Десятиклассники готовят сообщения о природе человека что они могут отнести к отличиям
Десятиклассники готовят сообщения о природе человека что они могут отнести к отличиям
Иван выполнял задание по теме: «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Он выписывал из учебника черты, свойственные человеку. Какие из них отражают специфику социальной природы человека, в отличие от животного? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) использование предметов, данных природой
2) способность к целеполаганию
3) забота о потомстве
4) приспособление к условиям окружающей среды
5) стремление понять окружающий мир
6) общение с помощью членораздельной речи
Человек как социальное существо неразрывно связан с обществом. Человек становится человеком, лишь вступая в общественные отношения, в общение с другими людьми. Индивид, в силу каких-либо причин оторванный с рождения от общества, остается животным. Человек не только продукт общественно-исторического развития, но и его субъект, своей деятельностью изменяющий окружающую среду. Социальная сущность человека проявляется через такие свойства как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, свобода и ответственность и др.
1) использование предметов, данных природой
2) способность к целеполаганию — да, верно.
3) забота о потомстве — нет, неверно.
4) приспособление к условиям окружающей среды — нет, неверно.
5) стремление понять окружающий мир — да, верно.
6) общение с помощью членораздельной речи — да, верно.
4. Выбор верных суждений (Человек и общество)
Выберите верные суждения о биосоциальном в человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) К социальным качествам человека относят стремление к профессиональному успеху.
2) Осознание и переживание человеком нужды в чём-либо, необходимом для поддержания его жизни и развития, называют потребностью.
3) К естественным (биологическим) потребностям человека относят потребность в общении.
4) К духовным потребностям человека относят потребности в воздухе, питании и поддержании нормального теплообмена.
5 Индивидуально-психологические особенности личности, которые являются условиями успешного осуществления какой-либо деятельности, называют способностями.
Выберите верные суждения о личности и её качествах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социальные качества личности формируются в процессе труда и общения.
2) Социальная природа человека проявляется в его инстинктах и рефлексах.
3) Человек может стать личностью вне общества.
4) Развитие личности продолжается на протяжении всей жизни человека.
5) Врождённые качества человека оказывают влияние на формирование личности.
Для выполнения этого задания повторите темы “Биосоциальная природа человека”
1) верно, это процесс социализации.
2) нет, инстинкты и рефлексы — проявление биологической природы человека
3) нет, человек становится личностью лишь в обществе, взаимодействуя с другими людьми, общаясь с ними (социализируясь)
4) да, социалиация продолжается всю жизнь
5) да, темперамент, врожденные задатки и т.д. влияют на развитие личности. Человек — это сложно организованное единство биологического и социального. Социальное не сводится к биологическому, а биологическое не утрачивает своего значения в жизни вида Homo sapiens. Человек в процессе своего развития и социализации сохраняет особенности природного существа.
Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Каждый человек обладает биологической и социально-психологической индивидуальностью.
2) Человеку свойственно наличие мышления.
3) Человек, в отличие от других живых существ, обладает способностью к целенаправленной, в том числе творческой, деятельности.
4) Социальная природа человека проявляется в анатомо-физиологических чертах, строении различных систем и органов, инстинктах и рефлексах.
5)Социальные потребности человека реализуются в его взаимодействиях с другими людьми.
Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Человек как результат биологической и социокультурной эволюции”.
1) верно; бтологическая индивидуальность — это, например, форма носа и ушей, цвет глаз и т.д. социально-психологическая индивидуальность — это, например, темперамент, проявляющийся в определенном типе общении
2) верно
3) верно, человек преобразует окружающий мир и осознанно ставит перед собой определенные цели, поведение животных направляется инстинктами, они не создают ничего нового
4) неверно, в анатомо-физиологических чертах, строении различных систем и органов, инстинктах и рефлексах проявляется биологическая природа человека.
5) верно. Например, одна из социальных потребностей человека — потребность в общении, для удовлетворении этой потребности человеку нужно взаимодействовать с другими людьми.
Человек — существо биосоциальное:
1. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования.
2. Человек является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Человек — существо социальное (т.е. общественное). Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется в способности и готовности к общественно полезному труду, в его сознании и самосознании, разуме, мировоззрении, в свободе и ответственности, волевых качествах.
Человек — это сложно организованное единство биологического и социального. Социальное не сводится к биологическому, а биологическое не утрачивает своего значения в жизни вида Homo sapiens. Человек в процессе своего развития и социализации сохраняет особенности природного существа.
Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Неповторимые, оригинальные качества человека называют индивидуальностью.
2) Индивидуальные потребности человека всегда совпадают с потребностями общества, в котором он живёт.
3) Естественные потребности человека связаны с его биологической сущностью.
4) Биологическая сущность человека проявляется через способность и готовность к общественно полезному труду и творчеству, сознание и разум, свободу и ответственность.
5) Только человек обладает способностью использовать природные объекты в процессе удовлетворения потребностей.
Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Человек как результат биологической и социокультурной эволюции”.
1) верно, это определение индивидуальности
2) неверно. Выделяют индивидуальные и коллективные потребности, они не всегда совпадают. Например, индивидуальная потребность человека — потребность в личной безопасности, однако в условиях войны солдату приходится подчиниться военному приказу и идти в наступление ради удовлетворения коллективной потребности
3) верно. К естественным потребностям относится потребность в пище, сне, воде, все это необходимо для физического существования человека, то есть связано с биологической сущностью человека.
4) неверно, через способность и готовность к общественно полезному труду и творчеству, сознание и разум, свободу и ответственность проявляется социальная (то есть общественная) сущность человека.
5) неверно, животные также способны использовать природные объекты в процессе удовлетворения потребностей.
Человек — существо биосоциальное:
1. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования.
2. Человек является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Человек — существо социальное (т.е. общественное). Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется в способности и готовности к общественно полезному труду, в его сознании и самосознании, разуме, мировоззрении, в свободе и ответственности, волевых качествах.
Человек — это сложно организованное единство биологического и социального. Социальное не сводится к биологическому, а биологическое не утрачивает своего значения в жизни вида Homo sapiens. Человек в процессе своего развития и социализации сохраняет особенности природного существа.
Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Все живые существа обладают способностью к целенаправленной, в том числе творческой, деятельности.
2) Совокупность социально значимых качеств индивида, формирующихся в процессе общественной жизни, называют личностью.
3) Индивидуальные потребности человека связаны с конкретными условиями его жизни, особенностями его личности.
4) Свобода человека предполагает неотъемлемую связь с ответственностью за принимаемые решения.
5) К биологическим потребностям человека относят потребности в общении, в труде, жизненном успехе, занятии определённой позиции в обществе.
Для выполнения данного задания необходимо повторить тему “Человек как результат биологической и социокультурной эволюции”.
1) неверно, к целенаправленной, в том числе творческой, деятельности, способен только человек.
2) верно
3) верно
4) верно. Человек, совершая свободный выбор должен осознавать ответственность за свой выбор, за свои поступки
5) неверно, потребности в общении, в труде, жизненном успехе, занятии определённой позиции в обществе являются социальными потребностями.
Человек — существо биосоциальное:
1. Биологическая природа человека проявляется в его анатомии, физиологии: он обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами. Его биологические свойства жестко не запрограммированы, что дает возможность приспосабливаться к различным условиям существования.
2. Человек является частью природы и вместе с тем неразрывно связан с обществом. Человек — существо социальное (т.е. общественное). Человек становится человеком, лишь вступив в общественные отношения, в общение с другими. Социальная сущность человека проявляется в способности и готовности к общественно полезному труду, в его сознании и самосознании, разуме, мировоззрении, в свободе и ответственности, волевых качествах.
Человек — это сложно организованное единство биологического и социального. Социальное не сводится к биологическому, а биологическое не утрачивает своего значения в жизни вида Homo sapiens. Человек в процессе своего развития и социализации сохраняет особенности природного существа.
Изучение рассказа А. П. Чехова «Черный монах». 10 класс.
Харитонова Ольга Николаевна,
учитель МБОУ гимназия имени И.А. Бунина г. Воронежа
ИЗУЧЕНИЕ РАССКАЗА А. П. ЧЕХОВА «ЧЕРНЫЙ МОНАХ»
10 класс
УРОК № 1 «НАДО ВОЗДЕЛЫВАТЬ СВОЙ САД»
«Прелюдией» к уроку служит краткое сообщение одного из учащихся о том, как возник замысел произведения, что позволяет понять роль биографического материала в творческом процессе.
Прослушивание на уроке романса Гаэтано Брага создает необходимый эмоциональный настрой, помогает погрузиться в атмосферу, говоря словами М.П. Чехова, «красивого романтизма», ощутить ту неповторимую «ауру», которая способствовала рождению такого шедевра, как «Черный монах».
В рассказе «Валахскую легенду» исполняет на домашней вечеринке Таня, затем пение «серенады» о «девушке, больной воображением, которая слышала ночью в саду таинственные звуки и решила, что это гармония священная, нам, смертным, непонятная», доносится до слуха главного героя незадолго до его трагической кончины. Коврин силится и никак не может постигнуть смысл слов песни. Попробуем это сделать мы.
— Какие два мира противостоят друг другу в художественной системе романса? – такой вопрос адресует учитель классу.
В «Валахской легенде» налицо все атрибуты романтического произведения: таинственная обстановка, в которой происходит действие, типично романтический – ночной – пейзаж, вмешательство мистических сил, разочарованность героини, страдающей не столько от физического недуга, сколько от непонимания окружающих. Свойственная эстетике романтизма идея двоемирия лежит в основе художественного воспроизведения действительности в «Легенде». Два мира противостоят друг другу: мир обыденного сознания (он представлен матерью больной девушки) и мир возвышенный, идеальный, пленивший воображение самой героини и данный ей в её больных грезах. Подобное противостояние имеет место и «Черном монахе»: интерпретация традиционно романтического конфликта гения и толпы, поэзии и прозаической повседневности, «больного» и «здорового» сознаний.
Теперь обратимся непосредственно к тексту чеховского рассказа.
— Что же составляет содержание внутренней жизни Коврина?
— Какое место в духовном мире героя занимает творчество?
— Как отношение к природе помогает раскрыть характер героя?
Этими вопросами, адресованными десятиклассникам, словесник начинает анализ текста произведения.
Содержанием всей жизни Андрея Васильевича Коврина является научная деятельность. Когда Песоцкий спрашивает, не «прискучило» ли Коврину заниматься философией, последний отвечает: «Напротив, только этим и живу». Герою свойственны высокие творческие порывы. Даже в краткие часы отдохновения от трудов он «думал о том, что скоро опять сядет за работу. Он спал так мало, что все удивлялись».
Огромное место в жизни героя отведено общению с миром природы. Пребыванию в большом «оживленном» фруктовом саду, где «от раннего утра до вечера около деревьев, кустов на аллеях и клумбах, как муравьи, копошились люди с тачками, мотыгами, лейками», Коврин предпочитает уединение, поэтому больше всего у Песоцких ему приходится по душе «старинный парк». Прочитаем его описание (I глава). Таинственный, овеянный романтикой в своей «дикости» и «угрюмости», парк «тянулся на целую версту от дома до реки». Акцентируем внимание учащихся на таких деталях пейзажа, как «обрывистый глинистый берег», «сосны с обнажившимися корнями, похожими на мохнатые лапы», и особенно на замечании автора о том, что «внизу нелюдимо блестела вода». Писатель воссоздает картину природного уголка, лишенного человеческого вмешательства. Везде лежит печать заброшенности. Изображение парка завершается многозначительно: «… и всегда тут было такое настроение, что хоть садись и балладу пиши». Последняя фраза помогает понять, что общение с природой и творческий процесс неразрывно связаны в жизни чеховского героя. Взаимодействие с природой по-своему «заряжает» Коврина. Для доказательства этого обратимся еще к одному эпизоду из первой главы: Коврин за работой. «Он внимательно читал, делал заметки и изредка поднимал глаза, чтобы взглянуть на открытые окна или на свежие, еще мокрые от росы цветы, стоявшие на столе, и опять опускал глаза в книгу, и ему казалось, что в нем каждая жилочка дрожит и играет от удовольствия». Как видим, природа словно посылает герою импульсы, вызывая прилив творческой энергии, стимулируя воображение.
В плане указанной проблемы интересно рассмотреть на уроке также еще один эпизод – из второй главы произведения: «По тропинке, бежавшей по крутому берегу мимо обнаженных корней, он спустился вниз к воде… Коврин по лавам перешел на другую сторону. Перед ним теперь лежало широкое поле, покрытое молодою, еще не цветущей рожью. Ни человеческого жилья, ни живой души вдали, и кажется, что тропинка, если пойти по ней, приведет в то самое неизвестное, загадочное место, куда только что опустилось солнце и где так широко и величаво пламенеет вечерняя заря. «Как здесь просторно, свободно, тихо! – думал Коврин, идя по тропинке. – И кажется, весь мир смотрит на меня, притаился и ждет, чтобы я понял его…» Для героя характерно восприятие природы как некоего живого организма, как своего рода личности, равновеликой человеку. Подобное отношение к природе знакомо десятиклассникам по элегиям В. А. Жуковского и стихотворениям Ф.И. Тютчева. Вспомним, например, знаменитые тютчевские строки:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик – В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык…
У Тютчева, как известно, такое понимание природы восходило к идеям немецких романтиков, в частности к учению Шеллинга о мировой душе, которая находит воплощение в двух ипостасях: в человеке, точнее в его внутренней жизни, и в природе. Таким образом, природа и человек образуют единство, и созерцание природы сопряжено с познанием самого себя и – в плане более глобальном – с постижением сущности мироздания. Элементы подобной философии находим и в ковринском мировосприятии: узенькая береговая тропка мнится герою своего рода путеводной нитью, способной, если довериться ей, привести туда, где будет найден ответ на главные вопросы бытия. Причем природа, в представлении Коврина, выступает как бы инициатором контакта с человеком: «… весь мир смотрит на меня, притаился и ждет, чтобы я понял его…»
— А какой характер носит общение с природой у Егора Семеновича и Тани? Что значит для них сад?
Образ сада символичен; через изображение того, каким он видится персонажам, Чехов воспроизводит их мироотношение. Восприятие природы, таким образом, высвечивает личностную сущность героев произведения.
— Не заслоняет ли увлеченность садоводством реальную жизнь от героя? Не является ли хозяйственная деятельность Песоцкого своего рода «футляром»?
«нервностью» натуры. Значит, несмотря на полярность двух героев, у них немало общего
– и Чехов не раз обращает на это внимание читателя. Возьмем, например, эпизод, когда Коврин читает статьи Егора Семеновича. Как и следовало ожидать, далекий от конкретных проблем садоводства и огородничества, ученый-философ «ничего не понял» в трудах Песоцкого, имеющих сугубо практическую направленность. Однако «неспокойный, неровный тон» повествования и «почти болезненный задор», с которым написаны статьи, затронули какие-то важные струны в душе Коврина: впечатление, произведенное чтением статей, сравнимо разве только с «возбуждением», испытываемым от встречи с большим искусством: «Приятное возбуждение, то самое, с каким он давеча танцевал мазурку и слушал музыку, теперь томило его и вызывало в нем множество мыслей. Он сел на диван и обнял голову руками, сдерживая непонятную радость, наполнявшую все его существо… Ему хотелось чего-то гигантского, необъятного…» Может быть, именно в сходстве творческих темпераментов, в беспредельной самозабвенности, с которой оба предаются каждый своему призванию, и заключен секрет взаимного тяготения героев? Может быть, здесь кроется разгадка того, почему именно Коврина Песоцкий хочет видеть своим преемником?
Подвести итоги разговора с ребятами нам помогает обращение к известному
высказыванию Вольтера: «Надо возделывать свой сад» (слова Кандида из одноименной повести).
— Каков главный смысл поучения? Что подразумевал великий философ-просветитель под словом «сад»?
— Применим ли этот афоризм к чеховским героям? Как содержание знаменитой вольтеровской «формулы» реализуется в жизненной программе действующих лиц рассказа?
— Соотносимы ли «крылатые слова» героя Вольтера с тем, чему учил Коврина черный монах: «… в дому Отца Моего обители многи суть»? Как эта цитата из Библии помогает понять авторскую позицию по отношению к героям рассказа «Чёрный монах»?
Педагог предоставляет ребятам возможность свободно порассуждать о двух вечных типах, воплощенных в образах Коврина и Песоцкого, об их противоположности и взаимной необходимости.
Органичной составной частью урока на заключительном этапе становится прослушивание песни «Под небом голубым…» в исполнении Бориса Гребенщикова.
— Каково содержание образов «город золотой» и «сад» в песне? Как эти образы соотносятся с христианской символикой (Откровение святого Иоанна Богослова, глава 21)?
— Как вы понимаете строки песни: «Пускай ведет звезда тебя дорогой в дивный сад»?
Как смысл этой фразы соотносится с тем, о чем говорилось на уроке?
Привлечение вышеперечисленных источников позволяет десятиклассникам выйти к притчевому пласту чеховского творения. А об итогах жизненного пути главных героев рассказа: привела ли их «звезда» в «дивный сад»? – речь впереди, на следующем занятии.
УРОК № 2 «МНЕ ДЕНЬ И НОЧЬ ПОКОЯ НЕ ДАЕТ МОЙ ЧЕРНЫЙ ЧЕЛОВЕК»
Рождением образа черного монаха Чехов обязан… области сновидений. Вот что сообщал об этом брат писателя М.П. Чехов в своих воспоминаниях: «Сижу я как-то после обеда у самого дома на лавочке, и вдруг выбегает брат Антон и как-то странно начинает ходить и тереть себе лоб и глаза.
— Я видел сейчас страшный сон. Мне приснился черный монах.
Впечатление черного монаха было настолько сильное, что брат Антон долго не мог успокоиться и долго потом говорил о монахе, пока, наконец, не написал о нем рассказ. Мне до сих пор непонятно и странно только одно: почему в письме к Суворину от 25 января 1894 гола… сам А.П. говорит следующее: «Монах же, несущийся через поле, приснился мне, и я, проснувшись утром, рассказал о нем Мише». Эпизод этот произошел не утром, а в два часа дня, после послеобеденного сна. Впрочем, дело было летом, а письмо было написано зимой, так что не мудрено было и забыть. Да и сущность рассказа брата не в часе». 3
— Каково же содержание образа черного монаха? Что он символизирует?
Рассказ имеет ярко выраженную кольцевую композицию, и эпизод встречи героя с садом на новом жизненном этапе позволяет выявить разницу между прежним Ковриным и Ковриным нынешним.
— Прочитайте описание прогулки Коврина во время его последнего приезда в деревню
(VIII глава). Сопоставьте данную пейзажную зарисовку с картиной природы во II главе. Какие чувства испытывал герой год назад? Что ощущает он теперь? Как встречала его природа раньше и как встречает сейчас?
«Цветы…издавали влажный, «Не замечая роскошных цветов, он погулял
раздражающий запах». посаду…»
«Широко и величаво пламенеет вечерняя «…Начала тускнеть вечерняя заря…» заря».
«…по ржи побежали волны»; «зашумела «Там, где в прошлом году была рожь, рожь». теперь лежал в рядах скошенный овес».
«… и легкий вечерний ветерок нежно «Было тихо». «Угрюмые сосны с коснулся его непокрытой головы. Через мохнатыми корнями, которые в прошлом минуту опять порыв ветра, но уже сильнее, году видели его здесь таким молодым, и послышался сзади глухой ропот радостным и бодрым, теперь не шептались, сосен». а стояли неподвижные и немые, точно не узнавали его».
«…довольный одним тем, что ему удалось так близко и так ясно видеть …монаха». «…приятно взволнованный, он вернулся домой».
«Он громко смеялся, пел, танцевал мазурку, ему было весело…»
«…все, гости и Таня, находили, что сегодня у него лицо какое-то особенное, лучезарное, вдохновенное, и что он очень интересен».
«… и Коврину стало скучно».
«…он, вялый, неудовлетворенный, вернулся домой».
«Он почувствовал сильное раздражение»; «проговорил с тоской»; «сказал с досадой». «Его лицо показалось Тане некрасивым и неприятным…» «Она замечала, что на его лице чего-то недостает».
В основе контрапунктной соотнесенности эпизодов лежит антитеза покой – движение. Во время первого приезда к Песоцким Коврин испытывал душевный подъем.
«Динамичный» пейзаж как нельзя лучше отражал внутреннее состояние чеховского героя. Год спустя Коврин спокойно и равнодушно прогуливается по тем местам, которые некогда вызывали в нем волнение и прилив творческой энергии. Излечившись от нервного расстройства, он вместе с тем утратил способность воспринимать красоту окружающего мира. Отдаленные уголки парка уже не манят своей таинственностью, картины природы больше не расцвечены в его глазах романтическими красками. И природа теперь «безмолвствует» при встрече, воспринимая его как чужого. Вместе с визитами «черного гостя» из жизни Коврина ушли радость, любовь, упоение творчеством, сменившись скукой и раздражением. С негодованием обрушивается Коврин на своих врачевателей: «Зачем, зачем вы меня лечили? Я сходил с ума, у меня была мания величия, зато я был весел, бодр и даже счастлив, я был интересен и оригинален. Теперь я стал рассудительнее и солиднее, но зато я такой, как все: я – посредственность, мне скучно жить… Доктора и добрые родственники в конце концов сделают то, что человечество отупеет, посредственность будет считаться гением и цивилизация погибнет».
— Чем вызвана духовная опустошенность Коврина?
— Почему он не состоялся как личность?
— Имеет ли герой основания обвинять окружающих?
Моцарт. Мне день и ночь покоя не дает
Мой черный человек. За мною всюду,
Как тень он гонится. Вот и теперь Мне кажется, он с нами сам-третей Сидит.
Образ таинственного незнакомца в черном, заказавшего Моцарту реквием и незримо преследующего композитора, у Пушкина – символ смерти, её предвестие. Пушкинский Моцарт чувствует близость смерти, подсознательно предугадывая, что написал реквием самому себе. Поэтому внутренний пафос сцены тревожный, трагический. У Чехова ни Коврин, ни отец и дочь Песоцкие не подозревают о драме, которая вскоре разразится в их семействе, однако появление «черного человека» также сигнал неблагополучия, грядущего разлада между героями. Исходя из этого, можно заключить, что черный монах – образ многозначный и динамичный.
Но вернемся к Коврину последнего периода его жизни. «Коврин теперь ясно сознавал, что он – посредственность, и охотно мирился с этим…» Он оставил высокие устремления и «доволен тем, что он есть».
— Неужели перед нами двойник Ионыча?
Повесть «Ионыч» будет написана Чеховым спустя четыре года после «Черного монаха», и конфликт в ней будет разрешен в пользу обыденности и пошлости, торжествующих над духовностью и романтикой. Но персонажу одного из самых поэтических, самых фантастических своих произведений – Андрею Васильевичу Коврину – писатель не мог и не хотел уготовить судьбу доктора Старцева.
И последний вопрос классу:
— Как вы понимаете финал произведения?
В финале рассказа героем снова овладевает беспокойство – то самое беспокойство, которое означает, что душа не омертвела и распахнута навстречу волнениям жизни. Природа готова принять его в свои объятия: «Бухта, как живая, глядела на него множеством голубых, синих, бирюзовых и огненных глаз и манила к себе». Многоцветие мира вновь открылось Коврину. «Он звал Таню, звал большой сад с роскошными цветами, обрызганными росой, звал парк, сосны с мохнатыми корнями, ржаное поле, свою чудесную науку, свою молодость, смелость, радость, звал жизнь, которая была так прекрасна». Над телом Коврина «колдует» его прежний черный визитер. Монах-призрак шепчет угасающему герою, что тот «умирает потому только, что его слабое человеческое тело уже утеряло равновесие и не может больше служить оболочкой для гения». Конечно, приобщение чеховского героя «священной гармонии» иллюзорно. Жизнь, жизнь подлинная прошла мимо Коврина. Позади – невозделанное пространство аллегорического сада, разрушенные судьбы близких. И сколько бы ни прогонял от себя Коврин мысли об этом перед смертью, укоры совести настигают его вновь и вновь, подобно тому как ветер возвращает и рассыпает перед ним на подоконнике брошенные им за окошко клочки Таниного письма-проклятия. Коврин умирает с «блаженной улыбкой» на устах. Быть может, покинув земное здесь, он обретет душевное спасение там?
2 Чехов М.П. Вокруг Чехова. Встречи и впечатления // Вокруг Чехова/Сост., вступ. ст. и примеч. Е.М. Сахарова. – М.: Правда, 1990. – С. 295.
4 Достоевский Ф.М. Полн. СОБР. Соч. В 30-ти т. Т. 20. – Л.: Наука, 1980. – С.172.
Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.