Денди что это значит
Значение слова «денди»
ДЕ́НДИ, нескл., м. Изысканно и модно одетый светский человек; щеголь, франт. [До заключения] он был блестящим лондонским денди, бездельником и гениальным говоруном. Паустовский, Оскар Уайльд. Я чувствовал себя настоящим денди: разоделся в пух и прах, дома не узнают. Авдеев, «Зайцем» на Парнас.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ДЕ’НДИ [дэ], нескл., м. [англ. dandy]. В буржуазно-дворянском обществе (первонач. в Англии) — изысканный светский человек, законодатель моды. Как д. лондонский одет. Пшкн.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Денди
1. фамилия ◆ Уолтер Эдвард Денди (6 апреля 1886, Седалия, Миссури, США — 19 апреля 1946, Балтимор, Мэриленд, США) — американский нейрохирург и учёный. Википедия
де́нди
1. устар. мужчина, подчёркнуто следящий за «лоском» внешнего вида и поведения ◆ Острижен по последней моде. // Как денди лондонский одет. Пушкин, «Евгений Онегин» ◆ Но тщеславный франт ни за что не согласится показаться в свете с приглаженными волосами, когда все носят тупеи, и новобрачный денди скорее заложит последнее именье, нежели решится принимать родных и гостей в комнатах, меблированных старою мебелью. Ф. В. Булгарин, «Петербургские записки. Толки и замечания сельского жителя (прежде бывшего горожанина) о Петербурге и петербургской жизни», 1833 г. (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: пристанище — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Кто такой денди
Термин «денди»: история возникновения
Денди не носили вычурных дорогих нарядов, а предпочитали сдержанные элегантные костюмы, сидящие точно по фигуре. Вместо роскошных камзолов они выбирали практичные шерстяные пальто. Кроме того, они носили короткие стрижки и гладко брились, что было по тем временам неслыханным вызовом обществу.
Первым денди считается «светский лев» Джордж Браммел. Несмотря на неаристократическое происхождение, он получил отличное образование, деньги его отца (простого секретаря) позволили юноше закончить Итон и завязать полезные связи. В результате высший свет принял Браммела в свои ряды.
Джордж Браммел одевался лаконично и утонченно просто. Это был первый лондонский модник, который был одет во фраки из сукна, бриджи, простые рубашки и яркие жилеты. В качестве главного украшения мужчина предпочитал шейные платки, он знал множество причудливых способов завязывания их узла. Наряд дополняли немногочисленные аксессуары: изящная табакерка, золотые карманные часы, кольцо.
Уже через непродолжительное время наряды Браммела стали копировать другие лондонские модники. Так зародился стиль денди, который стал воплощением истинно английского изящества, непринужденности и элегантности. Истинных денди также отличала безупречность манер и хладнокровие в любых ситуациях.
Знаменитые денди и дендизм в литературе
Наибольшую популярность стиль обрел в XIX столетии. Известными денди того времени были Оскар Уайльд, Сальвадор Дали, Джордж Байрон и многие другие.
Денди сегодня: базовый гардероб
Конечно, мода со времен Джорджа Браммела сильно изменилась, однако основополагающие принципы стиля денди остались неизменными: это элегантность, естественность, простота и общая ухоженность. Одежда должна сидеть по фигуре, быть идеально чистой и опрятной.
В гардероб современных денди обязательно входят пальто из шерсти, тренч, классический шерстяной или твидовый костюм, качественная кожаная обувь классических моделей. Аксессуары должны быть немногочисленными и дорогими. Для кэжуал-образов допустимы джинсы с менее строгим пиджаком.
Первые денди, кто они?
Знаете ли вы, чей памятник стоит в Лондоне на Джермин-стрит?
Это англичанин, сын крупного чиновника Джордж Брайан Браммелл.
Чем же он так прославился?
Оказывается, этот идеально одетый мужчина был первый денди!
Интересный факт, что именно Браммелл ввел в обычай новые элементы ухода за собой: он протирал тело грубой щеткой из конского волоса, мылся и переодевался несколько раз в день.
Его чёрный костюм с галстуком, стал модной деловой и официальной одеждой в Англии.
Джордж владел искусством завязывания галстука неотразимо и неподражаемо!
За что и получил у современников прозвище «Красавчик Браммелл».
Кто же они такие? Эти денди? Образцы идеально одетых мужчин 19 века?
Изменения и изменчивость Моды на протяжении веков волнует человека, всё время возникает желание найти идеал красоты.
Мужская мода в начале 19 века находилась под влиянием Французской революции и окончательно освобождается от придворного церемониала, совсем исчезают парики, треугольные шляпы, кружевное жабо и манжеты.
Универсальной одеждой становится фрак, необходимым дополнением костюма становится цилиндр. Исчезают броские, роскошные материалы и мужская одежда шьется теперь из простых шерстяных тканей.
Здесь основное внимание уделяется совершенству покроя и обработке костюма. Наряду с чёрным цветом очень популярными были коричневый, синий, зелёный и серый цвета. Одежда денди, несмотря на внешнюю простоту и неброскость, была очень дорога.
Покрой одежды, где может быть использован и корсет, должен быть совершенным!
Поэтому стало модным иметь «своего» портного и шить только у него. В каждом центре моды было несколько таких портных-поставщиков, которые способны были воплотить заказы своих требовательных заказчиков!
Одновременно с упрощением общего вида костюма возрастает роль галстука и платка, который становится единственным наиболее броским украшением одежды. Один из способов завязывания шейного платка получил название а-ля Байрон.
Джордж Гордон Байрон всемирно известный английский поэт-романтик, также был денди.
Элегантный мужчина должен был ежедневно несколько раз переодеваться, его рубашка всегда должна быть белоснежной!
В одном частном письме, относящемся к тому времени, князь Германн Пюклер-Мускау пишет о том, что элегантному мужчине еженедельно требуется двадцать рубашек, двадцать четыре носовых платка, десять видов брюк, тридцать шейных платков, дюжина жилетов и носков. Впечатляет, не правда ли?
Конечно же ярким представителем денди 19 века был и Оскар Уайльд, писатель и поэт.
Один из самых известных драматургов, одна из ключевых фигур эстетизма и европейского модернизма.
В колледже Оскар Уайльд изучал античную историю и культуру. Здесь же он впервые прослушал курс лекций по эстетике и постепенно стал приобретать крайне важные элементы своего будущего эстетского поведения (некоторое презрение к общепринятой морали, дендизм в одежде, лёгкая самоирония).
По окончании университета Оскар Уайльд переселился в Лондон.
А знаете ли вы, кто совершил «самую необходимую» для английского общества революцию — революцию в моде?
Это был Уайльд.
Костюм в котором он появлялся в Лондоне и привлекал всеобщее внимание, выглядел так: «короткая бархатная куртка, отороченная тесьмой, тончайшая шёлковая рубашка с широким отложным воротником, мягкий зелёный галстук, штаны из атласной ткани до колен, чёрные чулки и лакированные туфли с пряжками, берет, иногда свободно ниспадавший плащ, подсолнечник или лилия в руке».
Непременным аксессуаром была гвоздика в петлице, выкрашенная в зелёный цвет.
Тонкий художественный вкус позволял Уайльду «сочетать несочетаемое».
Из Англии дендизм распространялся по всей Европе.
Классик французской и мировой литературы, основоположник эстетики декаданса и символизма Шарль Пьер Бодлер.
Знаете ли вы, что в 1846 году Бодлер познакомился с творчеством Эдгара По, тот увлёк его настолько, что изучению американского писателя и переводу его произведений на французский язык Бодлер посвятил в общей сложности 17 лет!
Очень интересно, что эстетизм, с точки зрения Бодлера, противоположен вульгарности:
«Главное — денди никогда не может быть вульгарным…Как бы ни назывались эти люди — щеголями, франтами, светскими львами или денди, — все они сходны по своей сути. Все они воплощают в себе наилучшую сторону человеческой гордости — очень редкую в наши дни потребность сражаться с пошлостью и искоренять ее».
А вот французский писатель Оноре де Бальзак вовсе не являлся настоящим денди.
Он старался, но к сожалению не отличался хорошим вкусом.
Бальзак относился к представителям богемы. В его понимании Богемный художник «то элегантен, то небрежен в одежде; он добровольно надевает робу пахаря, но знает толк во фраках, которые носят щеголи».
В период финансового благополучия Бальзак держал модные экипажи — кабриолет и тильбюри.
Бальзак любил шикарно одеваться — его обшивал модный портной Бюиссон, чье имя он постоянно упоминал в своих романах (в благодарность или, возможно, в порядке рекламы).
Сохранились счета, свидетельствующие, что за один раз писатель заказал 31 жилет!
Представьте, что это был только первый шаг к его честолюбивой мечте иметь 365 жилетов, по одному на каждый день года.
Без юмора в те времена тоже не обошлось. На тему денди шутили и рисовали карикатуры.
Так называемый «наглый» галстук, с острыми накрахмаленными концами часто был мишенью насмешек.
А вот какая чудесная и подробная картинка из комнаты, где старательно наряжаются молодые люди!
Оказывается, денди — это не только красиво сидящий костюм, это ещё и великолепное образование, чувство прекрасного и культура!
Хотелось бы, чтобы наш 21 век, был не только веком большого темпа, информации и технологий, но и веком красивых и элегантно одетых мужчин, в стиле денди!
Кто такой денди
«Как денди лондонский одет» – эта фраза из «Евгения Онегина» Пушкина давным-давно стала крылатой и нередко употребляется, когда речь заходит о мужской моде и элегантности. Слово «денди» прочно ассоциируется с образом стильно одетого молодого человека, а также может восприниматься как синоним щеголя, мужчины, особенно тщательно следящего за своими внешним видом. Мы постоянно используем это понятие, но при этом мало кто может ответить на вопрос, кто же такие эти легендарные денди? Попробуем разобраться!
Содержание:
Происхождение понятия «денди»
Понятие «денди», а также менее прижившееся в повседневной русской речи «дендизм» зародились в Великобритании. Этим термином обозначают мужчин, которые уделяют много внимания своему внешнему виду, искусству светского общения, различным приятным хобби, то есть стремятся всем нравиться и наслаждаться жизнью, но обязательно делают это непринужденно и элегантно. Первыми денди в конце XVIII — начале XIX веков были выходцы из среднего класса, пробившиеся в высший свет: не имея наследственных титулов и средств для покупки драгоценностей и многочисленных нарядов, они делали ставку на костюм, безупречно посаженный по фигуре, и идеальное знание светских манер. Кстати, укрепившееся за этим словом с легкой руки Пушкина определение «лондонский» не случайно: именно британская сдержанность и элегантность противопоставлялась в этом случае французской любви к безудержной роскоши.
Истинный денди – воплощение небрежного шика
Происхождение слова «денди» (dandy в англ.) точно неизвестно. Есть мнение, что оно произошло от французского dandin – маленький колокольчик, то есть пустозвон, бездельник. Другая версия отсылает к шотландскому jack-a-dandy, что означает «красавчик». Как бы то ни было, это слово прочно вошло в английский, а затем и в русский лексикон уже в начале XIX века и используется до сих пор.
Первый денди в истории
Исследователи сходятся на том, что первым денди в истории был англичанин Джордж Брайан Браммелл (1778 — 1840). Он не мог похвастаться аристократически происхождением (его дед был лакеем, а отец секретарем), но пробился в круги высшей знати благодаря отличному образованию, которое смог дать ему разбогатевший отец, и связям. Браммел окончил Итон, несколько лет провел на военной службе, но после знакомства с принцем Уэльским, будущим королем Георгом IV, который стал его другом и покровителем, полностью посвятил себя любимому делу — карьере денди.
Этот англичанин прославился тем, что ежедневно тратил несколько часов на уход за собой, умел виртуозно одеваться и завязывать шейный платок самыми причудливыми способами, главное — всегда выглядел безупречно, хотя на первый взгляд очень скромно. В те времена, когда мужчины из высшего света носили расшитые камзолы, пряжки с драгоценными камнями, кружевные рубашки, шляпы с металлическими блестками и т.п., Браммелл предпочитал фрак из простого сукна, который, однако, был идеально посажен по фигуре. К нему основатель нового стиля тщательно подбирал немногочисленные аксессуары: шейный платок, золотое кольцо, золотую цепочку карманных часов и изящную табакерку.
Основатель стиля денди не только вошел в историю, но и удостоился памятника в Лондоне
Постепенно этот элегантный образ стали копировать другие британские модники того времени, задав новое стилевое направление, основными чертами которого стали сдержанность, изящество, непринужденность. Отсутствие излишней вычурности, простой костюм высокого качества с белоснежной рубашкой, яркий жилет и шейный платок, немногочисленные, но дорогие аксессуары, а также идеальная ухоженность кожи, усов и причёски. Несложно заметить, что по сути подобный образ, за исключением отдельных деталей и кроя, не утратил своей универсальной элегантности вплоть до наших дней.
Но образ истинного денди не ограничивался безупречным внешним видом. Известно, что тот же Браммелл задал новую манеру светского общения, которая сочетала непринуждённость в с остроумным цинизмом и умением сохранять бесстрастие в любой ситуации. Он нередко шокировал свет своими заявлениями: например, считается, что однажды на вопрос о том, как ему удается пользоваться таким вниманием женского пола, он ответил что секрет в том, чтобы «со служанкой говорить как с дамой из высшего света, а с дамой из высшего света — как со служанкой». Также Браммелл мог отпустить нелестные, но меткие замечания о внешнем виде собеседника. Но все это он делал с неизменной непринужденностью и изяществом.
Денди среди знаменитостей и литературных персонажей
Конечно же, история не сохранила имена всех модников XIX века, но из известных людей к денди относят Джоржда Байрона, Оскара Уайльда, Шарля Бодлера, Обри Бердслея, Робера де Монтескью, Уолтера Патера, Габриеле д’Аннунцио, Михаила Кузмина, Сальвадора Дали и многих других.
Знаменитый денди Оскар Уайльд
Не меньшую популярность последователи Джорджа Браммелла получили в художественной литературе. Помимо уже упомянутого и знакомого нам всем Евгения Онегина, явными денди являются Тремэн из одноименного романа Роберта Уорда, лорд Генри из «Портрета Дориана Грея» Оскара Уайльда, Пелэм из романа «Пелэм, или Приключения джентльмена» Эдварда Бульвер-Литтона, сэр Перси Блейкни из «Алого первоцвета» Эммы Орци и другие.
Современные денди
Мода меняется — стиль остается. В наши дни никто не носит часы на цепочке и не пользуется табакеркой, но основные принципы образа денди остались теми же: отсутствие излишней вычурности, элегантность, невозмутимость и естественность в пренебрежении общепринятыми правилами. Современными денди называют Бреда Питта, Джонни Деппа, Дэвида Бэкхэма.
Брэд Питт – пример небрежной элегантности современного денди
Основы стиля денди
Итак, подведем итог. Что создает образ настоящего денди? Во-первых, общая ухоженность, красивая стрижка, аккуратные усы и борода, подтянутая фигура.
Одежда должна быть неброской, но из качественных материалов и отлично сидеть как влитая. Это может быть как классический костюм, так и пиджак с джинсами для менее строго образа. Можно также вспомнить, что родина образа денди — Великобритания, и обратить внимание на элементы, ассоциирующиеся с английским стилем: твидовые костюмы, пальто из шерсти, тренчи.
Мода меняется – основы элегантности истинного денди остаются прежними
Следующий важный момент — аксессуары. Если в XVIII веке Джордж Браммелл упражнялся в завязывании шейных платков, то современные денди имеют в своем арсенале галстуки и шарфы. Искусно завязывать их умеет не каждый, но при желании этот навык вполне реально освоить используя наши статьи: как завязать галстук и как завязать шарф мужчине.
Ну и конечно, основа образа денди идет изнутри: непринужденность, уверенность в себе, чувство юмора и некоторая отстраненность стороннего наблюдателя — вот главные черты представителей этого стиля.
Заключение
Может показаться, что образ «лондонского денди» давно канул в лету вместе с закрытыми клубами для джентльменов, обучению верховой езде и романами Оскара Уайльда. Однако несмотря на ускорение ритма жизни, новые технологии и обилие переменчивых модных тенденций, принципы стиля и элегантности остаются теми же, что и двести лет назад. Ведь как известно, новое — это хорошо забытое старое, так что вполне может быть, что вы еще не раз услышите слово «денди», причем произнесенное по отношению к вам.
Зачем нужны денди
Литературовед Татьяна Венедиктова — о том, чем денди подкупил публику, чему научил современников и что дал потомкам
Денди — и рационалист, и романтик
Красавец, щеголь и нарцисс — это вечный тип, который встречался и до XIX века, встречается и сейчас. Тогда спрашивается, почему же именно в XIX столетии мы сталкиваемся с дендизмом как четко и ярко очерченным явлением?
Денди возникает на скрещении двух идеологий, или способов чувствования, которые на протяжении всего XIX века спорили. Это, с одной стороны, просветительство с его культом рационализма, владения собой, самоконтроля — все это есть в денди. И, с другой стороны, как будто бы существенно противоположная, романтическая идея: жизнетворчество, отношение к себе как к произведению искусства, способность получать наслаждение от само (вос)производства и самовосприятия.
Новалис. Портрет Франца Гарейса. 1799 год © Wikimedia Commons
Идеал, впрочем, всегда не только выше, но и беднее «просто жизни», которая служит ему фоном и контекстом. Возникает вопрос, какой энергией питалось эстетское жизнетворчество денди? На взгляд, преобладавший среди романтиков (преимущественно — «гениоцентристов»), — энергией трансцендентного: в человека нисходит нечто свыше. Но у тех же романтиков мелькает и мысль о том, что художник живет бесконечностью обмена с другими людьми. Жизнь художника, говорил Новалис, — вечный тысячеустный разговор, притом не только с высшим, но и со всем, что вокруг. И с этой точки зрения на денди можно посмотреть немножечко в другой перспективе.
Чем богат денди
Денди, утверждал Бодлер, должен спать и бодрствовать перед зеркалом. Что и так, и не так. Если бы он спал и бодрствовал исключительно перед зеркалом, он не был бы, конечно же, собой. В одиночестве он лишь готовится к настоящему перформансу, сценой которого в XIX веке является салон. И что же происходит в салоне? Тот же Бодлер говорил, что дендизм появляется тогда, когда возникают ситуации перехода и неопределенности, когда старая аристократия ослабевает, а новая еще не готова вступить на ее место. И точно: в салонах зрелого XIX века старая, аристократическая, и новая, буржуазная, элиты встречались, смешивались, будучи — обе! — не уверены в себе, одна уже в значительной степени обессилена, другая еще недостаточно сильна.
Денди. Карикатура Оноре Домье. XIX век © Wikimedia Commons
В обстановке и перед этой аудиторией выступает… денди. Как правило, он незнатен и небогат, его капитал — чувство стиля, чувство формы, способность предъявить как целостную форму и самого себя, и любой свой опыт.
Учитель культуры потребления
О стратегиях дендистского поведения немало написано. Например, о том, что денди очень естественен, натурален, но при этом всем понятно, что натуральность эта сделана, искусственна. В искусственности, однако, может проявиться нечто, заслуживающее называться искусством, то есть большее, чем работа по шаблону. Чтобы считывать эти различия, нужно уметь их замечать, а это непросто. К своей аудитории денди предъявляет довольно высокие и довольно необычные требования.
Мы приходим, таким образом, к мысли о том, что денди стоит рассматривать как учителя культуры потребления. Именно эти уроки он транслирует в XIX веке довольно узкой, избранной, салонной аудитории, тем самым доставляя удовольствие себе и ей. Сегодня аудитория гораздо шире, пестрее, распыленней, и так же распылен, расщеплен, вездесущ и неосязаем стал тип денди.
О том, что культура потребления глубоко связана с романтической культурой, очень интересно писал британский социолог Колин Кэмпбелл в книге «Романтическая этика и дух современного консюмеризма» («перевернутое» название знаменитой работы Макса Вебера «Протестантская этика и дух капитализма»). Кэмпбелл предложил заметить в романтическом духе те свойства воображения, которые получат широкое распространение только позже, то есть для нас — сегодня. Не очень осознавая ни их точное происхождение, ни их характеристики, мы принимаем их как само собой разумеющееся или, наоборот, чуждо-враждебное. В любом случае критическое понимание культуры потребления подменяется часто простой подверженностью ей или попытками простого ее отрицания.
Тонкое потребление и серьезный гедонизм
Кэмпбелл говорит: на рубеже XVIII–XIX столетий возникает так называемый новый гедонизм. «Старый» гедонизм — способность, готовность и желание наслаждаться по преимуществу материальными благами — заведомо ограничен, хотя бы в силу того, что человек может вместить в себя только определенное количество сладкой пищи, питья и иных чувственных удовольствий. Чтобы удовольствие стало бесконечным, оно должно было стать опосредованным воображением, коллективным и индивидуальным. Так был в момент запущен мотор желаний, который почти сразу начала эксплуатировать (выгоды и дальнейшего роста ради) рыночная экономика.
Монах у моря. Картина Каспара Давида Фридриха. 1808–1810 годы © Alte Nationalgalerie, Berlin
Романтики очень серьезно относились к удовольствию/наслаждению. С точки зрения Вордсворта, это «великий принцип», одна из «стихий» жизни (он говорит о «grand elementary principle of pleasure»). Восприятие жизни на волне позитивно окрашенной эмоции — это простор для игры воображения, среда и средство производства духовных ценностей. Это также ресурс, который романтики открыли и очень активно использовали — другое дело, что он не бесконечен, как все жизненные ресурсы. Знаменитое романтическое страдание, безутешный байронизм, плач Каина с Манфредом — плод противоречия между ощущением безграничных возможностей, которыми манит человека жизнь, и ощущением их неполной, даже ничтожно малой доступности. Потому что человек неизбежно конечен, а его воображение — нет.
Разумеется, связывая происхождение современной культуры потребления с романтизмом, мы имеем в виду не так потребление вещей, как восприятие их смыслов и ценностей. Речь не идет и о вульгарном присвоении: скажем, чтение художественной литературы может быть описано как акт очень тонкого потребления новых опытов и творческой работы с ними.
Чем важна фигура денди
Денди — одновременно аскет и гедонист, бездельник и труженик (Ольга Вайнштейн как раз показала, что денди постоянно и упорно трудится над собственным образом), глубоко ироническая фигура. А что такое ирония? Это способность отнестись к чему бы то ни было сразу с нескольких точек зрения. Для романтиков ирония — упражнение в свободе, способность соединять несоединимое, производить богатые и нетривиальные смыслы путем умножения противоречивых позиций. Но ирония подразумевает понимающего адресата: иронии нет, если ее не считывает! Поэтому, думая о денди-иронике, обязательно нужно иметь в виду и аудиторию, с которой он неразлучен, с которой тесно взаимодействует, по отношению к которой делает весьма важное.
Творчество — противоположность потребления, но провести между ними границу не всегда легко и просто. Может быть, суть различия в том, что потребление связано с исчерпанием уже готовых возможностей, а творчество связано с созданием возможностей, которых прежде не было. Если сейчас в исторической памяти остались образы выдающихся денди позапрошлого века, то они и остались именно потому, что в их поведении даже современниками ясно ощущалась творческая составляющая. Выдающиеся денди создавали новые смыслы для публики, и публика это ценила. Через этих своих героев она осваивала нечто более значительное и обширное, чем новые способы повязывать галстук или использовать монокль.
Татьяна Венедиктова — профессор филологического факультета МГУ, заведующая кафедрой общей теории словесности (теории дискурса и коммуникации), специалист по истории литературы США и Западной Европы, переводчик. Автор книг «Поэзия Уолта Уитмена», «Человек, который создал себя сам. Американский опыт в лицах и типах», «Обретение голоса. Американская национальная поэтическая традиция», «„Разговор “: дискурс торга в литературной традиции США».