Деформированная семья что это

Восемь отличий здоровой семьи от деструктивной

Понятие «деструкция» происходит от латинского слова «разрушение». Когда говорят о семейной деструкции, то подразумевают такой тип взаимодействия, который оказывает разрушительное воздействие на каждого из её членов.

Семья — это то место, где человек оказывается наиболее уязвимым. Он оставляет за порогом свои социальные маски и роли и становится более открытым как для поддержки, так и для удара. Потому семейные проблемы и конфликты представляют наиболее сильную угрозу для его психологического и эмоционального благополучия.

Деструктивная семья — это та семья, в которой человек чувствует себя среди своих хуже, чем среди чужих. Взаимоотношения между её членами критически нарушены, они медленно, но верно разрушают друг друга.

Однако семейную деструкцию бывает непросто распознать. Семья может вообще не иметь никаких общепринятых признаков «проблемной», а проявления разрушительного воздействия маскироваться под социально одобряемые действия.

Восемь отличий здоровой семьи от деструктивной

Семейная деструкция является одной из тяжелейших форм нарушений взаимоотношений между самыми близкими людьми. Это паттерн обычно передаётся из поколения в поколение и принимается не критически — «Все так живут». Тем не менее, не стоит недооценивать негативного влияния этого феномена на жизнеспособность семьи и личное развитие каждого из её членов. С каждой последующей межпоколенческой передачей деструктивные тенденции усиливаются. Человек не может самостоятельно сказать — «Стоп, больше так не будет». Он будет автоматически воспроизводить то, что было раньше, потому, что других моделей взаимодействия нет в его психическом пространстве. Сознательно он желает истинной любви и близости, но, не имея о них подлинного представления, идёт «туда, не знаю куда».

Источник

Дисфункциональная семья. 6 типов саморазрушающего поведения

Психологически здоровые люди знают, что они чувствуют. Они способны облечь свои чувства в слова и высказать их другим.

Функциональная и Дисфункциональная семья.

Признаки дисфункциональной семьи

2. Вакуум интимности. Изоляция семьи. Никто не ходит в гости.

3. Замороженность правил и ролей. «Не говори», «Не чувствуй», «Не доверяй», Чувства позволено проявлять только тем, кто в центре. Ребенок понимает, что высказывать эмоции небезопасно. Отрицательные эмоции накапливаются и замораживаются. Не умеют выражать горе, а соответственно и радость.

5. Недифференцированность «Я» каждого члена («Если мама сердится, то сердятся все»). Созависимое поведение.

6. Границы личности либо смешаны, либо наглухо разделены глухой стеной. Не отделяется человек от его поведения. Дети берут вину родителей на себя.

7. Все скрывают секрет семьи и поддерживают фасад псевдоблагополучия.

8. Склонность к полярности чувств и суждений.

9. Абсолютизирование воли, контроля.

Признаки функциональной семьи:

1. Проблемы признаются и решаются

2. Поощряются свободы (свобода восприятия, мысли и обсуждения, свобода иметь свои чувства, желания, свобода творчества)

3. Каждый член семьи имеет свою уникальную ценность, различия между членами семьи высоко ценятся

4. Члены семьи умеют удовлетворять свои потребности

5. Родители делают то, что говорят

6. Ролевые функции выбираются, а не навязываются

7. В семье есть место развлечениям

8. Ошибки прощаются, на них учатся

9. Гибкость всех семейных правил, законов, возможность их обсуждения.

Э. Ларсен приводит шесть категорий выработанного с детства саморазрушающего поведения:

1-я задача: понимать разницу между тем, что человек узнает в здоровой и дисфунциональной семье.

Следует понять, что на этом этапе нормально иметь глубинные проблемы. Это помогает принять себя и избавиться от стыда, вины и роли, которые являются причиной саморазрушающего поведения.

Выбор: либо выздоравливать, либо повторяться.

2-я задача: восстановление тонкого баланса между аффективной сферой и сферой мышления.

В функциональной семье: Человек имеет способность реально оценивать себя, других людей, ситуацию.

3-я задача: Восстановить историю детства, обсудить ее с другими.

4-я задача: понять связь межу поведением в детстве и во взрослом возрасте.

5-я задача: изменение стиля жизни.

Проблема в том, что часто сознательное понимание собственных действий блокируется отрицанием и чтобы через это прорваться, надо составить список своих достоинств и недостатков, которые выработались в детстве и опираться на него для большего осознания собственных действий.

6-я задача: поиск нового поведения.

Если человек вырос в дисфункциональной семье, он научился пользоваться паттернами поведения, которые неидентичный ему, т.к. наиболее мощный процесс формирования личности происходит до 10-ти лет (Т.Т. Горский, 2003). Поэтому, когда человек обнаруживает стиль поведения, который действительно подходит ему, оно кажется

естественным, легким, свободным. Но это может произойти только при освобождении от проблем детства. Качественное прохождение всех предыдущих стадий выздоровления обеспечивает такое качество, как «сознательная воля».

Дорога к исцелению.

«Я обложу тебя пластырем и исцелю тебя от ран твоих, говорит Господь. Тебя называли отверженным, говоря «вот Сион, о котором никто не спрашивает.» (Иерем. 30:17).

Для того чтобы перемены начали происходить, обычно требуются три вещи:

Десять нижеследующих принципов не обязательно являются шагами к исцелению, которым мы должны следовать в точном порядке, но каждый из них является частью процесса исцеления, через который мы проходим, так как мы взываем к Господу: «Измени меня, я не могу больше быть таким, каков я есть! Я хочу быть более похожим на Тебя!»

Исцеление начинается с момента осознания необходимости в нем.

« Ибо ты говоришь: «я богат, разбогател и ни в чем не имею нужды»; а не знаешь, что ты несчастен и жалок, и нищ и слеп и наг. Советую тебе купить у Меня золото, огнем очищенное, чтобы тебе обогатиться, и белую одежду, чтобы одеться и чтобы не видна была срамота наготы твоей, и глазною мазью помажь глаза твои, чтобы видеть». (Откр. 3:17,18).

Самый большой барьер на пути к исцелению это гордость. Гордость стремится обвинить других и, в тоже время, оправдывает свои собственные ошибки. Таким образом, гордость заставляет человека признать необходимость измениться для других, но не для себя. Гордость также осуждает Бога и других, когда что-либо не получается. Гордость видит раны, нанесенные другими, и не хочет осознавать свои собственные слабости, ошибки и страдания. Гордость не любит брать на себя ответственность, когда дела идут плохо.

Берут свое начало в гордости! Гордость всегда ищет своего! (из книги «Смирение» Эндрю Мюррея).

Вопросы, которые следует задать себе, когда приходит боль, разочарование, или непринятие.

(Рим. 14:12, Мат. 5:23, 24, 1 Иоан. 2:11)

вовлеченным в эту ситуацию? (Еф. 4:29-32)

(Марк. 11:25-2б, Мат. 6:14, Лук. 23:43)

То, как мы справляемся с непринятием и то, как мы изменяемся по Божьей воле, показывает насколько безопасно мы чувствуем себя, пребывая в Отцовской любви.

Уровни исцеления сердца.

2. Секретная область сердца. Мысли. Та, часть, которую мы скрываем. Стимулируется чувством вины и стыда.

Исцеление: срывать маски, говорить открыто о своих проблемах, слабостях, говорить об этом духовно, а не душевно. Прислушиваться к людям, которые говорят со стороны, особенно к близким, даже, если это неприятно слушать.

3 уровня исцеления.

1. Изменение внешнего поведения.

2. Работа Духа Святого с мыслями.

3. Исцеление сердца. Разобраться в причинах, почему так происходит.

Источник

Дисфункциональные семьи. Статистика — Признаки асоциальной семьи

Дисфункциональная семья — это семья, в которой нарушено выполнение функций, что приводит к недостижению целей членов семьи и общества в целом в супружеской, родительской, материальной и других сферах жизнедеятельности. Это препятствует личностному росту и блокирует потребность в самореализации.

Мотивами для вступления в брак в неблагополучных семьях являются:

— Сбежать от родителей;

— Долг (женитьба из чувства долга);

— Следование традициям (инициатива родителей);

— Престиж; поиск материальных благ;

Структура семьи — это состав семьи и количество ее членов, а также совокупность их взаимоотношений.

Понятие структуры семьи включает в себя:

2. Системы разных уровней (семья в целом, родительская подсистема, детская подсистема, отдельные подсистемы);

3. Основные параметры (сплоченность, иерархия, гибкость, внешние и внутренние границы, ролевая структура семьи);

4. Характер структурных проблем (межпоколенческие коалиции, инверсия иерархии, природа дисбаланса семейной структуры).

Основными признаками, которые можно использовать для описания структуры семьи, являются понятия:

— отношения (это психологическая дистанция между членами семьи. Если она очень тесная (симбиоз) или, наоборот, очень большая (сепарация) — это может привести к семейной дисфункции);

— иерархия (характеризуется отношениями доминирования-подчинения в семье).

Существует множество различных вариантов состава, или структуры, семьи:

— Нуклеарная семья» состоит из мужа, жены и их детей;

— «Расширенная семья» — это расширенный союз — супружеская пара и их дети, танцующие родители других поколений, например, бабушки, дедушки, дяди, тети, все они живут вместе или в непосредственной близости друг от друга, образуя структуру семьи;

— «Смешанная семья» образуется в результате брака разведенных лиц и включает неродных родителей и неродных детей;

— «Неполная семья» — это семья, в которой есть только один родитель (мать или отец) по причине развода, отказа от ребенка, смерти супруга или потому, что брак так и не состоялся.

Общая классификация семейств (по Личко):

1. Структурный состав:

— Полная семья (есть мать и отец);

— Неполная семья (есть только мать или отец);

— Искаженная или деформированная семья (с отчимом вместо отца или мачехой вместо матери).

2. Функциональные характеристики:

Типы семейных систем по критерию власти делятся на:

— патриархальные семьи, в которых главой «семейного государства» является отец;

— матриархальные семьи, в которых мать является наиболее авторитарной и влиятельной;

— эгалитарные семьи, в которых нет четко определенного главы семьи и в которых преобладает ситуативное разделение власти между отцом и матерью.

Нарушение структуры семьи не позволяет семье выполнять свои функции.

Несбалансированные семейные структуры по шкалам близости и гибкости (иерархия):

1. Структуры, содержащие аутсайдеров, то есть лиц с низкими социометрическими оценками (например, один из детей считается нелюбимым родителями).

2. Структура, стабилизированная на основе дисфункции одного из членов семьи. Эти структуры часто поляризованы по линии «здоровый член семьи» — «козел отпущения» или «больной» член семьи.

3. Межпоколенческие коалиции:

— один из родителей формирует с ребенком устойчивую коалицию против другого, отдаленного родителя;

— бабушка (дедушка) формирует коалицию с ребенком против родителя. Распространенный вариант в разведенных семьях;

— родитель объединяется с любимым ребенком, позволяя ему делать больше, чем другие дети, и вызывая их зависть;

— один из супругов объединяется со своим родителем против другого супруга.

Коалиции помогают членам семьи, которые чувствуют себя слабыми, найти общий язык с теми, кто кажется более сильным. Они позволяют своим членам справиться с низкой самооценкой, снизить тревожность и контролировать третью сторону.

4. Скрытая коалиция (существование коалиции между участниками может быть не признано членами семьи).

5. Перевернутая иерархия (по каким-то причинам статус ребенка в семье выше, чем статус одного или обоих родителей).

6. Несбалансированная иерархия в детской подсистеме (один из детей приобретает особый статус, например, становится чрезмерно ответственным за других детей и берет на себя функции родителя).

Деформированная семья что это. Смотреть фото Деформированная семья что это. Смотреть картинку Деформированная семья что это. Картинка про Деформированная семья что это. Фото Деформированная семья что это

Деформированная семья что это. Смотреть фото Деформированная семья что это. Смотреть картинку Деформированная семья что это. Картинка про Деформированная семья что это. Фото Деформированная семья что это

Признаки асоциальной семьи

Ведущие признаки асоциальной семьи:

— Аддиктивное поведение (зависимость);

— Плохие условия жизни;

— Вовлечение детей в незаконную деятельность;

— Конфликтные внутрисемейные отношения, усугубленные криминологическим характером;

— Социальная изоляция семьи.

Конфликты и нездоровые в воспитательном отношении семьи оказывают косвенное десоциализирующее воздействие на детей и подростков. Родители в таких семьях могут вести здоровый образ жизни, иметь позитивную социальную ориентацию, но теряют свое влияние на детей из-за различных социально-психологических и психолого-педагогических трудностей внутрисемейного характера. В этих семьях мы можем наблюдать следующие негативные явления: Расхождение представлений членов семьи о важности ведущих семейных ценностей, потребительское отношение к семье, неуважительное отношение и низкая психологическая культура родителей, неумение преодолевать трудности.

Современный ритм жизни искажает характер детско-родительских отношений в таких семьях:

— Общение сведено к минимуму, а его содержание — к контролю детей;

— не хватает совместной деятельности;

— Детям не хватает родительского внимания к их проблемам, и они эмоционально отдаляются от родителей.

Таким образом, эти семьи не могут выполнять социализирующие функции: — передавать социальный опыт и воспитывать детей. Наличие у родителей собственных неразрешимых психолого-педагогических проблем, их повышенная тревожность и низкая самооценка затрудняют адекватное выполнение ими родительской роли. Это приводит к формированию у ребенка чувства собственной бесполезности и неполноценности, низкой самооценке, непониманию со стороны самых близких людей, переживанию одиночества. Структурная деформация семьи в данном случае является основной причиной нарушения личности ребенка.

Помощь социального педагога конфликтным и педагогически нездоровым семьям заключается в тщательном изучении и коррекции методов семейного воспитания.

Подходы к работе социального педагога с такими неблагополучными семьями основаны на:

1) к методическому сопровождению семьи (профилактическая работа в образовательной и социальной среде);

2) принципы гуманизма, уважения, конфиденциальности, веры во внутренний потенциал родителей, последовательности, многомерности и междисциплинарного сотрудничества профессионалов из разных областей (учителей, психологов и социальных педагогов) путем координации их усилий.

Семьи, которые являются аморальными и антисоциальными, вызывают большую озабоченность у социальных педагогов. Они оказывают прямое десоциализирующее воздействие на ребенка, ведут антисоциальный образ жизни, непосредственно демонстрируют модели противоправного поведения, придерживаются норм и ценностей, противоречащих общественной морали. Наличие деградирующих личностей в семье часто приводит к возникновению открытой вражды, отчуждению, взаимному отталкиванию и отсутствию уважения человеческого достоинства в отношениях между взрослыми и детьми.

Такие семьи порождают подростков с делинквентным и аддиктивным поведением и способствуют формированию сексуальных отклонений. Такие семьи способствуют развитию у детей аддиктивного и агрессивного поведения, фобических расстройств и социальной аутсайдерности. Десоциализирующее влияние антисоциальных семей приводит к жестокости среди подростков, насилию, росту преступности, алкоголизму, наркомании, проституции и безнадзорности.

Дети из таких неблагополучных семей сталкиваются с целым рядом психологических и социальных проблем, что затрудняет процесс их социализации и адаптации. Для таких детей характерны низкая самооценка, замкнутость, отсутствие общения с другими людьми, повышенная тревожность, ощущение нестабильности, чувство незащищенности с близкими людьми, быстрое взросление по сравнению с детьми из благополучных семей.

Психотерапевтический потенциал семьи.

Каждая семья имеет свой психотерапевтический потенциал, который определяет эффективность совладания со своими стрессами. Высокий потенциал характеризуется тем, что члены семьи помогают, поддерживают, утешают друг друга и т.д. При низком потенциале члены семьи обвиняют друг друга, критикуют друг друга, отдаляются друг от друга, тем самым усиливая вызывающий стресс эффект. С точки зрения сочетания факторов силы воздействия стресса и психотерапевтического потенциала или потенциала совладания в семье, в «жизни» и связанного с этим преодоления кризисов и трудных жизненных ситуаций, возможны следующие варианты:

— ситуация (кризис) не повлияла на семью («не пошатнула»), несмотря на изменения, она продолжает оптимально функционировать;

— она оказала незначительное влияние на функционирование семьи — семья проходит через фазу кризиса, но преодолевает его через некоторое время

— он не был разрешен семьей; когда нарушено обычное функционирование, внутренняя мобилизация для преодоления стресса невозможна, и семья не в состоянии справиться с ним

— семья находится в кризисном (дисфункциональном, экстремальном) состоянии в течение длительного периода времени, отрицая необходимость перемен, сопротивляясь переменам или испытывая подавленность от перемен.

В целом, эффективность семейного преодоления связана со следующими характеристиками семьи: Способность адекватно определить источник стресса; определение ситуации как семейной проблемы, а не только проблемы одного члена семьи; попытка выработать подход к решению проблемы; проявление терпимости друг к другу; выражение приверженности, привязанности и любви друг к другу; открытое и четкое общение между членами семьи; разумное и гибкое распределение семейных ролей, соответствующее возможностям их исполнителей; отсутствие открытого или скрытого насилия в семье; отсутствие устойчивых межпоколенческих коалиций; семья — его внешние границы достаточно открыты для внешних ресурсов.

Таким образом, семейная психология как наука в значительной степени основывалась на результатах, полученных в ходе практики семейных консультантов и психотерапевтов, а также исследований, основанных на различных теоретических подходах. Семейная психология — относительно молодая наука и имеет свою историю. Интерес к семье со стороны психологии долгое время был связан с изучением многочисленных семейных факторов и условий как развития, так и патологии индивидуальной психики и личности, проводимым в рамках психодинамических, поведенческих, гуманистических теорий (персонологическая модель исследования семьи). С распространением системного подхода в практике помощи семье сформировалась новая концептуальная и методологическая основа для изучения семьи как целостного организма, обладающего универсальными структурными, функциональными, динамическими и историческими характеристиками (системная модель изучения семьи).

Родительская семья созависимых людей

Зависимые родители происходят из семей, где имела место либо химическая зависимость, либо жестокое обращение (физическая, сексуальная или эмоциональная агрессия) и где естественное выражение чувств было запрещено («не плачь», «тебе слишком весело, ты можешь заплакать», «мальчикам нельзя плакать»). Такие семьи называются дисфункциональными.

Взросление в неблагополучной семье подчиняется определенным правилам. Вот некоторые из них:

— Взрослые — хозяева ребенка;

— только взрослые определяют, что правильно, а что нет.

— Родители держат эмоциональную дистанцию;

— воля ребенка, рассматриваемая как упрямство, должна быть сломлена, и как можно скорее.

Воспитание в неблагополучной семье формирует те психологические черты, которые составляют основу созависимости. Было бы неправильно рассматривать созависимость только как реакцию на стресс в семье в виде химической зависимости у одного из ее членов. Стресс действует как спусковой крючок для перемещения существующего грунта.

Как правило, созависимые происходят из неблагоприятных (дисфункциональных) семей, где эмоциональные потребности не были удовлетворены. У этих людей «замороженные потребности», то есть в детстве они были отвергнуты родителями, старшими братьями или сестрами. И снова они выбирают таких эмоционально недоступных людей, которых они пытаются изменить своей любовью. Созависимые помогают всем, их привлекают люди с безнадежными ситуациями, с нерешенными проблемами. И наоборот, добрые, устойчивые и надежные люди кажутся им скучными. Согласно мировой статистике, 80% девушек из алкогольных семей выходят замуж за мужчин с химической зависимостью (алкоголиков, наркоманов) или инвалидов, 60% выбирают профессии, где благотворительность востребована, но плохо оплачивается (медсестры, воспитатели детских садов). Дети из семей алкоголиков составляют группу риска по алкоголизму. 50% выздоравливающих членов А.А. выросли в семьях алкоголиков. В алкогольной (закрытой) семье действуют определенные правила: не говори, не доверяй, не чувствуй. И некоторые другие правила и послания, усвоенные в семьях алкоголиков и других неблагополучных семьях. Негативные правила: делай, как я говорю, а не как я делаю; будь хорошим, совершенным; избегай разрешения конфликтов; следуй инструкциям; держи семейные секреты при себе; пьянство не является причиной наших проблем; каждый член семьи должен быть потакателем (enabler) болезни. Некоторые негативные сообщения: Тебе лучше не быть; поторопись и повзрослей; будь леди; большие мальчики не плачут; ты сама виновата; ты никогда ничего не добьешься; ты такая хорошая.

Дети в семьях алкоголиков, или «цветы на камнях», хронически нелюбимы. Они борются за ограниченные ресурсы (родительскую заботу) на поведенческом уровне и вырабатывают стили или модели поведения. Существует 4 основные поведенческие роли, которые также могут сочетаться, варьироваться в динамике семейного алкоголизма; а именно «герой», «клоун», «козел отпущения», «тихий тип».

1. герой, суперученик — ребенок, который за все отвечает, испытывает стыд, вину, старается сделать все, чтобы никто не узнал об алкоголизме его родственников. Такой ребенок хорошо учится в школе, заботится о матери, о самых младших в семье — сестрах, братьях. С детства занимается бытовыми проблемами: Приготовление пищи, уборка квартиры.

2. клоун, придворный шут, фокусник. Такой ребенок не берет на себя ответственность. Сигналом «В воздухе запахло скандалом» он привлекает к себе внимание. Но у шута есть и другая маска — печальная, очень тяжелая душевная боль.

3. козел отпущения — вечные враги отцов, для него взрослые — враги, никому не доверяют. Такой ребенок постоянно слышит в семье, что его отец не пил бы так много, если бы не был таким.

4. молчаливый, апатичный или потерянный ребенок. Сидит тихо, не вспоминает об этом, обычно привлекает к себе внимание или болезнью, или плохой учебой.

Отношения между детьми и родителями

В течение многих лет в психиатрии и психологии преобладала традиция изучения дисфункциональных детско-родительских отношений и стилей семейного воспитания как факторов развития различных психических расстройств у детей.

Известные российские психиатры и психотерапевты В.И. Гар, А.И. Захаров и Д. Н. Исаев, среди прочих, выделяют два крайне деструктивных стиля воспитания:

— эмоциональное отвержение, характеризующееся манипулятивной позицией родителя, настроенного «улучшить*, «сломать» врожденный способ реагирования, неприятие индивидуальных качеств ребенка, жесткий контроль, дисциплина, регламентация жизни ребенка, навязывание единственно верного, с точки зрения родителя, способа поведения;

— гиперсоциализирующее воспитание, характеризующееся тревожной и озабоченной сосредоточенностью родителей на всех социальных ценностях ребенка: успеваемость, спортивные успехи, статус среди сверстников. Такие родители в своих требованиях не учитывают реальные психофизические возможности детей.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

Деформированная семья что это. Смотреть фото Деформированная семья что это. Смотреть картинку Деформированная семья что это. Картинка про Деформированная семья что это. Фото Деформированная семья что это

Образовательный сайт для студентов и школьников

Копирование материалов сайта возможно только с указанием активной ссылки «www.lfirmal.com» в качестве источника.

© Фирмаль Людмила Анатольевна — официальный сайт преподавателя математического факультета Дальневосточного государственного физико-технического института

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *