Деметра что за богиня

Богиня Деметра

Деметра что за богиня. Смотреть фото Деметра что за богиня. Смотреть картинку Деметра что за богиня. Картинка про Деметра что за богиня. Фото Деметра что за богиня

Деметра – одна из влиятельных богинь небесного пантеона. В древнегреческой мифологии ее образ олицетворяет женщина – истинная мать, покровительница земледелия и плодородия.

Первое упоминание о ней можно найти в индоевропейских источниках, где благодетельница крестьянских трудов символизировала первобытный материализм, и почтительно именовалась «великой матерью, порождающей и поглощающей энергию».

Рождение и судьба Деметры

Каменная богиня Деметра в Сочи – визуальное представление древних (Воронцовская пещера, Краснодарский край Россия)

Деметра что за богиня. Смотреть фото Деметра что за богиня. Смотреть картинку Деметра что за богиня. Картинка про Деметра что за богиня. Фото Деметра что за богиня

Изображение Деметры (Древний Рим V век до н.є.)

Из древнегреческих легенд известно, что у пары было несколько потомков, которых в младенческом возрасте заживо пожирал отец. Кровожадность Кроноса объяснялась нежеланием уступать наследникам трон Олимпа. Согласно мифа, та же печальная участь постигла и Деметру.

Дочь богини земледелия Деметры была настолько великолепна собою, что в племянницу без памяти влюбился дядя – бог мертвых Аид. По согласию Зевса Аид похитил и увез в подземное царство Персефону, чтобы сделать ее своей женой. Поступок мужа сильно оскорбил материнские чувства Деметры. Великая мать приняла решение уйти из Олимпа, чтобы странствовать по земле в поисках дочери. Трагический момент похищения и дальнейшие мытарства удрученной горем потери ребенка женщины в подробностях описывается древнегреческой мифологией как переломная грань в борьбе между добром и злом.

Богиня чего в греческой мифологии Деметра?

Согласно древним рукописям греческого жреца Гесиода, существует легенда, дающая начало верований о Деметре как о покровительнице земледелия. У женщины были дети, рожденные от смертного – сыновья Плутос и Феломел. Людские предания наделили Плутоса божественным даром богатства. В записках Гесиода полубог характеризуется добрыми поступками – «где он не появляется и кого не встречает, везде несет он денежное изобилие и добро».

Феломелу наоборот, предписывалась «нести бедность и разруху». В источниках есть упоминание – желая спасти сына от голода, мать дала ему колосок пшеницы. Юноша отдал злак людям и научил их земледелию.

С тех пор, Деметру нарекли богиней урожайного изобилия и хлебородного достатка.

Чему покровительствовала древнегреческая богиня Деметра?

В гимнах слепого поэта Гомера, момент похищения Персефоны богом Аидом детально воспроизведен. Здесь же находим упоминание о безутешной материнской скорби женщины по своему ребенку. Узнав правду о похищении дочери, Деметра настолько сильно разгневалась на Зевса, что решила спуститься на землю в качестве простой смертной. Согласно мифа, она превратилась в старушку и странствовала по свету, пребывая в постоянной скорби. Оплакивая разлуку, богиня не следила за посевами, на землю пришла засуха, а затем и голод.

По древнему верованию, именно с тех пор каждый год Персефона возвращается к матери и Деметра радуется встрече – наступает веста, зеленеют деревья, леток колосится жнива и осенью плодоносят сады. Когда дочь уходит в подземелье к мужу, великая мать тоскует – опадают листья, наступают холода и замерзает земля. По этой причине, древнегреческие источники интерпретируют образ богини плодородия Деметры как покровительницу смены времен года.

Чем владеет богиня Деметра?

Древние мифы, как источники познания божественного бытия великой Деметры ограничиваются саркальным значением – похищение дочери богини Аидом, безутешное горе матери, снисхождение к простым смертным, появление засухи, голодомора и возвращение Персефоны как возрождение божественного покровительства.

Богиня смены времен года Деметра покровительствует урожаю и сельскому земледелию. Истинная мать, она не представляет своей жизни без ребенка. Милая и кроткая по характеру женщина владеет разрушительной силой уничтожения всего живого. Именно эта безграничная материнская любовь делает богиню плодородия Деметру особенно почитаемой в древней Греции.

Богиня земледелия Деметра – развитие культа

Истории неизвестны достоверные факты зарождения культа матери плодородия и урожайности земель Деметры. Первоисточником массового культа богини считается древний город Элевсин (около 1500 год до н.э. микенская эпоха), который упоминается древними рукописями о странствиях и душевных мытарствах несчастной матери как «земное пристанище снизошедшей с небес»

Согласно преданию богиня земли Деметра, в знак протеста из-за вынужденной разлуки с любимой дочерью, решила стать смертной. Спустившись на землю, она приняла облик старушки и дошла до города Элевсин, где поступила в услужение к супруге царя Келея – царице Метанире.

Гостье из небес доверили уход за царевичем. Проникнув к маленькому Демофонту материнскими чувствами, великая мать возжелала подарить ему бессмертие. Обряд был прерван, и «покровительница разгневалась, показала себя во всем божественном величии, преобразившись в прекрасную женщину с золотыми волосами и сияющими одеждами».

Далее легенда повествует о постройке храма царем Келеем, где «Деметра будет оплакивать разлуку с дочерью в одиночестве». Когда храм был готов, «взошла великая мать на ступеньки, одела она траурную одежду и предалась безутешной печали. В городе наступил страшный год засухи, пашни стали бесплодными, деревья засохли и вода исчезла».

Чтобы предотвратить голод смертных, Зевс возвращает дочь богини Деметры на землю. Он приказывает Аиду отпустить жену к матери. Не посмев ослушаться брата, бог мертвых принимает условия – две трети года Персефона живет на поверхности земли, на одну треть времени спускается к мужу в подземное царство.

По народным сказаниям, именно так объясняется смена времен года. Каждую весну Персефона приходит от мужа к матери – расцветает природа, плодоносят деревья и на землю возвращается жизнь. Осенью она уходит в подземелье, и великое материнское сердце сжимает тоска по ребенку – усыхают листья и трава, наступают холода. Отсюда и пошло массовое величие богини древней Греции Деметры как управительницы смен времен года.

Культовые регалии богини

Изначально древние греки почитали ее как покровительницу урожая и сельскую помощницу в крестьянских трудах. Ей посвящались дневные гимны, которые со временем переросли в пятидневные мистерии. Богиню смены времен года Деметру чтили как родоначальницу всего живого и основоположницу женской плодовитости. Со временем, в сознании смертных, великая мать стала олицетворять законодательницу – под ее ликом вершились браки и клялись в вечной любви.

Дошедшие до нас рукописи, освещающие аспекты культовых мистерий, передают смысл понимания ее покровительства как обращения к богине тождественными именами:

Одновременно с восхваляющими одами в честь хлебодарной богини те же

древние источники фиксируют другие эпитеты, символизирующие скорбь великой матери о ребенке.

В память о скорбящей матери древние греки проводили ежегодные аттические праздники – тесмофории, состоящие из обрядов, посвященных культу плодородия и изобилия. В торжествах участвовали только женщины, которые должны были прославлять богиню и ее дочь как устроительниц земледелия, путем жертвоприношений, песнопений, танцев и шествий.

К таинственным священнодействиям, символизирующим богослужение, допускались только избранные. Обряды инициации культа Деметры получили название Элевсинских мистерий. Это были условные церемонии, моделирующие незримую связь между матерью и дочерью, как замкнутый переход между живым и мертвым.

За что отвечала греческая богиня Деметра (Церера)

Греки поклонялись ей как истинной родительнице. Прослеживая культурное наследие других древних цивилизаций можно найти ее тождественность с главным женским божеством – Великой Матерью. В понятии смертных тело богини ассоциировалось с человеческим, а она сама символизировала нашу планету в целом. А значит на плечи по сути хрупкой, но духовно сильной женщины возлагали ответственность за жизненный путь любого существа.

По этому поводу у греков существовал интересный обычай – перед началом земляных работ они молились покровительнице-богине земли Деметре, прося защитить всходы от непогоды и обезопасить посевы от вредителей. После сбора урожая земледельцы благодарили свою угодницу щедрыми жертвенными дарами и песнопениями.

Богиня Деметра в римской мифологии

Благодаря Элевсинским мистериям культ греческой богини земледелия и плодородия получил возможность широкого распространения среди древних земледельцев разного вероисповедания. Древние цивилизации охотно подхватили эстафету сознательного поклонения Деметре как «обучившей простых смертных выращивать урожай, пахать и сеять землю».

В древнеримской мифологии образу великой матери соответствовала богиня Церера – богиня покровительствующая урожаю, злакам и материнству. Ее эллинизировали с Деметрой. Атрибутика Цереры практически не отличалась от символики Деметры – пшеничные венки, сноп злаковых колосьев, факелы в руках, маки, вплетенные в волосы.

Ближе к эпохе средневековья, Церера стала олицетворением церковного светоча обоих заветов как наставница ищущих истинный путь. Здесь четко прослеживается аналогия с древнегреческим аспектом – перерождение всего живого как истинный путь мирового благополучия.

Атрибуты богини Деметры

Изначальный образ великой древнегреческой покровительницы земледелия в древнегреческой живописи олицетворяет прекрасная молодая женщина с мягкими чертами лица, пышным телом, золотистыми волосами, облаченная в ниспадающую свободную тунику. Божественный лик дополняет импровизированный нимб в виде колосков пшеницы.

В характере великой матери акцентируется кротость и уравновешенность. Ранние древнегреческие произведения представляют нам основную символику Деметры:

Золотые колосья в осознании греческих мистерий – это не только пища, но и дающие семя магический и позитивный символ любви. Отсюда и восприятие богини Деметры как брачной законодательницы. Ведь зерно – это эмблема богини как обозначение надежды людей и растений на новую жизнь.

Позднее иконная живопись представляет нам другую богиню плодородия – постаревшая и изможденная женщина-мать, в черном одеянии с грустным и тоскующим взглядом. На изображениях присутствуют другие символы:

Статуи Деметры

Римская копия греческой статуи Деметры (музей имени А.С. Пушкина)

Деметра что за богиня. Смотреть фото Деметра что за богиня. Смотреть картинку Деметра что за богиня. Картинка про Деметра что за богиня. Фото Деметра что за богиня

Знаменитая работа скульптора Джана Леренцо Бернини « Похищение богом Аидом Персефоны» (Рим 1600 год)

Фреска «Мать и дочь – Деметра и Персефона» (древняя Греция)

Деметра что за богиня. Смотреть фото Деметра что за богиня. Смотреть картинку Деметра что за богиня. Картинка про Деметра что за богиня. Фото Деметра что за богиня

«Встреча матери и дочери после разлуки» картина Фредерика Лейтона (1891 год)

Значение Деметры, как богини плодородия, особенно подчеркнуто в поздних памятниках искусства. Например, под влиянием аттической школы скульптора Праксителя изображение великой Деметры олицетворяет символ исконной возродительницы. Здесь она представлена как стареющая женщина с прикрытой покрывалом головой.

Деметра что за богиня. Смотреть фото Деметра что за богиня. Смотреть картинку Деметра что за богиня. Картинка про Деметра что за богиня. Фото Деметра что за богиня

Богиня древней Греции Деметра в астрономии

Воплощение образа богини в эпохе Возрождения

В европейском искусстве XVI—XVII веков образ великой матери плодородия и земледелия Деметры ассоциируется с поклонением силам природы и прославлением ее даров в картинах итальянского художника Джорджа Вазави (1511-1574гг.), гравюрах нидерландского маньериста Хендрика Гольциуса (1558-1617гг.), и нидерландского живописца в стиле барокко Питера Пауля Рубенса (1577-1640 гг.).

Оригинальные произведения Д. Вазави можно найти в парижском Лувре, музеях Ватикана и итальянском Палаццо Питти.

Источник

Деметра | 10 самых известных мифов о греческой богине

Деметра в Античной Греции — богиня урожая и сельского хозяйства, руководительница зерна и плодородия земли. Согласно греческой мифологии, Деметра была дочерью Кронуса и Реи, ее отец проглотил ее при рождении, чтобы предотвратить пророчество. Её брат Зевс обманул Кроноса, чтобы изгнать его детей, включая Деметру. Зевс, ставший царем богов, имел любовную связь с Деметрой, что привело к рождению Персефоны. Есть множество мифов о Деметре, самым известным из которых является похищение, поиски и выздоровление ее дочери Персефоны. Другие важные мифы о Деметре включают ее обучение Триптолемусу об искусстве сельского хозяйства; проклятый ею Эризихтон с ненасытным голодом и ее любовная связь с Ясионом. Вот 10 самых известных мифов с участием греческой богини Деметры.

Рождение Деметры

Согласно греческой мифологии, Кронос сверг своего отца Урана и правил миром вместе со своей женой Реей. Однако ему сказали, что один из его детей свергнет его, как он сверг своего отца. У Кронуса было несколько детей с Реей, но они проглотили их всех при рождении. Деметра была одной из этих детей. Однако, когда родился шестой ребенок Зевс, Рея спрятала его в пещере и вместо этого дала Кроносу камень, завернутый в одежду Зевса, который он проглотил. Когда Зевс достиг совершеннолетия, то замаскировал себя как олимпийский обладатель кубка; дал отравленное вино отцу, которое обманом заставил выпить. Это привело к тому, что Кронос изверг братьев и сестер Зевса: его сестер Гестию, Деметру и Геру; и его братьев Аида и Посейдона. Позже Деметра втянулась в роман с ее братом Зевсом, и их союз породил богиню Персефону, которая позже стала царицей мира подземного.

Деметра что за богиня. Смотреть фото Деметра что за богиня. Смотреть картинку Деметра что за богиня. Картинка про Деметра что за богиня. Фото Деметра что за богиня

Кронос извергает своих детей

Деметра и Персефона

Деметра что за богиня. Смотреть фото Деметра что за богиня. Смотреть картинку Деметра что за богиня. Картинка про Деметра что за богиня. Фото Деметра что за богиня

Возвращение Персефоны (1891) — Картина Фредерика Лейтона

Деметра и Сирены

В греческой мифологии сирены были уникальными существами, которых обычно изображали как птицу и с женским бюстом. Они волшебно пели и своим пением заманивали моряков на острова, где они погибали. Если какой-нибудь моряк слышал их песню, а потом ему удавалось сбежать от них, то ему все равно было суждено умереть. Сирены фигурируют в эпической «Одиссее» Гомера. Согласно мифу, сирены изначально были друзьями богини Персефоны и использовались для ее охраны. Однако они не смогли защитить ее от похищения Аидом. Услышав об их неспособности остановить Аида от похищения ее дочери, Деметра была в ярости от гнева. Наконец, в качестве наказания,она превратила сирен в птичьих монстров.

Деметра что за богиня. Смотреть фото Деметра что за богиня. Смотреть картинку Деметра что за богиня. Картинка про Деметра что за богиня. Фото Деметра что за богиня

Статуя сирены — найдена в Афинах

Деметра и Триптолем

В греческой мифологии, Триптолем был смертный принц, старший сын короля Келея в Элевсине. Деметра под видом пожилой женщины по имени Досо искала по всей Греции свою дочь Персефону, похищенную Аидом. В то же время она получила гостеприимный прием от Келея. Келей попросил Деметру заняться воспитанием его сыновей Демофона и Триптолема. Когда Деметра заметила, что Триптолем болен, она накормила его своим грудным молоком. В результате он не только восстановил свои силы, но и сразу стал взрослым. Деметра также решила научить Триптолема искусству земледелия. Получив обильные знания от Деметры, он полетел через Грецию на крылатой колеснице, чтобы завершить свою миссию просвещения всей Греции и всего мира об искусстве сельского хозяйства. Триптолем упоминается в Элевсинских мистериях как один из первых священников Деметры, один из первых, кто изучил тайные обряды и тайны богини Деметры.

Деметра что за богиня. Смотреть фото Деметра что за богиня. Смотреть картинку Деметра что за богиня. Картинка про Деметра что за богиня. Фото Деметра что за богиня

Триптолем на римском саркофаге 2-го века, Лувр

Деметра и Аскалабус

Аскалабус был сыном крестьянки по имени Мисме. Пока Деметра блуждала в поисках своей дочери Персефоны, она прибыла в Аттику. В Аттике она посетила дом Мисме, которая тепло приветствовала ее. Силы Деметры были исчерпаны и она хотела пить. Мисме предложила богине древнегреческий напиток кикеон, состоящий в основном из воды, ячменя и природных веществ. Деметра опустошила бокал одним движением. Из-за того, что она жадно пила кикеон, Аскалабус рассмеялся над ней и заказал целую бочку. Деметра была раздражена поведением мальчика. В гневе она окропила на него несколько оставшихся капель из своего сосуда и превратила Аскалабуса в ящерицу.

Деметра и Линкус

Деметра и Посейдон

Посейдон был древнегреческим морским богом землетрясений и лошадей. Посейдон однажды попытался вступить в любовную связь с Деметрой, но она отвергла его любовь и попыталась скрыться от него, превратившись в кобылу. Затем она присоединилась к стаду лошадей короля Онкиоса, чтобы затеряться среди табуна. Однако она не могла скрыть свою божественность даже в форме кобылы. Посейдон понял это и обманул Деметру, превратившись в жеребца и присоединившись к стаду. Затем он заставил ее спариться с ним. Деметра была в ярости из-за нападения, и она отступила в пещеру, чтобы очиститься. Ее отсутствие привело к гибели сельскохозяйственных культур и домашнего скота и далее к всеобщему голоду. В конце концов, она смыла свой гнев в реке Ладон. В результате общения с Посейдоном Деметра родила дочь по имени Деспония и Ариона, лошадь, способную говорить на человеческом языке.

Деметра что за богиня. Смотреть фото Деметра что за богиня. Смотреть картинку Деметра что за богиня. Картинка про Деметра что за богиня. Фото Деметра что за богиня

Деметра и Эризихтон

Эризихтон был королем Фессалии. Его иногда называют Этоном. Согласно мифу, Эризихтон приказал вырубить все деревья, принадлежащие священной роще Деметры. Среди всех деревьев был огромный дуб, который был посвящен исключительно Деметре и был покрыт обетными венками, символами каждой молитвы, которую Деметра даровала. Люди Эризихтона отказались вырубить его из уважения к богине. Тем не менее, Эризихтон схватил топор и вырубил его сам, убивая нимфу в процессе. Деметра была очень зла из-за этого инцидента. Она наказала короля, призвав Лимосу, богиню голода. Она призвала духа безжалостного и ненасытного голода, ввела его в живот Эризихтона и сделала его вечно голодным. В результате, чем больше король ел, тем голоднее он становился. Изнывая от голода, Эризихтон продал все свое имущество, чтобы купить еду, но так и не смог насытить свой голод. Он даже продал свою собственную дочь, Местру в рабство, пытаясь заработать больше денег, чтобы прокормить себя, но еды не хватало. В конце концов Эризихтон начал есть свою плоть и продолжал есть себя до самой смерти.

Деметра что за богиня. Смотреть фото Деметра что за богиня. Смотреть картинку Деметра что за богиня. Картинка про Деметра что за богиня. Фото Деметра что за богиняЭризихтон пытается срубить священное дерево Деметры

Деметра и Ясион

Деметра что за богиня. Смотреть фото Деметра что за богиня. Смотреть картинку Деметра что за богиня. Картинка про Деметра что за богиня. Фото Деметра что за богиня

Деметра в Троянской войне

Троянская война велась против города Трои со стороны ахейцев (греки). Началась после того, как Парис похитил Елену у её мужа Менелая, царя Спарты. Хотя Зевс приказал богам и богиням оставаться нейтральными в Троянской войне, многие из них поддержали либо греков, либо троянцев. У Деметры была романтическая связь с Ясионом, как упомянуто выше. Троянцы были потомками брата Ясиона, Дардана; и таким образом Деметра хотела, чтобы Троя выиграла войну. Тем не менее, она оставалась относительно нейтральной в войне. Троянская война освещена во многих произведениях греческой литературы, особенно в «Илиаде Гомера». Поскольку Деметра играла незначительную роль в войне из-за ее нейтралитета, она упоминается лишь в Илиаде.

Источник

Богиня Деметра и тайна её происхождения

Деметра, по-гречески Δήμητρα (Димитра). На аттическом диалекте имя звучит как Dēmetēr (Дэмэтэр), а на дорийском Dāmātēr (Даматер). Вторая часть слова (метра, митра, мэтер, матер) имеет безусловное значение «мать». Первая часть слова (де, ди, да) может интерпретироваться по-разному :

Все вышеперечисленные смыслы тесно связаны друг с другом и могли смешиваться посредством народной этимологии в единый смысловой конгломерат. Таком образом, само имя Деметры нам уже очень много говорит об этом древнем божестве — это светлая богиня-мать, которая связана с землёй и небом и даёт людям блага.

Деметра входила в число 12-ти олимпийских богов и была очень любимой и почитаемой богиней, так как была связана с земледелием, питающим людей ежедневно, а также составлявшим основу их трудовой деятельности.

Самые ранние текстовые источники нашего знания об этой богине представлены поэмами Гомера и Гесиода, которые жили примерно около 700-800 годов до н.э. в Греции. В поэмах Гомера и Гесиода мы видим зрелое, сложившееся и укоренившееся почитание Деметры, из чего можно сделать вывод о глубокой древности богини.

Центром почитания этого женского божества считается Элевсин, город расположенный примерно в 4-х часах ходьбы от Афин. В храмовом комплексе Элевсина отправлялись Элевсинские мистерии (тайное богослужение Деметре). Суть и содержание мистерий до нас не дошли, но есть многочисленные свидетельства о том, что принимавшие участие в этих таинствах греки получали твердую и нерушимую веру в загробную жизнь.

Согласно археологии Элевсина, таинства Деметры были там учреждены примерно около 1500 года до н.э. Это очень примечательное время. Около этого времени происходило несколько исключительно судьбоносных событий:

Разумеется, все эти «радости» не произошли в один год и, наверное, даже не в одно десятилетие, но это был явно переломный период в истории восточного Средиземноморья и выходящих на него территорий. Минойцы покидали историческую сцену, а микенцы (ахейцы) ворвались на неё, расставляя декорации для будущего апофеоза своей драмы — Троянской войны, которая произойдёт всего несколькими веками позже около 1200 года до н.э.

Итак археология храмов Элевсина свидетельствует о том, что культ Деметры уже существовал в то переломное время, когда микенская (ахейская) цивилизация сменяла минойскую. Поскольку других зацепок у нас нет, то предположим, что культ Деметры был как-то связан с ахейцами. Может они и привезли Деметру с собой в Грецию, может не было раньше там Деметры до ахейцев? Проверим, есть ли основания для подобного предположения?

Ахейцы

Ахейцы вторглись на территорию современной Греции с севера около 2000 г. до н.э. Они приехали на колесницах, которые запряжены лошадьми. Ни колесниц, ни лошадей местные жители раньше не видели — об этом свидетельствует археология. Она также свидетельствует о том, что в материальной культуре ахейцы, несмотря на колесницы и лошадей, были примитивней, чем местные жители, так как после прихода северян, материальная культура погребений становится более скудной, бедной и скромной.

Откуда они пришли? Ответ становится очевидным, если посмотреть на карту Евразии, на которой указана территория Великой Степи.

Деметра что за богиня. Смотреть фото Деметра что за богиня. Смотреть картинку Деметра что за богиня. Картинка про Деметра что за богиня. Фото Деметра что за богиня

Только из степей Причерноморья могли прийти ахейцы на территорию современной Греции — на северо-западе нет степей, там с лошадьми и колесницам разгуляться негде. Другими словами, ахейцы приехали с той территории, на которой в более поздние периоды историки констатируют наличие огромного количества славянских народов единой индоевропейской языковой общности. Греческий язык также является индоевропейским и некоторые слова поразительно сходны, со славянскими словами, включая русские, например:

Степь по-гречески «стэпа» στέπα (stépa)

Кровать по-гречески «крэвати» κρεβάτι (kreváti)

Скрыть, укрыть по-гречески «крыво» κρύβω (krývo)

Дар по-гречески «доро» δώρο (dóro). Греческий вариант славянского слова «дар» является частью русского слова «дорогой», то есть ценный, достойный дара

Пить по-гречески «пото» ποτό (potó). Теперь понятно, почему горшок и котелок по-английски звучит как «пот» pot

Путь по-гречески «тропос» τρόπος (trópos), то есть по-русски тропа, тропинка

Тропа по-гречески «монопати» μονοπάτι (monopáti). Явно составное слово, которое состоит из «моно» и «пати». «Моно» — это один, «пати» — это путь. Другими словами «однопутка» или дорожка для одного путника

Интересно то, что Ходить, гулять по-гречески «на перпатао» να περπατάω (na perpatáo). Перипатетиками звали прогуливающихся философов, учеников Аристотеля, который учил их, гуляя возле Ликея (храм Аполлона Ликейского). В этом слове также есть часть «пат», которая является главной в предыдущих двух словах. Однако, в процессе Элевсинских мистерий в честь Деметры посвящаемые осуществляют хождение по Сакральному пути (Священному маршруту), который по-гречески называется Ieros η οδός (Иерос ходос). Ходос (η οδός) — по-гречески означает «маршрут». Очевидно греческий «ходос» (η οδός) и наше слово ходить — это родственники.

Ну и тесно связанное по смыслу с предыдущими двумя слово Шаг по-гречески звучит как «пати» πάτι (páti), то есть входит в состав слова тропинка (моно-пати), имея в этом случае прямой смысл на греческом «одношажная» или «одношажка»

Чтобы совсем не осталось никаких сомнений в отношении родства славянских и греческих слов, связанных с пешим передвижением, посмотрим на слово Ступать, которое по-гречески «патима» πάτημα (pátima)

Интересно то, что все приведенные выше слова, которые касаются передвижения, созвучны со словом Степь, которое приведено в качестве первого примера и которое звучит на славянских языках и на греческом языке практически одинаково. Не исключено, что Степь — это буквально то место, где ступают, шагают, то есть ходят. Ведь другое греческое слово для славянского слова Степь — это «степати» στεπάτη (stepáti), то есть ступати или ступать по-нашему…

Если продолжать тему передвижения, то интересно посмотреть на слово Бежать, которое по-гречески звучит как δραπετεύω (drapetévo), то есть по-нашему «драпать»

Плыть по-гречески «плефсо» πλεύσω (pléfso). И это не совпадение. По-македонски (македонцы — славяне) plovi, по-французски flotter (флот). Это всё очевидные вариации одного и того же очень древнего слова.

Таким образом, в славянских языках и в греческом языке есть огромное количество явно родственных слов, которые связаны с передвижением.

Приведем ещё несколько примеров сходных славянских и греческих слов, которые явно пришли из глубокой древности.

Танец, танцевать по-гречески «хорос» Χορός (chorós)

Казалось бы, нет связи… А она есть. По свидетельствам, в архаические времена (пик около 750 года до н.э.) женщины танцевали перед храмами Элевсина во время посвящения в Элевсинские мистерии Деметры. После разрушения Элевсина персами и последующего возрождения мистерий традиция танцев угасла. Древнегреческий географ Павсаний, автор путеводителя по Элладе, который собирал информацию, а потом описывал в своих трудах наиболее важные места Древней Греции, сообщает, что у колодца в Элевсине, где по мифу сидела Деметра, оплакивающая Персефону, женщины водили хороводы и пели гимны Деметре.

Надо сказать, что наше слово хоровод очень древнее и его этимология (происхождение) пока неизвестна ученым. Но не исключено, что наш хоровод и священный танец «хорос» это одно и то же. Среди предлагаемых вариантов этимологии хоровода существует попытка связать слово хоровод со словом хороший, так как это тоже очень древнее слово, которое означает «нарядный, красивый». Нет сомнений в том, что женщины красиво наряжались для священного танца-хоровода.

Примечательно и то, что колодец, у которого сидела Деметра, у которого женщины водили хороводы, называется Каллихора. Это название переводится дословно с греческого как «колодезный танец». Потому, что Колодец по-гречески «калла» Καλά (Kalá)

То есть и древнейшее место, откуда люди черпают воду для жизни, мы с греками называем одинаково. Колодец — калла.

Характерно и то, что колодец Деметры Каллихора имеет круглую форму. Этот ритуальный колодец Элевсина сохранился до наших дней. Взгляните на него:

Деметра что за богиня. Смотреть фото Деметра что за богиня. Смотреть картинку Деметра что за богиня. Картинка про Деметра что за богиня. Фото Деметра что за богиня

Он круглый и, видимо, танец-хоровод повторял форму конкретно этого колодца, или форму других древних колодцев, так как, когда и где танец-хоровод появился, мы не знаем. Более того, слова «колодец» и Καλά (калла — колодец по-гречески) могут быть связаны с другим важнейшим и древнейшим словом, которое в славянских языках имеет тоже очень похожее звучание — Колесо по-гречески «рода» ρόδα (róda)

Не исключено, что греческое «рода» — это род — то, что вырастает от земли, как колесо, вращаясь, поднимает и опускает обратно к земле — символ рождения, жизни и смерти. Свастика — колесо — символ рода.

И ещё несколько интересных примеров…

Рука по-гречески «братсо» μπράτσο (brátso), то есть «браться». Берутся, берут только рукой.

Между прочим, не исключено родство со словом брат. Это очень древнее славянское слово, которое в индоевропейских языках звучит везде одинаково, что говорит о его чрезвычайной важности. Считается, что слово брат родственно греческому слову фратрия (древняя форма родовой организации, где человек является членом (рукой) фратрии, братства).

Слово Зубы по-гречески звучит практически как «зубья» δόντια (dóntia). Пишется не похоже, но звучит исключительно похоже, послушайте:

Видеть по-гречески «влепо» βλέπω (vlépo). Смотреть, любоваться. Лепо, лепый — видный.

Лепо — это очень древнее славянское слово, которое тоже одинаково звучит в славянских языках. Лепить — создавать, творить, делать то, что можно увидеть. Не исключено, что это слово вообще связано с древнейшим богословием творения мира, жизни и человека. Ведь, согласно месопотамским глиняным табличкам, древние боги шумеров Энки и Нинмах именно лепили людей из глины. Характерно также и то, что они в это время были пьяными от пива. Это говорит о некоем древнейшем оргиастическом ритуале, в ходе которого жрец и жрица под воздействием хмельного напитка (пива) воспроизводили создание людей путем именно лепки из глины. То есть делали людей видимыми для этого мира.

Зло по-гречески «како» κακό (kakó)

Злой, плохой по-гречески «какос» κακώς (kakós). Это тоже не совпадение, так как слово «кака» в славянских и шире индоевропейских языках звучит одинаково и означает отходы жизнедеятельности человека и скота. Это исключительно древнее слово. А наше слово «зло» исходит от слова «зола» — это тоже «отходы жизнедеятельности», но не человека или скота, а огня. И слово «зола» в свою очередь восходит к огню — обратите внимание на древнеиндийское слово «звалати» jválati (горит). Ну и золото относится тоже к этому смысловому ряду — зола, золото — гореть, огонь. А ассоциативный ряд «золото — кака — зло» вообще имеет глубинный и извечный философский смысл…

Ночь по-гречески Νύχτα (Nýchta)

Ночь — это тоже очень древнее слово, которое во многих славянских (и шире в индоевропейских) языках звучит очень похоже.

Такие примеры можно приводит долго. Но, что интересно, все они относятся к передвижению или бытовой жизни людей. Но если мы обратимся к тематике земледелия, то мы не найдём похожих слов между славянскими языками и греческим языком. Я смог найти только одно греческое слово в сельскохозяйственной тематике, которое отдаленно напоминает схожее по смыслу «славянское» слово. Это тоже исключительно древнее слово, которое похоже звучит в славянских языках. Это слово «сеять» — по-гречески «сис» συς (sys). Других похожих слов, которые связаны с земледелием, нет… И это очень важное обстоятельство, которое позволяет сделать очень интересное предположение: основываясь на вышеприведенных примерах, мы можем предположить, что ахейцы, которые пришли на территорию современной Греции с севера из степных районов не знали развитого продвинутого земледелия. Они привезли с собой много слов, которые использовали в жизни. Но слов для земледелия у них не было, поэтому они взяли слова тех народов, которые населяли древнейшие территории Греции и уже обладали земледелием. И нашей славянской общности эти слова неизвестны, так как общались мы с ахейцами до того, как они узнали продвинутое земледелие, а после этого мы с ними уже не вступали в такое плотное взаимодействие, чтобы формировать смысловые группы похожих слов в наших языках.

Богиня, Кто Ты и откуда?

Вернемся к прекрасноволосой Деметре. В системе древнегреческой религии, в том виде, в котором она до нас дошла, Деметра связана с земледелием. Значит ли это, что она местная богиня, которой поклонились пришедшие с севера, не знавшие развитого земледелия ахейцы? Или же Деметру привезли кочевники-скотоводы ахейцы и она первоначально не была тесно связана с земледелием? Гипотетически такое может быть, так как археологи в тех местах, из которых с севера могли прийти ахейцы в те времена фиксировали разные археологические культуры, как земледельческие, так и преимущественно кочевые и скотоводческие без земледелия или с очень слабым земледелием (например, Ямная культура).

Но давайте разберёмся сначала с богинями. Деметра — одна из наиболее чтимых богинь Древней Греции, но почитаемых богинь там было немало. Присмотримся к ним.

Нужно сразу оговориться, что классическое соотношение древнегреческих богов между собой, которое мы сегодня знаем, мы получили от Гесиода и Гомера (около 700-800 гг до н.э.), живших после Тёмных веков (примерно 1100-900 гг. до н.э.), которые считаются временем упадка Микенской культуры, через которую все эти божества без сомнения прошли, имея своё начало, скорее всего, во временах задолго до Микенской культуры. А раз это был упадок, то нет никакой уверенности, что Гесиод и Гомер, которые освещают древнегреческую религию, воспроизводят некий общий и единственный канон древнегреческой религии, у которой, к слову сказать, не было никакой централизованной жреческой организации, в которой бы кто-то следил за унификацией и пресекал бы неизбежно возникающие «ереси» тем более на таких огромных временных исторических интервалах.

Также нужно понимать, что Гесиод и Гомер — не историки и не религиоведы. Они описывали систему греческой религии изнутри, не задаваясь исследовательскими вопросами. Они воспринимали современную им форму системы греческого богословия как естественную и органичную и вневременную. Мы же вынуждены рассматривать эту систему как этап некой эволюции из более древних систем, а также как результат взаимодействия отдельных друг от друга малых систем, которые соединялись воедино во время некоего империоподобного объединения народов на обширной территории Древней Греции.

Гея — на древнегреческом языке произносится как «Ги» и буквально означает землю, сушу, почву, страну. Это древняя богиня земли. Невозможно не связать её с шумерским словом «ки», которое означает землю, страну, место. В мифе о Деметре, который транслирует Гомер, Гея (Земля) по просьбе Аида, вырастила прекрасный цветок, чтобы приманить Персефону (дочь Деметры), чтобы украсть её в преисподнюю (под землю). Гея — это древняя богиня-категория, которую в мифах никто не рожал — она появилась сама собой вслед за Хаосом.

Артемида — на микенском языке a-ti-mi-te. Легко угадывается вторая часть «мите», то есть «мать». А первая часть похожа на первую часть имени Деметра (Dimitra). То есть, скорее всего, мы имеем одно и то же имя, которое в древнее время разделилось в двух разных диалектах на два похожих имени, которые потом встретились при импероподобном объединении обширных территорий уже как обозначения отдельных друг от друга богинь. Артимида — очень древняя богиня. Скорее всего, это богиня-мать какой-то отдельной местности, которую включили в общее число богов. Артемида участвует в трагедии Персефоны — она вместе с другими подругами сопровождала несчастную, когда та резвилась на лугу, где её потом украл Аид.

Геката — древняя зловещая богиня, происхождение которой неизвестно. В мифах существует несколько вариантов её родословной, в том числе, где-то она описывается как дочь Деметры. Также её называли ночной (тёмной) Артемидой. Геката теснейшим образом связана с землей и подземным миром. В мифе о Деметре и Персефоне Геката встречается несколько раз — в самом начале и в самом конце мифа. Сначала она слышит из своей тёмной пещеры крик похищаемой Персефоны. Потом Геката с факелами встречается Деметре, которая ищет Персефону, сообщает Деметре, что слышала крики, но кто похитил, не знает — «не видела глазом». Геката и Деметра с факелами вместе отправились к Гелиосу (богу Солнца) узнать, может он видел, кто умыкнул Персефону. В конце мифа, когда Зевс соблаговолил таки возвращать из преисподней Персефону Деметре на две трети года, когда Персефона и Деметра наконец встретились и радостно болтали, к ним подошла Геката, обняла Персефону и стала её спутницей и служанкой… Здесь заложен мощнейший символизм, но его описание выходит за рамки темы данного исследования…

Персефона — учёные почему-то затрудняются с этимологией имени этой богини, хотя звучит оно вполне понятно. Персе Περσε (Perse) это по-гречески «проходить», а Перси πέρσι (pérsi) это «прошедший год» (имя этой богини по-гречески звучит как «Персифони»). Фони Φόνη (Fóni) по-гречески «убийство». Или Фони φωνή (foní) «голос». Таким образом, набирается вполне понятный смысловой ряд, возможно, народной, но всё таки этимологии, так как Персефона:

Персефона — это явно родственный образ шумерской Инанны, которая по известнейшему шумерскому мифу нисходила в нижний мир. Поэтому, скорее всего она-то является местной богиней для области, которая географически намного ближе к Месопотамии, чем Великая степь. Сошествие Инанны в подземный мир и восхождение её оттуда шумеры праздновали каждый год, ритуально оформляя годовой цикл плодородия. Эту же древнюю религиозную функцию несет в себе и ритуальная схема мифа о Деметре и Персефоне.

Афродита — имя предположительно восходит к ведическому божеству зари uṣas duhitâ (Ушас дхитар). Слово «дхитар» duhitâ означает на санскрите дочь (दुहितृ). Имеется в виду, что она дочь ведического Дьяуса-Питра (Неба-Отца). Дьяус-Питр у греков назывался Дый или Зевс (Дьюс). а у римлян Юпитер (дьЮс-питер). Афродита не участвует в мифе о Деметре и Персефоне, но упоминается, когда Деметра принимает вид земной старухи «для которой давно уже чужды Венколюбивой дары Афродиты и деторожденье». Афродита богиня плодородия.

Афина — это имя богини, которое не имеет смысла анализировать. Большинство исследователей сходятся в том, что Афина была названа в честь города Афины, происхождение имени которого неизвестно, а также не имеет значение в разрезе нашего исследования. Поскольку эта богиня во-многом дублирует функции и эпитеты приведенных выше богинь, то, скорее всего, она также является олицетворением Матери-Земли. Об этом явно свидетельствуют и мифы с ней связанные. Не исключено, что Афина — это богиня, родственная Ушас, которую почитали в местности, где возвысился город Афины.

Всех значимых богинь мы перебрали, кроме сестры Зевса, Гестии, которая держалась подальше от «семейных» драм олимпийских богов, так как дала обет целомудрия. Она была богиней жертвенного (чистого, непорочного) огня и семейного очага, который сам по себе тоже был жертвенным огнём. В мифе о Деметре и Персефоне никак не участвует.

Итак, мы видим, что все значимые богини так или иначе связаны с землей и плодородием, то есть фактически дублируют друг-друга. Скорее всего они являются закрепившимися в разных местностях образами одной и той же древнейшей Богини-матери. Эти образы были собраны в единую богословскую систему на этапе объединения земель в более или менее единое политическое образование, которое сейчас мы называем Древней Грецией. Но Деметра чётко отделена ото всех, поэтому она либо является Богиней-матерью отдельной греческой области, либо пришла туда откуда-то ещё. Выше мы предположили, что для Элевсина местной богиней, скорее всего является именно Персефона.

Предположим, что Деметра пришла с ахейцами с севера, где они не применяли развитого земледелия и были в основном кочевниками и скотоводами. Если это так, то Деметра — это Богиня-мать кочевников и скотоводов ахейцев, которые пришли на территорию современной Греции, научились у местных народов продвинутому земледелию и добавили к своей богине плодородия земледельческие элементы. Какие доводы можно привести в пользу этого предположения?

Главная роль Деметры в мифе — это любящая мать. В этой роли она выступает очень рельефно и глубоко. Она безутешно страдает об утраченной молодой дочери Персефоне. Она превращает себя в старуху — мать, которая уже нарожала много детей. Дочери элевсинского царя, которые пошли набрать воду в кувшины для дома, встречают Деметру у круглого колодца Каллихора. Колодец, кувшин и другие круглые сосуды являются древнейшими вульварными символами плодородного женского лона.

Богиня становится кормилицей Демофонта, сына царицы Элевсина. Женщина с младенцем — это древнейший и абсолютно повсеместный образ Богини-матери. Мало того, что она нянчится в Демофонтом, она ещё и проводит древнейший и широко известный обряд очищения ребенка в огне. В Библии этот обряд называется «проведение детей через огонь». На Руси — это очистительные костры на Купалу. На Руси вокруг очистительных костров водили хороводы (ритуальные танцы, о которых мы говорили выше) и прыгали через огонь, чтобы очиститься от наведенной колдовством порчи. Деметра же, предлагая себя в качестве кормилицы младенцу, рекомендовала себя как искусную женщину в деле защиты детей от злого колдовства. И защищала она Демофонта как раз огнём. Причём, поскольку этот обряд она проводила дома, то имелся в виду очаг или печь. А в разогретой печи детей лечили на Руси. При этом печь на Руси считалась проходом в потусторонний мир предков и духов. Именно огнём потустороннего мира Деметра и «лечила» Демофонта. Причём это обрядовое действие по многочисленным свидетельствам было центральным местом Элевсинских мистерий.

Пикантной особенностью мифа являются фигуры Ямбы — служанки в доме царя Элевсина, и Баубо — элевсинки, которая напоила Деметру кикеоном (священным напитком). Это связанные друг с другом параллельные персонажи. Ямба развеселила Деметру непристойными стишками половой тематики, а Баубо рассмешила её подняв подол своего платья и показав ей детородные органы. Скорее всего, эти элементы мифа намного древнее земледелия и отсылают ко временам Венер палеолита, так как Баубо, например, изображалась в Греции статуэткой похожей на Палеолитическую венеру. В имени Баубо мы легко узнаём слово «баба».

Таким образом, мы видим, что Деметра вполне может быть божеством, которое приехало с ахейцами из Великой степи и является обычной Богиней-матерью для древних народов Евразии. В этом случае Деметра и наша Мать — сыра земля вполне могут быть двумя родственными ипостасями одной и той же умопомрачительно древней религиозной категории. Тогда, возможно, Деметра — это Зе-метра? Земля-Мать?

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *