Денонсация налогового соглашения что это
Прощание с Кипром: что делать российскому бизнесу после разрыва соглашения о двойном налогообложении с островом
Но с тех пор прошло достаточно времени, в течение которого министерства финансов России и Кипра неоднократно обсуждали поправки к соглашению. Первый раунд переговоров стартовал 25 июня, а за два дня до этого на российском портале рассмотрения нормативно-правовых актов появилась страница о разработке законопроекта о денонсации соглашения об избежании двойного налогообложения с Мальтой. Причем самого текста законопроекта нет до сих пор. Вряд ли это было совпадением, скорее всего, Минфин РФ хотел продемонстрировать коллегам с Кипра серьезность своих намерений на примере менее значимой для российских холдинговых структур юрисдикции.
В течение июня-июля минфины двух стран обсуждали перечень лиц, к которым льготы (по ним ставку по дивидендам, к примеру, можно снизить до 5% или 10%, а на проценты по займам — до 0%) по соглашению об избежании двойного налогообложения все же будут применяться. Список таких лиц с каждым разом сокращался, раунд за раундом Кипр терял привлекательность с точки зрения налогового структурирования. Именно поэтому новость о полном разрыве соглашения об избежании двойного налогообложения произвела эффект разорвавшейся бомбы. Как сообщил Минфин РФ, предложения кипрских коллег будут способствовать безналоговому выводу из РФ через Кипр значительных финансовых ресурсов и, соответственно, Россия не может их принять. Для денонсации соглашения у Минфина достаточно времени. Для того чтобы налоговое соглашение с Кипром утратило силу со следующего года, необходимо направить уведомление властям острова до 31 декабря этого года. Для Люксембурга и Мальты такой срок истек 30 июня этого года.
Что делать?
При уходе с Кипра необходимо иметь в виду, что недавно остров ввел налог на выход (exit tax), причем ретроспективно — с 1 января 2020 года.
Теперь при переезде с Кипра может возникнуть обязательство заплатить налог на разницу между рыночной стоимости актива и его налоговой стоимостью. Особое внимание потребуется, если на балансе кипрской компании имеются выданные займы и объекты интеллектуальной собственности.
Если в рамках существующих структур с Кипром применяются льготы по соглашению об избежании двойного налогообложения, есть возможность подумать о распределении доходов, пока соглашение все еще действует. Нужно подготовить необходимую документацию в пользу подтверждения статуса кипрской компании в качестве фактического получателя дохода.
На будущее можно рассмотреть несколько стратегий:
Уход с Кипра в иную зарубежную юрисдикцию. Здесь необходимо учитывать, что стран, которые давали бы схожие налоговые преимущества с Кипром, не так много. Более того, нет гарантий, что такая страна в скором времени не получит «письмо счастья» от Минфина РФ, как Мальта или Люксембург.
Применение «сквозного» подхода. Если компания и ранее применяла «сквозной» подход (при котором кипрская компания признается транзитной, а налоги начисляют на выплаты так, будто они выплачены конечному получателю напрямую, а не через цепочку компаний. — Forbes), то разрыв соглашения с Кипром ее не должен коснуться. Однако если ранее применялись льготы по соглашению, а сейчас рассматривается возможность применения «сквозного» подхода, важно учитывать исторические налоговые риски. Ведь нужно будет, чтобы кипрская компания признала себя транзитной, что может быть использовано налоговыми органами при оспаривании права на льготы в прошлом.
Уход с Кипра в РФ. Эта стратегия сейчас вызывает особый интерес у бизнеса, и многие компании уже сменили налоговое резидентство на российское. Большой популярностью такая структура пользуется в рамках совместных предприятий, так как дает возможность использовать зарубежное право, а также льготы при распределении дивидендов от российских дочерних компаний в пользу иностранной холдинговой компании — налогового резидента РФ. Здесь нужно учитывать планы Минфина РФ по ограничению права пользования такой налоговой льготой. Изначально ее предлагалось вообще отменить, но в настоящее время рассматривается вариант сделать ее временной, до конца 2023 года.
Возможно рассмотреть вариант полного перевода в так называемые специальные административные районы (САР) — российские «офшоры» на островах Русском и Октябрьском. В рамках такого варианта пока отсутствуют планы по ограничению права на льготы по дивидендам, получаемым от российских компаний.
Более того, правительство утвердило целый ряд мероприятий, которые позволят сделать САРы еще более привлекательными. Например, распространить ставку 5% по налогу на доходы у источника выплаты на непубличные международные холдинговые компании, что является положительным моментом, особенно, если критерии для них будут также пересмотрены.
Мнение автора может не совпадать с точкой зрения редакции
Россия объявила о денонсации налогового соглашения с Кипром
Россия начинает процесс денонсации соглашения об избежании двойного налогообложения (СИДН) с Кипром, объявил российский Минфин. Никосия не согласилась на предложенное Минфином повышение налоговых ставок на выплаты в эту страну, объявило российское министерство.
«В июне—июле этого года мы вели переговоры с кипрскими коллегами касательно пересмотра соглашения во избежание двойного налогообложения между Россией и Кипром, с тем чтобы уже с 1 января следующего года большинство выплат процентов и дивидендов из России на Кипр стали бы облагаться налогом у источника по ставке 15%. К сожалению, сегодня надо признать, что переговоры не дали результата», — заявил статс-секретарь — заместитель министра финансов Алексей Сазанов.
В апреле Минфин предложил Кипру отменить все льготы по налогу на дивиденды и проценты — это наиболее жесткий вариант изменения соглашения. В ответ кипрские власти выдвинули свои предложения. «По сути, они размывают и делают недостижимым предполагаемый российской стороной эффект от принимаемых мер по поддержке национальной экономики и социальных программ» и будут способствовать безналоговому выводу из России значительных финансовых ресурсов, отмечается в сообщении Минфина.
Последствия разрыва договора
Сейчас налоговое соглашение с Кипром предусматривает, что налог на выплаты дивидендов в пользу резидентов Кипра из России можно снизить до 5 или 10%, а на проценты по займам — до 0%. После выхода из СИДН с Кипром все выплаты (дивиденды, проценты, роялти) в пользу резидентов Кипра из России будут облагаться в соответствии с российским Налоговым кодексом, то есть по ставке 15% (дивиденды) и 20% (проценты, роялти).
После разрыва налогового соглашения эта страна может потенциально попасть в черный список офшоров Минфина, сообщил РБК партнер PwC Михаил Филинов. Если это произойдет, могут также пострадать российские компании, которые получают доход с Кипра, поскольку к дивидендам, полученным из стран черного списка, не может быть применена российская ставка 0%, и налог составит 13%.
Льготы в рамках соглашений об избежании двойного налогообложения (СИДН) позволяют снизить ставку по дивидендам с 15 до 10 или 5%, а на проценты по займам — с 20 до 0%. У России около 100 таких соглашений с другими странами, за исключением популярных офшоров, таких как Британские Виргинские острова, Кайманы, Сейшелы, Бермуды, Гернси и Джерси — при выплате дивидендов в эти юрисдикции применяются максимальные ставки. Но так называемые транзитные юрисдикции, например Кипр, Люксембург и Нидерланды, соглашения с которыми допускают низкие налоги, часто используются при регистрации компаний-пустышек для выплаты дивидендов с меньшими налогами, а уже потом доходы переводятся в классические офшоры.
Стратегии для бизнеса
После повышения ставок наиболее подходящим способом продолжить экономить на налогах, переводя капитал за рубеж, мог стать так называемый сквозной подход. Его суть проста: иностранная структура должна заявить, что реальным получателем дохода из России является не она, а российское лицо. Это позволит снизить ставку до 13% и даже до 0%. Условия льготы: срок владения акциями — более года, портфель, по которому платятся дивиденды, не менее 50%, а плательщик не резидент офшоров из черного списка.
Но Минфин сыграл на опережение и в конце мая опубликовал законопроект, который практически сводил на нет возможности сквозного подхода уже с 2021 года. Но бизнесу удалось пролоббировать переходный период до 2024 года, выяснил РБК. Еще на три года льгота сохранится только на выплаты в страны, которые не входят в черный список офшоров. После разрыва налогового соглашения Кипр рискует попасть в этот список, и тогда пришедшие оттуда компании уже с 2021 года не смогут облагать полученные дивиденды по ставке 0%.
«Реструктурирование своих холдинговых структур через Кипр, конечно, станет невыгодным. Выгоднее будет все переводить обратно в Россию», — считает замминистра.
На фоне общего ужесточения налогового режима для выплат за рубеж резидентам «русских офшоров», специальных административных районов (САР) во Владивостоке и Калининграде, обещают разрешить ставку налога на дивиденды 5 вместо 15%. Пока льгота действует только для публичных международных холдинговых компаний. Правительство одобрило инициативу распространить ее на непубличные.
23 июня президент объявил о фиксированном платеже в 5 млн руб. в год без дополнительной отчетности для владельцев зарубежных активов. Сейчас физлица, владеющие более 25% контролируемых иностранных компаний (КИК), чья нераспределенная прибыль превышает 10 млн руб. в год, платят налог 13%. Законопроект о 5 млн руб. еще не готов, поэтому неизвестно, будет ли фиксированный платеж обязательным для всех или останется альтернатива подать отчетность КИК.
Денонсация договора с Кипром об избежании двойного налогообложения: как жить дальше?
03 августа 2020 года Минфин РФ объявил о начале денонсации договора с Кипром об избежании двойного налогообложения.
Немного истории
Итак, чем был выгоден договор бизнесу? Еще десять лет назад можно было практически беспрепятственно вывести деньги из России на Кипр. Скажем, проценты по займам, которые уплачивались от лица российской компании в пользу кипрской компании, облагались налогом у источника по ставке 0%. Дивиденды, уплачиваемые в пользу материнской кипрской компании, облагались налогом у источника по ставке 5 %. Далее кипрская компания распределяла полученный доход в пользу своих акционеров — юридических лиц, зарегистрированных в классических оффшорных зонах (Панама, Белиз и др.). После этого оффшорная компания перечисляла своим бенефициарам средства на их личные счета, открытые в зарубежных банках. Таким образом, российские бенефициары выводили заработанные средства за рубеж при минимальной налоговой нагрузке.
Эта отработанная схема впервые дала сбой в 2011 году, когда ВАС по делу № А27‑7455/2010 выступил на стороне налоговой инспекции и обязал ОАО «Северный Кузбасс» доплатить в бюджет 144 млн рублей, признав дивидендами проценты, уплаченные в пользу кипрской компании.
Это был первый звоночеко том, что налоговая инспекция всерьез решила перекрыть отток российских капиталов на Кипр.
Развитие событий
ФНС России стала широко применять понятие«фактическое право на доход».Налоговая инспекция, не имея права ограничить или запретить предпринимателям пользоваться льготами, тем не менее фактически заблокировала для них вышеописанные схемы налоговой оптимизации.
Согласно пункту 2 статьи 7 НК РФ, лицом, имеющим фактическое право на доходы, признается лицо, которое в силу прямого и (или) косвенного участия в организации, контроля над организацией либо в силу иных обстоятельств имеет право самостоятельно пользоваться и (или) распоряжаться доходом, полученным этой организацией.
В 2014 году Минфин берет на вооружение зарубежную концепцию кондуитной компании, то есть компании, которая не имеет фактического права на доход, а создана исключительно для того, чтобы пользоваться льготами договора об избежании двойного налогообложения.В Письме № 03-00-РЗ/16236 от 09.04.2014 даются следующие ориентиры для проверяющих лиц. Так, кондуитная компания может иметь следующие особенности:
-Компания перечисляет всю сумму дивидендов или процентов, полученных из России,иной компании.
— Компания, предоставившая заем российскому юридическому лицу, сама получила его от третьих лиц.
— Компания, которая зарегистрированана территории государства-партнера, получающая доходы от авторских правот источниковвРФ по сублицензионному договору, по соглашению направляет их компании, которая зарегистрирована в стране, не имеющей с Россией соглашения об избежании двойного налогообложения.
В 2017 году ФНС выпускает письмо № СА-4-7/9270, в котором перечисляет все признаки кондуитной компании, а именно:
Признавая компанию кондуитной, налоговая инспекция применяет сквозной подход, устанавливает в качестве получателя дохода бенефициара или же оффшорную компанию и доначисляет налоги.
Сабстенс как решение проблемы
Налоговые инспекции при поддержке судов сделали проблематичным применение договоров об избежании двойного налогообложения. Многие предприниматели приняли новые правила игры и начали активно создавать т.н.сабстенс — экономическую составляющую деятельности своих кипрских предприятий. Они арендовали офисы, нанимали специалистов и др. К сожалению, мы не можем сказать, что эти попытки существенно снижают риск доначисления налогов.Скорее наоборот,ониповысят общую предвзятость налоговой инспекции и судебных органов к кипрским предприятиям в составе холдинга.
В 2019 году группа «Полимертепло»попыталась отстоять самостоятельность своей кипрской компании. Некоторые основания для этого имелись: при компании действовал консультационный совет, состоящий из высококвалифицированных иностранных специалистов. Тем неменее Верховный суд отказал в рассмотрении дела в Судебной коллегии по экономическим спорам, тем самым поставив точку в долгих разбирательствах «Полимертепла»с налоговой инспекцией. Компании было отказано в применении пониженной льготной ставки, и предприятию пришлось доплатить налоги в бюджет.
К апрелю 2020 года сложилась ситуация, когда мало кто из специалистов порекомендовал бы применять старые схемы по выводу денег из России. И объявление о намерении пересмотреть, а затем и денонсировать договор, — это логичный шаг. Россия отходит от приоритета норм международного права и демонстрирует отсутствие желания международного сотрудничества.
Начало денонсации
Как быть бизнесменам, которые хотят воспользоваться льготами в 2020 году? С какого момента они лишатсяправа воспользоваться льготами, предоставленными договором?
Согласно условиям самого соглашения, любое государство может прекратить действие соглашения, направив уведомление другой стороне по дипломатическим каналам. Соглашение будет считаться прекратившим свое действие с первого января следующего года. Вопрос о том, можно ли будет в 2021 году воспользоваться льготами договора применительно к прибыли, полученной за 2020 год, остается открытым. Однако, если компания планирует перечислять дивиденды за 2020 год, то, вероятно, имеет смысл перечислить дивиденды по итогам первого полугодия в самое ближайшее время.
Чего ожидать в будущем?
Россия уже предложила Нидерландам пересмотреть условия соглашения об избежании двойного налогообложения. Вероятно, будут денонсированы договоры с Люксембургом и Мальтой.
Как быть бизнесу?
Прежде всего, стоит отметить, что денонсация договора с Кипром вовсе не стала неожиданностью для российских бизнесменов. Однако Кипр как юрисдикция для создания иностранной компании все еще может быть привлекательной. Низкая налоговая нагрузка, наличие значительного количества русскоязычных резидентов, относительно невысокая стоимость обслуживания компании — все это продолжает вызывать интерес предпринимателей. Поэтому если вдруг на Кипре имеется компания, то срочно закрывать ее совершенно необязательно.
Однако корпоративную структуру можно и нужно периодически пересматривать, и сейчас именно тот момент, когда сделать это весьма желательно.
Пути развития холдинга с иностранными компаниями
Очевидным вариантом решения проблемы может стать поиск более подходящей юрисдикции для регистрации зарубежной компании. Можно присмотреться к Гонконгу в качестве юрисдикции.
В 2016 году Россия и Гонконг подписали договор об избежании двойного налогообложения. Это было сделано в разгар борьбы с оттоком капитала, то есть в какой-то мере можно рассчитывать на то, что договор не будет денонсирован в ближайшее время. Полученные гонконгской компанией дивиденды не облагаются налогом в Гонконге, также в Гонконге нет налога у источника на дивиденды, которые распределяет гонконгская компания своим зарубежным акционерам.
Договор сГонконгом предоставляет право применить пониженную ставку налога у источника при условии, что процент владения дочерней компании составляет 15 % и более. В данном случае налог у источника составит 5 %. При этом размер вложения в уставный капитал дочерней компании не оговаривается. Такие условия даже лучше, чем предоставлял практически денонсированный договор с Кипром.
К сожалению, ФНС будет продолжать применять концепцию фактического права на доход, и все вышеописанные риски будут сохраняться и в случае открытия гонконгской компании.
Россия предложила владельцам кипрских компаний (и не только кипрских) возможность редомицилировать компании на остров Октябрьский или остров Русский.Это может быть неплохим выходом из сложившейся ситуации. Однако минусов в таком решении может быть больше, чем плюсов. Самый очевидный — это повышение юрисдикционных рисков. Проще говоря, далеко не все бизнесмены готовы держать свои средства только в одной стране.
На просторах интернета встречается совет не делать ничего, а посмотреть, как будут развиваться события. Этот совет не так уж плох, если предприниматель готов свернуть деятельность своих зарубежных компаний на неопределенный срок.
На данный момент очевидно одно: любые схемы оптимизации налогообложения нужно применять предельно аккуратно, учитывая все особенности бизнеса.
Хорошо ли это для бизнеса? Сложно сказать. Эксперты полагают, что можно будет применять т.н. «сквозной подход», Это означает, что налог у источника будет рассчитываться согласно ставкам, которые применялись бы, если бы получателем средств было физическое лицо-бенефициар холдинга или же компания, которая имеет фактическое право на доход. Такая практика уже начала формироваться. Другое дело, что экономить на налогах так, как раньше, уже не представляется возможным. В каком-то смысле повышение налоговых ставок по налогу у источника равносильно денонсации договора.
Россия выйдет из соглашения о двойном налогообложении с Кипром
Процедура денонсации соглашения запускается с 3 августа
Ведомство обсуждало с Минфином Кипра изменение соглашения в части увеличения налога у источника до 15% в отношении дивидендов и процентов.
Проанализировав встречные предложения Кипра, «Минфин России пришел к заключению, что по сути они размывают и делают недостижимым предполагаемый российской стороной эффект от принимаемых мер по поддержке национальной экономики и социальных программ, а также будут способствовать безналоговому выводу с территории РФ через кипрскую юрисдикцию значительных финансовых ресурсов российского происхождения».
С учетом тесных экономических и исторических связей между странами, российская сторона предложила в течение этой недели обсудить компромиссные варианты решения вопроса, но получила отказ, отметил Минфин. Процедура денонсации соглашения начнется 3 августа.
Минфин предложил Кипру поднять ставки до 15% как по дивидендам, так и по процентам, однако переговоры не увенчались успехом: «партнеры пытались максимально размыть эффект от инициативы для российской казны различными исключениями», пишет ведомство. Переговоры проходили в июне и июле, но результатов не дали. Поэтому Минфин был «вынужден начать процедуру по внесению в Госдуму федерального закона о денонсации».
Дополнительные доходы, которые бюджеты разных уровней получат от пересмотра соглашений с транзитными юрисдикциями, президент поручил направить на выплаты семьям с детьми, безработным и временно нетрудоспособным лицам.
Первыми о внесении изменений в двусторонние соглашения в части повышения ставки налога на доходы в виде дивидендов и процентов российский Минфин письменно известил министерства финансов Кипра, Люксембурга и Мальты. В конце июня Минфин объявил о начале разработки законопроекта о денонсации конвенции между правительствами России и Мальты.
Ernst & Young на фоне этих шагов, которые стали неприятным сюрпризом для многих компаний, рекомендует клиентам изучить российскую юрисдикцию, комментировала партнер EY Марина Белякова.
Денонсация налогового соглашения что это
Россия и Кипр: денонсация и новое налоговое соглашение
Почему разорвали соглашение
В частности, он заявил, что все выплаты доходов в виде процентов и дивидендов, уходящие из России за рубеж – в офшорные юрисдикции – должны облагаться адекватным налогом – не менее 15% (столько взимают с физлиц-нерезидентов в РФ). С этой целью он поручил скорректировать соглашения об избежании двойного налогообложения с некоторыми странами. И начать с тех, через которые проходят значительные ресурсы российского происхождения.
«Все выплаты доходов (в виде процентов и дивидендов), уходящие из России за рубеж, в офшорные юрисдикции, должны облагаться адекватным налогом.
Сейчас 2/3 таких средств – а по сути это доходы конкретных физических лиц – в результате разного рода схем так называемой оптимизации облагаются реальной ставкой налога лишь в 2%. Тогда как граждане даже с небольших зарплат платят подоходный налог в 13%. Это, конечно, мягко говоря, несправедливо.
Поэтому предлагаю для тех, кто выводит свои доходы в виде дивидендов на зарубежные счета, предусмотреть ставку налога на такие дивиденды в 15%. Естественно, это потребует корректировки наших соглашений об избежании двойного налогообложения с некоторыми странами. Прошу Правительство организовать такую работу. Если же иностранные партнёры не примут наши предложения, то Россия выйдет из этих соглашений в одностороннем порядке. И начнём с тех стран, через которые проходят значительные ресурсы российского происхождения, что является наиболее чувствительным для нашей страны.»
Дополнительные доходы, которые бюджеты разных уровней получат от пересмотра этих соглашений, Президент поручил направить на выплаты семьям с детьми, безработным и временно нетрудоспособным лицам.
За время действия Российско-кипрского соглашения по налогам этой юрисдикцией воспользовались многие российские компании. По разным оценкам, на Кипр было выведено:
Для выполнения поручения Президента Путина о налогообложении доходов в виде дивидендов и процентов, выплачиваемых с территории Российской Федерации в республику Кипр по ставке 15%, Минфин России 03.08.2020 начал процедуру денонсации соглашения.
Суть действующего на 2020 год соглашения
Существующее налоговое соглашение с Кипром предусматривает очень привлекательные условия с точки зрения налогообложения. Так, ставку можно снизить:
Это более чем в 2 раза меньше, чем соответствующая ставка в России (13-15%).
Переговоры о новом соглашении 2021 с Кипром
Минфин предложил коллегам на Кипре поднять ставки до 15% как по дивидендам, так и по процентам. Однако сначала переговоры не увенчались успехом: киприоты пытались максимально размыть эффект от инициативы для российской казны различными исключениями.
В ходе переговоров Кипр выдвинул свои предложения, проанализировав которые Минфин России пришел к заключению, что по сути они:
В итоге, российский Минфин был вынужден начать процедуру внесения в Госдуму федерального закона о денонсации налогового соглашения об избежании двойного налогообложения с Кипром.
Однако, принимая во внимание тесные экономические и исторические связи между двумя государствами, российская сторона сформулировала варианты компромиссного решения данного вопроса и предложила оперативно провести очные переговоры на Кипре, чтобы выйти на решение. Но получила отказ.
Затем Минфином России всё-таки провёл у себя переговоры с Минфином Кипра по внесению изменений в российско-кипрское соглашение в части увеличения налога у источника до 15% в отношении дивидендов и процентов.
В рамках этих переговоров Кипр согласился на условия Российской Федерации по внесению изменений в соглашение в части увеличения налога у источника до 15% в отношении дивидендов и процентов.
Заместитель председателя Правительства РФ А.Л. Оверчук:
«Кипрская делегация полностью согласилась с условиями Российской стороны. Мы парафировали проект протокола, который должен быть подписан в сентябре 2020 года.»
Так как состоялось парафирование протокола, Россия остановила процесс денонсации соглашения.
Сроки
Известно, что ратификация протокола должна состояться до конца 2020 года. Он вступит в силу с 1 января 2021 года.