Десятина в библии что это

Десятина в библии что это

Десятина в библии что это. Смотреть фото Десятина в библии что это. Смотреть картинку Десятина в библии что это. Картинка про Десятина в библии что это. Фото Десятина в библии что это

Что написано в Библии о десятине?

Многих христиан беспокоит вопрос о десятине. Во многих церквях вопросу десятины уделяется слишком большое внимание. Вместе с тем, немало христиан отказывается следовать библейской рекомендации приносить пожертвования Господу. Десятины и подаяния должны быть радостью и благословением. Печально, что сегодня такое отношение встречается в церквях довольно редко.

Десятина является ветхозаветным постановлением. Это было требованием закона, согласно которому все израильтяне должны были приносить в скинию/храм Господний десятую часть всего заработанного и выращенного ими (Левит 27:30; Числа 18:26; Второзаконие 14:24; 2 Паралипоменон 31:5). Некоторые считают, что старозаветная десятина была способом взимания налогов для обеспечения священников и левитов. Однако в Новом Завете мы не находим приказов и даже рекомендаций христианам следовать системе десятин. Павел лишь отмечает, что верующим следует откладывать часть их дохода для поддержки Церкви (1 Коринфянам 16:1-2).

Кроме того, в Новом Завете нигде не указан конкретный процент, который следует отделять от прибылей, а только говорится, что человеку следует жертвовать столько, «сколько позволит ему состояние» (1 Коринфянам 16:2). По сути, христианская Церковь позаимствовала 10% из ветхозаветной десятины и определила ее, как «рекомендуемый минимум» для пожертвований христиан. Тем не менее, христиане не должны чувствовать себя обязанными всегда давать десятину. Им следует давать столько, сколько позволяют им обстоятельства – «сколько позволит ему состояние». Иногда это может быть больше, чем десятая часть, а иногда – меньше. Все зависит от возможностей человека и нужд Церкви. Каждому христианину нужно ревностно молиться и искать Божьего руководства в принятии решения, каким образом и сколько он должен жертвовать (Иакова 1:5). «Каждый уделяй по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог» (2 Коринфянам 9:7).

Авторские права

При написании данного ответа на сайте частично или полностью использовались материалы сайта

Материалы размещены с разрешения правообладателя.

Владельцы ресурса Библия Онлайн, могут частично или вовсе не разделять мнение данной статьи.

Источник

Понятие о десятине в Священном Писании

cвя­щен­ник Иоанн Нот­хаас

Ветхий Завет

Для боль­шин­ства хри­стиан деся­тина – это реликт вет­хо­за­вет­ного бла­го­че­стия, от кото­рого они чув­ствуют себя осво­бож­ден­ными Новым Заве­том, если им вообще при­хо­дит в голову этот вопрос. Соот­вет­ствует ли такое неодоб­ри­тель­ное отно­ше­ние словам Свя­щен­ного Писа­ния?

В Ветхом Завете деся­тина впер­вые упо­ми­на­ется при встрече Авра­ама с зага­доч­ной фигу­рой царя Мель­хи­се­дека (в пере­воде его имя озна­чает «царь спра­вед­ли­во­сти»). Он – свя­щен­ник — бла­го­слов­ляет Авра­ама, пре­воз­но­сит Бога и объ­яв­ляет Авра­аму о заступ­ни­че­стве Бога в борьбе против его врагов. Затем он совер­шает с Авра­амом свя­щен­но­слу­же­ние. В заклю­че­нии гово­рится: «Авраам дал ему деся­тую часть из всего» ( Быт.14:18-20 ). Этот ответ Авра­ама на дей­ствия свя­щен­ника и царя Мель­хи­се­дека мы рас­це­ни­ваем как знак бла­го­дар­но­сти и при­я­тия им свя­щен­ни­че­ской службы. В то же самое время мы видим непри­я­тие пред­ло­же­ния царя Содома ( Быт.14:21 ).

Деся­тина вби­рает в себя соци­аль­ную ответ­ствен­ность за мало­иму­щих и свя­щен­ни­че­ское слу­же­ние в обще­стве: «Когда ты отде­лишь все деся­тины про­из­ве­де­ний земли твоей. и отдашь левиту, при­шельцу, сироте и вдове, чтоб они ели в твоих жили­щах и насы­ща­лись, тогда скажи перед Гос­по­дом, Богом твоим: я ото­брал от дома моего свя­тыню – по всем пове­ле­ниям Твоим, кото­рые Ты запо­ве­дал мне: я не пре­сту­пил запо­ве­дей Твоих и не забыл;.. испол­нил все, что ты запо­ве­дал мне; призри со свя­того жилища твоего, с небес, и бла­го­слови народ твой, Изра­иля и землю» ( Втор.26:12-15 ).

Тут гово­рится не только о заботе о свя­щен­нике, но и о бедных. Деся­тина явля­ется святой обя­зан­но­стью, потому что о ней гово­рится как о «свя­тыне» и «Твоей запо­веди», из нее нельзя ничего брать. Только при испол­не­нии этой запо­веди бла­го­че­сти­вый изра­иль­тя­нин может про­сить Бога бла­го­сло­ве­ния народа и земли Изра­иля.

В сле­ду­ю­щем месте Вет­хого Завета ( Лев.27:30 ) ука­зано, как сле­дует пони­мать слово «свя­тыня»: «И всякая деся­тина на земле из семян земли и из плодов древа при­над­ле­жит Гос­поду: это свя­тыня Гос­подня – И всякую деся­тину из круп­ного и мел­кого скота – должно посвя­щать Гос­поду».

«Свя­тыня» или «свя­тыня Гос­подня» гово­рит нам о том, что деся­тина при­над­ле­жит Богу. О таком отно­ше­нии к иму­ще­ству не как своей соб­ствен­но­сти, а как к дару Божию гово­рится в стихе Втор.8:17-18

«И чтобы ты не сказал в сердце твоем: «моя сила и кре­пость руки моей при­об­рели мне богат­ство сие», но чтобы помнил Гос­пода, Бога твоего, ибо он дает тебе силу при­об­ре­тать богат­ство».

Заклю­чи­тель­ным местом, отно­ся­щимся к этой теме, явля­ется Книга про­рока Мала­хии ( Мал.3:8-12 ), где гово­рится о суде Божием при прямом или кос­вен­ном укло­не­нии от уплаты деся­тины:

«Можно ли чело­веку обкра­ды­вать Бога? А вы обкра­ды­ва­ете меня – Деся­ти­ною и при­но­ше­ни­ями. Про­кля­тием вы про­кляты, потому что вы – весь народ – обкра­ды­ва­ете Меня. При­не­сите все деся­тины в дом хра­ни­лища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испы­тайте меня, гово­рит Гос­подь Саваоф: не открою ли Я для вас отвер­стий небес­ных и не изолью ли на вас бла­го­сло­ве­ния до избытка?»

Уплата деся­той части зара­бо­тан­ного про­сле­жи­ва­ется во всём Ветхом Завете как неотъ­ем­ле­мая часть отно­ше­ний чело­века с Богом.

Деся­тина не явля­ется ни изоб­ре­те­нием чело­века, ни изоб­ре­те­нием какой-либо касты пер­во­свя­щен­ни­ков для извле­че­ния соб­ствен­ной выгоды. Эта уплата есть запо­ведь Божия, при несо­блю­де­нии кото­рой при­хо­дит нака­за­ние, а при соблю­де­нии даётся бла­го­сло­ве­ние. Уплата деся­тины явля­ется и знаком любви к Богу.

Новый Завет

Что гово­рит Новый Завет об уплате деся­тины? Отме­няет ли Новый Завет то, что явля­лось в Ветхом Завете запо­ве­дью Божией? Не явля­емся ли мы хри­сти­а­нами «ныне, умерши для закона, кото­рым были свя­заны, осво­бо­див­шись от него, чтобы слу­жить Богу в обнов­ле­нии духа, а не по ветхой букве» ( Рим.7:6 ). Не есть ли Хри­стос «Конец закона» ( Рим.10:4 ). Не осуж­дает ли Хри­стос фари­сеев, говоря: «Горе вам, книж­ники и фари­сеи, лице­меры, что даете деся­тину с мяты, аниса и тмина, и оста­вили важ­ней­шее в законе: суд, милость и веру» ( Мф.23:23 ).

В таком случае можно поду­мать, что закон, данный Богом на горе Синай, про­ти­во­ре­чит этому.

Воз­мож­ность заклю­че­ния такого рода опро­вер­га­ется Гос­по­дом, он при­бав­ляет к своему изре­че­нию: «сие над­ле­жало делать, и того не остав­лять». Сле­дует ли из этого, что деся­тина была одоб­рена Хри­стом?

Неужели пожерт­во­ва­ние для церкви, высчи­тан­ное по про­цен­там, при­рав­ни­ва­ется к доб­ро­де­те­лям хри­сти­а­нина? Неужели именно так посту­пает чело­век, когда хочет доста­вить удо­воль­ствие ближ­нему или просто помочь ему? А цер­ковь? Неужели цер­ковь во все вре­мена не испол­няла закон, из любви ко Гос­поду и к людям созда­вая храмы, иконы и убран­ства для церк­вей?

Тако­вое испол­не­ние закона открыто нам Гос­по­дом в Его Нагор­ной про­по­веди: «Ибо, говорю вам, если пра­вед­ность ваша не пре­взой­дет пра­вед­но­сти книж­ни­ков и фари­сеев, то вы не вой­дете в Цар­ство Небес­ное» ( Мф.5:20 ).

Из этого сле­дует, что в Новом Завете закон Ста­рого Завета с Богом должен быть не просто выпол­нен, но сверх­вы­пол­нен. Деся­тина явля­ется здесь абсо­лют­ным мини­му­мом. Эти слова Спа­си­теля пора­жают чело­века в самое сердце. Свят тот чело­век, сердце кото­рого сво­бодно от всего мате­ри­аль­ного. Хри­сти­а­нину, кото­рый готов слу­жить Гос­поду таким обра­зом, Иисус обе­щает: «И всякий, кто оста­вит дoмы, или бра­тьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или зе́мли, ради имени Моего, полу­чит во сто крат и насле­дует жизнь вечную» ( Мф.19:29 ).

И в конце концов, не объ­яс­няет ли нам сам Гос­подь такое пре­ис­пол­не­ние закона, когда на при­мере двух лепт бедной вдовы, он, под­зы­вая своих уче­ни­ков, гово­рит им: «истинно говорю вам, что эта бедная вдова поло­жила больше всех, клав­ших в сокро­вищ­ницу, ибо все клали от избытка своего, а она от ску­до­сти своей поло­жила всё, что имела, всё про­пи­та­ние свое» ( Мк.12:43-44 ).

Источник

Десятина в Библии

Среди многих, как веру­ю­щих, так и неве­ру­ю­щих, бытует сле­ду­ю­щее мнение о деся­тине: «Деся­тина это часть Вет­хо­за­вет­ного Закона. Его сего­дня не нужно соблю­дать, а стало быть, и деся­тину – тоже». Давайте выяс­ним, насколько это мнение верно.

Учение о деся­тине подробно опи­сано в Вет­хо­за­вет­ном Законе:

I. Учение вет­хо­за­вет­ного закона о деся­тине:

1. Что счи­та­лось деся­ти­ной?

Лев.27:30-32 «И всякая деся­тина на земле из семян земли и из плодов дерева при­над­ле­жит Гос­поду: это свя­тыня Гос­подня; если же кто захо­чет выку­пить деся­тину свою, то пусть при­ло­жит к цене ее пятую долю. И всякую деся­тину из круп­ного и мел­кого скота, из всего, что про­хо­дит под жезлом деся­тое, должно посвя­щать Гос­поду; не должно раз­би­рать, хоро­шее ли то, или худое, и не должно заме­нять его; если же кто заме­нит его, то и само оно и замен его будет свя­ты­нею и не может быть выкуп­лено».

Данный отры­вок сви­де­тель­ствует о том, что деся­тина от земли вклю­чает в себя:
– деся­тую часть от плода земли,
– деся­тую часть от плода дере­вьев и
– деся­тую часть от плода скота.

2. Каково было пред­на­зна­че­ние деся­тины?

Чис.18:21-32 «…а сынам Левия, вот, Я дал в удел деся­тину из всего, что у Изра­иля, за службу их, за то, что они отправ­ляют службы в скинии собра­ния; и сыны Изра­и­левы не должны впредь при­сту­пать к скинии собра­ния, чтобы не поне­сти греха и не уме­реть: пусть левиты исправ­ляют службы в скинии собра­ния и несут на себе грех их. Это устав вечный в роды ваши; среди же сынов Изра­и­ле­вых они не полу­чат удела; так как деся­тину сынов Изра­и­ле­вых, кото­рую они при­но­сят в воз­но­ше­ние Гос­поду, Я отдаю леви­там в удел, потому и сказал Я им: между сынами Изра­и­ле­выми они не полу­чат удела. И сказал Гос­подь Моисею, говоря: объяви леви­там и скажи им: когда вы будете брать от сынов Изра­и­ле­вых деся­тину, кото­рую Я дал вам от них в удел, то воз­но­сите из нее воз­но­ше­ние Гос­поду, деся­тину из деся­тины, – и вме­нено будет вам это воз­но­ше­ние ваше, как хлеб с гумна и как взятое от точила; так и вы будете воз­но­сить воз­но­ше­ние Гос­поду из всех деся­тин ваших, кото­рые будете брать от сынов Изра­и­ле­вых, и будете давать из них воз­но­ше­ние Гос­подне Аарону свя­щен­нику; из всего, дару­е­мого вам, воз­но­сите воз­но­ше­ние Гос­поду, из всего луч­шего освя­ща­е­мого. И скажи им: когда вы при­не­сете из сего лучшее, то это вме­нено будет леви­там, как полу­ча­е­мое с гумна и полу­ча­е­мое от точила; вы можете есть это на всяком месте, вы и семей­ства ваши, ибо это вам плата за работы ваши в скинии собра­ния; и не поне­сете за это греха, когда при­не­сете лучшее из сего; и посвя­ща­е­мого сынами Изра­и­ле­выми не осквер­ните, и не умрете».

Данный отры­вок сви­де­тель­ствует о пред­на­зна­че­нии деся­тины народа Изра­и­лева. Деся­тина должна была пойти на нужды Свя­щен­ни­ков и Леви­тов – слу­жи­те­лей в скинии собра­ния, а позже – Храма Божия. Об этом же сви­де­тель­ствует Иез.44:29-30 «Они [левиты] будут есть от хлеб­ного при­но­ше­ния, от жертвы за грех и жертвы за пре­ступ­ле­ние; и все закля­тое у Изра­иля им же при­над­ле­жит. И начатки из всех плодов ваших и вся­кого рода при­но­ше­ния, из чего ни состо­яли бы при­но­ше­ния ваши, при­над­ле­жат свя­щен­ни­кам; и начатки моло­того вами отда­вайте свя­щен­нику, чтобы над домом твоим почи­вало бла­го­сло­ве­ние».

Итак, деся­тина изра­иль­тян шла на под­дер­жа­ния суще­ство­ва­ния и слу­же­ние леви­тов. Левиты же в свою оче­редь были при­званы отда­вать Богу деся­тину с полу­чен­ной деся­тины. Деся­тина леви­тов шла на дота­цию свя­щен­ни­ков: «И сказал Гос­подь Моисею, говоря: объяви леви­там и скажи им: когда вы будете брать от сынов Изра­и­ле­вых деся­тину, кото­рую Я дал вам от них в удел, то воз­но­сите из нее воз­но­ше­ние Гос­поду, деся­тину из деся­тины, – и вме­нено будет вам это воз­но­ше­ние ваше, как хлеб с гумна и как взятое от точила; так и вы будете воз­но­сить воз­но­ше­ние Гос­поду из всех деся­тин ваших, кото­рые будете брать от сынов Изра­и­ле­вых, и будете давать из них воз­но­ше­ние Гос­подне Аарону свя­щен­нику; из всего, дару­е­мого вам, воз­но­сите воз­но­ше­ние Гос­поду, из всего луч­шего освя­ща­е­мого» ( Чис.18:25-29 ).

3. Почему с народа соби­ра­лась деся­тина для свя­щен­ни­ков и леви­тов?

Когда изра­иль­ский народ пришёл в землю обе­то­ван­ную, Гос­подь раз­де­лил всю землю между коле­нами Изра­иля. Каж­дому колену Он дал свой удел. Но не все 12 колен полу­чили землю, а только 11. Левиты – то есть потомки Левия – не полу­чили земель­ного удела в земле обе­то­ван­ной, поскольку Гос­подь избрал их и отде­лил на слу­же­ние Богу: Чис.18:22-24 «…сыны Изра­и­левы не должны впредь при­сту­пать к скинии собра­ния, чтобы не поне­сти греха и не уме­реть: пусть левиты исправ­ляют службы в скинии собра­ния и несут на себе грех их. Это устав вечный в роды ваши; среди же сынов Изра­и­ле­вых они не полу­чат удела; так как деся­тину сынов Изра­и­ле­вых, кото­рую они при­но­сят в воз­но­ше­ние Гос­поду, Я отдаю леви­там в удел, потому и сказал Я им: между сынами Изра­и­ле­выми они не полу­чат удела». Нав.18:7 «…а леви­там нет части между вами, ибо свя­щен­ство Гос­подне есть удел их».

4. Куда сда­ва­лись деся­тины?

Втор.12:5-7, 11-12, 17-18 «… но к месту, какое избе­рет Гос­подь, Бог ваш, из всех колен ваших, чтобы пре­бы­вать имени Его там, обра­щай­тесь и туда при­хо­дите, и туда при­но­сите все­со­жже­ния ваши, и жертвы ваши, и деся­тины ваши, и воз­но­ше­ние рук ваших, и обеты ваши, и доб­ро­воль­ные при­но­ше­ния ваши, и пер­вен­цев круп­ного скота вашего и мел­кого скота вашего; и ешьте там пред Гос­по­дом, Богом вашим, и весе­ли­тесь вы и семей­ства ваши о всем, что дела­лось руками вашими, чем бла­го­сло­вил тебя Гос­подь, Бог твой. …тогда, какое место избе­рет Гос­подь, Бог ваш, чтобы пре­бы­вать имени Его там, туда при­но­сите всё, что я запо­ве­дую вам: все­со­жже­ния ваши и жертвы ваши, деся­тины ваши и воз­но­ше­ние рук ваших, и все, избран­ное по обетам вашим, что вы обе­щали Гос­поду; и весе­ли­тесь пред Гос­по­дом, Богом вашим, вы и сыны ваши, и дочери ваши, и рабы ваши, и рабыни ваши, и левит, кото­рый посреди жилищ ваших, ибо нет ему части и удела с вами. … Нельзя тебе есть в жили­щах твоих деся­тины хлеба твоего, и вина твоего, и елея твоего, и пер­вен­цев круп­ного скота твоего и мел­кого скота твоего, и всех обетов твоих, кото­рые ты обещал, и доб­ро­воль­ных при­но­ше­ний твоих, и воз­но­ше­ния рук твоих; но ешь сие пред Гос­по­дом, Богом твоим, на том месте, кото­рое избе­рет Гос­подь, Бог твой, – ты и сын твой, и дочь твоя, и раб твой, и раба твоя, и левит, и при­ше­лец, кото­рый в жили­щах твоих, и весе­лись пред Гос­по­дом, Богом твоим, о всем, что дела­лось руками твоими».

Данный отры­вок сви­де­тель­ствует о том, что Гос­подь запо­ве­дал изра­иль­тя­нам при­но­сить свои деся­тины в Иеру­са­лим­ский храм – место оби­та­ния Гос­пода Бога.

Пророк Мала­хия при­зы­вал невер­ных в деся­тине и при­но­ше­нии изра­иль­тян при­не­сти всё, что они задол­жали Богу, в «дом хра­ни­лища» – в дом Божий: Мал.3:8-12 «Можно ли чело­веку обкра­ды­вать Бога? А вы обкра­ды­ва­ете Меня. Ска­жете: “чем обкра­ды­ваем мы Тебя?” Деся­ти­ною и при­но­ше­ни­ями. Про­кля­тием вы про­кляты, потому что вы – весь народ – обкра­ды­ва­ете Меня. При­не­сите все деся­тины в дом хра­ни­лища, чтобы в доме Моем была пища, и хотя в этом испы­тайте Меня, гово­рит Гос­подь Саваоф: не открою ли Я для вас отвер­стий небес­ных и не изолью ли на вас бла­го­сло­ве­ния до избытка? Я для вас запрещу пожи­ра­ю­щим истреб­лять у вас плоды земные, и вино­град­ная лоза на поле у вас не лишится плодов своих, гово­рит Гос­подь Саваоф. И бла­жен­ными назы­вать будут вас все народы, потому что вы будете землею вожде­лен­ною, гово­рит Гос­подь Саваоф».

5. Год деся­тины

Втор.26:12-15 «Когда ты отде­лишь все деся­тины про­из­ве­де­ний земли твоей в третий год, год деся­тин, и отдашь левиту, при­шельцу, сироте и вдове, чтоб они ели в жили­щах твоих и насы­ща­лись, тогда скажи пред Гос­по­дом Богом твоим: я ото­брал от дома моего свя­тыню и отдал ее левиту, при­шельцу, сироте и вдове, по всем пове­ле­ниям Твоим, кото­рые Ты запо­ве­дал мне: я не пре­сту­пил запо­ве­дей Твоих и не забыл; я не ел от нее в печали моей, и не отде­лял её в нечи­стоте, и не давал из нее для мёрт­вого; я пови­но­вался гласу Гос­пода Бога моего, испол­нил всё, что Ты запо­ве­дал мне; призри от свя­того жилища Твоего, с небес, и бла­го­слови народ Твой, Изра­иля, и землю, кото­рую Ты дал нам – так как Ты клялся отцам нашим дать нам землю, в кото­рой течет молоко и мёд». Данный отры­вок сви­де­тель­ствует о том, что каждый третий год счи­тался годом деся­тины. В этот год деся­тины соби­ра­лись по месту житель­ства и скла­ды­ва­лись в помест­ный нако­пи­тель деся­тины для того, чтобы кор­мить мест­ных леви­тов, при­шель­цев, сирот и вдов.

Допол­ни­тель­ные места Писа­ния о деся­тине:

Неем.10:32-39 «И поста­вили мы себе в закон давать от себя по трети сикля в год на потреб­но­сти для дома Бога нашего: на хлебы пред­ло­же­ния, на все­гдаш­нее хлеб­ное при­но­ше­ние и на все­гдаш­нее все­со­жже­ние, на суб­боты, на ново­ме­ся­чия, на празд­ники, на свя­щен­ные вещи и на жертвы за грех для очи­ще­ния Изра­иля, и на все, совер­ша­е­мое в доме Бога нашего. И бро­сили мы жребии о доставке дров, свя­щен­ники, левиты и народ, когда кото­рому поко­ле­нию нашему в назна­чен­ные вре­мена, из года в год, при­во­зить их к дому Бога нашего, чтоб они горели на жерт­вен­нике Гос­пода Бога нашего, по напи­сан­ному в законе. И обя­за­лись мы каждый год при­но­сить в дом Гос­по­день начатки с земли нашей и начатки всяких плодов со вся­кого дерева; также при­во­дить в дом Бога нашего к свя­щен­ни­кам, слу­жа­щим в доме Бога нашего, пер­вен­цев из сыно­вей наших и из скота нашего, как напи­сано в законе, и пер­во­род­ное от круп­ного и мел­кого скота нашего. И начатки из моло­того хлеба нашего и при­но­ше­ний наших, и плодов со вся­кого дерева, вина и масла мы будем достав­лять свя­щен­ни­кам в кла­до­вые при доме Бога нашего и деся­тину с земли нашей леви­там. Они, левиты, будут брать деся­тину во всех горо­дах, где у нас зем­ле­де­лие. При леви­тах, когда они будут брать левит­скую деся­тину, будет нахо­диться свя­щен­ник, сын Аарона, чтобы левиты деся­тину из своих деся­тин отво­зили в дом Бога нашего в ком­наты, отде­лен­ные для кла­до­вой, потому что в эти ком­наты как сыны Изра­и­левы, так и левиты должны достав­лять при­но­си­мое в дар: хлеб, вино и масло. Там свя­щен­ные сосуды, и слу­жа­щие свя­щен­ники, и при­врат­ники, и певцы. И мы не оста­вим дома Бога нашего».

Неем.12:44-45 «В тот же день при­став­лены были люди к кла­до­вым ком­на­там для при­но­ше­ний начат­ков и деся­тин, чтобы соби­рать с полей при горо­дах части, поло­жен­ные зако­ном для свя­щен­ни­ков и леви­тов, потому что Иудеям радостно было смот­реть на сто­я­щих свя­щен­ни­ков и леви­тов, кото­рые совер­шали службу Богу своему и дела очи­ще­ния и были пев­цами и при­врат­ни­ками по уста­нов­ле­нию Давида и сына его Соло­мона».

Вет­хо­за­вет­ная деся­тина явля­лась спо­со­бом выра­же­ния бла­го­дар­но­сти Богу за всё, что чело­век имел, а также при­зна­нием того, что Гос­подь явля­ется вла­дель­цем всего.

Почи­та­ние Гос­пода мате­ри­аль­ными бла­гами в Вет­хо­за­вет­ные вре­мена явля­лось неотъ­ем­ле­мой частью покло­не­ния, кото­рое не оста­ва­лось неза­ме­чен­ным и невоз­на­граж­дён­ным Богом: Притч.3:9-10 «Чти Гос­пода от имения твоего и от начат­ков всех при­быт­ков твоих, и напол­нятся жит­ницы твои до избытка, и точила твои будут пере­ли­ваться новым вином».

II. Деся­тина и Новый Завет

1. Новый Завет о вет­хо­за­вет­ной деся­тине

Лк.18:11-12 «Фари­сей, став, молился сам в себе так: Боже! бла­го­дарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, гра­би­тели, обид­чики, пре­лю­бо­деи, или как этот мытарь: пощусь два раза в неделю, даю деся­тую часть из всего, что при­об­ре­таю».

Евр.7:5 «Полу­ча­ю­щие свя­щен­ство из сынов Леви­и­ных имеют запо­ведь – брать по закону деся­тину с народа, то есть со своих бра­тьев, хотя и сии про­изо­шли от чресл Авра­амо­вых».

Эти три отрывка из Нового Завета отно­сятся к еврей­ской прак­тике давать деся­тину, кото­рая пред­на­зна­ча­лась для леви­тов и свя­щен­ни­ков – слу­жи­те­лей Вет­хого Завета.

2. Новый Завет о мате­ри­аль­ной под­держке слу­жи­те­лей

В Новом Завете нет ни одного стиха, кото­рый бы запо­ве­до­вал хри­сти­а­нам отда­вать деся­тину – 10% от своего дохода. Однако Новый Завет не отри­цает вет­хо­за­вет­ный прин­цип «спон­си­ро­ва­ния» слу­жи­те­лей. Как и в Вет­хо­за­вет­ные вре­мена Божьи слу­жи­тели имели право суще­ство­вать от деся­тины, так же и слу­жи­тели Нового Завета имеют право жить от бла­го­вест­во­ва­ния: 1Кор.9:7-14 «Какой воин служит когда-либо на своем содер­жа­нии? Кто, наса­див вино­град, не ест плодов его? Кто, пася стадо, не ест молока от стада? По чело­ве­че­скому ли только рас­суж­де­нию я это говорю? Не то же ли гово­рит и закон? Ибо в Мои­се­е­вом законе напи­сано: не заграж­дай рта у вола моло­тя­щего. О волах ли печется Бог? Или, конечно, для нас гово­рится? Так, для нас это напи­сано; ибо, кто пашет, должен пахать с надеж­дою, и кто моло­тит, должен моло­тить с надеж­дою полу­чить ожи­да­е­мое. Если мы посе­яли в вас духов­ное, велико ли то, если пожнем у вас телес­ное? Если другие имеют у вас власть, не паче ли мы? Однако мы не поль­зо­ва­лись сею вла­стью, но все пере­но­сим, дабы не поста­вить какой пре­грады бла­го­вест­во­ва­нию Хри­стову. Разве не знаете, что свя­щен­но­дей­ству­ю­щие пита­ются от свя­ти­лища? что слу­жа­щие жерт­вен­нику берут долю от жерт­вен­ника? Так и Гос­подь пове­лел про­по­ве­ду­ю­щим Еван­ге­лие жить от бла­го­вест­во­ва­ния».

Сам Гос­подь Иисус, когда посы­лал Своих уче­ни­ков про­по­ве­до­вать, запо­ве­дал им сле­ду­ю­щее: Мф.10:9-10 «Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо тру­дя­щийся достоин про­пи­та­ния».

Каким обра­зом про­по­ве­ду­ю­щий Еван­ге­лие может жить от бла­го­вест­во­ва­ния?

Это воз­можно только в том случае, если он будет жить от пожерт­во­ва­ний. И Слово Божье при­зы­вает нас делиться: Гал.6:6 «Настав­ля­е­мый словом, делись всяким добром с настав­ля­ю­щим». 1Тим.5:17-18 «Достойно началь­ству­ю­щим пре­сви­те­рам должно ока­зы­вать сугу­бую честь, осо­бенно тем, кото­рые тру­дятся в слове и учении. Ибо Писа­ние гово­рит: не заграж­дай рта у вола моло­тя­щего; и: тру­дя­щийся достоин награды своей».

3. Новый Завет о пожерт­во­ва­ниях

Даяние в Новом Завете не огра­ни­чи­ва­ется деся­ти­ной от дохо­дов. Поскольку всё, что мы имеем, при­над­ле­жит Богу (а также и мы сами, согласно 1Кор.6:19 ), то мы должны быть вер­ными и бла­го­ра­зум­ными упра­ви­те­лями всего, что нам дове­рил Гос­подь.

Новый Завет при­зы­вает хри­стиан не только под­дер­жи­вать слу­жи­те­лей, но и быть щед­рыми по отно­ше­нию к нуж­да­ю­щимся, осо­бенно к бра­тьям и сест­рам по вере. Согласно ново­за­вет­ному учению, даяние должно быть доб­ро­воль­ным и щедрым: 1Кор.16:1-3 «При сборе же для святых посту­пайте так, как я уста­но­вил в церк­вах Гала­тий­ских. В первый день недели каждый из вас пусть отла­гает у себя и сбе­ре­гает, сколько поз­во­лит ему состо­я­ние, чтобы не делать сборов, когда я приду. Когда же приду, то, кото­рых вы избе­рете, тех отправлю с пись­мами, для достав­ле­ния вашего пода­я­ния в Иеру­са­лим».

Пожерт­во­ва­ния на нужды церк­вей, согласно Ново­за­вет­ному учению, явля­ется дока­за­тель­ством хри­сти­ан­ской любви: 2Кор.8:24 «Итак перед лицом церк­вей дайте им дока­за­тель­ство любви вашей и того, что мы спра­вед­ливо хва­лимся вами».

Слово Божье при­зы­вает нас быть щед­рыми и доб­ро­хот­ными в своих дая­ниях: 2Кор.9:6-11 «При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый уделяй по рас­по­ло­же­нию сердца, не с огор­че­нием и не с при­нуж­де­нием; ибо доб­ро­хотно даю­щего любит Бог. Бог же силен обо­га­тить вас всякою бла­го­да­тью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое доволь­ство, были богаты на всякое доброе дело, как напи­сано: рас­то­чил, раздал нищим; правда его пре­бы­вает в век. Дающий же семя сею­щему и хлеб в пищу подаст обилие посе­ян­ному вами и умно­жит плоды правды вашей, так чтобы вы всем богаты были на всякую щед­рость, кото­рая через нас про­из­во­дит бла­го­да­ре­ние Богу».

Сего­дня неко­то­рые утвер­ждают, что поскольку в Новом Завете нигде нет пове­ле­ния о деся­тине, то он отме­няет Вет­хо­за­вет­ную деся­тину. Но сам факт, что запо­веди о деся­тине в Новом Завете нет, должно заста­вить нас заду­маться, а слу­чайно ли это? Нет, не слу­чайно. Гос­подь просто не хочет огра­ни­чи­вать нашу щед­рость.

Один хри­сти­а­нин сказал в связи с этим: «Для Бога важна не сумма, жерт­ву­е­мая нами, а состо­я­ние сердца, с кото­рым мы это делаем. Возь­мем в пример раннюю цер­ковь, когда люди с радо­стью про­да­вали всё что имели! А знаете почему? Потому что у них было нечто боль­шее. Им не было жалко рас­ста­ваться со своим иму­ще­ством. Это дела­лось не под стра­хом нака­за­ния, а от испол­не­ния Божьим Цар­ствием внутри. Мы же, когда отсчи­ты­ваем 10% дохода, чтобы слу­чайно не отдать лиш­него, оскорб­ляем Бога».

Конечно, лично Богу деся­тины не нужны. Более того, Ему вообще ничего не нужно, ибо у Него все есть: Ему при­над­ле­жит вся все­лен­ная. Деся­тины же, во-первых, нужны нам самим: для про­верки и укреп­ле­ния, для очистки наших сердец от среб­ро­лю­бия и жад­но­сти («Ибо доб­ро­хотно даю­щего любит Бог» 2Кор.9:7 ).

Во-вторых, деся­тины нужны церкви для содер­жа­ния слу­жи­те­лей. Заду­май­тесь, разве во вре­мена Вет­хого Завета Бог не мог кор­мить леви­тов сверхъ­есте­ствен­ным обра­зом, напри­мер, манной? Для Гос­пода нет ничего невоз­мож­ного. Однако Он сказал, что именно Изра­иль будет их уделом. Левиты жили на те деся­тины, кото­рые при­но­сили евреи в храм. Ана­ло­гич­ным обра­зом от ново­за­вет­ных деся­тин и пожерт­во­ва­ний суще­ствуют сего­дня слу­жи­тели и мис­си­о­неры.

III. Деся­тина вне Вет­хого и Нового заве­тов

Деся­тина – не явля­ется ново­вве­де­нием Вет­хо­за­вет­ного Закона, как думают и утвер­ждают многие. Прак­тика даяния деся­той части дохода Богу суще­ство­вала у многих наро­дов древ­него мира. Об этом сви­де­тель­ствует факт, что Авраам (по наци­о­наль­но­сти халдей) отдал деся­тую часть добычи Мел­хи­се­деку – «царю Салим­скому» и «свя­щен­нику Бога Все­выш­него». Об этом ска­зано в Быт.14:17-20 «Когда он воз­вра­щался после пора­же­ния Кедор­лао­мера и царей, бывших с ним, царь Содом­ский вышел ему навстречу в долину Шаве, что ныне долина цар­ская; и Мел­хи­се­дек, царь Салим­ский, вынес хлеб и вино, – он был свя­щен­ник Бога Все­выш­него, – и бла­го­сло­вил его, и сказал: бла­го­сло­вен Аврам от Бога Все­выш­него, Вла­дыки неба и земли; и бла­го­сло­вен Бог Все­выш­ний, Кото­рый предал врагов твоих в руки твои. Аврам дал ему деся­тую часть из всего».

Позже Иаков поклялся отдать Богу деся­тину из всего, что у него есть, если Бог при­бу­дет с ним во все дни, дарует ему про­пи­та­ние и в мире вернёт его в дом отца: Быт.28:20-22 «И поло­жил Иаков обет, сказав: если Бог будет со мною и сохра­нит меня в пути сем, в кото­рый я иду, и даст мне хлеб есть и одежду одеться, и я в мире воз­вра­щусь в дом отца моего, и будет Гос­подь моим Богом, – то этот камень, кото­рый я поста­вил памят­ни­ком, будет домом Божиим; и из всего, что Ты, Боже, дару­ешь мне, я дам Тебе деся­тую часть». Заметьте, это про­изо­шло задолго до Закона, кото­рый Бог дал народу Изра­и­леву через Моисея. Таким обра­зом, мы видим, что учение о деся­тине не огра­ни­чи­ва­ется пове­ле­нием Вет­хо­за­вет­ного Закона. А стало быть, учение о деся­тине не может быть отме­нено Новым Заве­том.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *