Демпферная педаль что это

Демпферная педаль что это

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

[1.II.23] Демпферная педаль.

С новой пьесой занимайтесь без педали в режиме РР, затем РВ, до тех пор, пока вы не сможете играть комфортно РВ в конечном темпе. Это критически важный метод занятий, который хорошие учители применяют ко всем своим ученикам. Сначала может показаться трудным играть музыкально без педали в тех местах, где она необходима; однако, это лучший способ обретения точного контроля с тем, чтобы вы могли играть более музыкально, когда педаль, в конце концов, будет добавлена. Учащиеся, которые используют педаль во всех занятиях с самого начала, станут неряшливыми в игре, разовьют многочисленные плохие привычки, и даже не разучат концепцию точного контроля или фактический смысл музыкальности.

Любители часто чрезмерно пользуются педалью. Очевидным правилом будет отказ от использования педали в тех местах, где она не указана в нотах. Некоторые произведения кажутся более легкими в исполнении при добавлении педали (особенно, если вы начинаете медленно в режиме РВ!), но это одна из наихудших ловушек сдерживающих развитие, в которую может попасть начинающий. Механизм игры становится легче при нажатой демпферной педали, потому что нога удерживает демпферы от соприкосновения со струнами, вместо того, чтобы этим занимались пальцы. И чувство механизма утяжеляется, особенно для быстрых проигрышей, когда педаль отпущена. Некоторые ученики не понимают, что там, где педаль не указана, обычно невозможно сыграть музыку правильно в темпе при нажатой педали.

В «К Элизе» пользуйтесь педалью только для большого ломаного аккорда в аккомпанементе левой руки (ЛР) (такт 3 и подобные ему), в тактах 83-96 и в арпеджио правой руки (ПР) (такты 100-104). Практически все первые трудные прерывания должны исполняться без педали. Конечно же, изначально все должно отрабатываться без педали, пока вы в основном не закончите пьесу. Это будет способствовать хорошей привычке удержания пальцев близко к клавишам и препятствовать плохой привычке игры с слишком большими скачками и поднятием пальцев, слабому нажатию на клавиши. Важной причиной отказа от использования педали в начале является то, что техника развивается быстрее без педали, потому что вы можете слышать точно, что вы играете, без вмешательства ранее сыгранных нот. Вам следует активно контролировать звучание.

Точная координация между педалью и руками представляет собой не легкую задачу. Поэтому учащиеся, которые начинают изучать пьесу с педалью, однозначно развивают несоответствующие и ужасные педальные привычки. Правильный путь заключается сначала в занятиях РР без педали, потом РР с педалью, затем РВ без педали и, наконец, РВ с педалью. Таким способом вы можете концентрироваться на каждом новом умении по мере введения его в игру.

Невнимание к педали может затормозить техническое развитие гораздо сильнее, чем многие ученики представляют себе; и наоборот, внимание к педали может помочь техническому развитию, увеличивая вашу точность и добавляя измерение к музыкальности. Когда вы делаете что-то одно неправильно, становится трудным делать все остальное правильным. Когда педаль неправильна, вы даже не можете заниматься правильной техникой пальцев, потому что музыка звучит неправильно, даже если пальцы технически корректны.

Педаль практически отсутствовала во времена до Моцарта; например, никакая педаль не используется в музыке И.С.Баха. Моцарт не указал нигде педали, хотя сегодня некоторая педализация считается опциональной в некоторых его композициях, и многие издатели добавили значки педалей в его музыку. Педаль в основном была разработана ко времени Бетховена, хотя она еще не была полностью признана в качестве серьезного музыкального фактора. Бетховен использовал ее с большим успехом в качестве специального эффекта (третья часть сонаты Вальдштейна); поэтому он стремился ее использовать много (вся первая часть Лунной сонаты), или не использовать вовсе (вся Патетическая соната, первая и вторая части сонаты Вальдштейна). Шопен экстенсивно пользовался педалью для внедрения дополнительного уровня логики в свою музыку и в полной мере применял все различные способы педализации. Поэтому произведения Шопена (и многих более поздних композиторов) не могут быть сыграны правильно без адекватного обучения использованию педали.

Смотрите раздел ссылок для ознакомления со всеми различными способами педализации, когда их применять, и как отрабатывать соответствующие движения ( Gieseking and Leimer, Fink, Sandor, Pedaling the Modern Pianoforte by Bowen, and The Pianist’s Guide to Pedaling by Banowetz). Попытайтесь отработать все эти движения до того, как примените педаль в настоящем музыкальном произведении. В ссылках представлены некоторые очень полезные упражнения для изучения правильного взятия педали. Когда вы используете педаль, точно знайте какое движение вы применяете и почему. Например, если вы хотите, чтобы как можно больше симпатических струн вибрировали, нажмите педаль до нажатия ноты. Если, с другой стороны, вы желаете, чтобы только одна ясная нота продолжала звучать, нажмите педаль после нажатия ноты; чем дольше вы задержите нажатие педали, тем меньше симпатических вибраций вы получите. В общем случае вы должны приобрести привычку нажатия педали долей секунды позже нажатия ноты. Вы можете получить эффект легато без излишнего смазывания быстро поднимая и опуская педаль при каждой смене аккорда. Как и в случае с клавишами, очень важно знать, когда поднимать педаль и когда ее нажимать. Несомненно, что педаль должна «играться» так же тщательно, как вы играете ноты.

Источник

Демпферная педаль что это. Смотреть фото Демпферная педаль что это. Смотреть картинку Демпферная педаль что это. Картинка про Демпферная педаль что это. Фото Демпферная педаль что это

Демпферная педаль что это. Смотреть фото Демпферная педаль что это. Смотреть картинку Демпферная педаль что это. Картинка про Демпферная педаль что это. Фото Демпферная педаль что это

СОДЕРЖАНИЕ

Индивидуальные педали

Мягкая педаль

К концу 18 века мастера по изготовлению фортепьяно начали натягивать ноты на фортепьяно тройными струнами. Это изменение, влияющее на функцию una corda, описывает Джозеф Бановец:

Эдвин Гуд заявляет:

В современном пианино тембр немного отличается, но многие люди его не слышат. По крайней мере, в этом отношении современное пианино не дает музыканту такой гибкости в изменении качества звука, как это было в ранних версиях.

Педаль с половинным ударом

Педаль состенуто

Демпферная педаль

Другое распространенное использование средней педали

Часто встречаются стойки и даже рояли без средней педали. Даже если у пианино есть средняя педаль, нельзя предполагать, что это настоящее состенуто, поскольку есть много других функций, которые может выполнять средняя педаль, кроме состенуто. Часто средняя педаль стойки является другой педалью с полудуком, такой как левая, за исключением того, что средняя педаль скользит в канавку, чтобы оставаться в зацеплении. Иногда средняя педаль может управлять только низкочастотными амортизаторами. Средняя педаль может иногда опускать глушитель из войлока между молотками и струнами, чтобы приглушить и значительно смягчить звук, чтобы можно было спокойно практиковать (также известное как « Тренировочная планка »). Истинное состенуто редко встречается на стойках, за исключением более дорогих моделей, таких как Steinway и Bechstein. Они чаще встречаются на цифровых пианино, поскольку эффект легко имитировать в программном обеспечении.

Другие педали

Муцио Клементи, которого часто называют «отцом фортепьяно », был композитором и музыкантом, который основал компанию по производству пианино и принимал активное участие в проектировании пианино, построенных его компанией. Фирма по производству фортепьяно Клементи была позже переименована в Коллар и Коллар в 1830 году, за два года до смерти Клементи. Клементи добавил функцию, называемую гармонической волной. «[Эта педаль] представила своего рода эффект реверберации, чтобы придать инструменту более полный и богатый звук. Эффект использует симпатические вибрации, установленные в ненастроенной нереальной длине струн. Здесь дека больше, чем обычно, чтобы вместить второй мост («мост реверберации») ».

Новинка педалей

В первые годы развития фортепиано экспериментировали со многими новыми педалями и упорами, прежде чем, наконец, остановились на трех, которые сейчас используются на современном фортепиано. Некоторые из этих педалей предназначались для изменения уровней громкости, цвета или тембра, в то время как другие использовались для специальных эффектов, предназначенных для имитации других инструментов. Бановец говорит об этих педалях-новинках: «В худшем случае эти модификации угрожали превратить пианино в вульгарную музыкальную игрушку».

Янычары или Янычары педали

Все эти звуковые эффекты контролируются до шести педалей. Альфред Дольге заявляет: «Педаль Janizary, одна из самых известных педальных устройств раннего периода, добавляла всевозможные дребезжащие звуки к нормальной игре на фортепиано. Это могло привести к удару барабанной палочки о нижнюю часть деки, звонку в колокольчики или сотрясению звука. дребезжать и даже создать эффект удара тарелки, ударив по нескольким басовым струнам полоской из латунной фольги ». Рондо Алла Турка Моцарта из Сонаты К. 331, написанной в 1778 году, иногда воспроизводилось с использованием этих янычарских эффектов.

Разработка

Рука останавливается

Коленные рычаги

Педали

После их изобретения педали не сразу стали общепринятой формой упоров для фортепиано. Немецкие и венские строители продолжали использовать коленные рычаги довольно долго после того, как англичане начали использовать педали. Педали и коленные рычаги даже использовались вместе на одном инструменте на рояле Nannette Streicher, построенном в Вене в 1814 году. У этого пианино было два коленных рычага, которые служили янычарскими упорами для колокола и барабана, и четыре педали для una corda, фагота, демпферов и Модератор.

Бетховен и педали

Как композитор и пианист Бетховен много экспериментировал с педалью. Его первая отметка, указывающая на использование педали в партитуре, была в его первых двух фортепианных концертах в 1795 году. Ранее Бетховен призывал использовать коленный рычаг в эскизе 1790–92; «с коленом» отмечен ряд аккордов. По словам Джозефа Бановец, «Это самый ранний известный признак контроля демпфера в партитуре». Гайдн не указывал ее использование в партитуре до 1794 года. Всего в аутентичных источниках сочинений Бетховена имеется около 800 указаний на педаль, что делает его, безусловно, первым композитором, который очень активно использовал педали.

Педальное пианино

Демпферная педаль что это. Смотреть фото Демпферная педаль что это. Смотреть картинку Демпферная педаль что это. Картинка про Демпферная педаль что это. Фото Демпферная педаль что это

Фортепиано, особенно педальный механизм и упоры, подвергались многочисленным экспериментам в годы становления инструмента, прежде чем, наконец, прийти к нынешней конфигурации педали. Бановец заявляет: «Эти и многие другие новинки педальных механизмов в конечном итоге исчезли, когда фортепиано достигло зрелости во второй половине девятнадцатого века, и в конце концов уцелевшими в этой извилистой эволюции остались только три основные современные педали».

Место расположения

Расположение педалей на пианино было еще одним аспектом развития педалей, который сильно колебался в процессе эволюции инструмента. Создатели пианино проявили изобретательность в размещении педалей на пианино, что иногда придавало инструментам комичный вид по сравнению с тем, что обычно можно увидеть сегодня. Самый старый из сохранившихся английских роялей, построенный Бэкерсом в 1772 году, и многие модели Бродвуда имели две педали, una corda и демпфер, которые были прикреплены к ножкам слева и справа от клавиатуры. Джеймс Паракилас описывает такое расположение педалей как придающее фортепьяно «косолапый вид», поскольку они слегка повернуты внутрь. Настольное пианино, построенное Жаном-Анри Папом в середине 19 века, имело педали на двух передних ножках пианино, но в отличие от педалей Backers и Broadwood, эти педали были обращены прямо друг к другу, а не наружу.

Особенно необычный дизайн демонстрирует рояль «Собачий питомник». Он был построен Себастьяном Мерсером в 1831 году и получил прозвище «Собачий питомник» из-за своей формы. Под пианино, где будут располагаться современные педали, есть полое полукруглое пространство, в котором могли бы отдыхать ноги игрока. Педали una corda и damper находятся слева и справа от этого пространства и направлены прямо внутрь, как педали настольного фортепиано. В конце концов, в 19 веке педали были прикреплены к раме, расположенной по центру под фортепиано, для усиления и стабилизации механизма. По словам Паракиласа, эта рамка на рояле «часто принимала символическую форму и название лиры», и до сих пор носит название «педальная лира».

Разработка педальной конфигурации

Хотя пианино и его педальная конфигурация сохранились в нынешнем виде с конца 19 века, в 1980-х годах произошли изменения. В 1987 году фортепианная компания Fazioli из Сачиле, Италия, разработала самое длинное пианино, сделанное до этого времени (3,10 м). У этого пианино четыре педали: демпферная, состенуто, уна корда и полуудар.

Электронные клавиатуры

Демпферная педаль что это. Смотреть фото Демпферная педаль что это. Смотреть картинку Демпферная педаль что это. Картинка про Демпферная педаль что это. Фото Демпферная педаль что это

В 21 веке электронные клавиатуры обычно имеют разъем для внешней педали, тогда как цифровые пианино имеют их встроенные. Сама педаль обычно представляет собой простой переключатель, хотя более сложные педали могут обнаруживать и передавать сигнал для полупедалирования. На самых дешевых домашних клавишных инструментах, предназначенных для начинающих, этот педальный вход может быть для педали, которая обеспечивает электронную эмуляцию демпферной педали на акустическом пианино.

Демпферная педаль что это. Смотреть фото Демпферная педаль что это. Смотреть картинку Демпферная педаль что это. Картинка про Демпферная педаль что это. Фото Демпферная педаль что это

Более сложные и дорогие электронные клавиатуры и звуковые модули могут иметь поддержку цифрового интерфейса музыкальных инструментов (MIDI) для ряда выбираемых пользователем опций педали, а сама клавиатура может иметь назначаемое гнездо или несколько гнезд. Стандартные сообщения MIDI-контроллера (CC), которые пользователи могут выбрать для педалей, включают: CC 64 (педаль сустейна, наиболее часто используемая опция); CC 65 ( портаменто ); CC 66 (состенуто педаль); CC 67 ​​(мягкая педаль); CC 68 (педаль легато); и CC 69 («удерживать 2 педали»). Таким образом, человек с клавиатурой MIDI-контроллера может добавить педали для некоторых или даже всех этих опций. У некоторых цифровых пианино есть три педали, как у рояля.

Источник

Педали фортепиано

Демпферная педаль что это. Смотреть фото Демпферная педаль что это. Смотреть картинку Демпферная педаль что это. Картинка про Демпферная педаль что это. Фото Демпферная педаль что это

Демпферная педаль что это. Смотреть фото Демпферная педаль что это. Смотреть картинку Демпферная педаль что это. Картинка про Демпферная педаль что это. Фото Демпферная педаль что это

СОДЕРЖАНИЕ

Отдельные педали [ править ]

Демпферная педаль [ править ]

Мягкая педаль [ править ]

К концу 18 века мастера по изготовлению фортепьяно начали натягивать ноты на фортепьяно тройными струнами. Это изменение, влияющее на функцию una corda, описано Джозефом Бановец:

Эдвин Гуд заявляет:

В современном пианино тембр немного отличается, но многие люди его не слышат. По крайней мере, в этом отношении современное пианино не дает музыканту такой гибкости в изменении качества звука, как это было в ранних версиях. [6]

Педаль с половинным ударом [ править ]

В современном пианино левая педаль не совсем una corda, потому что она не сдвигает действие в сторону. Струны проходят под таким косым углом к ​​молоточкам, что, если действие переместится в сторону, молоток может ударить по одной струне неправильной ноты. [7] Более точный термин для обозначения левой педали пианино с половинным ударом. Когда педаль активирована, молотки перемещаются ближе к струнам, так что у молотка остается меньшее расстояние для качания. [8]

Педаль состенуто [ править ]

Другое распространенное использование средней педали [ править ]

Часто встречаются стойки и даже рояли без средней педали. Даже если у пианино есть средняя педаль, нельзя предполагать, что это настоящее состенуто, поскольку есть много других функций, которые может выполнять средняя педаль, кроме состенуто. Часто средняя педаль стойки является другой педалью с полудуком, такой как левая, за исключением того, что средняя педаль скользит в канавку, чтобы оставаться в зацеплении. Иногда средняя педаль может управлять только низкочастотными амортизаторами. [6] Средняя педаль может иногда опускать глушитель из войлока между молотками и струнами, чтобы приглушить и значительно смягчить звук, чтобы можно было спокойно практиковаться (также известное как « Тренировочная планка »). [8] Истинное состенуто редко встречается на стойках, за исключением более дорогих моделей, таких как Steinway и Bechstein. Они чаще встречаются на цифровых пианино, поскольку эффект легко имитировать в программном обеспечении. [ необходима цитата ]

Другие педали [ править ]

Часто называют «отцом фортепиано », [ кем? ] Муцио Клементи был композитором и музыкантом, который основал компанию по производству пианино и принимал активное участие в проектировании пианино, которые строила его компания. Фирма по производству фортепьяно Clementi была позже переименована в Collard and Collard в 1830 году, за два года до смерти Клементи. Клементи добавил функцию, называемую гармонической волной. [ Требуется цитата ] «[Эта педаль] представила своего рода эффект реверберации, чтобы придать инструменту более полный и богатый звук. Эффект использует симпатические вибрации, установленные в ненастроенной нереальной длине струн. Здесь декабольше обычного, чтобы разместить второй мост («мост реверберации») » [17].

Новинки педалей [ править ]

В первые годы развития фортепиано экспериментировали со многими новыми педалями и упорами, прежде чем, наконец, остановились на трех, которые сейчас используются на современном фортепиано. Некоторые из этих педалей предназначались для изменения уровней громкости, цвета или тембра, в то время как другие использовались для специальных эффектов, предназначенных для имитации других инструментов. Бановец говорит об этих педалях-новинках: «В худшем случае эти модификации угрожали превратить пианино в вульгарную музыкальную игрушку». [2]

Янычары или янычары педали [ править ]

Все эти звуковые эффекты контролируются до шести педалей. Альфред Дольге заявляет: «Педаль Janizary, одна из самых известных педальных устройств раннего периода, добавляла всевозможные дребезжащие звуки к нормальной игре на фортепиано. Это могло привести к удару барабанной палочки о нижнюю часть деки, звонку в колокольчики или сотрясению звука дребезжать и даже создать эффект удара тарелки, ударив по нескольким басовым струнам полоской из латунной фольги ». [20] Рондо Алла Турка Моцарта из Сонаты К. 331, написанной в 1778 году, иногда игралось с использованием этих янычарских эффектов. [21]

Развитие [ править ]

Рука останавливается [ править ]

Коленные рычаги [ править ]

Педали [ править ]

После их изобретения педали не сразу стали общепринятой формой упоров для фортепиано. Немецкие и венские строители продолжали использовать коленные рычаги довольно долго после того, как англичане начали использовать педали. Педали и коленные рычаги даже использовались вместе на одном инструменте на рояле Nannette Streicher, построенном в Вене в 1814 году. У этого пианино было два коленных рычага, которые служили янычарскими упорами для колокола и барабана, и четыре педали для una corda, фагота, демпферов и Модератор. [30]

Бетховен и педали [ править ]

Как композитор и пианист Бетховен много экспериментировал с педалью. Его первая отметка, указывающая на использование педали в партитуре, была сделана в его первых двух фортепианных концертах в 1795 году. Ранее Бетховен призывал использовать коленный рычаг в эскизе 1790–1792 годов; «с коленом» отмечен ряд аккордов. По словам Джозефа Бановец, «Это самый ранний известный признак контроля демпфера в партитуре». [34] Гайдн не указывал его использование в партитуре до 1794 года. В целом, в аутентичных источниках сочинений Бетховена имеется около 800 указаний на педаль, что делает его безусловно первым композитором, который очень активно использовал педали. [35]

Педальное пианино [ править ]

Фортепиано, особенно педальный механизм и упоры, подвергались многочисленным экспериментам в годы становления инструмента, прежде чем, наконец, прийти к нынешней конфигурации педали. Бановец заявляет: «Эти и многие другие новинки педальных механизмов в конечном итоге исчезли, когда фортепиано достигло зрелости во второй половине девятнадцатого века, и в конце концов уцелевшими в этой извилистой эволюции остались только три основные современные педали». [14]

Местоположение [ править ]

Расположение педалей на пианино было еще одним аспектом развития педалей, который сильно колебался в процессе эволюции инструмента. Создатели пианино проявили изобретательность в размещении педалей на пианино, что иногда придавало инструментам комичный вид по сравнению с тем, что обычно можно увидеть сегодня. Самый старый из сохранившихся английских роялей, построенный Бэкерсом в 1772 году, и многие модели Бродвуда имели две педали, una corda и демпфер, которые были прикреплены к ножкам слева и справа от клавиатуры. [29] Джеймс Паракилас описывает это расположение педалей как придавшее пианино «косолапый вид» [3], потому что они слегка повернуты внутрь. Настольное пианино, построенное Жаном-Анри Папомв середине 19 века педали были на двух передних ножках пианино, но в отличие от педалей Backers и Broadwood, эти педали были обращены прямо навстречу друг другу, а не наружу. [18]

Особенно необычный дизайн демонстрирует рояль «Собачий питомник». Он был построен Себастьяном Мерсером в 1831 году и получил прозвище «Собачий питомник» из-за своей формы. [39] Под пианино, где располагаются современные педали, находится полое полукруглое пространство, в котором могли бы отдыхать ноги игрока. Педали una corda и damper находятся слева и справа от этого места и направлены прямо внутрь, как педали настольного фортепиано. В конце концов, в 19 веке педали были прикреплены к раме, расположенной по центру под фортепиано, для усиления и стабилизации механизма. По словам Паракиласа, эта рамка на рояле «часто принимает символическую форму и название лиры» [3], и до сих пор носит это имя » педальная лира »сегодня.

Последние изменения в конфигурации педалей [ править ]

Хотя фортепьяно и его конфигурация педалей были в нынешнем виде с конца 19 века, существует вероятность того, что когда-нибудь в будущем конфигурация педалей может снова измениться. В 1987 году фортепианная компания Fazioli из Сачиле, Италия, спроектировала самое длинное пианино, сделанное до этого времени (10 футов 2 дюйма [3,10 м]). У этого пианино четыре педали: демпферная, состенуто, уна корда и полуудар. [8]

Источник

(39) Игра с демпферной (правой) педалью, физика фортепианного звука

Осваивать новые элементы нужно без демпферной (правой) педали, одной рукой и двумя руками до обретения уверенности в игре обеими руками в нужном темпе. Хорошие преподаватели используют этот метод. Поначалу практиковать музыкальность без педали в местах, где она указана, может показаться трудным, однако лучшего способа обучиться точному контролю не существует. Возникает дискомфорт, потому что без педали вам приходится воспроизводить каждую деталь точно. Учащиеся, включающие в свою игру педаль с самого начала, в итоге вырастают в «неряшливых» исполнителей, обретают множество вредных привычек и не понимают, что это вообще такое – точный контроль.

Чрезмерное использование педали характерно для игры любителей. Правило здесь такое: если в нотах нет указания на использование педали, не используйте ее. При нажатой педали вся механика ощущается более легко, потому что в этом случае гашение колебаний струн происходит с участием ноги, а не пальцев. Может показаться, что в медленном темпе играть некоторые пьесы легче с педалью, однако трудно представить себе более коварную ловушку для новичков. Часто новички не понимают, что если педаль не указана в партитуре, то это значит, что воспроизведение в заданном темпе с педалью просто невозможно, потому что ноты будут сливаться, и вы перестанете контролировать отдельные ноты. Педаль – это «костыли», поскольку в этом случае вам не нужно точно поднимать пальцы. Костыли пагубно сказываются на технике, поскольку позволяют «играть» (медленно!), не имея твердых технических навыков.

До Моцарта педали как инструмента вообще не существовало; например, педаль не используется в музыке И. С. Баха. В партитурах Моцарта нет пометок об использовании педалей, однако сегодня в некоторых композициях его авторства педаль допускается, и многие редакторы делают в нотах соответствующие пометки. В качестве приема использование педали окончательно сформировалось во времена Бетховена, хотя даже тогда он не считался серьезным музыкальным средством. Бетховен использовал его с большим успехом для создания особого выразительного эффекта и имел склонность использовать его либо много (первая часть «Лунной сонаты», третья часть «Вальдштейновской сонаты»), либо избегал вовсе (Соната №1 и «Патетическая соната», первая и вторая часть «Вальдштейновской сонаты»). Широко использовал педаль (самыми разными способами) Шопен, главным образом, чтобы добавить в свою музыку гармонической логики. Поэтому Шопена (и многих более поздних композиторов) невозможно сыграть правильно, предварительно не обучившись соответствующей технике использования педали.

Приемы использования педали и соответствующие упражнения можно найти у авторов (Гизекинг и Ляймер, Финк, Шандор, Рубинштейн, в «Учебнике по использованию педали» («The Pianist’s Guide to Pedaling»), написанном Бановцем) По данным ссылкам можно узнать о полезных упражнениях для тренировки правильной игры с использованием педали. Прежде чем использовать педаль в «реальных» музыкальных композициях, попробуйте освоить все приемы. Пример: нажмите педаль перед тем, как сыграть ноту, это приведет к возникновению вибрации в струнах. Длительное звучание одной ноты можно получить, нажав педаль после воспроизведения ноты (но до поднятия пальца); чем дольше вы удерживаете педаль, тем меньше резонансных колебаний вы получите. В общем, нужно развивать привычку нажимать педаль через секунду после воспроизведения ноты, тем самым создавая более гармоничной тональной окраски. Для создания эффекта «неразмазанного» легато быстро нажимайте и отпускайте педаль при смене аккордов. Знать, когда нужно отпускать педаль, не менее важно, чем знать, когда ее нажимать. Очевидно, что педалью важно «играть» с той же тщательностью, что и клавишами, если сравнивать, то нажатие на педаль по характеру сродни одиночному нажатию клавиши.

Физика фортепианного звука. В отличие от простой картины основных и гармонических частот, используемых при настройке фортепиано, фактические вибрации струн представляют собой сложную и изменяющуюся во времени последовательность событий. Здесь я даю резюмирующую информацию по некоторым общим знаниям, в основе которых лежит физика фортепианного звука. Фортепиано создает первоначальный звук и длительный (тянущийся) последующий звук (Вайнрайх, Аскенфельт). Колебания струн могут быть поляризованы параллельно либо перпендикулярно резонансной деке. При ударе по струнам образуются вертикально поляризованные волны, которые расходятся от молоточка в противоположных направлениях в направлении демпферов (каподастров) и далее к порожку струн. Устройство пианино подробно представлено на Схемах роялей и у Реблица. Волны движутся так быстро, что успевают отразиться от каждой струны с обоих концов струн и пройти через молоточек несколько сотен раз до момента отскока молоточка от струны; в действительности именно эти волны отбрасывают молоточек назад. Горизонтально поляризованные волны образуются из волн вертикальных, причиной тому – асимметричность конструкции пианино. Эти «блуждающие» волны распадаются на статичные волны, состоящие из гармоник (в том числе фундаментальных), потому что стоячие волны являются «нормальными модами колебаний» (см. учебник по механике), которые переносят энергию на деки с малой скоростью, и, как следствие, имеют достаточную временную протяженность. Однако с самого начала действует концепция основ и гармоник, поскольку коэффициенты Фурье (см. учебник по математике или физике) основных (фундаментальных) и гармонических частот всегда велики (это верно и для блуждающих волн) за счет жесткой фиксации струн с обоих концов. Жесткость зависит от веса фортепиано, и этим объясняется тот факт, что хороший инструмент всегда очень тяжелый. Вертикально поляризованные волны передают энергию на деку более эффективно, чем горизонтально поляризованные волны, как следствие звук получается более громким, и угасает он быстрее, т.е. такие волны создают быстрый по характеру звук. Горизонтально поляризованные статичные волны производят последующий звук, т.е. длинный отголосок. Энергия переносится вперед и назад от вертикальной поляризации к горизонтальной, в результате звук обретает столь характерную для фортепиано певучесть.

Если нажать педаль перед воспроизведением ноты, то первичные меняющиеся во времени блуждающие волны возбудят все струны, которые, в свою очередь, спродуцируют мягкий, но слегка диссонирующий фоновый гул. То есть, при быстром звучании негармонические коэффициенты Фурье весьма велики – возникает «белый шум». Если в этот момент потрогать пальцем струну, можно почувствовать, как она вибрирует. Однако октавные и гармонические струны будут колебаться с более высокими амплитудами, нежели струны, находящиеся в диссонансе – это следствие больших коэффициентов Фурье, действующих для гармоник, поскольку концы струн зафиксированы. Если педаль нажимается после удара в ноту, в октавных и гармонических струнах будет наблюдаться симпатическая вибрация, при этом остальные струны не будут издавать звука, поскольку блуждающие волны рассеиваются, а оставшиеся статичные волны не содержат ничего, кроме гармоник. В результате получаем более четкую ноту с отголоском. Вывод в данном случае такой: как правило, педаль нажимается сразу же после удара по ноте, чтобы создать более «гармоничную задержку звука».

Играя пьесу «К Элизе», используйте педаль только при исполнении больших арпеджированных аккордов в левой руке (3-й такт и ему подобные), такты 83-96 и арпеджио в правой руке (такты 100-104). Практически все первые трудные прерывистые места должны воспроизводиться без педали. Конечно, с самого начала не нужно подключать педаль до тех пор, пока вы не освоите тот или иной отрывок. Без педали освоение техники происходит быстрее, потому что вы слышите именно то, что играете, особенно моменты задержки и поднятия демпферов при одиночных нажатиях клавиш.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *