Наряду с этим, существует второе течение, основывающееся на диалектах греческого языка! Я являюсь адептом именно этого течения. Язык не исчезает бесследно – свои следы он оставляет в других языках. У ювелиров настолько отработан процесс аффинажа, очистки золота, что это можно сделать чуть ли не в домашних условиях. У биологов существуют абсолютно точные методы восстановления генофонда исчезающих животных методом инбридинга. Так, с помощью инбридинга, используя бизонов, были восстановлены зубры! Уверен, что очень скоро подобный инструмент получат и лингвисты, и тогда, наконец, мы услышим, как звучали мёртвые языки.
А пока продолжим знакомство с алфавитом живого греческого языка.
Дзета. Сейчас она называется «Зитой» и ничего общего не имеет со звуком «Дз». Это в итальянском она так произносится. Есть такая буква и в грузинском алфавите. Помню, меня ещё поразило сходство слов: грузинского «дзиа» и итальянского «дзио», в переводе означающих «дядя». Далеко Грузия от Италии, а вот поди ж! Но я отвлёкся. Так вот, на греческом Зита звучит полностью идентично кириллической «З», а начертание её без изменений перешло из греческого в латинский алфавит. Только заняла она в нём последнее место. Кстати, кажущаяся разница в начертании не такая уж значительная – в разных шрифтовых гарнитурах существует множество переходных вариантов, когда в нижней части зигзага появляется увеличивающийся раз от раза хвостик, превращается в округлый крючок кириллической «з», а затем скругляется и верхний элемент.
Тета. (Theta). Тета, в современном греческом алфавите она называется Фитой – Thita. Это парная дельте буква, и её произношение лежит между тремя буквами «Т», «С» и «Ф», парными тем буквам, между которыми живёт Дельта, и абсолютно идентично произношению английского «Th». В русском языке, в словах и именах, заимствованных из греческого, она, как правило, трансформировалась в «Ф». Например, Фёдор, фея, Фекла. перечислять можно долго, но в некоторых словах фита превратилась в «Т»! Например – теология, талассотерапия, хотя в оригинале, как раз в этом слове, Фита звучит где-то между «С» и «Ф». Вот уж действительно неисповедимы пути господни! Собственно, и «фея», и «теология» произошли от одного корня thea, theos – богиня и бог, а в русский перешли интерпретированными по-разному! Есть ещё одна транскрипция – Диас или Деас. Такое, очень латинизированное, второе имя Зевса. А слово Thea имеет ещё одно значение – вид, в смысле зрелище. И этот корень лёг в основу слова театр! И ещё таких слов, как теория, теоретик. если вы смотрите по первому каналу передачу «Умники и умницы», то вы это должны знать, там это повторяют каждый раз. Видите, как всё непросто и круто замешано! Да, чуть главное не забыл, пишется Фита как буква «О», но с горизонтальной палочкой в середине.
Алнитак, Аль Нитак, ζ Ориона, 50 Ориона, HR 1948/9, BD −02°1338, HD 37742, SAO 132444, HIP 26727
Информация в базах данных
SIMBAD
Альнитак (араб. النطاق , an-niṭāq — «Кушак, матерчатый пояс»), ζ Ориона / Дзета Ориона — звезда в созвездии Ориона, которая является самой яркой звездой класса O с визуальной звездной величиной +1,72 (в максимуме +1,72 и в минимуме до +1,79), левая и самая близкая звезда астеризма «Пояса Ориона». В «Пояс Ориона» входят Минтака (δ Ориона / Дельта Ориона) и Альнилам (ε Ориона / Эпсилон Ориона). Альнитак находится на расстоянии около 817 св. лет. Это тройная звезда. Главная звезда — горячий голубой сверхгигант абсолютной величины −5,25. У неё есть два голубоватых спутника 4 и 10 величин. Эти звёзды являются членами ассоциации Orion OB1.
Содержание
Система тройной звезды
Альнитак по сравнению с Солнцем
Дзета Ориона, видимая в рентгеновском диапазоне.
Компоненты звездной системы: 1. Альнитак A — голубой сверхгигант спектрального класса O9.7 Ibe, абсолютной величины −5,25. В 28 раз массивнее Солнца, и его диаметр равен 20 солнечным. 2. Альнитак B — звезда-гигант 4,2 величины класса O9.5Ibe обращается вокруг Альнитака A за 1500 лет. Альнитак В в свою очередь является двойной, имеет звезду-спутник 9 величины. 3. Альнитак С, звезда 10-й звёздной величины, была открыта в 1998 году.
История наблюдений
Альнитак известен ещё с античности как компонент Пояса Ориона, имела большое культурное значение.
В 1819 году немецкий астроном-любитель Георг Куновски (англ. George K. Kunowsky ) обнаружил, что Альнитак является двойной звездой. В 1998 году группой астрономов обсерватории Лоуэлла было обнаружено, что у яркой основной звезды есть близкий спутник.
Первоначально считалось, что расстояние до звезды, как и до звезды Альнилам, примерно равно 1500 св. лет, но измерения её параллакса с помощью спутника Hipparcos, опубликованные в 1996 году показали, что эта система находится почти вдвое ближе.
Звёздная система Альнитак располагается внутри туманности IC 434.
Цитата: Фото: Fusion Medical Animation / Unsplash Власти Франции сообщили о распространении на территории страны еще одного штамма коронавируса, получившего название «эпсилон». Он вызывает серьезные опасения как минимум потому, что в отличие от других разновидностей он более устойчив к вакцинам. Какие еще особенности есть у «эпсилона» — в обзоре «МБХ медиа».
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) предложила специально обозначать новые штаммы буквами греческого алфавита, например, «дельтой» и «эпсилоном», для того, чтобы не дискриминировать регион, в котором он появился (например, дельта-штамм также называют индийским штаммом, поскольку он возник в Индии. — «МБХ медиа»).
Чем грозит «эпсилон» «Эпсилон», который также обозначается как CAL.20C (B.1.427/B.1.429), образовался в результате некоторых спайковых мутаций. Судя по всему, его предшественник появился еще в мае 2020 года. В теории, опасность нового штамма заключается в том, что он может снижать работоспособность образовавшихся в крови после вакцинации или перенесенного заболевания антител, тем самым, усложняя нейтрализацию вируса в организме.
Утверждается, что новый штамм может частично «обходить полученный естественным путем или через вакцинацию иммунитет». Происходит это за счет строения самого вируса: «шип» не дает антителам прикрепляться к вирусу. Кроме того, коронавирус может и вовсе обходить антитела.
Тем не менее, свидетельств тому, что он распространяется значительно быстрее, чем изначальный вариант COVID-19, нет: по версии ученых, он заразнее, чем уханьский, то есть изначальный вариант коронавируса, только на 20%. Однако тот же дельта-, или индийский штамм коронавируса, который вдвое заразнее, чем уханьский.
Где он распространяется Новый штамм обнаружили в Соединенных Штатах, в Калифорнии, где он сейчас активно распространяется — за это «эпсилон» также называют «американским» вариантом коронавируса. Его появление было зафиксировано в 34 странах по всему миру. Например, 6 июля, как сообщает «Интерфакс» со ссылкой на французский телеканал BFM TV, власти Франции выразили беспокойство по поводу распространения в стране штамма «эпсилон», наряду с дельта-штаммом. В России сообщений о том, что в стране обнаружен новый штамм, пока нет.
Глобин: характеристики, строение, функции и модификации
Содержание:
В глобин Это структура белковой природы, имеющая сферическую или шаровидную форму, отсюда и название. Эта структура относится к третичному типу и отличается сложностью, поскольку цепь аминокислот складывается с образованием сферопротеина. Существует несколько типов цепей глобина, которые были классифицированы греческими буквами: альфа, бета, дельта, гамма, эпсилон и глобин с дзета-цепью.
Аминокислоты, составляющие первичную структуру белка, различаются в зависимости от вида, к которому они принадлежат (люди или животные). Также существуют различия внутри одного и того же вида в зависимости от текущего состояния жизни организма (эмбриональная жизнь, эмбриональная жизнь или послеродовая жизнь).
Генетическая информация для синтеза различных цепей глобина содержится в различных хромосомах. Например, глобины с альфа-цепью находятся на хромосоме 16, тогда как генетическая информация для глобинов бета, дельта, гамма и эпсилон находится на хромосоме 11.
характеристики
Глобин является частью важных структур в организме, например, наиболее важными из них являются гемоглобин и миоглобин.
Гемоглобин содержит четыре цепи глобина (альфа 1 и альфа 2) и (бета 1 и бета 2). У каждого глобина есть складка, защищающая гемовую группу.
С другой стороны, есть миоглобин. Которая имеет менее сложную структуру, чем гемоглобин. Это представляет собой глобулярный полипептид из единственной полосы, расположенной вторично.
До недавнего времени считалось, что это единственные вещества, содержащие глобин у высших существ, но сегодня известно, что еще два вещества содержат глобин в своей конституции: цитоглобин и нейроглобин.
Цитоглобин присутствует в большинстве тканей, особенно в соединительной ткани, а также в сетчатке.
В свою очередь, нейроглобин предпочитает нервную ткань, отсюда и его название. Нейроглобин был обнаружен в нервных клетках мозга, расположенных на уровне коры головного мозга, а также в других местах, таких как таламус, гипоталамус, гиппокамп и мозжечок.
Однако это не единственные места, так как вне нервной системы его можно найти в островках Лангерганса поджелудочной железы и в сетчатке.
Состав
Существует 6 различных типов цепей глобина, обозначаемых буквами греческого алфавита: альфа (α), бета (β), гамма (γ), дельта (δ), эпсилон (ε) и дзета (ζ). Эти цепи принадлежат к семейству глобинов, но они отличаются друг от друга количеством аминокислот, которыми они обладают.
Эти полипептиды имеют первичную, вторичную и третичную структуру. Единая цепь аминокислот представляет собой первичную структуру. Когда цепь наматывается на спирали или спирали, они образуют вторичную структуру.
Если эта структура затем многократно складывается, она образует глобулярную структуру, соответствующую третичной структуре.
Точно так же они могут приобрести четвертичную форму только тогда, когда 4 молекулы или цепи глобина объединены в третичную форму.
Вот как это происходит в сложной структуре гемоглобина. Однако в миоглобине все иначе. В этом случае глобин выступает в виде мономера, то есть имеет одну пептидную цепь, которая расположена складками, образуя 8 спиралей (вторичная структура).
И гемоглобин, и миоглобин содержат группу гема в своей сложной структуре.
Гемоглобин
В этой молекуле связываются 2 цепи альфа-глобина и 2 цепи бета. Таким образом, они идеально сочетаются друг с другом, чтобы разместить в центре группу гема и железа.
Между этими структурами существуют слабые связи и сильные связи. 19 аминокислот участвуют в слабых союзах, и объединение происходит следующим образом: цепь альфа 1 присоединяется к цепи бета 2, а цепь альфа 2 присоединяется к цепи бета 1.
Между тем, 35 аминокислот участвуют в сильных союзах, и цепи, которые соединяются, следующие: цепь альфа 1 присоединяется к цепи бета 1, а цепь альфа 2 присоединяется к цепи бета 2.
Миоглобин
Группа глобулярного белка также присутствует в миоглобине, но в этом случае имеется одна пептидная цепь, состоящая из 153 аминокислот. Его пространственное расположение вторично, и он имеет 8 альфа-спиралей.
Эта белковая структура стратегически размещает гидрофобные аминокислоты внутрь структуры, в то время как гидрофильные или полярные аминокислоты находятся снаружи.
Такая конструкция идеально подходит для размещения внутри гемовой группы (гидрофобной части). Он прикреплен к белку нековалентными связями.
Цитоглобин
Он был открыт в 2001 году и считается разновидностью гемоглобина, но отличается тем, что он гексакоординирован, в то время как гемоглобин и миоглобин пентакоординированы. Это связано с тем, что аминокислота гистидин занимает положение, близкое к гемовой группе.
Нейроглобин
Характеристики
Поскольку глобин находится в организме не один, а как часть определенных структур, упоминаются функции, которые выполняет каждая из них:
Гемоглобин
Он находится внутри эритроцитов. Он отвечает за фиксацию и транспортировку кислорода из легких в ткани. А также очищает организм от углекислого газа, проделывая обратный путь.
Миоглобин
Гемовая группа, расположенная в глобине, имеет функцию хранения молекул кислорода для насыщения кислородом сердечной мышцы и скелетных мышц.
Цитоглобин
Считается, что этот белок способен влиять на защиту тканей от гипоксического и окислительного стресса. Также считается, что он может переносить артериальный кислород в мозг.
Нейроглобин
Считается, что нейроглобин обладает способностью связывать кислород, монооксид. оксид углерода и азота.
Однако роль нейроглобина еще точно не известна, но считается, что он связан с регуляцией гипоксии и церебральной ишемии. Особенно это действовало бы как нейропротектор.
Поскольку нейроглобин имеет структуру, аналогичную гемоглобину и миоглобину, предполагается, что он может участвовать в снабжении кислородом на уровне нейронов. Также считается, что он может устранять свободные радикалы и азот, которые образуются в дыхательной цепи.
Что касается оксида азота, считается, что он удаляет его, когда кислород в норме, и производит его в гипоксических процессах из NO.2.
Переделки
Альфа- и бета-цепи глобина кодируются разными генами, расположенными на хромосомах 16 и 11 соответственно.
У людей с гемоглобином S (серповидно-клеточная или серповидно-клеточная анемия) имеется дефект в цепи бета-глобина. Дефект состоит в замене азотистых оснований на уровне нуклеотидного номера 20 вовлеченного гена, при этом происходит замена аденина на тимин.
Мутации в гене β s хромосома 11 дает начало различным гаплотипам глобина, называемым: Сенегал, Камерун, Бенин, банту или ЦАР и азиатский или арабо-индийский.
Знание типа гаплотипа, присутствующего у пациентов с серповидно-клеточной анемией, имеет эпидемиологическое значение, поскольку позволяет нам узнать распределение различных гаплотипов, но эта информация также дает важные данные для определения прогноза заболевания.
Например: известно, что гаплотип банту более серьезен, в то время как сенегальский и азиатский типы более мягкие.
Различия между одним гаплотипом и другим заключаются в количестве гемоглобина F. Чем выше процент гемоглобина F и ниже гемоглобин S, тем лучше прогноз. Чем ниже количество гемоглобина F и выше гемоглобин S, тем хуже прогноз.
Эти мутации наследуются аутосомно вместе с мутацией гемоглобина S.
Пифагор полагал, что тот, кто дал всему имена, должен быть почитаем не только как умнейший, но и как древнейший из мудрецов. Мы, исследуя Святые Писания, кроме того, стремимся к точности, так как принято, что их смысл выражен притчами; мысли обо всем этом мы отыскиваем в именах, которые были предложены Духом Святым на рассмотрение и которые, коснувшись Его ума, не были утеряны, а так сказать, поведаны в выражениях. Имена эти были использованы в различных значениях, став предметом тщательного изучения, а то, что пребывало скрытым под множеством оболочек, после рассмотрения и тщательною изучения обнаруживает себя и светится. (выдержки из Пророчеств XXXII, Ante-Nicene library, том XXIV).
Еврейские мистики утверждают, что древнееврейский алфавит произошел из Эйн-Соф подобно эманации, а у древних греков относительно происхождения своего алфавита имелось несколько мифов. Версия одного из них дошла до нас от римского писателя Кая Юлия Гигина, который курировал Палестинскую библиотеку и был другом поэта Овидия. В своих «Баснях» он пишет, что первые семь букв греческого алфавита были посланы самим Роком. Это Альфа, Бета, Эта, Ипсилон, Йота, Омикрон и Тау. Вскоре сын Науплия по имени Паламед создал еше одиннадцать букв. Позже Эпихарм Сицилийский прибавил к алфавиту буквы Тета и Хи (в другом варианте Пи и Пси). Наконец, Симонид внес в алфавит буквы Омега, Эпсилон, Дзета и Пси (или Фи).
В ином, альтернативном повествовании, изобретение букв приписывается Гермесу, который, наблюдая ключ летящих в небе журавлей, был поражен мыслью, что подобные формы можно приспособить для передачи звуков на письме. И еше одно мифическое повествование, пожалуй исторически самое правдивое: авторство греческого алфавита приписывается финикийцу Кадму. Как и в случае с древнееврейским алфавитом, моделью для греческого в середине VIII века до н. э. был финикийский алфавит. Многие из начертаний греческих букв изначально были очень близки по своей форме финикийским. Вполне возможно, что греки учились писать у финикийских торговцев, которые поселялись в таких стратегически важных местностях как Кос, Крит и Родос.
Поначалу греческий алфавит имел несколько различных форм написания, но в конце концов ионическая форма была принята за основу как стандартная, а когда в 403 году до н. э. ее формально признали в Афинах, она оказалась жизнеспособной и сохранилась по сегодняшний день. Для такого формального признания потребовалось спустя некоторое время ввести в более ранний греческий алфавит несколько новых букв. Как в современной греческой, так и во многих других европейских письменностях, за исключением этрусской, текст писался и читался слева направо. В то же время были отброшены несколько устаревшие громоздкие буквы (правда, некоторые из них были оставлены для обозначения цифр). К V веку до н. э. грамотность среди мужского населения Греции считалась само собой разумеющимся явлением. Письмо с самого начала применялось в тех видах деятельности, которые мы теперь ассоциируем с грамотностью и образованностью: перечень предметов торговли и юридические документы, литературные произведения и богослужения — все это требовало записи. Греческий алфавит, подобно древнееврейскому, но несколько иным образом, уже к III веку до н. э. достиг высокого уровня развития, и тогда, как полагают, наступило время для возникновения систем гематрии. Греческий алфавит представлен 24-мя знаками. Каждый из них обладает полной системой значений, как символических, так и цифровых. В отличие от латинского алфавита, но подобно финикийскому и древнееврейскому, греческие буквы также обозначают цифры. Это предоставляет значительные возможности использовать алфавит для магических целей. Греческий алфавит послужил основой для цифровой системы, разработанной последователями языческого мудреца Пифагора, так и для цифровой магии христианского мистицизма. Следует добавить, что греческий алфавит представляет собой магическую систему с целым рядом эзотерических соответствий, дающих ему мощный потенциал для прорицаний и ворожбы. Здесь он представляет из себя явную параллель рунам, которые более известны в этом отношении. Подобно рунам, каждая греческая буква имеет свое особое имя, смысловое значение и цифровое выражение, и все это можно применять для предсказаний. Но, в то время как всем нам хорошо известны древнегреческие оракулы Дельф и Додоны, предсказательная магия греческого алфавита все еще ждет часа и случая, когда ей окажут должное внимание.
Символика греческого сакрального алфавита занимает значительное место в искусстве гематрии. Согласно древнееврейской традиции, каждое слово, составленное из греческих букв преобразуется по эзотерической системе в ряд соответствующих чисел. Сложением цифровых эквивалентов всех букв взятого слова получают итоговое число. В греческой традиции, как языческого, так и христианского обрядов, под этими числами скрываются аспекты священного писания.
Рис.13. Греческий алфавит.
При шифровке значений текста, который легко понимается только посвященными, в искусстве гематрии, применяются разные слова, числовые эквиваленты которых одинаковы. Специфическую информацию могут передавать также и линейные размеры религиозных зданий, как и другие цифровые данные этих зданий, если их раскодировать с помощью гематрии. Здесь уместно будет заметить, что само слово «гематрия» — древнегреческого происхождения, произносится ГАМЕТРIА и имеет признанный параллельный вариант «geometria» (ГЕОМЕТРIА), от которого произошло английское слово «geometry» («геометрия»). В некоторых случаях гематрия применялась как метод регистрации секретных форм и свойств сакральной геометрии. Много примеров такого практического применения греческой геометрии засвидетельствовано как в сохранившихся культовых сооружениях, так и в эзотерическом учении. И язычники, и христиане рассматривали греческий алфавит в целом, а гематрию в частности, как всеобъемлющие универсальные принципы творения. Это единство универсальных принципов также характерно для древнееврейского, рунического, огамического, готского и вестфальского алфавитов.
Прежде чем христианство было навязано всем языческим народам Римской империи в качестве официальной и единственной религии, в мире существовало много древних и достойных признания философских школ. Учения о душе человека философской школы александрийских неоплатоников развивались и передавались благодаря существующей у них традиции «святой преемственности». Праздники мистерий в Элевсине или других священных местах силы также основывались на принципе постепенного раскрытия эзотерических секретов. Последователи пифагорейства, подобно другим философским школам, следовали системе глубокого погружения и постепенного посвящения в более широкое осведомление, и кандидат, прежде чем достичь совершенства, должен был учиться много лет. Средством передачи мудрости были тонкие эзотерические взаимосвязи между символами, числами и буквами, а греческий алфавит, конечно, служил двигателем прогресса в этой области. Философские школы с их системами посвящения в «святая святых» на протяжении многих столетий своего существования и развития были хранилищами научных и математических знаний, а также искусств, которые в наше время называются эзотерическими. Но, когда христианство стало учреждаться как государственная религия, эти школы и центры были закрыты. Адепты, сумевшие спасти свою жизнь, были вынуждены искать других средств для передачи тайной мудрости. Языческие храмы и другие святилища предыдущей веры были превращены в христианские церкви. Однако арканные качества этих мест оказались неистребимыми — и вот эти качества проявились в терминах вновь пришедшей религиозной символики, формами такого проявления, в частности, можно назвать использование языческих алтарей в христианских храмах или превращение местных языческих богов в христианских святых. Образ Афины был перенесен на Деву Марию, богиня Победы стала святой Викторией, Диоскуры преобразовались в святых Петра и Павла, Гелиос превратился в святого Илью, качества Аполлона и Митры были привнесены в образ Христа, и т. д.
Поскольку евреи оказались за пределами тотальной христианизации Римской империи, их эзотерическая культура не пострадала от систематического разрушения, постигшего культуры языческих народов. Несмотря на преследования, сам факт рассеяния евреев по всему тогда известному миру предоставил им возможность сохранить секретные доктрины, усовершенствовать их и сделать более утонченными. В итоге возникло каббалистическое учение, которое в конечном счете нашло свое отражение в текстах этой философской школы. А языческие традиции, искавшие и находившие контакт с духовной сущностью человеческого и космического бытия, были довольно успешно усвоены эзотерическим христианством.
«Христанским эквивалентом слова «каббала», — писал английский мистик XIX столетия Вильям Стирлинг, — был «Гнозис», т. е. знание, а из бесчисленных упоминаний в писаниях Отцов церкви становится очевидным, что вновь появившаяся секта, как в толковании Евангелия, так и в ритуале богослужения, продолжила ту же самую мистическую традицию, что была унаследована ими от иудейства». Сущность этого явления, по словам Стирлинга, была ясно сформулирована Клементом Александрийским: «А то, что низошло, чтобы стать достоянием немногих, есть сам Гнозис, о котором свидетельствовали Апостолы». Подобное утверждение находим и у Святого Василия: «Им дали основательные наставления о том, как сохранить тайные благоговения через неразглашение. Да и пристойно ли разглашать публично такие дела написанием доктрины, которую сможет прочесть даже некрещеный?»
Свидетельства писателей и с той, и с другой стороны говорят о том, что Апостольская преемственность, столь ревностно охраняемая церквами, находилась в зависимости от получения Гнозиса, другими словами, устного посвящения. Толкование Евангелия на должном уровне могло поддерживаться только благодаря этой устной традиции, сравнимой разве что с традицией устной Торы. Как и еврейская каббала, Гнозис зависел от секретов, которые мистическим образом оказались зашифрованными в самих словах Священного Писания. Так как Евангелия были написаны в эллинистической традиции, здесь и язык, и алфавит были греческими, а не еврейскими. Однако многие методики и слова актуального назначения были заимствованы из предшествовавшей традиции, так как начала начал христианства основаны на еврейской практике. Подобным образом гематрия и символика языческой Греции были внедрены в систему Гнозиса. Раввины считали духовное знание слишком могущественным для того, чтобы приобщать к нему массы; как видим, отцы церкви придерживались того же мнения. Хотя каббалистическая нумерология и астрология осуждались публично, имеется достаточно свидетельств в пользу того, что это была политическая хитрость, направленная на то, чтобы до простого народа не доходили даже слухи о некой духовной практике. Адепты и священнослужители, будь то язычники, евреи или христиане, всегда держали духовные знания подальше от необразованных и непосвященных, чтобы не допустить злоупотреблений или избежать попадания учений в руки еретиков, которые могли их извратить. Концепция «не бросайте жемчуга вашего перед свиньями», по-видимому, возникла на этой почве; многие современные оккультисты считают ее элитарной и устарелой. Так или иначе, но традиционные доктрины придерживались такой точки зрения в течение значительного периода человеческой истории. И некоторые истины сохранились только благодаря этому. Наряду с записанными религиозными текстами существовала устная традиция, которая, как непременное условие их правильного понимания, всегда передавалась устно от наставника или наставницы своим преемникам.
Практика греческой гематрии свидетельствует о жизнеспособности этого традиционного знания, сохранившегося несмотря на катастрофические изменения официальной религиозной доктрины. Применение этой методики никогда не прерывалось; она оставалась неизменной в языческих и христианских обрядах, включая гностическую версию христианства. Ее законные притязания на универсализм подкреплены тем, что греческая гематрия, как и еврейская каббала, работает на более высоком уровне, чем разногласия доктринального или сектантского характера. Многие религиозные доктрины различными способами приближались к всеобщим принципам Творения. Греческая гематрия работает с этими принципами посредством цифровой символики. Интегральное присутствие христианского гнозиса в гематрии явствует уже из самого слова «Гнозис»; греческими буквами оно пишется «НГNOΣIΣ». Сумма его букв — 1271, такая же, как и у слова Stauros (ΣTAYPOΣ) — «крест».
αА Альфа— первая буква алфавита, ее буквальное значение — «бык» или, более обобщенно, «скот». Как и соответствующая древнееврейская буква, Альфа, прежде всего, толкуется как символ движимого имущества во всех его аспектах — как материальном, так и духовном. С появлением чеканки монет стоимость таковых выражалась в количестве голов рогатого скота — отсюда произошло и само слово «капитал» (от латинского «caput» — «голова»). Эзотерическая сущность Альфы предполагает уход за рогатым поголовьем, т. е. приумножение и мудрое использование этого богатства. Жизнь — явление мимолетное и поэтому богатством следует распоряжаться так, чтобы оно стало достоянием для всех и последующие поколения также могли пользоваться его благами. Альфа имеет интересные параллели в древнееврейском и руническом алфавитах, где первые буквы обозначают одно и то же — богатые стада скота. В древнееврейском алфавите — это буква Алеф, обозначающая звук «а», в руническом — Фео, обозначающая звук «ф». И все же, несмотря на их фонетическое отличие, в символике этих алфавитов крупный рогатый скот рассматривается как важнейшее условие существования общества, а в современном понимании это определенный этап человеческого развития, когда возникают алфавиты. В цифровом выражении Альфа символизирует первостепенное и самое важное — главную заботу о поддержании человеческой жизни; гностическая символика говорит о «тройной Альфе», символической Святой Троице. Число слова «Альфа» в гематрии — 532.
βВ Бета— вторая буква алфавита, обладающая вызывающими и даже демоническими свойствами. Численно она обозначает цифру 2; она следующая, не первая, и поэтому рассматривается как нарушитель единства, а в дуалистических религиях ее отождествляют с демоническим вызовом единому Богу. Часто этого бросающего вызов претендента называют «еще одним первым» (как в современной Швеции), отдавая должное атмосфере вызова, создаваемой этим вторым, который всегда пытается занять место первого путем соперничества или свержения. В митраизме демонический бог грехопадения также обладает эпитетом «еще один первый». Это Ангра Майнью, бросающий вызов Богу и разрушающий его единство. В христианской терминологии отрицательный аспект воплощен в образе дьявола. Тем не менее этот аспект Второго несет в себе также возможность воссоединения. Без Второго монада, совершенная сама в себе, лишена связности и, таким образом, не может существовать. Все религии, признающие существование творца вселенной, примиряются с этой необходимостью, представленной здесь символически буквой Бета. К тому же, некоторые утверждают, что второе качество не суть неизбежно диаметральная противоположность изначальному принципу. Названию «Бета» по гематрии соответствует цифровое значение 308.
δД Дельтапредставляет четыре классических элемента мироздания — огонь, воздух, воду и землю. Уже около семи тысяч лет, со времени постройки первых храмов архаической древнеевропейской культуры на Балканах, четырехугольностъ ассоциируется со следами человеческой деятельности. Четырехугольные сооружения строятся проще, чем круглые, — сообразно четырем сторонам тела любого человеческого существа: спине, лицу, правому и левому боку. Дельта, таким образом, стала первым элементом человеческого вмешательства, направленным на изменение мира, находящегося в первобытном состоянии. Необычное число 4 — это четыре направления, четыре лошади в повозке, известной под названием «квадрига» и (в христианской эсхатологии) четыре всадника Апокалипсиса. Это символ завершенности на материальном уровне и качество полноты. По гематрии слово «Дельта» обозначает число 340.
εΕ Эпсилонолицетворяет духовный элемент, содержащийся в материальном и в то же время пребывающий вне его. Это Эон и эфир, пятый элемент, известный среди алхимиков как «квинтэссенция» (эквивалент «Ноивре» в традиции кельтских бардов). Как бы он ни назывался, сила духа его есть тонкая энергия жизнедеятельности, «дыхание жизни», известное у греков под названием «Pneuma»; на нем зиждется всякое существование жизни (его эзотерическое число 576). Традиционно этот элемент изображают пентаграммой в виде пятиконечной звезды. В магическом письме пентаграмма, таким образом, заменяет букву Эпсилон. В ней содержатся священные пропорции золотого сечения, один из трех принципов сакральной геометрии, которые предусматривались при проектировании священнейших и прекраснейших храмов древней Греции, таких, как Парфенон в Афинах и храм Зевса в Олимпии. Эпсилон, как выражение математической пропорции, находится в мистической связи с Лямбдой, одиннадцатой буквой греческого алфавита. В традиции гностиков Эпсилон представляет второе небо. В цифровом выражении Эпсилон означает число 5. В гематрии цифровая сумма этого слова равна 445.
ζZ Дзета, шестая буква алфавита, обозначает воздаяние даров Богу или жертву. Этого не следует принимать буквально, как убиение ради жертвоприношения, а скорее как подношение энергии для содействия в творческом процессе созидания. В эзотерическом смысле, Дзета — седьмая буква алфавита, поскольку шестой буквой была Дигамма (F), удаленная еще до начала классического периода и использовавшаяся только как цифра. Как седьмая, и все же шестая буква, Дзета обозначает образующий принцип космоса. По библейской традиции вселенная создавалась шесть дней, а седьмой день отдыха предназначался для завершения. Также и геометрически число шесть является руководящим принципом вещества, образуя гексагональные решетки, которые лежат в основе структуры материи. Шесть точек шестиугольной решетки необходимы для помещения внутрь седьмой точки. Изображение, эквивалентное Дзете, — это узор, который ассоциируется с архангелом Михаилом: шесть равноудаленных точек, расположенных вокруг седьмой. Этот магический символ и сегодня можно увидеть в качестве защитного знака на старых английских и немецких домах. Дзета означает цифру 7, гематрическая сумма ее названия — 216.
ηH Эта — седьмая буква алфавита, скорее по счету, чем в концептуальном смысле, символизирует энергию радости и любви. Это буква уравновешенности — качества, которое подразумевает гармонию с окружающим миром и умение в нужное время оказаться в нужном месте и полностью раскрыть свой потенциал. Более подробную характеристику гармонии, представленной буквой Эта, можно найти в докоперниковской космологии, которая раскрывает божественную гармонию семи планет и семи сфер. Таким образом, Эта может символизировать так называемую «музыку сфер». Марк Гностик поместил букву Эта в ансамбль третьего неба: «Первое небо звучит Альфой, ему вторит Ε (Эпсилон), а третья Эта. » В христианской науке о числах Эта представляет собой стремление к совершенствованию, обновлению и спасению. Но в цифровом смысле Эта обозначает число 8 — основное число Солнца. В гематрии слово Эта имеет сумму 309 — число бога войны Ареса и планеты Марс.
θΘ Тета— восьмая буква алфавита — означает звук «Т» с придыханием. Тета символизирует восьмую, хрустальную сферу, к которой, согласно древней космологии, прикреплены неподвижные звезды. Таким образом, она есть символ равновесия и объединения. В традиционном европейском укладе жизни Тета символизирует восьмеричное деление времени и пространства. Однако в системе нумерации эта буква обозначает число 9, что указывает на эзотерическую связь между цифрами 8 и 9, и это родство подчеркивается магическими свойствами двух светил: Солнца и Луны. По гематрии, числовое значение слова «Тета» составляет 318; это число бога Солнца Гелиоса.
ι Ι Йота,несмотря на свой самый малый размер, символизирует судьбу. Она посвящена богине судьбы Ананке и, таким образом, также трем паркам. Ананке находится в гематрическом родстве с Великим Богом Паном, так как цифровое значение Ананке — 130, а Пана — 131. Из этого следует, что самая малая буква — микрокосм всех других, связанных с Паном посредством сложной гематрической нумерологии. Ведь символически самая малая часть вселенной содержит в себе всю вселенную на уровне микрокосма. Буква Йота означает число 10, которое считается четвертым небом в гностической ветви христианского вероисповедания. В гематрии слово «Йота» имеет число 381, число бога ветров Эола. Как символ судьбы, она приобрела непостоянство — качество, свойственное переменчивым ветрам судьбы. Она — символ незначительности, если что-то не стоит даже «йоты», но когда кто-нибудь искушает судьбу, ни на йоту не задумываясь о том, что для него главное, то эта на первый взгляд маловажная деталь может обернуться против него самого и принести несчастье.
Рис. 14. Лямбда в виде геометрического инструмента, которым наносят линии золотого сечения.
λΛ Лямбдасвязана с ростом растений и геометрическими прогрессиями в математике, которые выражают основной принцип любого органического роста. Мистически она связана с геометрической пропорцией, известной под названием Золотое Сечение. Как одиннадцатая буква греческого алфавита, Лямбда представляет собой восхождение на более высокий уровень. Математически это доказывается на примере двух прогрессий Лямбды: геометрической и арифметической, основных числовых рядов древнегреческой математики. На более абстрактном уровне Лямбда обозначает возрастание числовых последовательностей, лежащих в основе всех физических процессов. В руническом алфавите мы находим прямое соответствие этой греческой букве — руну Лагу, которая также связана с ростом и обозначает звук «Л». Подобные характеристики свойственны и древнееврейской букве Ламед. Лямбда обозначает число 30, а в гематрии ее название дает число 78.
μΜ Мю,двенадцатая буква алфавита, представляет священное число 40. Эта буква связана с деревьями — самыми большими, могущественными и стойкими представителями растительного мира. Дерево — это символ космической оси. Оно является звеном, связывающим подземный, земной и небесный миры. Его корни растут под землей — в царстве Гадеса. Оно пронизывает поверхность земного мира, на котором обитает человечество, а затем устремляется вверх, к небесным эмпиреям богов и богинь. Сама форма буквы Мю символизирует стабильность и нерушимость, огороженность, защищенность и связь между тремя состояниями бытия. Учитывая гематрическую стоимость слова «Мю» — 440, ее значение усиливается и возрастает, так как число 440 — это сумма букв в слове «дом» («’О OIKOΣ»), главном символе защиты от ужасов и опасностей внешнего мира. Космически, как двенадцатая буква, она подразумевает всё 12 месяцев года, завершенный цикл всего живущего на Земле.
νN Ню — это тринадцатая буква. Число 13 имеет мрачноватые смысловые связи — в данном случае, с колдовским аспектом Великой Богини Гекаты. Греки почитали Гекату как богиню ночи и подземного царства. Здесь также просматривается связь с египетской богиней Нут и с более поздней скандинавской богиней ночи Нот. Так же как и ее рунический двойник Нид, буква Ню символизирует неприятную необходимость; ночная тьма как необходимость, чтобы вновь засветился день. Число этой буквы — 50, а в гематрии ее название дает сумму 450.
ξΞ Кси — четырнадцатая буква греческого алфавита. Согласно эзотерической интерпретации алфавита, эта буква представляет звезды, как пятнадцатая буква — солнце и луну, а шестнадцатая — самого Митру. Эту четырнадцатую букву можно интерпретировать согласно средневековой астрологии как звезды, а точнее, как «15 Звезд», имевших свои оккультные знаки в средневековой астрологии. Эти звезды и созвездия необычайно значимы и важны, так как им традиционно приписываются определенные качества и воздействия. Эти неподвижные звезды превыше всех остальных, и сила их власти не подлежит сомнению. Для средневекового мага, занимавшегося изготовлением талисманов, индивидуальные особенности каждой из 15-ти звезд были основой его работы. При этом он брал в расчет не только преобладающие свойства, присущие каждой отдельной планете, но во внимание также принималось влияние относящихся к этому членов звездной пятнадцатки. В стандартной астрологии считается, что эти звезды также обладают специфическими и своеобразными свойствами. Вследствие этого с ними обращаются так же, как с наиболее известными планетами. Этизвезды называются: Плеяды, Альдебаран, Алголь, Капелла, Сириус, Процион, Регул, Альгораб, Спика, Арктур, Полярная звезда, Альфекка, Антарес, Вега и Денеб. Эта буква обозначает число 60 — излюбленное число древневавилонской астрономии. В гематрии название «Кси» имеет сумму 615.
оО Омикрон— это заключенное в круг могущество солнца, источник всяческой энергии на Земле, различные аспекты которого символически представлены богами Гелиосом и Аполлоном. Круглая форма буквы напоминает внешний вид солнца и вечную сущность света среди космической тьмы. В более поздней интерпретации Омикрон символизирует Христа как носителя света. С другой стороны, Омикрон представляет луну — зеркало солнца. Гностики обозначают этой буквой пятое небо. Она имеет числовое значение 70, а в гематрии — 1090.
πП Буква Питакже символизирует солнце в блеске славы, но на этот раз не диск, а круглую форму, окруженную шестнадцатью лучами, которые отождествляются со всеми солнечными божествами, включая Аполлона, Сераписа и Христа. Более специфически она ассоциируется с Митрой, почитанию которого, согласно персидскому авестийскому календарю, посвящался шестнадцатый день каждого месяца. Солнце, окруженное шестнадцатью лучами, значительно позже становится достоянием христианского искусства, где оно также ассоциируется с именем Бога (например, Королевская Коллегиальная часовня, Кембридж, см. рис. 8). Пи обозначает число 80; гематрическая сумма слова «Пи» — 101.
ρΡ Ро — это семнадцатая буква греческого алфавита, она представляет творческие женские качества, которые есть в любой вещи и присущи обоим полам — как мужскому, так и женскому. Более специфически это понимается как плодородие, сила развития всего растительного мира и способность живого организма к размножению. Ро символизирует неограниченную приспособляемость и подвижность, которые ведут к «становлению», то есть творению во всех его аспектах. Таким образом, буква Ро как бы предвосхищает значение своего рунического аналога Рад, также связанного с движением и текучестью. Арифметически эта буква обозначает число 100; гематрическая сумма ее названия — 170, такая же, как у греческого слова «’О AMHN» — «аминь», «да будет так».
σΣ Сигма— это Повелитель Смерти; в греческом пантеоне она является символом Гермеса Психопомпа, проводника душ в загробное царство. Будучи восемнадцатой по счету, она связана с таинственной восемнадцатой руной скандинавской традиции, а также с эзотерическими свойствами восемнадцатой буквы гаэльского алфавита. В митраистской традиции она символизирует Рашну, второго брата Митры, бога подземного царства. Она обозначает число 200, а гематрическое значение ее названия — 254.
τΤ Таупредставляет собой микрокосм, а в более узком значении — лунный аспект человека. Крест буквы Тау часто служил основной пиктографической формой изображения человеческого тела. Он, по-видимому, происходит от древнеегипетского начертания знака Анх, символа вечной жизни, применяемого в магии как амулет против бесплодия. В христианской иконографии Тау представляет крест. Это может быть и медный змей Моисея, и старозаветный жезл Аарона — «антигерои» Ветхого Завета, предвещавшие появление «героя», т. е. Креста Спасителя. Естественно, что Тау представляет и крест, на котором был распят Христос, так как форма «Тау» — это подлинная форма крестов, применявшихся римлянами для распятий. Именно эту форму креста можно увидеть на многих средневековых и ренессансных изображениях распятия Христа и двух разбойников. В эзотерической христианской символике три конца буквы Тау олицетворяют троицу. Арифметическое значение Тау — 300; согласно правилам гематрии, эта буква представляет богиню Луны Селену (ΣEΛHNH), имя которой имеет числовое значение 301. Гематрическая стоимость слова «Тау» — 701, что традиционно соотносится с числом так называемого «Хрисмона» — монограммы Христа, состоящей из букв Хи и Ро, которые в сумме дают 700.
υY Ипсилон— двадцатая буква алфавита — обозначает воду и свойства текучести. Здесь, в отличие от творческой генерирующей текучести Ро, эти качества связаны со стихией воды. Ипсилон представляет свойства, которые подобны текущим потокам воды и трудно поддаются определению, но, вместе с тем, являются существенными для продолжения жизни. Число 20 в греческом мистицизме также связывают с водой. Геометрическое тело Платона под названием «икосаэдр», представляющее в эзотерической геометрии стихию воды, обладает двадцатью гранями. Гностическая традиция связывает букву Ипсилон с «шестым небом». Ее арифметическое значение равно 400. По гематрии название «Ypsilon» равнозначно 1260.
χX Хи — двадцать вторая буква алфавита, обозначающая космос, а на человеческом уровне — частную собственность. Число Хи — 600; это число эквивалентно гематрическим суммам греческих слов «Космос» (KOΣMOΣ) и «божество» (‘О ФЕОТНΣ) (последнее является священной составляющей первого). Хи — это показатель собственности, определяющий границы того, что уже присвоено. Это также символ преподнесенного дара, который в горизонтальной плоскости соединяет человека с человеком, а если посмотреть вертикально, то это звено единения богов с человечеством. Только по своей форме, но не фонетически, буква Хи родственна руне Гифу (на письме X, фонетически «G»), которая символизирует преподнесение даров богам или получение даров от них. В гематрии слово «Хи» эквивалентно числу 610.
ψΨ Пси — двадцать третья буква алфавита, обозначающая небесный свет, воплощенный в боге неба Зевсе. Она имеет также второстепенное значение, т. е. дневной свет, а более конкретно — кульминационный момент полудня. Отсюда, этой букве соответствует момент озарения, ясного и точного видения. Она обозначает число 700 — гематрическую сумму христианской монограммы Хи-Ро, символизирующей небесное сияние Христа. Гематрическая стоимость слова «Пси» равна 710, что соответствует словам «пистон» (ПIΣТОN) («верный») и «пневма агион» (ПNEYMA АГIОN) («Святой Дух»).
ωΩ Омега— двадцать четвертая и последняя буква алфавита, обозначающая богатство и изобилие, успешное завершение дел. Это апофеоз, седьмое небо гностиков. Ее числовое значение — 800, эквивалент слов «пистис» (1ШЛТС) («вера») и «кюриос» (KYПIOΣ) («господин»). По гематрии слово «Омега» дает сумму 849, что равнозначно слову «схема» (ΣXHMA) («план»). Таким образом, Омега есть воплощение веры и божественного плана как в языческой, так и христианской интерпретациях слова «Господь», будь то Зевс или Иисус.