Декоративно прикладное искусство в художественной школе что это
Декоративно-прикладное искусство как средство формирования художественных способностей учащихся
Декоративно-прикладное искусство богато и разнообразно. Мир, в котором сегодня живет человек, заставляет людей искать четкие ориентиры, преодолевать разноречивость многих представлений и знаний, образующихся в результате потока информации. В поисках цельности, в стремлении упорядочить свои знания, человек обращает свой взор к истории, стремится осмыслить себя в сложных связях не только с настоящим, но и с прошлым. Здесь внимание его устремляется на все, что рождает ощущение непреходящих ценностей. Именно к таким ценностям относит он нестареющее, никогда не утрачивающее своей привлекательности художественное мышление своих предков.
Не случайно сегодня выходит изрядное количество книг и материалов по народному декоративно-прикладному искусству. Декоративно-прикладное искусство воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, входит в жизнь, благотворно влияет на формирование человека будущего. Все чаще произведения декоративно-прикладного искусства проникают в быт людей, формируя художественный вкус, создавая эстетически полноценную среду, определяющую творческий потенциал личности.
Доктор психологических наук О. М. Дьяченко считает, что «развитие художественных способностей школьников зависит от овладения ими средствами воображения, которые приводят к возрастанию оригинальности, продуктивности и вариативности создаваемых образов».
Формирование художественно-эстетических способностей учащихся средствами декоративно-прикладного искусства в дополнительном образовании является одной из важных задач педагогической теории и практики эстетического воспитания и художественного образования обучающихся.
Под формированием художественных способностей учащихся понимается совокупность знаний, умений и навыков, приобретаемых ими при изготовлении изделий. Эти изделия характеризуются художественно-эстетическими свойствами, имеют непосредственное практическое применение в жизни человека и основаны на народных традициях. Поэтому эффективным средством формирования художественных способностей учащихся является декоративно-прикладное искусство.
Дополнительное образование способствует сохранению богатства, художественных традиций декоративно-прикладного искусства и приобщению к ним учащихся. Особая роль отводится занятиям декоративно-прикладного творчества, на которых учащиеся не только овладевают определенными навыками работы, но и получают возможность приобщиться к культуре, эстетическим ценностям.
Декоративно-прикладное искусство бережно сохраняет и творчески развивает традиции, пришедшие из глубокой древности. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера. Красивые художественные изделия, выполненные народными мастерами, помогают прививать детям любовь к родному краю, учат их видеть и понимать природу, уважать труд. Произведения декоративно-прикладного искусства свидетельствуют о духовном величии, громадных творческих и созидательных возможностях народа.
Изучая декоративно-прикладное искусство, учащиеся соединяют знания традиционных технических приемов изготовления изделий с художественной фантазией, присущей детскому воображению, создают на этой основе декоративные работы, украшающие повседневную жизнь. Работу учащихся над изготовлением изделия, неразрывно связанную с выбором темы, техникой исполнения, сбором материала и выполнением, можно назвать творческой.
Художественно-эстетическое воспитание, как система, включает в себя развитие эмоционально-чувственной среды, навыков восприятия разных видов искусства, формирование художественно-эстетических способностей, умение определить и дать правильную эстетическую оценку, воспитание вкуса, понимания художественного и эстетического объекта, деятельности, развитие навыков творчества.
Формирование художественных способностей учащихся не может быть успешно решено без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
В наши дни народное искусство приобретает все большее значение. Возникая в виде художественного промысла, вызванное к жизни разнообразными причинами, народное искусство становится необходимой частью художественной, экономической культуры.
Отражая в своем содержании исторически сложившиеся национальные черты, народное искусство традиционно, его суть в преемственности, в его непрерывном существовании во времени.
Именно декоративно-прикладное искусство, как часть отечественной и мировой художественной культуры, впитало в себя обогащенный опыт многовекового коллективного творчества. Впитало мудрость и талант многих поколений, позволит открыть широкий простор для творчества и развития учащихся, сделает их жизнь нравственно стабильнее и духовно богаче.
Известна значимость декоративно-прикладных работ и художественного образования учащихся. Учащиеся, изготовляя изделия декоративно-прикладного труда, овладевают не только практическими умениями навыками по художественной обработке материалов, но и обогащают свои знания сведениями различных наук, включаются в процесс познания художественных образов, овладевают элементами эстетических начал в условиях взаимосвязи их трудовой деятельности с первоначальной практикой выполнения работ, с элементами художественного творчества.
Культура России включает декоративно-прикладное искусство, раскрывающее истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирующее его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и являющееся частью его истории.
Народное искусство, положенное в основу различных видов художественно-творческой деятельности детей, находит все более широкое применение в учебном процессе. Оно рассматривается как средство формирования художественно-эстетических способностей учащихся. Основная задача педагога заключается в формировании у ребенка желания и умения сохранить то, что сделано до него.
Развитие художественно-эстетических способностей учащихся осуществляется в процессе их включения в активный творческий труд, формирование бережного отношения к культурному наследию Отечества, к обычаям и традициям народа, воспитания любви к малой родине, к своим родным местам.
Успешность этой деятельности обусловливается определенным интересом учащихся к своим национальным истокам, традициям, культуре, обычаям. В данный период возможно непосредственное их участие в различных видах декоративно-прикладного творчества, знакомство с фактурными качествами материалов, способами их обработки, доступными техническими приемами ремесла, вызывающими желание творить, фантазировать, создавать своими руками вещи, способные преображать окружающую среду.
Формированию чувств национальной принадлежности и национального достоинства способствует система занятий по освоению культурных национальных традиций. Она начинается на местном материале, с ознакомления прикладным искусством малой родины, поскольку это искусство в разных видах и жанрах ребенку можно показать в подлинниках. В каждом доме сохранились вязанные, вышитые, тканные, вырезанные, слепленные, сплетенные изделия разных эпох, доставшиеся по наследству от предков.
Очень важно, чтобы в период становления личности, в период формирования художественно-эстетических способностей учащихся рядом был чуткий и опытный педагог, способный развить в ребенке трансформирующую силу, обеспечивающую самодвижение ребенка в развитии его художественно-эстетических способностей, становясь настоящей творческой личностью.
Также педагог должен знакомить учащихся с литературой о талантливых умельцах края, показывать детям мужскую и женскую одежду, украшенную национальной вышивкой, различные изделия народного прикладного искусства, в которых нашли отражение местные природные, историко-культурные и этнографические особенности, в доступной форме разъяснять детям технологии художественной ремесленной деятельности, организовывать встречи с мастерами.
Мини-музей «Дивная роспись» Краткое содержание проектаНаше ГОУ работает по программе Васильевой. Наш проект включает все основные направления развития: «Социально-личностное»,.
План работы по ознакомлению детей второй младшей группы с изоискусством Добролюбова В. В., воспитатель МБДОУ №22 «Почемучка». г. Воркута. СЕНТЯБРЬ НАРОДНОЕ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО Филимоновская игрушка.
Статья на тему «Декоративно-прикладное искусство в системе художественного образования»
в системе художественного образования.
Не случайно поэтому в Основных направлениях реформы современной ШКОЛЫ вопросам улучшения художественного образования и эстетического воспитания молодого поколения уделяется большое внимание.
Коренные изменения во всех сферах современной жизни оказывают существенное влияние на развитие системы образования.
Сказанное порождает необходимость дальнейшего совершенствования системы художественного образования и эстетического воспитания учащихся на основе широкого освоения и глубокого восприятия культурно-исторического и художественно-педагогического наследия человечества.
В настоящее время прогресс в искусстве невозможен без творческой преемственности и критического анализа, без освоения художественного опыта, сложившихся эстетических критериев, творческих традиций прошлого. Именно поэтому столь важное значение приобретает обращение к истокам национальной культуры.
Анализ истории обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству на различных этапах развития общества показывает, что во все времена это обучение традиционно базировалось на бережном изучении и творческом обобщении опыта прошлого, усвоении и использовании устоявшихся эстетических критериев, художественных традиций и педагогических принципов. Этот основополагающий принцип сохраняет актуальность и на современном этапе системы обучения изобразительному и декоративно-прикладному искусству.
Процесс приобщения учащихся к декоративно-прикладному творчеству необходимо осуществлять с учетом психофизиологических особенностей детей на разных этапах их художественного развития. Если художественно-творческая деятельность детей в младшем возрасте (первый этап художественного развития) протекает на эмоционально-чувственной основе, то начиная с более старшего возраста (новый этап художественного развития) она строится больше на познавательно-аналитическом уровне, обязательно с сохранением в ней эмоционально-образного, творческого начала.
На первом этапе обучения декоративно-прикладное искусство выступает наравне с другими видами искусства как один из способов художественного освоения человеком мира.
При знакомстве с предметами крестьянского бытового искусства необходимо раскрыть учащимся их главное содержание — у т и л и т а р н о-б ы т о в у ю функцию, которая проявляется непосредственно через конструкцию, пластику формы, соотношение частей и целого. В зависимости от назначения каждый предмет имеет определенную конструкцию, пластическую форму. Крестьянская вещь, выходящая за рамки простой функциональности и обладающая художественными признаками, будь то прялка, деревянная посуда или народный праздничный костюм, несет в себе двойственность содержания (функция и идея, воплощенная в образной форме предмета). Задача педагога — в доступной форме донести до сознания учащихся мысль о том, что обыденный предмет становится художественным именно благодаря своей причастности высшим идеям, выраженным всем богатством образного строя вещи (пластикой формы, объема, линий, цвета; тоном, ритмом, фактурой).
В практике преподавания декоративно-прикладного искусства не всегда уделяется должное внимание духовно-содержательным и образно-языковым проблемам, что, несомненно, обедняет познавательный процесс, придает ему формально-поверхностный характер, уводит от понимания специфики данного вида искусства.
Занятия искусства должны в первую очередь вести учащихся к духовным ценностям и идеалам, становясь средством общения с прекрасным. В условиях современного художественного образования приоритет должен быть отдан духовно-содержательным аспектам, которые осваиваются в процессе восприятия произведений декоративно-прикладного искусства и закрепляются в собственной практической деятельности.
Начав свой путь с обращения к истокам народного искусства, учащиеся постепенно овладевают опытом мирочувствования, мировосприятия предков-славян. Здесь точкой отсчета становится знакомство с архаическими памятниками старины, изобразительно-символические элементы которых выражают поэтические воззрения древних на мир.
Знакомство с самобытным искусством разных народных промыслов (народная глиняная игрушка, Гжель, Хохлома, Городец, Жостово и др.) помогает детям увидеть общность и различие между ними, понять специфику творчества народного мастера (часто профессионального художника) как выразителя народной традиции, «встать» на его место, осваивая основные приемы росписи, особенности формы, «колористики», характерные для того или иного промысла.
Народное искусство предлагает учащимся доступный для освоения образный язык, отличающийся предельной обобщенностью, лаконизмом, выразительной условностью. Знаток крестьянского искусства В. С. Воронов очень точно подметил: «На бытовых памятниках крестьянского искусства можно учить законам декоративного творчества».
Учащимся, овладевшим основами декоративного творчества на материале народного, затем классического и современного декоративно-прикладного искусства, легче сделать следующий шаг в освоении специфики образного языка других видов пластических искусств. Совершенно очевидно, что от декоративности цвета (локальности, плоскостности цветового пятна) легче перейти к его живописности (игре тонов и оттенков; живому, свободному мазку как цветосмешению), от условного обобщенного изображения-обозначения — к живописному изображению с присущей ему светотеневой моделировкой формы в пространстве.
Народные, классические и современные формы декоративно-прикладного искусства — все это единые следы человечества, оставляемые на пути его исторического, культурного, духовного развития. И лишь движение по этому пути в единстве мысли и чувства может дать детям широкий спектр понимания различных проявлений декоративно-прикладного искусства как части духовной культуры человечества.
Таким образом, из всего сказанного следует, что декоративно-прикладное искусство оказывает огромное влияние на воспитание ребёнка в духе любви к Родине и уважения к культурно-историческому наследию своего народа, традициям своей страны, на развитие его творческих способностей.
Популяризация данного вида искусства возможна в условиях согласования усилий многих социальных субъектов: образовательных учреждений, семьи, учреждений дополнительного образования, культуры, традиционных религиозных организаций.
Полезная красота. Интересные факты о декоративно-прикладном искусстве – развитие, популярные виды и новые любопытные техники
Не всегда нужно выбирать между эстетикой и утилитарностью. Есть искусство, которое объединяет «прозу и поэзию» в одно направление. И это декоративно-прикладное искусство, это огромный мир с множеством творческих полюсов. Тем, откуда взялось ДПИ, какие его виды интересны (и почему), и появилось ли что-то по-настоящему новое в нем, спешим с вами поделиться.
Что такое декоративно-прикладное искусство?
Этот термин слышали все, но с ходу сказать, чем же декоративно-прикладное искусство отличается от, например, изобразительного искусства, может не каждый. Латинское слово «decoro» означает «украшаю», и оно объясняет основное предназначение данного направления. Но слово «прикладное» не просто уточняет первую часть определения, а предлагает его иначе осмыслить.
Итак, декоративно-прикладное искусство – это собирательный термин, объединяющий в себе два рода искусств, декоративное и прикладное. Он охватывает такие отрасли художественной деятельности, которые соединяют в себе создание изделий с несколькими функциями. Эти изделия могут не только украшать (декорировать), их можно использовать (утилитарная функция).
Говоря проще, на картину на стене мы может только смотреть. Это чистая эстетика, которая в бытовом плане мало полезна. Проявления декоративно-прикладного творчества находят (или могут находить) практическое применение в повседневности.
Предназначение ДПИ:
На этих «трех китах» и стоит декоративно-прикладное искусство, ставшее источником вдохновения для миллионов людей вчера, сегодня и, вероятно, в будущем.
История зарождения и развития
Нельзя сказать, что ДПИ зародилось с самим человечеством, но неправдой будет и пролагать огромную дистанцию между зарождением первых обществ и их попыткой украсить окружающую среду. Уже в древних произведениях читается содержательность образов, уже заметно внимание, уделяемое эстетике, уже видна рациональность построения форм.
Кажется, что человек эволюционировал и вместе с этим все больше стремился к украшательству своего быта. Современные ученые считают, что без искусства человек не смог бы эволюционировать в принципе. Что образность, системы кодирования информации, эстетизация жизни и развивает мозг человека, меняет его.
Современные ученые считают, что без искусства человек не смог бы эволюционировать в принципе.
В древности человек обратился к природному началу: он черпал вдохновение в его образах, он пользовался натуральными материалами. В этом заключалась гармонизация человека и природы. Он не противопоставлял себя ей, а являлся ее частью. Цветы, птицы, природные явления становились мотивами в творчестве человека, которые дополнялись фантазией художника и желанием сделать образ более совершенным.
На Руси много работали с деревом, глиной, так появилась гжель и золотая хохлома. Возникновение большинства направлений ДПИ связаны с регионом происхождения: человек взаимодействовал со своей средой, потому матрешка на Руси органична, хотя аналоги ее (а, скорее, предшественники) существовали в Японии. Но тематика, колористика, особенности обработки и росписи продиктованы местными художественными потребностями.
Виды декоративно-прикладного искусства
Народные промыслы и декоративное искусство связаны между собой, они питают друг друга. Комбинации получаются самые интересные и яркие.
Вышивка
Вышивание (вышивка) – один из самых распространенных видов ДПИ. Она издавна украшает одеяние человека и те тканевые изделия, что используются в быту. На скатертях, рушниках, салфетках, занавесках появляются красивейшие узоры, созданные преимущественно вручную.
Мало тех народов (если они вообще есть) одежду которых не украшает вышивание, потому география направления просто огромна. Первые образцы вышивки найдены на артефактах древних цивилизаций Азии, Европы и Америки. У каждого народа – свои особенности вышивки, свои узоры и решения, которые дольше, чем многие другие виды ДПИ, сохраняют эту народную идентичность.
И сегодня вышивка не утратила своего значения: на ярмарках ремесленников огромным спросом пользуются интерьерные игрушки с вышивкой, текстильный декор, сумки, одежда и т.д. В таких поделках совмещаются традиции, технологические возможности и мода времени. Образцы современной вышивки отлично вписываются в уютные интерьеры квартир и домов.
Рекомендуем посмотреть данное видео, посвященное истории вышивки.
Вязание
Один из самых старинных видов рукоделия – вязание. Самый древний вязаный артефакт, найденный в Европе, датируется 4 столетием до нашей эры. Но это только показатель развитости данного направления на тот момент. Что говорить, если даже в гробнице Аменемхета археологи нашли рисунок, который датируется не много, не мало, 19 столетием до н. э.: и на этом рисунке изображены женщины будто бы в вязаных жилетах. А в гробнице другого фараона найден детский носочек из шерсти, вероятно – вязаный.
В 13 столетии на Востоке случился настоящий «вязальный бум», со сложными орнаментами, необычайной геометрией решений. В Италии в то же время возникает популярность вязания как домашнего рукоделия. К 16 столетию вязание уже захватило всю Европу.
Сегодня вяжут спицами (круглыми и обычными), крючком. Интересно, что старинное ремесло стало формировать новую культуру: в Инстаграм необычайную популярность завоевывают аккаунты с вязаными коврами, пуфами, чехлами и корзинами. Это стало трендом, который настолько востребован, что мастера не справляются с потоком заказов.
Шитье
Шитье – еще один популярнейший вид ручного труда. Тысячелетиями люди шили исключительно вручную, и лишь с изобретением швейной машины и компьютеризацией технологии на стыке 20-21 веков ремесло превратилось в массовое производство. Но широкие возможности не убили ручное шитье.
Средневековая швейная машинка
Истории это вида ДПИ не один десяток тысяч лет. Первобытные люди прокалывали шкуры шилом из шипов (конечно, подобием инструмента), через отверстия шила они продевали сухожилия животных, и так получалось сделать одеяние для себя. Первую стальную иголку, считают исследователи, сделали в Китае, там же, еще в 3 столетии до н. э. придумали наперсток. В Африке люди вместо игл пользовались толстыми жилками пальмовых листьев.
Что же до древнерусского лицевого шитья, то за его развитие нужно быть благодарным Византии. Эта преемственность культур, которую нельзя отрицать. Сегодня шитье все так же волнует и увлекает: оно представлено и высочайшими технологиями, и настоящим искусством – высокой модой, и обычным рукодельным творчеством, доступном каждому.
Валяние
Валяние, что относится к декоративно-прикладному искусству, считается самой древней техникой изготовления текстиля. Первым валяным изделиям примерно 8 тысяч лет. Неизвестно точно, как древним людям пришла в голову мысль использовать найденную шерсть животных, но они начали ее художественно преобразовывать. Лишь натуральная шерсть имеет прядильные качества, и она же умеет свойлачиваться.
В процессе валяния шерсти получался войлок, и для множества народов (в особенности – кочевых) долгое время он был единственным текстилем. Из него делали ковры, юрты и чехлы, головные уборы и т.д. Для того, что традиционным способом сделать валяное изделие, нужно-то немного: грубая шерсть, мыло и вода, руки. Но в этих рука вся сила и жизнь, которую они вдыхают в материал.
Сегодня валяют, в основном, в двух техниках – по-сухому и по-мокрому. Войлок часто называют текстильной глиной, и это справедливое замечание. Сейчас валяние также перешло на новые площадки для презентации: в аккаунтах мастеров появляются милейшие игрушки из войлока, картины и панно, броши и украшения.
Ткачество
Еще одно древнейшее ремесло – ткачество. Его истоки в первобытнообщинном строе. Возникло оно с появлением сырья: кожа животных, трава, лианы, тростник, молодые побеги деревьев становились таким сырьем. Самой старой тканью, найденной археологами, считает материал (лен), обнаруженный у турецкого поселка Чатал Хюиюк. Ему насчитали 6500 лет.
Человек достаточно рано начал орнаментировать ткань – орнамент наносился вручную. Впоследствии его делали с помощью вышивки. Вершиной технологического открытия в этом деле был ткацкий станок, он мог быть как основным, так и вспомогательным инструментом ткача.
Особенно ценны образцы ткачества не только демонстрацией тяжкого труда, сложной технологии, но и теми узорами, что появлялись на изделии. Орнамент на одежде, поясах, рушниках был не просто красивым набором элементов – это шифр, код, в котором могло заключаться пожелание молодым или оберег мужу. В этом символизме не одна красота мысли, но и молитва, и вера, и забота о близких.
Выжигание
Самые старинные образцы выжигания по дереву датированы 700 г до нашей эры, они найдены в Перу. В любом магазине для творчества сегодня вы найдете набор для выжигания. Этим направлением увлекаются дети и взрослые, пирография востребована, и результаты художественного труда превращаются в красивые деревянные сувениры, декор для дома и не только.
Выжигание по коже – интересное ответвление ремесла. На кожаных изделиях пирограф словно плетет кружево. Такие изображения украшают портмоне, кошельки, обложки ежедневников, ремни и сумки. Мотивы фольклора чередуются с современными картинками. Это одно из самых доступных ремесел, которое могут постигать даже дети младшего школьного возраста.
Ковка
Художественная ковка приручила металл, из него стали делать изящные, очень тонкие вещи. История славит кельтские племена, которые, кажется, если не придумали ковку, так сделали ее известной. Горн и наковальня, ручник и кувалда – вот те инструменты, которыми пользуется мастер в создании изящных ворот, калиток, вывесок, козырьков.
Резьба
В России резьбу по дереву называли резным делом, а рисунок – ознаменкой. В разных точках мира было распространено это творчество, потому культурные перекрестки часто случались и появлялись уникальные образцы: например, в Троице-Сергиевой лавре инок Амвросий сумел соединить в своих резных работах восточный стиль, западный и традиционный русский. В российских традициях немало преемственности от византийской резьбы, а также от немецкой (с готическими мотивами).
Сегодня выделяют резьбу: сквозную, глухую, скульптурную, домовую, а также резьбу бензопилой. В последнее время особенно востребована скульптурная резьба, создаваемая на копировально-фрезерных станках.
Лепка
Лепка как вид ДПИ существует практически с незапамятных времен. Неслучайно в Библии написано, что человека Бог сотворил из глины. Считается, что использовать глину человек решил, когда увидел собственный след на сырой земле. Сначала природный материал применялся как покрытие для плетеных корзин, потом из нее делали первую посуду.
Сегодня одно из самых древних ремесел живет и даже процветает. Открываются новые гончарные мастерские, а авторская керамика находит своего почитателя. Но лепят не только из глины. В конце 19 века преподаватель В. Харбатт изобрел пластилин, сначала он был просто серым, но все равно пользовался популярностью. Вскоре в пластилин стали добавлять цветные пигменты, и человечество получило самый доступный в плане лепки материал.
Между прочим, не только дети увлекаются лепкой из пластилина. Признанные мастера создают шикарные пластилиновые картины и панно, которые сравнимы с произведениями искусства.
Также сегодня очень популярна лепка из полимерной глины. Это самозатвердевающий материал, работа с которым проста тем, что не приходится мастеру думать о духовке. Глина сама затвердевает за несколько часов (обычно – не более суток)
Витраж
Термин «витраж» имеет французские корни, и переводится он просто – «оконное стекло». Это декоративная тематическая или орнаментальная композиция, которая делается из кусочков разноцветного стекла. Стекло это чаще всего расписано красками.
Долгое время витражи украшали, главным образом, церковные и монастырские сооружения. Постепенно их стали применять и в светских сооружениях. Когда точно появились витражи, сказать точно нельзя. Но исследователи полагают, что случилось это вскоре после изобретения самого стекла.
Витражи украшали готические храмы, придавая им еще больше мистичности, но с уходом эпохи готики они все так же были востребованы. И в истории 20 века существует много примеров того, как витражи преобразовывали образ здания. В России полюбоваться витражным великолепием можно, главным образом, в Санкт-Петербурге.
Более подробную информацию об истории витражного искусства вы узнаете из видео:
Мозаика
Мозаикой называют технику создания изображений и украшения различных поверхностей путем фиксации на основе кусочков материалов, которые отличались цветово, фактурно или текстурно. Мозаика считается разновидностью инкрустации.
История мозаики связана с 4 тысячелетием до нашей эры, и образцы ее найдены в оформлении шумерских городов Месопотамии. Большой интерес для ученых представляют и ранние античные произведения из морской гальки. В Древнем Риме мозаично выкладывали полы и стены богатых сооружений.
Традиционными мозаичными материалами считаются смальта, природный камень, металл и керамика. По способам укладки выделяют фиксации мозаичных элементов на бумаге и на сетке. Схожа технология с укладкой плитки.
Ювелирное искусство
История ювелирного искусства делится на несколько этапов. В первом, доисторическом, человек знакомился с цветными камнями и материалами, накапливал опыт их обработки. На втором античном этапе закладывались основы ювелирного дела. Третий этап связан с эрой великих географических открытий – расширялась сырьевая база и сам рынок драгоценностей.
Украшения в Средневековье
Четвертый этап относится к уже индустриальному миру, когда производство ювелирных изделий стало массовым. Наконец, пятый этап принадлежит уже нашему тысячелетию, когда в ювелирном деле стали использоваться синтетические материалы, а также достижения биоэлектроники.
Если же говорить о самом-самом зарождении ювелирного искусства, то нужно вспомнить дерево, кости, рога и зубы убитых животных, которые превращались первобытным человеком в украшения. Затем человек стал делать их из обожженной глины, а потом уже пришел черед драгоценных камней.
Плетение
Количество способов, техник, материалов для плетения потрясает воображение. Но самыми востребованными считаются бисероплетение, кружево, плетение из лозы и макраме. О макраме стоит сказать отдельно, ведь сегодня это творчество переживает новый виток популярности.
Если у вас дома царит скандинавский стиль или бохо, или вы просто еще не определились со стилем, но хотите декорировать спокойное, нежных и теплых оттенков пространство, обязательно присмотритесь к макраме.
Это восточное искусство интересно тем, что изначально узелковое плетение было способом передачи информации. Узелки расшифровывались по цвету и размеру, форме и сочетанию элементов. Парусный флот также способствовал развитию плетения. Заниматься макраме могут даже дошколята, и это увлекательное занятия: как говорят сами мастерицы – сродни творческому гипнозу.
Кожевенное ремесло
При раскопках гробниц в Древнем Египте археологи нашли картинки с процессом выделки шкур. Довольно быстро люди поняли, что шкуры животных будут служить долго после специальной обработки. И сегодня, несмотря на масс-маркет и доступность кожаных изделий, люди продолжают заниматься кожевенным делом.
И по сей день красивый кошелек из кожи, ремень с тиснением или стильный рюкзак будет дорогим и желанным приобретением. У народов Крайнего Севера, Дальнего Востока и Сибири до сих пор сильны традиции обработки шкур и их можно считать ценнейшим культурным наследием страны.
Новые виды декоративно-прикладного искусства
Интересны для изучения и практического осмысления новые техники, появляющиеся в декоративно-прикладном искусстве. И их много!
Техника батик
Некоторые современные виды ДПИ:
Активно используются и комбинированные техники. Например, крейзи-пэчворк: на полотне из сшитых лоскутков ткани появляются ленты, кружева, бусины, бисер, художественная вышивка, пуговицы. Все это маскируют швы, соединяющие фрагменты ткани.
Произведения народного и профессионального декоративного искусства – это результат творческого труда, ручного, эксклюзивного. Он всегда будет в почете, как бы не менялась мода, и каких вершин не достигал бы производственный процесс.