Дерево ситтим что это
Ситтим, дерево
Смотреть что такое «Ситтим, дерево» в других словарях:
Ситтим дерево — (ситтимовое дерево) упоминаемое в Библии гибкое, очень твердое дерево, употреблявшееся на постройку скинии и на приготовление утвари в ней. Думают, что оно было из рода акаций (Acacia Verek), растущих в изобилии во всех пустынях от Северной… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
дерево — Балка, бревно, брус, валежник, буревал, бурелом, дрова, дром (дрюк), дручина, дручок, дубина, дылка, дыль, колода, кол, мачта, обрубок, оглобля, орясина, пень, плаха, полено, столб, тес, тычина, хворост, чурбан; головня, головешка. Собират.:… … Словарь синонимов
СИТТИМ — твердое гибкое дерево, из которого сделана была скиния. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка
ситтим — сущ., кол во синонимов: 1 • дерево (618) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Дерево — Главные деревья в Палестине описываются в нашей Энциклопедии каждое под его собственным названием. Они сгруппированы вместе следующим образом писателем кн. Екклезиаст: я возвысился как кедр Диванский и как кипарисовое дерево в горах Ермонских. Я… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
дерево — А. Виды (сорта) деревьев, упоминаемых в Библии благовонное дерево, дорогое дерево: Откр 18:12 бук: Ис 41:19 верба: Пс 136:2 гофер: Быт 6:14 гранат: 1Цар 14:2 дуб: Быт 35:4 ива: Иез 17:5 кедр: 3Цар 4:33 кипар … Библия: Тематический словарь
Форма креста Иисуса Христа — Эта статья о различных взглядах на форму орудия казни, которое использовалось для распятия Иисуса Христа. О реликвии смотрите Животворящий Крест. Форма креста Иисуса Христа дискуссионный вопрос для ряда светских историков и филологов, а… … Википедия
растения — раст’ения в Библии упоминаются следующие растения: | +аир | +маслина | +алой | +миндаль | +анис | +мирт(а) | +ароматы | +можжевельник | +бальзам | +мята | +бдолах | +нарцисс | бобы | огурцы | +благовония | орехи | +благовонная трость | +пальма |… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
Коллектор библейской книги
Произведения Вочмана Ни и Уитнесса Ли онлайн
ИНФОРМАЦИЯ ПО КНИГЕ
Духовное применение скинии Уитнесс Ли
ISBN: 978-5-487-00161-0
Печатное издание: купить в магазине
Духовное применение скинии
СОДЕРЖАНИЕ
ПРЕДИСЛОВИЕ
Эта книга составлена из сообщений, сделанных братом Уитнессом Ли весной 1963 года в Лос-Анджелесе, штат Калифорния.
Примечание: Мы просим не копировать, не загружать и не переиздавать материалы этого сайта ни электронными, ни какими-либо другими средствами. Авторские права на все материалы принадлежат «Коллектору библейской книги» и Living Stream Ministry. Мы надеемся, что все наши посетители отнесутся к этой просьбе с уважением.
* Мы будем признательны вам, если вы сообщите нам об ошибке или опечатке в тексте. Для этого достаточно выделить нужный фрагмент и нажать сочетание клавиш Ctrl+Enter
Загрузка этого материала, даже для личного пользования, запрещается.
Ваш IP адрес: 31.184.215.237 [19:16:54, 5 декабря 2021]
Другие сайты
О Коллекторе библейской книги
«Коллектор библейской книги» — некоммерческая организация, основная задача которой — публикация служения Вочмана Ни и Уитнесса Ли на русском языке. Следуя по стопам этих двух служителей Господа Иисуса Христа, которые верно хранили наследие служения, полученного церковью от Господа, мы видим свою цель в том, чтобы распространять богатство Христово, снабжая всех верующих духовной пищей, которая даст им рост в божественной жизни ради созидания Тела Христова.
© 1998-2021 Религиозная организация евангельских христиан «Коллектор библейской книги».
Все права защищены. Воспроизведение в целом или частично без разрешения запрещено.
Акация сенегальская (Acacia senegal): описание, свойства и фото
Растения рода акация известны тем, что способны расти на любых почвах и в любых условиях, даже в совсем неблагоприятных, как, например, пустыня. Хотя, они относятся к теплолюбивым деревьям, люди давно уже культивируют акации в северных широтах. Но акация сенегальская, известная тем, что она упоминается в Библии под именем дерева ситтим, растет и культивируется только пределах своего ареала.
Акация сенегальская: ботаническая характеристика
Акация сенегальская (Acacia senegal) – представляет собой невысокое (до 6 метров) дерево или кустарник. Растет, в основном, в тропических саваннах Африки, но может встречаться на полуострове Индостан и Аравийском. Его сильно развитая корневая система, позволяет закрепляться на сложных песчаных почвах, а также удерживать в них минеральные вещества.
Сложные, характерные для всех акаций, перистые листья ярко-зеленого цвета. Особенностью сенегальской акации является наличие на побегах тройных шипов, которые загнуты вниз. Шипы, это не что иное, как недоразвитые ветки. А их появление связывают с защитными функциями растения против большого количества травоядных животных.
Соцветия колосовидной формы образованы желтыми цветами. Также, довольно часто можно встретить сенегальскую акацию белого цвета.
Цветение Акации сенегальской
Дерево Ситтим в Библии
Сенегальская акация – одно из 120 растений, которые упоминаются в текстах Ветхого и Нового Заветов. Христиане уверены, что именно это растение является священным деревом евреев, которое они называли ситтим. Само название ситтим (ситта) древние евреи использовали для обозначения деревьев из рода акациевых, поэтому, не совсем понятно, какой именно вид упоминался в Библии.
Считается, что именно из древесины этого дерева была построена Скиния откровения – временных храм, который легко собирался и разбирался во время сорокалетнего скитания Моисея и народа Израилева по египетской пустыне. Вполне возможно, что каркасы для жилищ делались из этого же дерева. Дело в том, что в древние времена евреи жили в шатрах и кущах. Первые представляли собой шкуры животных на деревянном каркасе, вторые же были обычными шалашами — жилищами из листьев и веток. И все это именовалось греческим словом “Скиния”. Еще одним объяснением, почему дерево ситтим именно сенегальская акация, служит то, что больше ни одно растение в пустыне не пригодно для строительства.
Позднее, после окончания скитаний, Моисей возвел в Иерусалиме храм, повторяющий скинию. Самое главное сокровище этого храма – Ковчег Завета, было сделано из древесины дерева ситтим. Новая скиния представляла собой великолепное зрелище и поражала богатым убранством. Это был большой шатер, который делился на две части занавесями из дорогих тканей. Первая часть, расположенная напротив входа, была названа Святым местом. Здесь можно было увидеть стол, на котором располагались 12 хлебов, символизирующих 12 колен (родов) Израиля и золотую менору — светильник с семью свечами. Ковчег Завета находился во второй комнате, название которой Святая Святых. Это был деревянный сундук, покрытый золотом.
Но особо евреи почитали это дерево еще и потому, что без него им было не выжить в пустыне. Древесина шла на постройку жилья и различной хозяйственной утвари, молодыми ветвями кормили домашних животных. Также, она была единственным топливом, а значит источником жизни для Моисея и его спутников. Смола акации использовалась в лечебных целях, а шипы служили как швейные иглы.
Использование сенегальской акации
Особенностью этого вида акации является образование камеди (сенегальская акация – камеденосная), которую называют гуммиарабиком. Она представляет собой вязкую жидкость, выступающую из надрезов или естественных трещин коры. По химическому составу, гуммиарабик представляет собой смесь магниевой, кальциевой и калийной солей арабиновой кислоты. По виду напоминает кусочки янтаря, только более светлого желтого оттенка. В зависимости от цвета, интенсивности окрашивания и степени загрязнения делится на высший, средний и худший сорта.
Камедь сенегальской акации применяется в пищевой промышленности, в качестве добавки E414. Его свойства желирующие свойства, а также способность предотвращать засахаривание и препятствовать образованию комочков позволяют использовать гуммиарабик при производстве хлебобулочных изделий, некоторых молочных продуктов, а также газированных напитков и жевательной резинки.
Камедь сенегальской акации
Смола сенегальской акации нашла свое место и в производстве косметических продуктов. Ее способность удерживать влагу успешно применяется в антивозрастной косметике и средствах по уходу за сухой кожей или волосами. Наличие камеди в составе косметических средств способствует:
Антисептическое и вяжущее действие позволяют применять камедь, листья и цветы акации в качестве противодиарейного и противовоспалительного средства в народной медицине и ветеринарии.
В официальной медицине широкое распространение получили волокна сенегальской акации. Это порошок, полученный путем измельчения гуммиарабика. Его применение рекомендуется при расстройствах пищеварения и воспалительных заболеваниях кишечника.
Волокна акации помогают:
Сенегальская акация практически не культивируется с декоративными целями, так как способна расти только в тропическом климате. Однако, ее свойства позволяют считать акацию сенегальскую одним из растений, приносящих человеку пользу. И, возможно, именно из нее сделаны африканские статуэтки, украшающие ваш дом. Или в йогурте, который вы ежедневно употребляете по утрам.
ЧТО ЕСТЬ ЧТО В МИРЕ БИБЛЕЙСКИХ РАСТЕНИЙ
Кандидат фармацевтических наук И. СОКОЛЬСКИЙ.
В текстах Ветхого и Нового Заветов упоминается около 120 растений, но в переводах Библии на другие языки в одних и тех же сюжетах нередко указаны разные названия. Причина понятна: когда речь идет о книгах, подобных Ветхому и Новому Заветам, тексты которых переводились с иврита и арамейского сначала на древнегреческий язык, а уж потом на языки народов мира, в том числе на русский, ошибки и неточности неизбежны.
Вполне естественно, что перевод делали люди, умудренные в Священном писании, но неискушенные в ботанике. Дополнительные трудности возникали у переводчиков, когда дело касалось растений, известных в упомянутых в Библии странах, но не в России. И лишь воображение и знание символики растений могли подсказать более или менее правильное название или помочь сделать адекватную замену одного названия растения другим.
Что касается столь часто упоминаемого в обоих Заветах терновника, то под этим собирательным названием вообще скрываются около 200 различных колючих растений, произрастающих на Святой земле. Кроме того, в ветхозаветной библейской традиции любое растение, которое выпускает листья из подземных органов (корней, корневищ), принято называть овощем. Растение, выпускающее листья из надземных стеблей или стволов, считается деревом. С этой точки зрения так непохожие друг на друга кедр и мята по библейской традиции называются деревьями. Дополнительную почву для фантазии переводчиков дают собирательные названия «полевые деревья» и те, «что ничего не приносят в пищу». Согласно верованиям иудеев, изначально все деревья были плодоносящими и все они будут плодоносящими, когда придет мессия. Неплодоносящее дерево свидетельствует о несовершенстве мира, ибо дерево существует для того, чтобы приносить плоды. Впрочем, именно эта традиция нарушалась чаще всего при переводе Библии на другие языки, и тогда в ее тексте появились упоминания о плодах и овощах, деревьях и кустах, травах и цветах.
СИМВОЛ ВЕЛИЧИЯ, СЛАВЫ И БОГАТСТВА
Праведник цветет, как пальма, возвышается подобно кедру на Ливане.
Псалом 91:13
Русское название «кедр» появилось после принятия христианства. Дело в том, что те немногочисленные иконы, которые первое время привозили из Византии, были написаны частично на пальмовых, а частично на кедровых досках. Когда в связи с развитием на Руси православия возникла необходимость массового изготовления икон, то использовать для этого ливанский кедр, как того требовала христианская традиция, оказалось практически невозможно, так как рос он, по тем временам, в немыслимой дали, да и там уже был весьма редок и поэтому очень дорог. Тогда ему нашли замену в виде столь же долговечной, красивой и ароматной древесины сибирской сосны: у нее, в отличие от ливанского кедра, оказались съедобные плоды, а запасы ее были неограниченны. Так за сибирской разновидностью кедровой сосны в русском языке прочно закрепилось название «кедр».
В ветхозаветные времена Ливан, большая часть которого входила в состав царства Иудейского и Израильского, весь был покрыт лесами. На склонах гор, обращенных к морю, росли леса из дуба, сирийского клена, лавра, диких оливковых деревьев; ближе к вершинам, начиная с высоты 1300 метров и выше, росли мощные кедровые леса. Деревьев было столько, что казалось, им никогда не будет конца, хотя в Библии предсказывалась печальная судьба ливанских кедровых лесов: «И остаток дерев леса его так будет малочислен, что дитя в состоянии будет сделать опись» (Исаия 10:19). Все так и произошло, и теперь в Ливане самые красивые и древние небольшие кедровые рощи по 200-300 деревьев сохранились лишь на севере страны в горах, на высоте около 2300 метров, рядом с деревнями Башарре и Седар; последняя названа так именно в честь кедра. Небольшая роща находится и в горах Чоуф, недалеко от Бейрута.
Ливанский кедр может достигать возраста 2000-3000 лет, но только в идеальных условиях. Таких старых деревьев в рощах Ливана, как, впрочем, и во всем остальном мире, уже нет, а те, что остались, имеют средний возраст, не превышающий 100-200 лет.
Кедровые бревна поставляли в обмен на продукты питания и перевозили по Средиземному морю: «А пшеницу и ячмень, оливковое масло и вино, о которых говорил ты, господин мой, пошли рабам твоим. Мы же нарубим дерев с Ливана, сколько нужно тебе, и пригоним их в плотах по морю в Яфу; а ты отвезешь их в Иерусалим» (2 Паралипоменон 2:15-16).
В засушливом 1985 году, когда уровень воды в озере Кинерет упал до чрезвычайно низкого уровня, на обнажившемся дне, недалеко от селения Гиноссар, обнаружили отлично сохранившуюся лодку, которая была построена из кедра, кипариса и сосны без единого гвоздя. После длительного изучения археологи пришли к выводу, что эта рыбацкая лодка относится к тому периоду в истории, когда на берегах Галилейского моря мог проповедовать Иисус Христос. Подобную лодку могли использовать два брата-рыболова, будущие апостолы христианской церкви, пошедшие вслед за Христом: «Проходя же близ моря Галилейского, Он увидел двух братьев Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море; ибо они были рыболовы; и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков. И они тотчас, оставивши сети, последовали за Ним» (Матфей 4:18-20).
Ассирийцы и вавилоняне, добравшись до Ливана, вырубали кедровые леса с тем, чтобы привезти бревна к себе на родину из военных походов в качестве ценной добычи. Древесина кедра считалась настолько значительной добычей, что о ней упоминается в хрониках царей Ассирии и Вавилона, высеченных в камне и поэтому дошедших до наших времен. В новозаветные времена к уничтожению кедра приложили руку римские завоеватели, вырубившие остатки лесов.
СЛАДКИЙ, КАК МЕД, СИМВОЛ ИУДЕИ
На другой день множество народа, пришедшего на праздник, услышавши, что Иисус идет в Иерусалим, взяли пальмовые ветви, вышли навстречу Ему и восклицали: осанна! Благословен грядущий во имя Господне, Царь Израилев!
Евангелие от Иоанна 12:12-13
Кроме всего прочего финиковая пальма служила источником лекарственных средств. Мякоть плодов финика, содержащую дубильные вещества, использовали при желудочно-кишечных заболеваниях, сопровождающихся поносом. Отваром сушеных плодов лечили заболевания органов дыхания. Утверждали также, что этот отвар противодействует опьянению при излишнем употреблении вина. Измельченные в порошок семена рекомендовали как противолихорадочное средство. Когда же случалась необходимость выкорчевать финиковую пальму, то ее корни обязательно отрезали, сушили и хранили как эффективное средство от зубной боли.
Образ пальмы служил художественным мотивом в декоративной резьбе по камню при украшении стен храма: «И на всех стенах храма кругом сделали резные изображения херувимов и пальмовых деревьев и распускающихся цветов, внутри и вне» (3 Царств 6:29). В современном Израиле существует обычай украшать изображением пальмы синагоги и дома и высаживать финиковые пальмы около каждого государственного учреждения.
Поэтический образ пальмы возникал, когда нужно было воспеть возлюбленную: «Как ты прекрасна, как привлекательна, возлюбленная, твоей миловидностью! Этот стан твой похож на пальму, и груди твои на виноградные кисти» (Песнь Песней 7:7-8). А если учесть, что слово «пальма» на иврите звучит как «тамар», то это еще и женское имя, которое в синодальном переводе превратилось в Фамарь: «И было после того: у Авессалома, сына Давидова, была сестра красивая, по имени Фамарь, и полюбил ее Амнон, сын Давида» (2 Царств 13:1).
МОЖЖЕВЕЛЬНИК, КОТОРЫЙ НИКОГДА НЕ РОС В ПУСТЫНЕ
А сам отошел в пустыню на день пути, и, пришедши, сел под можжевеловым кустом, и просил смерти себе, и сказал: довольно, уже, Господи; возьми душу мою, ибо я не лучше отцов моих.
3-я книга Царств 19:4
Ландшафт пустыни почти не изменился с библейских времен. Многочисленные потоки, берущие начало в Иудейских горах, в сезон дождей стремительно бегут по обрывам и скалам, заполняя пересохшие русла ручьев (вади), и каждую весну повторяется чудо: на короткое время пустыня покрывается сочными травами и яркими цветами. Потом она снова принимает свой обычный вид, и лишь по редким островкам зелени можно определить, где бьют источники, дающие живительную влагу. Бо, льшую часть года здесь очень сухо, и людям, животным и растениям выжить непросто. Это в полной мере удается только племенам бедуинов, которые пришли в Иудейскую пустыню в глубокой древности и обосновались в ней всерьез и надолго.
Во все времена Иудейская пустыня служила местом, куда уходили от интриг и мирской суеты. Так поступил Илия, с малых лет посвятивший себя единому Богу. Призванный к пророческому служению при израильском царе Ахаве, он стал пламенным ревнителем истинной веры и благочестия. В то время израильский народ отпал от веры своих отцов и стал поклоняться языческим идолам. Особо поддерживала идолослужение жена царя Ахава, язычница Иезавель. Видя неминуемую гибель своего народа, пророк Илия стал обличать царя Ахава в нечестии, убеждая его покаяться. Вместо раскаянья Ахав и жена его повелели умертвить Илию, которому ничего не оставалось, как бежать от них в пустыню.
Любого человека, попавшего в Иудейскую пустыню, не покидает ощущение причастности к тому, что происходило здесь в давние времена. Чувство это усиливается от сознания того, что археологи нашли там подтверждение многим событиям, описанным в Библии. Но даже самые старательные ботаники не смогли отыскать в Иудейской пустыне можжевельника, который никогда в ней не рос, и поэтому не мог пророк Илия сидеть под ним и размышлять о своей горестной судьбе. Тут и возникает вполне естественный вопрос, какое растение скрывается под именем можжевельника.
Почему в синодальном переводе Библии в данном контексте упомянут можжевельник, знают только переводчики Священного писания на древнерусский язык. Справедливости ради следует сказать, что подобное затруднение испытывали и переводчики Библии на другие европейские языки, которые, не найдя подходящего названия, и вовсе окрестили его белым кустом.
ДЕРЕВО СИТТИМ, ИЛИ ИЗ ЧЕГО СТРОИЛИ СКИНИЮ
И сделай брусья для скинии из дерева ситтим, чтобы они стояли.
Исход 26:15
В Библии акация упоминается исключительно в связи с пустыней, поскольку растет только в засушливых регионах. Длинные корни могут проникать в землю на глубину до 30 метров, что позволяет растению пользоваться подземными водами и в случае необходимости переживать десятилетия засухи. Зеленые листья акации служили чрезвычайно питательным кормом для коз и овец, которые по настоянию Моисея были взяты в странствия по пустыне. На всем пространстве пустыни акация была основным источником качественного топлива для приготовления пищи и обогрева, так как ночью в пустыне температура может упасть до точки замерзания воды. Ее длинные, твердые, острые шипы использовались как иглы. Вязкая прозрачная жидкость, вытекающая из естественных трещин или искусственных надрезов на стволах, более известная под названием «камедь», применялась в качестве вяжущего, противовос палительного и кровоостанавливающего лекарственного средства для лечения всевозможных ран и кожных болезней, желудочно-кишечных заболеваний и больных зубов. И, наконец, в пустыне это было практически единственно пригодное для построения скинии дерево. Древесина акации, более темная и твердая, чем древесина дуба, чрезвычайно долговечна и имеет красивую узорчатую поверхность.
ВОЗМЕЗДИЕ ЗА ГРЕХИ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ
Терние и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою.
Бытие 3:18
Слово «волчцы» употребляется в Библии исключительно во множественном числе и практически всегда вместе со словом «терние», означая всякую бесполезную, вредную, негодную растительность. Эти слова служат собирательным названием целого ряда сорных и колючих растений, произрастающих повсюду, но с особым рвением селящихся на пустынных участках, небрежно обрабатываемых, или вовсе на заброшенных пашнях и виноградниках. Осенью в некоторых местах равнины Шарон у средиземноморского побережья, на склонах холмов Галилеи, на берегу озера Кинерет, на пустырях Иудеи и Самарии можно увидеть целое море цветущих растений, отличающихся своеобразной красотой. Именно они получили в Библии название «волчцы и терние».
Ботаники расходятся во мнении, какие растения можно отнести к этому сборному названию, но все же основные претенденты, непременными признаками которых служат наличие колючек и способность засорять посевы, определены, и принадлежат они главным образом к семейству сложноцветных.
Куколь всегда доставлял земледельцам немало хлопот тем, что мука из зерна, засоренного семенами куколя, становилась ядовитой. В то же время, как это обычно бывает, ядовитое растение с большим или меньшим успехом использовали в лечебных целях. Настоем травы и семян полоскали рот при зубной боли или пили его при простудных заболеваниях и болях в желудке.
Ситтим дерево
Смотреть что такое «Ситтим дерево» в других словарях:
Ситтим, дерево — (ситтимовое дерево) упоминаемое в Библии гибкое, очень твердое дерево, употреблявшееся на постройку скинии и на приготовление утвари в ней. Думают, что оно было из рода акаций (Acacia Verek), растущих в изобилии во всех пустынях от Северной… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона
дерево — Балка, бревно, брус, валежник, буревал, бурелом, дрова, дром (дрюк), дручина, дручок, дубина, дылка, дыль, колода, кол, мачта, обрубок, оглобля, орясина, пень, плаха, полено, столб, тес, тычина, хворост, чурбан; головня, головешка. Собират.:… … Словарь синонимов
СИТТИМ — твердое гибкое дерево, из которого сделана была скиния. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка
ситтим — сущ., кол во синонимов: 1 • дерево (618) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов
Дерево — Главные деревья в Палестине описываются в нашей Энциклопедии каждое под его собственным названием. Они сгруппированы вместе следующим образом писателем кн. Екклезиаст: я возвысился как кедр Диванский и как кипарисовое дерево в горах Ермонских. Я… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.
дерево — А. Виды (сорта) деревьев, упоминаемых в Библии благовонное дерево, дорогое дерево: Откр 18:12 бук: Ис 41:19 верба: Пс 136:2 гофер: Быт 6:14 гранат: 1Цар 14:2 дуб: Быт 35:4 ива: Иез 17:5 кедр: 3Цар 4:33 кипар … Библия: Тематический словарь
Форма креста Иисуса Христа — Эта статья о различных взглядах на форму орудия казни, которое использовалось для распятия Иисуса Христа. О реликвии смотрите Животворящий Крест. Форма креста Иисуса Христа дискуссионный вопрос для ряда светских историков и филологов, а… … Википедия
растения — раст’ения в Библии упоминаются следующие растения: | +аир | +маслина | +алой | +миндаль | +анис | +мирт(а) | +ароматы | +можжевельник | +бальзам | +мята | +бдолах | +нарцисс | бобы | огурцы | +благовония | орехи | +благовонная трость | +пальма |… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.