Демократия и республика в чем разница
Разница между республикой и демократией
Чем отличается республика от демократии? Для большинства людей «республика» и «демократия» — понятия практически тождественные. Можно сказать, две стороны одной медали. Но такая очевидность обманчива.
Из истории вопроса
В современный язык оба слова пришли из древних времён. Римляне оставили нам в наследство республику: в буквальном переводе с латыни «res publica» — «вещь публичная». Подразумевается форма государственного правления, когда получить власть можно только от народа, через выборы, а не по праву наследования полномочий.
От греков мы получили демократию: «demos» (народ), «kratos» (власть). В политических системах, основанных на демократии, власть полностью принадлежит народу. Каждый участвует в принятии политических решений, имея полный комплект различных прав и свобод.
Равенство избирательного права есть только у демократии, сторонники республики не считают такое условие обязательным. Почему же возникает путаница, ощущение синонимичности? Всё просто: демократия прочно связана именно с республиканской формой, а для республики характерна демократичность, уровень которой продиктован степень неравенства избирательных возможностей граждан государства.
Республика и демократия: базовые характеристики
При детальном изучении обоих феноменов разница становится более заметной. Вы имеете дело с республикой, если:
Не все республики одинаковы. Они различаются по принципу территориального деления, по структуре государственного управления. То же и с демократией: есть целая группа видов и подвидов. Однако наибольшее распространение получила либеральная демократия. Вот её классические черты:
Ещё несколько слов об отличиях
Свободные выборы, гарантированная защита гражданских прав — основа основ обеих систем. Но, если брать их чистые формы, то можно заметить разницу в защите прав меньшинств (только в республике они прописаны в конституции), в ограничениях, которые закон налагает на правящую часть. Иными словами, при демократии страной правят люди, при республике — законы.
Однако в современном мире всё большее распространение получают такие варианты, как «демократическая республика». Оптимальный компромисс из серии «и нашим, и вашим», когда люди вправе вмешиваться в решение насущных для страны моментов.
Чем отличается республика от демократии
Понятия «республика» и «демократия» довольно похожи, но они не являются синонимами. У них есть как сходные черты, так и существенные различия.
Республика. Значение понятия
Термин «республика» происходит от латинской фразы «res publica», что переводится как «вещь публичная (общественная)».
Как форма государственного правления она представляет собой такую систему, при которой вся власть предоставляется народом, т.е. выборным путём. Исключаются наследственный и «божественный» принципы передачи полномочий.
Основные характеристики современной республики:
Республика может быть как унитарной (т.е. единой по территориальному устройству с централизованной властью), так и федеративной (т.е. несколько относительно самостоятельных территориальных единиц, объединённых в одно государство). К первому типу принадлежат: Франция, Италия и др. страны. Ко второму – Россия, Германия и др.
По принципу осуществления государственного управления республики могут быть:
Помимо основных перечисленных бывают ещё советские, народные, аристократические, демократические, исламские и другие виды республик.
Большая часть современных республик является демократическими.
Демократия. Значение понятия
Термин «демократия» образован от двух древнегреческих слов: «демос» – народ и «кратос» – власть.
Демократия представляет собой такую политическую систему, при которой власть принадлежит народу, а каждый человек обладает обязательным набором прав и свобод и участвует в принятии политических решений.
По способам управления демократия может быть прямой и представительной. При прямой форме все решения принимаются непосредственно людьми через их прямое волеизъявление. Для реализации этого процесса проводятся различные референдумы и опросы. Однако такая система имеет ряд проблем, первой из которых является большая численность населения. При большом количестве людей для системы прямого управления возникают сложности с обсуждением важных вопросов и поиском компромиссов. Т.к. решения принимаются большинством голосов, мнение меньшинства просто не учитывается. А поскольку далеко не все люди являются достаточно образованными и грамотными в политических и экономических вопросах, мнения и решения большинства могут быть неверны.
Для демократий представительного типа характерно делегирование части народных полномочий выбранным специалистам. Проводятся выборы, на которых люди избирают своих представителей в органы власти. Считается, что это один из наиболее эффективных способов управления. У данной формы тоже есть ряд проблем: коррупция, бюрократия, популизм, узурпация власти и т.п. Поэтому очень важной является система ограничений для пресечения возможных злоупотреблений.
Из этих двух базовых моделей на практике выделилось несколько видов демократии: олигархическая, социалистическая, эгалитарная, либеральная и имитационная.
Но обычно понятие «демократия» ассоциируется с одной её разновидностью – либеральной. Для неё характерны:
Общие черты
Различия
Итак, обе системы основаны на свободных и честных выборах, защите прав граждан. Однако они различаются в представленности и защите прав меньшинства и налагаемыми на правительство ограничениями.
Это касается чистых форм данных систем. На практике же встречаются зачастую смешанные типы, например, «демократическая республика».
Чем республика лучше демократии
Данное сообщение (материал) создано и (или) распространено иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, выполняющим функции иностранного агента
О свободе, праве и других республиканских идеалах
Провозглашение Итальянской Республики, 1946.
Фото: Gamma-Keystone / Getty Images
Может показаться, что я пренебрегаю «бритвой Оккама», пытаясь объяснить нечто простое и понятное довольно сложно, но мне трудно преодолеть впечатление, что широко признанное в цивилизованном мире понятие почти исчезло в России не без веских к тому причин. Если вспомнить античные политические теории, то в них изначально присутствовал другой термин, а именно – демократия; причем, что характерно, таковая воспринималась не как естественная форма правления, а как один из элементов вечного круговорота. По Платону, демократия устанавливается через несколько итераций после аристократической власти – и затем сменяется тиранией. Более «гуманный» Аристотель вставлял между этими типами государства монархию, но конечного пункта в виде тирании не отрицал. Полибий позже внес и свой вклад, добавив, что непосредственно сменяющей демократию формой является охлократия, власть толпы, но при этом в остальном полностью солидаризовался с предшественниками. Собственно говоря, именно этот транзит мы и наблюдаем в России на протяжении последней четверти века (историческое время сжимается, не так ли?) – и потому совершенно логично, что о демократии (необратимо ушедшей до нового «длинного цикла») мы с ненавистью или воздыханиями вспоминаем почти каждый день, а о республике – практически никогда.
Немного истории: Республика и Демократия
Глава 1 Немного истории: Республика и Демократия
Демократия — это, когда два волка и ягненок голосуют, что будет на ужин.
Бенджамин Франклин, член Конституционного конвента, один из основателей государства
Сегодняшние определения не ставят Демократию и Республику даже в одну смысловую категорию. Тем не менее в конце XVIII века, когда новое американское государство обрело независимость, основатели страны четко противопоставляли эти два понятия как формы правления. Чем же демократия отличается от республики, и почему отцы-основатели так настаивали именно на конституционной республике и так предостерегали от демократии? Чтобы это понять, вспомним принципиальную разницу между ними.
Правление народных масс. Большинство решает все; меньшинство подчиняется большинству. По определению: отсутствуют фундаментальные права — все права устанавливаются, меняются и отбираются путем народного голосования и принимаются простым большинством голосов. Законом становится то, за что проголосовало большинство, независимо от содержания закона. Выборы кандидатов на официальные посты также осуществляются путем народного голосования, и победителем становится кандидат, набравший простое большинство голосов.
Законодательное правление. Все граждане имеют определенные неотъемлемые права, гарантированные Конституцией, даже если большинство проголосует за лишение этих прав. Таким образом права меньшинства защищены от влияний или злодеяний большинства. Выборы производятся путем народного голосования за представителей, которые действуют в правительстве от имени выбравших их граждан.
Словарь Ожегова определяет понятия «демократия» и «республика» следующим образом:
Демократия — политический строй, основанный на признании принципов народовластия, свободы и равноправия граждан.
Республика — форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит выборным представительным органам [29].
Однако справочник армии США от 20 ноября 1928 года определяет эти же понятия несколько иначе:
Демократия — правление народных масс. Лидерство определяется путем народных собраний или другим способом прямого голосования. Приводит к охлократии. Отношение к собственности — коммунистическое; отрицание права на собственность. Отношение к закону таково, что желание большинства всегда будет главенствующим, независимо от того, основано это желание на эмоциях, личных пристрастиях, предвзятости или импульсивности — без заботы о последствиях. Выливается в демагогию, вседозволенность, волнения, недовольство и анархию.
Республика — лидерство определяется путем избрания народом представителей, действующих от его имени и в его интересах. Отношение к собственности — уважение к индивидуальным правам. Отношение к закону — правовое управление по жестким правилам и установленным принципам, со строгой заботой о последствиях. Избегает крайности тирании и охлократии. Выражается в искусстве управлять государством, свободе, правосудии, довольстве и прогрессе. Это «стандартная» форма правления [7].
Если США — не демократия, то почему же сегодня в Америке все, кому не лень — от телеведущих до президента, — говорят о США как о демократии и, главное, хотят навязать эту самую демократию остальному миру? Может быть, потому что они не знают разницы? Так же, как их учителя и родители тоже не знали разницы, которой их в свое время тоже не учили. А может быть, превращение республики в демократию происходит умышленно? Почему новые власти так боятся слова «республика», на которой настаивали основатели страны?
Отцы государства очень хорошо знали разницу между республикой и демократией. Джеймс Мэдисон (James Madison), четвертый президент США, предупреждал, что демократия несовместима с личной безопасностью граждан и их правами на собственность. Александр Гамильтон (Alexander Hamilton), один из основателей государства, утверждал: «Мы — республиканская власть. Настоящая свобода никогда не может быть найдена в деспотизме или крайностях демократии». Когда Бенджамина Франклина (Benjamin Franklin) спросили, какую форму правительства он и его соратники создали, он ответил: «Республику, если вам удастся ее сохранить» [7].
Основатели понимали, что есть целый спектр, характеризующий степень свободы граждан. На одном конце спектра 0 % правительства и 100 % свободы, то есть анархия, а на другом — 100 % правительства и 0 % свободы, то есть тоталитаризм. По этой шкале демократия смещена от центра в сторону увеличения правительства, к социализму. Немного дальше за социализм — и мы попадаем в область фашизма и в итоге утыкаемся в тоталитаризм. Конституционная республика, законы которой ограничивают правительство, защищает жизнь и имущество граждан и дает им индивидуальную свободу. Демократия же является по сути «толпократией», то есть мнение большинства, или толпы, всегда будет правильным, независимо от того, какие идеи эта толпа выражает и продвигает. Основатели государства прекрасно осознавали этот очевидный изъян в демократии и именно поэтому делали все возможное, чтобы предостеречь от нее. Пожалуй, лучше других эту мысль сформулировал Томас Джефферсон (Thomas Jefferson), третий президент США: «Демократия — это не что иное, как правление толпы, где пятьдесят один процент людей может лишить всех прав оставшиеся сорок девять».
Несмотря на то, что многие решения в США все же принимаются по демократическому принципу большинством голосов, эти решения не могут быть приняты в противоречие Конституции США — основному закону. В истинной, «чистой» демократии этого ограничительного фактора не существует.
В последние 80-90 лет определенные элементы медленно, но верно превращали США из республики в чистую демократию, а теперь страна постепенно минует стадию социализма и приближается к тоталитаризму, нарушая и попросту игнорируя Конституцию США. В статье IV части 4 Конституции сказано, что Соединенные Штаты гарантируют каждому штату республиканскую форму правления.
США обрели независимость 4 июля 1776 года, и ни в Декларации независимости, ни в Конституции страны нет даже упоминания о таком понятии, как демократия!
Декларация независимости была изначально написана Томасом Джефферсоном, но документ, дошедший до наших дней, не полностью принадлежит его перу. Комиссия по независимости внесла значительное количество поправок в первоначальную версию. Этот «черновик» дожил до наших дней и в настоящее время хранится в архивах Библиотеки Конгресса.
Когда комиссия удовольствовалась документом, он был отправлен на дальнейшее рассмотрение и утверждение в Конгресс, который работал над ним в течение двух дней — 2 и 3 июля 1776 года. Еще более видоизмененная в результате поправок Конгресса, Декларация стала гораздо серьезнее первоначальной версии.
Декларация независимости США, подписанная 4 июля 1776 года
Сама Декларация независимости разделена на три части, в соответствии со стилем, который был очень популярным в то время: 1) преамбула; 2) список недовольств и заявлений и 3) итог всего вышесказанного. Любопытно, что большую часть преамбулы Джефферсон позаимствовал из работы Джорджа Мэйсона «Виргинская декларация прав» (Virginia Declaration of Rights). В то время подобное копирование чужого труда считалось абсолютно нормальным в этическом плане, несмотря на то, что сегодня такое действо вызвало бы бурю негодования.
Преамбула утверждает, что у всех людей есть неотъемлемые права, что правительство существует для утверждения и поддержания этих прав, и если оно становится для них помехой, то такое правительство должно быть свергнуто. Также отмечено, что люди готовы согласиться на некоторое ущемление своих прав, чтобы не доводить дело до экстремальных мер, но подобное терпение не является безграничным. Давление на колонии со стороны британского короля Георга III достигло именно такого размаха и переполнило чашу терпения колонистов. Сейчас пришло время предоставить всему миру реальные факты.
Во второй части Декларация перечисляет преступления Георга III против колонистов. Таких преступлений насчитывается почти тридцать, и после их перечисления следует прямое обвинение народа Британии в том, что они позволили такую несправедливость со стороны властей. Документ также заявляет, что у новой нации нет долговременных претензий к Британии, но что она окажет ей сопротивление, если возникнет такая необходимость: «Враги в войне, в мире — друзья».
Третья часть и кульминация документа — это собственно декларация, смысл которой может быть сведен к следующему: «Люди колоний торжественно объявляют, что объединенные колонии являются свободными и независимыми штатами» [1].
imperialcommiss
IMPERIAL COMMISSAR
Бенджамин Франклин, член Конституционного конвента, один из основателей государства:
Демократия – это когда два волка и ягненок голосуют, что будет на ужин.
Сегодняшние определения не ставят Демократию и Республику даже в одну смысловую категорию. Тем не менее в конце XVIII века, когда новое американское государство обрело независимость, основатели страны четко противопоставляли эти два понятия как формы правления. Чем же демократия отличается от республики, и почему отцы-основатели так настаивали именно на конституционной республике и так предостерегали от демократии? Чтобы это понять, вспомним принципиальную разницу между ними.
Правление народных масс. Большинство решает все; меньшинство подчиняется большинству. По определению: отсутствуют фундаментальные права – все права устанавливаются, меняются и отбираются путем народного голосования и принимаются простым большинством голосов. Законом становится то, за что проголосовало большинство, независимо от содержания закона. Выборы кандидатов на официальные посты также осуществляются путем народного голосования, и победителем становится кандидат, набравший простое большинство голосов.
Законодательное правление. Все граждане имеют определенные неотъемлемые права, гарантированные Конституцией, даже если большинство проголосует за лишение этих прав. Таким образом права меньшинства защищены от влияний или злодеяний большинства. Выборы производятся путем народного голосования за представителей, которые действуют в правительстве от имени выбравших их граждан.
Словарь Ожегова определяет понятия «демократия» и «республика» следующим образом:
Демократия – политический строй, основанный на признании принципов народовластия, свободы и равноправия граждан.
Республика – форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит выборным представительным органам.
Однако справочник армии США от 20 ноября 1928 года определяет эти же понятия несколько иначе:
Демократия – правление народных масс. Лидерство определяется путем народных собраний или другим способом прямого голосования. Приводит к охлократии. Отношение к собственности – коммунистическое; отрицание права на собственность. Отношение к закону таково, что желание большинства всегда будет главенствующим, независимо от того, основано это желание на эмоциях, личных пристрастиях, предвзятости или импульсивности – без заботы о последствиях. Выливается в демагогию, вседозволенность, волнения, недовольство и анархию.
Республика – лидерство определяется путем избрания народом представителей, действующих от его имени и в его интересах. Отношение к собственности – уважение к индивидуальным правам. Отношение к закону – правовое управление по жестким правилам и установленным принципам, со строгой заботой о последствиях. Избегает крайности тирании и охлократии. Выражается в искусстве управлять государством, свободе, правосудии, довольстве и прогрессе. Это «стандартная» форма правления.
Если США – не демократия, то почему же сегодня в Америке все, кому не лень – от телеведущих до президента, – говорят о США как о демократии и, главное, хотят навязать эту самую демократию остальному миру? Может быть, потому что они не знают разницы? Так же, как их учителя и родители тоже не знали разницы, которой их в свое время тоже не учили. А может быть, превращение республики в демократию происходит умышленно? Почему новые власти так боятся слова «республика», на которой настаивали основатели страны?
Отцы государства очень хорошо знали разницу между республикой и демократией. Джеймс Мэдисон (James Madison), четвертый президент США, предупреждал, что демократия несовместима с личной безопасностью граждан и их правами на собственность. Александр Гамильтон (Alexander Hamilton), один из основателей государства, утверждал: «Мы – республиканская власть. Настоящая свобода никогда не может быть найдена в деспотизме или крайностях демократии». Когда Бенджамина Франклина (Benjamin Franklin) спросили, какую форму правительства он и его соратники создали, он ответил: «Республику, если вам удастся ее сохранить».
Основатели понимали, что есть целый спектр, характеризующий степень свободы граждан. На одном конце спектра 0% правительства и 100% свободы, то есть анархия, а на другом – 100% правительства и 0% свободы, то есть тоталитаризм. По этой шкале демократия смещена от центра в сторону увеличения правительства, к социализму. Немного дальше за социализм – и мы попадаем в область фашизма и в итоге утыкаемся в тоталитаризм.
Конституционная республика, законы которой ограничивают правительство, защищает жизнь и имущество граждан и дает им индивидуальную свободу. Демократия же является по сути «толпократией», то есть мнение большинства, или толпы, всегда будет правильным, независимо от того, какие идеи эта толпа выражает и продвигает. Основатели государства прекрасно осознавали этот очевидный изъян в демократии и именно поэтому делали все возможное, чтобы предостеречь от нее. Пожалуй, лучше других эту мысль сформулировал Томас Джефферсон (Thomas Jefferson), третий президент США: «Демократия – это не что иное, как правление толпы, где пятьдесят один процент людей может лишить всех прав оставшиеся сорок девять».
Несмотря на то, что многие решения в США все же принимаются по демократическому принципу большинством голосов, эти решения не могут быть приняты в противоречие Конституции США – основному закону. В истинной, «чистой» демократии этого ограничительного фактора не существует.
В последние 80-90 лет определенные элементы медленно, но верно превращали США из республики в чистую демократию, а теперь страна постепенно минует стадию социализма и приближается к тоталитаризму, нарушая и попросту игнорируя Конституцию США. В статье IV части 4 Конституции сказано, что Соединенные Штаты гарантируют каждому штату республиканскую форму правления.
США обрели независимость 4 июля 1776 года, и ни в Декларации независимости, ни в Конституции страны нет даже упоминания о таком понятии, как демократия!
Декларация независимости была изначально написана Томасом Джефферсоном, но документ, дошедший до наших дней, не полностью принадлежит его перу. Комиссия по независимости внесла значительное количество поправок в первоначальную версию. Этот «черновик» дожил до наших дней и в настоящее время хранится в архивах Библиотеки Конгресса.
Когда комиссия удовольствовалась документом, он был отправлен на дальнейшее рассмотрение и утверждение в Конгресс, который работал над ним в течение двух дней – 2 и 3 июля 1776 года. Еще более видоизмененная в результате поправок Конгресса, Декларация стала гораздо серьезнее первоначальной версии.