Декларация соответствия или сертификат соответствия в чем разница
РОСПОТРЕБНАДЗОР ПО АК
РОСПОТРЕБНАДЗОР ПО АК
О декларировании и сертификации
О декларировании и сертификации
Согласно ст. 20 Федерального закона от 27.12.2002 № 184-ФЗ «О техническом регулировании» (далее – Закон) подтверждение соответствия на территории Российской Федерации может носить добровольный или обязательный характер.
Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.
Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах:
·принятия декларации о соответствии;
·обязательной сертификации.
Не подлежит обязательному подтверждению соответствия:
·продукция, на которую не распространяется действие технических регламентов (далее – ТР);
·и которая при этом не включена ни в один из перечней, утверждаемых Правительством РФ.
Объектом обязательного подтверждения соответствия может быть только продукция, выпускаемая в обращение на территории РФ.
Декларация о соответствии и сертификат соответствия имеют равную юридическую силу и действуют на всей территории РФ в отношении каждой единицы продукции, выпускаемой в обращение на территории РФ:
·во время действия декларации о соответствии или сертификата соответствия;
·в течение срока годности или срока службы продукции, установленных в соответствии с законодательством РФ.
Декларирование соответствия (ст. 24 Закона):
Декларирование соответствия осуществляется по одной из следующих схем:
·принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств;
·принятие декларации о соответствии на основании собственных доказательств, доказательств, полученных с участием органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра).
При декларировании соответствия заявитель на основании собственных доказательств самостоятельно формирует доказательственные материалы в целях подтверждения соответствия продукции требованиям ТР.
В качестве доказательственных материалов используются техническая документация, результаты собственных исследований (испытаний) и измерений и (или) другие документы, послужившие основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям ТР.
Декларация о соответствии оформляется на русском языке и должна содержать:
наименование и местонахождение заявителя;
наименование и местонахождение изготовителя;
информацию об объекте подтверждения соответствия, позволяющую идентифицировать этот объект;
наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого подтверждается продукция;
указание на схему декларирования соответствия;
заявление заявителя о безопасности продукции при ее использовании в соответствии с целевым назначением и принятии заявителем мер по обеспечению соответствия продукции требованиям технических регламентов;
сведения о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях, сертификате системы менеджмента качества, а также документах, послуживших основанием для подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов;
срок действия декларации о соответствии;
иные предусмотренные соответствующими техническими регламентами сведения.
Срок действия декларации о соответствии определяется техническим регламентом.
Обязательная сертификация (ст. 25 Закона):
Обязательная сертификация осуществляется органом по сертификации на основании договора с заявителем. Схемы сертификации, применяемые для сертификации определенных видов продукции, устанавливаются соответствующим ТР. Круг заявителей устанавливается соответствующим ТР.
Соответствие продукции требованиям ТР подтверждается сертификатом соответствия, выдаваемым заявителю органом по сертификации.
Сертификат соответствия включает в себя:
наименование и местонахождение заявителя;
наименование и местонахождение изготовителя продукции, прошедшей сертификацию;
наименование и местонахождение органа по сертификации, выдавшего сертификат соответствия;
информацию об объекте сертификации, позволяющую идентифицировать этот объект;
наименование технического регламента, на соответствие требованиям которого проводилась сертификация;
информацию о проведенных исследованиях (испытаниях) и измерениях;
информацию о документах, представленных заявителем в орган по сертификации в качестве доказательств соответствия продукции требованиям технических регламентов;
срок действия сертификата соответствия;
информацию об использовании или о неиспользовании заявителем национальных стандартов, включенных в перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований технического регламента.
Сертификат соответствия выдается на серийно выпускаемую продукцию, на отдельно поставляемую партию продукции или на единичный экземпляр продукции.
Срок действия сертификата соответствия определяется соответствующим техническим регламентом.
Как следует из п. 3 ст. 46 Закона, Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу соответствующих ТР утверждаются и ежегодно уточняются:
·Единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации;
·Единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия.
Данные Перечни утверждены постановлением Правительства РФ от 01.12.2009 № 982 (далее – Постановление). После вступления в силу ТР из Перечней исключаются товары, оборот которых регулируется соответствующим ТР. При этом требования к порядку подтверждения соответствия товаров прописываются конкретно в каждом ТР.
