Десница божья что это значит
Десница
– помощь, сила; Спаситель: Не бо мечем своим наследиша землю и мышца их не спасе их; но десница Твоя и мышца Твоя, и просвещение лица Твоего ( Пс.43:4 ). Царь Давид говорит: праотцов его избавила от сильных враждебных племен ханаанских «десница Твоя и мышца Твоя, Господи», т. е. помощь Господа или сила, или то и другое означает силу. По толкованию Оригена, царь Давид называет Спасителя «правою рукою, мышцею и светом» (ЗТП. 264). «Десницею Божиею» называется Сын Божий и в псалме 15:11: Красота в деснице Твоей в конец. Толковник говорит: Под «десницею Отца» разумеется Сын, подобно тому как Он есть также и вообще рука и сила Его (ЗТП. 87). В следующем псалме выражение «десница Твоя» также обозначает «Сын Божий, Иисус Христос»: И дал ми еси защищение спасения, и десница Твоя восприят мя ( Пс.17:36 ). Вместе с тем толковник вносит дополнительный смысл, обращая внимание на Божественную и человеческую природы Христа, чего не было в других толкованиях: Должно понимать под «десницею» воплотившегося Бога-Слова, как восприявшего нашу природу и подавшего ей помощь (ЗТП. 108). Следует заметить, что в прочих примерах слово «десница» вне сочетания с определениями «Твоя, Божия» не имеет сакрального смысла и обозначает «действие»: Десница их исполнися мзды ( Пс.25:10 ). Толковник замечает по этому поводу: «Правая рука полна мздоимства» – указание на то, что враги Давида действовали не бескорыстно, но брали взятки (ТБЛ. I. 188).
– правота, доброе естество, правые намерения: И наставит Тя дивно десница Твоя ( Пс.44:5 ). По изъяснению Златоуста, к произведению таковых дел поведет Тебя правота Твоя, т. е. доброе естество Твое, потому что Ты будешь достаточен Сам для Себя, не нуждаясь в помощи другого. По словам блаж. Феодорита, Давид, упомянув о мече, далее упоминает и о правой руке, а правая рука есть правые намерения, при которых он не может иметь греховного преткновения (ЗТП. 274).
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
десница | правая рука
В Библии правая рука, как правило, обозначается одним словом, на еврейском это ימין (“ямин” – буквально “правая” сторона или рука), на греческом – δεξιός (также “правая” сторона или рука). На церковнославянском и во многих случаях в Синодальном переводе, правая рука – “десница”. Также правая рука означает юг, а левая (שׂמאל – “смол”, на церковнославянском “шуйца”) — севе р ( Быт.14:15 )[1].
В Священном Писании правая рука, является символом могущества и силы, а место одесную, т. е. по правую руку – символом благовол ения[2]. У иудеев существовал обычай клясться правою рукою, что подтверждается словами: Господь поклялся десницею Своею и крепкою мышцею Своею ( Ис.62:8 ). При клятве иудеи, по примеру Господа ( Втор.32:40 ), поднимали свою правую руку к небу ( Быт.14:22 ). Отсюда выражение: которых уста говорят суетное, и которых десница — десница лжи ( Пс.143:8 ). Также при благославении возлагалась правая рука на голову благословляемого. Если благославлялись двое детей одновременно, то на первенца возлагалась правая рука, а на второго ребенка левая, указывая на преимущество первенца ( Быт.48:13-14;17-18 ). Подавать кому либо свою правую руку служило знаком дружбы ( Гал.2:9 ). Сажать гостя около себя по правую руку считалось оказанием особенной почести ( 3Цар.2:19 )[2]. В притче о втором пришествии Иисуса Христа, Царь ставит овец (праведников) справа от Cебя, а козлов (грешников) – слева ( Мф.25:31-34 ;41).
Действия всемогущества Божия приписываются деснице Всевышнего ( Пс.76:11 ), сражающей врага и освобождающей Его народ ( Исх.15:6,12 ; Пс.19:7; 20:9 ). Так, после смерти Иисус был “вознесен десницею Божиею” ( Деян.2:33 ), как возвестил об этом псалмопевец ( Пс.117:16 )[1][2]. Вообще в Псалтири чаще чем в других книгах Священного Писания упоминается десница Божия, спасающая ( Пс.19:7 ; Пс.43:4 ; Пс.59:7 ; Пс.107:7 ; Пс.108:31 ; Пс.137:7 ) и укрепляющая ( Пс.17:36 ; Пс.62:9 ; Пс.79:16-18 ; Пс.138:10 ), а также поражающая врагов ( Пс.20:9 ; Пс.73:11 ; Пс.97:1 ). Псалмопевец восклицает “блаженство в деснице Твоей вовек” ( Пс.15:11 ).
В Откровении правая рука упоминается 8 раз. Из них 4 раза говорится о деснице Иисуса Христа:
Он держал в деснице (εν τη δεξια χειρι – в правой руке) Своей семь звезд ( Откр.1:16 );
И когда я увидел Его, то пал к ногам Его, как мертвый. И Он положил на меня десницу (την δεξιαν) Свою и сказал мне: не бойся; Я есмь Первый и Последний ( Откр.1:17 );
Тайна семи звезд, которые ты видел в деснице (επι της δεξιας) Моей, и семи золотых светильников [есть сия]: семь звезд суть Ангелы семи церквей; а семь светильников, которые ты видел, суть семь церквей ( Откр.1:20 );
Ангелу Ефесской церкви напиши: так говорит Держащий семь звезд в деснице (ἐν τῇ δεξιᾷ) Своей ( Откр.2:1 ).
Два раза о деснице Сидящего, в которой Он держит книгу:
И видел я в деснице (επι την δεξιαν) у Сидящего на престоле книгу, написанную внутри и отвне, запечатанную семью печатями ( Откр.5:1 );
И Он пришел и взял книгу из десницы (ἐκ τῆς δεξιᾶς) Сидящего на престоле ( Откр.5:7 ).
Один раз Ангел клянется, поднимая свою руку к небу. Причем в древних рукописях указывается на правую руку:
И Ангел, которого я видел стоящим на море и на земле, поднял руку свою (в древних текстах пишется την χειρα αυτου την δεξιαν – “правую свою руку”) к небу ( Откр.10:5 );
И один раз говорится о том, что на правые руки людей будет положена печать антихриста:
И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их (επι της χειρος αυτων της δεξιας) или на чело их ( Откр.13:16 ).
Далее упоминается об этой руке без уточнения, что она правая ( Откр.14:9; 20:4 ).
Рассмотрим какие символы предлагают увидеть комментаторы Откровения в упоминании десницы Бога.
Византийский богослов Экумений, епископ Триккский (†. ок. 945 г.) о деснице Иисуса Христа:
Не смог бы выжить святой Иоанн, будучи в ужасе, не дотронься до него спасительная десница Сына Божия, которая одним прикосновением произвела столь многие чу деса[3];
и далее о деснице Сидящего:
Книга была в деснице Божией, это, как я основательно полагаю, пути святых, поступавших праведно в древнос ти[4].
Епископ Примасий Карфагенский (VI век) о деснице Сидящего:
В деснице – то есть во Христе, ибо Он есть длань Бога, Он – десница Отца; иначе говоря – в блаженстве вечном[4].
Под десницею сей мы должны понимать счастье победы, а не как плотскую десницу, как будто сказано, что Он принял книгу из какой-то другой десницы Отца, хотя Отец и Сын – одно и то же, и Сам Сын является десницей Отца; но так как всегда побеждает через своих Тот, Кто сказал: Радуйтесь: Я победил мир ( Ин 16:33 ), и так как Он сделал Свою Церковь победительницей, то сказано, что от Нее Он и принял кн игу[5].
Русский церковный писатель Лопухин Александр Павлович (1852 — 1904):
Десница Сидящего служит символом и Божественного всемогущества, и Божественной промыслительной деятельности[4].
Святитель Андрей, архиепископ Кесарии Каппадокийской (ок. VII в.) пишет, что печать на правых руках будет положена для пресечения делания правых и добрых дел. А епископ Примасий Карфагенский (VI век) считает, что рука вообще, обозначает дела, а десница на которую будет положена печать – притворное благоч естие[6].
[2] Словарь библейского богословия. Под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана https://katolik-gomel.by/images/slovar.htm
[3] Толкование Священного Писания. Введенский мужской ставропигиальный
монастырь Оптина Пустынь https://bible.optina.ru/new:otkr:01:17
[4] Толкование Священного Писания. Введенский мужской ставропигиальный
монастырь Оптина Пустынь https://bible.optina.ru/new:otkr:05:01
[5] Толкование Священного Писания. Введенский мужской ставропигиальный
монастырь Оптина Пустынь https://bible.optina.ru/new:otkr:05:07
[6] Толкование Священного Писания. Введенский мужской ставропигиальный
монастырь Оптина Пустынь https://bible.optina.ru/new:otkr:13:14
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.
Что означает выражение десница Божия
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Что означает это слово буквально и в переносном смысле
Слово имеет три значения, не исключающих, а, скорее, дополняющих друг друга. Это:
Употребление в Библии
Иконография: Вседержитель (Пантократор). Датировки: XVIII в. 1716 год. Иконописец: Уланов Кирилл (Корнелий) Иванов. Происхождение: из Никитского монастыря Переславля-Залесского. Материал: Дерево, левкас, темпера. Размеры иконы: высота 184 см, ширина 120 см. Изображение Иисуса Христа в полный рост, восседающего на троне. Правая рука поднята в благословляющем жесте, в левой – раскрытое Евангелие. У подножия трона надпись: 7224 году писал сей образ игумен Корнилий Оуланов. Инв. № ПЗМ-2529, ЖТ-28. © Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник
Всего «десница» упоминается Библией более 30 раз. Как правило, речь идет о Бо жией Д еснице. Многие толкователи отмечают, что применительно к Богу речь о «правой руке» идет лишь иносказательно, ведь Бог – не подобен человеку.
Так, Откровение Иоанна Богослова Десницу Бога оп исывает как власть Вседержителя. Это Христос, держащий семь звезд «в деснице своей» (Откр. 1:16). Это всемогущество вызывает страх, человек «падает на лице свое», не может его выдержать – но, по слову Апостола Иоанна, та же Десница касается его и ободряет: «Не бойся» (Откр. 1:17)
Другие примеры употребления термина «десница» в Писании и их значение
Иног да слово относится к человеку, его действиям. Это может быть благословение, клятва, приветствие.
Заметив это, Иосиф попытался указать отцу на ошибку, но Иаков пророчествовал об особой судьбе и возвышении в будущем именно младшего, Ефрема. Библия повествует, что Иосифу «тяжко явися» такое решение отца, но воля Божия непреложна.
А в Откровении Иоанна Богослова идет речь о печати антихристовой на правой руке живущих на земле, то есть не столько о вещественной печати, сколько о поражении духовным ядом самой души, что сделает его десницу «лживой», а самого такого человека – вероотступником (Откр. 13:16).
Противопоставление терминов «шуйца» и «десница»
Именно так должно пониматься отделение грешников от праведников на Страшном Суде:
« И соберутся пред Ним вси язы́цы, и разлучит их друг от друга, якоже пастырь разлучает овцы от козлищ. И поставит овцы одесную Себе, а козлища ошуюю » (Мф. 26:32-33).
Речь идет не просто о том, что праведники отделятся от грешников – произойдет полное «разлучение», когда между адом и Раем утвердится «пропасть великая», как говорит о том праотец Авраам богачу в притче о Лазаре (Лк. 16:26).
Почитаемые в православии десницы святых
Правая рука, как благословляющая, особо почитается у честных мощей угодников Божиих.
Иоанна Крестителя
Свт. Спиридона Тримифунтского
Десница Божия
Десни́ца (от ст.-слав. деснъ — правый) — устаревшее название правой (десной) руки, в противоположность левой руке — шуя, или шуйца.
Ныне употребляется в церковнославянском, сербском, и, как славянизм, в русском, в том числе в составе некоторых устойчивых выражений: «карающая десница правосудия» и т. д.
В иконописи десница Божия (правая рука в благословляющем жесте, изображаемая обычно в небесном сегменте) — символ покровительства праведникам. Композиция икон на тему Страшного Суда может включать в себя изображение праведных душ в виде детей, заключённых в деснице Бога.
Десница, как символ Бога изображается на многих гербах.
Десницы (части мощей) некоторых святых почитаются как реликвии. Одна из наиболее почитаемых христианских реликвий — десница Иоанна Крестителя.
Словоупотребление
В искусстве
См. также
Полезное
Смотреть что такое «Десница Божия» в других словарях:
Десница — Герб Пскова, включающий в себя изображение Божьей Десницы Десница (от ст. слав. деснъ правый) правая рука; лексема, в русском языке функционирующая как архаизм, используется как стилистически маркированное слово (номинально, в высоком … Википедия
БОГ — [греч. θεός; лат. deus; слав. родствен древнеинд. господин, раздаятель, наделяет, делит, древнеперсид. господин, название божества; одно из производных общеслав. богатый]. Понятие о Боге неразрывно связано с понятием Откровения. Предметом… … Православная энциклопедия
Одесную — Герб Пскова, включающий в себя изображение Божьей Десницы Десница (от ст. слав. деснъ правый) устаревшее название правой (десной) руки, в противоположность левой руке шуя, или шуйца. Ныне употребляется в церковнославянском, сербском, и, как… … Википедия
«ДЕКЛАРАЦИЯ» 1927 г. — один из исторически важных актов Высшего управления Русской Православной Церкви (РПЦ), официально изданный как «Послание Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия и Временного Патриаршего Священного Синода… … Православная энциклопедия
Завалишин, Иринарх Иванович — писатель, из дворян Тверской губернии, родился в 1770 г., начал службу 20 июля 1781 г. каптенармусом лейб гвардии Преображенского полка, откуда 16 января 1783 г. вышел в армию подпоручиком Шлиссельбургского пехотного полка. 4 июля 1785 г.… … Большая биографическая энциклопедия
Сергианство — Сергианство устоявшийся в церковно исторической и публицистической литературе термин (использовался преимущественно Русской православной церковью за рубежом (РПЦЗ) до её присоединения к Московскому Патриархату в 2007 году и иными… … Википедия
Литургические перчатки — Белые литургические перчатки Литургические перчатки, епископские перчатки или папские перчатки (лат. chirothecœ, в более раннее время назывались также … Википедия
Значение слова «десница»
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
В православной иконописи десница Божия (правая рука в жесте, изображенном на рисунке справа) — символ покровительства праведникам. Композиция икон на тему Страшного суда может включать в себя изображение праведных душ в виде детей, заключённых в деснице Бога.
Десница как символ Бога изображается на многих гербах.
В православии и католицизме десницы святых почитаются в качестве реликвий. Одна из них — десница Иоанна Крестителя.
ДЕСНИ’ЦА, ы, ж. (церк.-книжн., поэт. устар.). Правая рука. || Вообще рука. Карающая д.
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
десни́ца
1. устар. высок. правая рука; также вообще рука ◆ Познал 2-е: не на ногах стоящему, но восседая надлежит испражняться. Познал 3-е: не десницею, но шуйцею отирать надлежит задняя. А. Н. Радищев, «Путешествие из Петербурга в Москву», 1779-1790 г. ◆ «Ай, ай, помогите!» — закричал Помада, бросаясь с обрыва за Лизою, но его удержала за плечо здоровая, сильная десница. Н. С. Лесков, «Некуда», 1864 г.
2. перен. высок. власть правителя ◆ В продолжение целого лета все государственное здание трещало и ломилось под всесокрушительною и всезиждительною десницею Сперанского. Ф. Ф. Вигель, «Записки», 1850—1860 г. (цитата из НКРЯ)
Фразеологизмы и устойчивые сочетания
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова гренадерский (прилагательное):