пед. ин-тах (иногда в ун-тах). Даёт квалификацию олигофренопедагога, сурдопедагога, тифлопедагога, логопеда, профилированную по группам соответствующих специальных (коррекционных) образовательных учреждений и возрасту учащихся.
В дорев. России подготовка кадров для дефектологич. учреждений осуществлялась на краткосрочных курсах при Петерб. уч-ще для глухонемых (руководитель А. Ф. Остроградский), Петерб. психоневрологич. ин-те (руководитель Л. Г. Оршанский), Моск. дет. саде для глухонемых (руководители Н. А. Рау и Ф. А. Рау) и др.
В первые годы сов. власти были организованы курсы дефектологов в Петрограде (1918, руководитель А. С. Грибоедов) и Москве (1919, руководитель В. П. Кащенко). В Петрограде в 1918 открыты ф-т дефектологии при Ин-те дошк. воспитания и Ин-т социального воспитания нормального и дефективного ребёнка (впоследствии объединён с ЛГПИ, где в 1924 создано дефектологич. отделение, в 1934 — ф-т).
На 1-м Всерос. съезде по борьбе с дет. дефективностью, беспризорностью и преступностью (1920) принято решение о расширении подготовки педагогов-де-фектологов, в соответствии с к-рым в Москве открыты 2 вуза: при Нарком-здраве — Гос. ин-т дефективного ребёнка (1920), при Наркомпросе — Пед. ин-т дет. дефективности (1921). В 1924 они объединены в один ин-т, к-рый в 1925 вошёл во 2-й МГУ как дефектологич. отделение пед. ф-та, к-рое с 1934 стало ф-том МГПИ. В 1938 ф-т переименован в ф-т спец. школ; на его базе основан Моск. гос. пед. дефектологич. ин-т (МГПДИ, организатор И. И. Данюшев-ский), в 1942 ин-т вновь стал ф-том МГПИ. С 1920 началась подготовка дефектологов на Украине: открыто меди-ко-пед. отделение при ф-те социального воспитания Киевского ин-та нар. образования. Видную роль в организации Д. о. в СССР сыграли Д. И. Азбукин, А. Н. Граборов, Ф. А. Рау, В. П. Кащенко, Л. В. Занков, Б. И. Коваленко, А. И. Дьячков, А. Р. Лурия.
В системе и содержании высш. Д. о. в РСФСР до 1929 сохранялась обще-дефектологич. направленность. Возрастающие требования к уровню подготовки учителей вызвали необходимость специализации по отд. отраслям дефектологии. В 1939 введён (впервые — в МГПДИ) двойной профиль обучения: выпускники помимо дефектологич. специальности получали право преподавать один из уч. предметов в массовой школе. В послевоен. годы было пересмотрено содержание спец. подготовки дефектологов. В кон. 50-х гг. в уч. планы ин-тов включены новые дисциплины дефектологич. цикла, увеличен срок пед. практики в спец. уч.-воспитат. учреждениях; углублялась психолого-пед. направленность обучения. В 70-е гг. расширена и специализирована подготовка педагогов-дефектологов для дошк. учреждений.
С учётом потребностей спец. учреждений в пед. кадрах Д. о. осуществляется по 4 специальностям (по осн. отраслям дефектологии). Доп. специализация проводится по уч. предметам (родной язык и лит-ра, труд), направлениям пед. работы с аномальными детьми (нач. обучение, дошк. воспитание) и по психологии. Срок обучения на дефектологич. ф-тах и отделениях 5—6 лет; разработана (1985) квалификац. характеристика учителя по специальности «дефектология».
Д. о. Рос. Федерации включает циклы медико-пед. (основы генетики; общая патология человека; анатомия, физиология и патология органов слуха и речи, зрения; психопатология дет. возраста; основы невропатологии; клиника умственной отсталости и др.) и психолого-пед. (в соответствии со специализацией наряду с общей педагогикой и психологией предусмотрены курсы спец. психологии — умственно отсталого ребёнка, детей с недостатками слуха, зрения, речи, а также спец. педагогики) дисциплин.
Студенты овладевают спец. методиками обучения родному языку, математике, естествознанию, географии, истории, ручному труду, изобразит, иск-ву. Особое место отводится филол. подготовке, поскольку родной язык имеет важное значение в общеобразоват. и коррекционно-развивающей работе с аномальными детьми, а также методике воспитат. работы в спец. уч.-воспитат. учреждениях. В зависимости от профиля изучаются психолого-пед. диагностика умственной отсталости, методика работы с глубоко умственно отсталыми детьми; мимико-жесто-вая речь и дактилология, методика пред-метно-практич. обучения; техника формирования речи у глухих; сурдотехника; тифлография и тифлотехника; система устранения и предупреждения нарушений устной и письменной речи и др. Изучаются и смежные со специальностью отрасли знания. Студенты проходят практику в спец. учреждениях соответствующего профиля, к-рая спланирована как непрерывная с 1-го по 5-й курс с последоват. усложнением задач и содержания (с 1982 введена медико-пед. практика). С 1961 проводятся межвузовские студенч. науч. конференции по дефектологии.
В нач. 90-х гг. в Рос. Федерации Д. о. осуществлялось в Российском (в ЛГПИ с 1924; здесь и далее год начала подготовки) и Московском (во 2-м МГУ с 1925) ун-тах и в пед. ин-тах: МГЗПИ (1951), Екатеринбургском (1962), Иркутском (1963), Мордовском (1983), Курском (1986), Хабаровском (1987), Самарском (1988), Саратовском (1989) и др. Дефектологич. специализации имелись в пед. ин-тах Украины (Киевском, 1939; Славянском, 1966; Одесском, 1988), Латвии (Лиепайском, 1969), Узбекистана (Ташкентском, 1967), Казахстана (Казахском в Алма-Ате, 1976; Карагандинском, 1984), Киргизии (Киргизском в Бишкеке, 1981), Армении (Ереванском, 1983), Молдовы (Кишинёвском, 1970). Подготовка дефектологов ведётся (с 1968) также в Тартуском ун-те в Эстонии. На дефектологич. ф-тах и отделениях обучалось ежегодно св. 14 тыс. студентов, в т. ч. на дневных отделениях — св. 6 тыс., на заочных и вечерних-св. 8 тыс.; на 1-й курс приём составлял св. 2,8 тыс. чел.; выпуск — св. 2,5 тыс. чел., в т. ч. с дневных отделений — св. 1 тыс. чел.
В Рос. пед. ун-те (Санкт-Петербург), МГЗПИ, Киевском, Минском, Кишинёвском, Екатеринбургском, Ташкентском и нек-рых др. пед. ин-тах ведётся подготовка дефектологов в сокращённые сроки (3—4 года); в 1966 при МГПИ (ныне МиТГУ им. Ленина) созданы с этой целью одногодичные заочные курсы (принимаются лица с высш. пед. образованием, имеющие стаж работы в спец. уч.-воспитат. учреждениях). Повышение квалификации дефектологов осуществляется через систему ИУУ.
К нач. 90-х гг. результативность работы мн. дефектологич. ф-тов не отвечала реальным запросам практики спец. уч.-воспитат. учреждений, обеспеченность к-рых специалистами-дефектологами (включая педагогов, прошедших курсовую подготовку) не превышала 14%. Не получили развития специализации студентов для работы с детьми, страдающими задержкой психич. развития, последствиями полиомиелита и дет. церебрального паралича, комбинированными и множественными дефектами развития. Большинство дефектологич. ф-тов не располагало удовлетворит, базой для проф.-трудового обучения студентов. Недостаточно разработанными оставались методики вузовского преподавания отд. дисциплин Д. о., связанных, в частности, с ранней диагностикой аномалий развития, с дошк. воспитанием и обучением аномальных детей.
Дефектологич. ф-ты и кафедры работают в контакте с НИИ коррекционной педагогики РАО. Проводятся конференции преподавателей дефектологич. ф-тов пед. вузов и ун-тов, совещания-семинары зав. кафедрами. На нек-рых дефектологич. ф-тах имеется аспирантура.
Лит.: Развитие спец. обучения и воспитания аномальных детей, под ред. Т. А. Власовой и А. Т. Орлова, Ми973; Вопросы подготовки дефектологич. кадров, Шяуляй, 1975; Сов. дефектология за 60 лет. «Дефектология», 1977, № 5; 3 а м с к и и X. С., История олигофренопедагогики. M.; Формирование личности учителя в системе уч.-воспитат. процесса в пед. ин-те. Метод. рекомендации. Сб, МГПИ им. В. И. Ленина, Ми980, с. 182—204; Совершенствование системы подготовки учителей-дефектологов. Межвузовский сб. науч. трудов, Ми983; Пути совершенствования подготовки будущих учителей-дефектологов. Межвузовский сб. науч. трудов, Ми984; Проблемы совершенствования подготовки дефектологов в свете Основных направлений реформы школы, Шяуляй, 1985. И. А. Грошенков.
Дефектолог
Дефектолог — специалист, помогающий детям, страдающим от психических и физических недостатков, адаптироваться в обществе. Дефектологов можно отнести к группе специальных педагогов, их профессиональная деятельность тесно связана с медициной, социологией, психологией. Кстати, в 2021 году центр профориентации ПрофГид разработал точный тест на профориентацию. Он сам расскажет вам, какие профессии вам подходят, даст заключение о вашем типе личности и интеллекте.
Кто такой дефектолог?
Дефектологов часто путают с логопедами, но первые занимаются с детьми, которые страдают от задержки речевого развития или заболеваний ЦНС, а вторые корректируют речь абсолютно здоровых ребят. Условно дефектологов можно разделить на тех, кто занимается научной деятельностью, и тех, кто является практикующим коррекционным педагогом. Выделяют несколько направлений дефектологии, которые и определяют поле деятельности педагога:
Дефектологи, работающие с любым из вышеперечисленных направлений, занимаются не только коррекцией поведения, но и социальной адаптацией пациентов, их обучением, реабилитацией.
Особенности профессии дефектолог
Востребованные дефектологи ежедневно контактируют с детьми и их родителями, посещают конференции, занимаются научной работой, консультируется со своими коллегами, работающими в сфере медицины, педагогики, социологии. Они ведут своих маленьких и взрослых воспитанников, помогая им найти свое место в мире.
Опытные дефектологи постоянно используют в работе современные методики, являясь очень активными и увлеченными людьми. Работа дефектолога очень важна, ведь он помогает детям адаптироваться, выбрать профессию, общаться с людьми, получить все необходимые знания.
Плюсы и минусы профессии дефектолог
Плюсы
Минусы
Важные личные качества дефектолога
Дефектологи работают с ребятами, страдающими от приобретенных и врожденных заболеваний, поэтому они должны отличаться терпением, любовью к детям, ответственностью. Ежедневно коррекционные педагоги сталкиваются с радостью и грустью, бывают и конфликтные ситуации, поэтому важно внутреннее спокойствие, гармония и выдержка.
Дефектолог должен быть доброжелательным, миролюбивым и очень увлеченным человеком, который готов всего себя посвятить любимому делу. Коррекционный педагог может и не любить детей, но он обязан относиться к своим маленьким воспитанникам с уважением и пониманием.
Обучение на дефектолога
Работать дефектологом без высшего образования невозможно, поэтому абитуриент, решивший связать свою жизнь с этим направлением, должен подавать документы в вуз, в котором есть дефектологический факультет (код специальности 44.03.03). Поступая в вуз на факультет дефектологии, студент сдает экзамены по математике, биологии и русскому языку.
Переквалифицироваться в дефектолога могут люди, которые имеют профильное образование в сфере педагогики или психологии. В этом случае обучение займет не 5-6 лет, а несколько месяцев, проходить переподготовку можно дистанционно, после чего выпускник получит сертификат государственного образца.
Курсы
Столичный учебный центр, дистанционное обучение
Платные курсы для людей, которые хотят пройти переподготовку, имея необходимый набор профессиональных знаний. Длительность курса составляет 500-1000 часов, предусмотрена стажировка, студенты в обязательном порядке сдают не только итоговую аттестацию, но и плановые зачеты.
Получите диплом дефектолога в Уральском институте повышения квалификации и переподготовки. Его преимущества:
1. Полностью дистанционный формат обучения.
2. Беспроцентная рассрочка.
3. Бессрочный доступ к учебным материалам.
4. Привлекательные цены.
5. Более 155 экспертов-практиков, более 50 из них – кандидаты наук и доценты.
Волгоградская гуманитарная академия профессиональной подготовки специалистов социальной сферы приглашает пройти обучение по специальности «Дефектолог». Получите профессиональные знания в дистанционном формате, с практикой и обратной связью от экспертов. Скидки до 60%. Рассрочка 0%.
Центр «Российское просвещение», дистанционное обучение
Абитуриенты могут пройти курсы переподготовки, занимаясь 6, 8 или 10 месяцев. В течение этого времени студент будет имеет доступ к обучающим материалам, он должен изучать их, в противном случае хорошо написать аттестационную работу не получится. Обучение платное, но в центре есть и льготные программы.
Дефектолог
Дефектолог
Дефектолог
В сфере педагогики есть масса интересных и востребованных направлений. В этот перечень входит и профессия дефектолог, которая представлена рядом специализаций. Такие сотрудники работают с детьми разного возраста, помогая им избавляться от физических и психических недостатков. Их деятельность тесно связана с медициной, но при этом не требует получения диплома врача. Для работы по профилю мало закончить профильный ВУЗ. Нужно найти и развить в себя ряд личных качеств, без которых эффективность сотрудника будет минимальной.
Кто такой дефектолог и чем он занимается
В зависимости от типа решаемых проблем дефектолог может иметь одну из следующих специализаций (или несколько):
Дефектолог может быть практиком или теоретиком. Первые (коррекционные) непосредственно работают с детьми, стараясь решать конкретные проблемы. Вторые занимаются наукой, изучая тонкости направления, разрабатывая приемы обучения и воспитания проблемных малышей.
Особенности профессии дефектолог
Разделение дефектологов по специализациям условно. Чаще всего сотрудники такого типа работают со всеми видами перечисленных проблем. Нередко они встречаются у детей в разных сочетаниях, поэтому представитель профессии должен ориентироваться во всех направлениях.
В своей работе дефектологи тесно контактируют с детскими психологами, неврологами, нейропсихологами. Надо понимать, что такой сотрудник не лечит болезнь, вызвавшую характерные для нее симптомы. Он только проводит коррекцию, действуя в рамках своих компетенций.
Стандартный перечень обязанностей дефектолога:
Дефектологи работают с детьми и их родителями, проводят консультации. Они постоянно повышают уровень своей квалификации, изучая новые методики взаимодействия с клиентами, способы помощи. С этой целью профессионалы посещают семинары, конференции, профильные курсы.
Важные личные качества дефектолога
Специальность дефектолога стоит рассматривать только тем людям, которые считают работу с детьми своим призванием. У них должно быть безграничное терпение, ведь с проблемными ребятами взаимодействовать намного сложнее, чем с обычными. Для соискателя профессии обязательны любовь к детям, чувство ответственности, доброжелательность, креативность. Также в работе им помогут коммуникабельность, задатки лидера, строгость, внимательность.
Еще одно обязательное качество для дефектолога — умение разграничивать личную жизнь и профессиональную деятельность. Через такого сотрудника проходит большое количество детей с болезнями или проблемами. Если он вместо оказания профессиональной помощи начнет сопереживать каждому, неизбежны нервные срывы, депрессия, иные психоэмоциональные проблемы.
Дефектолог должен любить и понимать детей, в противном случае он не сможет работать в этой сфере, главная его задача — развить у ребенка навыки, которые помогут ему в будущем найти свое место в социуме и адаптироваться.
Профессиональные знания
Дефектологом невозможно стать, просто почитав профильную литературу. На такого специалиста нужно учиться у профессионалов. Обучение подразумевает освоение методов и приемов взаимодействия с детьми, родителями больных ребят. Также в него входит изучение коррекционно-педагогических методик, количество которых исчисляется десятками, способов диагностики проблем.
Дефектологу необходимы базовые медицинские знания, а также глубокие познания в психологии, социологии, конфликтологии. Такой сотрудник обязан уметь анализировать заключения врачей, педагогов и психологов, а также читать результаты анализов, обследований, тестов.
Требования к дефектологу
Чтобы работать дефектологом, нужно получить высшее педагогическое образование по профилю. Также можно получить среднее специальное медицинское образование по направлению «Лечебное дело», после чего пройти переобучение на дефектолога. Обычно к непосредственной работе с детьми допускаются квалифицированные сотрудники, отработавшие не менее 3-х лет под руководством экспертов в этой области.
Плюсы и минусы профессии дефектолог
Люди, которые считают работу с детьми своим призванием, порой даже не рассматривают ее плюсы и минусы. Их все же стоит изучить, чтобы усилить действие положительных моментов и сгладить отрицательные.
К плюсам и минусам направления относят:
Известные представители профессии
Обучение на дефектолога
Чтобы без проблем устроиться на должность дефектолога, нужно иметь высшее образование. Его можно получить строго по этому профилю или по одной из смежных специальностей. При поступлении в ВУЗ обычно нужны высокие баллы ЕГЭ по таким предметам как русский язык, биология, обществознание. Конкурс по этому направлению растет, поэтому в некоторые учебные заведения придется дополнительно сдать вступительные тесты по биологии.
Курсы
Если у соискателя профессии уже есть высшее образование по специальности психолог или педагог, он может стать дефектологом по упрощенной схеме. Для этого достаточно пройти профессиональную переподготовку на курсах по программе «Дефектология». Такие услуги предлагают «Высшая школа технологии и управления», «Столичный учебный центр», Центр «Российское просвещение» и другие заведения.
Продолжительность курсов составляет от 6 до 12 месяцев. Занятия проводятся в очном, очно-заочном или дистанционном формате. В процессе учебы ученикам приходится сдавать экзамены, зачеты, тесты. По итогам обучения выпускник проходит аттестацию и получает официальные документы.
Специализация «Дефектология» преподается в большинстве педагогических ВУЗов, а также во многих учебных заведениях с гуманитарным уклоном. Обучение по профилю занимает от 4 до 6 лет в зависимости от его формы, а также специфики направления. Учиться можно очно, очно-заочно, заочно и дистанционно. Ведущими ВУЗами этой области считаются: Московский институт психоанализа, Московский государственный областной университет, МПГУ, РГСУ, Институт специальной педагогики и психологии, МГГУ имени М.А. Шолохова, МСГУ.
Дефектолог: где может работать
Основное место работы дефектолога — специализированное школьное учреждение. Также такие профессионалы нужны в медицинских и детских центрах, школах-интернатах, профильных санаториях. Все чаще экспертов в области дефектологии приглашают работать в частные детские сады и школы.
Все чаще дефектологи склоняются к ведению частной практики. Достаточно открыть кабинет для приема посетителей, чтобы начать работу по профилю. Трудности в этом случае связаны только с поиском клиентов. Правда, благодаря развитию социальных сетей, сегодня любой может запустить рекламу своих услуг с минимальными вложениями.
Карьерный рост
Карьера дефектолога обычно начинается с рядовой должности в бюджетном заведении специализированного типа. Обычно за ним закрепляется куратор, контролирующий действия новичка. На этом этапе заработная плата работника составляет 15-20 тыс. рублей. Через 2-3 года практики сотрудник может приступать к самостоятельному приему посетителей. Его заработок увеличивается до 30-45 тыс. рублей. Со временем практик может перейти на руководящую должность с увеличением дохода до 50-70 тыс. рублей.
В частных учебных и воспитательных учреждениях дефектологи получают в среднем от 50 тыс. рублей. На такие должности обычно принимают опытных представителей профессии, обладателей научной степени. При ведении частной практики профессионалы такого типа зарабатывают от 60 тыс. рублей в месяц.
Заключение
Представитель профессии дефектолог занимается работой с детьми, у которых есть физические отклонения от нормы, психические проблемы. Цель такого сотрудника — повышение качества жизни малыша, упрощение процесса его адаптации в обществе. Для трудоустройства по профилю необходимо наличие высшего педагогического образования или прохождение курсов повышения квалификации.