Деметра бог чего в греческой
Деметра | 10 самых известных мифов о греческой богине
Деметра в Античной Греции — богиня урожая и сельского хозяйства, руководительница зерна и плодородия земли. Согласно греческой мифологии, Деметра была дочерью Кронуса и Реи, ее отец проглотил ее при рождении, чтобы предотвратить пророчество. Её брат Зевс обманул Кроноса, чтобы изгнать его детей, включая Деметру. Зевс, ставший царем богов, имел любовную связь с Деметрой, что привело к рождению Персефоны. Есть множество мифов о Деметре, самым известным из которых является похищение, поиски и выздоровление ее дочери Персефоны. Другие важные мифы о Деметре включают ее обучение Триптолемусу об искусстве сельского хозяйства; проклятый ею Эризихтон с ненасытным голодом и ее любовная связь с Ясионом. Вот 10 самых известных мифов с участием греческой богини Деметры.
Рождение Деметры
Согласно греческой мифологии, Кронос сверг своего отца Урана и правил миром вместе со своей женой Реей. Однако ему сказали, что один из его детей свергнет его, как он сверг своего отца. У Кронуса было несколько детей с Реей, но они проглотили их всех при рождении. Деметра была одной из этих детей. Однако, когда родился шестой ребенок Зевс, Рея спрятала его в пещере и вместо этого дала Кроносу камень, завернутый в одежду Зевса, который он проглотил. Когда Зевс достиг совершеннолетия, то замаскировал себя как олимпийский обладатель кубка; дал отравленное вино отцу, которое обманом заставил выпить. Это привело к тому, что Кронос изверг братьев и сестер Зевса: его сестер Гестию, Деметру и Геру; и его братьев Аида и Посейдона. Позже Деметра втянулась в роман с ее братом Зевсом, и их союз породил богиню Персефону, которая позже стала царицей мира подземного.
Кронос извергает своих детей
Деметра и Персефона
Возвращение Персефоны (1891) — Картина Фредерика Лейтона
Деметра и Сирены
В греческой мифологии сирены были уникальными существами, которых обычно изображали как птицу и с женским бюстом. Они волшебно пели и своим пением заманивали моряков на острова, где они погибали. Если какой-нибудь моряк слышал их песню, а потом ему удавалось сбежать от них, то ему все равно было суждено умереть. Сирены фигурируют в эпической «Одиссее» Гомера. Согласно мифу, сирены изначально были друзьями богини Персефоны и использовались для ее охраны. Однако они не смогли защитить ее от похищения Аидом. Услышав об их неспособности остановить Аида от похищения ее дочери, Деметра была в ярости от гнева. Наконец, в качестве наказания,она превратила сирен в птичьих монстров.
Статуя сирены — найдена в Афинах
Деметра и Триптолем
В греческой мифологии, Триптолем был смертный принц, старший сын короля Келея в Элевсине. Деметра под видом пожилой женщины по имени Досо искала по всей Греции свою дочь Персефону, похищенную Аидом. В то же время она получила гостеприимный прием от Келея. Келей попросил Деметру заняться воспитанием его сыновей Демофона и Триптолема. Когда Деметра заметила, что Триптолем болен, она накормила его своим грудным молоком. В результате он не только восстановил свои силы, но и сразу стал взрослым. Деметра также решила научить Триптолема искусству земледелия. Получив обильные знания от Деметры, он полетел через Грецию на крылатой колеснице, чтобы завершить свою миссию просвещения всей Греции и всего мира об искусстве сельского хозяйства. Триптолем упоминается в Элевсинских мистериях как один из первых священников Деметры, один из первых, кто изучил тайные обряды и тайны богини Деметры.
Триптолем на римском саркофаге 2-го века, Лувр
Деметра и Аскалабус
Аскалабус был сыном крестьянки по имени Мисме. Пока Деметра блуждала в поисках своей дочери Персефоны, она прибыла в Аттику. В Аттике она посетила дом Мисме, которая тепло приветствовала ее. Силы Деметры были исчерпаны и она хотела пить. Мисме предложила богине древнегреческий напиток кикеон, состоящий в основном из воды, ячменя и природных веществ. Деметра опустошила бокал одним движением. Из-за того, что она жадно пила кикеон, Аскалабус рассмеялся над ней и заказал целую бочку. Деметра была раздражена поведением мальчика. В гневе она окропила на него несколько оставшихся капель из своего сосуда и превратила Аскалабуса в ящерицу.
Деметра и Линкус
Деметра и Посейдон
Посейдон был древнегреческим морским богом землетрясений и лошадей. Посейдон однажды попытался вступить в любовную связь с Деметрой, но она отвергла его любовь и попыталась скрыться от него, превратившись в кобылу. Затем она присоединилась к стаду лошадей короля Онкиоса, чтобы затеряться среди табуна. Однако она не могла скрыть свою божественность даже в форме кобылы. Посейдон понял это и обманул Деметру, превратившись в жеребца и присоединившись к стаду. Затем он заставил ее спариться с ним. Деметра была в ярости из-за нападения, и она отступила в пещеру, чтобы очиститься. Ее отсутствие привело к гибели сельскохозяйственных культур и домашнего скота и далее к всеобщему голоду. В конце концов, она смыла свой гнев в реке Ладон. В результате общения с Посейдоном Деметра родила дочь по имени Деспония и Ариона, лошадь, способную говорить на человеческом языке.
Деметра и Эризихтон
Эризихтон был королем Фессалии. Его иногда называют Этоном. Согласно мифу, Эризихтон приказал вырубить все деревья, принадлежащие священной роще Деметры. Среди всех деревьев был огромный дуб, который был посвящен исключительно Деметре и был покрыт обетными венками, символами каждой молитвы, которую Деметра даровала. Люди Эризихтона отказались вырубить его из уважения к богине. Тем не менее, Эризихтон схватил топор и вырубил его сам, убивая нимфу в процессе. Деметра была очень зла из-за этого инцидента. Она наказала короля, призвав Лимосу, богиню голода. Она призвала духа безжалостного и ненасытного голода, ввела его в живот Эризихтона и сделала его вечно голодным. В результате, чем больше король ел, тем голоднее он становился. Изнывая от голода, Эризихтон продал все свое имущество, чтобы купить еду, но так и не смог насытить свой голод. Он даже продал свою собственную дочь, Местру в рабство, пытаясь заработать больше денег, чтобы прокормить себя, но еды не хватало. В конце концов Эризихтон начал есть свою плоть и продолжал есть себя до самой смерти.
Эризихтон пытается срубить священное дерево Деметры
Деметра и Ясион
Деметра в Троянской войне
Троянская война велась против города Трои со стороны ахейцев (греки). Началась после того, как Парис похитил Елену у её мужа Менелая, царя Спарты. Хотя Зевс приказал богам и богиням оставаться нейтральными в Троянской войне, многие из них поддержали либо греков, либо троянцев. У Деметры была романтическая связь с Ясионом, как упомянуто выше. Троянцы были потомками брата Ясиона, Дардана; и таким образом Деметра хотела, чтобы Троя выиграла войну. Тем не менее, она оставалась относительно нейтральной в войне. Троянская война освещена во многих произведениях греческой литературы, особенно в «Илиаде Гомера». Поскольку Деметра играла незначительную роль в войне из-за ее нейтралитета, она упоминается лишь в Илиаде.
Деметра
Продолжая наши исследования греческой мифологии, мы вспомнили об одной из самых значимых и почитаемых богинь, которые только были в Древней Греции. Читатели, знакомые с нашими предыдущими статьями, наверняка уже поняли, что речь пойдет о еще одной сестре старших олимпийцев. И богиня эта – Деметра, которая была ответственна за плодородие, земледелие и вообще – за богатства земли. И в сегодняшней статье мы расскажем вам о ней, начиная с момента ее рождения и до нынешних дней.
Происхождение Деметры
Что и сказать, Деметра – одна из старших сестер Зевса, а значит такая же дочь Урана и Реи, как и другие старшие олимпийцы. Как и всех других, кроме Зевса, ее постигла ужасная участь. Отец ее – Кронос, ранее свергнувший Урана, стал жестоким узурпатором и боялся потерять власть. Сам же Уран дал ему предсказание, что Кроноса свергнет кто-то из его детей.
И Кронос нашел решение. Он, недолго думая, стал поглощать всех своих детей, и Деметра – одна из первых, кого он съел. Однако боги бессмертны, и даже в чреве у Кроноса они продолжили существовать. Все мы знаем, из истории о Зевсе, чем закончилась эта история. Если вкратце – громовержец повзрослел, набрался сил и опыта, после чего хитростью заставил отца выпить рвотное зелье и изрыгнуть всех его старших братьев и сестер. Вместе они создали мощный союз и объявили Кроносу войну.
В народе эту войну прозвали Титаномахией. Длилась она долгие 10 лет. За это время титаны успели загнать богов на Олимп, за что впоследствии тех стали называть олимпийцами. Так бы они и проиграли, но Гея – бабушка Зевса, вовремя ему подсказала спуститься в Тартар и вызволить себе на помощь Циклопов и Гекатонхейров. Там же Зевс и получил свои молнии. Ход войны резко переломился, олимпийцы победили, а титаны и их приспешники были сосланы в Тартар…
Становление Деметры
Тут мы, пожалуй, немного уйдем в сторону и расскажем об отношениях Деметры и Зевса, ибо это имеет прямое отношение к тому, как богиня стала отвечать за плодородие. Итак, все мы знаем о любвеобильности Зевса, а также знаем, что не всегда смертные и богини готовы были разделить с ним ложе.
Деметра была как раз из тех богинь, которые упорно отказывали громовержцу в интимной близости. Однако Зевс все же нашел способ, как соблазнить сестру. Легенда гласит, что в ее ложе он пробрался, превратившись в змея (или быка). Этого оказалось достаточно, чтобы Деметра забеременела и родила Персефону.
И вот Зевс, либо в порыве ревности, либо из мести за сестру, метнул молнию в Ясиона и сжег его дотла. И вот тут есть первая легенда, которая объясняет смену времен года. Согласно ей, Деметра была настолько раздосадована и опечалена смертью возлюбленного, что перестала выполнять свои обязанности и все живое на земле стало умирать. Тогда боги упросили Аида раз в год возвращать Ясиона к жизни, в мир людей, дабы они с Деметрой могли насладиться друг другом.
От Ясиона Деметра родила двоих сыновей – Плутоса и Филомела. И снова мифология лишь частично отвечает нам на вопрос об их статусе. Вообще оба юноши считались смертными, однако в греческих легендах Плутос упоминается, как бог богатства. А если Плутос бог, то и Филомел тоже должен быть богом, хотя он являлся полной противоположностью своего брата, т.к. был самым бедным, среди живых существ. Кстати, именно Плутос, судя по легендам, являлся владельцем рога изобилия, однако легенды называют его слепым, ибо Зевс ослепил его, чтобы он не мог отличать честных людей от нечестных. Впоследствии Асклепий вернет ему зрение, но это уже совсем другая история.
Собственно, главным объектом нашей сегодняшней статьи является Деметра и ее сын Филомел. Легенда рассказывает о том, что он был невероятно беден, и чтобы спасти его от голода, Деметра дала ему колосок пшеницы. Впоследствии Филомел купил у Плутоса 2 быков, соорудил повозку и стал заниматься выращиванием хлеба. А Деметра, с той поры, именуется богиней плодородия.
Как выглядела Деметра? Ее атрибуты.
Во времена Эллады, Деметра изображалась, как красивая и статная женщина, с ярко выраженными добрыми материнскими чертами лица. Да и вообще, весь ее облик говорил о душевной доброте и красоте. При этом, и внешне Деметра была прекрасной. Шикарные вьющиеся золотые волосы, мягкие черты лица.
Помимо этого, Деметра имела прямой «римский» нос, пухлые губы и большие глаза. В отличие от богинь-девственниц, Деметра обладала по-настоящему женской фигурой. Это проявлялось в ее чуть более округленных формах тела. При этом, она была не толстой, а именно женственной, ибо с первого взгляда на нее становится понятно, что это действительно женщина-мать, призванная любить своих детей. Эти ее черты проявляются и в округлых чертах лица, и в большой груди, и в толщине рук и ног. Деметра обладала стройной фигурой, но фигурой материнской, нежной и округлой. Это же сказывалось и на ее доброте, причем даже во времена скорби Деметра никому не мстила, никого не убивала и не уничтожала, а просто спряталась наедине со своим горем.
Легенды о Деметре
И вот, мы приступаем к самой интересной части нашего повествования. Мы расскажем вам о самых известных легендах, связанных с Деметрой и о том, какую роль она в них сыграла.
Деметра и похищение Персефоны
Пожалуй, это одна из главных легенд, связанных с Деметрой и одна из самых популярных в принципе. Эту историю мы рассказывали уже в статьях про Аида и Персефоне, но теперь мы хотим рассказать ее от лица Деметры.
Персефона была любимой дочерью Деметры. Она в ней души не чаяла, и старалась всячески ее оберегать, особенно от чрезмерного мужского внимания, которого было вдоволь, ибо Персефона слыла действительно настоящей красавицей. Однако судьба сложилась иначе. В юную красавицу влюбился Аид. Но еще до него к Персефоне сватались Арес и Аполлон, но получили жесткий отказ Деметры. Куда уж тут было соваться Аиду с его подземными владениями. Ни одна девушка, в здравом уме, не соглашалась стать его царицей. Аид прекрасно понимал, что сестра и ему откажет в сватовстве с племянницей, поэтому он сразу же отправился к Зевсу.
Аид долгое время наблюдал за Персефоной и знал, что Деметра очень сильно ее опекает, а в ее отсутствие, за юной богиней присматривают сирены – красивые нимфы с прекрасными голосами. Однако Аид не отчаивался. Он выжидал удобного момента, готовил «ловушку» и вот, все свершилось.
В тот роковой день Деметра отбыла по своим делам, оставив Персефону на попеченье сирен. Девушки вышли на луг, где резвились, веселились и собирали цветы. Этим и воспользовался Аид. Он заранее подговорил Гею (богиню земли), чтобы та «выстроила» цвета так, дабы Персефона ушла подальше от сирен. А когда богиня скрылась за холмом, земля разверзлась, появился Аид на своей колеснице и похитил Персефону. И никто не знал, что с нею сталось, кроме бога солнца Гелиоса.
Вернувшись, Деметра увидела, что сирены в панике ищут ее дочь. Деметра спрашивала их, как так получилось, но сирены ничего не могли с этим поделать. То ли из мести Деметры, то ли из мести богов, то ли по собственной воле, но в тот же день серены и получили крылья, и превратились в тех самых ужасных сирен, но характер их еще не был столь ужасающим. Они дали клятву Деметре, что облетят всю землю, но найдут Персефону. Но не суждено было им исполнить клятву, от чего они впоследствии и обезумели…
Тогда Деметра решила скрыться от всего мира, чтобы предаваться своей скорби. Она забросила все свои дела и мир начал чахнуть, постепенно превращаясь в пустыню. Тогда уж и смертные взмолились Деметре, и боги преподносили ей дары. Но ничто не было нужно богине, кроме ее дочери. А чтобы ей не докучали горевать, она и вовсе скрылась да так, что никто из богов и не знал, где ее искать.
Долгое время отсутствовала Деметра. Люди на земле стали голодать и умирать. Тогда Зевс действительно поднял тревогу, но и он не знал, где скрывается его сестра. Так бы и погибло все живое на земле, если бы не случай. Пан, обходя свои владения, случайно обнаружил пещеру, на краю мира. Удивился он этой диковинке, зашел внутрь и увидел Деметру. Сразу же об этом стало известно Зевсу, который послал к сестре Гермеса с приказом возобновить уход за землей, но Деметра ослушалась гонца. Выбора не было, Зевс приказал Аиду вернуть Персефону ее матери, иначе все живое на земле погибнет.
Все это время Персефона голодала в царстве Аида, отказываясь принимать дары и ухаживания владыки подземного царства. Однако ослушаться приказа Зевса Аид не мог, поэтому он пошел на хитрость. Придя к Персефоне, он предложил ей «прощальный ужин», на который она согласилась. Но Аид хитростью подсыпал зерна граната Персефоне, которые означали супружескую верность. Съев эти зерна, Персефона уже не могла принадлежать никому, кроме него. На том они и решили. С тех пор полгода Персефона проводит с Деметрой – и тогда все живое на земле расцветает, а полгода – с Аидом в царстве мертвых, и тогда все живое на земле увядает. Так оно длится и по сей день.
Деметра и Триптолем
Наказание Аскалабуса
Эта история также произошла, во время скитаний Деметры в поисках Персефоны. На сей раз судьба забросила ее в Аттику, куда богиня пришла все в том же образе смертной старухи. В городе Деметра нашла дом старушки Мисме. Измученная долгими блужданиями и бессилием, Деметра испросила только одного – воды. Добрая старушка Мисме предложила даже больше. Она сделала напиток кикеон, настоянный на ячмене и минеральной воде, а также на других природных ресурсах. От жажды, Деметра одним залпом выпила огромную кружку напитка.
Это увидел сын Мисме – Аскалабус. Подобное проявление жажды развеселило мальчугана, и он стал насмехаться над путницей, говоря о том, что с такой жаждой ей нужно подавать не кружку, а бочку напитка. За это Деметра превратила его в ящерицу, окропив Аскалабуса несколькими каплями со своего бокала. И это еще самое невинное наказание, ибо другие боги за подобные оскорбления просто убивали.
Наказание Линкуса
Случай с Посейдоном
Наказание Эрисихтона
В те далекие времена Фиссалией правил Эрисихтон. Правитель славился своим неуважением к богам, но до поры-до времени ему все сходило с рук, ибо он никогда не переходил дозволенную черту. Но однажды Эрисихтон посягнул на святое. Он приказал своим людям срубить волшебную рощу, принадлежавшую богине Деметре.
Но люди правителя отказались выполнять его приказ, в виду почитания и уважения к богине. Тогда Эрисихтон собственноручно вырубил всю рощу, попутно убив нимфу, живущую в этих краях, а также срубив великолепный дуб, который был посвящен одной только Деметре. За это богиня наказала царя самым жестоким образом. Проклятие состояло в том, что сколько бы Этон (вариация имени Эрисихтона) не съел, он оставался бы голодным.
По началу денег Эризихтону хватало, чтобы купить себе вдоволь еды. Но чем больше он ел, тем сильнее голод он испытывал. Шли дни, недели, месяцы, а Эрихтон все сильнее и сильнее испытывал голод. Деньги в его казне начали заканчиваться и дошло до того, что он вынужден был продать собственную дочь в рабство, дабы получить больше еды. Но и этого было мало. В итоге он принялся есть самого себя. Так и продолжал грызть он собственную плоть, до самой смерти.
Троянская война и роль Деметры в ней
И греки, и троянцы почитали богов-олимпийцев, поэтому, когда меж ними началась война, Зевс строго на строго запретил кому-либо вмешиваться в ее ход. Однако боги ослушались Зевса и все они поделились на 2 лагеря. Деметра, кстати, помогала троянцам, ибо они были потомками Дардана, который был братом ее возлюбленного Ясиона. Помощь ее была неоценимой, однако малозаметной. Деметра не участвовала в войне, не помогала воинам драться, но благодаря ее помощи троянцы выдержали 10-летнюю осаду и не погибли от голода.
Деметра и Дионис
Несмотря на то, что Деметра и Дионис были лишь только дальними родственниками, на самом деле их судьбы и зоны влияния переплетались. Дело в том, что Дионис тоже почитался, как бог плодородия, однако узконаправленный. Под его влияние попадала только плодовитость плюща и виноградников.
Собственно, легенды гласят о том, что Деметра вызволила Персефону из Аида вблизи города Элевсин. Впоследствии Деметра вызволила радость на жителей этого города, который славились лучшими земледельцами во всей Элладе. В честь богини стали проводиться Элевсинские мистерии, к которым впоследствии и присоединили культ Диониса. Можно сказать, что он был посредником, меж столь могущественной богиней и людьми.
Значение Деметры в мифологии
Деметра на самом деле была одной из самых почитаемых богинь в Элладе. Изначально ее любили и уважали за ее доброту. Ведь Деметра единственная из богов, кто влиял на судьбы людей. Лишь только в единичных случаях, да и то, за серьезные провинности, Деметра наказывала смертных. При этом, она не убивала их, а лишь превращала в животных, в облике которых они не могли бы навредить другим.
При этом, люди прекрасно понимали, кого им нужно благодарить за то, что у них есть свежий хлеб на столе, благодаря чьей власти растут деревья и трава, которыми питаются животные. Так что не удивительно, что Деметра действительно играла важную роль в жизни греков, ибо она действительно достойна своего титула богини, как никто другой.
На этом мы, пожалуй, хотим закончить нашу статью. Надеемся, что она вам понравилась и вы узнали много нового и интересного из нее. Не забывайте поставить статье оценку, пишите в комментарии и делитесь статьей в социальных сетях, чтобы другие пользователи также могли почитать наши материалы. Всем удачи и до новых встреч.
Богиня Деметра и тайна её происхождения
Деметра, по-гречески Δήμητρα (Димитра). На аттическом диалекте имя звучит как Dēmetēr (Дэмэтэр), а на дорийском Dāmātēr (Даматер). Вторая часть слова (метра, митра, мэтер, матер) имеет безусловное значение «мать». Первая часть слова (де, ди, да) может интерпретироваться по-разному :
Все вышеперечисленные смыслы тесно связаны друг с другом и могли смешиваться посредством народной этимологии в единый смысловой конгломерат. Таком образом, само имя Деметры нам уже очень много говорит об этом древнем божестве — это светлая богиня-мать, которая связана с землёй и небом и даёт людям блага.
Деметра входила в число 12-ти олимпийских богов и была очень любимой и почитаемой богиней, так как была связана с земледелием, питающим людей ежедневно, а также составлявшим основу их трудовой деятельности.
Самые ранние текстовые источники нашего знания об этой богине представлены поэмами Гомера и Гесиода, которые жили примерно около 700-800 годов до н.э. в Греции. В поэмах Гомера и Гесиода мы видим зрелое, сложившееся и укоренившееся почитание Деметры, из чего можно сделать вывод о глубокой древности богини.
Центром почитания этого женского божества считается Элевсин, город расположенный примерно в 4-х часах ходьбы от Афин. В храмовом комплексе Элевсина отправлялись Элевсинские мистерии (тайное богослужение Деметре). Суть и содержание мистерий до нас не дошли, но есть многочисленные свидетельства о том, что принимавшие участие в этих таинствах греки получали твердую и нерушимую веру в загробную жизнь.
Согласно археологии Элевсина, таинства Деметры были там учреждены примерно около 1500 года до н.э. Это очень примечательное время. Около этого времени происходило несколько исключительно судьбоносных событий:
Разумеется, все эти «радости» не произошли в один год и, наверное, даже не в одно десятилетие, но это был явно переломный период в истории восточного Средиземноморья и выходящих на него территорий. Минойцы покидали историческую сцену, а микенцы (ахейцы) ворвались на неё, расставляя декорации для будущего апофеоза своей драмы — Троянской войны, которая произойдёт всего несколькими веками позже около 1200 года до н.э.
Итак археология храмов Элевсина свидетельствует о том, что культ Деметры уже существовал в то переломное время, когда микенская (ахейская) цивилизация сменяла минойскую. Поскольку других зацепок у нас нет, то предположим, что культ Деметры был как-то связан с ахейцами. Может они и привезли Деметру с собой в Грецию, может не было раньше там Деметры до ахейцев? Проверим, есть ли основания для подобного предположения?
Ахейцы
Ахейцы вторглись на территорию современной Греции с севера около 2000 г. до н.э. Они приехали на колесницах, которые запряжены лошадьми. Ни колесниц, ни лошадей местные жители раньше не видели — об этом свидетельствует археология. Она также свидетельствует о том, что в материальной культуре ахейцы, несмотря на колесницы и лошадей, были примитивней, чем местные жители, так как после прихода северян, материальная культура погребений становится более скудной, бедной и скромной.
Откуда они пришли? Ответ становится очевидным, если посмотреть на карту Евразии, на которой указана территория Великой Степи.
Только из степей Причерноморья могли прийти ахейцы на территорию современной Греции — на северо-западе нет степей, там с лошадьми и колесницам разгуляться негде. Другими словами, ахейцы приехали с той территории, на которой в более поздние периоды историки констатируют наличие огромного количества славянских народов единой индоевропейской языковой общности. Греческий язык также является индоевропейским и некоторые слова поразительно сходны, со славянскими словами, включая русские, например:
Степь по-гречески «стэпа» στέπα (stépa)
Кровать по-гречески «крэвати» κρεβάτι (kreváti)
Скрыть, укрыть по-гречески «крыво» κρύβω (krývo)
Дар по-гречески «доро» δώρο (dóro). Греческий вариант славянского слова «дар» является частью русского слова «дорогой», то есть ценный, достойный дара
Пить по-гречески «пото» ποτό (potó). Теперь понятно, почему горшок и котелок по-английски звучит как «пот» pot
Путь по-гречески «тропос» τρόπος (trópos), то есть по-русски тропа, тропинка
Тропа по-гречески «монопати» μονοπάτι (monopáti). Явно составное слово, которое состоит из «моно» и «пати». «Моно» — это один, «пати» — это путь. Другими словами «однопутка» или дорожка для одного путника
Интересно то, что Ходить, гулять по-гречески «на перпатао» να περπατάω (na perpatáo). Перипатетиками звали прогуливающихся философов, учеников Аристотеля, который учил их, гуляя возле Ликея (храм Аполлона Ликейского). В этом слове также есть часть «пат», которая является главной в предыдущих двух словах. Однако, в процессе Элевсинских мистерий в честь Деметры посвящаемые осуществляют хождение по Сакральному пути (Священному маршруту), который по-гречески называется Ieros η οδός (Иерос ходос). Ходос (η οδός) — по-гречески означает «маршрут». Очевидно греческий «ходос» (η οδός) и наше слово ходить — это родственники.
Ну и тесно связанное по смыслу с предыдущими двумя слово Шаг по-гречески звучит как «пати» πάτι (páti), то есть входит в состав слова тропинка (моно-пати), имея в этом случае прямой смысл на греческом «одношажная» или «одношажка»
Чтобы совсем не осталось никаких сомнений в отношении родства славянских и греческих слов, связанных с пешим передвижением, посмотрим на слово Ступать, которое по-гречески «патима» πάτημα (pátima)
Интересно то, что все приведенные выше слова, которые касаются передвижения, созвучны со словом Степь, которое приведено в качестве первого примера и которое звучит на славянских языках и на греческом языке практически одинаково. Не исключено, что Степь — это буквально то место, где ступают, шагают, то есть ходят. Ведь другое греческое слово для славянского слова Степь — это «степати» στεπάτη (stepáti), то есть ступати или ступать по-нашему…
Если продолжать тему передвижения, то интересно посмотреть на слово Бежать, которое по-гречески звучит как δραπετεύω (drapetévo), то есть по-нашему «драпать»
Плыть по-гречески «плефсо» πλεύσω (pléfso). И это не совпадение. По-македонски (македонцы — славяне) plovi, по-французски flotter (флот). Это всё очевидные вариации одного и того же очень древнего слова.
Таким образом, в славянских языках и в греческом языке есть огромное количество явно родственных слов, которые связаны с передвижением.
Приведем ещё несколько примеров сходных славянских и греческих слов, которые явно пришли из глубокой древности.
Танец, танцевать по-гречески «хорос» Χορός (chorós)
Казалось бы, нет связи… А она есть. По свидетельствам, в архаические времена (пик около 750 года до н.э.) женщины танцевали перед храмами Элевсина во время посвящения в Элевсинские мистерии Деметры. После разрушения Элевсина персами и последующего возрождения мистерий традиция танцев угасла. Древнегреческий географ Павсаний, автор путеводителя по Элладе, который собирал информацию, а потом описывал в своих трудах наиболее важные места Древней Греции, сообщает, что у колодца в Элевсине, где по мифу сидела Деметра, оплакивающая Персефону, женщины водили хороводы и пели гимны Деметре.
Надо сказать, что наше слово хоровод очень древнее и его этимология (происхождение) пока неизвестна ученым. Но не исключено, что наш хоровод и священный танец «хорос» это одно и то же. Среди предлагаемых вариантов этимологии хоровода существует попытка связать слово хоровод со словом хороший, так как это тоже очень древнее слово, которое означает «нарядный, красивый». Нет сомнений в том, что женщины красиво наряжались для священного танца-хоровода.
Примечательно и то, что колодец, у которого сидела Деметра, у которого женщины водили хороводы, называется Каллихора. Это название переводится дословно с греческого как «колодезный танец». Потому, что Колодец по-гречески «калла» Καλά (Kalá)
То есть и древнейшее место, откуда люди черпают воду для жизни, мы с греками называем одинаково. Колодец — калла.
Характерно и то, что колодец Деметры Каллихора имеет круглую форму. Этот ритуальный колодец Элевсина сохранился до наших дней. Взгляните на него:
Он круглый и, видимо, танец-хоровод повторял форму конкретно этого колодца, или форму других древних колодцев, так как, когда и где танец-хоровод появился, мы не знаем. Более того, слова «колодец» и Καλά (калла — колодец по-гречески) могут быть связаны с другим важнейшим и древнейшим словом, которое в славянских языках имеет тоже очень похожее звучание — Колесо по-гречески «рода» ρόδα (róda)
Не исключено, что греческое «рода» — это род — то, что вырастает от земли, как колесо, вращаясь, поднимает и опускает обратно к земле — символ рождения, жизни и смерти. Свастика — колесо — символ рода.
И ещё несколько интересных примеров…
Рука по-гречески «братсо» μπράτσο (brátso), то есть «браться». Берутся, берут только рукой.
Между прочим, не исключено родство со словом брат. Это очень древнее славянское слово, которое в индоевропейских языках звучит везде одинаково, что говорит о его чрезвычайной важности. Считается, что слово брат родственно греческому слову фратрия (древняя форма родовой организации, где человек является членом (рукой) фратрии, братства).
Слово Зубы по-гречески звучит практически как «зубья» δόντια (dóntia). Пишется не похоже, но звучит исключительно похоже, послушайте:
Видеть по-гречески «влепо» βλέπω (vlépo). Смотреть, любоваться. Лепо, лепый — видный.
Лепо — это очень древнее славянское слово, которое тоже одинаково звучит в славянских языках. Лепить — создавать, творить, делать то, что можно увидеть. Не исключено, что это слово вообще связано с древнейшим богословием творения мира, жизни и человека. Ведь, согласно месопотамским глиняным табличкам, древние боги шумеров Энки и Нинмах именно лепили людей из глины. Характерно также и то, что они в это время были пьяными от пива. Это говорит о некоем древнейшем оргиастическом ритуале, в ходе которого жрец и жрица под воздействием хмельного напитка (пива) воспроизводили создание людей путем именно лепки из глины. То есть делали людей видимыми для этого мира.
Зло по-гречески «како» κακό (kakó)
Злой, плохой по-гречески «какос» κακώς (kakós). Это тоже не совпадение, так как слово «кака» в славянских и шире индоевропейских языках звучит одинаково и означает отходы жизнедеятельности человека и скота. Это исключительно древнее слово. А наше слово «зло» исходит от слова «зола» — это тоже «отходы жизнедеятельности», но не человека или скота, а огня. И слово «зола» в свою очередь восходит к огню — обратите внимание на древнеиндийское слово «звалати» jválati (горит). Ну и золото относится тоже к этому смысловому ряду — зола, золото — гореть, огонь. А ассоциативный ряд «золото — кака — зло» вообще имеет глубинный и извечный философский смысл…
Ночь по-гречески Νύχτα (Nýchta)
Ночь — это тоже очень древнее слово, которое во многих славянских (и шире в индоевропейских) языках звучит очень похоже.
Такие примеры можно приводит долго. Но, что интересно, все они относятся к передвижению или бытовой жизни людей. Но если мы обратимся к тематике земледелия, то мы не найдём похожих слов между славянскими языками и греческим языком. Я смог найти только одно греческое слово в сельскохозяйственной тематике, которое отдаленно напоминает схожее по смыслу «славянское» слово. Это тоже исключительно древнее слово, которое похоже звучит в славянских языках. Это слово «сеять» — по-гречески «сис» συς (sys). Других похожих слов, которые связаны с земледелием, нет… И это очень важное обстоятельство, которое позволяет сделать очень интересное предположение: основываясь на вышеприведенных примерах, мы можем предположить, что ахейцы, которые пришли на территорию современной Греции с севера из степных районов не знали развитого продвинутого земледелия. Они привезли с собой много слов, которые использовали в жизни. Но слов для земледелия у них не было, поэтому они взяли слова тех народов, которые населяли древнейшие территории Греции и уже обладали земледелием. И нашей славянской общности эти слова неизвестны, так как общались мы с ахейцами до того, как они узнали продвинутое земледелие, а после этого мы с ними уже не вступали в такое плотное взаимодействие, чтобы формировать смысловые группы похожих слов в наших языках.
Богиня, Кто Ты и откуда?
Вернемся к прекрасноволосой Деметре. В системе древнегреческой религии, в том виде, в котором она до нас дошла, Деметра связана с земледелием. Значит ли это, что она местная богиня, которой поклонились пришедшие с севера, не знавшие развитого земледелия ахейцы? Или же Деметру привезли кочевники-скотоводы ахейцы и она первоначально не была тесно связана с земледелием? Гипотетически такое может быть, так как археологи в тех местах, из которых с севера могли прийти ахейцы в те времена фиксировали разные археологические культуры, как земледельческие, так и преимущественно кочевые и скотоводческие без земледелия или с очень слабым земледелием (например, Ямная культура).
Но давайте разберёмся сначала с богинями. Деметра — одна из наиболее чтимых богинь Древней Греции, но почитаемых богинь там было немало. Присмотримся к ним.
Нужно сразу оговориться, что классическое соотношение древнегреческих богов между собой, которое мы сегодня знаем, мы получили от Гесиода и Гомера (около 700-800 гг до н.э.), живших после Тёмных веков (примерно 1100-900 гг. до н.э.), которые считаются временем упадка Микенской культуры, через которую все эти божества без сомнения прошли, имея своё начало, скорее всего, во временах задолго до Микенской культуры. А раз это был упадок, то нет никакой уверенности, что Гесиод и Гомер, которые освещают древнегреческую религию, воспроизводят некий общий и единственный канон древнегреческой религии, у которой, к слову сказать, не было никакой централизованной жреческой организации, в которой бы кто-то следил за унификацией и пресекал бы неизбежно возникающие «ереси» тем более на таких огромных временных исторических интервалах.
Также нужно понимать, что Гесиод и Гомер — не историки и не религиоведы. Они описывали систему греческой религии изнутри, не задаваясь исследовательскими вопросами. Они воспринимали современную им форму системы греческого богословия как естественную и органичную и вневременную. Мы же вынуждены рассматривать эту систему как этап некой эволюции из более древних систем, а также как результат взаимодействия отдельных друг от друга малых систем, которые соединялись воедино во время некоего империоподобного объединения народов на обширной территории Древней Греции.
Гея — на древнегреческом языке произносится как «Ги» и буквально означает землю, сушу, почву, страну. Это древняя богиня земли. Невозможно не связать её с шумерским словом «ки», которое означает землю, страну, место. В мифе о Деметре, который транслирует Гомер, Гея (Земля) по просьбе Аида, вырастила прекрасный цветок, чтобы приманить Персефону (дочь Деметры), чтобы украсть её в преисподнюю (под землю). Гея — это древняя богиня-категория, которую в мифах никто не рожал — она появилась сама собой вслед за Хаосом.
Артемида — на микенском языке a-ti-mi-te. Легко угадывается вторая часть «мите», то есть «мать». А первая часть похожа на первую часть имени Деметра (Dimitra). То есть, скорее всего, мы имеем одно и то же имя, которое в древнее время разделилось в двух разных диалектах на два похожих имени, которые потом встретились при импероподобном объединении обширных территорий уже как обозначения отдельных друг от друга богинь. Артимида — очень древняя богиня. Скорее всего, это богиня-мать какой-то отдельной местности, которую включили в общее число богов. Артемида участвует в трагедии Персефоны — она вместе с другими подругами сопровождала несчастную, когда та резвилась на лугу, где её потом украл Аид.
Геката — древняя зловещая богиня, происхождение которой неизвестно. В мифах существует несколько вариантов её родословной, в том числе, где-то она описывается как дочь Деметры. Также её называли ночной (тёмной) Артемидой. Геката теснейшим образом связана с землей и подземным миром. В мифе о Деметре и Персефоне Геката встречается несколько раз — в самом начале и в самом конце мифа. Сначала она слышит из своей тёмной пещеры крик похищаемой Персефоны. Потом Геката с факелами встречается Деметре, которая ищет Персефону, сообщает Деметре, что слышала крики, но кто похитил, не знает — «не видела глазом». Геката и Деметра с факелами вместе отправились к Гелиосу (богу Солнца) узнать, может он видел, кто умыкнул Персефону. В конце мифа, когда Зевс соблаговолил таки возвращать из преисподней Персефону Деметре на две трети года, когда Персефона и Деметра наконец встретились и радостно болтали, к ним подошла Геката, обняла Персефону и стала её спутницей и служанкой… Здесь заложен мощнейший символизм, но его описание выходит за рамки темы данного исследования…
Персефона — учёные почему-то затрудняются с этимологией имени этой богини, хотя звучит оно вполне понятно. Персе Περσε (Perse) это по-гречески «проходить», а Перси πέρσι (pérsi) это «прошедший год» (имя этой богини по-гречески звучит как «Персифони»). Фони Φόνη (Fóni) по-гречески «убийство». Или Фони φωνή (foní) «голос». Таким образом, набирается вполне понятный смысловой ряд, возможно, народной, но всё таки этимологии, так как Персефона:
Персефона — это явно родственный образ шумерской Инанны, которая по известнейшему шумерскому мифу нисходила в нижний мир. Поэтому, скорее всего она-то является местной богиней для области, которая географически намного ближе к Месопотамии, чем Великая степь. Сошествие Инанны в подземный мир и восхождение её оттуда шумеры праздновали каждый год, ритуально оформляя годовой цикл плодородия. Эту же древнюю религиозную функцию несет в себе и ритуальная схема мифа о Деметре и Персефоне.
Афродита — имя предположительно восходит к ведическому божеству зари uṣas duhitâ (Ушас дхитар). Слово «дхитар» duhitâ означает на санскрите дочь (दुहितृ). Имеется в виду, что она дочь ведического Дьяуса-Питра (Неба-Отца). Дьяус-Питр у греков назывался Дый или Зевс (Дьюс). а у римлян Юпитер (дьЮс-питер). Афродита не участвует в мифе о Деметре и Персефоне, но упоминается, когда Деметра принимает вид земной старухи «для которой давно уже чужды Венколюбивой дары Афродиты и деторожденье». Афродита богиня плодородия.
Афина — это имя богини, которое не имеет смысла анализировать. Большинство исследователей сходятся в том, что Афина была названа в честь города Афины, происхождение имени которого неизвестно, а также не имеет значение в разрезе нашего исследования. Поскольку эта богиня во-многом дублирует функции и эпитеты приведенных выше богинь, то, скорее всего, она также является олицетворением Матери-Земли. Об этом явно свидетельствуют и мифы с ней связанные. Не исключено, что Афина — это богиня, родственная Ушас, которую почитали в местности, где возвысился город Афины.
Всех значимых богинь мы перебрали, кроме сестры Зевса, Гестии, которая держалась подальше от «семейных» драм олимпийских богов, так как дала обет целомудрия. Она была богиней жертвенного (чистого, непорочного) огня и семейного очага, который сам по себе тоже был жертвенным огнём. В мифе о Деметре и Персефоне никак не участвует.
Итак, мы видим, что все значимые богини так или иначе связаны с землей и плодородием, то есть фактически дублируют друг-друга. Скорее всего они являются закрепившимися в разных местностях образами одной и той же древнейшей Богини-матери. Эти образы были собраны в единую богословскую систему на этапе объединения земель в более или менее единое политическое образование, которое сейчас мы называем Древней Грецией. Но Деметра чётко отделена ото всех, поэтому она либо является Богиней-матерью отдельной греческой области, либо пришла туда откуда-то ещё. Выше мы предположили, что для Элевсина местной богиней, скорее всего является именно Персефона.
Предположим, что Деметра пришла с ахейцами с севера, где они не применяли развитого земледелия и были в основном кочевниками и скотоводами. Если это так, то Деметра — это Богиня-мать кочевников и скотоводов ахейцев, которые пришли на территорию современной Греции, научились у местных народов продвинутому земледелию и добавили к своей богине плодородия земледельческие элементы. Какие доводы можно привести в пользу этого предположения?
Главная роль Деметры в мифе — это любящая мать. В этой роли она выступает очень рельефно и глубоко. Она безутешно страдает об утраченной молодой дочери Персефоне. Она превращает себя в старуху — мать, которая уже нарожала много детей. Дочери элевсинского царя, которые пошли набрать воду в кувшины для дома, встречают Деметру у круглого колодца Каллихора. Колодец, кувшин и другие круглые сосуды являются древнейшими вульварными символами плодородного женского лона.
Богиня становится кормилицей Демофонта, сына царицы Элевсина. Женщина с младенцем — это древнейший и абсолютно повсеместный образ Богини-матери. Мало того, что она нянчится в Демофонтом, она ещё и проводит древнейший и широко известный обряд очищения ребенка в огне. В Библии этот обряд называется «проведение детей через огонь». На Руси — это очистительные костры на Купалу. На Руси вокруг очистительных костров водили хороводы (ритуальные танцы, о которых мы говорили выше) и прыгали через огонь, чтобы очиститься от наведенной колдовством порчи. Деметра же, предлагая себя в качестве кормилицы младенцу, рекомендовала себя как искусную женщину в деле защиты детей от злого колдовства. И защищала она Демофонта как раз огнём. Причём, поскольку этот обряд она проводила дома, то имелся в виду очаг или печь. А в разогретой печи детей лечили на Руси. При этом печь на Руси считалась проходом в потусторонний мир предков и духов. Именно огнём потустороннего мира Деметра и «лечила» Демофонта. Причём это обрядовое действие по многочисленным свидетельствам было центральным местом Элевсинских мистерий.
Пикантной особенностью мифа являются фигуры Ямбы — служанки в доме царя Элевсина, и Баубо — элевсинки, которая напоила Деметру кикеоном (священным напитком). Это связанные друг с другом параллельные персонажи. Ямба развеселила Деметру непристойными стишками половой тематики, а Баубо рассмешила её подняв подол своего платья и показав ей детородные органы. Скорее всего, эти элементы мифа намного древнее земледелия и отсылают ко временам Венер палеолита, так как Баубо, например, изображалась в Греции статуэткой похожей на Палеолитическую венеру. В имени Баубо мы легко узнаём слово «баба».
Таким образом, мы видим, что Деметра вполне может быть божеством, которое приехало с ахейцами из Великой степи и является обычной Богиней-матерью для древних народов Евразии. В этом случае Деметра и наша Мать — сыра земля вполне могут быть двумя родственными ипостасями одной и той же умопомрачительно древней религиозной категории. Тогда, возможно, Деметра — это Зе-метра? Земля-Мать?