Демократическая страна это что
Что такое демократическое государство
В статье 1 Конституции РФ установлено, что Российская Федерация есть демократическое правовое государство. Что же такое демократическое государство и вообще демократия? Как демократию проводить в жизнь народа и государства. Давайте, вместе разберёмся в этом вопросе.
Маркс, Энгельс, Ленин, «Манифест коммунистической партии» говорили и желали демократии, они для этого призывали: «Пролетарии всех стран объединяйтесь»! Но ведь и среди пролетариев есть разные люди. Одни желают демократии, а другие нет. Поэтому я говорю: «Честные, Порядочные, Умные всех стран объединяйтесь»!
Вы и никто другой сможете построить демократическое государство и вывести МИР из нищеты, голода, войн, системного кризиса.
Как сказано: «Вы – свет мира. Вы – соль земли. Если соль потеряет силу, то чем сделаешь её соленою? Она уже ни к чему не годна, как разве выбросить её вон на попрание людям». (От Матфея: 5-13).
Честные, порядочные, умные всех стран – объединяйтесь
Если же и вы, считающие себя умными, порядочными ради демократии и блага народа не сможете объединиться, то чего стоят ваши достоинства и кому они нужны? Разве что поставить их вам в вину, как в притче о «закопавшем свой талант в землю».
Пока вы разъединены, то на вас можно не обращать внимания, а вместе вы – сознательное демократическое общество.
«Каждый слышит лишь только то, что он понимает». (Гёте).
Поэтому прежде чем изложить суть демократии, изложенную в «Манифесте демократии – власти Чести, Совести и Ума», сделаю небольшое вступление.
СМИ ежедневно пишут, говорят о проблемах, которые происходят в странах. Но никто из них не говорит о причинах, о том, почему этот бесконечный поток бед случается и как его остановить? Почему? Вы об этом думали?
Почему существует: нищета, голод, несчастья, кризис, войны? Ответ «лежит под ногами» и вы каждый день об него «запинаетесь». Все беды происходят от недостатка знаний, неразвитости, отсталости. От незрелых управленческих решений, которые тяжким бременем проблем ложатся на страны и народы. Незнание бесконечно, как среди лиц во власти так и в народе. Лев Толстой говорил: «Сила правительства держится на невежестве народа».
С чего начать, как положить конец невежеству
Опять же ответ «лежит под ногами». Следует поставить в управление обществом вашу свободную СОВЕСТЬ и РАЗУМ!
Чтобы законодательная власть в государстве была местом сосредоточия мысли, дискуссий, выработки осмысленных законов на благо народа и страны. А чтобы так было – следует отбирать в законодательную власть: свободных совестью (независимых), умных, порядочных, честных людей. В этом и состоит простая, главная мысль, изложенная в «Манифесте демократии – власти Чести, Совести и Ума».
«Манифест демократии» был впервые опубликован в Германии в декабре 2010 года в газете «Германия плюс». Позже его текст был дополнен и предложен для ознакомления во все 70 политических партий России, в Государственную Думу и Совет Федерации РФ, в Правительство РФ, Администрацию Президента РФ и во все высшие исполнительные органы российской власти. И реакция на него была разная.
Одни, прочитав – молчат. Они знают, что все партии, говоря о демократии, на самом деле вынашивают тайные планы захвата власти и господства над народом, что на самом деле не демократия, а самодержавная партийная власть во главе с её вождём.
Другие хитрецы начинают уводить мысли людей в сторону, спорить: какие-такие отборочные экзамены-тесты для кандидатов в депутаты, не знаем ничего, нельзя среди народа отобрать развитых и умных, да вас всех обманут, подкупят взятками – и прочая демагогия.
«Те, кто считают, что деньги могут всё – в действительности могут всё ради денег». (XVII век, писатель, политик Джордж Галифакс)
Таким образом, они распространяют свой обман на всех. Они понимают, что пройдя тестовый отбор – посредственность, болтунов и демагогов за непригодностью отсеют. Третьи никогда и нигде профессионального отбора не проходили, им (для научения) можно показать какой-нибудь отборочный тест на остроту ума.
Чтобы была демократия, чтобы начались положительные перемены, а страна вышла из полосы бесконечных бед, следует менять не какое-либо конкретное управленческое лицо во власти, а менять надо всю систему. А чтобы изменить систему власти – надо хотя бы знать, как её и на что поменять.
В демократической системе власти – ВСЕ желающие смогут свободно (без бессмысленного сбора подписей и без обязанности вступления в партию) пройти кандидатский отбор на пригодность к депутатству и к управлению.
Это ВАШЕ свободное законное право, заявив о себе, быть избранным! Возможно, что именно ВЫ окажетесь теми ЛУЧШИМИ людьми, которые смогут превосходно управлять страной, быть народными депутатами. И тогда ваш личный потенциал, который сейчас бесполезно расходуется, будет направлен с пользой во благо народа и страны.
Если же способности одного человека помножить на миллионы людей в стране, то представляете, какая огромная, созидательная, объединяющая народ, положительная энергия и сила находится во всех вас!
В ВАС – Честных, Порядочных, Умных будущее народа, страны и Мира.
Донесите эту весть до всех отчаявшихся и потерявших себя людей. Документ рассказывающий о том, как построить демократическое государство: “Манифест демократии” – это «зернышко посаженное в землю» (в умы людей) и его, как маленький росточек надо оберегать.
Когда зёрнышко даст всходы и люди «испекут из нового урожая хлеб», а потом попробуют его вкус, тогда уже не надо будет его оберегать. Люди получат подлинно демократическую систему власти – «Хлеб знаний» от плодов своего ума. Который они уже никогда не променяют ни на какую монаршую или партийно-самодержавную диктатуру.
Пока не начнете отбирать и выбирать во власть честных, порядочных и умных людей, то до тех пор несчастия и беды будут вечными спутниками страны и народа.
«Идея становится материальной силой, когда она овладевает массами», – так говорил К. Маркс.
Ну, а теперь, после вступления, пожалуйста, прочитайте «Манифест демократии – власти Чести, Совести и Ума».
МАНИФЕСТ ДЕМОКРАТИИ – власти Чести, Совести и Ума
(Сущность демократии, зачем она нужна и, как её практически осуществить).
Вместо власти правящих партий (по сути самодержавия партийных вождей) предлагается новая модель системы власти и механизм осуществления подлинной демократии (народовластия). Универсальная модель изложена на примере России, но пригодна для любой страны, желающей построить народовластие (демократию).
Страны, которые выберут данную модель формирования власти (состоящей не из подневольных партийных, а из свободных, честных, совестливых и умных людей) – много опередят все другие страны в развитии, по уровню жизни и вообще во всех отношениях.
Если вы желаете блага себе, народу и стране, то это ваш выбор.
«Надо постоянно повторять истину, ибо ложь вокруг нас тоже проповедуется и не только одиночками, но и многими». (XIX век, немецкий поэт, мыслитель Гёте).
Что побуждает говорить о демократии
То, что многие, к сожалению, о ней не знают ничего. Одни – демагогию и беззаконие партийной власти лживо называют демократией. Другие верят в этот обман, невежественно считая демократию анархией. И таковых невежественных людей очень много. Демократия – это не власть самодержавия, не власть правящей партии, а власть закона равного для всех.
О способах управления обществом человек начал задумываться ещё на заре своего становления. По мере развития древние люди замечали, что при мудром вожде племя жило лучше, потому начали отдавать предпочтение – власти ума над властью силы.
Поднявшись на ступеньку по эволюционной лестнице развития, освобождаясь от рабства, свободный и независимый человек пришёл к новому умозаключению, что – «один ум хорошо, а два лучше», а десять, объединенных одной цель, это уже прогресс. Так, родилась идея об управлении обществом коллективным умом.
В древней Греции власть коллективного ума граждан называли демократией (властью народа). Идея народовластия развивалась и совершенствовалась.
В IV веке до н.э. Платон и Аристотель пришли к выводу, что демократия реализуется с большей пользой, если обществом управляют лучшие, избранные умы. Не аристократы (которые не всегда лучшие), а выбранные из народа нравственно зрелые граждане – депутаты. В V веке до н.э. историк, мыслитель Геродот также и предостерегал: «Недопустимо, спасаясь от власти тирана, попасть во власть черни». Общество не однородно, умственное и нравственное развитие у всех людей разное.
С XVIII века в Европе в борьбе за власть в противовес самодержавной тирании монархии, люди начали объединяться в группы (партии), которые возглавляли целеустремленные, харизматические лидеры (революционеры). Но, придя к власти, они также вскоре впадали в искушение богатства и власти и сами становились ещё более изощренными тиранами. Партийная власть – та же самая тирания и самодержавие. Её лидер единолично представляет власть. А свободная, чистая совесть членов партии – порабощена партийной присягой (партийной клятвой, дисциплиной, уставом).
Партийная власть – не народная власть (не демократия)
«Партийность – всего лишь безумие многих, ради выгоды некоторых», – так метко говорил о партиях в XVIII век, английский поэт, писатель, А. Поп.
В XIX веке на карте Мира появились десятки стран строящих демократию.
«Всеобщее голосование…единственный способ разумного правления, ибо представляет собой мощь, превосходящую грубую силу». (XIX век, Франция, Гюго).
Современные специалисты в области теории демократии выделяют семь признаков, при наличии которых государство можно условно причислить к демократическому.
Главным в этом перечне, разумеется, являются свободные выборы власти.
Смысл любых выборов заключается в возможности найти ЛУЧШИХ (умных, честных, порядочных представителей общества), способных сделать жизнь народа лучше. Если этого отбора нет, то выборы лишены всякого здравого смысла.
В этой связи встаёт вопрос. Как среди многих желающих кандидатов найти лучших управленцев? Может их выбирать: по должности, по знатности, по богатству, по чину, по количеству членов в партии? Некоторые невежественные люди так для себя и представляют «лучших».
В результате к власти приходят бесполезные для страны и народа люди. Ведь никто не проверял их способности. В итоге власть становится непригодна, а для народа и страны ущербна.
Получается, что работающей модели народовластия на сегодня в Мире нигде нет. А нет её потому, что нет никакого механизма отбора нравственных, честных, порядочных, умных граждан. Эти человеческие качества оказываются не востребованы.
В противоположность самодержавной партократии предложена новая, простая модель народовластия и демократического устройства государства. Суть её в следующем.
Выборы народной власти (депутатов) целесообразно проводить в два этапа.
На первом этапе. В избирательном округе все желающие кандидаты в депутаты в один день, в одном зале проходят тестирование. Вместо сбора подписей, фальсификаций и подкупа избирателей, вместо взяток при составлении партийного списка лиц. Все кандидаты сдают публично «тест-экзамен», характеризующий качества личности: нравственность, совесть, честь и ум. Кандидатам предлагаются три группы вопросов: на общие знания, на сообразительность и главные (с максимальными оценочными баллами) на морально-нравственные качества.
«Одну каплю здравого разума, предпочитай целому кладезю учености». (Пифагор)
Экзаменационные тесты на профессиональную пригодность кандидатов на ответственные должности применяются повсюду, но только их нет среди претендующих на депутатские места (на законодательную власть в государстве). Тестами среди кандидатов в управление, в депутаты, президенты выделяются: честные, мыслящие и нравственно развитые представителей общества. Результаты тестов подсчитываются в баллах и объявляются участникам в тот же день. Например, пятеро первых называются кандидатами и проходят во второй этап.
На втором этапе все претенденты одновременно в течение недели в отведенные часы участвуют в публичных телевизионных слушаниях. Им задают вопросы, а они отвечают. Они показывают свои способности народу – для последующего выбора. Кандидаты высказывают свои мысли по совершенствованию жизни общества в области, республике, государстве (в зависимости от того, куда они выдвигаются).
Далее в назначенную дату выборов, тайным голосованием избиратели среди этих отобранных тестами (пяти) претендентов выбирают одного. Таким образом, путём сдачи экзаменов (тестового отбора) и прямого тайного голосования людей – свободные совестью (от партийной присяги), нравственные, честные, морально зрелые, умные представители общества по праву становятся народными депутатами. Так формируется законодательная власть свободных совестью народных избранников.
Целесообразно установить для кандидатов в депутаты и возрастной порог не моложе 40 лет (или даже старше). Чтобы у депутатов был опыт жизни, а не только теоретические знания. Верхней же возрастной планки для кандидатов в законодательные органы власти не должно быть.
Некоторые скажут, что свободные совестью депутаты в Собрании будут спорить. Споров среди депутатов, несомненно, не избежать. Законодательный орган власти – это место для дискуссий, для рождения новых мыслей, проявлений таланта, ума, новых начинаний, идей. Но обсуждения законопроектов будут объединяться общей целью – интересами общества. Свободная совесть людей будет служить во благо народа.
Укомплектованная зрелыми людьми законодательная власть будет высшим управляющим органом демократического государства (нравственной элитой общества), которая будет трудиться в интересах страны и народа.
Депутаты наравне со всеми должны отвечать перед Законами и могут быть легко за их нарушение отстранены от депутатства.
Как при демократии сформировать органы исполнительной власти
Депутаты из своего числа (отборочными тестами или тайным голосованием по кандидатам) выбирают исполнительную власть – Президента, председателя Правительства, Председателя Думы и необходимое число их заместителей.
Избранные лица, подчиняются общему Собранию депутатов Госдумы РФ и, исполняя принятые Законы, управляют в стране исполнительной ветвью власти. Депутаты общим голосованием имеют право в любой момент избранных заслушать с отчетом, сместить и провести новый выбор.
Руководящие органы судебной власти комплектуются также в два этапа (внутриведомственные тестовые отборы и выборы среди лиц с юридическим образованием).
По такой же (внутриведомственной) тестовой системе отбора (среди лиц со специальным профильным образованием) комплектуются руководящие должности во всех министерствах и ведомствах органов государственной исполнительной власти. Чтобы образование людей было востребовано по их профилю последующей работы. В ведомственных тестах принимают участие сотрудники соответствующих ведомств, имеющие в них установленный минимальный (например 2 года) стаж работы.
Экзаменационные тесты для отбора среди кандидатов в депутаты и высших должностных лиц (по качествам и способностям личности) составляются различными специализированными институтами и высшими учебными учреждениями.
Развитие страны и общества в результате управления свободными, избранными людьми пойдет скорыми темпами. Поэтому полезно будет чаще проводить смену выбранных во власть людей. Два года вполне достаточный срок для реализации планов и подведения итогов работы законодательной и исполнительной власти.
Механизм развития демократии, несомненно, ещё будет совершенствоваться. Не начав дела, невозможно увидеть все положительные перемены, которые произойдут, если обществом будут управлять умные и нравственно зрелые граждане.
Но можно уверенно сказать, что люди будут заинтересованы учиться, развиваться, а Человек обретёт цель и смысл жизни. Глобальный системный кризис, преследующий страну, закончится! Общество будет интеллектуально и нравственно развиваться!
Демократия или власть коллективного ума лучших представителей народа – это эволюционный путь развития всего человечества. И другого пути в обществе нет.
Шаг человечества в демократию – это наш шаг в будущее. Путь в демократию к народовластию способны сделать люди чести, совести и ума.
Новый, простой, свободный, тестовый механизм отбора среди всех заявивших о себе участников обнаружит лучших представителей народа. Они в свою очередь откроют человечеству путь к свободе, развитию, новым знаниям, качественно новой жизни. «Лучшее дерево рождает и лучший плод». Это абсолютная Истина.
Говорят, что все революции бессмысленны, так как они кончаются ничем, к власти приходит новый диктатор и снова всё повторяется по кругу. Это так потому, что в революциях во власти меняются люди, но не меняется сама система самодержавия.
Всё будет повторяться до тех пор, пока не будет выхода из этого замкнутого круга. Выход же из круга есть! Должна быть изменена сама система власти!
Вместо самодержавия партократии выше изложена легкая в реализации модель народовластия с простым механизмом выбора независимых, свободных совестью народных депутатов, управленцев (нравственных, честных, порядочных граждан). Извечная беда – глупцы и коррупционеры во власти, наконец-то, будет разрешена.
Повторять же из раза в раз выборы партий, которые захватив власть, устанавливают диктатуру своего самодержавия – значит, продолжать и усугублять кризис. Значит, вести страну и народ к голоду, разрухе, революции, войнам. Исторический шаг в демократию – это наш общий Человеческий выбор!
«При наличии пути не застаиваются». (VI век до н.э., философ-мудрец, Лао-Цзы).
Рейтинг стран мира по индексу демократии 2020
Здравствуйте, уважаемые читатели проекта Тюлягин! Сегодня мы с вами поговорим о демократии, что это такое и в чем ее основные особенности, а также почему демократия так популярна в современном мире. Затем я приведу рейтинг стран мира по индексу демократии на 2020 год, вы узнаете какая страна является самой демократичной в 2020 году по мнению экспертов, а какие страны напротив являются авторитарными. И самое интересное мы вместе узнаем на каком месте находится Россия, Украина, Казахстан, Беларусь и другие страны.
Содержание статьи:
Что такое демократия
Демократия — это тип политической системы, который подразумевает активное использование коллективных методом принятия политических решений с равным воздействием участников. О том что демократия имеет греческие корни и в переводе дословно означает — «власть народа» мы все знаем со школы.
При рассмотрении демократии на уровне государство, в современные дни она определяется через некоторые признаки:
С уверенностью, можно сказать что на сегодняшний день демократия является лидирующим режимом среди всех прочих. Однако ряд ученных и политических экспертов заявляет что пик ее популярности уже прошел, и сейчас общество по всему миру идет по пути снижения демократических принципов. Некоторые из критиков считают, что современная демократия является несостоятельным режимом, и не учитывает интересы рядового гражданина.
Что показывает индекс демократии и как он рассчитывается
Индекс демократии классифицирует страны мира по уровню развития демократии. Индекс ежегодно рассчитывается для более 165 стран мира британским агентством Economist Intelligence Unit. Индекс демократии рассчитывается с 2006 года.
При расчете индекса демократии учитывается 60 различных показателей, которые можно разбить на 5 основных групп:
Каждый показатель представляет из себя экспертные оценки на 60 вопросов. Ответы на вопросы преобразуются баллы. Некоторые из вопросов имеют больший вес и оказывают влияние на остальные. Такими определяющими вопросами являются:
Результаты всех 60 вопросов усредняются, взвешиваются и их на основе формируется конечный индекс демократии. Более подробно о том, как формируется конечный индекс вы можете ознакомится на сайте агентства Economist Intelligence Unit.
По итогам результатов определяется несколько видов стран мира в зависимости от уровня развития демократии:
Полноценные демократии — это страны лидеры рейтинга. В этих странах уважаются и поддерживаются политикой гражданские и политические свободы. Это в первую очередь либеральные демократии, где имеется независимая судебная система, независимые СМИ. Если есть какие-либо демократические ограничения в подобных странах то они весьма незначительны.
Несовершенные демократии — это также страны с высоким уровнем развития демократических свобод, выборы здесь прозрачные и справедливые. Однако, некоторые из прав и свобод могут быть ограниченны, например может существовать ограничение свобод СМИ. В этих странах чуть менее развита демократическая политическая культура, и не такой высокий уровень политического участия.
Гибридные режимы. В странах гибридными режимами существует ряд некоторых нарушений свобод, которые так или иначе ограничивают их и мешают справедливому функционирования системы. В таких странах как правило нет независимой судебной системы, достаточно высокий уровень коррупции, притеснения и цензурирование СМИ. Правительство в подобных режимах оказывает давление на оппозицию, используя несовершенство системы и злоупотребляя властью.
Авторитарные режимы или другими словами автократии характеризуются отсутствием политической жизни и плюрализма. К таким режимам относятся диктатуры и абсолютные монархии. Даже если демократические институты в государстве имеются они не несут особого значения, а гражданские свободы и права зачастую нарушаются. СМИ полностью подвластно государству, судебная власть также подконтрольна власти, правительство и власть не терпит любой критики в свой адрес. Выборы либо отсутствую, либо носят номинальный характер, где все заранее определенно и голос граждан ни на что не влияет.
Несмотря на четкое разделение по 4 группам, внутри групп режимы в разных странах могут также отличаться и быть ближе к нижней или верхней границе.
Определение уровня демократии в стране важно, так как оно так или иначе отображает уровень жизни населения. Так в авторитарных режимах как правило уровень жизни ниже чем в полноценных демократиях, за редким исключением.
Рейтинг стран по уровню демократии на 2020 год
Несмотря на то, что рейтинг этот абсолютно свежий и опубликован агентством Economist Intelligence Unit в январе 2020 года, все результаты и показатели уровня демократии в странах мира основаны на данных 2019 года. Так самой демократичной страной мира была признана Норвегия, с практически максимальным баллом — 9.87. В первую пятерку также входят Исландия — 9.58, Швеция — 9.39, Новая Зеландия — 9.26 и Финляндия — 9.25. Полный список и рейтинг стран мира по индексу демократии вы можете просмотреть ниже в таблице.
Россия и другие страны в рейтинге индекса демократии
По состоянию на 2020 год Россия улучшила свои позиции и поднялась в рейтинге стран мира по уровню демократии на 134 место. За 1 год Россия поднялась сразу на 10 мест.
В прошлом, несколько лет назад, эксперты индекса демократии относили страну к гибридным режимам, однако анализ текущих рассчитываемых показателей позволяет поместить Россию лишь в группу авторитарных режимов рейтинга. Справедливости ради стоит, сказать что многие ставят под сомнение справедливость и объективность британского агенства и экспертов. Вполне возможно, что со стороны Великобритании может быть политическая ангажированность и пропаганда по отношению к России, учитывая напряженность исторических и современных отношений этих двух держав.
Тем не менее сейчас Россия занимает место среди таких стран как Конго, Руанда и Зимбабве, в то время как Украина расположилась на 78 месте, а Эстония и вовсе на 27 месте, несмотря на ограничение российских СМИ. Что касается других стран бывшего СССР, то они расположились следующим образом: Туркменистан — 162 место, Таджикистан — 159 место, Узбекистан — 157 место, Беларусь — 150 место, Азербайджан — 146 место, Казахстан — 139 место, Киргизия — 101 место, Грузия — 89, Армения — 86, Молдова — 83, Латвия — 38, Литва — 36.
А на этом сегодня все про демократию и ее уровень в странах мира. Добавляйте статью в закладки, делитесь с друзьями и подписывайтесь на мои статьи по e-mail. Успехов и до новых встреч на страницах проекта Тюлягин!
Что такое демократия и зачем она нужна
Понятие демократии, то есть «власти народа», очень размытое. Систем демократии очень большое количество – от прямой демократии до рассмотрения установления диктатуры как изъявления воли народа. Поэтому нам нужно чётко сформулировать, что социал-демократы подразумевают под демократией.
Социал-демократы, как это ясно из названия идеологии, выступают за демократию, однако тут важно уточнить, о какой демократии идёт речь и что входит в это понятие. Ведь при желании можно придумать какую угодно демагогию – например, что диктатор выражает волю народа, а значит народ управляет через него, то есть диктатура – это демократия. Чтобы не попадаться на такой ловкий словесный маскарад, нам и нужно знать, что такое демократия.
Как мы уже отмечали, даже современные демократические системы, о которых пойдёт здесь речь, порой оказываются неспособны эффективно выражать интересы большей части граждан. Это не значит, что демократические институты не работают — это значит, что их недостаточно и их нужно дополнять (путь к чему мы наметили в статье об осознанной демократии), но и обойтись без них невозможно.
Что такое демократия
В реальной жизни демократия не является народовластием, поскольку весь народ не может выполнять функции политического властвования. Под демократией понимают форму правления государства, характеризующуюся признанием народа источником власти, равноправием граждан, подчинением меньшинства большинству при принятии решений и признанием ценности мнений, интересов меньшинства, выборностью основных органов государства и другими характерными признаками, основным из которых выступает соблюдение прав и свобод человека.
Демократические «правила игры»
Как верно отмечено в словаре по политологии, демократия подразумевает наличие определённого набора институтов. Без атрибутов этого набора она не может являться демократией. Чем шире этот набор представлен – тем в большей степени можно говорить о наличии демократии. Частично они перечислены в программном документе ООН «Демократия и права человека»:
Верховенство права
Демократия и права человека. Роль Организации Объединённых Наций
Демократические законы
Для осуществления демократии нужен также набор разумных законов, её защищающих. Потому что если реализовано верховенство права, но нет, скажем, закона, устанавливающего наказание за фальсификацию выборов, то это значит, что их можно фальсифицировать, даже несмотря на реализацию верховенства права, что также приводит к отсутствию демократии.
Где принимаются глупые законы, которые не могут исполняться на практике, и где демократия не защищена разумными законами, тяжело говорить о реализации демократии
Многопартийность
Граждане должны иметь возможность создавать свои партии, причём без существенных бюрократических барьеров – на случай, если имеющиеся партии не выражают их воли. Тут имеет значение практически всё, что отражено в законодательстве о политических партиях – от необходимого количества подписей для регистрации до условий ликвидации. Лучшим в этом отношении будет то законодательство, при котором более-менее значимая группа единомышленников (в случае современной России, это, скажем, тысяча человек из определённого количества разных регионов) имеет возможность в краткие сроки (2-3 месяца) зарегистрировать партию, имеющую возможность принимать участие в выборах в парламент.
Как выглядит демократический многопартийный парламент на примере шведского Риксдага
Действительно, если народ не имеет права свободно создавать свои политические партии для участия в выборах, то при вырождении имеющихся партий он фактически лишён власти и возможности влиять на политику (отдельного человека система может легко «задавить», с организованными же в партию людьми гораздо сложнее бороться). Ни о какой демократии в этом случае говорить не приходится.
Сильная оппозиция
Если оппозиционных партий много, но все они либо по большей части копируют ценности и программу правящей, либо представляют собой малочисленные и небольшие организации, вряд ли можно говорить о наличии демократии. Мы уже разбирали в статье о том, почему одни страны богатые, а другие бедные, почему сильная оппозиция является одним из важнейших инклюзивных институтов. Кандидат политических наук Кирилл Пономарёв отмечает:
Политическая оппозиция или реальная возможность её существования является атрибутивной характеристикой демократического режима.
Сменяемость власти
Всеобщее избирательное право
Если у нас нет всеобщего избирательного права, это значит, что кто-то определяет, кому давать право голоса, а кому нет. Таким образом, это легко может стать не властью народа, а властью того, кто определяет, кому давать право голоса. Таким образом, мы снова скатываемся в управляемую демократию, по сути – в диктатуру. Кроме того, если часть граждан имеет избирательное право, а часть не имеет, это означает, что первая часть оказывается привилегированной, и это один из атрибутов неравенства. Избирательные цензы создают неравенство, являются одним из инструментов для создания новых элит.
Свобода СМИ
Американский опыт первой половины ХХ века показывает также важнейшую роль свободных СМИ в формировании благотворной обратной связи. В 1906 году президент Рузвельт ввёл в обиход термин «разгребатель грязи» (muckraker), намекающий на одного из персонажей «Путешествия пилигрима» Джона Баньяна. «Разгребателями грязи» Рузвельт называл газетчиков, которые казались ему слишком навязчивыми. Слово прижилось и стало обозначать журналистов — пусть и навязчивых, но эффективных, — которые вытаскивали на свет тёмные дела «баронов-разбойников», включая подкуп местных и федеральных политиков. Пожалуй, самой знаменитой «разгребательницей грязи» была Ида Тарбелл, чья вышедшая в 1904 году книга «История компании Standard Oil» сыграла ключевую роль в том, что общественное мнение было настроено против Рокфеллера и его бизнеса, и в конце концов это привело к расформированию Standard Oil в 1911 году. Ещё один известный «разгребатель» — адвокат и литератор Луис Брендайс, которого президент Вильсон впоследствии назначил председателем Верховного суда. Брендайс в своей книге «Чужие деньги и как банкиры их используют» исследовал ряд финансовых скандалов, и эти исследования оказали большое влияние на деятельность «Комитета Паджо». Газетный магнат Уильям Рэндольф Хёрст также играл заметную роль в «разгребании грязи». В 1906 году он разместил в своем журнале Cosmopolitan серию статей Дэвида Грэма Филлипса под общим названием «Измена Сената», которая положила начало кампании за прямые выборы в Сенат — ещё одна ключевая реформа «прогрессистов», ставшая реальностью с принятием Семнадцатой поправки к Конституции США (1913).
Свободные СМИ – главный враг тех, кто хочет уничтожить демократию. Они способны разоблачать этих людей, критиковать, мобилизовать против них граждан. Свободные СМИ доносят до граждан информацию об оппозиции и её предложениях.
Частная собственность
Мы уже описывали в отдельной статье, почему гарантии прав частной собственности необходимы; они также многое значат для обеспечения демократии. Дело в том, что любой политической силе необходимо финансирование, и, если за оппозицией не стоит никаких собственников, то эта оппозиция будет нищей, а следовательно – слабой по отношению ко власти, следовательно – неспособной противостоять установлению диктатуры. И напротив, если вся собственность или большая её часть принадлежат государству, то номенклатура имеет все необходимые рычаги для установления диктатуры. В стране обязательно должны быть независимые от государства капиталы.
Минимальное неравенство
Свобода собраний и митингов
Свобода собраний в современной России. Фото Reuters и Сергея Карпухина
Если же такие ограничения не сняты, власти могут не давать разрешения на проведение мероприятия, могут давать разрешение на их проведение лишь в неудобном месте, и различными другими способами саботировать проведение мероприятий, выражающих волю народа.
Децентрализация власти
Такое разделение нужно для того, чтобы человек или группа людей, вознамерившиеся установить свою диктатуру, могли получать отпор (от неподконтрольных им и обладающих властью групп). В демократической системе такая номенклатурная группа исполнительной власти может, допустим, попробовать провести закон об ограничении свободы собраний, но встретит отпор со стороны сильной оппозиции, свободной прессы и вышедших на демонстрации масс. Этот отпор спровоцирует дебаты в парламенте – представленные в нём оппозиционные партии будут использовать поддержку прессы и масс для своего усиления, вплоть до отстранения номенклатурной группы от исполнительной власти. В случае же, если эта группа прибегнет к незаконным способам борьбы, в ход вступит судебная власть и эта группа может быть арестована.
В России 90-х годов не оказалось сильной оппозиции, не было минимального неравенства, и не было обеспечено разделение властей, поэтому она не смогла отойти от авторитаризма.
Почему демократия эффективнее авторитаризма
Демократия гораздо быстрее реагирует на необходимость изменений. Если что-то в политике и экономике государства работает плохо, свободные СМИ это выявляют, освещают и совместно с оппозицией вырабатывают варианты решения. Эти варианты решения могут быть как использованы властью, так и оппозицией для победы в выборах. Власть, которая не способна эффективно реагировать на назревшие изменения, сменяется на выборах.
При авторитаризме же нет подобных эффективных механизмов. Если при демократии власть некомпетентна – её реально поменять на выборах. Если без демократии она некомпетентна – поменять её почти нереально. Таким образом, проблемы общества будут накапливаться, и страна будет отставать в развитии от тех, чьи правительства быстрее реагируют на необходимость изменений. Кроме того, если не позволять оппозиционным силам приходить к власти законным путём, они придут к ней незаконным, то есть отсутствие демократии может привести к революции либо к подобию «дворцового переворота», когда к власти приходит не тот, кто смог убедить массы, а наиболее приспособленный к закулисным интригам. Поэтому нет ничего удивительного в том, что Сталину удалось захватить власть — ведь большевики не создали современных демократических институтов сдерживания.
Демократия выгодна для всех политических сил страны, которые уверены в своей правоте и возможности победить честно. Она даёт возможность каждому движению честно победить на выборах и сформировать правительство в случае кризиса другого движения.
Поэтому страны, являющиеся лидерами рейтингов демократичности – например, индекса демократии от The Economist Intelligence Unit 25 – являются также лидерами по важнейшим показателям уровня жизни в стране (мы будем писать об этих показателях в отдельной статье, пока что же достаточно указать ИЧР 26 и другие показатели, о которых мы упомянули в статье с мифами о социал-демократах).
Страны мира по индексу демократии. Автор: Goemon, взято с commons.wikimedia.org
Демократические режимы постепенно вытесняют авторитарные, поскольку лучше справляются с политическими задачами. Вот, например, визуализация исследования портала Our World in Data 27 :
Демократии постепенно вытесняют авторитарные режимы
В исследовании Our World in Data делается вывод, что демократические страны богаче, люди в них более здоровы, и в них лучше защищаются права человека.
Вероятно, самое древнее крупное военное столкновение между демократией и авторитаризмом — это Марафонская битва, когда войско, состоявшее по большей части из граждан демократических Афин, разгромило значительно превосходившую его численно персидскую армию. Позднее последовала Пелопонесская война, в которой Афины громили авторитарную Спарту на начальном периоде, однако в итоге сами оказались разгромлены. Вновь силы демократии и авторитаризма столкнулись в Войнах первой коалиции, когда демократическая Франция одержала победу над целой коалицией монархических стран. В остальных случаях трудно говорить о чистых противостояниях демократии и авторитаризма. Можно лишь вспомнить так называемую «Холодную войну», в которой демократические государства доказали своё превосходство над авторитарным соцблоком. Причина превосходства демократии над авторитаризмом – в том, что демократия выражает интересы большинства граждан (в то время как авторитаризм – интересы узкой прослойки), в результате чего те проявляют больше старания и воли в борьбе, а также имеют больше пространства для творчества.
Кандидат экономических наук, научный руководитель Центра исследований модернизации Дмитрий Травин отмечает:
Демократия при решении экономических проблем, бесспорно, эффективнее авторитаризма в стабильном обществе с устоявшимися правовыми нормами. В частности, парламентская республика оказывается хорошим антикоррупционным инструментом, поскольку обладающая значительными правами оппозиция заинтересована в том, чтобы контролировать действия чиновников, которых назначили её политические противники.
Сама по себе демократия не способна сделать уровень жизни высоким, но это один из важных компонентов успеха. Если все остальные компоненты находятся на высоком уровне, то добиться высокого уровня жизни возможно и без демократии, однако случается это крайне редко и такие результаты недолговечны.
Демократия эффективнее реализовывает прогрессивные ценности, чем авторитаризм, и сама является одной из них, она в целом является более эффективной системой для развития страны. В демократических странах выше уровень жизни и свобод. Наконец, демократия нужна в первую очередь хотя бы для того, чтобы вы имели возможность сами решать свою судьбу, а не беспомощно наблюдали, как за вас это делает группа олигархов. То есть она является защитой от рабства. Одно это дорогого стоит. Поэтому одна из первоочерёдных задач социал-демократического движения – борьба за демократию, в том числе и за повышение её уровня.
Источники
Главный редактор и создатель «Логики прогресса». Искусствовед по образованию, состоял в нескольких различных левых оппозиционных движениях.
У нас нет миллионных рекламных бюджетов, поэтому делитесь статьёй в соцсетях, если разделяете мнение, высказанное в ней
Редакция онлайн-журнала «Логика прогресса» разрешает комментарии, потому что не боится дискуссии и стремится к наиболее объективному отображению информации. Мы призываем всех присоединиться к обсуждениям, высказывать своё мнение и конструктивную критику.
Ещё исследование по теме:
https://carnegie.ru/commentary/59763