Демоны и черти в чем разница
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Постоянные читатели
—Статистика
Итак, читаем, запоминаем и не путаем.
Семантический анализ термина «сатана» позволяет заключить, что это не простое, а сложносоставное слово. Два важных корня заключено в нем: сат (sat) + «ан» с окончанием «а».
Первый – «сат» – имеет два основных значения: 1) мощный, жесткий; 2) истина, правда. Второй – ан – большой, великий. Отсюда и «великан» – «большой среди великих«. Принимая во внимание второе смысловое значение корня сат, нетрудно определить, что «сатана» обозначает «великая истина» или «великая правда». Она может быть и мощной, жесткой.
Не случайно в книге Иова сам Бог выступил в облике сатаны, и эта идея передается своеобразным языком отображения. Он вносит в нашу жизнь испытания, если мы вступили на путь ложного направления действий. Представление о некой единой реальности, истине – sat, где растворены и объект и субъект, можно найти и в дзен-буддизме.
Корень сат – древний, и вышеприведенная трактовка соответствует санскритской или праславянской лингвистической структуре. Вполне возможно, что и в древнееврейском языке было нечто подобное. Неслучайно Иов сказал о Боге: «Ты сделался жестким ко мне; крепкою рукою враждуешь против меня» (Иов 30:21). В этом стихе прослеживается идея великой мощности, жесткости. Она выступает, кроме того, еще истиной и правдой, которую не может постигнуть человек.
Слово «Дьявол» в Святом Писании имеет отношение не к какому-то сверхсуществу, противостоящему Богу, а к обычному человеку. Греческое слово «diabolis», которое воспроизводится как «діаволъ», означает «лжеобвинитель, лжец» с оттенком «враг». Дьявол выступает как символ олицетворения клеветника, в виде человека, искажающего правду. Наша вторая ипостась дьявольская. Любые грешные деяния человека – дьявольские, но не в том смысле, что они навязаны ему какой-то могущественной сущностью, противостоящей Богу, а в том, что человек поступает по своему своеволию.
В этом смысле можно трактовать сложные стихи: «Кто делает грех, тот от диавола» (1 Ин. 3:8) или «…дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, то-есть диавола» (Евр. 2:14). Прекрасное сравнение грешного человека с дьяволом дано в шестом стихе 108 псалма: «Поставь над ним нечестивого, и диавол да станет одесную его». Основная идея, что «грехи наши» и «дело дьявола» – это по сути одно и то же. В Деяниях (5:3) апостол Петр говорит Ананию: «Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому». Закладывая в наши мысли греховный план, мы запускаем программу его осуществления.
Здесь существует несколько версий:
3. В третьей версии, чрезмерно гордившийся собой, наслаждающийся приближенностью к Богу, Люцифер не захотел иметь над собой никаких хозяев даже Бога. Этот прекрасный и мудрый ангел возжелал славы и почтения, принадлежащих лишь Богу. Он жаждал власти и хотел сам управлять Вселенной вместо Творца. «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой, и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему» (Исаия 14:13,14). Желая занять не принадлежащее ему место, Люцифер сеял смуту среди прочих небожителей. Люцифер набрал армию таких же недовольных ангелов и повел их на войну против Господа. А когда треть ангелов восстала против Бога, Господь посчитал необходимым лишить их права на присутствие в совершенном мире. Войсками Бога командовал Архангел Михаил. «И произошла на небе война и низвержен был великий дракон» (Апокалипсис).
В общем, так или иначе, Люцифер был изгнан с неба. С тех пор, имя ему стало Сатана – противник. Но даже в этом образе он, скорее, руководитель земными делами, причём, руководитель, назначенный Богом. Е го главная работа: проверять человеческие существа и обвинять их в их злодеяниях. Правда, он циничен и чересчур старателен в исполнении своих обязанностей.
«Демон» обозначает «исполненный мудрости». Слово демон происходит от греческого термина даймон (Diamon), то есть «божественная власть», «рок», «Бог». Даймоны посредничали между богами и людьми. Человек считался удачливым, если имел рядом демона, помогающего ему.
В средние века и в период Ренессанса демоны, как посредники дьявола, стали ассоциироваться с ведьмами и колдунами.
«Шесть качеств имеют черти: тремя они подобны людям, а тремя – ангелам: как люди, они едят и пьют; как люди, они размножаются, и, как люди, они умирают; как у ангелов, у них есть крылья; как ангелы, они знают будущее, как ангелы, они ходят от одного конца мира до другого. Некоторые говорят: они принимают любой вид и могут стать видящими, но невидимыми. (Авот де раби Натан 37)»
Вот так-то. Продолжение ещё будет и оно тоже очень интересное
Демоны и черти в чем разница
Бесы, черти и демоны: От и До
Бесы, черти и демоны: От и До
Сообщение Mylene Maelinhon » 28 сен 2019, 01:02
Вчера в нашем шизофреническом чате был высокий гость — бесовской князь Артан, который является управителем эгрегора азарта и, отчасти, денег. Я, как демонолог, не работаю с Дальрам, вообще в принципе, но беседа получилась жутко занятная и информация, которая вчера поступила под винишко и неспешное интервью, показалась мне очень интересной. Потому что у нас, фактически, нет внятной информации по «низшим» инфернам — бесам, чертям, лешим и прочим домовым. Кроме бреда под густым религиозным или шизотерическим соусом, конечно, но его вы можете прочесть на каком-нибудь чмир и без моей помощи.
Давайте сегодня сделаем исключение и поговорим именно про бесов и чертей. Отстраненно, без предрассудков, строя статью не на страхе и глюке, а на внятной беседе с представителем вида. Кто они такие, какие они, как с ними работать и как с ними работать точно не следует. Статья является переработкой длинного интервью самого бесовского князя.
Говоря о демонах, джиннах и бесах, люди пользуются или латинским словом «инферн», или греческим словом «демон», причем все три народности лепят в одну кучу, не разбирая и не понимая разницы. Это примерно как лисицу, собаку и лошадь назвать одним словом, только на основании того, что они ходят на четырех ногах. И уж тем более мало кто интересовался истинными названиями этих народов. Сами по себе инферны, как вид, на их родных языках называются Атаэлим (хотя, скорее, шипящее зубное аthаэлим), что происходит от составления арамейских слов «высший, вышестоящий» и «тьмяной, темный». К этой категории относится 2 отдельных вида — Лельрам (высшие демоны) и Дальрам (низшие, в значении «более мелкие, некрупные»). Объединяет их только то, что они все живут на движке стихии Тьмы и ее сочетаниях с другими. Например, «северные» демоны чаще представляют собой водяных или древесных элементалей Тьмы, джинны — это Тьма, соединенная с Пустотой, Огнем и стихией Земли. Низшие же инферны включают Тьму в смеси со стихиями плотного мира, той самой картой у-син. Условно говоря, типичный бес или черт — это «мотор» из Тьмы и тело из земли и металла или воды и земли.
Дальрам — это то самое, исконное население ныне плотного, физического мира, которое никуда отсюда не девалось и продолжает жить-поживать в карманах реальности тонкого мира, максимально близко к физическому. Это — единственный вид, который смог более-менее приспособиться под уплотнение мира вокруг, выжить в нем и перестроить всю свою систему жизни под новые реалии. Не последнюю роль в этом сыграл тот факт, что племен дальрам было очень много и они все выполняли очень важные и полезные экологические функции — очищали пространство, следили за экологией, лечили больных зверей и растения, убирали и чистили падаль… В отличие от «антропоморфных» демонов, бесы и черти — намного ближе к животным, поэтому у них нет такого понятия, как «работа». Для них жизнь, занятость и еда — это один, общий вид деятельности, потому что они бесконечно фильтруют пространство и энергии в нем, как кит фильтрует воду, кушая планктон. В зависимости от того, какие стихии преобладают в теле беса, он будет работать с разными типами энергий и стихий, проще говоря, кушать то, чего у него в нехватке. Все они очень любят грязь, только разного толка, в зависимости от того, какая стихия для них является питательной и какую именно они фильтруют.
Кроме того, племена бесов даже внутри одного подвида будут очень сильно отличаться в зависимости от страны, где они живут — дальрам имеют тенденцию «набираться» свойств от тех, с кем живут рядом. Они перенимают языки, вкусы, особенности поведения и мышления, пытаются копировать внешний вид. Именно за счет этого в разных странах бесы будут требовать совершенно разную еду и подношения: если в России или Прибалтике они потребуют мясо, крепкий алкоголь, деньги и табак, то в Дании или Норвегии вам придется тащить на перекресток сырники, рыбу и красивые камушки. Дальрам очень плотно сотрудничают и даже смешиваются с элементалями физического плана, поэтому грань между домовым и бесом — весьма условная штука, различие будет только в отсутствии стихии Тьмы у первого, хоть деятельность у них может быть и одна.
Технически, племена дальрам можно поделить на 7 разновидностей, которые отличаются ведущими стихиями и размерами самих существ. Отличать их следует именно по росту, это ключевой момент деления расы на подвиды. У всех дальрам 4 конечности с 3мя или 4мя пальцами, голова, туловище и отличительные особенности в виде необычного цвета кожи (она бывает коричневая, красная, ярко-белая, телесная, даже зеленая), хвостов и рожек. Передвигаться мелкие виды могут как на двух ногах, так и на четырех. У них бывают разные «отклонения» в виде 3-6 рук или ног, лишних глаз и прочей экзотики, почерпнутой от животных и растений, с которыми они жили.
— Самые мелкие бесы (черти) — ростом от 10 до 30 см, это — низший вид, который максимально близок к животным и обладает примерно тем же мышлением. Они только отчасти антропоморфны и не особо то умеют говорить. Контактировать с ними следует так же, как, например, с кошками или птицами, если вы хотите от них чего-то добиться.
— Далее следуют типажи чертей от 30 до 60 см ростом, которые всё еще считаются мелкими и неразвитыми, но обладают большей силой.
— Основной массив бесов — от 70 сантиметров до 1 метра с небольшим, чаще всего они и живут на перекрестках. Всё, что выше 110 сантиметров и имеет очень крупное, массивное тело с темной кожей и большими четырехпалыми руками, но при этом не очень умеет разговаривать — это так называемые солдаты, те самые (ой вей!) «легионы духов«, о которых зачем-то написано в Лемегетоне. Да, там вот это всё написано именно про низших. Ну вы помните эту муть про «управляет 66 легионами адских духов», написанное около каждого имени демона. Кто такие эти духи и на кой черт ими управлять — непонятно, но по факту, речь идет именно про иерархию Дальрам, потому что их правящие князья и правда имеют такие легионы. Это — их армия и рабочие ресурсы. К высшим демонам эта информация никогда не имела отношения.
-И, наконец, бесовские князья Дальрам. Бесы имеют очень жесткую иерархию, которая определяется ростом, развитием и навыками существа. У каждой народности и племени, а также у территорий и эгрегоров, подвластных Дальрам, есть свой управитель. Так называемый бесовской князь. Знать у бесов — это очень развитые, мыслящие и интересные существа, максимально приближенные к высшим демонам. Они имеют полностью антропоморфный вид, но небольшой рост (130-160 см) и как бы уменьшенное, некрупное тело с тонкими костями и изящными пропорциями. У них редко бывает хвост, но практически у всех есть небольшие рожки, от 2 до 8 штук, в зависимости от вида, и копытца на ногах. На голове — волосы, лица достаточно красивые даже по людским меркам, часто бывают очень большие, красивые глаза. Мышление у них развитое, они говорят на разных языках и вполне себе приятные собеседники, если вам выпадет такая честь. С людьми они контактируют крайне редко, и к ним ни в коем случае нельзя применять типичный для демонолухов «командный тон»: вы говорите с аристократом, причем имеющим непосредственное влияние на плотную реальность и на вас. Стоит учитывать, что они — личности, причем много повидавшие и обладающие памятью, эмоциями, испытывающие чувства и привязанности. В этом аспекте люди всегда ведут себя очень некрасиво с этим видом, поэтому управители крайне редко с ними контактируют. А зря.
Вообще, если хотите визуализации бесов, то типаж дальрам и духов местности отлично показан в картинах Хаяо Миядзаки. Где некоторые виды выглядят как странные, звероподобные существа (контингент бани в «Унесенные призраками» и духи леса в «Принцесса Мононоке«) — духи местности, а другие — как не менее странные антропоморфные (Юбаба и дед Камази) — крупные бесы и управители, можно даже отметить, что на на руках у них по 3-4 крупных пальца, а у Камази под носками виднеются копытца Интересно также выделить Тоторо — локального управителя леса и безликого Каонаси — типичный пустотник, который перенимает свойства тех, кого он съел. В сцене, где Тихиро садится в поезд, мы видим тени людей и куски их мира — примерно так бесы видят плотный мир со своего ракурса. Да, дети, дедушка Хаяо — это кладезь пасхалочек
Поэтому, даже по таким, художественно обработанным картинкам, вы примерно можете понять, с кем имеете дело, работая на перекрестке или делая ритуалы в лесу. Примерно так это всё и выглядит, и не только в Азии.
Работа с Бесами
Работа с Дальрам у людей — настолько старая и развитая тема, что можно утверждать, что чаще всего маги и колдуны работают именно с ними, а не с тем, с кем они там себе придумали. Люди живут на плотном слое и в плотной форме, и, сотрудничая с богами и инфернами без внятного видения тонкого плана, они много, часто и неосознанно работают именно с Дальрам. Иногда — всю жизнь. Сейчас объясню, почему. Поскольку бесы являются, по сути, санитарами леса, очищающими пространство и энергетику слоя, то жрут они всё, что не приколочено, и вся их работа связана с тем, чтобы найти себе еду, не больше и не меньше.
Это первое, что следует знать о дальрам в плане работы. У них нет никакой тайной и сложной логики поведения, просто задайтесь вопросом: где в энном деле будет энергетический профит и с чем он связан. Во имя еды они делают абсолютно все, что они вообще делают. И все истории о том, как кого обманули бесы — это истории мошенников и доверчивых дураков.
Чтобы не стать жертвой такого произвола, нужно две вещи: хорошее зрение на тонких и прокачанный здравый смысл. Не верить, не вестись на обещания, не отдавать ничего до конца работ и не верить глазам своим. Вам будут и глюки слать, и представляться лично Асмодеем, и подыгрывать вашим собственным фантазиям… Не верьте. Кушают они стремительно и огромными порциями, и если вы даёте слабину, то закончится всё это плачевно. В лучшем случае — в психушке, о худших говорить не будем.
Первое правило работы: У вас нет, не было, не будет и быть не может никаких рычагов влияния на бесов.
Вы не можете им приказывать, угрожать, требовать. Вы можете или выгодно сотрудничать или просто общаться, но ни в коем случае не пытаться повелевать ими. Мелочь при этом картинно падет ниц, восхищенно пища «О да, великий господин!», и втихаря сожрет вас с потрохами. Князь же ломать комедию не станет, и на приказной тон и хамство вы будете собирать кусочки своих потрохов сломанными руками. Они имеют очень сильное влияние на плотные материи, поэтому огребать вы будете быстро и больно.
Работая с мелкими бесами, воспринимайте их как хитрых животных, от которых вам что то нужно. Поманите «кусочком колбасы», дайте попробовать и пообещайте покормить этим лакомством за выполненную работу. Вперед не платите, но за работу всегда платите честно, и они придут еще.
Знать Дальрам ваши подачки не интересны, они работают только с крупными делами. Нрав у них гордый и крутой, поэтому, призывая бесовского князя, применяйте садхану как для высшего демона: теплый прием, достойное угощение, выпивка, серьезный разговор и предложения. Никакого панибратства, никакого хамства, обращение по титулу, и упаси вас боги — никаких камней за пазухой. Помним про потроха и то, что он видит вас насквозь. Если вам удастся заинтересовать князя, то работа может быть действительно продуктивной и взаимовыгодной.
Как бонус — высшие дальрам очень качественно работают с телом, и могут очень хорошо помочь справиться с болезнями тела, выправить его и довести до ума.
Правило второе: Они везде. Даже там, где их быть не может.
Дальрам контролирует всё, что связано с грязью и крупными потоками энергии любого рода. А значит, всё, что связано с деньгами, властью, азартом и «бытовым» аспектом религий — их парафия.
Именно князья Дальрам контролируют эгрегоры, раздающие финансовые потоки плотного мира, наделяющие людей властью и деньгами, контролирующие толпу… Им же принадлежит эгрегор азарта, который даёт джекпоты только тем, кто не знает что с этим деньгами делать. Если у вас есть хороший бизнес план и мозги, вы НИКОГДА не выиграете в лотерею миллионы. Бесы раздают призы только тем, кто выиграет случайно, не будет знать как поступить с деньгами и быстро их профукает и пропьет. Читай: вернёт в эгрегор. Если вы знаете, как приумножить эти деньги и вложить в прибыльное дело, вам их не дадут, эгрегору это не выгодно. Вот договориться о крупном выигрыше с князем — это можно, не джекпот, но хорошую сумму со скачек или лотереи, за энные услуги, он вам обеспечить может.
С религией и магией у бесов особенные отношения. Все крупные эгрегоры, будь то ХЭ, МЭ или эгрегоры сект и магических школ — это клондайк еды для дальрам, поскольку люди оставляют там целые энергетические «состояния». Потоки энергии ХЭ или каких нибудь школ рейки — это немыслимо огромные количества энергии, которую нужно фильтровать. А около любого исполинского хищника всегда есть куча мелких падальщиков, которые за ним доедают. Поэтому, забудьте что вы там видели в кино: любой собор под ХЭ кишит бесами всех размеров и видов, они там фактически сотрудники. Именно с ними работают двуручники, что бы они там себе ни думали… Да, под видом «архангела Михаила» тоже может приходить Дальрам. Пара-пара-пам.
Поэтому, воздевая руки к нему и восклицая, что за дичь и беспредел творится во власти, у олигархов, у церкви, можете сразу себе ответить: кто-то обедает. Ищите, где кипят эмоции и обрящете обедающего. Эгрегор власти ставит «психического» политика или судью на ключевую позицию, он творит там беспредел, люди страдают — еда готова.
В СНГ и странах третьего мира бесы сейчас живут фактически в состоянии анархии, поэтому именно там происходит такая жесть и повальный грабеж всех слоев граждан. Ситуация ненормальная и нездоровая, с которой даже сами князья боятся разбираться. По крайней мере — пока. Что творится в магических школах и у всяких рейкистов — мне даже писать страшно, там жрут вообще не стесняясь, всех, всюду и досуха. Именно это рушит жизни практиков, а не практика в магии как таковая.
Правило третье: всё, что вы видели в кино о демонах — это бесы.
Технически не существует ни одной достоверной и вменяемой книги или фильма о демонах, именно о Лельрам. С некоторой натяжечкой можно вспомнить проблески здравого смысла у Булгакова и еще в пару произведений, но в общем и целом, вы никогда не видели демонов и джиннов в кино. Любой фильм об одержимости — это Дальрам. Любая история о голосах и сведении с ума — это Дальрам.
Важно знать, что все виды инфернов очень дружат и с теплотой относятся друг к другу, им запрещено вредить «своим» и тем, кто дружит со «своими». Высшие демоны охотно работают с князьями, средних дальрам полно на работе и в быту у джиннов, и за всю историю этого вида, они очень заботились друг о друге, укрывали от гонений, помогали с пропитанием и энергией и так далее. Вызовы «демонов» по книге — проблема для самих демонов, поэтому, всё, что приходит на вызовы по сигилам демонов Лемегетона — это дальрам. Высшие демоны никогда не приходят на такие вызовы, предоставляя такое право братьям своим меньшим, им и покушать, и лулзы половить, потрясая рожками и вещая от имени Самаэля…
Они хитрые, они вертлявые, они видят слабые места человека и давят на них со всех своих силенок. Поэтому, вызывая «демона», готовьтесь к приходу бесенка среднего размера, который начнет падать перед вами ниц и нести хвалебные речи о том, как вы сильны, круты, мощны и как он сейчас побежит выполнять все ваши прихоти (а зачем бы Самаэлю всё это делать, а?). Стоит дать слабину и развесить уши — он уже у вас в голове. Обедает. Вами. Именно так появляются шизотерики, орущие о своем величии и легионах Ада, коими они повелевают, живя в своих засраных съемных хрущёвках на окраине.
Mylene Maelinhon (c) материал Archaic Heart.
Особая благодарность его светлости князю Артану за приятную беседу и ответы на тонну вопросов.
Рога и копыта
В мутной месяца игре
Закружились бесы разны,
Будто листья в ноябре.
Сколько их? Куда их гонят?
Что так жалобно поют?
Домового ли хоронят,
Ведьму ль замуж выдают?
А. С. Пушкин, «Бесы» (1830)
Чур меня, чур! Теперь такое редко услышишь, правда? С прелюбодеяниями сегодня разбираются венерологи, с зелёными чертями — наркологи, а души продают на аукционе eBay. Что поделаешь — космический век. Шопенгауэр однажды сравнил религию со светлячком, которому для свечения нужна тьма. В наше время даже самые тёмные закоулки сознания освещены так ярко, что козлоподобным гуманоидам спрятаться попросту негде. Тёмные силы теперь бесформенны и абстрактны. Никаких котлов с серой и вил в бок. Неужели сказки про чертей скоро забудутся, и целый пласт европейской культуры исчезнет?
Когда-то поминание чёрта приравнивалось к матерному ругательству — чертыхались лишь пьяные матросы и уголовники. А в наше время перевод голливудского «Oh shit!» как «О, чёрт!» считается образцом лингвистической тактичности. «Мир фантастики» выступает против демобилизации дряхлой армии тьмы. Нет, мы не призываем вас поклоняться злу и рисовать пентаграммы «Гематогеном». Давайте просто вспомним, кого боялись — причём совершенно искренне — наши предки.
Тысяча чертей
Святой Антоний, одолеваемый демонами (15 век).
Чёрт, бес, демон, нечистый, лукавый, искуситель. Этих мелких рогатых пакостников часто путают с Врагом №1 — Сатаной, Люцифером, Диаволом. Беспорядок в адской иерархии объясняется тем, что и народный фольклор, и даже авторитетные теологические труды часто описывали злых духов обобщённо, не уточняя, имеется ли в виду под «дьяволом» тот самый светоносный ангел, который затеял бунт против Бога, или падшие вслед за ним ангелы низшего разряда. Библия же говорит на этот счет вполне определённо: есть Дьявол, и есть его слуги — падшие ангелы.
Тогда скажет и тем, которые по левую сторону: идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и ангелам его.
С точки зрения истории мифов бесы (ангелы Дракона) — существа сравнительно молодые. Предполагается, что слово «бес» родственно глаголу «бояться». А больше всего церковь боится конкуренции, поэтому на должности менеджеров подземного офиса был проведён конкурс среди языческих персонажей. Бесами назначили греческих демонов, занимавших промежуточное положение между богами и людьми — бестелесных существ (по другим версиям это были души умерших людей), паривших во вселенском пространстве и дававших людям советы. Для большей наглядности христианские богословы дали им черты ни в чем не повинных фавнов (сатиров): рога, хвост, копыта, шерсть. Но никаких виноградных лоз или свирелей в руках.
Также в богословии термин «бес» употреблялся для обозначения языческих богов вообще («приносили мы жертвы бесам, а не Богу. », Втор, 32:17), а выражение «полуденный бес» употреблялось славянами по отношению к любой болезни или заразе на основании толкования той же Библии: «Не убоишься. заразы, опустошающей в полдень» (Пс., 91:6).
Ангел бездны Абаддон (Аполлион) сражается с христианином.
Белемниты — окаменевшие ископаемые моллюски. На Руси назывались «чёртовы пальцы».
Колыбель цивилизации
Древние египтяне поклонялись Бесу — проказливому богу-карлику, эдакой помеси скандинавского Локи со славянским домовым. Насчёт него известно, увы, немного. Нубийское «беса» переводится как «кот». Возможно, египтяне считали Беса покровителем кошек (либо одним из мелких божеств в свите Бастет), на что отчасти указывают черты его лица.
Некоторые предполагают, что своим появлением в древнеегипетском пантеоне Бес обязан пигмеям Тва (современные Руанда, Бурунди, Уганда), содержавшимся при дворцах в качестве экзотических достопримечательностей. Еще одна — наименее вероятная — версия гласит, что, поскольку Бес считался покровителем детей и матерей, он был чьим-то божественным выкидышем.
Египетских божеств почти всегда изображали в профиль. Бес же стоит в фас, что предположительно говорит о его готовности встретить зло лицом к лицу.
Несмотря на проказливый характер, Бес считался защитником и символизировал всё хорошее, что тогда было у простых людей: домашний очаг, счастье, везение, музыку, танцы и половые утехи. Татуировки Беса находили на мумиях танцовщиц и служанок эпохи Нового Царства. Божок «лёгкой жизни» экспортировался в соседние страны и укоренялся там на целые тысячелетия. Отголоском этого считают, например, католического святого Беса (защитника солдат, усилителя плодородия женщин). Вполне возможно, что и русский бес — дальний родственник египетского, модифицированный христианством под образ врага человеческого.
Ой-вей!
Не слишком умные люди говорят, что во всем виноваты евреи и велосипедисты. Культурологи единодушны с ними, по крайней мере, насчёт первого — вклад иудаизма в оккультную мифологию сравним лишь с ролью греков в истории философии.
Аккадский шеду, дух-хранитель человека, ставший демоном у иудеев.
Древние иудеи верили в шеирим — «волосатых существ», духов природы. Этим «еврейским фавнам», веселящимся и танцующим в первобытной дикости, было принято оставлять подношения на полях.
В отличие от них демоны шедим были гораздо опаснее. Опытный каббалист мог использовать их во время сложных ритуалов, однако чаще всего шедим вселялись в людей или статуи и начинали бесчинствовать.
Шедим специализировались на различных хворях. Существовал демон оцепенения, эпилепсии, ночных кошмаров, головной боли и слепоты (последний поселялся в сосуде с водой, не прикрытом на ночь: выпей из такого — и распрощаешься со зрением).
С религиозной точки зрения эти демоны родились от сожительства Адама с Лилит, когда тот после грехопадения был разлучён с Евой на 130 лет. С научной позиции их «родителями» могли быть шумеро-аккадские духи шеду, превращенные евреями в нечистую силу. Точно так же, как тысячу лет спустя христиане превратят мифологию своих угнетателей римлян в пандемониум, из-за чего богиня плодородия Астарта станет злобным демоном Астаротом.
Другие известные еврейские демоны — Асмодей и Самаэль. Первый был мирным конструктором храма Соломона, которому средневековые оккультисты «подарили» три головы, куриные ноги и змеиный хвост, а второй — обычным ангелом смерти, охранявшим Эдем и удержавшим руку Авраама, готового заколоть своего сына.
Из всего этого может сложиться впечатление, что древние евреи были попросту помешаны на демонологии. На самом же деле «Ключи Соломона» и прочие гримуары с путаной иерархией демонов — выдумки средневековых магов.
Уместно было бы вспомнить и об арабских бесах — джиннах, однако «Мир фантастики» уже освещал эту тему. Читайте рубрику «Бестиарий» за апрель 2007 года.
Дьявол из бенедиктинского кодекса Гигас (13 век), якобы написанного под его же диктовку.
Популярная демонология
Как выглядят падшие ангелы? Ответ про козлов, змей и драконов не так прост, как кажется. Ангелы всегда изображались человекоподобными, однако Люцифер и его свита удостаивались этого далеко не всегда. Библия описывает Сатану очень скупо, называя его змеем и драконом. А Иоанну Богослову вообще явилась какая-то анимешная Годзилла со множеством голов и рогов (культурологи считают, что образ инопланетного монстра был лишь хитрым диссидентским выпадом против Римской империи).
Количество демонов почему-то всегда интересовало теологов больше, чем количество ангелов (если только те не плясали на острие иглы). Сосчитать их было непросто, ведь, если верить Григорию Нисскому, демоны совокупляются с женщинами и друг с другом, в связи с чем их популяция постоянно растёт. Цифры назывались самые разные. Епископ Альфонсо де Спина (15 век) насчитал 133316666 демонов. Ученый Иоганн Вейр (16 век) полагал, что существует 666 легионов по 6666 демонов в каждом. Так или иначе, каждый «учётчик рогатого скота» брал за основу число 666. При том, что ещё святой Ириней Лионский (2 век) утверждал, что в переписи Библии вкралась ошибка, и это число изначально было другим. В 2005 году сканирование древних папирусов показало, что Число Зверя в действительности не 666, а 616. Так что гексакосиойгексеконтагексафобия (боязнь числа 666) уже неактуальна. Как и весь христианский фольклор на эту тему.
Красная стрелка указывает на число 616 в знаменитом стихе Откровений.
Хрестоматийный облик чёрта — волосатый гуманоид со свиным рылом, ногами, копытами и длинным тонким хвостом. Нередко за спиной видны крылья (воспоминания о прежней ангельской сущности), но перепончатые, как у летучей мыши — нечистого ночного животного. Иногда бесы похожи на ящеров, иногда изображаются в виде жутких и непонятных химер. Некоторые — например, Мефистофель, — традиционно почти не отличаются от людей. Цвет демонов — чёрный. Это касается и тех тварей, в которых они превращаются (кошек, сов, жаб).
От своего ангельского прошлого черти также сохранили определённые сверхспособности, у которых появилось одно существенное ограничение — они не действуют на праведников. Подобно ангелам, черти могут становиться невидимыми, насылать видения, принимать различные обличья. Огромной физической силой они не отличаются (ещё у Пушкина было: «бедненький бес под кобылу залез, поднатужился, поднапружился. »), однако способны летать, быстро переноситься на огромные расстояния и обладают некоторой долей всеведения (а точнее, благодаря скорости передвижения, всегда свежей оперативной информацией: будущее, согласно христианской мифологии, знает только Бог), нужной им для совращения людей.
Фёдор Шаляпин в образе Мефистофеля.
Скульптуры Фагота и Бегемота (Новый Арбат).
Несмотря на «прописку» в жарком аду, на Земле черти часто распространяют вокруг себя холод. За две тысячи лет для них было придумано немало других проявлений — от дурного запаха (сера, козлиная вонь) до светящихся пентаграмм и перевёрнутых крестов. Впрочем, сегодня этим интересуются лишь историки-медиевисты и старомодные металлисты. Почти никто из христиан не признает существование чертей в их парнокопытной ипостаси.
Сосуд греха
Святой Августин и Сатана (15 век).
Сей же род изгоняется только молитвою и постом.
Евангелие от Матфея, 17:21
Симптомы одержимости могли быть различны — к примеру, проявление человеком сверхспособностей (левитация, пророчества). В седьмой главе Евангелия от Иоанна сказано, что бесноватость пытались приписать даже Иисусу.
С лёгкой руки создателей фильма «Экзорцист» ксеноглоссалия, то есть способность говорить на ранее незнакомом (ещё лучше — мёртвом) языке, стала считаться признаком одержимости. Между тем Иисус сказал ясно и недвусмысленно, что способность говорить на новых языках — дар Божий, предназначенный для истинно уверовавших (Марк, 16:17).
В человеческом теле может скрываться не один демон, а целое преступное сообщество чертей. Пятая глава Евангелия от Марка рассказывает про человека, имевшего забавную привычку жить в гробах и кричать оттуда дурным голосом. В ответ на вопрос, каково имя беса, терзающего несчастного, был получен ответ «имя мне легион, ибо нас много». Иисус переселил демонов в стадо свиней, которые тут же бросились с обрыва и утонули. Отсюда можно заключить, что бесноватыми могут быть даже животные, причем «трансплантация» бесов из людей в братьев наших меньших вполне допустима.
Отец Меррин на фоне Пазузу («Изгоняющий дьявола: Начало», 2004).
Для бесноватых характерны припадки и агрессия. Одержимые не пытаются скрыть своё состояние. Зачастую они охотно говорят с окружающими от имени беса. Современная психиатрия классифицирует это как диссоциативное расстройство идентичности, характер которого определяется веяниями времени. Тот, кто в средневековье катался по полу и выл, что его терзают бесы, сегодня спокойно заявляет, будто он — реинкарнация Нео из Матрицы, имеет невидимого брата-близнеца (либо приписывает себе иные варианты «вторых Я»).
Как ни странно, бесы охотнее всего «прописывались» в телах молодых симпатичных монашек. Последних на всякий случай сжигали, но к 16 веку стало очень популярно разоблачать чародеев, насылающих бесов на монашек, среди священников. Этому имелось вполне логичное объяснение.
Средневековый монастырь был чем-то вроде тюрьмы. Многолетние заключение сводило бедных женщин с ума — за вычетом тех дней, когда монастыри посещали немногие допущенные туда духовники, исповедовавшие любовь, духовную и не только. Доходило до того, что многие монастыри де-факто становились гаремами высокопоставленных «святых» отцов.
К примеру, в 1610 году послушницы монастыря урсулинок близ Эксе (Прованс) внезапно начали биться в конвульсиях, высовывать языки, мяукать, говорить на дьявольском наречии (в котором угадывалась плохо зазубренная латынь) и свидетельствовать разное: мол, патер Луи Гофриди наслал на них 6666 демонов, а также регулярно душил христианских младенцев, откапывал их из могил и пожирал. Этот фарс при всей его очевидности в конце концов довёл всеми уважаемого приходского священника (кстати, вегетарианца) до костра. То ли мужчину не поделили между собой оголодавшие монашки, то ли одна из них имела на него зуб — сейчас уже не узнать.
Изыди!
Святой Франциск, изгоняющий бесов из города Ареццо.
Экзорцизм — это не голливудское клише, а церковные трудовые будни. Римско-католическая церковь считает его ритуалом, но не таинством (как, например, причащение или исповедь). Поэтому эффективность экзорцизма зависит не от точности следования священным формулам, а лишь от двух факторов: наличия разрешения местного епископа на проведение процедуры и индивидуальной силы веры священника. Перед экзорцизмом обязательно полное медицинское обследование пациента с целью исключения вероятности психического заболевания.
Экзорцизм считается довольно опасным занятием. В Ватикане его почти никогда не разрешают — церковь благоразумно предпочитает уступить дорогу медицине. Причиной тому можно считать многочисленные «осечки». После проведения ритуала одержимые бесами либо умирают, либо исцеляются всего на несколько дней. Жаловаться на некачественный экзорцизм бесполезно, ведь «гарантийным случаем» вторичное умопомешательство не считается — временные улучшения у «одержимых» душевнобольных оговорены еще в Библии:
Святой Борджиа изгоняет бесов (Франциско Гойя).
Евангелие от Луки, 11:24-26
Осторожность католиков отчасти объясняется случаем с Аннелизой Михель (1952-1976) — религиозной немкой, страдавшей от эпилепсии и считавшей себя бесноватой. Двое официально назначенных экзорцистов совместно с родителями Аннелизы два месяца морили свою подопечную голодом и сутками не давали ей спать. В итоге Аннелиза умерла. Экзорцисты тут же объявили, что их подопечная таким образом «исцелилась», но это не помешало властям судить их за убийство (эти события легли в основу фильма «Шесть демонов Эмили Роуз»). После вынесения приговора Ватикан быстро сориентировался и заявил, что это была не одержимость, а психическое расстройство.
В православии все значительно интереснее. Экзорцизм — он же чин отчитки — во многих храмах является одной из многочисленных платных услуг. Строго говоря, проводится она должна с особого благословения (лучше всего от Патриарха), но на практике некоторые батюшки собирают по сто рублей, после чего начинают изгонять бесов стихами собственного сочинения и русскими народными песнями.
Самым известным центром экзорцизма считается Троице-Сергиева Лавра. Отчитку там производит архимандрит Герман, имеющий благословение Патриарха. Впрочем, судите сами: в брошюрах Лавры сказано, что отчитка делается по «специально составленным молитвам 4 века», а в самой Лавре (и с высылкой по почте) продаются видеокассеты с записью отчитки, «обладающие сильнейшим воздействием».
Живое слово
Для России свойственно довольно легкомысленное отношение к бесам. Можно сказать, что русскому человеку сам чёрт не брат (всего пару веков назад мало кто на Западе мог похвастаться подобным взглядом на демонов).
Произошло это по нескольким причинам. Прежде всего, христианский образ падшего ангела удачно наложился на мелкие языческие суеверия. Во-вторых, народный фольклор сделал из чёрта эдакого трикстера — мелкого и в целом безвредного насмешника.
Помимо преисподней, черти стали жить в лесах и болотах, на перекрестках дорог. Они запутывали людей не хуже леших и воровали мелкую домашнюю утварь на зависть домовым (о потерянных вещах до сих пор говорят: «черти утащили», «черти с квасом съели»). Для того чтобы вернуть украденное, следовало «перевязать чёрту бороду» — обвязать ножку стола.
Бесы дурят русскому человеку голову («чёрт дернул», «бес попутал», «не было печали — черти накачали»), однако делают это без всякого оккультного мракобесия — весело, рискованно, с придурью («чем чёрт не шутит?»). Даже самые мелкие вредные привычки ассоциировались с чертями, например, качать ногой сидя — «черта нянчить». Третья жена также считалась «от чёрта» (первая — от бога, вторая — от человека).
Бороться с бесами чрезвычайно просто: в сказках мужик легко мог перехитрить рогатого, заставив его служить себе. Даже простейшие церковные атрибуты считались крайне эффективными («бояться, как чёрт ладана»). Добро и зло считались равнозначными понятиями, а их противопоставление давало нулевой результат: выражение «у чёрта на куличках» — оксюморон, ставящий в один ряд бесов и Пасху, а, следовательно, означающий «нигде».
Вакула на чёрте (Н. В. Гоголь, «Ночь перед Рождеством»).
«Не искушай меня без нужды». Автопортрет Пушкина рядом с бесом.
Не так страшен чёрт, как его малюют. Бедный греко-римский фавн, взятый в заложники средневековыми теологами, сотни лет пугал простой народ ужасами адской кухни. А когда выяснилось, что под ногами у нас магма, а над головами — межпланетное пространство, бесы вдруг все сгинули, как один. В современных проповедях они почти ничем не отличаются от ангелов: такие же бесплотные духи (если церковь и дальше пойдёт по пути прогресса, то демоны окажутся сделанными из эктоплазмы), однако желающие сделать вам плохо. Добро и зло постепенно становятся безымянными, и лишь народная память сохранит страшные и смешные образы козлиных человечков, имена которых учили наизусть средневековые маги. Но приходили черти почему-то лишь к симпатичным монашкам, а великим художникам оставалось лишь зарисовывать эти безобразия для потомков.