Деница что это такое
Значение слова «денница»
1. Утренняя заря. Восток, денницей озаренный, Сиял. Пушкин, Цыганы.
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ДЕННИ’ЦА, ы, ж. (книжн. поэт. устар.). Утренняя заря. Блеснет заутра луч денницы. Пшкн.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
Денница
2. один из эпитетов т.н. «падшего ангела» ◆ Денница, ангел света, наверное, так же стал падшим… чтобы потом мнимой красотой изводить и уродовать жизнь… Екатерина Маркова, «Каприз фаворита», 2000 г. (цитата из НКРЯ)
денни́ца
1. поэт. утренняя заря (также перен.) ◆ Не весна ли твое дыхание, не денница ли румянец, не горный ли снег белизна? Бестужев-Марлинский, «Он был убит», 1836 г. (цитата из НКРЯ)
2. поэт. утренняя звезда; Венера утром ◆ Напрасно блещет луч денницы, // Иль ходит месяц средь небес, // И вкруг бесчувственной гробницы // Ручей журчит, и шепчет лес. А. С. Пушкин, «Гроб юноши», 1821 г. (цитата из Викитеки) ◆ Когда взойдёт денница золотая, // Горит эфир, // И ото сна встаёт благоухая // Цветущий мир. Боратынский, «Песня», 1827 г. (цитата из Викитеки)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова сукровица (существительное):
Денница
Денни́ца (греч. ἑωσφόρος) — 1) Утренняя звезда, заря; 2) люцифер, одно из имен диавола.
Гюстав Доре «Потерянный рай»
1) В ближайшем и непосредственном значении это слово употребляется при сопоставлениях для более яркого выражения и раскрытия тех или иных богословских истин, идей.
а) Например, псалмопевец использовал слово «денница» в стихе о предвечном рождении Сына Божия от Бога Отца: «Из чрева прежде денницы подобно росе рождение Твое» ( Пс.109:3 ). Так, посредством, казалось бы, незамысловатого сравнения, он представил важнейшие догматические положения:
б) Многострадальный Иов, проклиная ночь своего зачатия, также вспоминал о деннице: «Да померкнут звезды рассвета её: пусть ждет она света, и он не приходит, и да не увидит она ресниц денницы» ( Иов.3:9 ). В данном случае метафорическим образом проклятой, непрестанно длящейся ночи, подчеркнута глубина душевного напряжения Иова, стремившегося объяснить для себя смысл внезапно обрушившихся на него бедствий.
2) Непосредственным поводом к употреблению имени «денница» в отношении диавола служит провозвестие пророка Исаии: «Как упал ты с неба, денница, сын зари! разбился о землю, попиравший народы» ( Ис.14:12 ).
Будучи по своему естеству ангелом, изначально принадлежавшим к одному из высших чинов небесной иерархии, диавол, до своего преступления, обладал многочисленными совершенствами. И своей светозарностью, связанной с восприятием и отображением Божественного Света, он превосходил многих других светлых ангелов.
О том, какими благами он был одарён и украшен, Бог напомнил ему через пророка Иезекииля: «Ты был помазанным херувимом, чтобы осенять, и Я поставил тебя на то; ты был на святой горе Божией, ходил среди огнистых камней. Ты совершен был в путях твоих со дня сотворения твоего, доколе не нашлось в тебе беззакония» ( Иез.28:14-15 ).
Став духом злобы, мироправителем тьмы ( Еф.6:12 ), люцифер утратил первобытную светозарность и красоту. Называя диавола «денницей», Писание обнаруживает, чего он лишился и на что променял своё богоподобное достоинство; напоминает, что вина за его беззаконие лежит исключительно на нём.
Другой причиной именования диавола «утренней звездой» служит его умение принимать, в целях обольщения людей, ложный вид ангелов света ( 2Кор. 11:14 ) и даже Самого Бога. Заметим, что Утренней Звездой, или Денницей, именуется и Господь: «Я, Иисус… Я есмь корень и потомок Давида, звезда светлая и утренняя (в ц.-сл. варианте — денница)» ( Откр. 22:16 ).
Сатана, Люцифер, Денница — какое имя носит падший ангел, сын зари
Люцифер, Денница, Первый Падший — какими только именами не наделяли самого прекрасного ангела. Но, увы, однажды он согрешил и был низвергнут с небес. Кто же такой Денница и что с ним произошло, мы разберем в этой статье.
Денница и Люцифер — один и тот же ангел
Сцена падения с небес Деницы и трети войска ангельского
Имя Денница со старославянского означает «утренняя звезда». Так еще называли Венеру или полуденное марево в небе. В славянской мифологии Денница — дочь солнца, которую полюбил месяц, из-за чего и появилась вечная вражда между днем и ночью.
Впервые слово «денница» появилось для обозначения величия царя Вавилонского, который был подобен утренней заре. Однако уже в книге пророка Исаии Денницей назван демон Люцифер. Он — сын зари, яркий и сверкающий, но грешный, павший с небес.
В Библии, Исаии, 14 глава, стихи 12 — 17, читаем про ангела Денницу:
Как упал ты с неба, денница, сын зари! Разбился о землю, попиравший народы. А говорил в сердце своём: «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней. Видящие тебя всматриваются в тебя, размышляют о тебе: «Тот ли это человек, который колебал землю, потрясал царства, вселенную сделал пустынею и разрушал города её, пленников своих не отпускал домой?
Так в православии появилось имя Люцифера — Денница.
Ангел Денница — любимый сын Бога
Денница был первым ангелом, созданный Богом. Он был поставлен главным из них, и так получил свое имя, означающее раннюю звезду. Денница, как и все ангелы, был исполнен любви, а его прекрасный облик вдохновлял остальных духовных созданий, пробуждая быть верными Богу и помогать ему во всех начинаниях.
Ангел Денница очень любил жизнь и стремился проявить всю ту любовь, которую Бог вкладывал в свои творения. Родившись от стремления Бога к проявлению самого себя и своих эмоций, Денница стал ангелом, наиболее близким к Нему. Архангел Михаил был назначен наместником ему, орудием промысла Бога.
Довольно долго ангел Денница стоял перед Богом как первосвященник, передавая ему молитвы низших ангелов. Не будучи самолюбивым, ангел как никто другой следовал всем замыслам Бога, с самозабвением неся Его волю среди своих собратьев. Приближенный к Богу, Денница был для ангелов идеальным образом божественного совершенства. Слава о нем ширилась среди сонм духов, и любовь лишь крепла.
Денница-Люцифер, владыка низших небесных сил, любил Адама и Еву. Ипостась Люцифера во многих других мифологиях, а особенно римской, называют Прометеем, что значит «мудрый, мыслитель». Всем известна история Прометея — он украл для людей огонь из кузни Гефеста. Благодаря этому люди смогли выйти из пещер, охотиться на животных и согреваться. Денница, как и Прометей, принес людям свет — знание о разнице между добром и злом.
Как Прометей, принесший людям огонь и выведший их из мрака пещер, обрести силу и уверенность, Денница возжелал дать людям Божественное знание. И тут он совершил свою первую ошибку. Лейтмотив первого ангела Бога Денницы и Прометея, наказанных за повинность, красной нитью проходят через все верования человечества.
Падший ангел Денница
Падение Денницы, как и еще трети небесных существ, произошло из-за того, что он ослушался Бога. Несмотря на то, что ангелы — это носители желаний и стремлений Бога, исполняющие Его волю, они не лишены права выбора. Но Бог не стал первопричиной падения Люцифера, так как в те времена греха еще не было.
Первородный ангел был куда слабее своего Создателя, его возможности ограничивались. Однако, наблюдая за остальными ангелами, которые, будучи куда слабее, восхищались и любили его, Денница подумал, что он достоин быть на месте Бога. В Исайи, 14 глава, снова читаем:
А говорил в сердце своем: «Взойду на небо, выше звезд Божиих вознесу престол мой и сяду на горе в сонме богов, на краю севера; взойду на высоты облачные, буду подобен Всевышнему». Но ты низвержен в ад, в глубины преисподней.
Денница-Люцифер решил, что он лучше знает, в чем нуждаются люди. Проигнорировав прямой адресованное Адаму и Еве предостережение Бога не прикасаться к дереву познания добра и зла, он спустился в Эдемский сад. Приняв вид змея, ангел искусил доверчивую женщину, таким образом заставив прародителей человечества согрешить.
Бог призвал своего некогда верного сына к ответу. Увидев же, что сердце Люцифера исполнено гордости, а мысли полны тьмы, Создатель сильно разгневался. Он проклял ангела и сбросил его в вечно пылающий ад, отбывать свое наказание.
Внезапное разделение сообщества ангелов было еще одним неприятным последствием предательства Люцифера. Треть небесного воинства перешла на сторону Денницы, не в состоянии поверить, что их сияющий предводитель ослушался Бога. Теперь их правителем стал Люцифер, «несущий свет», отошедший от канонов любви и справедливости, продиктованных Творцом.
Порочная страсть себялюбия, желание возвышаться над всеми, править, быть главным, породила гордыню, которая привела бывшего наместника Бога к падению. К сожалению, виной этому стали и восхищавшиеся Люцифером ангелы. Их молитвы и любовь убедили ангела, что совершенство, которым он был наделен, не должно остаться незамеченным.
Тема предательства для славян всегда была очень острой. Именно потому такая сильная ненависть к Люциферу и демонам издавна характерна для православных. Встречаются даже пословицы и поговорки с упоминанием Люцифера:
Гнев дело человеческое, а злопамятство – от Люцифера.
У славян имена Сатана, Люцифер и Вельзевул означают одно и то же — ближайшего ангела, предавшего Бога. В Ветхом Завете Сатана это имя нарицательное — «противник Бога». Сатаной Денницу впервые называют в книге пророка Захарии, в третьей главе. Там он выступает обвинителем на небесном суде, протестуя против воли Бога и обесценивая Его замысел.
Сатана после своего падения на землю стал человекоубийцей, клеветником и искусителем. Этот ангел прошел путь от Денницы, названного также у славян Люцифером, что значит «светоносный» и сравниваемый с Прометеем, принесшим людям свет от пламени и тепло, и будучи некогда ближайшим к Богу ангелом, наделенным невиданной святостью и силой, до ужасного чудовища, квинтэссенции всех пороков. Образ падшего ангела Денницы остается ярким и в наши дни.
Кто такой Люцифер на самом деле?
Как переводится «Люцифер»?
С латыни перевод звучит как «нести свет». В мифах древних римлян он олицетворялся с образом утренней зари, утренней звезды (звезда Люцифера – это планета Венера).
Планету Венера называли Люцифером, так как она «несла свет», когда не было солнца (рано утром и поздно вечером). Однако в христианской религии примерно с семнадцатого века Люцифер – это падший ангел, который ассоциировался с нечистыми силами (дьявол, Сатана).
Интересно, что в Римской империи имя Люцифер носили мужчины. Значение его было «сияющий, несущий свет». Был даже святой Люцифер, епископ, который жил в четвертом веке нашей эры.
В религии христиан же Люцифер носит отрицательный оттенок. В одной из книг, написанной на еврейском, есть легенда о Люцифере. Якобы один ангел захотел приравняться к Богу, за что его «прогнали» с небес.
Так Люцифер и стал «плохим героем», имеющим много ипостасей в Библии.
Считается, что змей, который предложил Еве вкусить запретный плод, и есть Люцифер.
Также Сатана, созданный Богом и возжелавший стать наравне с Создателем, является воплощением Люцифера.
Архангел Люцифер, как и архангел Михаил, был призван защищать Эдем (рай) от злых сил. Но зависть и гордость окутали все его мысли. Он даже собрал всех своих ангелов, чтобы стать главным на небе. Но архангелы Гавриил и Михаил не дали этому событию свершиться. Тогда Сатану-Люцифера и изгнали с небес. С тех пор Люцифер – демон. Вообще Люцифер символизирует зло, он хочет предать человека искушению, духовной смерти.
Изначально в Библии Люцифер был описан как ангел, которого очень любил Бог. Он был прекрасный и величественный, светлый и разумный. Люцифер был самим совершенством.
В иудаизме и раннем христианстве еще не было приравнивания понятий «утренняя звезда» (Денница, если переводить на русский) и Сатаны.
В сатанизме же (учение, противопоставляющее себя христианству) Люцифер сочетает в себе свободу и гордость, низкое и бездуховное познание. Он – демон и дьявол.
Воплощение образа в искусстве
История Люцифера стала интересна многим писателям и режиссерам. Они взяли ее за основу в своих произведениях.
Есть понятие «сигил Люцифера». Оно означает некий символ, состоящий из фигур и других знаков. Сигил обладает мистическими свойствами и силой. Сатанисты, по некоторым данным, с его помощью могут вызвать дух Люцифера, совершить какой-то обряд. Считается, что в сигиле имеется какая-то тайна, шифр. Это могут быть имена или указания.
«V» (victor от латинского – победа) – это символ Венеры, победа разума и духа над негативным аспектом бога тьмы и регресса.
Часть перевернутой пентаграммы означает «через тернии к звездам».
Треугольник означает женское начало, феминизированный аспект Люцифера, дающий жизнь всему живому ибо без света нет жизни.
Исходящие треугольники символизируют мужское начало.
Перекрест и ромб означают единство и озарение разума.
Люцифер в Славяно-Арийских Ведах
Вот что написано об этом образе у древних славян.
Люцифер – «утренняя звезда», «свет Цефирот». «Лю» означает нисходящий свет, «ци» — энергию, свет, «фер» — сферу. Есть древнееврейская легенда об утренней звезде, которая пыталась закрыть собой Солнце, но ей это не удалось. Она была порабощена.
Славяне считали, что звезда Люцифер на самом деле является Землей Деей, вокруг которой кружились Лютиция и Фатта (две луны). На луне Лютиция происходили сборища кощеев, но через некоторое время добрые силы её разрушили.
Необходимо было спасать от взрыва Землю, ее переместили в другое пространство, а луна Фатта была перемещена к Мидгарду. Астрологи сегодня зовут ее «Фаэтон», учитывая сильное воздействие этой планеты. После мощного взрыва Лютиции исчезла атмосфера Дживы (Луна Перуна) и Орея (Марс). Жители с Орея переместились на Мидгард.
Славяне отождествляли Люцифера с Сатанаилом. Последний был первый демократом, решившим выступать против существующих высших законов.
Таким образом, во многих религиях и религиозных направлениях Люцифер означает существо, которое изначально было «добрым», а потом из-за своих отрицательных черт стал «злым».
Что такое денница в мифологии?
Что такое денница, знают немногие, потому что это слово является, с одной стороны, поэтическим, а с другой – еще и устаревшим, то есть не употребляемым в сегодняшнем обиходе. Тем более что имеет оно не одно значение, а несколько, хотя и близких друг к другу. О том, что такое денница, и будет рассказано в статье.
Слово в словарях
Как уже было сказано выше, словари указывают, что денница – слово устаревшее, сохранившееся, в основном, в стихах и в мифологии. В них, как правило, дается два значения. Это:
Этимология слова уходит далеко в глубину веков. Образовалось оно от слова «день», пришедшего сначала из праиндоевропейского в древнеиндийский, а затем и в праславянский, в древнерусский, и в русский. А также (с некоторыми вариациями в произношении) в украинский, белорусский, болгарский, словенский, сербохорватский.
Синонимами «денницы» являются: заря, рассвет, аврора, звезда, свет, светоносица, брезг, светанье.
Денница у славян
У славян денницу еще называют утренницей, заряницей, светлуссой, зоринкой, Чигирь-звездой. Она символизирует утреннюю звезду, полуденную зарю. А также является устаревшим названием планеты Венеры, которая гаснет на небосклоне последней.
В славянских мифах существует несколько вариантов персонификации Денницы, например, таких как:
Денница является предвестницей восхода солнца, она выводит солнце на небо, а затем постепенно исчезает в его ослепительных лучах. В преддверии утра Денница сияет ярче других светил, помогая месяцу.
С Денницей, или Чигирь-звездой, русские связывали ряд примет.
Аналоги Денницы имеются и в древнегреческой мифологии (Фосфор), и в римской (Люцифер), и в германско-скандинавской (Аурвандил). Сначала рассмотрим, что такое Денница у древних греков?
Фосфор, значит, несущий свет
Согласно Цицерону, «утреннюю звезду» называли «Фосфор». В переводе с древнегреческого языка это значит «несущий свет». Согласно другим источникам, Фосфор отождествлялся с Геспером – «вечерней звездой». Именно так называли планету Венеру, которую из-за ярких лучей солнца видно лишь на заре и на закате. В древности считали, что это две разные планеты.
Когда же было установлено, что и Вечерняя звезда, и Утренняя – это один и тот же объект, Фосфора окончательно отождествили с Геспером. По имени Фосфора назвали светящийся в темноте химический элемент, открытый в 1669 году.
Согласно Гесиоду, Фосфор являлся сыном богини зари Эос и титанида Астрея. Его считали любимцем богини Афродиты, сделавшей его охранителем своего святилища. Фосфор был отцом двух сыновей – Дедалиона и Кеика. Он символизировал собой Восток, а Геспер – запад.
Люцифер
Образ Люцифера нашел свое отражение и в христианстве. Так, о нем упоминается в книге пророка Исайи, где имеется в виду человек – вавилонский царь. Однако в других толкованиях это сатана, упавший с неба. В русском синодальном переводе он обозначается словом «Денница», тогда как в переводе Вульгаты используется латинское «Люцифер». Этот перевод был осуществлен Иеронимом, который имел авторитет в христианском мире, и именно он дал ту основу, которая послужила к отождествлению Люцифера с именем Сатаны.
В XIV веке была издана поэма Данте Алигьери «Божественная комедия», посвященная христианской тематике. В ней Люцифер предстает в образе вмерзшего в лед существа, имеющего три пасти. Он грызет изменников и предателей, величайшими из которых являются – предавший Христа Иуда, Брут, Кассий. Начиная с XVII века, Люцифер является аналогом Сатаны и дьявола – падшего ангела.
Аурвандил
Это слово в переводе с древнеанглийского означает «луч, сияющий свет». Англосаксы применяли этот термин к утренней Венере. В англосаксонских «Бликлингских проповедях», относящихся к X веку, Иоанн Креститель называется «новым Эоренделем». Ведь он, подобно утренней звезде, предвещающей солнечный рассвет, является предтечей Иисуса Христа.
У других германских народов также встречается персонаж, подобный Эаренделу. Так, например, в «Младшей Эдде» упоминается Аурвандил, являющийся спутником бога Тора. Аурвандил, после того как отморозил палец, бросил его в небо, где тот превратился в звезду.