Декоративно-прикладное искусство (от лат. decoro — украшаю) — раздел декоративного искусства, охватывающий создание художественных изделий, имеющих утилитарное и не утилитарное назначение.
Произведения декоративно-прикладного искусства отвечают нескольким требованиям: обладают эстетическим качеством; рассчитаны на художественный эффект; служат для оформления быта и интерьера. [1] Такими произведениями являются: одежда, плательные и декоративные ткани, ковры, мебель, художественное стекло, фарфор, фаянс, ювелирные и другие художественные изделия. В научной литературе со второй половины XIX века утвердилась классификация отраслей декоративно-прикладного искусства по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево), по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литьё, чеканка, интарсия и т. д.) и по функциональным признакам использования предмета (мебель, посуда, игрушки). Эта классификация обусловлена важной ролью конструктивно-технологического начала в декоративно-прикладном искусстве и его непосредственной связью с производством.
Содержание
Основные виды декоративно-прикладного искусства
См. также
Примечания
Литература
Ссылки
Полезное
Смотреть что такое «Декоративно-прикладное искусство» в других словарях:
Декоративно-прикладное искусство — раздел декоративного искусства; охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. Произведения декоративно прикладного искусства могут быть: различная утварь,… … Художественная энциклопедия
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО — область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная обработка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда … Большой Энциклопедический словарь
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО — ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОЕ искусство, область декоративного искусства: создание художественных произведений, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная обработка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани,… … Современная энциклопедия
Декоративно-прикладное искусство — ДЕКОРАТИВНО ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО, область декоративного искусства: создание художественных произведений, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная обработка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани,… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
декоративно-прикладное искусство — сущ., кол во синонимов: 14 • батик (3) • витраж (4) • вышивка (17) • … Словарь синонимов
Декоративно-прикладное искусство — раздел декоративного искусства; охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. Произведениями Д. п. и. могут быть: различная утварь, мебель, ткани, орудия… … Большая советская энциклопедия
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО — раздел изобразительного искусства, произведения к рого отличны по функции и масштабу от монументальных и станковых произведений. Термин характерен для культуры Нового времени, подчеркивает подчиненное положение Д. п. и. по отношению к др. видам… … Православная энциклопедия
декоративно-прикладное искусство — область декоративного искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная обработка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда … Энциклопедический словарь
ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО — (лат. украшать): искусство создания предметов быта, предназначенных для удовлетворения как практических, так и художественно эстетических потребностей людей. Декоративно прикладное искусство возникло в глубокой древности и в течение многих веков… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь
«К народным традициям должно быть величайшее внимание,
их надо изучать и воспринимать всей душой, их надо осваивать».
Народное декоративно-прикладное искусство- одно из средств эстетического воспитания- помогает формировать художественный вкус, учит видеть прекрасное.
Народное искусство способствует художественному воспитанию детей, т. К. в его основе заложены все закономерности декоративного искусства-симметрия и ритм, чередование и повтор.
Народное искусство образно, красочно, доступно детскому восприятию. Знакомясь с образцами народного творчества, дети попадают в мир ярких красок. Каждый народ старается сохранить культуру веков и привить последующим поколениям интерес к народному национальному искусству. Сохранение «предания веков», это значит сохранение самого народа и его культуры.
Декоративно-прикладное искусство всегда тесно было связано с бытом. Песни и танцы, былины и сказки также неотделимы от повседневной жизни народа, потому что в них воплощались мечты о прекрасном, представления о добре и зле, о гармонии мира.
Для того, чтобы детям было легче понять многогранность русского народного искусства, в развлечения и непосредственно-образовательную деятельность мы включаем стихи, поговорки, танцы, пляски, хороводы и изобразительную деятельность.
В результате систематического обучения детей у них складывается прочный интерес к изобразительной деятельности, желание рисовать, лепить, вырезывать и наклеивать.
Красота в сочетании линий и форм, подборе цветов ярче всего проявляется в декоративно-прикладном искусстве.
Знакомя детей с народно-прикладным творчеством, с глиняной дымковской игрушкой, с простейшими композициями городецкой росписи по дереву, хохломской росписью и гжелью.
Одним из видов русского декоративного искусства является дымковская игрушка. Уже давно ее используют в детском саду для эстетического воспитания.
Во время занятий дети приобретают умение узнавать в чем заключается особенности этой игрушки в отличии от других, а затем приобретают умения, повторяя элементы ее украшения и подражая им, создавать варианты этих узоров, изменяя то расцветку, то расположение, то включая в них те же или иные мотивы по-своему, однако сохраняя характерные признаки этого вида искусства.
В старшем дошкольном возрасте дети лепят различные фигуры животных, дымковских барышень.
Дети усваивают все приемы лепки, их последовательность. Когда вылепленные фигуры высохнут, их белят и раскрашивают. Юбку украшают узорами по мотивам дымковской росписи, а кофту и кокошник красят в яркий цвет. Тонкой кистью рисуют брови, глаза, рот.
Знакомство с народным искусством происходит постепенно, последовательно, выделяя то одни его виды, то другие.
Познакомившись в течении года с 2-3 видами прикладного искусства дети могут сравнивать их, отмечать особенности.
Образцы помогают усвоить умения и навыки в художественной форме.
Городецкая роспись по дереву состоит из бутонов, цветов и листьев. Особенность этой росписи заключается в том, что для одного бутона используются 2 оттенка темно-красный и розовый или темно-синий и голубой. Эту особенность дети усваивают очень хорошо. Самый крупный цветок –бутон рисуют по середине, по бокам все мельче. Цветы, бутоны, листья украшают усиками.
Ветка с цветами может быть расположена поперек (по горизонтали) и направлена вверх (вертикально) или в бок (по диагонали). Стебель изгибается дугой.
Желательно не ограничивать декоративные работы только рисованием на бумаге, а когда это возможно, учить детей нанесению узоров на предметы из глины, дерева, картона, бересты.
Иногда это готовые изделия, которые дети только раскрашивают, а иногда украшают вещи, сделанные ими из картона, папье-маше, бересты.
Интересными получаются коллективные работы по декоративной аппликации, рисунки типа ковра, панно, полосы.
Также работы детей используются для украшения зала в праздничные дни, для украшения группы.
Декоративные работы выполняются не только на занятиях, но и в свободной деятельности детей.
Участие детей может быть различным: одни вырезают, другие их расписывают, а затем наклеивают.
Большие возможности для развития чувства цвета у детей заключены в декоративном рисовании и разного рода работах декоративного характера(аппликация, раскрашивание, лепка).
Богатый материал для художественного воспитания дает народное русское декоративное творчество. Из богатства предметов, книг и альбомов по народному искусству, необходимо выбрать доступный материал для рассматривания с детьми. Наиболее тщательно нужно отбирать образцы для детских декоративных работ. Наряду с альбомами необходимо иметь в детском саду и изделия, вещи, украшенные узорами, работы народных мастеров.
Знакомство с изделиями Хохломы.
Вазы, ложки, тарелки, миски и другие предметы при знакомстве с этой росписью даем на каждый стол. Обращаем внимание детей на то, что вещи эти красивые, нарядные, сделаны из дерева, а затем украшены народными мастерами из Хохломы. Так и называются эти вещи- хохломские.
Дети рассматривают предметы, рассматривают элементы узора (травка, цветы, ягоды, листья).
На солонках, чашах, ложках- узор расположен на узкой полосе, ритмически чередуется и соединяется между собой кустиками травки. Чаши, бокалы, бочата- написаны «кудриной» и «под фон».
Интерес к народному творчеству, желание самим воспроизвести хохломскую роспись, позволило включить в систему занятия по декоративному рисованию. Обучение посредством показа способов действия помогало детям увидеть и передать элементы узора, их расположение, характер, цветосочетание хохломской росписи, закрепляло технику рисования концом кисти, по мере освоения элементов,дети сами составляли узор хохломской росписи: узор на полосе из листьев и цветов, узор на квадрате-листья, трава, ягоды.
Все занятия проводятся в игровой форме. Рисуем «Шарфик для мамы», «Ложка для Жихарки», «Украсим теремок для зверей».
Перед росписью намечали узор простым карандашом, украшали предметы, силуэты разных изделий на занятиях и в свободное время.
Ознакомление с народным искусством оказывает большое влияние на дошкольников, способствует формированию эстетического вкуса, воспитывает чувство любви к родному краю.
С детьми старшего дошкольного возраста на занятиях осваиваем приемы кистевой росписи: положение кисти для получения широкой и узкой полосы, волнистые и дугообразные мазки, точки, завитки.
Для рисования узоров гжельской росписи сначала предлагаем детям образцы окаймляющего орнамента (кончиком кисти и мазки). Мазки повторяются по одному или комбинируются по 2-3. Их комбинации постепенно позволяют упражнять детей в умении строить рисунок из отдельных частей в виде горизонтально развивающейся каймы разной степени сложности.
Закрепляются эти умения на занятиях по росписи круглых силуэтов (тарелка или блюдце) с включением в замкнутый орнамент.
При усложнении используются изображения повторяющихся цветов с завитками и листьями, а также отдельные веточки с цветами или букеты.
Развитие легкости движений руки с кистью, неотрывность позволяют ребенку передавать в рисунках наиболее выразительные образы.
При взаимосвязи занятий аппликации и рисования важно то, что содержание одного занятия является подготовкой для успешной работы ребят на других занятиях. Аппликационным способом дети создают силуэты изделий из белой бумаги, которые потом расписывают узором характерным для гжельской росписи. Свои работы дети используют в самостоятельной детской художественной деятельности при оформлении игр, праздников, вечеров развлечений.
В результате всей работы у детей развиваются способности к изобразительной деятельности, у них развивается эстетическое восприятие, чувство цвета, композиции, пропорций. Дети становятся самостоятельными способными проявить творчество, создать интересное, выразительное изображение.
Изобразительная деятельность способствует развитию мышления детей, дети учатся сравнивать, анализировать, обобщать. Приобретают умения заниматься, выполняя поставленные задачи, работать сообща, командой, создавая коллективные композиции. Занятия рисованием, лепкой, аппликацией способствуют всестороннему развитию детей.
Развлечение с детьми старшей группы на тему «Дымковские игрушки».
По типу игры «Звездный час».
Звучит музыка к телепередаче «Звездный час». Дети и родители рассаживаются по 6 секторам.
Сегодня мы с вами будем играть в игру «Звездный час».
Давайте познакомимся с участниками игры (входят 6 участников игры, родители занимают места за столом).
Наша игра сегодня посвящена игрушке, а какой вы узнаете в ходе игры.
Первый тур: «Волшебное слово».
На доске заколдовано волшебное слово отгадывать его нужно, называя по одной букве.
За каждую отгаданную букву вы получаете жетон-звезду.
Я вам подскажу, что зашифровано на табло. Это название села в пригороде города Кирова на реке Вятка, в этом селе лепят и расписывают народные игрушки.
Точно в дымке все кругом,
Там любили песни, пляски,
В селе рождались чудо-сказки.
Вечера зимою длинны
И лепили там из глины
Все игрушки не простые,
Мы продолжаем игру и приступаем ко второму туру.
Второй тур: «Послушай и отгадай».
Я загадаю вам загадки. Кто первый отгадает, поднимает карточку и за каждый правильный ответ участник получает звезду-жетон.
Если кто затрудняется –то просит помощи у мамы.
1. Вот стоит нарядный, весь такой он ладный.
Всех нарядом удивил, крылья важно распустил.
2. С бородой, а не старик.
3. Он бежит, вся земля дрожит
В поле травушка-муравушка лежит.
4. За студеною водицей
Как лебедушка плывет,
Ведра красные несет.
5. Через горные отроги,
Через крыши деревень
6. Посмотри, как хороша
А теперь я предлагаю отдохнуть немного. Зрителей прошу присоединиться к участникам игры.
Играем в старинную игру: «Горелки с платочками».
Все участники встают парами друг за другом, водящий стоит впереди колонны и держит в руке над головой платочек.
Играющие говорят хором:
После слов «птички летают» игроки последней пары бегут вперед, и кто первый возьмет платочек, тот бежит с водящим впереди колонны, а опоздавший «горит».
Мы продолжаем игру, приступаем к третьему туру,который называется:
Я вам предлагаю 3 карточки с узорами. Вы посмотрите внимательно и поднимите карточку с цифрой, соответствующей номеру лишней карточки.
Ведущий раздает жетоны детям, правильно выполнившим задание.
Четвертый тур: «Назови правильно».
Нужно отгадать, как правильно называются праздничные гулянья, во время которых продаются расписные, глиняные игрушки.
Кто выберет правильный ответ получает звезду-жетон.
В следующем туре участвуют игроки-родители, а дети и зрители помогают участникам заработать дополнительные жетоны-звезды.
Для этого каждый из вас украсит силуэт игрушки элементами дымковской игрушки.
За каждую украшенную игрушку участник игры получает жетон-звезду.
Занимайте свои места, приступайте к работе.
И сиденье с бахромой
Слепим, высушим- и в печь!
Будем мы игрушки «печь»—
А в печи не калачи,
А в печи не куличи.
Не пышки, не ватрушки, в печи – игрушки.
За лошадками –козел
Из печи- и прыг на стол!
Вылезай скорей, медведь!
В печке можно угореть.
Друг за дружкой выплывают
А за ними в свой черед
Кукол пестрый хоровод.
Свищет моя уточка разными ладами.
С зонтиком и с сумочкой
Медведь с гармошкой,
Да куколка в сережках.
Вот и закончилась игра.
Считаем вместе жетоны-звезды. Победителей поздравляют.
Звучит музыкальная заставка к телепередаче «Звездный час».
Вручаются призы участникам игры и все приглашаются на чаепитие.
Конспект занятия «Декоративно-прикладное искусство России» в подготовительной группе Ничто не скрепляет народ как традиции. Именно на них опирается культуросообразность. Чем богаче традиции, тем выше его национальная гордость.
Конспект НОД в средней группе «Веселая ярмарка. Декоративно-прикладное искусство» Конспект НОД в средней группе «Веселая ярмарка. Декоративно-прикладное искусство» Цель: воспитывать интерес к изделиям декоративно-прикладного.
Конспект открытого занятия по рисованию в старшей группе на тему «Декоративно-прикладное искусство» Конспект открытого |занятия по рисованию в старшей группе на тему: «Декоративно-прикладное искусство» (по мотивам дымковской росписи).
Уголок «Народно-прикладное искусство» в детском саду В современном мире дети дошкольного возраста совсем не знакомы с творчеством народных мастеров, с народно-прикладным искусством. Очень редко.
Народное декоративно-прикладное искусство для детей старшего дошкольного возраста (5–6 лет) В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно-прикладного искусства и с народными традициями. В.
Народное декоративно-прикладное искусство. Реализация проекта «Путь к прекрасному» Народное декоративно-прикладное искусство– неотъемлемая часть русской культуры. Его эмоциональность, поэтическая образность близки, понятны.
Народное декоративно-прикладное искусство в детском саду Народное декоративно-прикладное искусство – одно из средств эстетического воспитания. Оно помогает формировать и развивать художественный.
Проект «Декоративно-прикладное искусство» (старшая группа) Муниципального дошкольного образовательного автономного учреждения детского сада № 29 городского округа города Райчихинска Амурской области.
Проект «Декоративно — прикладное искусство» Актуальность проекта: • Недостаточно дифференцируют понятия о декоративно – прикладном искусстве. •Дети неуверенно используют обобщающие.
Декоративно-прикладное творчество для детей включает в себя вышивание и вязание, выжигание по дереву и ткани, бисероплетение и макраме, а также многое другое. Существует большое количество кружков, в которых проводят обучение этим и прочим видам изобразительного искусства. Кроме того, этим занимаются в школьных классах на уроках технологии и изо. Занятие в этом роде можно придумать и самым маленьким. Например, в группах детского сада активно осваивают аппликации и лепку.
Вышивание и вязание
Из разнообразных видов рукоделия одним из самых известных является вышивание. Процесс украшения ткани узорами или целыми картинами увлекает и успокаивает. Для работы обычно достаточно самых простых и дешёвых материалов — ткани, иглы с ниткой, ножниц и пялец для удобства и ровного натяжения основы.
Вышивают чаще всего крестиком или бисером. Но существуют и менее распространённые техники, как, например, вышивка гладью или лентами. Украшенную ткань можно поместить в рамку и использовать как картину или превратить в декоративную салфетку. Также распространено вышивание на одежде. Даже самую обычную футболку можно превратить в уникальную дизайнерскую вещь.
Вязание — не менее интересный вид рукоделия. Вяжут обычно с помощью следующих несложных инструментов:
Также можно использовать вязальную машину или вовсе обойтись безо всяких инструментов и соединять петли пальцами.
Выжигание по дереву и ткани
Пирография по дереву — отличный метод создания необычных картин. Сам термин буквально расшифровывается как рисование огнём. Это прекрасный способ привлечь детей. Мастера, который занимается выжиганием, называют пирографистом, а прибор, с помощью которого он работает, — пирографом. В составе этого устройства горячей гравировки обязательно присутствует один из следующих элементов:
Если пирография производится по ткани, то её называют гильошированием. Для этого рукоделия подходит тот же пирограф, что и для выжигания по дереву. В качестве основы выбираются материалы, плавящиеся при горении и становящиеся клейкими. Такими характеристиками обладают синтетические ткани:
Эти материалы отделываются ажурным кружевом. Получаются очень красивые салфетки, панно, закладки, открытки.
Бисероплетение и макраме
Любое плетение заключается в создании жёстких конструкций из изначально мягкого материала. Обычно детям нравится заниматься бисероплетением. Бусины изначально прочные, поэтому удобны в работе. Кроме того, бисер яркий. В его ассортименте множество цветов и эффектов, а, значит, из него получаются красивые поделки и украшения.
Другая интересная техника плетения называется макраме. Она основывается на создании узелков на прочной, но податливой нити. Лучшими материалами для макраме считаются:
И бисероплетение, и макраме считается приёмами полуплетения, поскольку в нём сочетается несколько способов скрепления (наматывание, связывание, перевязывание).
Аппликация и лепка
Картинки, созданные в технике аппликации, отличаются от обычных рисунков и наверняка принесут большую радость малышу в процессе их создания. Для занятия не нужно затрачивать много средств. Обязательно понадобится материал-основа, в качестве которого можно выбрать белую или цветную бумагу. Ещё лучше взять картон, так как он прочнее.
На фон наклеиваются вырезанные из бумаги ткани или кожи элементы. Также можно использовать бисер, кусочки войлока или меха и даже пластилин. В итоге получается объёмное изображение. Такая деятельность развивает умственные и творческие способности ребёнка.
То же касается и поделок из пластилина или глины, получающихся посредством лепки. Занятие развивает мелкую моторику и само по себе является очень увлекательным. С его помощью осваиваются начальные техники создания скульптур. При желании и должном усердии с возрастом ребёнок может научиться создавать самые разнообразные изделия — от маленьких фигурок до монументальных произведений.
Профессиональное искусство
Примеров декоративно-прикладного искусства для профессионалов тоже много. Портные занимаются шитьём, художники — росписью, витражами или мозаикой. Некоторые люди в качестве хобби увлекаются скрапбукингом, а потом делают это рукоделие источником дополнительного заработка.
Ручное шитьё
Талантливые портные всегда имеют много работы, поскольку ручное шитьё намного превосходит по качеству фабричное. Эта профессия древняя. Создавать одежду начали ещё до нашей эры. Правда, тогда основными материалами выступали мех и шкуры животных. Сейчас же ассортимент, конечно, гораздо шире.
Оборудование тоже претерпело значительные изменения. Иглы теперь делают не из кости или рогов, а из стали. О «нитях» из сухожилий, вен или кишок животных давно забыли. В распоряжении портных теперь есть ножницы для ткани, мелки для обвода выкроек, швейные и распошивальные машины, оверлоки и другие приспособления.
С их помощью можно создавать искусную уникальную одежду, что особенно ценится в мире высокой моды. Но, помимо этого, посредством шитья производится домашний текстиль, обувь, игрушки и многие другие предметы.
Художественная работа
Роспись — серьёзная работа для художника. Видов этого искусства много. К нему относятся:
С помощью искусства мозаики художник может создавать монументальные панно для интерьеров, элементы архитектуры или орнаментальные композиции. В процессе творчества мастер проходит несколько основных этапов — от определения темы и жанра, продумывания дизайна и техники исполнения до проработки деталей.
Оформление альбомов
Скрапбукингом принято называть изготовление и оформление каких-либо альбомов, чаще всего предназначенных для хранения фотографий. История зарождения этого вида искусства началась с популяризации в Англии собирания в книгу или тетрадь вырезок и цитат. Это занятие уже в XVII веке привело к обретению современной формы скрапбукинга, хотя это название вошло в обиход лишь в XIX веке.
В России начало создания рукописных альбомов пришлось на XVIII век, но непосредственно скрапбукинг был распространён в народе лишь в начале XXI века. Поэтому этот вид творчества является относительно новым. Однако он стремительно набирает обороты. На многих ярмарках мастеров большую долю работ составляют рукодельные альбомы.
Новые и популярные техники
Творчество постоянно остаётся востребованным, но всё время меняется. От древних направлений постепенно отказываются (например, ручное ткачество практически полностью вытеснено фабричным производством), но в то же время происходит постоянное развитие новых техник в декоративно-прикладном искусстве. Их можно разделить между собой по материалу или типу рукоделия.
С использованием бумаги
Бумага — удобный материал для творчества. Она относительно дешёвая и имеет большой ассортимент по цветам, размерам и плотности. Помимо скрапбукинга, в список видов искусства с использованием бумаги входят:
Но бумагой, творчество, конечно, не ограничивается. В его рамках можно использовать большое число материалов и техник.
По типам рукоделия
Эксклюзивным мальтийским плетением является ганутель. С его помощью создают блестящие, изящные и лёгкие цветы. В работе используются спиральная проволока, нити и бисер. Но некоторые мастера включают в работу даже настоящий жемчуг.
В живописи популярность набирает техника, называемая энкаустикой. Она заключается в рисовании расплавленными красками, связующим веществом в которых является воск. Благодаря необычности состава и состояния применяемых материалов картина получается очень яркой.
Для создания изображения также может быть применена нитяная графика — вышивка шерстяными или шёлковыми нитями по картону или бархатной бумаге. Шитьё можно осуществлять в технике пэчворк. Она заключается в нашивании тканных и вязаных элементов на основу. Чаще всего пэчворк применяют для создания покрывал или сумок.
В технике оригами можно использовать не только бумагу, но и ткань. Если это натуральный шёлк, рукоделие называют Цумами Канзаши. Из ткани складывают цветы, формируя лепестки с помощью щипчиков или пинцета, а затем наклеивают их на основу. Украшение обычно используют для шпилек и гребней для волос, но ему можно найти и любое другое применение.
Каждый человек в разнообразии видов искусства может найти то занятие, которое будет ему по душе. Оно, безусловно, будет полезным, ведь, помимо положительных эмоций, мастер получает красивую вещь, которую можно продать, подарить или просто оставить у себя и любоваться собственноручно выполненным произведением.