Декоративно прикладное творчество что входит
Консультация «Основные виды декоративно-прикладного искусства»
онсультация «Основные виды декоративно-прикладного искусства»
«Самым высоким видом искусства, самым талантливым, самым гениальным является народное искусство, то есть то, что запечатлено народом, сохранено, что народ пронес через столетия».
Искусство – это средство эстетического воспитания, основа художественного воспитания и развития ребенка. Его освоение является частью формирования эстетической культуры личности. Художественная культура формируется в процессе познания искусства. Искусство окружает человека уже с момента рождения и вводит его в окружающий мир через систему художественных образов, произведений. Каждый вид искусства имеет свои специфические средства выразительности, способствующие образному познанию ребенком окружающего мира через разнообразие форм, цветов, звуков. Искусство способствует сенсорному развитию ребенка, развитию его художественных способностей, всегда вдохновляет на активную творческую деятельность. В процессе освоения искусства развиваются личностные свойства и качества, ребенок учится жить по законам природы и красоты. Произведения искусства несут радость познания, открытия, вызывают гедонистические чувства (наслаждения прекрасным). Обучение различным видам художественной деятельности дарит детям радость творчества, формирует интерес к искусству, который сохраняется на протяжении всей жизни человека, служит одной из основ духовного развития личности.
Велико значение опыта для духовного развития детей, их эстетического воспитания, знакомство с искусством народных мастеров. Знакомство с народным декоративно-прикладным искусством способствует решению задач, стоящих перед педагогом в области эстетического воспитания подрастающего поколения, – расширения и развития у детей художественных представлений, навыков оценки произведений искусства, духовных потребностей, становления художественного вкуса, эстетического отношения к окружающему.
Народное искусство поднимает темы гражданского содержания, оказывает глубокое идейное влияние на детей. Народное искусство помогает детям взглянуть на привычные вещи и явления по-новому, увидеть красоту окружающего мира. Педагогу предопределена высокая миссия – нести в мир детства нравственные ценности, помочь ребёнку открыть этот мир во всем богатстве и многообразии декоративно-прикладного искусства. А значит любая деятельность, встреча с игрушкой, творческое дело, беседа – подчинены единственной цели: всестороннее развивать личность ребёнка, ведь все дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, фантазии и творчества.
Основные виды декоративно – прикладного искусства:
Дымковская глиняная игрушка.
Лепили эту игрушку в дымковской слободе, которая располагалась в окрестностях города Вятки. Фигурки лепили из красной глины. После обжига все фигурки покрывают белым цветом. Характерным для росписи является сочетание крупных элементов и мелких. Дымковская игрушка самая яркая, нарядная, парадная из всех русских глиняных игрушек.
Тверская глиняная игрушка
Город Торжок в Тверской области – родина тверской игрушки. Игрушка лепится из коричневой глины, являющейся фоном росписи. Особенно выделяется белый цвет: точки-капельки – жемчужинки, мазки разной величины и формы, которые накладываются в два-три слоя. В украшении игрушки один цвет должен повториться трижды. Сочетание темных и светлых цветов учитывается при составлении узора: если полоса темная, то украшение светлое.
Филимоновская глиняная игрушка
Родина этой игрушки – деревня Филимоново Тульской области. Эта яркая веселая игрушка – свистулька. В отличии от других глиняных игрушек филимоновская имеет удлиненные пропорции фигурок с большой головкой. Роспись похожа на скоропись: быстрые неровные линии, штрихи разной толщины и интенсивности цвета, сохраняющие движение руки.
Семеновская матрешка
Основа семеновской росписи – яркие, выразительные, крупные цветы, венчают которые ягоды рябины, бантики, точечки и мелкий цветок.
Каргопольская глиняная игрушка
Игрушка выразительная, интересная, крестьянская, передает народный быт Русского Севера. Игрушку делают в городе Каргополе Архангельской области на предприятии народных художественных промыслов «Беломорские узоры». Лепят игрушку из красной глины. Цветовая гамма приглушенная, северная.
Богородская деревянная игрушка.
Родина игрушки село Богородское Московской области. Это игрушки-шутки. Богородские игрушки интересны тем, что они с движением. Основные герои медвежонок и фигурка мужичка-крестьянина.
Федосеевская топорная игрушка.
Родина деревня Федосеево Нижегородской области. Отличие этих игрушек от других деревянных игрушек (например, богородской) в том, что их опускают целиком в раствор желтого цвета (анилиновые краски). Они приобретают ярко-желтый цвет, оттого и получаются солнечными и веселыми.
Родина городецкой росписи город Городец Нижегородской области. На фабрике создаются деревянные расписные городецкие изделия: детская мебель, кони-качалки, настенные панно, комплекты кухонной посуды, ложки, солонки, поставцы, разделочные доски, хлебницы, сундучки. Роспись яркая живописная. Это букеты, гирлянды цветов, птицы с необычными хвостами, гордый конь с изогнутой шеей. Основной мотив – цветок.
Хохломская роспись
Полхов-майданская роспись
Жостовские подносы
В деревне Жостово Московской области находится Жостовская фабрика декоративной росписи. Жостовские подносы имеют разнообразную форму. Они могут быть круглые, овальные, квадратные, прямоугольные, фигурные – фестончатые, гитарные. Изготовляются подносы из железа штампуются и покрываются черным лаком однако подносы бывают красного, зеленого, синего цветов. Жостовская роспись – это импровизация мастера. Расписывая поднос, он не рисует с натуры, а уходит в фантастический мир цветов.
Гжель
Гжель – это название местности в Раменском районе Московской области и название промысла. Гжельские мастера создают разные изделия, но более известны из тонкого белого фарфора, украшенного яркой кобальтовой росписью. Мастера перенесли на свои изделия голубое небо, синие леса и белый снег. Посуда и скульптура расписываются узором. Но скульптура существует и отдельно, изображая народные сюжеты – гуляния, чаепитие, катание на санках, сказочные образы.
Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства осуществляется во всех программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях
Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий. Знакомясь с произведениями искусства, дети, испытывают положительные эмоции, на основе которых формируются образные представления, воображение, мышление. Это пробуждает у детей стремление передать воспринятую красоту в создании своих изделий.
Знакомство детей с основами декоративно-прикладного искусства осуществляется во всех программах воспитания и обучения в дошкольных учреждениях
Учебный материал подбирается с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей и темой занятий.
Работа строится в трех направлениях:
1. Знакомство с определенным видом народного декоративно-прикладного искусства.
2. Обучение декоративному рисованию, аппликации, лепке на основе народного декоративно-прикладного искусства.
3. Обучение видению на предметах каждого вида народного декоративно-прикладного искусства вариативности элементов, сочетании цветов, композиций, умения мастера создавать новый, неповторимый узор, не выходя за пределы вида, традиций росписи.
Младший дошкольный возраст
Развивать интерес к народной игрушке,
Учить узнавать знакомые образы (птица, конь, барышня, матрешка);
Учить видеть их яркость, народность, любоваться ими;
Учить выделять некоторые элементы и их цвет.
Средний дошкольный возраст.
Учить узнавать знакомые народные игрушки, называть их, давать представления о характерных признаках, средствах выразительности (элементы узора, цвет и форма);
Учить различать два –три вида народных игрушек по некоторым признакам;
Учить составлять узор на полосе, прямоугольнике, чередовать элементы по форме, цвету, величине, составлять симметричный узор на квадрате, круге, розете, выделяя кайму, середину, углы.
[[bСтарший дошкольный возраст[/b]
Учить различать и называть знакомые народные игрушки, и их характерные особенности;
Знакомить с новыми видами игрушек и растительными узорами;
Учить видеть разнообразие материалов и их отличие друг от друга;
Учить составлять узоры, выделять элементы узора, предавать колорит росписи и характерные композиции;
Учить видеть связь узора с назначением предмета, его формой, и материалом изделия.
Таким образом, декоративное прикладное развитие детей – приобщение к прекрасному, формирование художественного вкуса, эстетического отношения к окружающему.
Декоративно-прикладное искусство
Из Википедии — свободной энциклопедии
Декоративно-прикладное искусство — вид художественного творчества, который охватывает различные разновидности профессиональной творческой деятельности, направленной на создание изделий, тем или иным образом совмещающих утилитарную, эстетическую и художественную функции. Этот собирательный термин условно объединяет два обширных вида искусства: декоративное и прикладное. Иногда эту широкую область вместе с дизайном именуют предметным творчеством. В отличие от произведений изобразительного, или изящного искусства, предназначенных для эстетического и художественного восприятия вне окружающей среды и поэтому относящихся к «чистому искусству», многочисленные произведения декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление (прикладное искусство) или служить украшением в широком смысле этого слова (декоративное искусство). В первом случае ключевым понятием является утилитарность или утилитарная функция, во втором — декор. Таким образом, декоративно-прикладное искусство, наряду с архитектурой, относится к роду бифункциональных искусств (лат. bi — два, двойной и лат. functio — исполнение, действие).
Область декоративно-прикладного искусства следует также отделять от монументально-декоративного искусства (монументально-декоративной росписи, фрески, декоративной и орнаментальной лепки, сграффито, мозаики, витража), хотя связь между ними, безусловно, существует.
Декоративно-прикладное искусство — бесценное творческое наследие древних мастеров прошлого
Декоративно-прикладное искусство — разновидность художественного творчества, в котором результатом труда автора являются предметы, имеющие практическое назначение и/или предназначенные для украшения окружающего людей пространства. Декоративно-прикладное искусство имеет давние исторические корни, оно неразрывно связано с традиционными художественными ремеслами и старинными промыслами.
Декоративно-прикладное искусство издавна играло значимую роль в жизни человека. С помощью разнообразных техник и материалов мастера стремились создавать не просто полезные, но и красивые вещи, вкладывая в них эстетическую и художественную ценность.
Виды декоративно-прикладного искусства
Декоративно-прикладное искусство включает множество всевозможных разновидностей, которые можно сгруппировать по следующим основным критериям:
К основным видам декоративно-прикладного искусства относятся:
При изготовлении произведений декоративно-прикладного искусства креативные художники нередко используют комбинации нескольких техник. Созданные мастерами предметы также могут значительно отличаться по стилю и жанру, цветовому решению и размерам, объемно-пространственной структуре и типу орнамента.
История декоративно-прикладного искусства
История декоративно-прикладного искусства берет свое начало с древнейших времен, о чем наглядно свидетельствуют многочисленные археологические находки. Задолго до появления первых цивилизаций люди научились создавать разнообразные предметы быта, совмещающие в себе утилитарные и эстетические функции. Для украшения посуды, утвари, одежды и снаряжения древние мастера использовали различные орнаменты и символы, а накопленные знания передавались от учителя ученику на протяжении тысячелетий.
Декоративно-прикладное искусство всегда тесно взаимодействовало с различными сферами хозяйственной деятельности человека, в которых используется ручной труд, в том числе, в гончарстве и столярном деле, производстве одежды и обуви, обработке металла и кожи. В разных уголках Земли постепенно формировались и в течение многих лет совершенствовались своеобразные народные промыслы, основанные на уникальных техниках обработки доступных материалов. На развитие ремесел огромное влияние оказывали культурные, религиозные, социальные и климатические особенности каждого региона.
На протяжении всей истории человечества декоративно-прикладное искусство развивалось автономно в разных регионах нашей планеты. Более того, каждый народ стремился сохранить в тайне секреты своих мастеров. Китайцы тщательно оберегали от иностранцев технологию производства фарфора, арабы — искусство чеканки металла, венецианские мастера — тайны производства муранского стекла.
Только в эпоху промышленной революции в середине XIX века ситуация кардинально изменилась. Появились новые материалы, доступными для широких масс стали книги с описанием культурных ценностей и знаний разных народов, огромных масштабов достигло промышленное производство, в том числе и предметов декоративно-прикладного назначения. Значительная часть секретов древних мастеров стала общедоступной, что предоставило огромному количеству творческих людей широкие возможности для самореализации.
В наши дни декоративно-прикладное искусство переживает подлинный расцвет. В эпоху интернета любой человек может с легкостью овладеть старинной техникой интарсии, чеканки или художественной росписи, воспользовавшись ресурсами специализированных форумов и наглядными видеоуроками мастеров. Такая ситуация, несомненно, способствует дальнейшей популяризации, развитию и сохранению для потомков большинства видов декоративно-прикладного искусства.
Подходящие для детского творчества занятия
Декоративно-прикладное творчество для детей включает в себя вышивание и вязание, выжигание по дереву и ткани, бисероплетение и макраме, а также многое другое. Существует большое количество кружков, в которых проводят обучение этим и прочим видам изобразительного искусства. Кроме того, этим занимаются в школьных классах на уроках технологии и изо. Занятие в этом роде можно придумать и самым маленьким. Например, в группах детского сада активно осваивают аппликации и лепку.
Вышивание и вязание
Из разнообразных видов рукоделия одним из самых известных является вышивание. Процесс украшения ткани узорами или целыми картинами увлекает и успокаивает. Для работы обычно достаточно самых простых и дешёвых материалов — ткани, иглы с ниткой, ножниц и пялец для удобства и ровного натяжения основы.
Вышивают чаще всего крестиком или бисером. Но существуют и менее распространённые техники, как, например, вышивка гладью или лентами. Украшенную ткань можно поместить в рамку и использовать как картину или превратить в декоративную салфетку. Также распространено вышивание на одежде. Даже самую обычную футболку можно превратить в уникальную дизайнерскую вещь.
Вязание — не менее интересный вид рукоделия. Вяжут обычно с помощью следующих несложных инструментов:
Также можно использовать вязальную машину или вовсе обойтись безо всяких инструментов и соединять петли пальцами.
Выжигание по дереву и ткани
Пирография по дереву — отличный метод создания необычных картин. Сам термин буквально расшифровывается как рисование огнём. Это прекрасный способ привлечь детей. Мастера, который занимается выжиганием, называют пирографистом, а прибор, с помощью которого он работает, — пирографом. В составе этого устройства горячей гравировки обязательно присутствует один из следующих элементов:
Если пирография производится по ткани, то её называют гильошированием. Для этого рукоделия подходит тот же пирограф, что и для выжигания по дереву. В качестве основы выбираются материалы, плавящиеся при горении и становящиеся клейкими. Такими характеристиками обладают синтетические ткани:
Эти материалы отделываются ажурным кружевом. Получаются очень красивые салфетки, панно, закладки, открытки.
Бисероплетение и макраме
Любое плетение заключается в создании жёстких конструкций из изначально мягкого материала. Обычно детям нравится заниматься бисероплетением. Бусины изначально прочные, поэтому удобны в работе. Кроме того, бисер яркий. В его ассортименте множество цветов и эффектов, а, значит, из него получаются красивые поделки и украшения.
Другая интересная техника плетения называется макраме. Она основывается на создании узелков на прочной, но податливой нити. Лучшими материалами для макраме считаются:
И бисероплетение, и макраме считается приёмами полуплетения, поскольку в нём сочетается несколько способов скрепления (наматывание, связывание, перевязывание).
Аппликация и лепка
Картинки, созданные в технике аппликации, отличаются от обычных рисунков и наверняка принесут большую радость малышу в процессе их создания. Для занятия не нужно затрачивать много средств. Обязательно понадобится материал-основа, в качестве которого можно выбрать белую или цветную бумагу. Ещё лучше взять картон, так как он прочнее.
На фон наклеиваются вырезанные из бумаги ткани или кожи элементы. Также можно использовать бисер, кусочки войлока или меха и даже пластилин. В итоге получается объёмное изображение. Такая деятельность развивает умственные и творческие способности ребёнка.
То же касается и поделок из пластилина или глины, получающихся посредством лепки. Занятие развивает мелкую моторику и само по себе является очень увлекательным. С его помощью осваиваются начальные техники создания скульптур. При желании и должном усердии с возрастом ребёнок может научиться создавать самые разнообразные изделия — от маленьких фигурок до монументальных произведений.
Профессиональное искусство
Примеров декоративно-прикладного искусства для профессионалов тоже много. Портные занимаются шитьём, художники — росписью, витражами или мозаикой. Некоторые люди в качестве хобби увлекаются скрапбукингом, а потом делают это рукоделие источником дополнительного заработка.
Ручное шитьё
Талантливые портные всегда имеют много работы, поскольку ручное шитьё намного превосходит по качеству фабричное. Эта профессия древняя. Создавать одежду начали ещё до нашей эры. Правда, тогда основными материалами выступали мех и шкуры животных. Сейчас же ассортимент, конечно, гораздо шире.
Оборудование тоже претерпело значительные изменения. Иглы теперь делают не из кости или рогов, а из стали. О «нитях» из сухожилий, вен или кишок животных давно забыли. В распоряжении портных теперь есть ножницы для ткани, мелки для обвода выкроек, швейные и распошивальные машины, оверлоки и другие приспособления.
С их помощью можно создавать искусную уникальную одежду, что особенно ценится в мире высокой моды. Но, помимо этого, посредством шитья производится домашний текстиль, обувь, игрушки и многие другие предметы.
Художественная работа
Роспись — серьёзная работа для художника. Видов этого искусства много. К нему относятся:
С помощью искусства мозаики художник может создавать монументальные панно для интерьеров, элементы архитектуры или орнаментальные композиции. В процессе творчества мастер проходит несколько основных этапов — от определения темы и жанра, продумывания дизайна и техники исполнения до проработки деталей.
Оформление альбомов
Скрапбукингом принято называть изготовление и оформление каких-либо альбомов, чаще всего предназначенных для хранения фотографий. История зарождения этого вида искусства началась с популяризации в Англии собирания в книгу или тетрадь вырезок и цитат. Это занятие уже в XVII веке привело к обретению современной формы скрапбукинга, хотя это название вошло в обиход лишь в XIX веке.
В России начало создания рукописных альбомов пришлось на XVIII век, но непосредственно скрапбукинг был распространён в народе лишь в начале XXI века. Поэтому этот вид творчества является относительно новым. Однако он стремительно набирает обороты. На многих ярмарках мастеров большую долю работ составляют рукодельные альбомы.
Новые и популярные техники
Творчество постоянно остаётся востребованным, но всё время меняется. От древних направлений постепенно отказываются (например, ручное ткачество практически полностью вытеснено фабричным производством), но в то же время происходит постоянное развитие новых техник в декоративно-прикладном искусстве. Их можно разделить между собой по материалу или типу рукоделия.
С использованием бумаги
Бумага — удобный материал для творчества. Она относительно дешёвая и имеет большой ассортимент по цветам, размерам и плотности. Помимо скрапбукинга, в список видов искусства с использованием бумаги входят:
Но бумагой, творчество, конечно, не ограничивается. В его рамках можно использовать большое число материалов и техник.
По типам рукоделия
Эксклюзивным мальтийским плетением является ганутель. С его помощью создают блестящие, изящные и лёгкие цветы. В работе используются спиральная проволока, нити и бисер. Но некоторые мастера включают в работу даже настоящий жемчуг.
В живописи популярность набирает техника, называемая энкаустикой. Она заключается в рисовании расплавленными красками, связующим веществом в которых является воск. Благодаря необычности состава и состояния применяемых материалов картина получается очень яркой.
Для создания изображения также может быть применена нитяная графика — вышивка шерстяными или шёлковыми нитями по картону или бархатной бумаге. Шитьё можно осуществлять в технике пэчворк. Она заключается в нашивании тканных и вязаных элементов на основу. Чаще всего пэчворк применяют для создания покрывал или сумок.
В технике оригами можно использовать не только бумагу, но и ткань. Если это натуральный шёлк, рукоделие называют Цумами Канзаши. Из ткани складывают цветы, формируя лепестки с помощью щипчиков или пинцета, а затем наклеивают их на основу. Украшение обычно используют для шпилек и гребней для волос, но ему можно найти и любое другое применение.
Каждый человек в разнообразии видов искусства может найти то занятие, которое будет ему по душе. Оно, безусловно, будет полезным, ведь, помимо положительных эмоций, мастер получает красивую вещь, которую можно продать, подарить или просто оставить у себя и любоваться собственноручно выполненным произведением.