Дэшборды это что такое

«Хотим дашборд» — что на самом деле это значит и как создавать дашборды, которыми реально будут пользоваться

Гибкая аналитическая отчетность — звучит интересно, выглядит как светлое будущее и интригует бизнес-пользователей. Но когда они сталкиваются с реальными гибкими инструментами, то понимают, что работать с ними не так-то уж просто. И что они скорее предпочли бы статичную, но грамотно созданную визуализацию.

Я, Табулина Светлана, старший консультант по управлению данными в компании «Северсталь». Я расскажу, как мы используем SAP Analytics Cloud для создания дашбордов, как выясняем настоящие потребности бизнеса и как научились создавать аналитику, которой реально пользуются.

Пару слов про SAP Analytic Cloud

SAP Analytics Cloud (далее SAC) — это облачное решение, которое объединяет возможности BI, дополненной и прогнозной аналитики и планирования. Этот инструмент отлично подходит для создания дашбордов и других способов визуализации данных. В первую очередь он заточен под системы SAP, но может работать и с другими источниками данных. Так как в нашей компании значительная часть бизнес-процессов автоматизирована с помощью SAP, Analytics Cloud отлично вписывается в нашу инфраструктуру.

У SAC есть два основных способа подключения к источнику данных: «Импорт данных в облако» (Acquire connection) и «Живое соединение» (Live connection). SAP считает, что нижеприведенная схема доступно и наглядно показывает разницу этих двух способов. Мы бы поспорили.

Дэшборды это что такое. Смотреть фото Дэшборды это что такое. Смотреть картинку Дэшборды это что такое. Картинка про Дэшборды это что такое. Фото Дэшборды это что такоеСпособы подключения источника данных к SAP Analytics Cloud

Коротко расскажем, чем отличаются эти способы подключения:

Acquire Connection. Исходные системы подключаются к облачному хранилищу SAP и загружают в него данные. Визуализация строится исключительно на тех данных, которые загружены в облако. Такой способ подключения считается основным, и в нем доступны все возможности системы SAC.

Live Connection. Данные не покидают корпоративную сеть, браузер подключается к источникам данных напрямую при помощи технологии Cross-Origin Resource Sharing, сокращённо CORS. В облако передаются только метаданные, необходимые для построения визуализаций. В таком варианте подключения есть некоторые ограничения и доступны не все возможности SAC.

Дэшборды это что такое. Смотреть фото Дэшборды это что такое. Смотреть картинку Дэшборды это что такое. Картинка про Дэшборды это что такое. Фото Дэшборды это что такоеСхема подключения Live Connection

Почему мы выбрали Live Connection и как настраивали подключение

В «Северстали» мы используем второй вариант подключения. Все дело в том, что в управленческой и аналитической отчетности очень часто содержится информация, составляющая коммерческую тайну, и персональные данные. Неудивительно, что служба информационной безопасности от перспективы попадания всего этого в облако совсем не в восторге и настойчиво рекомендует обойтись живым соединением.

Но несмотря на то, что функционал в режиме Live Connection ограничен и по сути сводится к визуализации и небольшому интерактиву, для наших задач этого вполне достаточно. Чуть позже я поясню почему.

Важно понимать, что дашборд — это не только визуализация. В случае с SAC в режиме Live Connect, дашборд состоит из следующих компонентов:

Учетные системы. В основном это SAP-системы, но не только.

Интерактивная визуализация в SAC.

Роли доступа к данным и дашборду.

Техническая и пользовательская документация.

Дэшборды это что такое. Смотреть фото Дэшборды это что такое. Смотреть картинку Дэшборды это что такое. Картинка про Дэшборды это что такое. Фото Дэшборды это что такое

В качестве корпоративного хранилища для исходных данных мы выбрали SAP BW. Мы пользуемся им с 2009 года, и на его основе уже построено огромное количество аналитической и управленческой отчетности, настроен сбор данных из других систем, создано и опробовано множество моделей данных. Такая подготовленная исходная система сильно упрощает и ускоряет процесс внедрения SAC, потому что не нужно делать все это заново в другой системе. SAC умеет обращаться к BW с помощью классических BEx-запросов — тут нет ничего нового, что пришлось бы изучать и адаптировать.

Для работы дашбордов нужны два типа ролей: для доступа к данным и для доступа к самой визуализации.

Доступ к данным. Мы использовали существующую концепцию ролей и полномочий в BW, которая была создана для текущей аналитической отчетности. Кроме того, мы использовали давно настроенную связку BW+GRC, которая позволяет «нарезать» роли по аналитикам, например, по организационному присвоению.

Доступ к дашбордам. Внутри SAC разработана своя концепция ролей и полномочий. Это упрощенная модель ролей (папок), которую заказывают сами пользователи через заявки. Все отчеты создаются в отдельных папках внутри глобальной папки Public. Внутри каждой папки создаются две команды — «Создатель контента BI» и «Аналитик BI». Дополнительно, у каждой команды создается своя отдельная папка, доступ к которой имеет только эта команда.

Дэшборды это что такое. Смотреть фото Дэшборды это что такое. Смотреть картинку Дэшборды это что такое. Картинка про Дэшборды это что такое. Фото Дэшборды это что такоеРазграничение полномочий к визуализации SAC

Что такое дашборд и чего на самом деле хочет бизнес

Дашборд в буквальном переводе с английского — «приборная панель». Градусник, будильник, приборная панель автомобиля — все это простейшие дашборды. Другими словами, дашборд — это инструмент, который показывает какие-то данные.

Многие бизнес-пользователи следят за инновациями и хотят, чтобы системы аналитики были гибкими и предоставляли им расширенные возможности. Сейчас в digital-отрасли под дашбордом понимают инструмент, который не только визуализирует, но и анализирует данные. SAP использует для этого термины «дополненная и прогнозная аналитика» и «планирование». Также важным считается self-service — возможность создавать дашборды без навыков в ИТ и заранее подготовленной модели данных.

Еще до внедрения SAC мы больше трех лет занимались созданием таких гибких систем. У пользователей было много возможностей по настройке аналитики, они могли просматривать «сырые» данные, связывать источники между собой и создавать отчетность, которую захотят сами.

Но через несколько лет разработки мы поняли, что большинству пользователей от аналитических систем нужны три простые функции:

Автоматический расчет KPI с регулярным обновлением и возможностью сверить расчет с данными в учетной системе.

Визуализация данных, напоминающая слайды для демонстрации на совещаниях, с возможностью перехода в Excel или другую систему для детализации.

Доступ к дашборду большого количества пользователей, с разграничением ролей доступа. В том числе необходим доступ с мобильных устройств.

На основе нашей статистики и опыта мы теперь можем предположить, что пользователи аналитических систем делятся на две группы. 80% — это бизнес-пользователи, которые хотят использовать готовые дашборды для оперативной работы, а 20% — аналитики данных, которые способны на глубокий анализ и хотят заниматься им самостоятельно.

Дэшборды это что такое. Смотреть фото Дэшборды это что такое. Смотреть картинку Дэшборды это что такое. Картинка про Дэшборды это что такое. Фото Дэшборды это что такое

Именно поэтому для наших задач вполне хватает SAC в режиме Live Connect. В этом режиме нам как разработчикам дашбордов доступны все необходимые функции, а пользователи по большей части просто смотрят на готовые графики, никак с ними не взаимодействуя либо накладывая минимальные фильтры.

В SAC можно создавать дашборды двух типов:

Story Designer предназначен для бизнес-пользователей без глубоких навыков в ИТ. Довольно простой инструментарий, не нужно писать код. При наличии готовой модели данных создать дашборд можно за несколько часов. Обратная сторона такого удобства — ограниченные возможности по функциональности и настройке быстродействия.

Applications Designer предназначен для разработчиков. Инструментарий отдаленно напоминает SAP BO Lumira, позволяет создавать полноценные приложения со сложными сценариями и взаимодействовать с источниками данных так, чтобы приложение работало максимально быстро.

SAP сравнивает Stories с легкой прогулкой по мосту вместе с гидом, а Applications — с хардкорной экспедицией по ледникам.

Мы создавали дашборды обоих типов. Но с лета 2020 мы начали активно использовать Application Designer, потому что 80% наших пользователей не хотят создавать дашборды сами, этим занимаются разработчики.

Другая причина — режим Applications позволяет «поиграть» с производительностью, а это один из ключевых факторов для пользователей. В нашей практике было несколько случаев, когда пользователи сначала просили реализовать сложные сценарии в дашборде, но когда узнавали, что из-за этого отчет будет грузиться намного дольше — отказывались от своих предложений. Получается, что в некоторых ситуациях производительность намного важнее, чем несколько второстепенных функций.

Как создать эффективный дашборд

Основной показатель эффективности дашборда — это его используемость. Но эффективность начинается вовсе не с визуализации. Прежде всего важно определить контекст:

Кто ваши пользователи?

Что они должны узнать или сделать?

Как использовать данные, чтобы им помочь?

Важно понимать, что пользователи — это не всегда целевая аудитория дашборда. Зачастую бывает так, что ЦА дашборда — руководство, хотя формируют отчеты специалисты. Чтобы определить целевую аудиторию, нужно понять, кто принимает решение на основе этих данных. И затем нужно сфокусироваться именно на их потребностях.

Например, бизнес может сформулировать потребности так: «Хочу быстро увидеть нужную информацию, не совершая лишних действий. При этом не должно быть никаких лишних данных. А потом хочу посмотреть детализацию в табличном виде, желательно в Excel».

В учетных системах собирается много данных, и у разработчиков зачастую есть соблазн создать прекрасный гибкий отчет, который будет на лету считать различные показатели в разрезах множества аналитик. Но не нужно идти на поводу этого желания. Если визуализация сложная, то пользователи могут не захотеть разбираться в дашборде, и работа будет сделана «в стол».

Наш опыт показывает, что хороший дашборд — это простой дашборд. С крупными элементами: текстом, графиками в виде цифр или столбчатой диаграммы, небольшими таблицами. Иногда мы используем и другие типы графиков, но в большинстве случаев этого достаточно. Также возможны интересные переходы из одного дашборда в другой, с набором аналитик в качестве фильтров.

Ну и конечно пользователь (особенно бизнес-аналитик) после просмотра дашборда захочет «провалиться» в табличный вид. В SAC можно строить развернутые отчеты в виде таблиц, но это неэффективно, потому что он предназначен в первую очередь для построения дашбордов и работает с таблицами довольно медленно. К счастью, можно реализовать переход в SAP Excel Analysis c передачей выбранных фильтров в качестве переменных для модели.

Как мы уже говорили, ключевым фактором эффективности дашборда является его быстродействие. Пользователи не готовы ждать дольше 5-10 секунд, и если дашборд открывается дольше — считают его некачественным.

По мере накопления опыта мы постоянно вырабатываем и улучшаем свои собственные практики по ускорению дашбордов. Например, мы обязательно предрассчитываем данные. Модель должна быть максимально материализованная, чтобы SAC не занимался расчетами на лету, а просто подключался к BW, брал готовые данные и отображал их пользователю. У SAP тоже есть свои рекомендации, как повысить быстродействие.

Что необходимо для создания эффективного дашборда помимо инструмента

Постановка задачи. Каким бы ни был хорошим инструмент для создания дашбордов, без понимания бизнес-задачи ничего дельного сделать не получится. Поэтому еще перед началом создания дашборда важно получить от бизнеса информацию:

Как рассчитываются KPI: какие данные нужно извлечь из учетной системы, какая формула расчета KPI и т.д.

Как должна выглядеть визуализация: в какой ситуации она используется и на какой вопрос должна ответить.

Качество данных. Перед началом работы важно проверить наличие и особенно качество данных в учетных системах. Иначе может получиться так, что с бизнесом есть договоренность о сроках и результате, а потом выясняется, что данные в исходной системе не подходят, редко обновляются, или доступ к ним нужно согласовывать на верхнем уровне руководства.

Структура проекта. Несмотря на то, что SAС пришел в «Северсталь» как инструмент самостоятельного применения, сейчас стало очевидно, что более правильный подход — создание полноценного проекта с разбиением на стадии:

Доработка или разработка новой модели данных.

Источник

Как маркетологу сделать дашборд с ключевыми показателями

Дэшборды это что такое. Смотреть фото Дэшборды это что такое. Смотреть картинку Дэшборды это что такое. Картинка про Дэшборды это что такое. Фото Дэшборды это что такое

Блочный редактор писем, готовые шаблоны email, формы подписки и автоматизация. Запускайте email-рассылки, чтобы быть на связи со своими клиентами.

Дэшборды это что такое. Смотреть фото Дэшборды это что такое. Смотреть картинку Дэшборды это что такое. Картинка про Дэшборды это что такое. Фото Дэшборды это что такое

Где взять базу? Как сделать красивое письмо? Какие показатели смотреть? Расскажем об этом в бесплатном курсе из 16 писем. Татуировка в каждом письме!

Дэшборды это что такое. Смотреть фото Дэшборды это что такое. Смотреть картинку Дэшборды это что такое. Картинка про Дэшборды это что такое. Фото Дэшборды это что такое

Рассказываем про инструменты для email-рассылок. Обсуждаем лучшие примеры и механики. Говорим о деньгах. Публикуем вакансии.

Дашборд — это визуализация данных с конкретной целью. Дашборды бывают не только в диджитал, но и в обычной жизни: например, приборная панель будильника показывает, который час и когда будильник зазвонит. А панель в автомобиле отображает уровень бензина, показатели скорости и пробега.

Для бизнеса дашборд — это та же приборная панель по ключевым метрикам. Она позволяет наглядно показать данные, проанализировать и проследить их динамику.

Например, на главной странице Google Analytics можно увидеть количество посетителей на сайте и динамику за последние 7 дней или месяц. Это пример дашборда с текущим трафиком на сайт.

Дэшборды это что такое. Смотреть фото Дэшборды это что такое. Смотреть картинку Дэшборды это что такое. Картинка про Дэшборды это что такое. Фото Дэшборды это что такое

Зачем нужен дашборд

Информации по проекту может быть много: это и цифры, и задачи, и результаты. Чтобы помочь разобраться в совокупности информации, существуют дашборды. Они собирают информацию на одном экране.

Использовать их — значит упростить процесс анализа и принятия решений. Вы собираете ключевые данные в одном месте и отслеживаете их в реальном времени.

Дэшборды это что такое. Смотреть фото Дэшборды это что такое. Смотреть картинку Дэшборды это что такое. Картинка про Дэшборды это что такое. Фото Дэшборды это что такое

Какие задачи решает дашборд

Сделать данные наглядными и понятными. Вернёмся к дашборду Google Analytics. Он визуально представляет показатели трафика на сайт в понятных маркетологу метриках: пользователях, сеансах, отказах и длительности просмотра.

Получать оперативную информацию о динамике показателей. На той же главной странице GA маркетолог наблюдает изменения показателя трафика в разрезе 7 дней.

Оптимизировать принятие решений по большим массивам данных. Достаточно взглянуть на дашборд и начать действовать. В отчете Google Analytics присутствуют пометки: «зеленые» — позитивные изменения, «красные» — негативные. По ним маркетолог определяет поведение показателя и принимает решение.

Дэшборды это что такое. Смотреть фото Дэшборды это что такое. Смотреть картинку Дэшборды это что такое. Картинка про Дэшборды это что такое. Фото Дэшборды это что такое

Маркетологи обычно выводят на дашборды информацию об окупаемости маркетинга, когортный анализ посетителей или пользователей, результаты рекламных кампаний, отчёты по посадочным страницам.

Чтобы выбрать необходимые параметры для визуализации, определите способ подачи и цели. Возможно, дашборд не будет оптимальным решением.

В чем отличие дашборда, отчета и инфографики

Дашборд можно спутать с отчётом или инфографикой. Вот чем они отличаются:

ДашбордОтчёт/таблицаИнфографика
В чем сутьЭто динамический и визуальный отчёт о работе. Данные обновляются в реальном времени.
Используется, чтобы визуализировать и анализировать данные.
Это статистическая информация, которая не требует автоматического обновления.
Используется, чтобы упаковать результаты один раз. Такую таблицу не нужно регулярно обновлять — маркетолог покажет её один раз, а в следующем году соберет новую.
Каждый дашборд — это отчёт, но не каждый отчёт — дашборд.
Это готовая картинка с данными, которые можно посмотреть, но не изменить.
Используется, чтобы преподнести информацию в статичном и наглядном виде.
Когда нуженЕсли маркетологу нужен постоянный контроль за показателем, он делает дашборд.Если маркетологу нужны данные для встречи или презентации руководству, он готовит отчёт.Если маркетологу нужно красиво преподнести данные или результаты: для клиентов, партнёров или СМИ.
ПримерДашборд Google Analytics.Если выгрузить данные из Google Analytics в Excel, тогда они станут отчётом.Если выгрузку из Google Analytics визуализировать для публикации в блоге, это станет инфографикой. Это картинка с готовыми данными.

В каких программах сделать дашборд

Яндекс.Метрика

Для представления маркетинговых данных подходит Яндекс.Метрика. С помощью неё маркетолог может визуализировать данные и получать автообновляемый отчёт, а также делиться им с заинтересованными лицами.

В Метрике маркетолог может собрать данные по:

Дэшборды это что такое. Смотреть фото Дэшборды это что такое. Смотреть картинку Дэшборды это что такое. Картинка про Дэшборды это что такое. Фото Дэшборды это что такое

Google Analytics

Дашборд Google Analytics (GA) по умолчанию можно видоизменять и настраивать под собственные задачи. Для новичков доступна галерея готовых шаблонов, также можно создать дашборд с чистого листа или использовать стандартную сводку Google Analytics.

В Google Analytics маркетолог может увидеть показатели в динамических отчётах:

Дэшборды это что такое. Смотреть фото Дэшборды это что такое. Смотреть картинку Дэшборды это что такое. Картинка про Дэшборды это что такое. Фото Дэшборды это что такое

Qlik — профессиональный инструмент для визуализации больших массивов данных. Для его настройки потребуется аналитик и программист.

Помимо маркетинговых показателей в отчёт можно включить производственные, складские и бизнес-метрики. Например, глава регионального офиса может отслеживать на панели производительность работы, статус отгрузок и выполнение KPI.

Быстрая скорость обработки больших массивов данныхНеобходима помощь программиста при настройке дашборда
С помощью открытого кода можно интегрировать данные с внутренними сервисами компанииПомимо покупки лицензии придётся заплатить за установку коннекторов с внешними данными
Интеграция с сервисами маркетологов и предпринимателей: Google BigQuery, Excel, XML, MySQL.

Дэшборды это что такое. Смотреть фото Дэшборды это что такое. Смотреть картинку Дэшборды это что такое. Картинка про Дэшборды это что такое. Фото Дэшборды это что такое

Excel или Google Таблица

Для простейших дашбордов маркетолог может использовать таблицы. Для построения понадобится собрать данные, настроить подсчёт с помощью формул и сводных таблиц, вывести необходимые диаграммы, графики и показатели на отдельный лист.

В Google sheets есть готовые шаблоны в зависимости от целей, или можно создать собственную визуализацию. Примеры дашбордов для скачивания есть в открытом доступе.

Бесплатный инструментДанные придётся обновлять вручную или воспользоваться сервисами для интеграции (Zapier, Apix-drive)
Можно поделиться по ссылке с коллегами или клиентамиНизкие возможности для красивой визуализации
Потребуется знание формул, сводных таблиц и макросов

Дэшборды это что такое. Смотреть фото Дэшборды это что такое. Смотреть картинку Дэшборды это что такое. Картинка про Дэшборды это что такое. Фото Дэшборды это что такое

Google Data Studio

Бесплатный профессиональный инструмент визуализации данных Google Data Studio подходит для вывода данных из разных источников (17 источников Google и более 336 интеграций с внешними данными): от сервисов Google Analytics, Google Sheets и Google Ads до Facebook, SalesForce и Pinterest.

Подойдёт маркетологам и предпринимателям, чтобы построить дашборды:

Источник

Что такое дашборд?

В последнее время понятие «дашборд» стало очень популярным. Его часто упоминают в новостях, полезных статьях, обзор и многих других материалах. И может показаться, что мы никогда с ними не сталкивались и не использовали.

На самом деле они окружают нас с самого детства: будильник, градусник, спидометр и тахометр в автомобиле — все это «дашборд» (от англ. dashboard) — приборная панель. Простыми словами — это панель с данными.

В digital-сфере дашборд обрел немного другое значение, точнее первоначальное было дополнено новыми «переменными». Теперь он не только показывает данные, но и проводит их анализ.

Этот инструмент очень популярен среди людей, работающих с большими массивами информации. Он позволяет просматривать их в одном месте в удобной визуальной форме. Давайте узнаем о нем подробнее!

Дашборды условно делят на 3 категории:

Рассмотрим более подробно каждый тип.

Используют для обзора деятельности компании или определенных показателей. Стратегические дашборды используют руководители для быстрой оценки достижения текущих целей.

Задача аналитических дашбордов — отслеживать текущие тенденции. Обычно их создают для отдельных подразделений компании или направлений деятельности. Используются аналитиками и позволяют оперативно получать информацию об отклонениях от нормативных показателей.

Отслеживают информацию в режиме реального времени. Очень удобны в бизнесе и позволяют просматривать данные по разным направлениям деятельности или даже показателям (например, объему продаж или прибыли). Обычно их используют сотрудники, которые могут принимать незамедлительные решения и влиять на изменение показателей.

Дашборд используют во многих сферах. Главное условие — наличие данных, которые можно проанализировать.

Самый простой пример использования инструмента на практике — системы аналитики Яндекс.Метрика и Google.Analytics. Они дают информацию по разным показателям, что позволяет быстро оценивать, например, эффективность рекламных кампаний в маркетинге.

В менеджменте дашборд применяют для контроля нагрузки на сотрудников и планирование работ. Например, их используют в популярных таск-менеджерах — Jira и другие.

Фактически данный инструмент можно адаптировать под любую сферу бизнеса. Главное — определить отслеживаемые показатели и интегрировать источники входящих данных для последующего анализа.

Есть много примеров использования инструмента в повседневной жизни. Например, в музеях и на выставках его применяют для отслеживания загруженности залов и анализа популярности каждой секции. В больницах дашборды используют для управления финансами, контроля расходов материалов, учета количества пациентов и т.п.

Даже в университетах нашли практическое применение: анализ результатов экзаменов, посещаемости лекций и семинаров, статистики по отдельным дисциплинам и многое другое.

Эти примеры опровергают заблуждение, что применение дашбордов полезно только в бизнесе. Некоторые люди даже используют их для отслеживания и анализа данных по саморазвитию. И по их словам инструмент действительно помогает!

Прежде чем приступить к созданию дашборда, вы должны понять, что, во-первых, инфографика и дашборд — разные вещи. Инфографика — инструмент визуализации данных. Дашборд — инструмент визуализации и анализа данных. Если говорить проще, то инфографика — одна из составляющих частей дашборда. Она используется для визуализации результатов проведенного анализа.

Во-вторых, для создания дашборда не нужно быть профессиональным аналитиком. Но определенные знания иметь нужно, чтобы из большого массива данных определить самые важные и вывести их на итоговую панель. Это позволит сделать полезный инструмент с ценной информацией.

Обладать навыками программирования для создания не нужно. Сегодня существует множество сервисов, автоматизирующих этот процесс. Советуем посмотреть Tableu, Power Bl и Qlik. В них есть необходимые инструменты для создания собственной панели.

Для получения эффективного и полезного инструмента следуйте советам специалистов. Первое «золотое» правило — дашборд должен быть простым и понятным. Найдите баланс между цифрами и буквенными обозначениями. Например, если добавили диаграмму прибыли по месяцам, выделите каждый сегмент цветом и подпишите его.

Не используйте виджеты одного типа. Это рассеивает внимание и мешает сконцентрироваться на нужной информации. Например, слева добавьте линейную диаграмму, а справа — круговую. Вы почувствуете, что данные воспринимаются проще и быстрее.

Располагайте виджеты по важности. Вверху наиболее значимые данные. Человек начинает знакомиться с информацией сверху, к концу дашборда степень внимательности снижается до минимума. Если оставить ключевые показатели в нижней части, человек не сможет объективно оценивать их.

Второе правило — аналитические данные сопровождайте выводами и рекомендациями. В блоках можно дать информацию, что будет при игнорировании резких спадов или отклонениях от плановых показателей. Для удобного восприятия текстовых блоков размещайте их справа от основных виджетов или под ними.

Не добавляйте в дашборд лишней информации, не несущей ценности для ключевых показателей. Маловажные данные заносите в приложения или другие информационные массивы.

Как видите, дашборд — удобный и эффективный инструмент, который при правильной адаптации применяется во многих сферах. Он автоматизирует анализ данных и позволяет контролировать их в режиме реального времени.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *