Декомпозировать задачу что это
Декомпозиция задач
Сегодня поговорим о том, как добиться поставленных целей благодаря декомпозиции задач. В прошлой статье про целеполагание, я рассказала о нескольких методах постановки целей. Неважно, какой из них вам нравится использовать, главное, чтобы ваша цель была максимально конкретной, достижимой и измеримой. Но что делать после того, как у нас сформировались цели по каждому проекту или по каждой сфере жизни?
1. Нужно перефразировать цель в задачу.
Зачастую наши цели звучат слишком масштабно, пугая нас и демотивируя браться за их достижение. Для того, чтобы сделать цель более близкой, нужно перефразировать ее в конкретную задачу. Например, у вас есть цель: иметь красивый двухэтажный дом на заливе к 2022 году. Задача в обобщенном формате будет звучать так: построить двухэтажный дом.
2. Нужно декомпозировать главную задачу на ее мелкие составляющие.
Для примера можно взять цель, которую я уже привела: иметь красивый двухэтажный дом на заливе к 2022 году. Соотвественно задача, которую мы будем декомпозировать: построить двухэтажный дом. Допустим, у нас уже есть финансы для постройки дома, не хватает только плана, дизайн-проекта, участка и самого дома.
Сама по себе задача «построить дом» кажется очень комплексной. Пока мы не разобъем ее на понятные составляющие, скорее всего нам будет очень непросто взяться за ее выполнение, так как мы даже не понимаем, с чего начать. Можно упростить себе задачу, декомпозиров ее на листе бумаги или в вашем таск-менеджере.
Первый уровень декомпозиции:
Декомпозиция задач: что это и зачем нужно
И как сделать так, чтобы всё шло по плану.
Приходит маркетолог интернет-магазина к разработчику с задачей:
Для маркетолога это одна строчка текста. Он думает, что такую простую задачку можно сделать за 15 минут. А разработчик пожимает плечами: «Подумаю, потом назову срок». Что за дичь? А вот так.
Прежде чем эту задачу делать, её было бы неплохо декомпозировать — то есть понять, из чего она состоит, на что влияет и в каком порядке её стоит делать. В случае со счётчиком покупок это получится такой набор подзадач:
В зависимости от архитектуры системы могут быть и другие действия. Поэтому назвать срок сразу разработчик не может: сначала надо понять, что вообще нужно делать и сколько времени займёт каждый пункт.
Чем крупнее задача, тем сложнее обойтись без декомпозиции. «Покрасить кнопку в красный» можно не раскладывать. А «Добавить новый раздел в админку» точно стоит сначала разобрать по частям: тут работа и для фронтенда, и для бэкенда. Декомпозиция нужна не всегда, но очень часто.
Была одна большая задача, стало несколько маленьких.
Зачем декомпозировать
Понять, что и в каком порядке делать. «Добавить счётчик на страницу» кажется задачей для фронтенд-разработчика. Но на самом деле он сможет сделать свою часть, только когда будет готова база данных и АПИ — механизм, по которому эти данные подтягиваются на сайт.
Если фронтенд попробует сам предположить, как будет выглядеть запрос, то после интеграции могут всплыть непредвиденные баги: бэкенд мог реализовать АПИ не так, как думал фронтенд-разработчик. Декомпозиция поможет понять, с какой стороны подступиться и в какой последовательности двигаться.
Оценить сроки. Когда задача разложена на части, можно оценить по времени каждую и понять, сколько потребуется на всё вместе. Понятно, что не получится запустить счётчик за день, если только на базу данных и АПИ нужно два.
Упростить тестирование. Тестировать проще, когда понятно, что нужно проверить. В случае со счётчиком: базу данных, метод и вёрстку.
Расставить приоритеты. Декомпозиция может показать, что задача большая и требует времени. Например, если маркетолог хочет указать не только количество покупок, но и количество городов, в которые товар доставляли. Разработчик может показать, что делать всё вместе — две недели, но счётчик покупок можно выкатить быстрее. А маркетолог уже решит, как лучше поступить.
Как декомпозировать
Декомпозировать можно по-разному, это зависит от масштаба и сути задачи.
Например, запуск мобильного приложения можно декомпозировать сначала на уровне платформ: iOS и Android. Потом — на уровне пользовательских сценариев: регистрация, просмотр контента, покупка, переписка с контактами. Сценарии можно разложить на интерфейс и серверную часть. А их — на отдельные конкретные задачи.
Чаще всего задачи раскладывают вертикально и горизонтально. Вертикально — значит по типам работ. Горизонтально — значит вглубь одного типа работы. Вот как это работает со счётчиком покупок в интернет-магазине:
Вертикальная декомпозиция:
Бэкенд: считать количество покупок и отдавать данные на фронт.
Фронтенд: запрашивать данные при загрузке страницы и выводить.
Горизонтальная декомпозиция:
Кто должен декомпозировать
Декомпозировать задачу может сам разработчик, тимлид, менеджер проекта или другой компетентный сотрудник: универсальных правил здесь нет. Руководитель службы разработки Яндекс.Практикума Александр Трегер рассказывает, как это работает у них:
Когда появляется новая большая задача, один из опытных разработчиков берёт её на себя. С этого момента он за неё отвечает: собирает встречи, даёт заказчикам обратную связь, определяет, как решить задачу, декомпозирует её. Для разработчиков это возможность расширить свою зону ответственности, попробовать себя в роли архитектора и менеджера проекта.
Иногда нужно выделить время и разобраться в задаче, подумать про пограничные случаи, изучить технологию, придумать решение. Бывает, что на этом этапе задача может разделиться на несколько этапов: что делаем сейчас, а что потом. Так было, например, с проверкой домашних работ от студентов: сначала они приходили в виде архива на проверку, потом появился полноценный интерфейс для ревью кода. Система будет развиваться и дальше, но декомпозиция помогает понять, что и в какой последовательности можно сделать, чтобы быстрее получить результат.
👉 Почитайте полное интервью с Александром Трегером. Там больше подробностей о разработке Практикума.
Декомпозиция целей и задач
Декомпозицией в называют разделение целей или задач на отдельные небольшие шаги — подзадачи. Например, задача «навести порядок на кухне» делится на следующие этапы: убрать со стола, помыть посуду, протереть газовую плиту, подмести. А чтобы достичь цели «улучшить физическую форму» нужно заняться физкультурой, сесть на диету и отказаться от вредных привычек.
В этой статье мы выясним, для чего нужна декомпозиция целей и задач, познакомимся с ее основными принципами и узнаем, как ее выполнять.
Зачем нужна декомпозиция?
Декомпозиция очень часто используется в планировании, и это не случайно. Она помогает:
Облегчить выполнение задач. Крупные задачи часто кажутся непомерно сложными, что вызывает у нас приступы прокрастинации. Декомпозиция позволяет разложить такие «страшные» задачи на простые и понятные кусочки. Например, написать большую книгу — довольно сложно, а ежедневно писать по 1000 слов — вполне осуществимая задача.
Оценить реалистичность цели. Во время декомпозиции становится понятно, насколько цель достижима и не нужно ли ее подкорректировать. Например, мы решили научиться виртуозно играть на классической гитаре за три месяца. Но если мы разделим эту цель на отдельные этапы, то увидим, что на ее достижение уйдет как минимум три года.
Составить план достижения цели. Все подзадачи, на которые мы дробим цель — это конкретные шаги по ее достижению. В результате вместо абстрактной мечты у нас появляется подробный план по воплощению этой мечты в реальность.
Оценить ресурсы. В процессе декомпозиции мы узнаем, какие нам понадобятся материалы и инструменты, сколько времени и денег уйдет на каждый этап и каких людей потребуется привлечь для работы.
На самом деле, декомпозиция — это неотъемлемая часть нашего мышления. Приступая к любому делу, мы автоматически пытаемся если и не разбить его на этапы, то хотя бы выделить из него первоочередное действие. А столкнувшись с незнакомым объектом или явлением, мы всегда стараемся мысленно разделить его на составные части.
Другое дело, что в декомпозиция применяется осознанно, а значит и более эффективно.
Основные принципы
Прежде чем углубляться в теорию, давайте немного поговорим об инструменте, которым мы будем пользоваться.
Для разделения целей и задач на подзадачи, мы с вами будем рисовать вот такую диаграмму:
Такая иерархическая структура называется деревом целей. С его помощью можно окинуть свой план одним взглядом, понять, чем его дополнить, и сразу найти его слабые места. Почти все приведенные в этой статье примеры декомпозиции будут представлять собой такие деревья.
В принципе для построения деревьев можно использовать любую программу для создания схем — Microsoft Visio или, например, бесплатный сервис draw.io. Древовидные структуры умеют создавать и некоторые современные органайзеры, например, LeaderTask.
Итак, приступим. В общем виде декомпозиция выглядит так:
Уровень детализации зависит от ваших потребностей. Если вам, например, нужен план ежедневных действий, то остановиться можно на тех задачах, которые занимают от 15 минут до 2 часов.
В процессе декомпозиции важно соблюдать следующие правила:
1. Следить, чтобы записанных подзадач было достаточно для выполнения задачи верхнего уровня. Посмотрите на список подзадач и подумайте: если все это сделать, будет ли задача выполнена? Если нет, то подзадач явно не хватает.
2. Стараться не делить задачи более чем на 7 подзадач. По правилу Джорджа Миллера мы способны за один раз удержать в памяти 7±2 объекта, и если подзадач окажется больше, нам будет труднее воспринимать свои планы. В таких случаях можно разделить задачи на группы по признаку:
Впрочем, последнее правило не является аксиомой: делайте так, как вам удобнее.
Способы декомпозиции
Универсального способа декомпозиции не существует: разные цели и задачи требуют разного подхода. Рассмотрим четыре самых популярных метода, которые могут использоваться как в чистом виде, так и в комбинации друг с другом.
1. Деление на этапы
Этот способ подойдет, если выполнение задачи или достижение цели можно представить как серию последовательных шагов. Например:
Но это очень простой случай: здесь вся работа состоит из одинаковых шагов. Давайте возьмем более сложную цель — «построить дом».
Для начала разделим процесс строительства на главные этапы. Например, на такие:
Теперь каждый из них нужно разделить на этапы поменьше. Для примера сделаем декомпозицию «Фундамента»:
Эти задачи можно детализировать более подробно. Например, для котлована: уложить подушку, смочить, утрамбовать
Декомпозицию обычно продолжают до тех пор, пока не получатся задачи, которые можно органично вписать в ежедневный план. При необходимости запишите все инструменты, материалы и услуги в отдельный список, чтобы посчитать бухгалтерию проекта.
Полученные в результате декомпозиции этапы обычно равномерно распределяют по времени — дням, неделям и месяцам. Например:
Для планирования некоторых целей и задач удобнее использовать диаграмму Гантта.
Советы:
Пометьте задачи, которые можно выполнить в любой момент. Это поможет вам рационально использовать свободное время или периоды вынужденного простоя. Например, многие материалы и инструменты для разных этапов строительства можно приобрести заранее.
Подумайте, можно ли запустить процессы параллельно основной работе. Например, внешнюю обделку дома можно совместить с работой электрика.
По возможности используйте для формулировок. Не всегда это нужно, но часто полезно сделать все промежуточные цели и задачи максимально конкретными и измеримыми.
Если привязываете этапы к определенному времени, не планируйте «впритык». Всегда может пойти не так, и тщательно расписанный план быстро развалится. Для таких непредвиденных случаев закладываете в свой график небольшой резерв времени. Если же все будет хорошо, вы сможете потратить сэкономленное время на выполнение следующих этапов.
2. Декомпозиция измеримых показателей
По сути, это просто разновидность предыдущего способа. Разница лишь в том, что этапами становятся не просто задачи, а некие числа. Такой подход уместен тогда, когда целью являются конкретные и измеримые показатели: уровень дохода, количество клиентов
Давайте рассмотрим один нарочито простой пример.
Предположим, что каждое утро мы выполняем такое упражнение, как отжимания от пола. В настоящий момент мы делаем 4 подхода по 3 отжимания. Наша же цель — выполнять 4 подхода по 20 отжиманий, и на достижение этого показателя у нас есть 2 месяца.
Что ж, цель вполне осуществимая. Допустим, мы хотим ее достичь за 20 тренировок. Откроем Excel и запишем число занятий, начальный и конечный результат:
А теперь просто воспользуемся функцией автозаполнения:
У нас получился простой план тренировок на два месяца. По такому же принципу легко запланировать подтягивания, бег или различные упражнения с весом. Причем декомпозировать можно любые показатели: дистанцию, рабочий вес или скорость.
Увы, с некоторыми целями так просто не получится. Скажем, доходы, количество подписчиков паблика или число посетителей магазина не будут увеличиваться сами по себе. Здесь для каждого значения нужно составить список мер для достижения нужных показателей. Например:
Советы:
Подумайте, с какой прогрессией вы имеете дело — с арифметической или геометрической. Например, график работы над книгой (то есть число написанных слов по дням) может быть только арифметической прогрессией. А вот, скажем, число подписчиков канала YouTube в некоторых случаях может возрастать и в геометрической прогрессии.
Учитывайте и непредвиденные трудности. Иногда удобно иметь сразу два графика: план максимум и план минимум.
3. Дерево зависимостей
Не все цели и задачи можно разложить на последовательные шаги. Иногда для достижения цели требуется комплекс мер, зачастую никак не связанных между собой. Такое обычно бывает, когда нам нужно улучшить: увеличить доходы, усовершенствовать продукт, навести порядок в доме или заняться своим здоровьем.
Предположим, что наша цель — увеличить прибыль розничного магазина. Для начала нам необходимо понять, из чего она складывается и от чего зависит. Представьте, что вам нужно вывести формулу, в которой умножаются или складываются показатели и получается результат. Например, так:
Каждый из этих показателей можно опять же разложить на составляющие. Например:
Часто подобные меры является лишь гипотезами, поскольку мы достоверно не знаем, какой эффект они окажут. Однако в совокупности они неизбежно повлияют на результат.
Советы:
Ранжируйте задачи. Обычно некоторые из них более эффективны для достижения цели, тогда как другие оказывают лишь незначительное влияние. Старайтесь выполнять задачи в порядке их предполагаемой эффективности.
Тестируйте гипотезы, прежде чем вкладывать в них большие ресурсы. Например, прежде чем рассылать коммерческое предложение по всей базе, проверьте его эффективность на небольшом количестве адресатов.
4. Одношаговая декомпозиция
Чтобы двигаться к цели в условиях нестабильности или неопределенности используйте одношаговую декомпозицию. Алгоритм работает так:
1. Думаем над своей целью и вычленяем первоочередную задачу. Обычно это небольшие шаги, продолжительностью не более получаса.
2. Записываем задачу в органайзер.
3. Выполняем задачу.
4. Возвращаемся к пункту 1.
Такая незамысловатая техника будет работать, даже тогда, когда обстоятельства постоянно меняются. И даже если мы вдруг получим новую информацию, которая заставит нас кардинально пересмотреть свои методы, мы сможем безболезненно под нее перестроиться.
Да, при таком подходе нам каждый раз придется серьезно думать над первоочередным шагом, но в этом как раз и заключается преимущество этого метода.
Советы:
Убедитесь, что вы не забудете сделать следующий шаг по проекту. Сделайте проверку выполненных шагов регулярной задачей или добавьте соответствующий пункт в ежедневного обзора.
Оформить это время можно в виде регулярной задачи.
Заключение
Например, декомпозицию в компании можно провести по исполнителям, рыночным сегментам или по видам продукции. Особые способы декомпозиции применяются и в разработке программного обеспечения, например, по платформам или пользовательским сценариям. Если в вашей работе необходимо использовать именно такие методы, обратитесь к специальной литературе.
Вопросы
В каких случаях декомпозиция не нужна?
Всегда ли декомпозиция полезна?
Нет, не всегда. В некоторых случаях она становится лишь очередным поводом для прокрастинации.
Например, человек решил заняться бегом. Но вместо того, чтобы просто начать бегать, он неделями выбирает себе спортивный костюм, кроссовки, составляет маршруты и подбирает подходящие треки для плеера.
В подобных ситуациях лучше отложить детальное планирование, определить первый шаг и начать действовать. Уже потом, если понадобится, можно внести в свои занятия улучшения.
Что делать, если я тщательно разделил цель на подзадачи, а план полностью сорвался? Например, из-за того, что я не предусмотрел какие-то важные нюансы?
Просто провести декомпозицию заново. В этом нет ничего страшного: корректировка планов — это нормальный рабочий процесс. Более того, полезно регулярно выполнять декомпозицию целей с чистого листа, с учетом полученного опыта и новых обстоятельств.
Что делать, если я распределил этапы по дням, но не уложился в сроки?
Если это единичный случай, просто сдвиньте сроки. Если такое повторяется постоянно, значит вы неверно оценили свои возможности или текущие обстоятельства. В этом случае пересмотрите свой план и выделите больше времени на прохождение этапов.
А что делать, если планы постоянно срываются?
В таких случаях лучше использовать одношаговую декомпозицию, то есть планировать лишь первоочередное действие.
Как разделить на подзадачи большую монотонную работу? Например, написание длинного текста, покраску забора, заполнение базы данных?
Такую работу удобнее делить не на подзадачи, а на различные временные отрезки. Воспользуйтесь, например, техникой Pomodoro.
Что такое декомпозиция целей и как она помогает достигать результатов
Что такое декомпозиция целей
Декомпозиция цели — это её детализация, наглядное разделение комплексной объемлющей цели на многоуровневую иерархию небольших взаимосвязанных задач.
Говоря простыми словами, любая цель подразделяется на несколько уровней задач, а те, в свою очередь, на элементарные действия.
Декомпозиция — это дедуктивный метод перехода от общего к частному. От сложного к простому. Это научная методика, эффективность которой подтверждена высокой результативностью применения в самых разных сферах — от личных спортивных достижений до масштабных индустриальных проектов.
В терминологии тайм-менеджмента принято называть «слонами» крупные цели и задачи. Как проще всего «съесть слона» — достичь большой цели, решить крупную задачу? Нужно «нарезать слона на куски» — произвести декомпозицию целей — и постепенно «съесть небольшими бифштексами», выполняя простые понятные задачи. В идеальном случае «бифштекс» должен быть «съеден» за один присест от 15 минут до 2 часов.
Визуализация декомпозиции
Для визуализации декомпозиции целей используются различные подходы — от структурированного списка в рукописном или электронном виде до сложных таблиц.
Одним из самых удобных методов для наглядной декомпозиции целей являются древовидные интеллект-карты, ментальные карты, Mind Maps. Их можно рисовать на бумаге, либо составлять в специальных редакторах:
Среди них есть простые и сложные, платные и бесплатные, для индивидуальной работы и коллективной.
Хостинг провайдер для бизнеса
30 дней бесплатного тестового периода виртуального хостинга
Инструмент автоматизации контекстной рекламы
Скидка 25% на 3 месяца тарифа «Старт» + индивидуальный практикум по работе с инструментом
Пакет услуг «Быстрый старт email-рассылок» со скидкой 20%
Конструктор для создания чат-ботов, рассылок и автоворонок
Удвой продажи с помощью чат-ботов в мессенджерах. Бесплатно на 21 день.
Скидка 25% на первый месяц работ по SEO + аудит в подарок
Логистический партнер для бизнеса и частных лиц
Скидка 25% на перевозку и доставку от адреса
Характеристики
Допускается несколько уровней вложенности в подобных структурах. В большинстве случаев оптимальной является декомпозиция до третьего уровня, на котором становится понятно, что конкретно делать.
При планировании в крупных компаниях, холдингах, государственных структурах и международных проектах может применяться декомпозиция вплоть до шестого уровня. Причём начинать следует с видения, миссии и ценностей организации. Из них формулируются стратегические цели, которые далее разделяются на тактические, а уже те, в свою очередь, на функциональные задачи.
Одна из основных задач декомпозиции — получение информации о необходимых ресурсах и требуемом объёме действий для достижения цели. Полезно чётко осознавать какие навыки, компетенции, люди и прочие ресурсы нужны для реализации каждого этапа достижения цели.
В отношении определения и расстановки приоритетов методика декомпозиции целей коррелирует с подходом Дуайта Эйзенхауэра. В первую очередь важно обращать внимание на важность этапов достижения цели, а не на срочные задачи. Когда срочность доминирует над важностью, ограничивается инициатива, сокращается пространство вариантов решения задач и, как следствие, становится меньше возможностей эффективного решения этих задач.
Основные методы декомпозиции целей
Прежде всего, важно сформулировать ключевую идею цели.
Пожалуй, самая эффективная декомпозиция цели достигается при применении методики SMART.
Как известно, по данной технологии цель должна быть:
Когда произведена декомпозиция цели, то алгоритм дальнейших действий становится предельно простым и понятным.
Определяются сроки выполнения каждого из этапов и назначаются ответственные исполнители, обладающие необходимыми знаниями, навыками, компетенциями, полномочиями и прочими ресурсами.
Затем все данные вносятся в систему управления проектами, CRM, таск-трекер или же формируется диаграмма Гантта. Команда приступает к реализации плана для достижения поставленной цели.
Может показаться парадоксальным, но совмещение методики декомпозиции с технологией целеполагания SMART, помогает планировать и в условиях неопределённости. Когда вместо чёткой цели сформулировано только намерение.
При дроблении задач стоит анализировать, возможно ли выполнить каждую из крайних подзадач ветки за короткий период времени — до 2 часов. При обнаружении задач, которые не выполняются за такой промежуток времени, рекомендуется делить их на более мелкие до тех пор, пока все конечные задачи не будут соответствовать данному условию.
Отдельного рассмотрения заслуживает использование методики декомпозиции целей для бизнеса в маркетинге и аналитике. Проще говоря, применительно к воронке продаж. Потому что зная ключевые показатели, такие как средний чек, маржинальность и конверсию каждого этапа, можно производить расчёты, исходя из целей.
Выгоды от использования декомпозиции целей в бизнесе и маркетинге очевидны. Цифр и показателей так много, что в этом легко запутаться: часто возникает хаос в постановке целей. С помощью метода декомпозиции целей легко понять, на какие метрики и характеристики обратить внимание. Например, у руководства появилась задача — увеличить продажи. И тут мы снова возвращаемся к воронке продаж.
Итак, есть конкретная цель — увеличить чистую прибыль, к примеру, на 10%. Чтобы добиться таких результатов, нужно разделить эту амбициозную задачу на подзадачи, а именно разложить на этапы воронки продаж. Как известно, воронка продаж состоит из нескольких стадий.
Возьмем за основу распространенный шаблон воронки. Обычно путь клиента начинается с рекламы, затем он попадает в отдел продаж, а потом совершает покупку. Логично предположить, что на каком-то из этих этапов надо увеличить один или несколько показателей.
К примеру, если увеличить расходы на рекламу в несколько раз, то вырастет и чистая прибыль согласно прогнозам. Однако стоит понимать, что одна и та же рекламная кампания способна выдавать разные результаты: в каком-то случае CTR может быть выше, а где-то ниже. А это, в свою очередь, влияет на количество лидов и завершенных сделок. Тем не менее, это не меняет сути декомпозиции в бизнесе и маркетинге — выяснить ключевые показатели, и на основе этих показателей выстроить эффективную маркетинговую стратегию.
Метод декомпозиции целей можно применить иначе. Предположим, в небольшом городе работает магазин бытовой техники. Его владелец решил, что в новом месяце надо увеличить средний чек : от 5 000 до 7 000 рублей, чтобы увеличить оборот. В таком случае визуализация декомпозиции цели выглядит примерно так.
Есть глобальная задача — увеличить средний чек. Чтобы в клиент покупал больше, есть смысл предложить бесплатную доставку, анонсировать акцию или внедрить гибкую скидочную систему. Таким образом, задача «дробится» на более мелкие задачи, решение которых занимает не так много времени. Так, если владелец магазина планирует бесплатную доставку, то ему следует подумать — за какую сумму чека покупатель получит право доставки до дома.
Поэтому владелец тратит время на поиски баланса: фиксированная сумма должна быть и выгодной для магазина, и привлекательной для покупателя. К этому добавляется еще одна подзадача — договориться с курьерской службой, продумать логистику и далее по списку. То же самое относится и к другим мерам. При этом целостность глобальной задачи не нарушается: она выполняется по ходу движения снизу вверх.