Деконцентрация внимания что это

Техника деконцентрации внимания

Техника деконцентрации внимания (дКВ) была разработана в 80-е годы в рамках программ подготовки операторов для деятельности в сложных, неопределенных и экстремальных условиях. К этому времени для обучения методам управления собственным психическим состоянием и постэкстремальной реабилитации операторского контингента в основном использовались модификации аутогенной тренировки, элементы суггестивных воздействий и многочисленные психотехнические приемы, основанные на биообратных связях. Эти психотехники, однако, не позволяли управлять состоянием оператора непосредственно в процессе выполнения профессиональных обязанностей. Так были востребованы новые методические подходы, вводящие психотехники в процесс деятельности и превращающие психотехнические приемы в один из элементов работы оператора.

освоение ряда методов, приводящих к «раскрывающей медитации». Это состояние, при котором достигается наиболее полная чувствительность и открытость сознания всему происходящему внутри и вовне человека. Можно сказать, что сознание находится при этом в состоянии созерцания, когда наше внимание не направлено на что-то конкретно, а равномерно распределено между всеми органами чувств. В этом состоянии теряется ощущение границы, отделяющей наше внутреннее пространство от внешнего мира, за счет этого достигается переживание более глубокого, «внутреннего» понимания всего, что нас окружает и достигается эффект «кругового» восприятия, когда одинаково хорошо осознается все происходящее вокруг нас, независимо от направления.

Такое состояние сознания является основным, «рабочим» состоянием в различных традициях, например, в буддизме, суфизме, во «внутренних» стилях боевых искусств и т.д.

Для западного «объектно-ориентированного» мышления важность такого состояния сознания понимается с трудом. Гораздо понятнее кажутся методы, основанные на концентрации внимания, приводящие к достижению различных «сиддхи». Но именно созерцание приводит, со временем, к существенной трансформации личности, к освобождению от оков Эго и, в конечном счете, к просветлению.

Не нужно думать, что движение в этом направлении обязательно должно сопровождаться отказом от каких-то приятных, но «вредных» привычек, к потере индивидуальности. Наоборот, развитие состояния созерцания приводит к освобождению от тех или иных навязанных нам комплексов, к более глубокому пониманию событий и явлений, к большей внутренней энергии и более яркому переживанию жизни.

Базовые состояния сознания и работа с вниманием.

Рабочая поза: сидя, спина прямая, тело расслабленно, ноги желательно скрестить, голову не запрокидываем, подбородок чуть-чуть к себе, взгляд прямо перед собой.

Упражнение 1. «Успокоение Сознания» (5 минут)

Рабочая поза. Вдохнули, потянули руки вверх, выдохнули, руки опустили на колени. Сидим 5 минут с открытыми глазами. Не на чём не фиксируемся, просто расслабляем тело и сознание. Привыкаем держать спину прямо в рабочей позе.

Экспериментально было обнаружено, что сосредоточение на разных точках внутреннего пространства приводит к разным процессам в сознании. Так сосредоточение внимания на точке в центре груди приводит к контролю эмоционального состояния. Это упражнение формирует уверенную внутреннюю позицию. Мы как-бы заявляем своё присутствие во внешнем мире.

Техники концентрации внимания (основы психонетики)

Упражнение 1 «Остановка Внимания» (базовое упражнение)

Рисуем «чёрную точку» на листе бумаги. Помещаем лист на стену на уровне глаз. Просто смотрим на точку в течении 5 минут, но без внутреннего напряжения. Просто наблюдайте точку, без отвлечений. Держите сознание нормальным, не давайте возникать галлюцинациям, не выделяйте их из фона, игнорируйте их и они сами растворятся.

Упражнение 2 «Локализация внимания в пространстве во внешней среде»

2а). Рабочая поза, руки на коленях. На одной из рук соединяем указательный и большой пальцы. Сосредотачиваемся на точке контакта, на точке соприкосновения пальцев в течении 3 минут. Затем делаем тоже 3 минут с другой рукой. Важна внутренняя симметрия: если что-то делали с правой рукой, тоже делаем и с левой рукой.

2б) Рабочая поза, сосредотачиваемся на «точке контакта» указательного и большого пальцев и начинаем медленно равномерно двигать рукой «точку контакта» в пространстве перед собой. Двигаем плавно, без рывков, медленно и непрерывно, по произвольной траектории. Чем быстрее движется рука, тем легче отслеживать точку, поэтому делайте медленно. Глаза закрыты или расфокусированы. На точку контакта не смотреть, а только ощущать кинестетически. Затем тоже делаем с точкой контакта на другой руке. Сравните ваши ощущения от движения точки контакта на правой и левой руках. Упражнение нужно делать до тех пор пока ощущения на обоих руках не станут одинаковыми.

2г) Рабочая поза; руки на коленях; сосредотачиваемся одновременно на двух точках контакта на обоих руках, т.е. внимание или на обоих указательных пальцах, или на двух точках соприкосновения указательных и больших пальцев обоих рук. Двигаем медленно эти точки концентрации по произвольным траекториям в пространстве перед собой. Обязательно, на каком-то этапе, разведите руки максимально в стороны, за пределы личного пространства тела и сравните ощущения.

Упражнение 3 «Виртуальная точка внимания»

3а) Рабочая поза; глаза закрыты; перед собой на уровне груди на расстоянии вытянутой руки формируем шарик внимания. Сначала можно поместить палец в эту точку. Как только ощущение контакта возникнет, руку надо убрать. Сосредотачиваемся на шарике несколько минут.

3б) Рабочая поза; глаза закрыты; медленно перемещаем сформированный шарик внимания по произвольной траектории. Обязательно заводим шарик за спину, чтобы глаза не могли его отследить. Следим за шариком вниманием, а не глазами. Возвращаем шарик в исходную точку и растворяем в пространстве.

Основная задача научится перемещать точку внимания в реальном физическом пространстве. Вы должны научится замечать неоднородности в окружающем пространстве. Так если ваша точка проходит через стакан воды, то вы должны почувствовать изменения в ощущениях.

Упражнение 4 «Две виртуальные точки внимания»

Упражнение 5 «Три виртуальные точки внимания»

Упражнение 6 «Управление несколькими виртуальными точками внимания»

Аналогично можно научится управлять четырьмя и больше виртуальными точками внимания, хотя они будут стремится образовывать связные структуры внимания. Можно также научится перемещать точки внимания не только в пространстве, но и во времени, но это уже для «крутых».

Упражнение 7 «Чистка Чакр»

Упражнение для диагностики и чистки энергетических центров. Рабочая поза; глаза закрыты; перед собой на уровне головы на расстоянии вытянутой руки формируем шарик внимания. Наблюдаем его, уплотняем его. Выделяем из него второй шарик внимания и медленно двигаем его по кругу вокруг головы по часовой стрелке, при этом не теряем ощущения первого шарика. Делаем несколько кругов, и затем растворяем оба шарика. Делаем это упражнение вокруг всех энергетических центров: шея, грудь, живот и т.д.

«Саммадхи» это ДКВ одновременно на трёх уровнях: ДКВ из центра головы + ДКВ из центра груди + ДКВ из центра живота. При этом возникают три взаимопроникающих пространства [внимания]. Это ведёт к очень устойчивой внутренней остановке деятельности ума.

Источник

Т р е н и н г о в ы й ц е н т р О л ь г и Л е в и н о й

Олег Бахтияров. Деконцентрация

Техника деконцентрации внимания (дКВ) была разработана в 80-е годы в рамках программ подготовки операторов для деятельности в сложных, неопределенных и экстремальных условиях. К этому времени для обучения методам управления собственным психическим состоянием и постэкстремальной реабилитации операторского контингента в основном использовались модификации аутогенной тренировки, элементы суггестивных воздействий (1) и многочисленные психотехнические приемы, основанные на биообратных связях. Эти психотехники, однако, не позволяли управлять состоянием оператора непосредственно в процессе выполнения профессиональных обязанностей. Так были востребованы новые методические подходы, вводящие психотехники в процесс деятельности и превращающие психотехнические приемы в один из элементов работы оператора.

Первые разработки методики деконцентрации были осуществлены нами в Институте психологии АПН УССР (Киев). Приемы отрабатывались на базе экспериментальных групп при содействии секции биоэлектроники УкрНТО РЭС им. А.С.Попова. Первая апробация методики и экспериментальное изучение порождаемых ею феноменов впервые были проведены на базе ОКБ «Ритм» Таганрогского радиотехнического института и Института нейрокибернетики при Ростовском университете.

Разработки носили прикладной характер и отражены в основном в соответствующих отчетах. Публикации ограничивались краткими тезисами в сборниках различных конференций. В популярном виде элементы методики изложены в брошюре В.Загнибеды «Техника управления вниманием». Достаточно подробно техника деконцентрации описана в нашей монографии «Постинформационные технологии: введение в психонетику».

Вначале деконцентрация внимания рассматривалась как одна из многих психотехник. Однако со временем стало очевидным, что эта техника является родоначальником целой линии психотехнологий. Были уточнены ее соотношения с другими психотехниками и выявлены аналоги в психотехнологиях, порожденных другими культурами. Изучение спонтанных психических феноменов, сопровождающих организованные действия в экстремальных условиях, показало, что деконцентрация имеет и универсальные измерения.

Мы рассматриваем организованный массив психотехник как своего рода язык, позволяющий формулировать не столько описания психических реальностей, сколько предписания по их изменению. В этом смысле психотехнические «высказывания» могут быть выражены и в языке восприятия, и в языке мышления, и в языке целеполагания, и в языке воли. Независимо от того, в каком «языке» формулируются эти «высказывания» их структура и принцип воздействия на производящего психотехническую процедуру оператора остаются инвариантными.

В предлагаемой работе деконцентрация рассматривается как базовая психотехника, порождающая различные психотехнологические линии. Ряд методик, разработанных до появления техники дКВ, могут быть истолкованы именно как деконцентративные, некоторые деконцентративные психотехнологии подробно разработаны и практически используются как в операторской работе, так и в психотерапевтических целях, многие направления дальнейших разработок только намечены и не выходят за рамки лабораторных экспериментов.

Глава 1. Деконцентрация как психотехнический прием.

1.0. Предварительные замечания.

Как правило, психотехники состоят из нескольких приемов, а психотехнологии включают в себя несколько психотехник, хотя и бывают случаи, когда психотехника состоит из одного приема, а психотехнология из одной психотехники.

Среди участников психотехнической процедуры будем выделять следующие роли:

Термин состояние достаточно многозначен и конкретное его значение определяется контекстом и теми понятиями, которые ему противополагаются.

В психотехнической процедуре выделяются:

Существует множество различных классификаций психотехник. Выбор классификационной схемы определяется конкретной задачей, стоящей перед методистом, и спецификой выбранного им базового процесса. Как это делается в отношении деконцентрации мы рассмотрим в п. 2.1.

Техника деконцентрации разрабатывалась в рамках более общей задачи построения психотехники целенаправленного управления вниманием как начального звена психотехнологии управления психическим состоянием. Для этой цели из всего массива экспериментальных данных в качестве строительного материала будущих методик были выделены следующие хорошо известные закономерности:

1.2.Концентрация и деконцентрация.

Как показывает опыт, несмотря на то, что концентрация внимания требует больших усилий, произвести полноценную КВ все же значительно легче, чем дКВ. Более того, ряд авторов указывает на почти непреодолимые трудности перехода от предметного восприятия к непредметному (т.е., видению мира так, как он представлен на сетчатке), а такой переход и является первой фазой плоскостной дКВ. Утверждается, что произвольно перейти от предметного к непредметному видению практически невозможно (2), хотя некоторые авторы указывают, что при определенной тренировке (например, фиксируя взор в одной точке пространства и сосредоточивая внимание на контрастах и цветовых плоскостях (4)) или при целенаправленном искажении поля зрения (3) с использованием аппаратурных методик такой результат достижим в лабораторных условиях.

Вторая причина более фундаментальна и, в какой-то степени, является основой первой. Дело в том, что развитие и преобразование любой организмической (т.е., целостной, индивидуализированной и самодостаточной) системы подчиняется вполне определенным законам, определяющим естественную траекторию ее эволюции. Развитие системы происходит в сторону все большей дифференциации и специализации ее подсистем и их элементов. Эта однонаправленная эволюция системы любой природы рассматривается как фундаментальный закон в информационно-энтропийной системной концепции В.А.Шевченко (5), а в рамках психонетики называется основным организмическим процессом (6).

Динамика поля восприятия, рассматриваемого как система, подчиняется тем же закономерностям и прогрессирующее выделение из фона и фиксация отдельных фрагментов поля восприятия (т.е., КВ) соответствует логике спонтанного развития поля восприятия как системы. ДКВ же означает движение против сил, определяющих спонтанное движение систем, т.е., своего рода контрпроцесс.

1.3. Техника деконцентрации внимания.

Поскольку деконцентрация не является первичным феноменом и строится как прием, обратный приемам КВ, изучение техник деконцентрации начинается с изучения техник концентрации внимания, соотнесенных с задачами дКВ.

Техники КВ могут преследовать различные цели и они модифицируются в зависимости от них. Цель упражнений по КВ, соотнесенных с дКВ, двояка: с одной стороны, должна быть построена цепочка приемов, по отношению к которым легко можно построить приемы противоположного, т.е., деконцентративного, значения, а с другой, должны быть введены критерии эффективности и силы КВ, по отношению к которым будут строиться подобные же критерии в отношении дКВ.

Если внимание рассматривается как процесс выделения и удержания в поле зрения заданной фигуры, то естественными критериями силы концентрации внимания (КВ) становятся длительность удержания и сложность выделенной фигуры, которая, в свою очередь, определяется преодолением перцептивных сил в поле восприятия, препятствующих ее сохранению. Используя эти критерии легко построить серии упражнений, позволяющие развить способность КВ и количественно оценить ее силу. При этом упражнения должны содержать в себе критерий эффективности, убедительный как для оператора, так и оценивающего его работу инструктора и организатора процедуры.

В первой серии упражнений в качестве визуального объекта для длительного удержания внимания используются либо альтернативные версии образов, возникающих на визуальных фигурах типа куба Неккера (рис.1.3.1.), либо дается задание целенаправленно выделить заданные фигуры из визуальной среды, составленной из однородных элементов. Вариантом может служить сохранение доминирования левого или правого глаза при совмещении (за счет сведения или разведения глазных яблок) одинаковых по форме, но различающихся цветом изображений (рис.1.3.2.).

Деконцентрация внимания (дКВ) обратна концентрации и может быть истолкована как процесс разрушения фигур в поле восприятия и превращения всего поля восприятия в однородный (в смысле невыделяемости из него отдельных элементов, которые могли бы быть перцептивно истолкованы как фигуры) фон.

Объективную оценку степени дКВ произвести труднее, чем КВ, поскольку в профессиональной и бытовой среде задачи, требующие таких состояний, редки. Критерием здесь является повышение эффективности выполнения заданий, требующих высоких характеристик распределяемости внимания. Примером могут служить задачи, возникающие в ходе изучения техники быстрого (панорамного) чтения, где используется техника, близкая к деконцентративной.

В качестве ведущего упражнения, позволяющего одновременно развивать навыки дКВ, субъективно прослеживать феномены, сопровождающие углубление дКВ и получать оценку степени дКВ, нами использовалась модифицированная процедура просчета двухцветной числовой таблицы по методике Шульте-Горбова, разработанной в свое время для нужд авиакосмической медицины.

При использовании этого упражнения для формирования дКВ оператор вначале равномерно распределяет внимание по всей таблице, начиная с ее периферии, постепенно охватывая ее целиком и подавляя спонтанное появление отдельных чисел из общего фона. С точки зрения оператора дКВ проходит две фазы: в течение первой исчезают цветовые различия, а в течение второй числа перестают различаться как раздельные, превращаясь в однородный фон, составленный из их фрагментов. После того, как таблица начинает стабильно восприниматься как чистый фон, задание произвести просчет чисел выполняется иначе, чем в обычном состоянии, когда испытуемый производит поиск чисел перемещая фокус взора и привязанный к нему локус внимания по всему полю таблицы и выискивая нужное число.

В том случае, если дКВ достигнута, взор стабилизируется. Перемещение взора в начальной стадии как правило (за исключением специальных приемов) запрещено, поскольку разрушает дКВ. При стабилизированном взоре таблица воспринимается одновременно во всех своих элементах и при выполнении задания происходит не поиск с перебором чисел, а непосредственное выделение числа из общего фона.

Помимо важного и необычного опыта, оператор сталкивается и с прагматическими аспектами использования дКВ. Работа по поиску чисел (а шире, и вообще по поиску нужной информации в условиях помех) становится гораздо более эффективной. При этом на начальных этапах тренировки скорость просчета снижается, но затем резко повышается. В наших экспериментах наблюдалось увеличение скорости просчета в среднем на 38% (средние данные по массиву ста испытуемых) с эксцессами увеличения скорости в 2,4 раза (рис.1.3.5.).

Следует отметить, что результаты весьма вариативны в зависимости от профессионального состава контингента испытуемых, их мотивации и выбранного методического варианта.

Более сложный, но и более показательный вариант того же упражнения осуществляется на четырехцветной 100-клеточной таблице (10х10), специально разработанной для этих целей. Здесь производится одновременный просчет четырех последовательностей (возрастающей, убывающей, сходящейся и расходящейся). Без специальной тренировки это задание крайне редко удается довести до конца, в то время как при дКВ оно выполняется большинством испытуемых (65-70%) с высокой скоростью.

Если для организатора процедуры важна динамика скорости просчета таблиц, то для оператора главным итогом упражнений по дКВ является особый субъективный опыт деконцентрации при сохранении высокого уровня бодрствования. Это та начальная точка, от которой начинается построение всей дальнейшей работы с дКВ.

После того, как КВ и дКВ отработаны в раздельных упражнениях, обучаемые начинают сочетать их для построения более сложных конструкций внимания. От КВ дальнейшая линия упражнений ведет к формированию, удержанию и преобразованию визуальных эйдетических образов. На основе работы с дКВ формируются навыки восприятия значимых колебаний фона, обычно не осознаваемых неподготовленным оператором. Взаимопереходы КВ-дКВ являются базой для развития рефлексии, а формирование сложных сочетаний КВ и дКВ в пределах заданного поля восприятия становятся основой для управления «сгущениями» семантической энергии.

Эти различия хорошо иллюстрируются на примере дКВ по визуальному полю. Базовые упражнения, описанные в 1.2., дают только начальное ознакомление с техникой дКВ в лабораторных условиях. Перенос дКВ на реальные объекты, находящиеся в окружающем пространстве, возможен двумя способами.

В первом случае оператор наблюдает фрагмент реальной окружающей среды так, как если бы он проецировал все визуальные восприятия на плоский прозрачный экран перед собой и был сосредоточен только на поверхности этого экрана. Ключевой инструкцией в формировании плоскостной дКВ является указание оператору сосредоточить внимание не на каком-либо объекте в поле зрения, а на участке поля зрения безотносительно тому, какой объект или фрагмент внешнего мира попадает в этот участок. Роль «плоского экрана» выполняет все поле зрения или его фрагменты, лишенные наполняющих их визуальных элементов. В этом случае фиксируются все элементы, попадающие в поле зрения или его фрагмент независимо от их принадлежности различным предметам и расстояния, на котором они находятся по отношению к оператору.

Внешний мир предстает перед оператором в виде хаотичного набора цветных пятен различной формы и интенсивности. В каком-то смысле внешний мир перестает восприниматься как набор эффективных стимулов, поскольку его предметная организация разрушена. Но если все стимулы становятся равнозначными, то все поле зрения становится единым нерасчлененным стимулом. Амплитуда спонтанных движений глазных яблок при этом резко уменьшается. Внимание и взор привязываются не к отдельным элементам, а к фрагментам поля зрения, и можно наблюдать характерный феномен плоскостной дКВ, который служит внешним признаком правильности выполнения приема оператором: при поворотах головы глаза не «цепляются» за отдельные предметы и сохраняют свое неподвижное положение относительно головы.

Иначе производится объемная дКВ. Оператор после первичной дКВ должен ввести в качестве параметров, подлежащих дКВ, расстояние между собой и каждым из попавших в поле зрения объектов и свое положение в окружающем пространстве по отношению к ним. Этот прием заставляет оператора перейти от сосредоточения внимания на фрагменте поля зрения к сосредоточению на совокупности наблюдаемых предметов. Как правило, наблюдается скачкообразное повышение тонуса и возникает переживание интенсивного включения в окружающую среду. В этом состоянии сохраняется возможность перемещения в пространстве без разрушения дКВ.

Эти два вида дКВ очевидным образом различаются и по результатам и по прагматическому использованию. Плоскостная дКВ может рассматриваться как начальное звено в формировании состояний сознания медитативного типа. Возможно также использование ее как замены аутогенного погружения в реабилитационной практике. Объемная дКВ предполагает оперативное использование в условиях реальной деятельности, когда оператор сталкивается с необходимостью обработки массивов информации, превышающих по своему объему его возможности, а также при необходимости ориентации в среде, содержащей скрытые значимые параметры. Кроме того, этот прием может служить эффективным средством мобилизации при состояниях монотонии и утомления.

Аналогичным образом различаются плоскостная и объемная дКВ различных модальностей.

Объемная аудиодеконцентрация начинается с сосредоточения внимания на двух (слева и справа) или четырех (спереди, сзади, слева и справа) источников звука с фиксацией расстояния до них и положения оператора по отношению к ним. Затем внимание распространяется на все поле слуховых восприятий с сохранением всего звукового объема. Эффект и использование ее аналогичны таковым при визуальной дКВ.

1.5. Методы усиления дКВ.

Среди приемов, помогающих усилить КВ и дКВ, большую роль играют различные телесные жесты – позы, движения глаз и т.д. Каждый жест тела обладает определенным глубинным значением, позволяющим использовать его в качестве усилителя или нейтрализации того или иного состояния. Среди этих жестов наиболее сильными являются движения глаз, которые, как показано классическими работами по нейролингвистическому программированию, обладают глубинным семантическим потенциалом в огромной степени. Особенно сильны в плане навязывания определенной глубинной семантической установки произвольные движения глазных яблок, не связанные с их обычным функционированием. Произвольное сведение (конвергенция) и разведение (дивергенция) глазных яблок вызывает легко различимый (и потому используемый в различных психотехниках) сдвиг общего психического состояния. Так, в йоге мудры, связанные с конвергенцией глазных яблок (шамбхави мудра, аго-чари мудра и др.) являются мощными модификаторами психического состояния (при условии правильной предварительной подготовки).

При помощи конвергенции концентрация внимания может быть усилена простым приемом. Пусть оператор производит КВ на однородно окрашенном круге. Если рядом с этим кругом по горизонтальной линии поместить идентичную фигуру и скосить глаза, обеспечивая конвергенцию глазных яблок, то их изображения раздвоятся и крайние изображения сольются в одну фигуру. Эта фигура будет приковывать к себе внимание в большей степени, нежели фигуры, наблюдаемые при обычном, соответствующем нормальным визуальным условиям, положении глаз. Это связано во многом с субъективным восприятием такой совмещенной фигуры как более приближенной к наблюдателю, чем та же фигура при обычном восприятии. Кроме того, другие фигуры в поле зрения теряют свой статус безоговорочной перцептивной реальности, поскольку их изображения, в отличие от совмещенной фигуры, проецируются на сетчатку только одного глаза. Другие фигуры кажутся менее реальными и по контрасту совмещенная фигура представляется более, единственной в этом смысле в поле зрения.

Противоположное явление мы наблюдаем при совмещении идентичных изображений при дивергенции глазных яблок. В этом случае совмещенная фигура субъективно находится дальше фона и тем самым сама приобретает характеристики фона, что легко заметить в том случае, когда фигура обладает достаточно сложным строением. Распределить внимание по такой совмещенной фигуре проще, чем по исходным, жест дивергенции усиливает дКВ.

1.6. Феноменология отдельных видов деконцентрации и их дальнейшее использование

Каждый из видов дКВ порождает собственную феноменологию, связан со специфическими нюансами формируемых состояний и является потенциальным родоначальником своей психотехнической линии.

После полного выполнения приема дКВ любого вида испытуемые отмечают появление специфического состояния, которое трудно описать в привычных терминах, но которое характеризуется подавлением спонтанного потока мыслей и образов и выраженным отличием от обычных состояний сознания. Это состояние может рассматриваться как начальное звено формирования измененных состояний сознания (ИСС). В отличие от ИСС это состояние нестабильно и прекращается после прекращения выполнения приема. ДКВ как прием волевым и силовым образом навязывает сознанию определенную конфигурацию (7). Однако длительное применение дКВ или его сочетание с другими приемами может спровоцировать и стабильные ИСС, причем каждому виду дКВ соответствует свой вид ИСС (8).

Визуальная дКВ дает возможность ознакомиться с феноменом разделения поля зрения на организованную и дифференцированную совокупность фигур и фон. При этом фон выступает в качестве отчетливо выделяемого компонента поля восприятия, что не столь очевидно при использовании дКВ других видов.

Превращение в результате акта дКВ всего поля зрения в фон и исчезновение в нем организованных фигур способствует формированию предмедитативного состояния. Разрушение гештальтов в поле восприятия приводит к освобождению семантической энергии, заключенной в организованных формах. Семантическая энергия насыщает фон и подобно тому, как любая фигура обладает своей собственной отчетливой или смутной семантикой, определенная семантика начинает связываться с тем или иным состоянием фона. При этом состояния фона различаются оператором без опоры на различимые дискретные составляющие, поскольку выделение таких составляющих означало бы их выделение из фона в качестве фигуры и уничтожало бы специфику работы с дКВ. Это означает, что различия между разными состояниями фона не могут быть выражены средствами линейно-дискретных языков и требуют для фиксации различий разработки специальных знаковых сред.

Подобно тому, как слабые и латентные сигналы, отражающие внутреннее психическое состояние влияют на цветовые предпочтения, слабые и латентные признаки влияют на восприятие и оценку фона.

Таковы уроки визуальной дКВ. Иные виды дКВ дают другие уроки.

Аудиодеконцентрация дает возможность работать не столько со статичной звуковой картинкой, сколько с процессами, разворачивающимися во времени. Звуковое поле не создает выраженной двумерной плоскости или трехмерного объема, но благодаря этому позволяет значительно резче, чем при зрительном восприятии сместить акцент на процессуальные характеристики поля восприятия. Абстрактные картины развернуты в двумерном пространстве и статичны, а попытки создать самостоятельные, без звукового сопровождения абстрактные цветовые симфонии не привели к ценным результатам. Музыка же процессуальна и самодостаточна, но трудно себе представить обладающую глубокой смысловой наполненностью статичное сочетание звуков.

Главным приемом аудио-дКВ является помещение звуков из различных источников в один временной срез. Здесь фон совмещается с чистой длительностью, что порождает парадоксальные переживания качественно окрашенных промежутков времени.

Соматическая дКВ способствует выделению энергетических характеристик фона. Фоном при соматической дКВ становится интегральное самочувствие оператора, субъективно трактуемое как психофизиологический тонус. Тем самым возникает ключевое звено управления энергетическими характеристиками и психическая энергия из метафоры превращается в ощутимую и управляемую реальность.

Соматический фон выступает как недифференцированное единое целое, при этом различаются разные «состояния» фона, позволяющие выявлять фоновые характеристики тела. Опыт переживания соматического фона может быть перенесен вовне и при успешности такого переноса на окружающую среду и отдельные объекты появляется возможность непосредственного восприятия их целостных характеристик. Соматический фон оказывается чрезвычайно чувствительным к малейшим изменениям составляющих его элементов, в том числе и стимулов, находящихся ниже порога восприятия. По всей вероятности в основе явления биолокации лежат феномены такого рода.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *