Дефицит бюджета что это такое

Дефицит бюджета и инструменты покрытия

Предкризисная осень принесла цепочку событий, возможно, связанных между собой в единую логику, как причина и следствия.

Бюджет следующего и последующего годов ещё долго будет обсуждаться и корректироваться, но тренды уже очевидны: денег на всех не хватает ни при каких обстоятельствах при том, что жить элита привыкла на широкую ногу, не по средствам.

Для снижения бюджетного трансферта Пенсионному фонду правительство решило «растворить» накопительную часть пенсии так называемых «молчунов» в пользу страховой. Пенсионными накоплениями граждан за 2014 год в размере 240 млрд. рублей, изъятыми у управляющих компаний и негосударственных пенсионных фондов, также начнут заделывать брешь в распределительной системе (текущие выплаты пенсионерам). У нас, как известно, нет ничего более постоянного, чем временное (всего-то, как было объявлено, «заморозка» на год, а потом якобы всё вернется на круги своя и станет тип-топ).

Для справки: людей фактически обворовывают, и одновременно президент своим указом задним числом. в 2-2,5 раза поднимает доходы (оклады, надбавки, другие выплаты) практически всем высшим чиновникам (до 500 000-700 000 руб. в месяц).

За счёт чего ещё будут покрывать дефицит бюджета? Есть фишка?

Вот и делайте вывод, найден ли «действенный» инструмент для покрытия дефицита или он пока в поиске.

А мы всё талдычим: бизнес-климат, инвестиционный климат.

ВНИМАНИЕ!

15 декабря на «Клерке» стартует обучение на онлайн-курсе повышения квалификации для получения удостоверения, которое попадет в госреестр. Тема курса: управленческий учет.

Повышайте свою ценность как специалиста прямо на «Клерке». Подробнее

Источник

Тема 4. Сбалансированность бюджета

Цель изучения данной темы — рассмотреть состояния, в которых может находиться бюджет, изучить сущность и функции государственного кредита, принципы и методы управления государственным долгом.

Достижение цели предусматривает решение следующих задач:

Содержание

4.1. Понятия дефицита и профицита бюджета

Практическое использование бюджетных отношений для реализации возложенных на государство функций позволяет говорить о трех возможных состояниях бюджетного фондадефицитном, профицитном и сбалансированном. Они отражают различное соотношение доходной и расходной частей бюджета.

Дефицит бюджета — расходы бюджета превышают его доходы, образуется отрицательное бюджетное сальдо.

Профицит бюджета — положительное сальдо бюджета — представляет собой превышение доходов над расходами.

Сбалансированным является бюджет, в котором расходная и доходная части равны.

Дефицит бюджета — категория денежного хозяйства, которая выражает объективные экономические отношения, возникающие между участниками воспроизводственного процесса при использовании государством денежных средств сверх имеющихся бюджетных доходов.

Основная причина возникновения бюджетного дефицита кроется в отставании темпов роста бюджетных доходов по сравнению с увеличением бюджетных расходов. Причины этого отставания могут быть различными, в частности:

Бюджетным кодексом Российской Федерации установлено, что текущие расходы бюджетов субъекта РФ и местного бюджета не могут превышать объем доходов соответствующих бюджетов.

При этом размер дефицита бюджета субъекта РФ не может превышать 15 % объема доходов его бюджета (без учета финансовой помощи из федерального бюджета).

Размер дефицита местного бюджета не может превышать 10 % объема доходов местного бюджета (также без учета финансовой помощи из вышестоящих бюджетов).

Размер дефицита федерального бюджета не может превышать размера ненефтегазового дефицита федерального бюджета.

Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета представляет собой разницу между объемом доходов федерального бюджета без учета нефтегазовых доходов федерального бюджета и доходов от управления средствами Резервного фонда и Фонда национального благосостояния и общим объемом расходов федерального бюджета в соответствующем финансовом году.

Ненефтегазовый дефицит федерального бюджета не может превышать 4,7 процента прогнозируемого в соответствующем финансовом году валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. (Вступает в силу с 1 января 2011 года.)

Сбалансированность федерального бюджета РФ 1995-2003 гг. (% от ВВП)

Годы

Расходы

Доходы

Дефицит(-), профицит(+)

Источниками финансирования дефицита федерального бюджета Российской Федерации являются:

1) источники внутреннего финансирования дефицитов бюджетов:

2) источники внешнего финансирования дефицитов бюджетов:

Перечень статей и видов источников финансирования дефицитов бюджетов утверждается законом (решением) о соответствующем бюджете при утверждении источников финансирования дефицита бюджета.

4.2. Теории бюджетной сбалансированности

В условиях увеличения доли ВВП, перераспределяемой через бюджет, одной из важнейших задач современной бюджетной политики большинства государств мира стало решение проблем стимулирования экономического роста в стране и проблем сбалансированности бюджетов различных уровней.

Современные финансовые теории допускают наличие бюджетного дефицита на определенном этапе экономического развития страны, поскольку содержание антициклической фискальной политики государства заключается в дефицитности бюджета во время спада (с целью стимулирования совокупного спроса) и наличии компенсирующего профицита в период подъема и стабилизации.

Иначе говоря, достаточно, чтобы бюджет был сбалансирован на протяжении экономического цикла, ежегодная же сбалансированность бюджета ослабляет стабилизирующее значение фискальной роли государства и снижает возможности властей по стимулированию экономического роста.

Признание возможности использования несбалансированных государственных бюджетов для целей стабилизации экономики привело к увеличению значения механизмов государственного кредита и расширению сферы его использования.

4.3. Сущность и функции государственного кредита

Государственный кредит — это совокупность финансовых отношений, в которой одной из сторон является государство, а другой (кредиторами или заемщиками) — физические и юридические лица.

Государство может выступать:

В отличие от банковского кредита государственный характеризуется прежде всего тем, что средства, взятые взаймы государством, чаще всего не имеют инвестиционного характера, т. е. не направляются на обеспечение процесса расширенного воспроизводства и создание новой стоимости, а трансформируются в дополнительные финансовые ресурсы и идут на покрытие всей совокупности государственных расходов. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают бюджетные средства.

Функционирование механизма государственного кредита приводит к появлению государственного долга.

Представители западной экономической мысли дают определения государственного долга посредством анализа дефицита государственного бюджета. С. Л. Брю считает, что «государственный долг — общая сумма всех положительных сальдо бюджетов федерального правительства, за вычетом всех дефицитов, которые имели место в стране».

Финансово-кредитный энциклопедический словарь дает следующее определение: «долговые обязательства государства перед юридическими и физическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, возникающие из государственных займов (заимствований), договоров и соглашений (в том числе международных) о предоставлении бюджетных кредитов и ссуд, пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет, принятых на себя государством гарантий (поручительств) по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя государством обязательства третьих лиц».

Учитывая российскую специфику, можно полагать, что государственный долг — это вся сумма неоплаченных финансовых обязательств государства с процентами, начисленными на них, к определенному моменту времени.

Иными словами, государственный долг — это вся сумма задолженности по обязательствам государства, проценты по ней и неисполненные финансовые обязательства государства перед субъектами экономики, т. е. неоплаченный госзаказ, задолженность по заработной плате перед работниками бюджетной сферы и т. д. Практически эта задолженность представляет собой некорректно оформленный государственный долг, на который вдобавок не выплачиваются проценты.

Анализ содержания государственного кредита позволяет сделать ряд выводов:

Основные функции государственного кредита.

Государственный кредит играет важную роль в:

4.4. Классификация государственных займов

Государственные займы можно классифицировать по следующим признакам:

4.5. Принципы и методы управления государственным долгом

Предельный объем заимствований субъектов Российской Федерации, муниципальных заимствований в текущем финансовом году не должен превышать сумму, направляемую в текущем финансовом году на финансирование дефицита соответствующего бюджета и (или) погашение долговых обязательств соответствующего бюджета.

Предельный объем государственного долга субъекта Российской Федерации не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

Для субъекта Российской Федерации, у которого доля межбюджетных трансфертов в течение двух из трех последних финансовых лет превышала 60 %, предельный объем долга не должен превышать 50 % утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

Предельный объем муниципального долга не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений или поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Для муниципального образования, у которого доля межбюджетных трансфертов в течение двух из трех последних финансовых лет превышала 70 %, предельный объем муниципального долга не должен превышать 50 % утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

Управление государственным долгом — это совокупность действий государства в лице его уполномоченных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга.

В основе управления государственным долгом лежат следующие принципы:

Реструктуризация долга — это основанное на соглашении прекращение долговых обязательств, составляющих государственный или муниципальный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения обязательств. Реструктуризация долга может быть осуществлена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

Понятие управления государственным долгом может рассматриваться в широком и узком смыслах.

Управление государственным долгом в широком смысле предполагает:

Определение политики в отношении государственного долга и установление его верхнего предела осуществляются законодательными органами власти, а оперативное управление им — исполнительной властью.

Важное значение для управления государственным долгом имеет финансовая репутация страны-заемщика. В настоящее время репутация заемщиков на мировом финансовом рынке выражается в рейтингах, присваиваемых соответствующим странам специальными агентами согласно международным правилам рейтингования. Управление государственным долгом в узком смысле предполагает определение условий выпуска, обращения и погашения конкретных государственных ценных бумаг.

Еще более узкая трактовка управления государственным долгом предполагает регулирование состава и структуры совокупного государственного долга при его неизменной величине.

Методы управления государственным долгом:

Таким образом, целью управления государственным долгом является нахождение оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению.

Источник

Дефицит бюджета

Budget Deficit

Возникает в ситуации, когда расходы бюджета государства больше, чем его доходы. Причины возникновения дефицита могут быть различны — от сокращения расходов для перенаправления денежных потоков на развитие какого-либо сегмента до неэффективности финансовой системы и налоговой политики государства. Основной опасностью дефицита бюджета является инфляция, поэтому, как правило, это явление трактуется как негативное, хотя в нем есть и свои плюсы, так как возникновение дефицита может стимулировать спрос и, следовательно, рост экономики.

Другие термины категории

Актуальные аналитические обзоры

Дефицит бюджета что это такое. Смотреть фото Дефицит бюджета что это такое. Смотреть картинку Дефицит бюджета что это такое. Картинка про Дефицит бюджета что это такое. Фото Дефицит бюджета что это такоеДефицит бюджета что это такое. Смотреть фото Дефицит бюджета что это такое. Смотреть картинку Дефицит бюджета что это такое. Картинка про Дефицит бюджета что это такое. Фото Дефицит бюджета что это такоеДефицит бюджета что это такое. Смотреть фото Дефицит бюджета что это такое. Смотреть картинку Дефицит бюджета что это такое. Картинка про Дефицит бюджета что это такое. Фото Дефицит бюджета что это такоеДефицит бюджета что это такое. Смотреть фото Дефицит бюджета что это такое. Смотреть картинку Дефицит бюджета что это такое. Картинка про Дефицит бюджета что это такое. Фото Дефицит бюджета что это такоеДефицит бюджета что это такое. Смотреть фото Дефицит бюджета что это такое. Смотреть картинку Дефицит бюджета что это такое. Картинка про Дефицит бюджета что это такое. Фото Дефицит бюджета что это такоеДефицит бюджета что это такое. Смотреть фото Дефицит бюджета что это такое. Смотреть картинку Дефицит бюджета что это такое. Картинка про Дефицит бюджета что это такое. Фото Дефицит бюджета что это такоеДефицит бюджета что это такое. Смотреть фото Дефицит бюджета что это такое. Смотреть картинку Дефицит бюджета что это такое. Картинка про Дефицит бюджета что это такое. Фото Дефицит бюджета что это такое

Торговля

Аналитика

Разное

Для звонков из России

© 1998-2021 Alpari Limited

Бренд Альпари:

Alpari Limited, Suite 305, Griffith Corporate Centre, Kingstown, Saint Vincent and the Grenadines, is incorporated under registered number 20389 IBC 2012 by the Registrar of International Business Companies, registered by the Financial Services Authority of Saint Vincent and the Grenadines.

Альпари является членом Финансовой комиссии (The Financial Commission) — международной организации, которая занимается разрешением споров в сфере финансовых услуг на международном валютном рынке.

Уведомление о рисках: начиная работать на финансовых рынках, убедитесь, что вы осознаете риски, с которыми сопряжена торговля с использованием кредитного плеча, и что вы имеете достаточный уровень подготовки.

Источник

Дефицит государственного бюджета. Как он влияет на нашу жизнь?

Дефицит бюджета что это такое. Смотреть фото Дефицит бюджета что это такое. Смотреть картинку Дефицит бюджета что это такое. Картинка про Дефицит бюджета что это такое. Фото Дефицит бюджета что это такое

Дефицит бюджета — это такое состояние государственной казны, когда доходов (даже с учетом заемных денег) не хватает на финансирование всех необходимых расходов.

Бюджетный дефицит – это превышение общей суммы государственных расходов над суммой полученных доходов. В обратной ситуации говорят о профиците бюджета.

Сам по себе, дефицит — не проблема, а скорее, отражение экономических процессов, происходящих в стране. Гораздо важнее, что конкретно является его причиной, и какими методами его покрывают. Уникальность госбюджета заключается в масштабе воздействия на экономику. Его возможности по распределению денежных потоков в разы выше, чем у любого хозяйствующего субъекта.

Структура доходов и расходов

Государственный бюджет — документ, состоящий из двух частей. Доходная — отражает поток поступающих в казну налогов, прибыли госпредприятий, дивидендов от акций. Расходная (бюджетная роспись) — определяет направления использования денег на финансирование задач и функций государства (рис.1). Если на доходную часть преимущественно влияют экономическая ситуация и налоговая политика, то структура расходов меняется в зависимости от текущих потребностей, и больше зависит от складывающейся внутренней и мировой социально-политической обстановки.

Дефицит бюджета что это такое. Смотреть фото Дефицит бюджета что это такое. Смотреть картинку Дефицит бюджета что это такое. Картинка про Дефицит бюджета что это такое. Фото Дефицит бюджета что это такое

Рисунок 1. Главные источники поступления доходов в ФБ и направления расходования.

Причины дефицита

Дефицит федерального бюджета возникает по разным причинам:

К нему приводит не только «стечение обстоятельств», но и государственная политика. Правительство любой страны всегда стоит перед выбором. Что на текущий момент должно быть в приоритете: накопление или потребление; рост экономики или социальная справедливость. С помощью бюджета распределяется национальный доход, меняется структура потребления, стимулируются или сдерживаются темпы экономического роста.

Пример. Рассмотрим текущий бюджетный дефицит в России. С профицитом он был составлен последний раз в 2011 году. В 2012 году имело место отрицательное сальдо в размере 0,3%. За последующие два года оно увеличилось почти в 10 раз: в 2013 — 2,5%, в 2014 — 2,3%. С одной стороны, эта ситуация обусловлена падением цен на нефть и снижением объема доходов, а с другой — увеличением финансирования по отдельным статьям (рис.2). Всего за 3 года общий рост расходов составил больше 35%, и львиная доля их приходится на национальную экономику, оборону и безопасность.

Дефицит бюджета что это такое. Смотреть фото Дефицит бюджета что это такое. Смотреть картинку Дефицит бюджета что это такое. Картинка про Дефицит бюджета что это такое. Фото Дефицит бюджета что это такое

Рисунок 2. Темпы роста расходов ФБ в 2014 г. по отношению к 2011 г. по отдельным направлениям, в %.

Финансирование дефицита

Независимо от природы, дефицит должен быть профинансирован, для чего используются разные методы и их комбинации. Их принято делить на две группы.

1 Неэмиссионные способы покрытия отрицательного сальдо: внутренние и внешние займы.

Основные инструменты: размещение государственных долговых обязательств (облигации, другие ценные бумаги), банковское кредитование, займы в международных финансовых организациях. Каждый тип заимствования оказывает разное влияние на экономику, и вызывают разные последствия.

Внутренние долги — приводят к увеличению спроса на деньги, что влечет за собой повышение процентных ставок, то есть удорожание кредитов, снижает экономическую активность предприятий. Второй негативный эффект: угроза стабильности национальной валюты и устойчивости ЦБ, которые могут привести к дефолту. Внутренний заем имеет как финансовые, так и политические пределы.

Внешнее заимствование — имеет больше плюсов. Оно не вызывает изъятия средств из национальной экономики, а напротив: увеличивает финансовые возможности страны. Средства направляются на увеличение госзаказа, на оплату валютных закупок, на возврат внешних кредитов и оплату процентов по ним. Вследствие санкционной войны мировые банки денег России не дают, и она все больше занимает на внутреннем рынке (рис.1).

Дефицит бюджета что это такое. Смотреть фото Дефицит бюджета что это такое. Смотреть картинку Дефицит бюджета что это такое. Картинка про Дефицит бюджета что это такое. Фото Дефицит бюджета что это такое

Рисунок 1. Размер внутреннего государственного долга РФ в 2011 – 2015 г.г., млрд. руб.

2 Инфляционные методы (эмиссия денежных знаков).

Такое финансирование предусматривает дополнительный выпуск бумажных денег. Бюджетный дефицит, простыми словами, покрывают за счет «включения печатного станка». К каким последствиям это приводит? Эмиссия спасает от роста внешнего долга, и расходов на его обслуживание, не уменьшает инвестиционный поток в экономику — даже стимулирует совокупный спрос. Но она раскручивает инфляционную «спираль», поэтому допустима до определенного порога. При его превышении — ситуация выходит из под контроля.

Нужен ли дефицит?

Сбалансированная бюджетная политика означает равенство доходной и расходной частей. Это желательно, но практически невозможно в реальных условиях. Если ценой баланса выступает слишком жесткий режим экономии (принцип «по одежке протягивать ножки»), то это фактически означает отказ от экономического развития.

Кроме того, рост оборонных расходов приводит к ущемлению других направлений, а по уровню «социалки» — мы всего лишь на 73 месте в мире. Стремление к ежегодному принятию бездефицитного бюджета, по мнению экономистов, может привести к двум последствиям: повышению налогов и снижению качества жизни. Чтобы этого не происходило — в текущих условиях и закладывается дефицит. Перспективное направление его покрытия — долговая политика по уменьшению внешнего долга, и замещению его внутренними займами.

Все страны имеют дефицит бюджета и покрывают его за счет кредитов. Причем их объем превышает размер национального ВВП. Так, в 2011 году у нас был профицитный бюджет, в то время как в других странах баланс был отрицательным: Америка – 14,3%; Англия – 8,4%, Германия – 2,3%; Франция – 6,0%; Япония – 10,0% от ВВП. В России этот показатель достиг 2,6% в 2015 году, и до критического показателя (60%) нам еще далеко.

Источник

России следует пожить с дефицитным бюджетом еще 2–3 года

Локдаун из-за пандемии коронавируса Россия смогла пережить с меньшими потерями, чем многие развитые страны, по трем причинам. Во-первых, ограничения не затронули сельское хозяйство, строительство и значительную часть промышленности. Во-вторых, «помогла» низкая доля непроизводственных услуг в структуре экономики. В-третьих, сыграли свою роль меры поддержки, которые сократили спад ВВП на 1 п. п. К таким выводам пришли ученые Института народнохозяйственного прогнозирования (ИНП) РАН.

Закрепить этот относительный успех и достичь в следующем году роста ВВП в 3,2% возможно при сохранении реальных расходов на уровне 2020 г. и отказе от практики бюджетного резервирования, утверждают они. В противном случае по инерционному сценарию Россию ожидает рост ВВП на 2,5% в 2021 г. и стагнация зарплат бюджетников и пенсий.

По итогам семи месяцев 2020 г. доходы бюджета упали на 4,8% (без учета доходов от продажи Сбербанка – на 10,3%), тогда как расходы бюджета выросли на 23%, а внебюджетных фондов – на 17%. «В наибольшей степени ожидаемо выросли расходы на здравоохранение (почти вдвое), на поддержку семей с детьми (в 2,4 раза), на трансферты регионам (+64%), – подводят итоги первой волны пандемии в ИНП РАН. – В составе расходов на национальную экономику в наибольшей степени увеличились расходы на транспорт (+39% год к году), связь (+35%) и дорожное хозяйство (+22%)». Дефицит в 1,4 трлн руб. был профинансирован за счет эмиссии госбумаг – по итогам 2020 г. он увеличится до 4,8 трлн руб., а госдолг на начало 2021 г. составит 13,5% ВВП.

В следующем году ученые ожидают роста налоговых поступлений на 1,5–5,5% – в основном благодаря восстановлению нефтяных цен и росту акцизов. При этом общая сумма доходов бюджета все же сократится на 2% – из-за сокращения на 18% неналоговых доходов. В 2022–2023 гг. рост бюджетных доходов, предполагают в ИНП РАН, будет обеспечиваться преимущественно ненефтегазовыми налогами – НДС, налогом на прибыль и НДФЛ, прирост доходов от которых за год составит 7–7,5%. При этом Минфин планирует сократить расходы.

«В 2021 г. предполагается сокращение финансирования на 6% в номинальном выражении (и на 9% в реальном) относительно уровня 2020 г., – говорится в прогнозе ИНП РАН. – В дальнейшем прирост расходов будет примерно соответствовать темпу роста цен, что означает стагнацию величины расходов в постоянных ценах. Это позволит снизить дефицит бюджета до 1,5% ВВП в 2023 г., причем основными источниками финансирования [дефицита] станут внутренние займы».

Основное, что дают такие меры, – это возможность стабилизации размера фонда национального благосостояния и госдолга. Но в результате сократится госпотребление, зарплаты бюджетников перестанут расти даже номинально, сократится реальный размер пенсий, снизятся темпы госинвестиций, прогнозируют ученые. Всего этого можно избежать. Для этого, по убеждению ИНП РАН, требуется только смягчить бюджетную политику.

«Главное, что понимается под смягчением бюджетной политики, – это пролонгация отмены ограничений на рост расходов в рамках бюджетного правила в 2022–2023 г., сохранение в эти годы дефицита бюджета и бюджетных расходов в реальном выражении на уровне 2020 г.», – пояснил «Ведомостям» директор ИНП РАН Александр Широв.

Каждый дополнительный рубль, потраченный на образование, здравоохранение, науку и инвестиции (инфраструктурные проекты), позволит получить прирост ВВП на 1 руб. в 2021–2022 г. и 1,5 руб. в 2023 г., уточняет он: «А в современной российской экономике каждый дополнительный рубль прироста ВВП формирует около 16 коп. дополнительных налоговых сборов без учета нефтегазовых доходов, т. е. мы получим около 700 млрд руб. дополнительных бюджетных доходов в рамках рассматриваемого сценария».

Финансирование крупных проектов по развитию человеческого капитала (образование, здравоохранение, фундаментальная наука и т. д.) можно было бы выделить в защищенный бюджет развития, финансирование которого могло бы осуществляться за счет конъюнктурных, т. е. нерегулярных доходов бюджета, добавляет Широв.

С расчетами ИНП РАН в целом согласны и опрошенные «Ведомостями» экономисты. «Мы не сможем совершить экономический рывок, если не будем наращивать расходы по важным направлениям, – указывает президент ВЭО Сергей Бодрунов. – Если будем придерживаться текущего плана – снизить расходы и вернуться к бюджетному правилу, – существенного роста ВВП ждать не стоит даже на фоне низкой базы».

Но кроме отказа от сокращения расходов нужно всерьез подумать о приоритетах в бюджетных статьях, считает директор по экономической политике НИУ ВШЭ Юрий Симачев. «Можно пойти по пути разбрасывания денег пострадавшим отраслям без разбора. Но лучше понимать, действительно ли их проблемы связаны с кризисом или отрасль еще до кризиса находилась в сложном положении, – отмечает он. – Важно, чтобы сохранение бюджетных средств содействовало структурным изменениям в российской экономике и прежде всего росту новых секторов, росту новой экономики, динамичных компаний».

Замдиректора группы суверенных рейтингов и макроэкономического анализа АКРА Дмитрий Куликов тоже согласен с выводами ИНП РАН. Он напоминает, что технически отказ от сокращения расходов – уже сам по себе бюджетный стимул, но его функция в кризис – временно заменить частный спрос. В этом, напоминает он, и состоит контрциклический подход к политике, который позволяет сглаживать колебания экономической активности, не нанося ущерба долгосрочной устойчивости государственных финансов.

«Если есть подозрения, что частный спрос будет подавлен более длительное время, чем в течение 2021 г., что безработица не будет падать, а производственные мощности не будут загружены, то фискальная политика должна реагировать на это продлением стимулов, – уверен Куликов. – На данный момент вопрос о длительности восстановления экономической активности очень сильно завязан на сроки медицинского решения проблемы коронавируса (по-прежнему довольно неопределенные), поэтому заранее вносить в долгосрочные планы правительства тот или иной график консолидации, в принципе, может быть преждевременно».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *