Декоративная композиция в художественной школе что это
Методическая разработка «Декоративная композиция как средство развития творческой личности»
Чукотский АО Иультинский район
МАОУ ДО «ДШИ ГО ЭГВЕКИНОТ»
Методическая разработка на тему:
«Декоративная композиция как средство развития творческой личности»
Разработала и составила:
Декоративная композиция как средство развития творческой личности
Целью данного материала является анализ методического предложения, направленного на развитие творческой личности ребенка, обучаемого в детской художественной школе. Способом данного целевого задания представлено обучение декоративной композиции, использующей для формирования результата обработки натурного материала, реалистического рисунка, стилизации и преобразования получаемых навыков в искомую творческую активность ребенка, свидетельствующую о формировании его опыта интерпретации изображений.
Исходя из предположений в отношении возможного достижения творческого уровня развития личности обучающегося, как цели, обозначенной данным исследованием, допустимым средством ее реализации представляется именно декоративная композиция, поскольку в ее структуре присутствуют определяющие развитие компоненты.
Учитывая тот факт, что целевая аудитория обучающихся представлена детьми в возрасте от девяти до одиннадцати лет, что соответствует третьему и четвертому классам детской художественной школы в системе дополнительного образования, следует оговориться и представитьте педагогические условия, в которых ожидаемое личностное развитие ребенка должно произойти, и детально рассмотреть компоненты образовательного процесса.
Поэтому, интерпретируя триединую задачу обучения изящным искусствам (композиция – выразительные средства – художественная ценность), можно предположить процесс становления творческой личности в той же последовательности и компонентах, что и создание декоративной композиции самой по себе, т.е., обозначая:
1. необходимость определение формата, схемы и логики самого произведения искусства (которые, по идее, соответствуют схеме, логике и т.д. развития творческой личности в целевом полагании);
2. значимост ь установления характера и последовательности применения выразительных средств создания произведения (определяющие особенности педагогических условий и методов доведения до сознания обучающихся технологической зависимости резул ь тата от выбора инструментов воплощения желаемого наглядно);
3. возможност ь доказательно объяснить обучающимся возможность и характер оценочных суждений в отношении существующих и предполагаемых произведений искусства.
На этом фоне следует разобрать детали процесса, предлагая его методическое и методологическое осмысление.
Полагая задачей первичной важности познавательные акты, которые созидают человека в процессе освоения языка, и особенно языка изящных искусств в силу их пространственности, необходимо рассмотреть фон обучения декоративной композиции как культурное событие, в котором есть безусловные теоретические компоненты. Они формируются у ребенка к 9 годам жизни естественным путем наблюдения за окружающим миром, в том числе и там, где он встречается с произведениями искусств. Особенно, в рамках учебного процесса художественной школы, поскольку контекст изучения истории искусств, представляющий окружающий мир, как собрание изображений, формирует естественную насмотренность человека.
Это определяет теоретический компонент обучения и устанавливает понятийные определения на уровне осознания действия и применения определенных терминологических формулировок профессионального характера.
Таким образом, при выдаче задания на создание декоративной композиции, у ребенка вполне осознанно возникает отклик в предположении, если еще не конкретных инструментов ее разработки, то по крайней мере, приблизительной визуализации желаемого результата, сопоставимого с когда-то встречавшимся в историческом обзоре творческих актов.
Этот уровень композиционного проектирования произведения подводит обучающегося к необходимости оценить схему композиции как некоторую задачу планирования результата и соотнести средства художественной организации пространства будущего произведения (учебного задания) с исторически подтверждаемыми формами доступной интерпретации идеи.
В этом смысле весьма успешными являются исторические примеры, подкрепляемые знакомствами с текстами (педагог может их адаптировать в соответствии с уровнем готовности учебной группы к восприятию профессиональной лексики) М.В. Алпатова, А.В. Бакушинского, Е.Г. Ванслова, Г. Гачева, Н.Н. Волкова, Н.М. Тарабукина.
Для педагога с той же результативностью можно рекомендовать актуализацию методической подготовки путем ретроспективного обзора трудов В.С. Кузина, С.П. Ломова, Б.М. Неменского, Н.М. Сокольниковой, Т.Я. Шпикаловой, С.П. Ломов и др., поскольку для разработки тематического плана поддержки каждого формирующего результаты занятия, необходимы заново осмысливаемые данные.
В результате выполнения данного педагогического (содержательного) условия – формирования теоретического компонента познавательной деятельности учащихся, ожидаемы улучшенные результаты обучающихся в понимании и выборе композиционных схем предполагаемых произведений, поскольку в их сознании четко фиксируется соответствие всех существующих художественных практик мира с соразмерностью желаниям и буквально понимаемым форматам существования человека. Поскольку мир искусства, окружающий человек, не просто телесен, а представляет собой результат художественного моделирования мироздания, формирующегося с течением времени в сознании человека и формирующего человеческое, эстетизирующее начало в каждом обучающемся.
Второе (дидактическое) педагогическое условие определяется ознакомлением обучающихся именно с существующими и возможными к освоению ими инструментами создания декоративной композиции. В целях выполнения данного условия необходимым полагается объяснение инструментов, материалов, техник и технологических приемов к созданию произведения, что следует трактовать как понимание и освоение использования выразительных средств композиционной работы.
Третье (методическое) педагогическое условие определяет формы объяснения обучающимся детям, соответствующие их развитию и способностям к творческой работе, последовательное выполнение действий, связанных с созданием декоративно композиции и четвертое (диагностическое) педагогическое условие требует определения результативности произведенных действий в процессе обучения.
Рассматривая возможности осуществления данных педагогических условий как определяющих результативность достигаемой цели – развития творческой личности, необходимо заметить, что все они иллюстрируют особенности реализации графика учебного процесса детской художественной школы и его соответствия предметным компонентам учебного плана, представляемого как на год, так и в долгосрочной перспективе в соответствии с направлением и характером обучения.
Следовательно, для характеристики образовательных параметров процесса развития творческой личности средствами декоративной композиции в практике обучения изящным искусствам, можно использовать стандартные педагогические условия, но их наполняемость в силу предполагаемого творческого результата, важно описать отдельно.
Для этого следует указать, что:
1. теоретическое наполнение содержательного условия формирования творческой личности касается словарного определения декоративной композиции, актуализации статуса данного определения в соответствии с насущными задачами обучения, изучением его компонентов, определяемых междисциплинарным контекстом, поскольку они формируются взаимопереплетением данных истории и теории искусств и культуры, общей истории мира, литературы, отдельных данных в области биологии, ботаники, географии, химии и дрд;
2. дидактическое условие формируетс я за счет разъяснения детям подробностей технологического характера: чем, как и с какой точностью можно добиться визуализируемых результатов, поскольку они являются следствием правомерно определяемого выбора инструментов и материалов, что собственно и воспитывает у обучающихся чувство меры как искомой адекватности в выборе средств художественной выразительности при создании произведения;
3. методическое условие определ яется за счет правомерно избираемых техник объяснения задачи – с применением метафоры, с приведением примеров и личным участием педагога в создании конкретных результатов деятельности, с разъяснением пошагового всех моментов (они приводятся ниже) достижения желаемого результата;
4. диагностическое условие может быть выполненным последовательно трижды, определяя промежуточный контроль выполняемого задания (в том числе и в рамках простого консультативного одобрения действий ребенка), итогового контроля в рамках сдачи задания и вероятного участия в выставке формируемых достижений, и при озвучивании оценочного суждения вовлекаемых в процесс оценивания зрителей (что позволяет обучаемому сформировать адекватную реакцию на вероятную критическую ноту процесса).
В соответствии с изложенной схемой планируемого достижения результата как развития творческой личности ребенка в процессе обучения его декоративной композиции, необходимыми видятся некоторые уточнения:
1. для ознакомленияобучающихся с данными, определяющими процесс формообразования в области поставленной задачи, необходимо использовать междисциплинарный контекст объясняемого явления, поскольку в настоящее время ребенок получает информацию всюду и ему важно сохранять заданные рамки профессионализации интереса. Поэтому, далее в методической части изложения, будут приведены конкретные примеры выдачи и объяснения задания;
2. определение выразительных средств, применяемых для создания декоративной композиции, важно видеть в процессе их исторического преобразования: от линии, проведенной пальцем до сформированной программным приложением цифровых средств визуализации. Тем более, что в условиях разобщения даже исторически устойчивые образные средства модифицируются технически. Это не разрушает гармонии процесса обучения хотя бы потому, что каждому времени в историческом процессе были свойственны особые, определяемые уровнем развития общества, выразительные средства изящных искусств;
3. методическо е условие в данном изложении показывается на традиционном материале и лишь косвенно затрагивает проблемы цифровизации обучения, поскольку это слишком широкая тема для конкретизации цели высказывания;
4. диагностика достигаемости рез ультата обучения в данном случае не подкрепляется статистическим исследованием и не носит доказательного характера, т.к. общепонимаема и ожидаема в рамках образовательного процесса в детской художественной школе.
Переходя к рецептурной части сообщения, следует заметить, что удачным мыслится приведение развернутой структуры отработки одного из ряда заданий, способных сформировать требуемые целью изучаемой проблемы результаты, приводя в качестве примера разработку декоративной композиции со включенными в ее структуру частными задачами, определяющими формирование компонентов личностного развития ребенка.
Задание «Декоративная композиция», рассчитанное на обучающихся 3 и 4 классов детской художественной школы (9-11 лет).
Учитывая, что целью является творческое развитие личности обучающегося ребенка, следует уточнить задачи, решение которых обеспечивает ее достижение:
— формирование междисциплинарного контекста, направленного на развитие наблюдательности, фантазии, композиционного мышления, умению обобщать увиденное;
— формирование навыков обработки исходных данных для композиции, определения баланса композиционной схемы ;
— формирование технологических оснований разработки декоративной композиции;
— развитие стилево й адекватности и гармоничного восприятия мира,
— поддержка интереса к народному искусству, определяемому декоративно ;
— развитие потребности в созидании, формировании прекрасного окружения в повседневном мире.
Для решения указанных задач формой проведения групповых занятий принимаются уроки смешанного типа, представляющие собой интеграцию теоретического (лекционного) материала в практические занятия.
Примерное содержание занятия.
1. Ознакомление с термином «композиция», актуализация понимания обучающимисянеобходимости создания художественной формы произведения, определяемой пошагово, поскольку все произведения искусства соотносятся в определенным уровнем культуры конкретного исторического периода, что объясняет их образные особенности, создаваемые с помощью структуры композиции, ее типа, цветового решения, ритмо-метрических особенностей, стилизации, определяемого замыслом и ожидаемым в результате художественным образом.
2. Принимая исходным для создания декоративной композиции реальным ботанический материал – как физически реальный, подготовленный к занятию, структурированный частями ботанический объект (плод, цветок), так и его заменяющее реалистическое изображение, размещенное в соответствующем ботаническом определителе, следует сообщить обучающимся, что структура произведения искусства (как писал М.В. Алпатов): «… подражая отдельным принципам строения органической и неорганической природы и последовательно развиваяих, определяет композицию основой художественного творчества, средством выражения своего отношения к действительности. Композиция становится в руках человека одним изсредств своеобразного познания и подчинения природы» [].
3. Проводя параллель, напоминая о соответствии частного целому, напоминая, что композиция учитывает сочетание всех действующих элементов, отображаемых в образной форме, необходимо напомнить обучающимся, что очень важным свойством композиции является целостность ее воспринимаемо формы, поскольку в большей части процесс творчества и постижения его результатов определяется интуитивно и в течение длительного времени история искусств сформировала особые схемы, используя которые композиции можно рассматривать как некоторые объекты или сюжеты, вписанные в геометрические очертания простых фигур: квадрата, круга и т.д.
Кроме того, история свидетельствует, что для каждого исторического периода эти схемы были более или менее предпочитаемы и термин «геометрические построения» определяет не только внешний, умозрительный абрис изображаемого в композиции, но и указывает на ее центр, вероятные оси симметрии и приемы, сообщающие изображению равновесие или определенный динамизм.
Напоминая, что линейное воспроизведение объектов изображения способно определить эмоции зрителей, детям следует указать направление главных линий изображения. Определить, таким образом, форму композиции.
В ситуации, когда стилизация, формирующая композиционные навыки, мыслимые суммируемыми маркерами развития обучающегося(внимательность, наблюдательность, способность к интерпретации данных, насмотренность, аккуратность, волевая способность добиваться поставленной цели и в силу того трудолюбие, сформированная моторика пальцев и т.д.), рассматривается как задача отрисовки ботанического объекта замкнутой линией, организующей движение и фиксацию взгляда, выполнением этой части задания можно добиться композиционной целостности.
4. Методически правильным становится разъяснение обучающимся требования, определенного Н.Н. Волковым о том, что части не могут быть изъятыми из изображения, не нанеся ему урона, они не должны меняться местами, и не присоединяться извне [16, с. 13], детям следует объяснить построение композиционной схемы. Используя для этого подготовленный ботанический натурный объект, демонстрирующий идеальное соподчинение частей целому в предполагаемой композиции био-объекта.
Демонстрируя части и их органическое соответствие целому, обучающимся достаточно результативно можно пояснить особенности композиционной схему, вписывая ее по условию или в круг или в квадрат и тем самым подготавливая сознание ребенка к творческому акту, демонстрирующему его готовность к полноценной художественной деятельности, доступной возрасту – стилизации в рамках декоративной орнаментальной композиции.
В силу того, что стилизация обнаруживает способность авторов к обостренному восприятию характера изображаемого, абстрагированию и тем обострению эмоционального отклика на произведение, обучающиеся становятся способными к интерпретации исходного объекта, в силу логического развития идеи предполагаемой композиции и это определяется их готовность к творческим актам, свидетельствующим о личностном росте.
5. Опира ясь на логику и последовательность выполнения работы, обратим внимание на подробности визуализации задания.
А.
Подробная реалистическая отрисовка натурного ботанического объекта (в данной ситуации – нарцисса. Интерес в этом уровне задания как формирующего творческую активность личности ребенка является выбор, обоснование и подробная реалистически выполняемая визуальная фиксаия образа, подлежащего затем стилизации с целью использования как одной из ступеней, так и собственно целовго задания – выполнения декоративной композиции.
Б. Внесение частей структуры ботанического объекта, позволяющих создать о нем избыточное впечатление, в квадратные модели с указанными осями симметрии для того, чтобы обучающиеся оценили возможности работы принципа гармонизации изображения с применение симметрии и повторяемости детали, вписанной в простое геометрическое тело.
В. Покрытие контрастным тоном сформированных стилизованных изображений, полагаемых далее модулями орнаментальной композиции (декоративной композиции), с целью выявления читаемости деталей в негативном отображении и определении ритмо-метрических показателей изображения, на основании тонального решения пакетов.
Г. Выполнение орнаментальной (декоративной композиции) методом заполнения подготовленным моделями предполагаемого поля.
В данном задании рассчитываются: ритмо-метрическое, колористические и общехудожественные позиции творческого проявления личностного роста обучающегося.
7. Для реализации занятий необходима аудитория, с медийным оснащением: ноутбук, проектор, экран, акустическая система.
8. Использование проектной технологии обучения позволяет формировать необходимый результат не только за счет целеполагания и профессионально подбираемых педагогических условий результативности обучения, но и пошагово демонстрирует возможности совмещения традиционных способов обучения декоративной композиции наравне в актуальными элементами цифровизации образования.
Список использованной литературы:
1. Чумарина, В.К. Развитие мышления студентов художественно-графического факультета в процессе изучения композиции // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. – Ростов-на-Дону. Изд-во: Южный федеральный университет. № 10. 2012. – С. 154-160. URL : https://www.elibrary.ru/item.asp?id=18752549 (дата обращения: 26.11.2020).
2. Алпатов, М.В. Композиция в живописи: Исторический очерк.– М.-Л.: Госиздат «Искусство», 1940 г. – 129 с.
3. Волков, Н.Н. Композиция в живописи. – М., Искусство. 1977. – 263 с.
5. Логвиненко, Г.М. Декоративная композиция /Г.М. Логвиненко. – М.:
6. ВЛАДОС, 2010. – 160 с.
7. Ломов, С. П.Искусство. Изобразительное искусство. 5 кл: в 2 ч. Ч. 2 : учебник / С. П. Ломов, С. Е. Игнатьев, М. В. Кармазина. — 6-е изд.,
стереотип. — М. : Дрофа, 2017. — 140 с.
8. Неменский, Б.М. Уроки изобразительного искусства. Поурочныеразработки. 1-4 классы/ Неменский Б.М., Неменская Л.А., Коротеева
10. Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. — М.: Академия, 1999. — 368 с.
11. Стародуб, К.И., Евдокимова Н.А. Рисунок и живопись: отреалистического изображения к условно-стилизованному: учебное
пособие / К.И.Стародуб. – Ростов-на-Дону:Феникс, 2011. – 192с.
12. Шпикалова, Т. Я. Изобразительное искусство. Рабочие программы 1-4
классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений/ Т. Я.
Шпикалова, Л. В. Ершова. – М.: Просвещение, 2013. – 192 с.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.
Декоративная композиция в художественной школе: 7 ключевых тем с подробным описанием
1. Изобразительные средства для создания декоративной композиции: точка, линия, пятно.
На начальном этапе обучающимся можно давать простые задания, в которых используются только два цвета — чёрный и белый. С помощью линий и пятен ученики могут изобразить всё, что угодно — растения, животных, насекомых, деревья, предметы быта и интерьера, человека. Главное условие, чтобы при этом они использовали только контуры и силуэты. Т. е. рисовали линией и заполняли силуэты сплошным цветом — в нашем случае чёрным. Такое ограничение побудит их развивать образное и ассоциативное мышление. Здесь нет промежуточных тонов — тёмно-серых, светло-серых. нет объёма. Также, можно сначала дать задание пользоваться только линией. А потом дать задание в котором можно пользоваться только пятном (силуэтом). После, можно сочетать и линию и силуэт. Такие упражнения помогают развивать образное мышление, которое лежит в основе декоративного искусства. В декоративной композиции чаще всего используется плоскостное решение, где отсутствует объём и пространство. Поэтому вышеуказанные упражнения хорошо помогут начинающим художникам в начале освоения декоративного искусства.
2. Ритм в композиционном построении: симметрия, ассиметрия, статика, динамика, сгущение и разрядка.
При выполнении предыдущих заданий, обучающиеся столкнутся с необходимостью размещать контуры и силуэты таким образом, чтобы это было интересно. Чтобы не было пустоты в листе, и не было тесно. Вот здесь как раз и нужно будет объяснять начинающим художникам про ритм. Ритм можно увидеть в чередовании форм, цвета, разных тонов, в чередовании и размещении различных объектов, а значит ритм есть везде — и в станковой композиции и в декоративной. Подобно ритму в музыке, ритм в изобразительном искусстве оживляет композицию. Если например стволы деревьев расположить в рисунке на одинаковом расстоянии друг от друга, то это будет скучно и неестественно. А если нарисовать одно дерево ближе к другому, третье дальше от предыдущего, то образуется как бы мелодия: ближе — дальше, крупнее — меньше, реже — чаще… То же самое применимо и к декоративной композиции.
Ещё очень важно передавать ритм в размерах различных объектов. Например, в натюрморте чаще всего ставят предметы по такому правилу: большое, среднее, малое. Т. е. предметы должны быть разной величины, разного размера. Это делает постановку интересной и динамичной. То же самое «правило трёх размеров» можно применить даже в рисунке дерева. К примеру, промежутки между листочками дерева т. е. просветы, где виднеется небо могут быть крохотными, среднего размера, очень крупные. Ветви дерева будут малые, средние, большие. И тут нужно не просто срисовывать дерево с натуры, а руководствоваться этим правилом и даже где-то изменять натуру, не копировать её.
Также следует отметить, что существует два основных типа композиционного построения — симметричный и ассиметричный. Симметрия — это когда правая и левая стороны одинаковы. Ассиметрия — это когда они разные. Если применить это к композиции, то композиционный центр может располагаться по буквальному центру листа, а может быть смещён в правую или левую стороны. Таким образом, художник может создать ощущение динамичности (движения) в композиции, а может создать и ощущение статики (неподвижности). Ведь симметрия ассоциируется со статичностью, а ассиметрия с динамичностью. Используя этот принцип можно создавать интереснейшие ритмы в любых видах композиции — как в декоративной, так и в станковой.
3. Понятие образа. Стилизация и художественная трансформация.
Образ — это подобие воспроизводимого обекта, где передаются лишь некоторые из его характеристик. В качестве примера возьмём рисунок кота. Если в станковой композиции художник может буквально его изобразить, подробно повторив силуэт со всеми деталями и придав ему объём, то в декоративной композиции художник может выделить ряд характерных для кошек черт и передать в рисунке только их. Например, это могут быть изгибы кошачей спины, которые художник легко нарисует только несколькими условными линиями, не изобажая всех деталей фигуры. Или это может быть треугольник, форма которого лежит в основе кошачей мордашки. Здесь художник просто уложит несколько пятен краски по форме треугольника, а в результате будет угадываться характер кошки. В итоге мы видим лишь некоторые черты, которые позволяют узнать в изображении кошку. Остальные, такие как расцветка кошачьей шерсти, подробный рисунок глаз, ноздри носа — будут остутствовать. Но художник может сделать и наоборот. Передать рисунок кошачьей шерсти, подробно нарисовать глаза, но при этом оставить без внимания форму кошачьей морды, форму изгиба спины и т. д.
Вышеописанный подход лежит в основе такого приёма как трансформация формы и её стилизация. Например, ту же кошачью морду можно «собрать» из геометрических фигур. А можно создать её силуэт из абстрактных пятен, штрихов, линий, точек и т. д. Т. е. художник трансформирует рисунок. Изменяет и преобразует его. Но характер изображаемого объекта остаётся узнаваемым. То, как художники и дизайнеры это делают во многом обусловлено их творческим мышлением. Используя основополагающие приёмы стилизации, нужно стараться избегать шаблонности. К основным приемам трансформации можно отнести создание силуэта по форме образующей линии. Образующая линия — это линия лежащая в основе формы объекта. Например, кувшин из натюрморта имеет определённую форму, не похожую на формы других кувшинов. Художник замечает характер этой формы и повторяет его, но уже в стилизованном и трансформированном изображении кувшина. Т. е. в основе такой трансформации будет лежать образующая линия. Автор может воплотить эту линию в геометрических фигурах, абстрактных пятнах, и т. д.
Хорошим примером трансформации и стилизации является создание знаков и логотипов. Приведу пример знака, в основе которого лежит силуэт животных. Например, это будет лев. При создании значка дизайнер может повторить силуэт льва как он есть. А может составить его из треугольничков или других геометрических фигур. Ещё может изобразить льва всего лишь одной линией, которая то утолщается, то становится тонкой, то даже исчезает на некоторых участках рисунка. Ведь знак это условная и упрощённая форма того объекта, которого изображают. Но характер этого объекта должен хорошо угадываться. Вот в этом и есть суть трансформации и стилизации. Художник приводит буквальное изображение к какому-либо стилю. Например, он может составить изображение из вертикальных мазков краски или вертикально расположенных штрихов. Это будет похоже на дождь. Все элементы рисунка будут изображаться только вертикально расположенными штрихами и линиями. Если это натюрморт, то и драпировки, и кувшины, и чашечки, и шкатулки — всё будет проработано только вертикальными штрихами. Получается единый стиль в проработке натюрморта. Это лишь один из возможных стилей. А их может быть огромное множество. При чём, стиль может проявляться не только в характере штриха или мазка краски. Стиль может проявиться в том, как решается силуэт — «рубленной» прямой линией, округлой линией, прямоугольниками или другими геометрическими фигурами. Т. е. стиль будет виден в характере самой формы силуэта. Далее, эти силуэты могут быть просто открашены одним цветом, а могут быть заполнены орнаментом или текстурой. И здесь мы подходим к следующему этапу в работе над декоративной композицией — проработка силуэтов.
4. Декоративное решение силуэтов.
После того как художник создал основные объекты композиции путём стилизации и трансформации, следует приступать к их декоративному решению. Что это означает на практике? Например, в предполагаемой работе присутствуют силуэты графина и яблока. Их можно целиком открасить просто одним цветом или заполнить текстурой (это будет обсуждаться в пункте №5). Но можно внутреннее пространство силуэта разбить на несколько частей. Форма этих фрагментов может быть разной, однако если она будет основана на образующей линии, повторяющей форму кувшина (см. выше), то это будет выглядеть гарантированно гармонично и хорошо. Например, наш воображаемый графин с водой будет иметь вытянутое горлышко и широкое дно. Подобным образом мы можем разбить весь силуэт этого графина на несколько частей. Они будут также иметь вытянутые верхние части и широкое приземистое основание. Т. е. характер этих фрагментов будет похож на характер всей формы. Далее, эти фрагменты можно заполнить цветом, текстурой или орнаментом. Заполнив внутреннюю пустоту силуэта таким способом, мы придадим ему особую выразительность и красоту. Хочу обратить внимание на то, что силуэт кувшина не целиком заполняется текстурой или открашивается краской, а открашиваются те фрагменты, которые мы создали уже внутри этого силуэта кувшина. Таким образом, кувшин будет состоять из замысловатых фигур, которые в дальнейшем прорабатываются краской или текстурой. Это, однако, не означает, что нельзя просто заполнить весь силуэт одним цветом или орнаментом с текстурой. Но это будет слишком скушным решением, которое лучше использовать вместе с тем, которое мы обсуждаем.
Кроме самих предметов, нам ещё нужно решить фон, на котором расположены наши воображаемые графин и яблоко. Но тут нужно помнить, что в декоративной композиции фон будет условным. Он не должен обязательно представлять из себя стол и стену. Он может быть абстрактным и состоять из вымышленных декоративных элементов.
При заполнении предметов и фона декоративными элементами, нужно ещё помнить о преобладании какого-либо мотива. Если представить себе композицию из треугольников, прямоугольников и окружностей, то какая-то одна из этих фигур должна быть главной. Декоративное заполнение силуэтов здесь тоже может состоять из орнаментов с прямоугольным, треугольным и круглым мотивом. Но какой-либо один мотив должен быть преобладающим и основным. Если главный в композиции — треугольник, то разумно сделать главным мотивом декоративного решения силуэтов — треугольный мотив.
5. Текстура и фактура.
В декоративной композиции изображение чаще всего не имеет светотени, а является плоским, т. е. условно-декоративным. При таком решении художник может просто открасить нужный фрагмент рисунка одним цветом. Но можно заполнить этот фрагмент ещё и текстурой. Это будет оживлять работу. Текстура (от лат. «textura») — означает внешний вид поверхности, который зависит от внутреннего строения материала: дерево, камень, штукатурка, кирпич, ткань, стекло, бумага и т. д. Т. е. на деле это будет рисунок из волокон, вкраплений, разводов. который определяется внутренней структурой материала. Фактура (от лат. «factura») — означает внешний вид поверхности, который зависит не от внутреннего строения, а от характера обработки. Например, стекло будет гладким и глянцевым. Паста, нанесённая на холст мастихином, будет рельефной и «мазистой». А отшлифованная наждачной бумагой ДВП будет матовой.
В реальной работе над графической декоративной композицией эти фактуры и текстуры можно получить разным способом. Даже обычным карандашом, можно проработать плоскость «корявой» штриховкой, точечной, пунктирной… Можно взять зубную щётку и делать набрызг краской. Можно взять жёсткую щетинную кисть и протереть жидкой краской — в результате получится имитация волокон дерева. Ещё можно наклеивать кусочки ткани, фактурной бумаги, бумаги с нанесённой на неё рисунком фактуры, нити, кожу, обои и т. д. и т. п. Но здесь нужно быть осторожным. В композиции должна быть выбрана определённая техника исполнения. Это будет стилем технического решения. И если перемешивать различные техники исполнения как «рука возьмёт», то в итоге может получиться какофония. Поэтому не следует сильно увлекаться технической стороной дела. Бывает так, что лучше ввести одну-две текстуры, а остальное просто открасить краской (в станковой живописи слово «открасить» не применяется т. к. оно будет иметь негативный оттенок, а используется слово «писать», но в декоративной композиции это слово вполне приемлемо). Поэтому в использовании текстур важно чувство меры, также как оно необходимо и в любых других областях.
6. Беспредметная ассоциативная композиция.
Эту тему нужно выделить особо. Хотя бы потому что она далеко не всем понятна. Но от этого она не менее важна. Дело в том, что обычно художники создают свои творения опираясь на какие-либо образы и формы из реального мира, который окружает нас. Если говорить о декоративной композиции, то за основу берутся силуэты предметов и объектов из того, что нас окружает: предметы быта, животные, растения… Далее, авторы могут трансформировать эти формы. Но для такой трансформации нужно обладать ассоциативным мышлением. Т. е. для создания нового образа нужно уметь мыслить абстрактно. И тут на помощь придёт беспредметная ассоциативная композиция. Это композиция в которой нет реальных объектов. Т. е. художник изображает только абстрактные фантастические формы, которые могут только лишь отдалённо напоминать что-либо из реального мира. Когда мы видим что-либо, и при этом на память приходят какие-либо образы или воспоминания — это называется ассоциацией. Если у художника развито такое ассоциативное мышление, то у него не будет проблем с трансформацией, созданием оригинального образа, твроческим процессом. Поэтому вышеупомянутая тема очень важна на уроках композиции.
Но дело не только в развитии творческого мышления. В любой декоративной композиции могут присутствовать не только стилизованные формы, но и абстрактные элементы рисунка. Взять к примеру орнамент на основе растительного мотива. Если это лепестки цветка, то кроме них, здесь могут присутствовать какие-нибудь абстрактные овальные формы, или замысловато закрученные линии. Если рассматривать декоративный натюрморт, то и в нём, рядом, например, с кувшином могут соседствовать какие-нибудь многоугольники, полоски, зигзаги и тому подобное. А ведь это и есть абстракция.
7. Настроение в декоративной композиции.
Произведения изобразительного искусства влияют на чувства зрителя подобно музыке. Они могут вызывать в людях различные эмоции. Это особенно применимо к абстрактной беспредметной ассоциативной композиции. Когда человек созерцает произведение, в котором ничего конкретного не изображено, то в нём начинает работать воображение и подключаются чувства. Если на картине изображена стремительность, скорость, полёт, то зритель это будет чувствовать. Если радость, веселье, мир, то и зритель должен почувствовать соответствующие эмоции. Но как художник может передать настроение вообще и в декоративной композиции в частности. Многие считают, что достаточно нарисовать что-нибудь вроде букета цветов на фоне солнечного неба — и будет передано радостное настроение. И хотя такой букет действительно передаст радость, этого будет недостаточно. Тут кроме сюжета нужно подключать цвет, тон, ритм, форму и её расположение. Т. е. если изобразить букет цветов в коричневых красках, на сближенных серых тонах, по центру листа, с одинаковыми размерами бутонов, то вряд ли такой натюрморт вызовет обилие радости. А если воспользоваться контрастом жёлтых, оранжевых и голубых цветов, выстроить динамичную композицию, где центральный бутон будет бросаться в глаза, а другие цветы уходить на второй план, где будет чувствоваться поток солнечного цвета, где формы будут ритмично расположены в листе — то тогда действительно, такой натюрморт вызовет массу положительных эмоций, чувство радости и эмоционального подъёма.
Когда говорят, что цвет способен влиять на чувства, то это интуитивно понятно большинству людей. Но как может форма передавать какое-либо настроение? Представим себе три геометрические фигуры: круг, квадрат и вытянутый не равносторонний треугольник. Какие из этих фигур вызовут ощущение стремительности, движения, неспокойствия? Скорее всего это будет треугольник. Ведь наш треугольник имеет остроконечную форму, словно пронизывающую пространство и устремляющуюся вперёд. Круг и квадрат имеют чёткий центр равноудалённый со всех сторон. Т. е. они более уравновешены, следовательно больше ассоциируются со спокойствием, чем с движением. Таким образом, мы видим, что кроме цвета ещё и форма предметов может влиять на эмоциональное восприятие произведений изобразительного искусства.
Но кроме цвета и формы существуют ещё тон и расположение объектов в композиции. Как они влияют на передачу настроения? Несколько слов о тоне. Если рядом расположить чёрное и белое, то они будут создавать контраст. Если тёмно-серое и светло-серое, то они будут мягко смотреться и не привлекать много внимания. Такой тоновой контраст или его отсутствие тоже можно использовать для передачи какого-либо настроения.
Если говорить о расположении объектов в листе, то давайте вспомним, что существуют статичные и динамичные композиционные решения. Статика чаще основана на симметрии, а динамика на ассиметрии. Поэтому, то как расположены предметы в листе, тоже может передавать различные ощущения. Но кроме симметрии и ассиметрии есть и другие проявления композиционного решения. Например, если расположить объекты композиции по очереди от крупного к малому, то движение будет затухать, как бы сужаться, переходя от большого к малому. А если наоборот, объекты расположить от малого к большому, то такое расширение будет ассоциироваться с увеличением, развитием. Подобно этому, сгущение или разрядка объектов композиции может передавать некое движение или настроение. Например, жёлтые осенние листья могут изредка появляться с правой стороны рисунка и становиться всё чаще и чаще с левой. Получается сгущение объектов слева и разрядка справа. Такое «перетекание» тоже может передавать различные ощущения. Например, ощущение дуновения ветра или ощущение лёгкости.
P.S. При работе над любыми заданиями по декоративной композиции учащиеся должны понимать и применять вышеизложенные основы. Они применимы к самым разным областям изобразительного искусства и к самым разным заданиям по декоративной композиции в частности. Ниже я привожу список примерных заданий по декоративной композиции и основам дизайна, которые преподаватели могут использовать в своей работе.
Список примерных тем для заданий по декоративной композиции в художественной школе и художественном училище: