Деменция что это такое у детей лечение и как
Органическая деменция у детей
Органическая деменция у детей – приобретенная форма слабоумия, характеризующаяся снижением познавательной деятельности, утратой приобретенных практических навыков, усвоенных знаний. Заболевание проявляется снижением запоминания, мыслительных функций, временной и пространственной дезориентацией, нарушениями речи и письма, невозможностью самообслуживания. Диагностика включает инструментальные методы исследования головного мозга (МРТ, КТ), клинический опрос, осмотр невролога, психиатра, психодиагностические методики оценки когнитивной сферы, эмоциональных и личностных особенностей. Лечение предполагает применение психостимуляторов, ноотропных препаратов, психокоррекцию.
Общие сведения
Название заболевания «резидуальная органическая деменция» имеет латинское происхождение. «Резидуальный» означает «оставшийся», «сохранившийся», подчеркивает состояние, не поддающееся изменению, коррекции. Слово «органический» указывает на наличие поражений тканей мозга. «Деменция» переводится как «понижение», «утрата разума». Распространенным синонимичным названием является «слабоумие», «органическое слабоумие». Эпидемиология заболевания хорошо изучена у пациентов от 65 лет, данных о распространенности патологии среди детей недостаточно. Отчасти это связано со сложностью диагностического процесса: симптомы перекрываются проявлениями основного заболевания.
Причины органической деменции у детей
Детское слабоумие развивается после воздействия на организм ребенка факторов, нарушающих работу структур мозга. Причинами болезни являются:
Патогенез
В основе патогенеза органической деменции детского возраста лежит повреждение тканей головного мозга. Интоксикация, инфекционно-воспалительные и травматические экзогенные воздействия провоцируют дегенеративные изменения мозгового субстрата. Развивается дефектное состояние, проявляющееся деградацией психической деятельности: познавательных функций, практических умений, эмоциональных реакций, личностных черт. С патогенетической точки зрения органическая форма деменции рассматривается как остаточные явления поражений головного мозга. Она характеризуется стабильным снижением умственных функций без последующего усугубления.
Классификация
Органическая деменция у детей подразделяется по этиологическому фактору: интоксикационная, инфекционная и т. д. Другим основанием для классификации является степень тяжести патологии:
Симптомы органической деменции у детей
Клиническая картина органического слабоумия у детей определяется возрастом. Церебральные поражения, перенесенные в школьном возрасте, характеризуются контрастом между эрудированностью, уровнем развития навыков и актуальными познавательными возможностями. Речь фонетически полноценная, грамматически и синтаксически правильная, словарный запас достаточный, бытовые и школьные навыки сформированы. При общении с ребенком выявляется преобладание конкретно-ситуационного мышления: детализировано описываются пережитые события, суждения ориентированы на практические действия и результаты.
Способность к абстракции проявляется в единичных случаях либо отсутствует: недоступно переносное значение пословиц, поговорок, непонятен юмор, затруднен перенос опыта из одной ситуации в другую. Усвоенные прежде знания сохраняются, но их использование ограничено, актуальная продуктивность мышления снижена. Внимание неустойчивое, быстро истощаемое, запоминание дается с трудом. Определяются аффективные и личностные нарушения. Ребенок неустойчив эмоционально, отмечаются частые перепады настроения. Исчезают нюансы эмоций, нарастает обеднение, уплощение. Тяжелые формы характеризуются преобладанием полярных состояний удовольствия-неудовольствия. Деградация личности проявляется сужением интересов, стремлением к удовлетворению элементарных потребностей.
У детей дошкольного и раннего возраста симптоматика органической деменции иная. Центральное место занимает выраженное психомоторное возбуждение. Ребенок эмоционально неустойчивый – реакции радости быстро сменяются гневом, плачем. Эмоциональная сфера крайне обеднена: не формируется чувство привязанности, отсутствует тоска по матери, нет реакций на похвалу, порицание. Усилены элементарные влечения, развивается прожорливость, сексуальность. Инстинкт самосохранения ослаблен: пациент не опасается незнакомцев, не тревожится в новой обстановке, не боится ситуаций, связанных с высотой, огнем. Внешне неопрятен, неряшлив.
Познавательные функции нарушены тотально. Восприятие расплывчатое, суждения поверхностны, носят случайный характер, строятся на базе спонтанного образования ассоциаций, повторения без осмысления. Анализ ситуации и перенесение опыта недоступны – обучаемость снижена, усвоение нового материала затруднено. Абстрактное мышление отсутствует. Определяются грубые расстройства внимания. Интеллектуальный дефект, внутренняя дезорганизованность проявляются упрощением игры: преобладает бесцельная беготня, катание по полу, бросание и разрушение игрушек, предметов. Принятие правил, освоение игровых ролей недоступно.
Осложнения
Поражение областей головного мозга влияет на психическое развитие ребенка. Онтогенетический процесс не останавливается, но искажается, что приводит к осложнениям. Недостаточность регуляторных механизмов ЦНС снижает адаптацию организма к изменяющимся условиям внешней и внутренней среды. Кризисные этапы онтогенеза нередко сопровождаются церебрастеническими, психопатоподобными состояниями, судорожными припадками, психотическими эпизодами. Например, половое созревание может спровоцировать патологическое изменение характера (агрессивность, пренебрежение социальными нормами), дать старт эпилепсии. В период легких инфекционных заболеваний, травм наблюдаются неадекватно интенсивные реакции.
Диагностика
Органическая деменция у детей выявляется с помощью клинических, инструментальных и патопсихологических методов. Процесс диагностики включает следующие этапы:
Органическая деменция у детей требует дифференциальной диагностики с умственной отсталостью и прогрессирующей деменцией. В первом случае основное отличие заключается в характере снижения когнитивных функций и течении болезни: при умственной отсталости на первый план выходит снижение интеллекта, абстрактного мышления, относительная норма памяти, внимания. Снижение определяется недостаточной развитостью, а не распадом функций (как при деменции). Различение прогрессирующей и органической форм деменции выполняется на основе этиологического фактора, оценки интеллектуальных функций в динамике.
Лечение органической деменции у детей
Лечение детского органического слабоумия – длительный процесс, требующий системности и организованности от детей, родителей, врачей. Основная терапия направлена на устранение неврологического заболевания. Коррекция когнитивных, эмоциональных нарушений выполняется следующими методами:
Прогноз и профилактика
При постоянном врачебном контроле прогноз деменции в большинстве случаев благоприятный: наблюдается медленный прогресс, в отдельных случаях достигается стойкая ремиссия – больной посещает обычную школу, справляется с нагрузками. Стоит помнить, что процесс восстановления очень длительный, требует ежедневного ухода, лечения. Профилактика органической деменции у детей затруднительна, так как нарушение является следствием другого заболевания. Поддерживающими мерами являются внимательное отношение к самочувствию ребенка, своевременное лечение инфекционных и других болезней, создание условий для минимизации риска травм. Развитие психоэмоциональных расстройств предупреждается путем создания благоприятной, доброжелательной семейной обстановки, активного совместного времяпрепровождения.
Для многих людей звучит приговором диагноз «деменция», поставленный близкому человеку. Болезнь затрагивает умственную сферу и приводит к деградации личности больного. Патологию невозможно вылечить, но есть способы притормозить развитие деменции и сохранить качество жизни больного. Рассмотрим причины, признаки и стадии болезни, особенности присмотра за пожилыми людьми с деменцией в домашних условиях и в пансионате.
Что такое деменция
По термином «деменция» имеется в виду синдром, приводящий к умственной деградации. Распадаются все когнитивные функции человека:
Больной теряет умения и навыки, которые приобрёл в течение жизни: способность читать, писать, считать, ориентироваться в пространстве и времени, оценивать окружающую обстановку, рассуждать и получать новые знания.
Нарушение интеллекта влечёт за собой эмоциональные нарушения, отклонения в поведении, проблемы в социальной адаптации. Средний период жизни при заболевании деменцией составляет 8 лет.
В каком возрасте развивается деменция
Деменцией страдают люди преклонного возраста от 65 лет и выше. Более 50% случаев приходится на болезнь Альцгеймером, приводящее к появлению бляшек в сосудах головного мозга и отмиранию нейронов. Синдром Альцгеймера может развиться и в более молодом возрасте, если имеется генетическая предрасположенность. Другие причины раннего приобретённого слабоумия связаны с заболеваниями, поражающими центральную нервную систему.
Почему развивается деменция
До сих пор полностью не выявлены причины деменции и не найдены средства лечения слабоумия.
Врачами составлен перечень заболеваний, которые составляют группу риска для развития деменции. К ним относятся:
В старческом возрасте спровоцировать развитие деменции может длительная неподвижность из-за перелома шейки бедра.
Как проявляется деменция
Первым симптомом болезни становится забывчивость. Пожилой человек не помнит, куда положил свои очки или кошелёк, путает имена внуков. Окружающие часто воспринимают эти признаки как характерную особенность старости и не принимают никаких мер. На самом деле проблемы с запоминанием не относятся к нормальному старению организма и свидетельствуют о начале патологических изменений.
Следующим проявлением становится замедленность мышления. Те бытовые задачи, которые решались человеком быстро и логично, теперь занимают длительное время и требуют большей концентрации внимания.
Родственники начинают бить тревогу, когда забывчивость принимает опасные формы: больной оставляет включенным газ или утюг, уходит из дома и не может найти дорогу назад.
Наши цены
Лечение деменции в тяжелой стадии
специальные кровати
профилактика пролежней
своевременный прием лекарств
гигиенический уход
Лечение деменции в легкой стадии
безопасная обстановка
занятия для сохранения памяти
контроль приема препаратов
социальная реабилитация
Лечение деменции в средней стадии
помощь в быту
занятия ЛФК
контроль здоровья
занятия для сохранения когнитивных функций
Сиделка для лежачих больных с деменцией
отслеживание витальных функций
помощь в быту
сестринский уход 24/7
предупреждение застойных явлений
Как прогрессирует деменция
В развитии деменции выделяют 3 стадии болезни.
Первая или лёгкая стадия деменции
Отмечаются незначительные нарушения памяти и интеллекта. Но у человека сохраняется самостоятельность. Он может ухаживать за собой, выполнять бытовые дела, работать. Пожилой осознаёт свою болезнь, понимает, что лечиться необходимо. Но испытывает стыд и неловкость, поэтому не сообщает родственникам о своих подозрениях. Меняется характер больного:
Вторая или умеренная стадия деменции
Нарушения мышления, внимания становятся глубокими. «Провалы» в запоминаниях носят неравномерный характер. Пожилой человек может в деталях восстановить события, произошедшие 40-50 лет назад и не помнить ситуации прошлого месяца или недели. Больной путает значимые даты и числа: день своего рождения, возраст своих детей. Заменяет эпизоды из прошлого, которые не помнит, ложными воспоминаниями. При этом верит в их реальность и убеждает в этом близких.
Самостоятельность сохраняется частично. Больной продолжает ухаживать за собой: умываться, принимать душ, но во внешнем виде появляется неряшливость, неопрятность. Пожилой человек не помнит, как пользоваться бытовой техникой, не ориентируется в знакомом месте.
Больной становится апатичным. Безразличен к окружающей действительности, любимому увлечению. Ему тяжело даётся общение с другими людьми. Пожилой человек не помнит многих слов и их значений, речь его обедняется. Ему трудно выразить свои мысли.
Третья или тяжёлая стадия деменции
Происходит полный распад личности. Человек не осознаёт себя, не узнаёт близких, перестаёт соблюдать гигиену, ухаживать за собой. Больной теряет речь, двигательные функции, не контролирует процессы мочеиспускания и дефекации. Он становится лежачим больным. В юридическом отношении пожилой человек не способен выполнять права и обязанности гражданина. Слабоумие переходит на терминальный этап развития болезни.
При лёгкой деменции больной человек может жить самостоятельно. При умеренной и тяжёлой форме болезни пожилого с деменцией нельзя оставлять одного, ему нужен круглосуточный уход.
Как лечат деменцию
Лечение деменции основано на двух подходах: лекарственном и психотерапевтическом. С помощью медикаментов воздействуют на разные симптомы заболевания:
Возникающие при деменции симптомы нервного неблагополучия снижают нейролептиками, седативными средствами, антидепрессантами. Признаками психологических отклонений являются:
Поведение больного характеризуется неадекватными проявлениями: близкий сбегает из родного дома и бесцельно блуждает по улицам, кричит и дерётся без причины, теряет понятие о стыде (раздевается при людях), сквернословит.
Психотерапевтическое лечение болезни включает постоянную тренировку: решение логических задач, выполнение упражнений на развитие словесного, слухового, зрительного запоминания, концентрацию внимания. Терапия направлена на создание новых связей между нейронами головного мозга, препятствующих распаду психических функций.
Депрессивные состояния, грустное настроение, плаксивость преодолеваются с помощью арт-терапии – лечения болезни искусством. Сеансы арт-терапии организуются профессиональными психологами в государственных и частных домах престарелых.
В домашних условиях данный метод можно применить, пригласив специалиста в частном порядке.
Наши пансионаты
Домашний уход за больными с деменцией
Уход за пожилыми людьми с деменцией основан на постоянном пребывании сиделки рядом с больным. Учитывая, что близкий человек теряет большинство жизненных навыков, поддержка сиделки требуется в течение дня во всех действиях.
Уход при лёгкой степени деменции
Больному помогают выполнить утренние гигиенические процедуры, одеться, привести себя в порядок. Для него готовят пищу и кормят 5 раз в день. Соотносят режим питания и график приёма лекарств. Следят за физиологическими отправлениями. Если пожилой человек не сохраняет контроль за туалетом, на него надевают подгузник и меняют по мере наполнения.
При сохранении двигательных умений, подопечного выводят на прогулку. Свежий воздух стимулирует работу всего организма, наполняя лёгкие кислородом.
Занятия по развитию когнитивных способностей желательно проводить в первой половине дня. В это время работа мозга более активна. В качестве материала для занятий используются:
Физические занятия также полезны для больного. Рекомендуется делать гимнастику про утрам, дыхательные упражнения, приучить подопечного к скандинавской ходьбе.
Терапия болезни должно проходить под контролем врача. Периодически на дом к больному вызывают психиатра, чтобы врач оценил состояние пожилого человека и своевременно внёс коррективы в схему терапии.
Уход при тяжёлой форме деменции
Когда больной с деменцией теряет способность передвигаться, нужно ухаживать за ним, как за лежачим больным. Большое внимание при уходе уделяется предупреждению появления пролежней. Подопечному регулярно меняют положение: переворачивают на правый и левый бок, спину, удобно располагая конечности. Делают массаж тех мест, на которых больной долго лежал, не допуская атрофии тканей. Постель меняют часто, даже при небольших участках загрязнения.
Для пожилого человека подбирают комфортную одежду без грубых швов из натурального хлопка. Нижняя часть комплекта должна надёжно застёгиваться, чтобы больной не смог самостоятельно срывать подгузники. В бессознательном состоянии пациент может испачкать содержимым себя и постель расцарапать себе кожу, занести инфекцию.
Еда для престарелого с деменцией должно быть жидкой консистенции: появляются проблемы с пережёвыванием и глотанием пищи. При кормлении пациента присаживают, подкладывая под спину подушки. Для напитков используют закрытые стаканы-поильники. Еду подают тёплой температуры. Подопечные со старческой деменцией не смогут её самостоятельно остужать. А холодные блюда вызывают неприятие у тяжело больного.
Советы для родственников больных деменцией
Уход за близким человеком, который страдает старческим слабоумием – тяжёлый труд. Неизбежно наступает психологическое выгорание. Наблюдение за тем, как подопечный теряет рассудок с каждым днём, негативно сказывается на состоянии близких.
Рекомендуем придерживаться советов специалистов при уходе за пожилым человеком с деменцией:
Помещают больного в пансионат для пожилых с деменцией часто в том случае, когда нет возможности ухаживать за ним дома.
Уход за больным с деменцией в пансионате
Пансионаты делятся на два типа: государственные и частные. В государственное заведение принимают по направлению от центров социального обслуживания населения. В частный пансионат специальной путёвки не требуется. Услуги в заведениях предоставляются аналогичные. Отличия могут касаться качества и стоимости обслуживания.
Преимуществами частного пансионата являются:
В домашних условиях забота лежит на плечах одного члена семьи, в пансионате услуги по уходу оказывают разные сотрудники. Персонал не только имеет опыт по уходу за пожилыми людьми с хроническими заболеваниями, но и проходит регулярное повышение квалификации. Больной с деменцией получает:
Пациенты не чувствуют одиночества. Престарелые проживают в окружении сверстников, для них организуются досуговые программы, занятия по интересам.
Профилактика деменции
Устранять причины развития деменции нужно начинать в молодом возрасте.
Важно каждый год проходить медицинский осмотр у врача-терапевта самостоятельно или от трудовой организации.
Вопрос-ответ
В наших пансионатах работают аниматоры. Для пожилых постояльцев разработана культурная программа. Регулярно проводятся мастер-классы, занятия, направленные на сохранение мышления и памяти, активные занятия на улице, литературные вечера, хоровое пение, концерты приглашенных артистов и другие праздничные мероприятия.
Да, при необходимости мы предоставим вам замену сиделки в любое время.
Умственная отсталость легкой степени: причины, симптомы, лечение и прогноз
Умственная отсталость (олигофрения, малоумие) – это специфическое состояние, обусловленное особым уровнем деятельности центральной нервной системы, а не психическим заболеванием. Оно носит хронический, непрогрессирующий характер и возникает в связи с органической патологией головного мозга.
Пораженная ЦНС ограничивает интеллектуальное развитие ребенка. Как правило, такое отклонение возникает еще во время внутриутробного развития, и окончательно формируется до трех лет от роду.
Вследствие разного рода повреждений головного мозга, спровоцировавших распад психических функций, олигофренией может заболеть человек и в зрелом возрасте. Это называется деменцией. Ее следует отличать от приобретенного слабоумия, под которым подразумевают снижение интеллекта в связи с возрастными изменениями головного мозга.
Умственную отсталость относят к тяжелым патологиям. Однако, в зависимости от формы ее развития, специалист может максимально адаптировать больного к окружающему социуму, провести коррекцию некоторых недостатков.
Классификация УО
Существует несколько степеней такой патологии, определяющихся коэффициентом интеллекта:
Дебилизм подразделяется, в свою очередь, еще на три формы (в зависимости от IQ):
Умственная отсталость, характеризующаяся снижением интеллекта, нарушениями речевого и моторного развития, эмоционально-волевой сферы –весьма распространенное заболевание. В мире насчитывается от 1 до 3 % людей, страдающих таким заболеванием. «Успокоить» может тот факт, что из них 75% имеют легкую форму.
Довольно часто данная патология сочетается с другими довольно серьезными психическими и соматическими заболеваниями: болезнью Дауна, ДЦП, эпилепсией, аутистическими расстройствами, слепотой, глухотой и т.д.
Прогрессировать УО не может, но при легкой степени вовремя принятые меры воспитания и методики обучения позволяют даже повысить интеллект.
Причины появления
Как уже говорилось выше, в недоразвитости мозга виноваты его повреждения и структурные дефекты. Существуют такие основные группы, обуславливающие наличие УО:
Признаки УО легкой степени
Недоразвитие психики со снижением интеллекта, врожденное или приобретенное, можно заметить у совсем маленьких детей, трех лет от роду. Однако диагноз ставится не ранее достижения малышом семи лет.
Признаки умственной отсталости у новорожденных обнаружить почти невозможно, особенно ее легкую форму. Но далее это будет проявляться в задержке развития, трудности адаптации в садике. Ребенку тяжело общаться со сверстниками, находить с ними общий язык, соблюдать режим дня, овладевать новыми навыками, усваивать знания. Он не может усидеть на одном месте, быстро утомляется, не проявляет стремления к познанию мира, невнимателен.
У ребенка может быть похожая, но проходящая проблема – задержка психического развития. Разница состоит в том, что малыш с УО не всегда способен усвоить новый навык, а с ЗПР после нескольких повторений все-таки ему обучается.
Поэтому так важно обнаружить симптомы УО на раннем этапе, чтобы незамедлительно начинать коррекционные мероприятия. Вот они:
Несколько слов стоит сказать об эмоциях: дитя испытывает горе и радость, неприязнь и симпатию, печалится и веселится, но выражено это все очень слабо, не разносторонне.
Внешне такое чадо ничем не отличается от сверстников. Но его невозможность должным образом сконцентрироваться приводит к сложностям обучения.
Дети с легкой степенью УО боятся смены обстановки, сильно зависят от родителей и воспитателей. Трудности с распознаванием эмоций создают проблемы с общением, поэтому малыши замыкаются в себе. Но возможно и так, что они разными способами, часто весьма несуразными, привлекают внимание к своей персоне.
Такие индивиды прекрасно понимают, что они отличаются от здоровых, поэтому принимают меры к утаиванию своей проблемы. Многим удается получить навыки ухода за собой, хотя происходит это медленнее, чем у сверстников. Особенно тяжело дается им школьный период, так как письмо, чтение и математика им дается с большим трудом.
Особенности детского слабоумия
Дошкольный возраст только формирует личность, которую характеризуют много факторов: особенности развития, темперамент, индивидуальность личности.
Только после того, как ребенок идет в школу, родители могут определить нарушение развития. Такие детки практически не усваивают программу. Привлечь внимание олигофренов и зафиксировать его на чем то, не представляется возможным. Возникают трудности с запоминанием, пересказом –страдающие УО дети неспособны продолжительное время удерживать в памяти полученную информацию.
«Особый» ученик обычно не понимает сути задания, не улавливает связей вещей и явлений. Запугать его в такой ситуации очень легко: стоит лишь крикнуть, и последующая за стрессом психологическая травма неминуема.
В зависимости от окружения из такого чада может вырастить два совершенно разных типа личности:
Практикующий врач-психотерапевт поделился историей мальчика, который был обречен на умственное заболевание, находясь еще во внутриутробном развитии. Неблагополучная мать вынашивала ребенка с нарушениями всех допустимых правил: курила, употребляла алкогольные напитки, принимала психотропные средства. После рождения ребенка он был лишен должного внимания.
Через некоторое время патронажная медсестра заметила некоторую психическую недоразвитость малыша: он не мог самостоятельно держать головку, не произносил никаких звуков. Благодаря оперативной и слаженной работе медицинских работников мальчика удалось спасти. И на данный момент он практически адаптировался к современным условиям жизни.
Предрасположенность к психическим заболеваниям, недопустимое поведение беременной женщины – повод предупредить ее о возможном слабоумии будущего ребенка.
Однако и любящая и заботливая мама, которая ведет здоровый образ жизни, и не имела абсолютно никаких предпосылок для возникновения психических патологий, также может столкнуться с проблемой слабоумия у своего чада.
Заметив первые тревожные звоночки, являющиеся несомненным поводом для проведения консультации, необходимо незамедлительно обратиться к квалифицированному специалисту. Это даст возможность успеть глубоко адаптировать своего малыша в обществе до момента его социализации.
Диагностика
Нарушения умственного развития на ранней стадии обнаружить сложно. Однако такая диагностика крайне необходима для ранней коррекции и компенсации обнаруженного дефекта.
Диагноз «умственная отсталость» ставится на основании специальных методов, позволяющих оценить интеллектуальный уровень индивида. Иногда специалисты применяют нейропсихологическую диагностику, которая позволяет определить уровень развития высших психических функций, а также оценить потенциал ребенка.
Грамотно поставленный диагноз дает возможность своевременно разработать корректирующие методы по устранению патологии и его лечению. При этом врач должен убедиться, что у маленького пациента отсутствуют признаки прогрессирование недоразвития, и признаки более серьезных заболеваний психики (шизофрения, шизоаффективное расстройство и т.п.).
Важно также определить, что состояние больного не является педагогической запущенностью. Такое нередко происходит с детьми, которые потеряли родителей и были определены для воспитания в детский дом. Там они могут подвергаться жесткому обращению, травле, насилию и т. д. Но если ребенок меняет обстановку на лучшую – его усыновляют, он живет и воспитывается в нормальной семье, то его состояние нормализуется.
Профилактика и лечение
С целью предупредить развитие умственной отсталости еще в утробе у матери беременным женщинам, которые обладают неблагоприятным анамнезом (физиологические показатели, предрасположенность) рекомендовано более тщательное обследование. Под особое наблюдение врачи ставят женщин, которые в период беременности болели вирусными заболеваниями.
К поражению головного мозга могут привести родовые травмы, полученные новорожденными, а также перенесенные ими в раннем возрасте инфекционные заболевания.
Дитя с легкой умственной отсталостью, имеет возможность развиваться и обучаться в пределе своих биологических возможностей. Данная патология неизлечима, но своевременная и грамотная ее коррекция даст возможность стать для такого человека полноценным членом общества, хоть и с ограниченными способностями. Особую роль в данном случае играет окружение и восприятие. Несомненно, что такие люди требуют к себе повышенного внимания.
Для олигофренов необходим тесный контакт с близкими людьми, педагогами, врачами, психологами. Специализированные учреждения для детей с проблемами развития психики врач подбирает с учетом возможностей и способностей ребенка. Дополнительно психотерапевт может назначить медикаментозную поддержку с использованием фармакологических препаратов. Хороший результат показывают лечебно-воспитательные мероприятия, трудовое обучение умственно отсталых.
Всегда важно помнить, что любое психическое заболевание – это еще не приговор. Главное – вовремя обратиться к специалисту, который поможет сделать пребывание в обществе максимально комфортным и плодотворным для больного.
В случае легкой олигофрении специалисты ставят относительно благоприятный прогноз. Это касается случаев, не отягощенных сопутствующими психопатологическими и соматоневрологическими расстройствами. Люди с такими отклонениями вполне способны освоить определенные виды профессий, могут приспособиться к самостоятельному проживанию и даже создают семьи.
Коррекция
Вылечить полностью умственную отсталость даже в легкой форме невозможно, так как органические поражения мозга необратимы. Но она легко поддается коррекции, которой занимаются детские психиатры и педагоги специализированных школ. Разработаны специальные программы, основанные на конкретно-наглядных методиках, помогающие детям получить несложные навыки и способность проявлять компенсаторные возможности.
Обучение проходит в медленном темпе, привычном больному. Как результат, пациент может свободно адаптироваться в окружающем пространстве и должным образом реагировать на его изменение.
Программа нейрокоррекционной помощи учитывает нейропсихологические особенности ребенка, его сильные стороны. Она позволяет развить:
В некоторых случаях для достижения поставленных целей может возникнуть необходимость в логопеде, дефектологе, неврологе.
Жизнь с умственной отсталостью
Люди с легкой степенью олигофрении медленно запоминают полученную информацию, быстро ее забывают. Для них не свойственно обобщение, они не владеют абстрактными понятиями. Нарушение понимания логической связи между событием и явлением приводит к тому, что индивид не в состоянии делать какие-либо выводы о происходящем.
Кристальная честность – отличительная черта такого человека. При этом важно понимать, что делает он это не из высоких моральных соображений, а лишь потому, что не в состоянии фантазировать. Сопутствующими признаками можно считать: однообразность речи, ее явные нарушения, безэмоциональность, низкий уровень словарного запаса, примитивизм при постройке предложений.
Больные чувствуют себя максимально спокойно в привычной обстановке, обладают повышенной внушаемостью. Доверчивого олигофрена легко превратить в исполнительного «зомби», который будет полностью уверен в том, что все действия он совершает по собственному желанию.
Взрослых людей, которые имеют легкую форму умственной отсталости, сложно определить в современном обществе. Начальную стадию развития заболевания наиболее точно можно диагностировать в детском возрасте.
На сегодняшний день люди с особенностями развития психики имеют все шансы успешно интегрироваться в общество. Для этого создаются инклюзивные школы, классы, детские сады, профессиональные технические училища. Педагоги в таких учебных заведениях обладают специальными знаниями и навыками, которые определяют специфику работы с умственно отсталыми людьми.
Человек с таким отклонением крайне нуждается в поддержке родственников и окружающих. Данное обстоятельство оказывает кардинальное влияние на психологический комфорт, качество жизни, самореализацию больного. Умственно отсталые люди требуют от общественности максимального терпения и толерантности.
Удачная социализация олигофренов с легкой формой слабоумия делает из них верных супругов, послушных, неконфликтных личностей, которыми легко управлять.
Но следует понимать, что такие качества, как внушаемость и управляемость может сделать из человека с легкой степенью УО как адекватного члена общества, так и жестокого, мстительного, злобного индивида. Все зависит от того, в каком окружении он находится.
Наблюдение таких лиц у психотерапевта существенно повышают их шансы на адаптацию в окружающем мире.
Несмотря на то, что умственную отсталость относят к неизлечимым дефектам, люди, которые страдают этой патологией, могут быть максимально приспособлены к условиям жизни. И основополагающую роль в этом играет ранняя диагностика заболевания, его грамотная коррекция и толерантная окружающая среда.