Согласно п. 3 Постановления Федеральному агентству по техническому регулированию и метрологии поручено обеспечить публикацию информации о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия с указанием нормативных документов, устанавливающих обязательные требования.
С содержанием Информации о продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия (в форме обязательной сертификации) в Системе ГОСТ Р, с указанием нормативных документов, устанавливающих обязательные требования, можно ознакомиться в сети Интернет в разделе официального сайта Росстандарта http//protect.gost.ru/nom.aspx.
Декларирование и сертификация: с чувством, с толком, с расстановкой
Если продукция подлежит обязательному подтверждению соответствия, то вывести ее на рынок, не пройдя процедуру сертификации или декларирования, не удастся. Первый вопрос, который встает перед ответственным бизнесом: как не стать жертвой лжесертифакаторов и тем самым не испортить репутацию своей компании?
«Черные» сертификаторы и лаборатории-фантомы
Как известно, спрос рождает предложение. Вот и спрос на фальсифицированные сертификаты, к сожалению, пока достаточно высок. Соответственно, и предложений на рынке достаточно.
Усугубляет ситуацию тот факт, что в течение нескольких предыдущих десятилетий серьезных мер противодействия этому негативному явлению не предпринималось. Это, в свою очередь, привело к формированию в обществе некоего нигилизма по отношению к процедуре сертификации.
Росаккредитация намерена изменить ситуацию. Уже несколько лет служба ведет серьезную борьбу с «черными» сертификаторами, фантомными испытательными лабораториями и органами по сертификации, нелегальными дилерскими сетями по продаже сертификатов.
В 2017 году Росаккредитация последовательно и неоднократно предупреждала, что нужно тщательно выбирать орган по сертификации, не обращаться к посредникам.
Стало в порядке вещей заказывать услугу сертификации у посредников. Притом что это неаккредитованные лица и их деятельность неподконтрольна службе
Инициативу поддержали и другие органы исполнительной власти. Например, ФТС. И это закономерно. От 60 до 80 процентов фальсифицированных сертификатов оформляются на импорт.
Под угрозой оказываются известные торговые марки и их репутация. Причем, как правило, топ-менеджмент компаний даже не подозревает, что на их продукцию сертификаты оформляют с нарушениями. Этим занимаются специалисты более низкого звена, отвечающие за логистику и заинтересованные в ускоренном выводе продукции на рынок.
Начиная с 2018 года Росаккредитация к режиму предупреждения подключила формат name and shame. Этот принцип широко применяется во всем мире и подразумевает публичное оглашение названий компаний, которые сознательно нарушили закон. В нашем случае – осознанно решили приобрести сертификат без проведения испытаний, подтверждающих соблюдение обязательных требований к безопасности выпускаемой продукции. На сайте Росаккредитации регулярно публикуются сводки о результатах проверочных мероприятий и перечень заявителей, обратившихся за услугами к сомнительным контрагентам.
Часть нарушений со стороны бизнеса объясняется незнанием законодательства в части ответственности за нарушение требований сертификации. Для повышения уровня грамотности таких заявителей разберем конкретные ситуации и определим, кто прав и виноват в каждой из них.
Итак, заявителю нужно сертифицировать продукцию. Он обратился в орган по сертификации, который включен в реестр аккредитованных лиц.
На момент создания Росаккредитации в национальном реестре аккредитованных лиц находилось 1800 органов по сертификации. Сейчас их число сократилось до 1000. Но из них реально работает порядка 300 органов. В принципе этого достаточно. Например, в Германии их 350. Что же делают остальные органы по сертификации? Можно предположить, что регистрируют декларации о соответствии.
Так как процесс не требует специальной компетенции, Росаккредитация не так давно создала общедоступный электронный сервис по регистрации деклараций. Он позволяет производителям и поставщикам самостоятельно пройти данную процедуру. Причем бесплатно.
Сегодня порядка 5–7 процентов деклараций (всего в стране регистрируется около 1 млн деклараций в год) зарегистрированы именно таким образом. Почему так мало? Вероятно, производитель надеется, что, обратившись в орган по сертификации с целью регистрации декларации, он передает ему ответственность за безопасность продукции. Но это не так.
Орган выполняет исключительно учетную функцию. По закону только заявитель несет ответственность за недостоверное декларирование
Стоит сказать, что регистрация декларации в органах по сертификации создает серьезные препятствия для очистки рынка от небезопасной продукции. Так, в случае отзыва аттестата аккредитации у органа действие зарегистрированной им декларации может приостановить только заявитель.
Однако зачастую в такие недобросовестные органы обращаются фирмы-однодневки, которые просто исчезают к моменту закрытия органа. А декларация остается в реестре. И удалить ее никто не вправе. Так же как и инициировать проверку в отношении декларируемой продукции: доказательств того, что она опасна, нет.
Уголовная ответственность за сертификацию не по правилам
Еще одна болевая точка для бизнеса – контрольно-надзорная деятельность службы. В случае выявления нарушений в работе органа по сертификации Росаккредитация обязывает органы по сертификации принимать меры в отношении выданных ими документов. Параллельно Росаккредитация информирует об этом смежные органы надзора с просьбой проверить продукцию, на которую органом-нарушителем был выдан сертификат.
Если ведомство подтверждает, что продукция опасна, у Росаккредитации есть все основания обратиться в правоохранительные органы, в том числе на основании статьи 238 УК РФ «Производство, хранение, перевозка либо сбыт товаров и продукции, выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности в части неправомерных выдачи или использования официального документа, удостоверяющего соответствие небезопасных для жизни или здоровья потребителей товаров требованиям безопасности».
Ранее эта статья применялась только в отношении алкогольной продукции. Однако в этом году Росаккредитация совместно с правоохранительными органами будет формировать правоприменительную практику в отношении более широкой номенклатуры продукции. Например, сейчас дается уголовно-правовая оценка ряду сертификатов на цемент и автокомпоненты. Напоминаю, что ответственность будет распространяться на эксперта, подписавшего сертификат.
Справка
В первом полугодии 2018 года Росаккредитацией было составлено протоколов об административных правонарушениях на более чем 301 млн руб. К выплате судами назначено более 243 млн руб. (с учетом дел, возбужденных по заявлениям с 2017 года).
В практике Росаккредитации были такие случаи, когда аккредитованные лица не пускали представителей службы для проверки их деятельности. Для решения этой проблемы в конце 2016 года Росаккредитация подписала соглашение о взаимодействии с Главным управлением экономической безопасности и противодействия коррупции МВД России. Теперь в особенно тяжелых случаях мы можем наносить внезапный визит с силовым сопровождением.
Это позволяет зафиксировать уклонение организации от правомерной проверки, получить объяснения такого поведения от собственников помещения. Зачастую причина агрессии – отсутствие испытательной лаборатории или органа по сертификации по месту осуществления деятельности. Данный факт фиксируется в акте проверки. А это – нарушение критериев аккредитации и основание для приостановки аттестата аккредитации.
Правда, до такого развития событий редко доходит. Недобросовестные организации, поняв, что пахнет жареным, в экстренном порядке ликвидируют юридическое лицо, оставляя «в наследие» рынку напечатанные ими сертификаты соответствия и декларации.
Отмечу, что с 30 июля 2018 года вступили в силу поправки в закон об аккредитации. В соответствии с ними Росаккредитация имеет право приостановить действие аккредитации в случаях невозможности выездной проверки:
Это существенно повысит дисциплину тех, кто намеренно препятствует проверкам Росаккредитации.
Несколько лет назад Росаккредитация подготовила законопроект о признании недействительными деклараций и сертификатов, выданных органами по сертификации, аттестат аккредитации которых был аннулирован.
Добросовестным заявителям таких органов не стоит бояться утверждения документа: по законопроекту им будет предоставлена возможность передать «дело сертификата» в любой другой выбранный заявителем орган с соответствующей областью аккредитации. Зачем загонять бизнес в затраты, если «дело сертификата» существует. Это лишь создаст предпосылки для обращения бизнесменов к следующим жуликам.
Смысл изменений в том, чтобы дать возможность добросовестным бизнесменам реабилитироваться
Автоматически будут аннулироваться только сертификаты в строго описанных и урегулированных случаях. Например, в тех, когда в установленные сроки не был проведен инспекционный контроль.
Решая перечисленные выше проблемы, Росаккредитация плотно взаимодействует с другими органами власти. И хотя проблема недостаточной скоординированности действий остается, прогресс есть.
Так, в результате плотного сотрудничества с ФТС налажен один из лучших межведомственных электронных документооборотов. Принцип работы таков: ФТС в отношении каждого сертификата, предоставляемого на границе, делает запрос в базу данных Росаккредитации.
В ответ в автоматическом режиме в таможенную службу приходит информация, выдавался документ или нет. Отсутствие документа в базе – профиль риска. В свою очередь, Росаккредитация, выявляя не проводящие испытания лаборатории, передает информацию о них в ФТС. Это значит, что все протоколы этой лаборатории становятся «профилем риска». Таким образом удалось создать систему управления рисками: сигнал с профилем риска – повод для дополнительной проверки.
Число таможенных деклараций на пробы и образцы за 7 месяцев 2018 года увеличилось на 36 процентов по отношению к аналогичному периоду 2017 года. В отношении плодоовощной продукции за тот же период зафиксирован рост в 6,3 раза
В конце 2017 года Росаккредитацией и ФТС были подготовлены разъяснения. В них в том числе обозначено, что образцы, пересекающие границу для проведения испытаний, должны декларироваться на таможне определенным образом. Это позволяет создать цепочку прослеживаемости.
Сейчас в пилотном режиме отрабатываем формат в отношении организаций, где инициированы проверочные мероприятия. Если выясняем, что в истории сертификации нет информации о перемещении образцов через границу, используем это как дополнительную доказательную базу нарушения.
Система межведомственного электронного документооборота будет совершенствоваться. С этой целью Росаккредитация консультируется с участниками ВЭД, с ТПП РФ. Это позволяет службе удостовериться, что решения взвешенны и не оказывают негативного влияния на добросовестных участников бизнес-сообщества. Здесь включается объективный фактор – зачастую наши нормативные документы не позволяют однозначно трактовать требования.
Приведу два примера.
Лаборатория проводит сертификационные испытания. Получает результат с соблюдением всех установленных процедур, но допускает техническую ошибку при оформлении протокола испытаний. Выявив ошибку, лаборатория исправляет ее, изменив номер итогового документа согласно требованиям своей системы менеджмента.
Поскольку номер протокола указывается в сертификате соответствия, необходимо внести изменения и в него. Но процедура внесения в сертификат изменений не предусмотрена действующим законодательством. Значит, нужно выпускать новый сертификат. Чтобы его выпустить, формально нужно провести новые испытания и повторный анализ производства. Это экономически бессмысленно. Выйти из этой вполне рабочей ситуации в рамках правового поля затруднительно.
ГОСТ Р ИСО/МЭК 17065-2012 предусмотрено, что орган для принятия решения по сертификации должен назначить минимум одно лицо для анализа всей информации и результатов оценивания. Данный сотрудник не должен принимать участия в оценке заявителя.
При этом единой формой сертификата Евразийского экономического союза предусмотрено, что сертификат подписывается руководителем органа по сертификации и экспертом (экспертом-аудитором). Это не соответствует международной практике и приводит к неправильной трактовке положений стандарта органами по сертификации.
Большим достижением Евразийской экономической комиссии стал выпуск новой редакции типовых схем оценки соответствия. Теперь сертификат соответствия продукции не может подписываться экспертами (экспертами-аудиторами), заверившими акт о результатах анализа состояния производства, где данная продукция была изготовлена.
Служба осознает сложность соблюдения наднационального законодательства Евразийской экономической комиссии. Поэтому мы выступаем с инициативой создать разъяснения на национальном уровне, детально описывающие правила подтверждения соответствия продукции. В Беларуси и Казахстане такой документ есть. Не так давно Минпромторг поддержал инициативу Росаккредитации. Сейчас проект такого документа готовится. В нем будут детально прописаны:
Создание регламента станет серьезным подспорьем для добросовестного бизнеса в части четкого исполнения законодательства.
В заключение еще раз напомним российским производителям и поставщикам продукции две простые истины:
А Росаккредитация позаботится, чтобы испытания действительно были проведены и сертификаты имели законную силу.
заместитель руководителя Федеральной службы по аккредитации
Сертификаты и декларации соответствия
Пользователям системы Контур.Фокус доступна информация об имеющихся сертификатах и декларациях соответствия у интересующей организации. Наличие такой информации является свидетельством того, что заявленная деятельность является реальной, а поставляемая продукция имеет высокое качество. Для более объективной оценки контрагента нужно использовать сведения об исполнительных производствах, заключённых госконтрактах, а также выпуску из ЕГРИП или выписку из ЕГРЮЛ.
Сводная информация по сертификатам и декларациям соответствия
В карточке организации на вкладке «Сводка» пользователь может ознакомиться с обобщённой информацией об имеющихся сертификатах и декларация соответствия в блоке «Сертификаты и декларации соответствия».
Блок “Сертификаты и декларации соответствия”
Сертификаты и декларации сформированы с указанием статуса и количества документов. Название каждой группы отражает, какие именно документы она в себе учитывает:
Сертификат соответствия и декларация соответствия
Сертификат соответствия представляет собой документ государственного образца, подтверждающий соответствие продукции установленным стандартам качества и безопасности. К таким стандартам относятся нормы ГОСТ и Таможенного Союза. Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2009 года № 982, а также техническим регламентом Таможенного Союза закреплён порядок проведения процедуры соответствия.
С целью предотвращения появления подделок документ оснащён водяными знаками и прочими защитными линиями.
Соответствующий документ подтверждения качества и безопасности продукции выдаётся уполномоченным органом, который впоследствии отвечает за достоверность заявленных сведений.
Сертификация может быть обязательной и добровольной.
Декларация соответствия, в отличие от сертификата, выпускается производителем продукции. Он занимается сбором и анализом всех необходимых данных о соответствии продукции утверждённым стандартам. Ответственность за предоставленную в декларации информацию полностью ложится на производителя. Существует довольно ограниченный перечень продукции, на которую может быть оформлена декларация соответствия.
Сертификаты и декларации соответствия широко используются промышленными производствами, а также в сфере оптовой торговли.
Наличие у продукции сертификата является обязательным условием при реализации на территории Российской Федерации.
Если будет установлен факт торговли не сертифицированной продукцией, то к юридическому лицу или ИП будут применены административные санкции.
Сертификаты и декларации в отношении импортной продукции являются подтверждением её легальности.
Технический регламент Таможенного Союза распространяется на такие страны, как Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия и позволяет осуществлять дальнейшую реализацию продукции при благополучном прохождении процедуры сертификации.
Сертификаты и декларации Евразийского экономического союза свидетельствуют об осуществлении предпринимательской деятельности или производства продукции за рубежом.
Подробная информация по сертификатам и декларациям соответствия
Чтобы ознакомиться с более подробной информацией нужно кликнуть по интересующей группе документов в блоке «Сертификаты и декларации соответствия» или перейти на соответствующую вкладку «Сертификаты и декларации».
Документы отдельно поделены на сертификаты и декларации, дальнейшая группировка аналогична представленной в блоке.
Аналитика сертификатов и деклараций соответствия
Перед пользователем появится список карточек.
Каждая карточка содержит такую информацию как:
Веб-сервис Контур.Фокус позволяет пользователю осуществить поиск необходимого сертификата или декларации по номеру.
Поиск по номеру сертификата или декларации
Выгрузка сертификатов и деклараций соответствия
На странице также приведена информация о последней дате обновлений сведений.
Последняя дата обновления сертификатов и деклараций соответствия
Информация о наличии сертификатов и деклараций будет очень полезной при приобретении товаров у производителей или у оптовых продавцов. Поскольку наличие сертификата сообщает о соответствии продукции стандартам качества и безопасности. А также характеризует поставщика как ответственного и исполнительного. Рекомендуем ознакомиться с такими возможностями Контур.Фокуса как лицензии, лизинг движимого и недвижимого имущества, банковские гарантии.
Источник информации
Веб-сервис Контур.Фокус получает информацию о наличии действующих и прочих сертификатов и деклараций от уполномоченного органа Росаккредитации. Подобные обмен данными обеспечивает достоверность предоставляемых пользователю сведений.
Периодичность обновления
Имеющаяся в системе Контур.Фокус информация подлежит обновлению с данными, имеющимися в базе данных Росаккредитации ежеквартально. Дата последней актуализации указана на вкладке «Сертификаты и декларации».
Доступно на тарифах
Заявка на Контур.Фокус
Заполните все поля заявки, наши специалисты в самок ближайшее время свяжутся с Вами, проведут онлайн презентацию сервиса и помогут выбрать подходящий тариф: