Дэнс терапия в логопедии что это
Применение динамической электронейростимуляции в логопедической работе с дошкольниками
ТИРСКАЯ Н.В., учитель-логопед; ШАМАНАЕВА Ю.Б., главный врач ВДОУ ПТВС АК «АЛРОСА» (ЗАО), г. Мирный, Республика Саха (Якутия)
Увеличение рождаемости, сохранение и укрепление здоровья детей — важнейшие государственные задачи, определяющие будущее благополучие общества. К сожалению, политические и социально-экономические кризисы создают неблагополучную социально-экономическую и социально-психологическую обстановку. Новое столетие ознаменовалось позитивными тенденциями развития экономики, однако несмотря на улучшение показателей рождаемости в Республике Саха (Якутия) общая заболеваемость детей и подростков здесь остается на высоком уровне.
В общей структуре заболеваемости новорожденных первое место по-прежнему занимают отдельные состояния, возникающие в перинатальном периоде, внутриутробная гипоксия и асфиксия при родах.
Болезни нервной системы у детей первого года жизни, перенесших перинатальную гипоксию, занимают в структуре заболеваемости третье место (10,3%). В дальнейшем у детей с функциональными или органическими расстройствами нервной системы формируются нарушения других органов и систем, в частности сочетанные или изолированные расстройства речи. Так, по данным Центра патологии речи и нейрореабилитации у 75—85% детей с речевыми нарушениями выявлена минимальная мозговая дисфункция. Несмотря на обширный арсенал эффективных методов терапии и реабилитации перинатальных повреждений головного мозга и, как следствие, исходов в минимальные мозговые дисфункции (ММД), проблема коррекционно-восстановительного лечения в настоящее время не решена.
Для лечебного воздействия, лечения и реабилитации детей с данной патологией в конце 60-х гг. прошлого века был разработан метод чрескожной динамической нейроэлектростимуляции аппаратами серии ДЭНАС (ДЭНС-терапия). В марте 2005 г. Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития МЗСР РФ разрешил серийное производство и применение в медицинской практике аппаратов нейроадаптивной стимуляции ООО «РЦ АРТ»,
(г. Екатеринбург) группы ДЭНАС (ДЭНАС, ДиаДЭНС-Т, ДиаДЭНС-ПКМ, РУ № ФС-2005/004).
В основе механизма действия ДЭНС-терапии лежит лечение микротоковыми импульсами как высокой (50—200 Гц), так и низкой (1—10 Гц) частоты, которые имеют физиологическую основу и по своим характеристикам нейроподобны. Аппарат ДЭНС воздействует электродами на рефлексогенные зоны в области прохождения нервов, там, где возникает боль. Нейроподобный сигнал передается с электродов на нервные окончания. Импульс от прибора проходит патогенный очаг, действует на определенные центры головного мозга и активизирует нейрогуморальную и иммунную защиту, в результате чего с патологией начинает бороться сам организм. ДЭНС-терапия безопасна в применении, не вызывает аллергических реакций; не нарушает физиологического энергетического потенциала детского организма; обладая иммуномодулирующим общеукрепляющим эффектом, позволяет решать не только узкоспециальные, но и адаптационные задачи; отвечает требованиям организации логопедических занятий, поскольку длительность процедуры минимальна; не вызывает недоверия у родителей.
При курсовом использовании ДЭНС-терапии по логопедическим схемам воздействия стимулируются соответствующие зоны головного мозга, безусловные рефлексы (жевания, глотания, слюнообразования), работа мышц речевого аппарата и мимических мышц, улучшаются функциональное состояние ЦНС, зрительно-моторная координация; снижается частота возникновения аномальной импульсации, тем самым устраняя патологические реакции; корректируется и восстанавливается произносительная сторона речи, обусловленная недостаточностью иннервации речевого аппарата (дизартрические расстройства).
После подготовительной работы (сбор и изучение анамнеза, осмотр педиатром ДОУ, детским неврологом, консультации с родителями) совместно с медицинской службой ДОУ были выбраны два направления логопедической работы с применением ДЭНС-терапии по назначению педиатра ДОУ:
-коррекционная с детьми 6—7 лет
-пропедевтическая коррекционная с дошкольниками 3—5 лет.
Цель исследований в первом направлении — выявление взаимосвязи между временем коррекции звукопроизношения и применением ДЭНС-терапии. Исследования проводились в течение 3 лет (с 2006 по 2008 г.). После соответствующей логопедической диагностики были отобраны 17 детей с дизартрией и МДР (77,27% от общего числа детей с расстройствами речи в обследуемом ДОУ) в 2006 г., 20 детей с дизартрией и МДР (58,82%) в 2007 г. и 12 детей с дизартрией и МДР (85,71%) в 2008 г. Средний возраст обследуемых детей 6 лет 5 мес. Аппаратное курсовое воздействие с помощью аппарата ДиаДЭНС-Т всех обследуемых детей проводилось одновременно с традиционными приемами коррекции речевых нарушений. Время логопедических коррекционных мероприятий совпало с 1—2 курсами ДЭНС-терапии по 10—15 дней.
Схема применения ДЭНС-терапии при логопедических проблемах у старших дошкольников:
1. Режим «Тест» 10 Гц или скрининговое нахождение триггерных зон и их терапия в зонах согласия позвоночника (3 дорожки), частота 20 Гц, время воздействия 3—5 мин, мощность воздействия комфортная.
2. Режим «Терапия» — статическая обработка второго шейного позвонка, частота 20 Гц, время воздействия 3—5 мин, мощность комфортная.
3. Режим «Терапия» — статическая обработка речевых зон на лице (6 точек), частота 20 Гц, время воздействия 3—5 мин, мощность 2—3 единицы.
4. Режим «Тест» 10 Гц — статическая обработка середины губ, время 3—5 мин, мощность 1—2 единицы.
5. Режим «Тест» 10 Гц — статическая обработка середины языка, время 1—2 мин, мощность 1 единица.
6. Режим МЭД («Тест» + «Терапия» 10 Гц) — обработка ногтевых лож пальцев рук, время 1 мин, мощность комфортная.
ДЭНС-терапия применялась одновременно с началом логопедических занятий у детей с МДР и дизартрией. Была выявлена четкая положительная динамика становления звукопроизношения. Дети, получавшие сеансы ДЭНС-терапии, не только не отставали по времени в коррекции звукопроизношения, но и в 40% случаев опережали детей контрольной группы. В 2008 г. двум детям с дизартрией соноры были поставлены быстрее, чем детям всей группы. Время постановки звуков сократилось в 2 раза.
Во втором направлении исследований выяснили эффективность ДЭНС-терапии до применения традиционных методов коррекции речевых нарушений.
Исследования проводились также в течение 3 лет (с 2006 по 2008 г. включительно). После соответствующей логопедической диагностики детей 3—5-летнего возраста были отобраны 9 дошкольников с нарушениями устной речи органического характера (20,93% от общего числа детей с выявленными расстройствами речи в обследуемом ДОУ) в 2006 г., 14 детей (37,84%) с подобными нарушениями речи в 2007 г. и 26 детей (63,41%) с расстройствами экспрессивной речи в 2008 г. Возраст обследуемых детей колебался от 2 лет 6 мес. до 5 лет 9 мес. Всем обследуемым детям провели аппаратное курсовое воздействие с помощью аппарата ДиаДЭНС-Т с учетом дифференцированного возрастного подхода.
Минимальная интенсивность электроимпульсного воздействия (1—3 единицы мощности) выбиралась для детей с 2 лет 6 мес. до 4 лет в связи с осложнением речедвигательных нарушений нервнорефлекторной возбудимостью. Средняя интенсивность воздействия, при которой ощущалось приятное покалывание, применялась к детям 4—6 лет с различной речедвигательной патологией.
Схема применения ДЭНС-терапии при логопедических проблемах у младших дошкольников:
1. Режим «Тест» 10 Гц или скрининговое нахождение триггерных зон и их терапия в зонах согласия позвоночника (3 дорожки), частота 20 Гц, время воздействия 3—5 мин, мощность соответственно возрасту.
2. Режим «Терапия» — обработка второго шейного позвонка, частота 20 Гц, время воздействия 3—5 мин, мощность соответственно возрасту.
3. Режим «Терапия» — обработка речевых зон на лице (6 точек), частота 20 Гц, время воздействия 3—5 мин, мощность соответственно возрасту.
4. Режим «Тест» 10 Гц — обработка левой височной области, время 3—5 мин, мощность соответственно возрасту.
5. Режим «Тест» 10 Гц — обработка середины языка, время 1—2 мин, мощность 1 единица.
6. Режим МЭД («Тест» + «Терапия» 10 Гц) — обработка подушечек пальцев рук, мощность соответственно возрасту.
В результате применения дифференцированных схем воздействия ДЭНС-терапии у детей обследуемой группы в речевом статусе наблюдались улучшение мышечного тонуса, повышение качества просодических компонентов речи, увеличение объема артикуляционных движений, активизация мимической и артикуляционной мускулатуры, расширение объема речевого дыхания. Результаты применения ДЭНС-терапии у младших дошкольников свидетельствуют об эффективности использования динамической электронейростимуляции как пропедевтического метода исправления речевых расстройств. У детей, которым с 2006 г. систематически 2 раза в год проводились курсы лечения по вышеуказанным схемам, в 2008 г. отмечались лишь незначительные дизартрические расстройства. Качество устной речи и зрительно-моторная координация детей в обследуемой группе были достоверно выше, чем у их сверстников из контрольной группы со схожими речевыми проблемами и того же возраста.
Положительные изменения в речевом статусе выявлены у всех детей экспериментальной группы. Кроме того, дети, получавшие курсовую ДЭНС-терапию, в 2,4 раза реже болели ОРВИ по сравнению со сверстниками, не имеющими логопедических проблем.
Выводы:
Применение ДЭНС-терапии в коррекционной работе логопеда помогает сократить время становления правильного звукопроизношения, развить фонематические процессы, улучшить координацию мелкой моторики рук, т.е. повысить качество устной речи детей дошкольного возраста.
На основании опыта использования метода динамической электронейростимуляции у дошкольников можно говорить о его реальном эффекте и целесообразности применения как дополнительного средства в системе логопедической коррекции.
ДЭНАС ТЕРАПИЯ В ЛОГОПЕДИИ
Что такое ДЭНС
Это воздействие на нервные рецепторы и биологически активные зоны и точки кожи слабыми импульсными токами. ДЭНС с успехом используется как в домашних условиях, так и в лечебных учреждениях. В 2005 году она была впервые зарегистрирована как самостоятельный лечебный метод, а в 2010 году было получено бессрочное регистрационное удостоверение на медицинскую технологию ДЭНАС. Динамическая электронейростиуляция представлена в учебнике по восстановительной медицине для медицинских вузов.
ДЭНС это лечебный метод XXI века. Однако он возник не на пустом месте. Не углубляясь в совсем давнюю историю, стоит упомянуть, что психоневролог Л.А. Щербакова еще в 70-80 годах XX века разработала и внедрила в практику методики точечного массажа, а затем и электростимуляции слабыми импульсными (синусоидальными) токами при логопедических нарушениях. ДЭНС тоже относится к импульсным токам и может применяться для коррекции логопедических нарушений. Это подтверждено 20-летней практикой и исследованиями.
Почему это эффективно
Высокая эффективность метода ДЭНС обусловлена формой импульса, которая динамически меняется на процедуре в зависимости от ответной реакции кожи пациента. Т.е. лечебный фактор постоянно меняется, поэтому к нему не возникает привыкания и сохраняется высокая эффективность лечения даже при регулярном длительном использовании аппаратов.
С помощью ДЭНАС-процедур можно добиться разных оздоровительных эффектов. Вот основные.
— блокирование болевых импульсов (обезболивание),
— реорганизация центральной нервной системы,
— повышение болевого порога,
— оптимизация работы иммунной системы.
Почему это безопасно
В ДЭНС-терапии используется ток малой частоты – от 1 до 200 Гц. Эти частоты в физиотерапии называют инфранизкими. Именно этим очень малым воздействием на организм и объясняются минимальные противопоказания и отсутствие возрастных ограничений.
Динамическая электронейростимуляция взаимодействует с организмом только посредством нервной системы – прямого воздействия на внутренние органы не оказывается. Ток не проникает под кожу; во время процедур НЕ происходит разогревания, механического массажа, давления или облучения каким-то чужеродным для человеческого организма фактором – есть только раздражение нервных окончаний кожи нейроподобным импульсом, который воспринимается центральной нервной системой как «родной». Это и физио-, и рефлексотерапия в одном аппарате.
ДЭНС можно применять с первого дня жизни ребенка (разумеется, при наличии показаний). Есть множество описанных и опубликованных клинических наблюдений и исследования эффективности ДЭНС в неонаталогии. ДЭНС используется специалистами в логопедии, в реанимационных мероприятиях в родовом зале, для ведения недоношенных детей, с поражением ЦНС, родовыми травмами, с желтухой новорожденных и с другими патологиями.
Когда нельзя
Список противопоказаний для ДЭНС-терапии такой.
— наличие имплантированного кардиостимлятора,
— индивидуальная непереносимость электротока.
— Эпилептический статус (не путать с эпилепсией),
— Новообразования (опухоли) любой этиологии и локализации (исключаем воздействие в области опухоли),
— Острые лихорадочные состояния неясной этиологии (определяем наличие тяжелых заболеваний и тактику их лечения вместе с врачом),
— Тромбоз вен (исключаем воздействие в области тромбированных вен).
Часть противопоказаний связана с необходимостью обследования у врача с целью постановки диагноза и определения тактики лечения.
ДЭНС в логопедической практике
ДЭНС в логопедии применяется практически при любых нарушения: при задержке речевого развития и общем недоразвитии речи, дизартрии, дисфазии, заикании, алалии, аутизме, ДЦП, синдроме дефицита внимания, гиперактивности и других. В качестве иллюстрации масштаба этого применения можно привести обзор работ психоневролога Н.Г. Лисецкой (Приморский Институт вертеброневрологии и мануальной медицины, Владивосток). У нее ДЭНС в комплексных коррекционных курсах получили более 400 детей!
Выводы Н.Г. Лисецкой и ряда других авторов:
— ДЭНС способствует улучшению состояния мышечного тонуса органов артикуляции,
— Расширению объема речевого дыхания и голосообразования,
— Улучшению зрительно-моторной координации и памяти,
— Большинство детей стали легче вступать в контакт со сверстниками, выполнять обучающие программы.
— Улучшение в состоянии мышечного тонуса органов артикуляции,
— Повышение мышечной активности мимической и артикуляционной мускулатуры,
— Увеличение объема артикуляционных движений,
— Расширение объема речевого дыхания и улучшение качества голосообразования,
— Увеличение объема зрительного восприятия,
— Повышение самоконтроля ребенка.
Не удивительно, что многие специалисты в области логопедии и нейропсихологии взяли на вооружение ДЭНС-терапию и получают впечатляющие результаты даже при сложных речевых расстройствах. Во что говорит нейропсихолог С.В. Гузенко – она руководит центром нейрологопедической коррекции «Перспектива» (Первоуральск):
– Более эффективного метода помощи детям с задержкой речевого развития, расстройством аутистического спектра, патологией речевых нарушений, чем ДЭНС-терапия на сегодняшний день не придумано! Динамическая электронейростимуляция, подобно человеческому организму, работает по принципу формирования нейроподобного импульса. Метод ДЭНС улучшает нейронную связь, способствует мыслительной деятельности и возникновению и развитию речи.
Какой аппарат выбрать
А теперь перейдем к практическим вопросам. Если перед вами стоит задача коррекции речевых нарушений, то можно рекомендовать два варианта аппаратного оснащения.
Первый – универсальный – подойдет и для домашнего использования, и для работы профессионала. Это аппарат НЕЙРОДЭНС-ПКМ/ДЭНАС-ПКМ, а также комплекты выносных электродов: ДЭНАС-Аппликатор, ДЭНАС-очки, ДЭНАС-Массажный и ДЭНАС-Рефлексо. Выносные электроды освобождают руки человека, который проводит процедуры, делают воздействие более комфортным и коротким по времени. Разумеется, аппарат работает и без выносных электродов, ими можно пополнять свой ДЭНАС-арсенал постепенно, по мере необходимости.
Кстати, аппараты оснащены функцией «Детский доктор»; эта функция помогает подобрать нужные для детей параметры стимуляции.
Второй вариант оснащения – профессиональный, он больше подходит для работы в условиях клиники или логопедического кабинета (Хотя и для дома он также не противопоказан). Это аппарат ДЭНАС-Комплекс с набором электродов. В этом аппарате заложено более 100 предустановленных программ, что, конечно, облегчает работу на потоке пациентов.
Методики ДЭНС в речевой коррекции
Большой плюс ДЭНС-терапии – простота применения. В аппаратах НЕЙРОДЭНС-ПКМ и ДЭНАС-ПКМ реализованы 24 автоматических программы, которые подходят для лечения часто встречающихся проблем: Голова, Насморк, Кашель и т.д. А ручные настройки позволяют подобрать индивидуальную методику, в т.ч. для устранения логопедических нарушений.
Для коррекции речи проводят курсы ДЭНАС-процедур, на которых обрабатывают речевые зоны и точки:
— круговая мышца рта,
— 2-й шейный позвонок,
центральные речевые зоны:
— зона скальпа – область зон Брока, Вернике,
зоны общего действия:
При этом в зависимости от конкретной ситуации используют частоты: 77, 7710, 10, 20, 77АМ, программу МЭД, скрининг. Обычно проводят одну процедуру в день, на процедуре обрабатывается от 1 до 3 зон и берется от 1 до 3 частот. Мощность воздействия и время процедур определяют с учетом возраста ребенка. Лечат также сопутствующие логопедическим симптомы, например, если возникла боль в горле или нарушение стула, то добавляют обработку соответствующих зон. Разумеется, чтобы получить хороший результат, необходим курс процедур, а в некоторых случаях – несколько курсов.
Подробные методики можно найти в различных печатных и интернет-источниках. Есть также специальный вебинар, размещенный в разделе «Видео» на нашем сайте.
Подводя итог
Применение аппаратов ДЭНС-терапии в логопедии позволяет обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку. В результате процедур:
— Нормализуется мышечный (и гипер-, и гипо-) тонус в речевой и мимической мускулатуре,
— Улучшается зрительно-моторная координация,
— Улучшается качество речевых движений,
— Стимулируются безусловные рефлексы (жевание, глотание, слюнообразование),
— Важные сопутствующие эффекты – уменьшение возбудимости и нормализация сна.
А также можно получить и другие эффекты.
Важно и то, что ДЭНАС-аппараты в логопедии для коррекции речи можно использовать как специалистам-дефектологам, так и обычным людям в домашних условиях. Идеальный во всех смыслах вариант: домашнее применение под руководством специалиста. В таком тандеме можно достичь лучшего результата за счет регулярности процедур и правильного подбора методики.
Научиться подбирать и применять методики ДЭНС-терапии можно самостоятельно, воспользовавшись открытыми источниками (книгами, интернетом и пр.) или окончив специальные курсы. Они сейчас проходят регулярно по мере набора группы в виде серии вебинаров. Обучаться на этих курсах может любой желающий – для самообразования. А специалисты в области логопедии (с высшим педагогическим образованием) по окончании этого обучения получат документ государственного образца о прохождении курса: «Динамическая электронейростимуляция аппаратами ДЭНАС в логопедии». Удостоверение может быть засчитано при получении или подтверждении педагогической (логопедам) квалификационной категории. Документ позволит логопедам оказывать платные услуги ДЭНС-терапии для своих клиентов – детей и взрослых.
Что ж, набирайтесь терпения, берите в руки аппарат ДЭНАС-ПКМ, проводите процедуры. Пусть ваши дети говорят и мыслят правильно, четко и красиво!
Е. Храмова, специально для denas-burg.ru
Источники, использованные при написании статьи:
Коррекция речи у детей дошкольного возраста в комплексе с аппаратом ДЭНС
Дата публикации: 07.03.2019 2019-03-07
Статья просмотрена: 1786 раз
Библиографическое описание:
Черненко, А. Н. Коррекция речи у детей дошкольного возраста в комплексе с аппаратом ДЭНС / А. Н. Черненко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 10 (248). — С. 66-70. — URL: https://moluch.ru/archive/248/57009/ (дата обращения: 12.12.2021).
В статье рассматривается применение динамической электростимуляции при коррекции речевых расстройств у детей с различными видами речевой патологии.
Ключевые слова: Дэнс-терапия, речевые патологии, коррекционная работа.
Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе.Чем богаче и правильнее речь ребенка,тем легче ему высказывать свои мысли, тем полноценнее будут взаимоотношения с детьми и взрослыми. Работая логопедом уже ни один год, наблюдаю, что детей с различной речевой патологией не становится меньше. И актуальность этой проблемы стимулирует постоянный поиск новых идей и технологий, позволяющих оптимизировать коррекционную логопедическую работу. В последнее время в своей практической работе все больше и больше логопеды используют новейшие нетрадиционные технологии: логопедический массаж,массаж языка, аурикулотерапия, японская методика пальцевого массажа, су-джок терапия, фитотерапия, ароматерапия, музыкотерапия, литотерапия, имаготерапия и т. д.
Все эти методики по-своему полезны и эффективны.Многими логопедами приемлемы и введены в коррекционную работу.
Я также в свою коррекционную работу старалась вносить какие-то новшества, шагать в ногу со временем новых логопедических технологий.
Как-то очень давно прочла статью «Применение Динамической Элетростимуляции в логопедической практике» где описывался опыт врачей Н. А. Черлина, С. Н. Зиборова, Н. А. Коршунова Л. В. Порицкая. Это Московская областная психоневрологическая больница для детей с поражением ЦНС и нарушением психики. Где уже с 2004года в МОДПНБ аппараты ДЭНС использовались в логопедической практике и являлись гармоничным продолжением применения физиотерапевтических методик. Синусоидальные модулированные точки для лечения больных дизартрией при детских церебральных параличах.Эта методика была разработанная врачом,неврологом Л. А. Щербаковой (1982г),где ДЭНС внедрена в систему коррекционной работы как дополнительное средство воздействия и стимуляции речедвигательных зон у детей с неврологической патологией
Из дополнительных источников выяснила, что метод одобрен Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития(РУ № ФС-2005/004от 4 марта 2005г). ДЭНС разрешена к использованию врачами и педагогами прошедшим курс обучения и интегрирована в систему практической логопедии в условиях лечебных, профилактических,образовательных учреждениях. Таким образом узнала, что методика ДЭНС может приемлема и в логопедической работе.Дополнительную информацию получила в школе ДЭНС,где прошла дополнительное обучение и в сентябре 2012 году приобрела аппарат ДЭНС. Интересными и полезными для меня были передачи с Еленой Малышевой, где проходила презентация ДЭНС-терапия и аппаратов ДЭНАС по первому каналу(2013г)Выступление доктора медицинских наук А. Ф. Лаврукова Уральского НИИ им. Чикалина и врача-консультанта О. Н. Рубцовой.
Не скрою,конечно,я с большой осторожностью стала применять динамическую электростимуляцию в начале только в кругу своих близких людей, и только предварительно консультируясь с врачом ДЭНС-терапевтом. Так как изучая, работу ДЭНС знала,что существуют противопоказания к применению аппарата ДЭНС, они указаны в рекомендациях.
Первые мои успехи были в коррекции с аппаратом ДЭНС с моим внуком в 2014году. В возрасте 4,5 года я стала работать в комплексе над звукопроизношением и достаточно быстро устранили межзубное произношение, успешно отработали шипящие и сонорные и ввели в речь. Мальчик сейчас успешно учится в третьем классе.
Более 20 лет я проработала на группах с детьми с тяжелыми нарушениями речи и задержкой речи. Но трудности как и у всех моих коллег возникали, даже имея не малый опыт в коррекционной работе.
На консультациях,собраниях родителям тех детей,кому,по моему мнению, мог помочь метод ДЭНС старалась довести информацию о значимости этой методики,которая уже не один год существует в практике.Динамическая электростимулирующая терапия(ДЭНС) зарегистрирована в Министерстве здравоохранения РФ,как метод профилактики, диагностики и лечения он многофункционален, эффективен и абсолютно безопасен. Те дети,которые проходили коррекцию совместно с ДЭНС,только с согласия родителей,конечно,достигали наиболее высоких результатов,чем другая подгруппа,к которой не применялась эта методика.
Карта наблюдений
1. Фонематическое восприятие
2. Артикуляционная моторика
4. Звуко-слоговая структура
6. Словарь, словообразование
Саша, 5 лет Речь была понятна только близким. Грубое нарушение темпа и ритма речи. Дефекты произношения небных звуков –каппацизм, гаммацизм. Нарушение свистящих,шипящих,сонорных звуков. Нарушение фонематического восприятия, нарушение слоговой структуры связной речи.Через год коррекционной работы совместно с ДЭНС три курса по 14 сеансов с положительной динамикой, речь в норме.
Карта наблюдений
1. Фонематическое восприятие
2. Артикуляционная моторика
4. Звуко-слоговая структура
6. Словарь, словообразование
Хочу отметить, данный аппарат является эффективным и полезным инструментом в руках логопеда. Но применение данного метода нельзя рассматривать самостоятельным. Его использование,скорее всего,служит для создания благоприятного эмоционального фона,что улучшает эффективность коррекционного воздействия.
В комплексной коррекционной работе с детьми с диагнозом дизартрия предпочтение отдается речевым зонам и зонам универсальной направленности. К ним относится зона языка и специальные речевые зоны.
Коррекционные занятия в комплексе с аппаратом проводились в утренние часы на протяжении 10 дней.Зоны языка обрабатывались 30–40 секунд 1 раз в день в постоянном режиме, продолжительностью воздействия на каждый участок кожи определяла в соответствии с инструкцией. Курс лечебных процедур в среднем составил 10–14 сеансов.Но так как дети,это не взрослые, им не всегда понятно, что это за машинка соприкасается с телом ребенка.Старалась обыгрывать с речевым сопровождением:
—Пролетел веселый жук-ЖЖЖЖЖЖ.
Зазвенел комарик вдруг ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ.
Ветер ветки раскачал-УУУУУУУ.
Шарик тоже зарычал РРРРРР.
Зашумел в воде камыш ШШШШШ.
И опять настала тишь –ШШШШ.
ШШШШШ-шуршит опавший лист,
ЖЖЖЖЖ-шмели в саду жужжат.
Автомобиль гудит — ВВВВ.
Прокатится всех зовет-ТРРРР.
В дом свой улетай,пчела-ЗЗЗЗЗ.
Первый мед принесла-ЗЗЗЗЗ
ССССС-прокол спустилась шина.
При этом ребенок слышит постоянно правильную речь –это еще один плюс в коррекционной работе.
Технология ДЭНАС используется уже далеко не первый год. Практика с применением аппаратов в логопедии многими моими коллегами, кто использует эту методику, показывает положительные результаты за более короткие сроки коррекционной работы.