Дефектовка и диагностика в чем разница
Безразборная дефектация и техническая диагностика
Техническая диагностика — это процесс определения технического состояния объекта диагностирования с определенной точностью. Результатом диагностирования (технического диагноза) является заключение о техническом состоянии объекта с указанием при необходимости места, вида и причины дефекта. При диагностировании следует различать рабочее воздействие на объект при его функционировании, и тестовое воздействие на объект, подаваемое только для целей диагностирования.
Сущность безразборных методов диагностики неисправностей заключается в том, что исследуются признаки и измеряются какие-либо параметры (группа параметров) работающей машины. Полученные данные сопоставляются с нормативами допустимых отклонений, установленных на исправных и отрегулированных машинах. В результате анализа делается общее заключение о техническом состоянии машины и принимается решение по ее ремонту.
Применение методов безразборной дефектации технического состояния машин дает значительный экономический эффект: создаются оптимальные условия регулировки рабочих параметров, влияющих на экономичность работы машины и износ деталей; предупреждаются аварийные состояния машины; сохраняются условия приработки сопряженных деталей. В результате повышается надежность и долговечность, увеличивается межремонтный период и сокращаются затраты на ремонт машины.
Разработаны методы и технические средства безразборной дефектации для двигателей внутреннего сгорания, турбин, турбонагнетателей, компрессоров, насосов, редукторов, судовых систем и т. д. Наибольшее распространение получили следующие методы:
-диагностика по внешним признакам работы (шумность, дымность, нагрев, вибрация, течь, пропаривание и т. д.);
—измерение выходных рабочих параметров (производительность, мощность, скорость и т. п.);
—измерение параметров рабочих процессов (давление, температура, скорость рабочих органов, расход рабочего вещества и т. д.);
—анализ состава продуктов износа при трении (или другом виде износа);
—анализ состава и свойств веществ, используемых в рабочих процессах.
При нормальных условиях эксплуатации и оптимальной регулировке механизмов, обслуживающих двигатель, изменение внешних признаков его работы связано прежде всего с износами трущихся пар.
Увеличение зазоров в коренных шатунных и головных подшипниках приводит к появлению стуков. При увеличении зазоров усиливается нагрев подшипников.
Износ зеркала цилиндра, тронка поршня и поршневых колец изменяет и динамику работы поршневой группы. При этом увеличиваются стуки при подходе поршня к верхней и нижней мертвым точкам, меняется общий характер вибрации двигателя, увеличиваются дымность и происходит прорыв газов в картер.
Простейшими техническими средствами безразборной диагностики являются стетоскопы, термометры, термокарандаши, газоанализаторы, вибрографы, виброметры.
Наиболее объективная количественная оценка технического состояния дизеля достигается применением метода виброакустического контроля, который проводится с использованием специальных виброакустических приборов.
В основу метода положена зависимость параметров шума и вибрации от кинетической энергии подвижных соединений.
Увеличение зазора в сопряжении при эксплуатации меняет величину параметров вибрации: амплитуды, частоты, типа спектральной кривой и общего уровня вибрации.
Сопоставляя спектры вибрации, полученные при диагностике, со спектрами вибрации начального и предельно допустимого периодов эксплуатации, можно оценить техническое состояние двигателя. Для ведения виброакустического контроля выпускаются различные приборы, которые измеряют отдельные параметры вибрации и могут собираться в универсальную блок-схему для одновременного контроля нескольких параметров. Одновременный контроль всех выходных параметров ДВС практически неосуществим, и экономически нецелесообразен, поэтому для технической диагностики выбирается определенное количество параметров. Наибольшее количество параметров определяется при стендовых, швартовных и ходовых испытаниях, когда проводятся комплексные теплотехнические испытания двигателей.
На рисунке 5 дана зависимость энергии вибрации блока двигателя от частоты: кривая 1 — для предельного и кривая 2 — для нормального зазоров между поршнем и цилиндровой втулкой.
На рисунке 6 показан пример зависимости вибрации цилиндровой втулки двигателя от частоты вращения при различных значениях теплового зазора втулка—поршень.
Рисунок 5. График зависимости энергии Рисунок 6. График зависимости вибрации
Ремонт и диагностика. Основные понятия и определения
Ремонт, это ряд организационных, подготовительных и технических мероприятий направленных на восстановление исправности устройства, а также его ресурса.
Ремонт бывает текущий, средний и капитальный. Текущий ремонт направлен на восстановление исправности, а средний и капитальный – на восстановление ресурса.
Человек, который собирается восстанавливать исправность устройства, назовем его мастер, должен ясно представлять себе как функционирует это устройство в исправном состоянии.
Перед началом ремонта мастер должен всесторонне обследовать устройство с целью установления его фактического состояния и выявления отличий от исправного. Очень важно четко зафиксировать эти отличия.
Следующий этап – диагностика. Диагностика – это комплекс измерительных и испытательных мероприятий, направленных на выявление неисправных блоков, узлов и элементов ремонтируемого устройства.
Любое электронное устройство может выполнять свои функции при условии:
При выполнении этих условий устройство выполняет свои функции в соответствии со своими техническими характеристиками. Признаком неисправности является отклонение от нормы функций, выполняемых устройством.
Перед началом ремонта необходимо четко зафиксировать эти отклонения, если нужно, уточнить технические характеристики по эксплуатационным документам и только после этого начинать ремонт.
Если мы сами не были свидетелями выхода устройства из строя, то нужно, по возможности, опросить других людей. Если видимых повреждений нет, проверяем все напряжения питания, начиная от розетки. Если в розетке норма, переходим к выходу блока питания. Перед этим нужно выяснить, например, по схеме, какие напряжения блок питания должен вырабатывать в исправном состоянии.
Причиной их отличия от нормы может быть как неисправность самого блока питания, так и повышенный отбор мощности неисправным устройством, подключенным к этому блоку питания. Проверяем методом исключения. Например, к блоку питания можно подключить другую нагрузку, эквивалентную проверяемому устройству. Если блок питания выдаст норму, значит, он исправен и переходим к устройству.
Само устройство также может быть исправно, а причиной отбора повышенной мощности от блока питания может быть замыкания или неисправность нагрузки устройства, например, межвитковое замыкание в звуковой колонке и т.д. Здесь тоже проще всего проверить, подключив заведомо исправную нагрузку. Если замена нагрузки на заведомо исправную не дала результата, переходим к ремонту самого устройства.
После разборки нужно внимательно осмотреть все элементы схемы на предмет их ненормального внешнего вида, потемнения, вздутия, трещин. Затем так же внимательно осматриваем места пайки, особенно тех деталей, которые габаритные и греются при работе. При необходимости кисточкой и пылесосом удаляем пыль. Если визуальный осмотр не дал результата, готовим устройство к включению.
Располагаем платы так, чтобы исключить замыкания при подаче питания. Готовим и анализируем принципиальную схему, делаем привязку схемы и платы. Составляем теоретический план измерений. Включаем устройство, измеряем постоянные напряжения основных элементов и сравниваем с нанесенными на схеме значениями. У неисправных элементов постоянные напряжения будут явно отличаться от указанных на схеме.
Если не выявлено повреждений в обвязке и монтаже, меняем основной элемент.
Это главные моменты диагностики и ремонта любого электронного устройства. Конечно, в такой короткой статье невозможно описать все подробности. Это лучше делать постепенно на практических уроках, чем мы и займемся в дальнейшем.
Затем следует замена неисправных блоков, узлов, элементов. После замены выполняют необходимые регулировки и испытания, сначала замененных блоков, узлов, элементов, а затем устройства в целом.
Акт дефектовки в автосервисе
К внутренней документации автосервиса всегда ставится много вопросов касательно формы и содержания. Акт дефектовки автомобиля не относится к бланкам строгой отчетности, из-за чего его структура и содержание отличаются у разных СТО. Рассмотрим основные требования к документу и определим, что должно входить в акт для корректной работы автосервиса.
Акт дефектовки в автосервисе — это диагностический лист, в котором отражается техническое состояние автомобиля и обнаруженные неисправности при диагностике. Информация из документа сохраняется в базе данных СТО и предоставляется в распечатанном виде клиенту — так владелец автомобиля узнает об обнаруженных проблемах в автомобиле, а автосервис может предложить услугу ТО или ремонта. Документ полезен сразу для обеих сторон: клиент может контролировать техническое состояние ТС, а СТО — сохраняет лояльность клиента и увеличивает средний чек.
Дефектный акт автомобиля отличается от дефектной ведомости — последняя относится к первичной документации, подтверждающей наличие дефектов в транспортном средстве. Дефектная ведомость позволяет получить только данные обо всех неисправностях автомобиля — акт же подтверждает проведение дефектовки, а также отражает оценку экспертной группы по устранению выявленных неисправностей.
Документ составляется при проведении планового технического осмотра, при поступлении автомобиля на ремонт, обслуживание или дооборудование. При выявлении скрытого дефекта в процессе ремонта может быть назначена более глубокая дефектовка детали с привлечением профильных специалистов. Целью заполнения диагностического листа считается определение всех технических и косметических неисправностей транспортного средства или детали автомобиля, а также наличие списка с инструкцией по восстановлению выявленных дефектов.
Стандартизированной формы содержания для акта дефектовки нет — документ может отличаться по содержанию у разных предприятий. Бланки для актов могут печататься на чистой или брендированной бумаге размером А6–А4. Заполненный документ должен содержать подпись и расшифровку подписи всех должностных лиц экспертной группы.В образец акта дефектовки для автосервиса обязательно входят:
Диагностический лист не имеет юридической силы для страховых компаний или как документ, используемый для судебных разбирательств при попадании автомобиля в ДТП, либо для решения гарантийных вопросов с официальными дилерами. Акт не должен включать опись характера повреждения или выработки дефектовочных комплектующих, а также причины износа детали и показания остаточного ресурса.
При желании владелец СТО может добавить в форму документа список рекомендуемых товаров, которые потребуются для устранения выявленных недостатков. Это позволит увеличить средний чек автосервиса и повысит лояльность клиентов.
Таким образом диагностический чек-лист необходим только для оценки плана работ при составлении заказ-нарядов и не может использоваться в качестве доказательства при списании автомобиля в утилизацию или для снятия с учета в ГИБДД.
Документ оформляется каждый раз при визуальном осмотре автомобиля, а также при проведении диагностических и дефектовочных работ. Акт дефектовки составляется после оформления акта приема-передачи транспортного средства и не может заменять данный документ. Поступивший на проверку автомобиль отдается в дефектную службу автосервиса, где проводятся следующие работы:
Также могут проводиться метрологические испытания по оценке состояния геометрии кузова, токсичности двигателя или работоспособности поврежденных деталей автомобиля. Весь перечень обнаруженных дефектов или метрологических испытаний указывается в документе. Основная задача документа — зарегистрировать факт выявления неисправности транспортного средства, а также определить корректные методы по устранению дефектов. Аналогичная процедура проводится при поступлении на ремонт отдельной сложнотехнической детали на автомобиль. Например, электронного блока управления или двигателя в сборе.
Акт дефектовки запчасти от автосервиса составляется в нескольких образцах, один из которых может выдаваться на руки владельцу транспортного средства. Данный документ не относится к бланкам строгой отчетности, поскольку не содержит данных контрагента СТО и платежных реквизитов — диагностический лист не может приравниваться к кассовому чеку и использоваться для приема оплаты за услуги населению.
В начале документа ставится штамп предприятия или надпись с грифом утверждаю и номером приказа на СТО, свидетельствующего об утверждении формы акта на данном предприятии. Далее указывается дата проведения, время начала и окончания проверка автомобиля, а также юридический адрес автосервиса и фактический, если местоположение дефектовочного цеха отличается от юридического адреса СТО.В документе обязательно указывается информация об автомобиле — в список регистрируемых данных входят:
Информация об автомобиле указывается в формате списка или таблицы. Под форматированием могут указываться примечания экспертной комиссии, а также прописывается общее техническое состояние — например, «доставлен после аварии», «поступил со снятым двигателем». Мастер, проводивший диагностику, также должен указать, что VIN-номер, цвет кузова, госномер и объем двигателя соответствуют предоставленному СТС.Далее в документе указывается таблица, содержащая результат дефектовочных работ. В таблице описываются следующие данные:
Решение экспертной группы о вариантах устранения каждого дефекта должно быть единогласным. При невозможности точно определить техническое состояние, размер выработки и износа детали, назначается более глубокая дефектовка с передачей прав профильным специалистам. Если проверка сложнотехнического агрегата автомобиля занимает несколько дней, в таблице дополнительно указывается дата и время выявления каждой неисправности.
Пример дефектовочной таблицы:
В конце акта дефектовки запчасти от автосервиса указываются ФИО и должности всех членов экспертной группы. Требования к составу комиссии:
Каждый сотрудник автосервиса указывает свою личную подпись и ее расшифровку. После чего документ предоставляется владельцу транспортного средства для согласования.
Клиент СТО должен согласовать перечень проводимых работ по устранению выявленных дефектов и список предложенных товаров для ремонта и ТО автомобиля.
При заполнении документа запрещается использовать сокращения, а опись всех дефектов и экспертная оценка по устранению неисправностей должны прописываться максимально четко. В документе запрещены любые исправления — при совершении ошибки составляется новый акт.
А вот пример диагностического листа из программы АвтоДилер Онлайн:
Поскольку нет строгого регламента по использованию и оформлению документа, при работе с актами дефектовки часто возникают затруднения. Разберем основные моменты, которые стоит учитывать:
Диагностический лист не может заменять бланки с описью повреждений транспортного средства при поступлении на ремонт в автосервис, а также использоваться в качестве платежного реквизита или квитанции.
Дефектный акт — документ первичной отчетности, свидетельствующий о проведении диагностики и дефектовки транспортного средства. В нем отображаются все выявленные дефекты и скрытые неисправности, а также рекомендации по ремонту и восстановлению автомобиля.
Документ используется для ведения внутреннего учета автосервиса — для расчета стоимости ремонтных работ СТО и составлении сметы на заказ комплектующих, для разработки заказ-нарядов. Акты не подлежат строгой отчетности и могут печататься в свободной форме, при этом содержимое бланка требует согласования с владельцем ремонтируемого транспортного средства.
Составление диагностических листов позволяет обосновать клиенту перечень услуг и товаров в заказ-наряде, а также расширить средний чек автосервиса. Выдача актов дефектовки повышает лояльность аудитории СТО и увеличивает количество повторных заездов, поскольку обеспечивает прозрачность сервисных услуг и упрощает содержание автомобиля в технически исправном состоянии.