Демпфер что это в экономике

Изменение формулы демпфера будет выгодно для российских нефтеперерабатывающих компаний

Правительство рассматривает изменения формулы демпфера для бензина и дизельного топлива на фоне роста цен на нефть

Согласно последним сообщениям СМИ, правительство России рассматривает поправки к формуле демпфера на моторное топливо. Механизм демпфера был введен в 2019 г. для сдерживания повышения внутренних цен на бензин и дизельное топливо в условиях растущих цен на нефть.

В начале текущего года российские нефтяные компании обратились к правительству с просьбой изменить формулу демпфера. Более высокие цены на нефть вкупе со слабым рублем привели к повышению внутренних оптовых цен на топливо, оказывая давление на рентабельность розничного бизнеса.

Предлагаемые изменения должны быть выгодны российским нефтеперерабатывающим компаниям: при прочих равных корректировки, по нашим оценкам, могут увеличить налоговые субсидии сектора на 42 млрд руб. в 2021 г. и на 116 млрд руб. в 2022 г. Самый существенный выигрыш получат компании с большой долей переработки (в % от нефтедобычи) и значительными поставками топлива на внутренний рынок, в частности Газпром нефть.

Внутренние ценовые ориентиры будут снижены, что увеличит налоговую субсидию

Демпфер представляет собой частичную компенсацию разницы между экспортными нетбэками и внутренними индикативными ценами на бензин и дизельное топливо. Общая формула выглядит следующим образом:

Демпфер = 0,68 x [экспортный нетбэк на бензин – индикативная цена на бензин] x объем реализации бензина + 0,65 х [экспортный нетбэк на дизельное топливо – индикативная цена на дизельное топливо] x объем реализации дизельного топлива.

Формула демпфера работает в обоих направлениях. Если цены на нефть растут и экспортные нетбэки превышают индикативные цены, нефтепереработчики получают налоговую субсидию. Если цена на нефть падает и экспортные нетбэки опускаются ниже уровня индикативных цен, нефтепереработчики платят дополнительные налоги.

По сообщению Интерфакса, предлагаемые поправки к формуле демпфера включают (Таблица 1):

3%, вместо ранее планируемых

Рассчитывая на восстановление спроса на топливо в России, мы оцениваем объем поставки бензина и дизельного топлива на внутренний рынок в 2021 г. и 2022 г. на уровне 34–35 млн т и 38–39 млн т соответственно. При прочих равных корректировки демпфера увеличат налоговые субсидии отрасли примерно на 42 млрд руб. в 2021 г. и на 116 млрд руб. – в 2022 г

Предлагаемые корректировки ценовых ориентиров на бензин и дизельное топливо в формуле демпфера, руб./т

1Н192Н1920192020г/гянв-апр 2021мар-дек 2021П2021Пг/г2022Пг/г
Индикативная цена на бензин:
Текущая формула560005100053500536000,20%5630056300563005,00%590004,80%
Предлагаемый ориентир53600545001,70%552081,30%
Разница-2700-3792
Индикативная цена на дизельное топливо:
Текущая формула500004600048000483000,60%5070050700507005%532505%
Предлагаемый ориентир50700507005%522213%
Разница0-1029

Больше всех выиграет «Газпром нефть», меньше всех – «Сургутнефтегаз». Основными бенефициарами предложенных корректировок к формуле демпфера должны стать нефтяные компании с большой долей переработки (в % от нефтедобычи) и значительными поставками топлива на внутренний рынок, в частности Газпром нефть.

Газпром нефть перерабатывает около 60% своей нефтедобычи в России и реализует 70% нефтепродуктов на внутреннем рынке. По нашим оценкам, потенциальный эффект от предложенных поправок на EBITDA Газпром нефти в 2021–2022 гг. составит до 5% (Таблица 2).

Затем следуют Роснефть, Татнефть и ЛУКОЙЛ с потенциальным эффектом на EBITDA на уровне 2–3%. У Роснефти и ЛУКОЙЛа достаточно высокая доля нефтепереработки (около 45–55% от нефтедобычи), и на внутренний рынок компании поставляют

40–60% производимых нефтепродуктов. Доля нефтепереработки в добыче Татнефти сравнительно мала (

30% добычи нефти), но доля продажи нефтепродуктов в России – существенная (

Сургутнефтегаз наименее чувствителен к предложенным изменениям из-за низкого отношения объемов переработки к нефтедобыче (

30%) и экспортной направленности нефтеперерабатывающего сегмента (80% нефтепродуктов экспортируется). Потенциальный эффект на EBITDA компании оценивается в размере не более 1%.

Мы обращаем внимание на то, что наши оценки носят предварительный характер и зависят от окончательных детальных формулировок нового законодательства.

Оценка эффекта от изменений формулы демпфера для российских нефтяных компаний

Поставки на внутренний рынок 2020П, млн тОценка эффекта для EBITDA, млрд руб.
бензин% общего объемаДизтопливо% общего объема2021П% EBITDA2022П% EBITDA
Роснефть14,541%15,440%16,61%47,73%
Газпром нефть8,925%8,321%10,82%28,45%
ЛУКОЙЛ7,421%6,417%8,61%23,42%
Татнефть1,34%2,87%1,81%5,33%
Сургутнефтегаз0,62%1,85%0,80,20%2,91%
Прочие2,36%4,211%2,98,6
Россия35100%38,9100%41,5116,3

Подпишитесь на нашу рассылку, и каждое утро в вашем почтовом ящике будет актуальная информация по всем рынкам.

Источник

Демпфер против снижения цен на топливо

Российским компаниям дали указание обеспечить стабильность поставок топлива на российский рынок. При этом налоговая нагрузка на нефтепереработку в стране только увеличилась. Демпфер на нефтепродукты при низких ценах на нефть стал работать в обратную сторону. Теперь уже компаниям приходится доплачивать в бюджет за поставку ГСМ на внутренний рынок, а стоимость топлива даже при беспрецедентно низких ценах на нефть остается на прежнем уровне. В этой ситуации в администрации президента заявили о возможном пересмотре механизма демпфера для внутренней нефтепереработки, однако, в правительстве данную инициативу не поддержали, что свидетельствует о явном конфликте интересов.

Напомним, что в конце апреля на совещании по вопросам развития топливно-энергетического комплекса президент России Владимир Путин сделал несколько программных заявлений, касающихся предприятий ТЭКа. В частности, он сказал, что нельзя ни в коем случае допустить дефицита топлива на внутреннем рынке, а также ограничение энергоснабжения предприятий или населенных пунктов России.

Помимо этого, президент указал на необходимость обеспечить долгосрочную устойчивость российского ТЭКа на всех этапах, начиная с добычи ресурсов и заканчивая работой нефтесервисных предприятий, в том числе малого и среднего бизнеса. По его словам, необходимо продолжать развивать крупные инфраструктурные проекты в энергетике, значимые для российских регионов и предприятий реального сектора.

Вместе с тем пока ситуация в нефтепереработке только ухудшается.

Напомним, что обратный акциз на нефть с демпфирующей компонентой предполагает налоговый вычет по акцизу на нефть в зависимости от объемов производства бензина, дизельного топлива для внутреннего рынка и сырья для нефтехимии, а также от региона нахождения НПЗ за счет присутствия в формуле расчета обратного акциза логистического коэффициента. Кроме того, НПЗ могут получить дополнительные вычеты за счет действия в обратном акцизе демпфирующей надбавки. Она рассчитывается как разница цен экспортной альтернативы и цен на внутреннем рынке. В 2019 г. нефтяники благодаря демпферу получили от государства 282 млрд руб. компенсации. Однако, если экспортные цены формируются ниже этого уровня, уже компаниям приходится доплачивать в бюджет. Это заставляет топливо внутри РФ не дешеветь, несмотря на обвал нефтяных цен на мировых рынках.

Еще месяц назад в СМИ проходила информация о том, что уже в феврале 2020 года демпфер стал отрицательным, и компании заплатили государству 10,9 млрд рублей. В апреле rupec.ru сообщил о том, что продажи топлива на бирже стали убыточны для нефтяных компаний. 20 апреля топливо реализовывалось по 35,77 тыс. рублей за тонну (в европейской части России). При этом издержки компаний на выплаты акцизов, демпфера и другие налоговые составляющие по предварительным расчетам достигали около 38 тыс. рублей за тонну. Таким образом, чистый убыток от продажи бензина на бирже превышал 2 тыс. рублей за тонну.

По расчетам Argus Consulting, в апреле отрицательный демпфер обойдется российским переработчикам примерно в 90 млрд рублей. Значение демпфирующего коэффициента для бензина снизится в апреле до минус 18892 руб./т с мартовских минус 12581 руб./т, а для дизельного топлива — до минус 12266 руб./т с минус 6947 руб./т. Для сравнения в апреле 2019 года демпфирующий коэффициент был положительным и составлял для бензина 7975 руб./т, а для дизтоплива — 6358 руб./т.

Согласно подсчетам Reuters, за первый квартал текущего года нефтяники должны будут выплатить рекордные 67 млрд рублей. Демпфирующая надбавка за период с 1 по 27 апреля составляет для автобензина около минус 18400 рублей за тонну, для дизтоплива — минус 11500 рублей.

Государство уже задумалось о том, как изменить этот механизм «сглаживания цен», дабы помочь нефтяным компаниям.

На днях помощник руководителя администрации президента Кирилл Молодцов на онлайн-конференции Тюменского нефтегазового форума рассказал, что на совещании у президента будет обсуждаться поддержка нефтесервисных компаний, возможность изменения демпфирующего механизма в системе обратного акциза на нефть. «Если затронуть тему нефтепереработки, понятно, что демпфер работает на интересы, прежде всего, бюджета сейчас. Думаю, вопрос будет поднят — какое правильное соотношение интересов переработчиков, интересов розницы и сбытовых сетей и интересов бюджета должно быть. И каким образом это должно быть отрегулировано. Буквально на этой неделе услышите дополнительные новации и позицию президента по этому вопросу», — цитирует Молодцова «Интерфакс».

Однако, судя по итогам совещания у президента, никакого открытого обсуждения демпфера не было.

Сложно предположить, чтобы в нынешней ситуации правительство отказалось от этих денег. Поэтому вместо пересмотра демпферов из-за сложной экономической обстановки Федеральная антимонопольная служба (ФАС) и Минэнерго подписали совместный приказ о временном снижении в два раза нормативов биржевых продаж нефтепродуктов с 1 апреля по 30 июня. В частности, нормативы биржевых продаж бензина снижены с 10% до 5% от объема производства, дизтоплива — с 6% до 3%, авиатоплива — с 10% до 5%, мазута — с 2% до 1%, сжиженных углеводородных газов — с 5% до 2,5%. Эта мера явно поддержит именно стоимость топлива.

Большинство отраслевых экспертов, опрошенных «НиК», считают, что в сложившейся ситуации пересмотр демпфирующего механизма помог бы российской нефтепереработке, дал бы шанс на снижение стоимости ГСМ. Впрочем, в реальное уменьшение цен на АЗС верится с трудом. Кроме того, у компаний сейчас есть другая серьезная проблема — где хранить топливо при резком сокращении спроса. Ряд источников в отрасли уже говорит о необходимости сокращения нефтепереработки на 50%.

Исполнительный директор ООО «Независимое аналитическое агентство нефтегазового сектора» (НААНС-МЕДИА) Тамара Сафонова сообщила, что в 2020 года демпфер для бензина снизился до минус 12,58 тыс. руб. за тонну, дизельного топлива — до минус 6,95 тыс. руб. за тонну: «Демпфирующий коэффициент для бензина и дизельного топлива остался отрицательным в марте и может иметь отрицательное значение в апреле, вследствие чего российские нефтяные компании продолжат делать дополнительные отчисления в бюджет, если не будут внесены изменения в Налоговый кодекс», — заявила эксперт в интервью «НиК».

Она отметила, что в последние два месяца ситуация с мировыми ценами на топливо такова, что вместо демпфера, призванного компенсировать нефтепереработчикам разницу внутренних и экспортных цен, НПЗ сами платят в бюджет. Это также является одним из факторов того, что топливо внутри РФ не дешевеет, несмотря на обвал нефтяных цен на мировых рынках:

«В этой связи корректировка налогового законодательства является актуальной как для поддержки потребителей и увеличения спроса в период пандемии, так и для нефтеперерабатывающих заводов, для которых может быть снижено налоговое давление»,

Старший аналитик «БКС Премьер» Сергей Суверов также считает, что с учётом проблем российского нефтяного комплекса из-за необходимости сокращения добычи в рамках сделки ОПЕК+ изменение условий демпфера могло бы стать мерой поддержки российской нефтепереработки и позволило бы немного снизить цены на бензин, что стимулировало бы потребительский спрос: «Однако правительству сложно принять такое решение в условиях жёсткого дефицита бюджета, когда все большее число отраслей и предприятий обращаются за антикризисной помощью», — пояснил аналитик.

Главный экономист VYGON Consulting Сергей Ежов заметил, что сейчас для нефтепереработки ситуация экстраординарная, прежде всего, из-за обвального падения спроса на нефтепродукты: «Одновременно из-за снижения нефтяных цен НПЗ почти лишились субсидий от государства, и при этом компаниям нужно выплачивать демпфер. Поэтому поддержка государства нужна, чтобы по мере восстановления спроса отрасль могла надежно обеспечивать внутренний рынок нефтепродуктами», — указал эксперт.

Вместе с тем, он напомнил, что демпфер — это, в первую очередь, механизм поддержания стабильных цен внутреннего рынка: «Если снижать демпфер, то и цены должны снизиться, а это мало поможет переработке. Ведь спрос упал не из-за цен, а из-за последствий пандемии.

Одновременно демпфер играет важную фискальную роль, поддерживая бюджет, когда все остальные нефтяные налоги обвалились.

Поэтому к вопросу его корректировки надо подходить осторожно, с учетом всех возможных последствий», — заявил Ежов.

Президент Российского топливного союза Евгений Аркуша заметил, что есть возвратный акциз на нефть и демпфер на нефтепродукты: «Насколько я понимают, сейчас действительно отрицательный демпфер на нефтепродукты, но он компенсируется существенным ростом возвратного акциза на нефть. И в сумме они друг друга компенсируют, потому что один положительный другой отрицательный. Почему-то об этом никто ничего не говорит», — указал эксперт. По его мнению, реальных убытков от отрицательного демпфера на нефтепродукты у компаний нет.

Генеральный директор ООО «ИнфоТЭК-КОНСАЛТ» Тамара Канделаки считает, что сейчас для компаний вопросы демпфера на нефтепродукты не столь актуальны, гораздо важнее для них решить проблему хранения сырья: «Цена на нефть восстановится, скорее всего, до конца третьего квартала. Эта беспрецедентная ситуация с обвалом спроса на нефтепродукты должна войти в историю. Поэтому компании гораздо больше волнует проблема хранения сырья. Внутренний рынок сильно упал и стоит рассчитывать еще на месяц карантина. Пока компании держались за счет резкого увеличения экспорта.

Однако карантин практически во всех странах продолжается, а емкости по хранению нефтепродуктов уже заполнены»,

По ее мнению, одно из действий, которые сейчас должны сделать нефтяники — это приобрести гарантированный сбыт за счет покупки мощностей: «Например, ЛУКОЙЛ уже заявил, что он будет на своих зарубежных заводах перерабатывать только свою нефть. По идее, другие российские компании, имеющие мощности по переработке за рубежом, должны последовать этому примеру. Поэтому сейчас время для того, чтобы покупать мощности. Стопроцентный переход на спотовый рынок — это неправильная стратегия», — резюмировала Канделаки.

Вместе с тем стоит отметить, что для скорейшего выхода из сложившейся ситуации с заполнением хранилищ необходимо стимулировать спрос, а для этого лучше всего подходит стратегия снижения цен на топливо. Поэтому проблема демпфера в ближайшее время будет весьма актуальна. Ведь мало того, что благодаря данному регулирующему инструменту россияне должны постоянно переплачивать на АЗС — в конце концов, за дешевую нефть платят именно рядовые автовладельцы, — так еще и российские компании начнут терять рынок сбыта в России. Напомним, что уже сейчас на бирже СПбМТСБ Белоруссия успешно продает ГСМ, хотя Минску приходится импортировать российскую нефть для переработки на своих заводах.

Екатерина Вадимова

Источник

Хитрая схема: почему бензин в России не дешевеет даже при ценах на нефть, как в 2000-х

Почему цены на бензин не снижаются вслед за нефтяными котировками. Если вкратце, то таковы особенности налогового регулирования отрасли, они не предполагают снижения цен на бензин — только умеренный рост. С 2019 года в России заработал так называемый демпферный механизм. Его суть в том, что он помогает государству компенсировать или изымать доходы нефтяников от продажи топлива в зависимости от рыночной конъюнктуры. Так, если за рубежом цены на бензин высокие, бюджет выплачивает компаниям часть премии, которую они теряют, не поднимая цены на внутреннем рынке. В обратном случае, если цены на бензин на внутреннем рынке выше экспортных, нефтяные компании сами перечисляют деньги в бюджет. При этом размер выплат зависит не от реальных цен на внутреннем рынке, а от расчетной цены, установленной правительством, — в 2020 году она составляет 53 600 рублей за тонну бензина.

Зачем понадобился демпфер. Весной 2018 года на фоне роста нефтяных котировок в России резко взлетели цены на бензин и дизельное топливо. Правительству пришлось договариваться с нефтяными компаниями о фактической заморозке цен на топливо. В условиях рыночной экономики никто не может обязать нефтяников держать те или иные цены. В результате совещаний нефтяников с правительством возникло джентльменское соглашение — нефтяники не будут повышать стоимость бензина на заправках быстрее, чем растут темпы инфляции в стране, говорит аналитик Reuters Максим Назаров. По его словам, компании подтверждали такую договоренность. Джентльменское соглашение закончилось в 2019 году, тогда и заработал демпферный механизм. Фактически он стал платой за это соглашение, которая при нормальной конъюнктуре рынка позволяет нефтяникам получать дополнительные средства из бюджета, если цены на мировых рынках выше внутренних. Но в текущей ситуации демпферный механизм начинает работать против нефтяников.

Как сейчас работает демпферный механизм. Расчетная цена на тонну бензина в 2020 году составляет 53 600 рублей. Для подсчета демпфера она сравнивается с расчетной экспортной альтернативой — нетбэком. Нетбэк рассчитывается как экспортная цена на тот или иной вид топлива за вычетом транспортных расходов и налогов. Если разница между нетбэком и расчетной ценой положительная, она умножается, в случае с бензином, на 68% — это то, что компании получают из бюджета за упущенную выгоду, которая возникает из-за того, что они не повышают цены на внутреннем рынке. Если разница отрицательная, то она также умножается на 68% — эту сумму уже платят компании бюджету за то, что они продают бензин дороже, чем на зарубежных рынках.

В январе 2020 года величина экспортной альтернативы составила 53 773 рубля — разница 173 рубля, компании получали по 117,6 рубля из бюджета за тонну бензина, объясняет старший аналитик по нефтегазовому сектору банка «Уралсиб» Алексей Кокин. В апреле же величина экспортной альтернативы упала, по подсчетам Кокина, примерно до 27 400 рублей — компаниям предстоит заплатить в бюджет порядка 17 800 за тонну.

Таким образом, у нефтяников нет стимула снижать цены на бензин, наоборот — сохранение цен позволяет им за счет конечного потребителя делать бюджетные выплаты.

Почему дешевеет бензин на бирже. Оптовые цены просели из-за дисбаланса спроса и предложения. Из-за ограничений на передвижение россиян, связанных с пандемией коронавируса, спрос на топливо упал почти в два раза. Планы компаний по биржевым продажам существенно превышали потребности покупателей, говорит Максим Назаров. Сейчас компании сократили планы по суточным продажам топлива в два раза — с 12 600 тонн в апреле до 6 400 тонн в мае. Двадцатого апреля цена на АИ-92 на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже составила 35 770 рублей за тонну, а издержки компаний (акциз плюс выплаты по демпферу) — 38 070 рублей за тонну, приводил подсчеты экспертов «Аналитика товарных рынков» РБК. Оптовые цены сделали производства бензина нерентабельным, говорит Назаров, и сейчас компании говорят, что продолжают продавать бензин из соображений социальной ответственности.

Кому нефтяники продают бензин. В 2019 году порядка 9% произведенного бензина уходило за рубеж, на внутреннем рынке реализовывалось свыше 90%, говорит Максим Назаров. Что касается внутреннего спроса, то, согласно требования ФАС, компании должны продавать не менее 10% на товарной бирже (этот показатель до 30 июня снижен до 5%), который покупают независимые АЗС. В 2019 году на бирже продавалось около 20% от всего производимого в стране бензина, еще 20% уходило нефтебазам и 60% — аффилированным АЗС.

Получается, что независимые заправки, удерживая розничные цены, должны получать хорошую маржу? Сейчас на заправках средняя цена составляет 42-43 рубля за литр, оптовая — 29,5 рубля, если вычесть издержки в районе 7,5 рублей за литр, то заправкам остается по 5,5 рублей с литра, подсчитал Максим Назаров. Текущая маржа почти вдвое больше той, что АЗС получали до кризиса. Могут ли заправки поделиться частью этой маржи с потребителем, снизив цены? Увы, нет. Если до кризиса среднестатистическая заправка прогоняла около 10 000 литров бензина, то сейчас этот объем снизился до 5000 литров, соответственно снизился и денежный поток, говорит Назаров. Расходы же остаются прежними — никто не отменял аренду, плату за электричество, охрану и выплаты зарплат сотрудникам. К тому же заправки в целом не любят снижать цены во время флуктуаций на рынке, так как ФАС очень строго следит за повышением цен, и при стабилизации ситуации у АЗС может появиться дополнительная головная боль, добавляет Назаров.

Стоит ли отменять демпфер. Механизм демпфера изначально не был настроен под действие при таких низких ценах на нефть, говорит главный экономист «ФК Открытие» Максим Петроневич. Но сейчас государство находится куда в более худших условиях, чем нефтяники, считает он. Если нефтяники могут позволить себе снижение расходов, то государству, наоборот, надо наращивать сейчас этот показатель — финансировать и нацпроекты, и антикризисные меры. Тем временем нефтегазовые доходы бюджета резко снижаются, ненефтегазовые налоговые поступления — тоже.

С одной стороны, в сложившихся условиях демпфер действительно неудобен нефтепроизводителям, с другой – сейчас в неудобной ситуации оказались все участники рынка: население, бизнес и государство, говорит Петроневич. А консенсуса о том, как именно будут профинансированы расходы государства, пока что нет. Один из путей финансирования дефицита бюджета без масштабного использования средств Фонда национального благосостояния — выпуск ОФЗ на 3-4 трлн рублей. Но очевидно, что в текущих условиях занимать будет все труднее, поэтому государству важны любые доходы, в том числе и от нефтяников за бензин. Поэтому, с высокой вероятностью, существенных уступок от правительства в вопросе перечислений от реализации нефтепродуктов на внутренний рынок ждать не стоит, резюмирует Петроневич.

Проблема, что в нынешнем сценарии потребитель по сути оплачивает поступления в бюджет, не получая от ситуации на внешнем рынке никакой выгоды. Но правительство не может в срочном порядке отменить демпфер — на поправку к налоговому кодексу уйдет минимум полгода, полагает старший аналитик по нефтегазовому сектору банка «Уралсиб» Алексей Кокин. К тому же даже если демпфер и будет снижен, не факт, что эти деньги дойдут до конечного потребителя и конвертируются в снижении цен на заправках — они вполне могут «застрять» где-то в структуре нефтяной компании, опасается Максим Назаров. Тогда вопрос – зачем это делать.

По мнению аналитика Райффайзенбанка Андрея Полищука, если правительство вводит какие-то налоги, то они должны работать системно и иметь постоянную формулу на протяжении длительного времени. Постоянно менять правила игры нельзя. Но в текущей ситуации конечный потребитель сильно проигрывает от демпфера, а значит снижается конкурентоспособность для таких отраслей, как, например, сельское хозяйство. Раньше у России было преимущество, связанное с низкой стоимостью топлива, сейчас оно ушло, говорит Полищук.

Чиновники и сами не демонстрируют готовности менять сложившееся регулирование. Министр финансов Антон Силуанов в интервью «Ведомостям» заявил, что нефтяники не обращаются к министерству с просьбами пересмотреть правила демпфера. «Идея с демпфером себя оправдала. Мы вводили демпфер в период достаточно высоких цен, и жалко было платить нефтепереработчикам деньги из ФНБ. Но сейчас ситуация обратная. Все по-честному. Во времена высоких нефтяных цен все равно надо было думать о будущем, готовиться к разным временам», — сказал Силуанов. Новак также говорил в начале марта, что никаких изменений в инструмент вносить не планируется. А замминистра энергетики Павел Сорокин назвал демпфер очень важным элементом поддержки бюджета для борьбы с коронавирусом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *