Десницкий с е что сделал

Десницкий с е что сделал

Десницкий Семен Ефимович (ок. 1740–15.06.1789), ученый в области права, социологии и экономики, член Российской АН. Окончил духовную семинарию. Учился в Московском университете, в 1761 был направлен в университет Глазго (Шотландия), где получил ученую степень магистра (1765), а затем директора права (1767). В 1768–87 преподавал в Московском университете, был первым русским профессором права. В курсе римского и российского права в разделе «О благоустроении гражданском» Десницкий освещал экономические проблемы развития мануфактурной промышленности, торговли, сельского хозяйства, денег, кредита, государственного бюджета, налогов. Собственность, по Десницкому, – важнейший фактор развития общества и его государственного устройства. В ряде сочинений защищал вмешательство государства в экономику, был сторонником высоких защитительных пошлин и поимущественного обложения независимо от сословной принадлежности.

ДЕСНИЦКИЙ Семен Ефимович (ок. 1740—1789) — ученый, просветитель. Из мещан. После окончания Московского университета учился в Глазго, где слушал лекции Адама Смита. По возвращении в Московский университет внес большой вклад в становление юридической науки. Выступал с критикой отдельных сторон крепостничества.

Орлов А.С., Георгиева Н.Г., Георгиев В.А. Исторический словарь. 2-е изд. М., 2012, с. 163.

ДЕСНИЦКИЙ Семен Ефимович (1740—1789) — русский просветитель, первый русский профессор права Московского университета, член Российской Академии. Учился в Москве, Петербурге и Глазго (Англия), где защитил магистерскую и докторскую диссертации. Деятельность его имела антикрепостническую направленность, что проявилось в проекте реформ, адресованном им комиссии по составлению нового уложения. В воззрениях на происхождение общественных форм, семьи и собственности стоял на позициях историзма; выделял прогрессивно сменяющие друг друга исторические формы человеческого общества: звероловство, скотоводство, или пастушество, хлебопашество и «коммерческое состояние». Философские взгляды Десницкого изложены в произв.: «Слово о прямом и ближайшем способе к научению юриспруденции,.» (1768), «Юридическое рассуждение о разных понятиях, какие имеют народы о собственности имения.,» (1781), «Юридическое рассуждение о начале и происхождении супружества у первоначальных народов. » (1775) и др.

Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991, с. 113.

Десницкий Семен Ефимович (ок. 1740—15.06.1789), просветитель, юрист, первый русский профессор юриспруденции в Московском университете. Получив первоначальное образование в Троице-Сергиевой лавре и на юридическом факультете Московского университета, был командирован Академией наук в 1761 для дальнейшего изучения права в университет Глазго. Здесь Десницкий получил степень доктора права, слушал лекции Адама Смита, оказавшего на него большое влияние.

По возвращении в Россию с 1767 читал лекции по римскому праву в Московском университете. В 1773 был назначен ординарным профессором. Первым начал читать лекции по-русски. При университете состоял до 1787. Был членом Академии наук.

Литературные труды Десницкого заключаются лишь в нескольких актовых речах и переводах с английского. В них, несомненно, чувствуется влияние Адама Смита, любовь к английским порядкам и законам. Германскую юриспруденцию Десницкий не любил, противопоставляя ей английское право и изучение его. Высказывался против чрезмерной строгости наказаний и отстаивал публичное судопроизводство ввиду его воспитательного значения. Главным выступлением, в котором особенно ясно отразился взгляд Десницкого на право и его происхождение, стала его последняя речь «О разных понятиях, какие имеют народы о собственности имения в разных обстоятельствах общежития», произнесенная в 1781.

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014, 166-167.

Сочинения: Избр. произв. русских мыслителей второй половины XVIII века. М„ 1952. Т. I. С. 185-332.

Сочинения:

Слово о прямом и ближайшем способе к научению юриспруденции… М., 1768;

Юридическое рассуждение о разных понятиях, какие имеют народы о собственности имения в различных состояниях общежительства. М., 1781;

Юридическое рассуждение о начале и происхождении супружества у первоначальных народов и о совершенстве, к какому оное приведенным быть кажется последовавшими народами просвещенными. М., 1775;

Представление о учреждении законодательной, судительной и наказательной власти в Российской империи…//Записки имп. Академии наук по историко-филологич. отд. СПб., 1905. Т. 7. №4. С. 1-45.

Литература:

Коркунов Н.М., История философии права, 4‑е изд. СПб., 1908;

Коркунов Н. М. С. Е. Десницкий — первый русский профессор права. М., 1894;

Покровский С.А. Учение С.Е. Десницкого об обществе и государстве//Труды Воронежского гос. ун-та. 1947. Т. 14. Вып. 2.

Покровский С. Е. Политические и правовые взгляды С. Е. Десницкого. М., 1955;

Источник

Десницкий Семён Ефимович

Десницкий Семён Ефимович (1740–1789) – русский просветитель, учёный-правовед.

Учился на юридическом факультете Московского университета, после чего в 1761 г. был командирован Петербургской академией наук в Шотландию, в университет Глазго, где слушал лекции Адама Смита. Получил степень магистра искусств и степень доктора гражданского и церковного права. Помимо юриспруденции, он также занимался вопросами математики, медицины, философии и этики. В 1767 г. С. Е. Десницкий, вернувшись в Росси, стал первым профессором права Московского университета, читавшим лекции на русском языке. В 1768 году Десницкий получил звание экстраординарного профессора, а через 5 лет ‒ ординарного профессора. С 1783 года он был избран членом литературной Российской академии.

22 апреля 1772 г. Десницкий выступил в Московском университете с лекцией «Рассуждение о вещах священных, святых и принятых в благочестие с показанием прав какие оные у разных народов защищаются», в которой развил идеи диссертации Д.С. Аничкова «Философическое рассуждение о начале и происшествии богопочитания у разных, а особливо невежественных народов». В продолжение мнения Аничкова о том, что «неодушевленные вещи по причине необыкновенных их действий боголепно почитаются», Десницкий дал обзор почитания у разных народов «священных и святых вещей», то есть фетишей. Он сравнивал языческие представления о священных вещах с христианскими и указывал на их тождество, отмечая, что священные места и храмы, священные изображения и священные предметы есть во всех религиях.

В 1787 году С. Е. Десницкий уволился по причине болезни, а в следующем году скончался. Научные работы С. Е. Десницкого опубликованы в виде речей-лекций.

Источник

Десницкий, Семён Ефимович

Семён Ефимович Десницкий

русский просветитель, учёный правовед

Содержание

Биография

Семён Ефимович Десницкий родился в Нежине и происходил из мещанского либо духовного сословия, возможно из казацкой семьи. Точных данных об этом периоде нет, даже год рождения указывается приблизительно.

По указанию И. И. Шувалова С. Е. Десницкий и И. А. Третьяков (тоже впоследствии профессор) были командированы в Великобританию (точнее в Шотландию) в Университет Глазго, где они изучали юриспруденцию, математику, химию, историю. Также Десницкий слушал курс нравственной философии у Адама Смита.

В 1765 году он был удостоен степени магистра искусств, а в 1767 году получил звание доктора гражданского и церковного права. При этом С. Е. Десницкому специально были пожалованы «привилегии английского гражданства», несмотря на то, что он оставался российским подданным.

Вернувшись в Россию и выдержав экзамен на право чтения лекций, в 1767-1787 годах С. Е. Десницкий занимал должность профессора права в Московском университете, где сначала читал римское право, а потом первый начал разработку русского права и вообще преподавание права на русском языке (ранее преподавание велось на латыни). Причём, он изначально придал преподаванию права практическое направление (анализ действующего российского законодательства и юридической практики).

Чтение лекций Десницким на русском языке встретило поначалу резкое противодействие со стороны профессоров-иностранцев, преподававших на латинском и немецком языках, вплоть до того, что вопрос этот был рассмотрен Екатериной II, принявшей сторону Десницкого. Императрица прямо высказалась, «что в университете пристойнее читать лекции на русском языке, а особливо юриспруденцию».

Поскольку Десницкий получил английское образование, он уважительно отзывался о законах и учреждениях Великобритании, и неодобрительно относился к Германии и немецким учёным, которых считал излишне увлёкшимися схоластическими тонкостями в праве.

С. Е. Десницкий выступил одним из экспертов по составлению записок для Уложенной комиссии 1767-1768 годов (формально комиссия действовала до 1780-х годов, хотя после 1768 года не созывалась). В частности, он написал «Представление о учреждении законодательной, судительной и наказательной власти в Российской империи» [4] 1768 года, отражённое императрицей Екатериной II в её «Наказе» Уложенной комиссии.

8 мая 1768 года Десницкий был возведен в звание экстраординарного профессора и допущен к заседаниям конференции. Через 5 лет — в 1773 году — он был наименован ординарным профессором.

Сохранился список пособий к его лекциям (1769 года): Heineccii Institutiones; Пандекты, с комментариями Vinii, Woetii, Noodii; Полный Corpus juris civilis в голландском издании; Указы российские, Кормчая книга, Старинное сводное Уложение, с действующими дополнениями.

С 1783 года при самом основании литературной Российской Академии С. Е. Десницкий был избран её действительным членом, как популярный оратор. Желая послужить делу, предпринятому Академией, а именно составлению русского словаря, он взял на себя труд сделать выборку правовых терминов начиная со старинных русских законодательных памятников, кончая Уложением Алексея Михайловича.

В 1783-1786 годах Десницкий осуществлял также преподавание английского языка.

В 1787 году С. Е. Десницкий оставил профессорскую службу по болезни, и вскоре (15 июня 1789 года) скончался (не дожив месяца до начала Великой французской революции).

Вообще, С. Е. Десницкий сыграл видную роль не только в становлении Московского университета, но и в российской правовой науке и российском Просвещении.

Философские и правовые взгляды

Огромное влияние на воззрения С. Е. Десницкого оказала поездка за границу. Он застал там зарождение исторического направления в изучении права (отрицавшего концепцию естественного права, данного от Бога). Большой след в образе мыслей Десницкого оставили: Дэвид Юм как философ и теоретик права, а также Теория нравственных чувств — нравственная философия Адама Смита. Именно в этике он стал видеть своего рода фундамент всех сфер социальной деятельности, включая правовую.

Существенное место в сочинениях Десницкого-философа занимали натурфилософские и космологические вопросы. Он придерживался теории множественности миров, писал о бесконечности и вечности Вселенной.

Важнейшим звеном в развитии общества С. Е. Десницкий признавал установление частной собственности и прежде всего земельной собственности. Им была выдвинута теория «четырёх состояний рода человеческого»: звероловческого и собирательного; скотоводческого; хлебопашеского; коммерческого. Каждому из этих этапов соответствует особый тип собственности. Десницкий приходит к убеждению, что понятие о праве собственности слагается в зависимости от количества труда, затраченного на производство вещи; таким образом институт собственности устанавливается с той поры, когда человек начинает заниматься земледелием и от кочевого образа жизни переходит к оседлому. Однако в полной мере отношения собственности формируются только на современной, «коммерческой» стадии. Уровень богатства общества, согласно Десницкому, в решающей мере определяет и уровень его цивилизованности.

Нужно отметить, что Десницкий не просто писал о вымышленных состояниях рода человеческого, а стремился путём изучения и выявления закономерностей истории показать, каким образом возникает и ограничивается собственность, владение, наследство и прочее.

С. Е. Десницкий являлся сторонником абсолютной монархии, а также правовой регламентации общественных и государственных отношений. Однако, он критиковал существующие ограничения в правах целых слоев общества (особенно крепостное право), а также выступал в защиту равноправия женщин. В целом, видно антифеодальный характер позиций С. Е. Десницкого, его сочувствие буржуазному развитию общества.

Как ценящий Юма и Адама Смита правовед, Десницкий с пренебрежением отзывается о Пуфендорфе, чьи труды тогда служили авторитетом во всех заведениях, где преподавалось право. Эта самостоятельность мышления Десницкого имела большое значение значение, так как ему приходилось закладывать основы для изучения российского законоведения.

Юристу, по мнению Десницкого, совершенно необходимы четыре науки: нравоучительная философия, натуральная юриспруденция, римское право и отечественное право; последние должны быть изучаемы на основании сравнительно-исторических данных. Важнейшим моментом обучения студентов он считал практику, наряду с кафедрой теории права он призвал открыть кафедру практики, где профессор должен руководить студентами в практических занятиях по разбору тяжебных дел (позднее эта мысль была осуществлена, руководство практикой поручили его ученику — Горюшкину).

Сравнительно-исторические идеи встречаются и в других исследованиях Десницкого:

Рассматривая вопрос об основании и цели наказания Десницкий выдвинул теории «самозащиты» и «предостережения». Карательная деятельность государства коренится, по его мнению, в инстинкте мести, в потребности отплатить за причиненное зло; казнь тем только разнится от обыкновенной мести, что «она согласна всячески с удовлетворением обидимых и в то же время с общим благоволением посторонних зрителей». Указывая, как на цель наказания, на необходимость поддержания порядка, Десницкий вместе с тем требует, чтобы «учиненные казни не выходили за предел человечества»; иначе, говорит он, зрители могут почувствовать сожаление к преступнику, и сами казни не будут иметь «действительного успеха в пресечении злотворства». Тем самым, он отмечал насколько чрезмерно жестока современная ему карательная система (хотя, например, тогда смертная казнь была отменена, вернее заменена на каторгу и ссылку).

Библиография

Источник

ДЕСНИЦКИЙ СЕМЁН ЕФИМОВИЧ

Из ме­щан. Окон­чил Тро­иц­кую ду­хов­ную се­ми­на­рию (1759 году). Во вре­мя учё­бы на фи­лософском фа­куль­те­те Московского университета был по­слан для за­вер­ше­ния об­ра­зо­ва­ния в Ве­ли­ко­бри­та­нию, в университете Глаз­го изу­чал юрис­пру­ден­цию, ме­ди­ци­ну и ма­те­ма­ти­ку и по­лу­чил сте­пень доктора пра­ва (1767). В 1767-1787 годах пре­по­да­вал рим­ское пра­во на юри­дическом фа­куль­те­те Московского университета, где стал пер­вым русским про­фес­со­ром; пер­вым на­чал чи­тать лек­ции на русском языке, в чём на­шёл под­держ­ку Ека­те­ри­ны II; со­дей­ст­во­вал от­кры­тию ка­фед­ры русского за­ко­но­ве­де­ния.

В сво­их тру­дах, спо­соб­ст­во­вав­ших ста­нов­ле­нию тео­ре­тической юрис­пру­ден­ции как са­мо­сто­ятельной нау­ки («Сло­во о пря­мом и бли­жай­шем спо­со­бе к нау­че­нию юрис­пру­ден­ции» (1768), «Юри­ди­че­ское рас­су­ж­де­ние о на­ча­ле и про­ис­хо­ж­де­нии суп­ру­же­ст­ва» (1775), «Юри­ди­че­ское рас­су­ж­де­ние о поль­зе зна­ния оте­че­ст­вен­но­го за­ко­но­ис­кус­ст­ва» (1778), «Юри­ди­че­ское рас­су­ж­де­ние о раз­ных по­ня­ти­ях, ка­кие име­ют на­ро­ды о соб­ст­вен­но­сти. » (1781)), вы­сту­пал за не­об­хо­ди­мость срав­ни­тель­но-ис­то­рического изу­че­ния отечественного пра­ва, от­стаи­вал за­ви­си­мость ин­сти­ту­тов ча­ст­ной соб­ст­вен­но­сти и се­мьи от эко­но­мических ус­ло­вий раз­ви­тия об­ще­ст­ва.

Сочинения:

Из­бран­ные про­из­ве­де­ния рус­ских мыс­ли­те­лей вто­рой по­ло­ви­ны ХVIII в. М., 1952. Т. 1. С. 187–332.

Источник

5. С. Е. Десницкий

5. С. Е. Десницкий

В середине XVIІІ в. в России сформировалась идеология Просвещения, характер которой определялся условиями экономического, социального и политического развития страны. Просветители обличали язвы современной социальной и политической действительности; критиковали произвол крепостников-помещиков, отмечая при этом общую бесперспективность крепостного права с точки зрения возможностей дальнейшего экономического и промышленного развития России. Они обращали внимание русского общества на необходимость отмены крепостного права, а также ограничения власти абсолютного монарха законом и определенными формами представительства, способного выражать общественное мнение.

Реализацию этих идей они связывали с распространением просвещения, полагая, что просвещенный монарх (в частности, Екатерина II) и просвещенное общественное мнение способны направить страну по пути социальных и политических реформ, столь необходимых России.

Наиболее полное выражение взгляды Просветительства как направления политической мысли получили в произведениях С. Е. Десницкого.

Семен Ефимович Десницкий (1740—1789) происходил из мещан г. Нежина. Он закончил семинарию Троице-Сергиевой лавры, затем учился в Московском университете и в Петербургской академии наук и в числе других учеников был направлен для продолжения образования в Великобританию в Университет Глазго. Здесь он защитил диссертацию по римскому праву, получив ученую степень доктора права. Возвратившись в Россию, Десницкий становится профессором юридического факультета Московского университета, где читает лекции по праву впервые на русском языке. В этот период своей деятельности он написал ряд статей и докладов, в которых изложил радикальные предложения по проблемам политико-юридических преобразований в государстве.

Кругозор Десницкого был достаточно широким, а образование разносторонним. В Великобритании он изучал произведения многих западноевропейских мыслителей, политических писателей и философов. Теоретические положения своей доктрины он часто аргументировал ссылками на труды Дж. Локка, Т. Гоббса, Ш. Монтескьё, А. Смита и др.

В размышлениях о причинах происхождения государства Десницкий не придерживался договорной теории. Он высказал предположение о прохождении человечеством исторически последовательных «состояний», хронологически сменяющих друг друга. Первым из них была охота (ловля зверей и собирательство дикорастущих плодов); вторым — скотоводство и пастушество; третьим — «хлебопашественное состояние» и последним, четвертым, — «коммерческое». В первых двух главенствует коллективное владение вещами, обусловленное несовершенством трудового процесса и отсутствием условий хранения продуктов. В «хлебопашественном состоянии» появляются жилища, каждый начинает обрабатывать землю, у людей возникает желание получить все это «во всегдашнее право собственности». Таким образом, у Десницкого право частной собственности, как и у Дж. Локка, складывается в результате трудовых затрат. Причины неравенства Десницкий, как и Локк, усматривал в различных физических качествах человека, его трудолюбии и умении накапливать.

Государство, по мнению Десницкого, возникает только в коммерческом состоянии. Ранние «первовозникающие государства», соответствовавшие «хлебопашественному состоянию», государствами в собственном смысле не были, поскольку они не имели ни права, ни средств для его реализации. Однако Дес- ницкий высказал предположение, что власть в обществе с самого начала его образования сосредоточилась в руках тех, кто обладал богатством.

Цель государства мыслитель усматривал в достижении наибольшего количества благ наибольшим числом людей.

Лучшей формой правления Десницкий считал конституционную монархию с разделением властей. Главными являются три власти: законодательная, исполнительная и судительная. Они должны «законы делать, судить по законам и производить суд во исполнение». От деятельности этих властей зависит «все почти чиноположение и все главное правление в государствах». Соотношение этих властей необходимо построить так, «чтоб одна власть не выходила из своего предела в другую», и за этим будут следить учрежденные в каждой власти «надзиратели».

Законодательная власть, по его проекту, осуществляется монархом совместно с однопалатным органом — Сенатом, состоящим из 600—800 депутатов. Сенату дозволено «. с приказанием и по усмотрению монархов российских делать указы вновь, старые поправлять или уничтожать. и сверх того, пошлины в государстве налагать. войну продолжать и заключение трактатов с соседними державами наблюдать». Но «конечное повеление» принадлежит только монарху. Сам представительный орган должен «никаких узаконений без изволения и приказания монархов в России не предпринимать, не делать». Сенату также вручается еще и высшая судебная власть.

В Сенат могли быть избраны депутаты от всех сословий: помещиков, купцов, ремесленников, духовенства и интеллигенции («училищных») по избирательному праву с умеренным цензом, различным для разных сословий. Депутаты избираются на пять лет и могут быть в дальнейшем переизбраны, но не более чем на три срока. Сенаторы из своего состава избирают ежегодно президента, который и представляет монарху все дела, требующие решения. Все сенаторы равноправны независимо от их сословной принадлежности.

Для заседаний Сената и «жилья» сенаторов Десницкий рекомендует «построить в Москве и Санкт-Петербурге особливые здания».

В предложениях по учреждению судебной власти Десницкий разработал ряд положений конституционного характера. Он считал необходимым полное отделение судопроизводства от администрации, введение равного для всех сословий суда присяжных, установление гласности и непрерывности процесса, предоставления обвиняемому права на защиту.

Судительная власть распределяется по всей империи. Для России требуется, чтобы «по крайней мере в восьми местах известное число искусных судей безотступно присутствовало».

Во всех этих местах «для скорого отправления дел» судительная власть «должна состоять из двенадцати человек». Это — «генерал-адвокат, четыре генерала — судьи криминальные. Прочие семь должны быть генералы — судьи тяжебных и криминальных дел вместе, где совокупно со всеми двенадцать судей составлять будут».

Исполнительная власть у него осуществляется монархом, обладающим правом отлагательного вето, и высшими органами управления — коллегиями, имеющими двойное подчинение: монарху и Сенату.

У Десницкого есть еще и наказательная власть, которая вручена воеводам в губерниях и провинциях. Они назначаются непосредственно монархом, но в своей деятельности подотчетны губернскому суду, который принимает жалобы на действия воевод и публично их рассматривает.

Применять наказательную власть он советовал с осторожностью, «чтоб строгость за предел не выходила».

Десницкий осуждал «бесчестные и публично поносительные» наказания, а также всякого рода «шельмования», предусмотренные Артикулом воинским (1715) и имевшие место в российской наказательной практике.

В дополнение к наказательной власти Десницкий предусматривает еще и гражданскую власть, которой он наделяет выборные органы местного самоуправления в городах.

Компетенция всех пяти властей должна быть строго определена законом. От деятельности этих властей «все блаженство подданных состоит».

Законодательная власть у всех народов считается самой главной, однако, — подчеркивает Десницкий, — весьма важно и исполнение законов, «без которого самые наилучшие и премудрейшие узаконения недействительны». Лучше не иметь законов, чем иметь и не исполнять.

Десницкий требовал строжайшего соблюдения законности в практике государственной жизни.

В вопросах внешней политики он придерживался мирной ориентации, полагая, что все державы обязаны развивать между собой дружественные торговые отношения, которые будут препятствовать войнам. Рассматривая итоги наиболее крупных исторических войн, он характеризовал их результаты как отрицательные. Однако необходимость армии как средства «защищения от неприятельских нападений» Десницкий признавал и считал священным долгом каждого подданного защиту своего отечества. Одновременно он предупреждал о том, что содержание большой армии дорого и опасно. «В государствах, в которых одна военная сила и военное чиноположение, свободные науки и художества не процветают».

Десницкий выступал за равное отношение ко всем народам, населяющим Россию. «Российская монархия, — писал он, — самоеда приглашает быть участником законодательной власти». Политико-правовая теория Десницкого оказала большое влияние на развитие просветительских идей в России. Он перевел труд английского юриста У. Блэкстона «Истолкование английских законов г. Блэкстона», участвовал в составлении «Словаря Академии Российской», в котором дал толкование юридических терминов, используемых в русских Судебниках, Соборном уложении 1649 г. и других историко-юридических документах.

В целом просветительская деятельность Десницкого была направлена не на утверждение «просвещенного абсолютизма», а на создание конституционного варианта монархического правления в России.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *