Десятники религиозное направление что это такое

Пятидесятники — это христиане, секта или кто-то еще?

Узнайте все самое интересное и полезное о пятидесятниках, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста

Кто такие пятидесятники

Пятидесятничество – это одно из “новых” религиозных течений, появившееся в начале ХХ века и считающее себя одной из ветвей протестантизма. Своё учение они относят к новозаветным событиям Пятидесятницы — Дню Сошествия Духа Святого на апостолов.

“При наступлении дня Пятидесятницы все они были единодушно вместе. И внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились.

И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом их них.

И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать.” (Деян. 2:1-4)

История возникновения

В 1901 году американский евангелист (“евангелизм” – ряд протестантских конфессий, объединенные идеей буквального исполнения Евангелия) Чарльз Фокс пришел к выводу, что современные ему христиане утратили особое духовное состояние. То самое, которым отличались апостолы. Он открыл в США школу, где изучалась библейская книга “Деяния Апостолов”.

Путем возложения рук на своих учеников, он проводил ритуал крещения Святым Духом. После чего его последователи якобы начинали разговаривать на различных языках, в том числе никому неизвестных. И даже получали дар и исцелять больных. Этим явлением заинтересовался Томас Барратт – известный норвежский методистский (методизм — одно из направлений протестантизма) проповедник. Он занялся распространением данного учения в странах Европы. В том числе в России, где он в 1911 году посетил с миссионерским визитом Петербург.

В 30-х годах ХХ века британский религиозный деятель Смит Вигглсворт утверждал, что ему пришло откровение. В нём указывалось на необходимость проповеди в традиционных церквях методистов и других христианских конфессий. Это объединение пятидесятников и христианских Церквей дало толчок к появлению харизматического движения.

С конца 70-х годов появилось неопятидесятничество, в основе которого лежит “теория процветания”. Её сформулировал американский харизматический проповедник Кеннет Хейгин, основавшего религиозное движение “Слово веры”. Согласно его взглядам, по воле Божией человек должен быть здоровым, успешным и процветающим. В свою очередь, болезнь и бедность являются следствием греха и свидетельством нарушения человеком заповеди и постигшего его Божьего наказания. Стоит отметить, что не все так называемые церкви современного неопятидесятничества разделяют такой радикальный взгляд.

Особенности вероучения пятидесятников

Во всех остальных аспектах пятидесятники придерживаются протестантских догматов. Главной и единственной книгой Священного Писания у них считается Библия. Священное Предание Православия и Католицизма они считают ересью и ложью. Особое внимание пятидесятники посвящают теме Второго Пришествия и конца света. В воскресные дни совершаются молитвенные собрания.

Из-за отсутствия единого управленческого центра, существенно различаются обряды и толкования вероучения в различных церквях пятидесятников.

Пятидесятники это не православные

Одним из главных отличий православных христиан от пятидесятников является Таинство Причастия. У пятидесятников существует лишь так называемое хлебопреломление, которое проводится в первое воскресенье месяца в память о Тайной Вечере. Таинством это действо не является. Для православного христианина Причастие – это важнейшее Таинство, без которого духовная жизнь и спасение души невозможны.

Пятидесятники не признают почитания святых и иконопочитание, считая такие проявления религиозного поклонения идолопоклонством.

Православные христиане с почтением относятся к иконам как к изображению образа Бога, Богородицы и святых угодников. И молятся не материальному предмету (иконе), а молятся перед образом святого. Догмат иконопочитания подчеркивает, что чествование икон и поклонение им (в смысле поклона, внешнего знака почтения, а не служения, «приличествующего одному только Божескому естеству») относится не к самому изображению. И, тем более, не к материалу, из которого оно изготовлено, а к изображенному лицу (первообразу), следовательно, не имеет характера идолопоклонства. Иконопочитание возможно по причине Воплощения Бога-Слова, Иисуса Христа, изображаемого по человеческой природе, от которой в Его единой ипостаси неотделима природа Божественная. В соответствии с определением «Честь, воздаваемая образу, восходит к первообразу”.

Пятидесятники не крестят младенцев, но приносят для благословения на воскресные собрания. Православные христиане принимают крещение в любом возрасте, в том числе во младенчестве, и крестят по вере родителей ребенка.

Огромная разница между пятидесятниками и православными заключается в совершении богослужений. У первых богослужения как такового не существует. Молитвенное собрание сопровождается различными действиями, при которых присутствующий на нем человек впадает в состояние, схожее с трансом. Православное богослужение – Литургия, во время которой совершается важнейшее Таинство – Причастие Тела и Крови Иисуса Христа.

Являются ли пятидесятники сектантами

По мнению Православной Церкви пятидесятничество относится к харизматическим сектам, не имеющим + отношения к христианству. Александр Дворкин, исследователь современного сектантства, считает пятидесятничество опасной сектой, способной своими обрядами навредить психическому здоровью человека.

По мнению священника Русской Православной Церкви Олега Стеняева: “Следует отличать протестантов от неопротестантов. Протестанты – это лютеране, это англикане. Все остальное – это секты. Сам термин «секта» был введен Мартином Лютером. В предисловии своего толкования на Послание к Галатам он пишет:

«Сектанты – анабаптисты. Они не научены в вере, никто не посылал их на проповедь, а сказано: “Как проповедовать, если не посланы?”» Так что, если современные сектанты оскорбятся по поводу этого названия, пусть посмотрят на определение, которое дал им основатель протестантизма и, косвенно, неопротестантизма Мартин Лютер”. (Из расшифровки видеозаписи мастер-класса 16 октября 2013 г. по общению с сектантами).

Источник

Пятидесятники: кто они такие, что проповедуют, чем занимаются

Десятники религиозное направление что это такое. Смотреть фото Десятники религиозное направление что это такое. Смотреть картинку Десятники религиозное направление что это такое. Картинка про Десятники религиозное направление что это такое. Фото Десятники религиозное направление что это такое

Пятидесятники: кто они такие, чем опасны?

Что такое секта? В классическом смысле, секта — это группа верующих, которая по идеологическим соображениям откололась от своего основного религиозного течения. Многие религии и учения, в самом начале своей истории, возникали и развивались именно как секты.

Большинство сект имеют короткую жизнь. Они либо исчезают, либо сливаются с другими религиозными объединениями. Секта — это социальная группа, изолированная от остального общества. Имеет свою иерархию, ценности, набор стандартов и моделей поведения. Роль лидера сильно подчеркнута.

Также под сектой подразумевается религиозная община, отколовшаяся от господствующей (основной) церкви.

В мире есть несколько тысяч разных конфессий. Не все они одинаково опасны. Они различаются по истории создания, характеру действия, структуре, провозглашенной учением и целью существования. Их называют церквями, религиозными группами или объединениями, новыми религиозными движениями или объединениями.

Протестантизм сегодня считают одной из трёх христианских течений. Вместе с православием и католицизмом, эта религия разделяет основные догмы христианской церкви.

Десятники религиозное направление что это такое. Смотреть фото Десятники религиозное направление что это такое. Смотреть картинку Десятники религиозное направление что это такое. Картинка про Десятники религиозное направление что это такое. Фото Десятники религиозное направление что это такое

«Пятидесятниками» являются представители «неопротестантизма».

Характерные черты

Отличительные особенности, присущие пятидесятникам:

Это, одно из поздних неопротестантских течений христианства, которое появилось в протестантстве в конце Х1Х – начале ХХ века, когда церковь начала массивный экстент, что снова появится наполненный Дух Святой со знамениями, как это случилось в первой церкви на празднике ‹Пятидесятницы› в 1906 году.

Пробуждение Пятидесятницы произошло на улице Азуза в Лос-Анджелесе. И уже оттуда огонь ‹Пятидесятницы› начал распространяться по всему миру. Повсюду начали появляться и расти пятидесятнические церкви.

Однако были и гонения. Так, в 1910 году пятидесятническая церковь в Германии была приравнена к оккультной. Поэтому быстро возникли несколько новых пятидесятнических деноминаций.

В настоящее время самой большой из них является Ассамблея Бога (также известная как ААЦ), к которой примыкает более пятидесяти миллионов человек. Духовные дары, как гранты Святого Духа (говорящие на иных языках, пророчество, исцеление, и так далее), называются харизма. Их считают дарами благодати.

Это движение объединяет на сегодняшний день наиболее быстро растущие христианские религиозные группы, испытывающие бум во всем мире. Но особенно в Африке, странах Латинской Америки, некоторых странах Азии.

Например, в США ‹пятидесятничество› является третьей по численности конфессией после католиков и баптистов. Самые крупные христианские общины на всех континентах, стремятся к пятидесятникам — харизматическому течению христианства.

Десятники религиозное направление что это такое. Смотреть фото Десятники религиозное направление что это такое. Смотреть картинку Десятники религиозное направление что это такое. Картинка про Десятники религиозное направление что это такое. Фото Десятники религиозное направление что это такое

Основные сектантские течения в России

Проявления, которые происходят, когда человек наполнен Святым Духом, называются харизматические речи. Харизматические речи были в конце ХХ века обычным явлением во многих традиционных церквях.

В основном, однако, они столкнулись с непониманием церковного руководства. Поэтому возродились только у пятидесятников. Эти силы называются харизматичными.

В харизматическом поклонении есть два основных направления:

Пятидесятники, используя современные музыкальные стили и средства выражения, проповедуют слово Божие простым, ясным, не литургическом образом.

Основное различие между пятидесятнической и харизматической церквями произошло на пути организации. Это в основном – создание, членство и структура. Вместе они образуют единую религиозную группу внутри христианства.

Во всем мире пятидесятники — харизматическое движение и по различным оценкам насчитывает от трехсот до пятисот миллионов человек.

Самая противоречивая церковь

Крещение Святым Духом и связанные с этим переживания, а также говорение на непонятном языке во время молебна — главные отличия пятидесятников от других протестантских деноминаций.

Однако, необходимо помнить:

Современное «говорение на иных языках» (глоссолалия) у пятидесятников — это просто набор несвязных и бессмысленных звуков.

Они не входят в список запрещённых организаций, но существуют некие ограничительные меры. Им запрещены публичные выступления, аренда зрительных залов, распространение литературы на улицах, проведение иной пропаганды своих религиозных воззрений.

Необходимо научиться отличать истинную Церкви от уловок, расставленных на каждом шагу!

Источник

Пятидесятники: кто они, чем опасны

Десятники религиозное направление что это такое. Смотреть фото Десятники религиозное направление что это такое. Смотреть картинку Десятники религиозное направление что это такое. Картинка про Десятники религиозное направление что это такое. Фото Десятники религиозное направление что это такое

Кто такие пятидесятники?

Пятидесятники – это своеобразное религиозное течение, секта, сочетающая в себе мистические религиозные практики и вполне реалистический, прагматический подход к жизни. Возможно, поэтому их причисляют самым противоречивым и скандальным религиозным братствам.

Пятидесятничество – что это?

Первый Вселенский собор в 325 году объявил Монтана и его сподвижников «бесноватыми» и осудил его. В период семнадцатого – девятнадцатого веков в Европе сложились свои духовные христианские церкви, определенные религиозные традиции.

Сектанство пресекалось. И «новомодные» религиозные вожди, высылаемые из своих стран, приживались в Соединенных Штатах Америки.

В восемнадцатом-девятнадцатом веках в стране действовали многочисленные религиозные секты. Они боролись с друг другом. В результате авторитет Христианской религии и нравственности в обществе резко упал. На этом фоне и зародилось движение о возрождении истинной Апостольской Церкви — ревивалистическое движение (англ. revival – возрождение, пробуждение). Основой своего учения пятидесятники считают схождение Святого Духа на апостолов, случившееся на 50-й день после Пасхи. В Русской православной церкви – это день Святой Троицы. Дух сошел в виде языков пламени. Апостолы получили дар пророчества и могли говорить на разных языках.

Рассмотрим некоторые общие черты Православия и Церкви (секты) пятидесятников: прежде всего, это вера в Единого Бога, сотворившего все сущее на земле, распятие Иисуса Христа – как искупление людских грехов, принятие Библии как основы слова Божия, исполнение таинств церкви – крещения, покаяния и причастия (хотя само проведение их отличается от православных), вера в суд Божий, во второе пришествие Христа, в жизнь вечную.

Признаки пятидесятников

Основным догматом их учения является крещение Духом Святым, которое сопровождается «глоссалией» — говорением на «ангельском языке». Пятидесятники стоят в оппозиции и к Православной и Католической церквам. Различия между Православием и Пятидесятничеством существенны и принципиальны:

Наша статья ни в коей мере не призвана «агитировать» за ту или иную религию. В настоящее время Пятидесятничество в России занимает второе место среди различных сект и религиозных течений, то есть идеи данной Церкви достаточно популяры среди людей. Мы постарались лишь коротко рассказать вам об истории развития этой секты и ее основных особенностях. Право выбора всегда за вами.

Источник

Пятидесятники: кто они, во что верят?

Десятники религиозное направление что это такое. Смотреть фото Десятники религиозное направление что это такое. Смотреть картинку Десятники религиозное направление что это такое. Картинка про Десятники религиозное направление что это такое. Фото Десятники религиозное направление что это такое

Конечно же, каждому человеку на планете известно, что православная христианская религия является наиболее популярной, следовательно, ведущей верой во всех странах мира на так называемом пространстве постсоветского периода. Конечно же, за последние несколько лет возникли новые течения, такие как секты и конфессии, которые заявляют о себе в голос и ищут среди людей приверженцев. Одним из таких широко популярных направлений последнего десятилетия являются пятидесятники, однако мало, кто из современных людей знают, кто они такие и какую именно религию и веру они исповедуют?

Важно отметить, что опытные, грамотные специалисты установили, что церковь пятидесятников – это своеобразная религиозная община, в которую входят разнообразные христиане евангельского вероисповедания. В основе такой веры лежит некое учение, которое в стародавние времена было изложено в специализированной книге под названием «Деяния святых апостолов». Считается, что после воскрешения Всевышнего Иисуса Христа примерно на 50 день, на 12 из апостолов сошёл его Святой дух, который имел вид языков пламени, именно такие огни исполнились святого духа и впервые с того времени люди начали говорить на различных языках и наречиях. В то же самое время апостолы получили некие дары от Всевышнего, в виде пророчества и стали проповедовать благую весть всем народам и каждому человеку.

В современном 21 веке христиане пятидесятники примерно насчитывают около 600 миллионов человек. Именно поэтому во всём мире считается, что пятидесятники это наиболее крупная протестантская конфессия, которая занимает по численности примерно второе место. Однако стоит отметить тот факт, что не существует единой пятидесятнической конгрегации, следовательно, существует большое количество поместных объединений или же церквей.

Десятники религиозное направление что это такое. Смотреть фото Десятники религиозное направление что это такое. Смотреть картинку Десятники религиозное направление что это такое. Картинка про Десятники религиозное направление что это такое. Фото Десятники религиозное направление что это такое

Пятидесятники – кто они, и когда началось это движение?

Историки из различных мировых ведомств установили, что примерно в 1901 году в Соединенных Штатах Америки берет свое начало движение святости, которое и являлась основополагающим для пятидесятнической конгрегации. На тот период времени определённая группа студентов изучала разнообразные причины того, от чего произошел упадок веры среди людей протестантской веры.

Исходя из этого, студенты пришли к мнению о том, что данное деяние является неким следствием отсутствия среди христиан одного единого дара говорения языками. Так это они провели некий обряд для того, чтобы хотя бы один христианин в мире смог получить данный дар. Именно поэтому группа студентов начала возносить усердные хвалебные молитвы и сопровождались деяния неким возложением собственных рук, после совершения таких деяний, спустя некоторое время одна из девушек, которые лицезрела молитву, заговорила на незнакомом для студентов языке. После того, как слухи о простоте получения такого дара разнеслись по всему миру, возникло новое направление под названием пятидесятники, которое распространялось широко и быстро.

Важно отметить немаловажный факт, что пятидесятники являются некими оппозиционерами, как для православной, так и для католической церкви, и в то же самое время они не являются приверженцами всех протестантских направлений. Приверженцы пятидесятников говорят о том, что главной их целью является восстановление в общинах некой формы и духов христиан апостольского века. Именно отсюда, можно узнать о том, что стали развиты институты пророков, учителей, евангелистов и праведников. Многие люди утверждают о том, что среди пятидесятников имеются некие целители и чудотворцы, и в то же самое время данное направление исповедуют в святую Троицу.

Особый акцент в своих проповедях пятидесятники делают на действии Духа Святого в мире, а основным их догматом является учение о крещении Духом Святым, которое должно сопровождаться говорением на «иных языках». Однако некоторые авторитеты утверждают, что Дух Святой может крестить верующего и без знамения языков, хотя таковых исключительное меньшинство. Именно учение пятидесятников о крещении Духом Святым существенно отличает их от прочих протестантских деноминаций.

В остальных деяниях пятидесятничества соответствует иным протестантским догмам. Следовательно, можно говорить о том, что они признают исключительно его авторитета священного писания, а также не почитания Святой Богородицы и иных святых, а также отсутствуют некие молебны за усопших и не поклонение святому лику, непризнание законного и благодатного священством. В то же самое время многие пятидесятники говорят о том, что вечерю Всевышнему бракосочетания и крещение, может совершать только Святой Святитель.

Таким образом, можно сказать о том, что данное религиозное направление исказило множество церковных таинств, и как следствие превратило их в обыденные ежедневные обряды. Но это произошло только в силу того, что люди данного направления и веры убеждены, что Всевышний не может нуждаться ни в каких видимых формах передачи собственной благодати, а также в материальных ценностях. Но при этом они не отходят далеко от религии, следовательно, пятидесятники сохраняют некоторые обрядовые деяния, которые соответствуют новому завету, следуют и неким событиям, которые описаны там же.

Десятники религиозное направление что это такое. Смотреть фото Десятники религиозное направление что это такое. Смотреть картинку Десятники религиозное направление что это такое. Картинка про Десятники религиозное направление что это такое. Фото Десятники религиозное направление что это такое

Совершают представители данного религиозного направления в первое воскресенье каждого нового месяца, совершают некое хлебопреломление. Именно в этот момент люди вспоминают о таинствах вечери. Всем верующим прихожанам свидетель предлагает один единственный кусочек хлеба, который необходимо взять с подноса и, конечно же, глоток красного вина из церковной чаши. Обязательно вечером у данного религиозного направления происходит омовение ног. Данное деяние выполняется скрупулёзно, поскольку пятидесятники придают огромное значение данному деянию. Считается, что хлебопреломление не может происходить без омовения ног, в противном случае деяние является неполноценным.

Исходя из всего вышесказанного, становится ясно, что на протяжении многих лет ведутся разнообразные споры между венцами и неома венцами. Они не могут между собой решите значимость данных обрядов, следовательно, одни религиозный верующие обвиняют других религиозных верующих людей в отсутствие определённой благодати вовремя хлебопреломления, а иные проявляют собственную гордыню, поскольку исполнили полностью обрядовые деяния. Важно отметить и тот факт, что по правилам пятидесятников, омовение ног зачастую совершается только лишь в конце всего богослужения. В конце такого деяния верующие мужчины и женщины собираются в разных комнатах в зависимости от половой принадлежности и становятся вблизи таза с тёплой водой, и попарно омывают ноги. Важно соблюсти особое правило, в котором говорится о том, что нельзя мыть ноги самому себе, следовательно, омыть ноги своему напарнику должен иной человек, который стоит с ним в паре у таза.

Согласно закону пятидесятников – обряд водного крещения является неким невидимым свидетельством того, что нового члена верования приняли в церковь, и он тем самым возносит незримое и негласное обещание служить Всевышнему доброй совестью. Необходимо отметить и немаловажный факт, что пятидесятники ни в коем случае не крестят маленьких детей, также как это происходит в православной христианской вере, однако при этом разрешается приносить младенцев на собрания для того, чтобы Святитель благословил их.

А во главе каждой общины пятидесятников стоит некий Братский совет, который возглавляет присвятитель церкви, а все общины объединены в округа. Главой округа считается старший присвятитель, однако некоторые главы общин предпочитают называть его епископом, именно с тех самых пор данный термин прочно вошел в ежедневный обиход современного жителя.

Десятники религиозное направление что это такое. Смотреть фото Десятники религиозное направление что это такое. Смотреть картинку Десятники религиозное направление что это такое. Картинка про Десятники религиозное направление что это такое. Фото Десятники религиозное направление что это такое

Современные христиане-пятидесятники – кто они, каковы их теологические особенности?

Современные христиане, которые являются пятидесятниками, считают, что крещение апостолов неким святым духом на пятидесятый день после воскрешения Иисуса Христа – это особо значимый исторический фактор, но и в то же самое время некое явление, которое переживает каждый верующий человек на планете. Для общего понимания стоит отметить, что в современном мире во многих странах на планете пятидесятники именуют себя представителями Евангельской христианской веры. В настоящее время пятидесятники считают, что единственным и особо важным, а также надежным, руководством для жизни человека может быть только всем известная Библия, поскольку она непогрешима. Также считается, что Библия – это наиболее доступная для чтения, изучения и следования издание. Во всём мире по старому проповедники призывают веровать священному писанию, самостоятельно его изучать, читать и строить согласно его уставам собственный жизненный путь. В настоящее время пятидесятники проводят разнообразные крещения, собрания, создают новые инновационные воскресные школы для детей иноверцев, занимаются благотворительной деятельностью, а также участвуют в неизведанной миссионерской деятельности. То есть они играют особое значение в культурной, политической и иной деятельности.

Подводя итоги всего вышесказанного можно сказать о том, что пятидесятники не имеют никакого отношения ни к протестантской церкви, ни даже к православной христианской вере, поэтому пятидесятники являются неким ответвлением, следователи которого испокон веков исповедуют христианскую евангельскую веру. Одиноко ни один человек на планете не может заставить себя веровать в то, что ему чуждо, поэтому любая религия в мире утверждает, что важным писанием является Библия, и от того, как именно вы ее понимаете, таким образом, вы и должны жить.

Источник

ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ХРИСТИАНЕ В ДУХЕ АПОСТОЛОВ, одна из церковных организаций пятидесятников на территории бывшего СССР. Относится к группе пятидесятников-унитарианцев.

Конфессия евангельских христиан в духе апостолов появилась в России раньше других групп пятидесятников — в первой половине 1910-х гг. Основателем её был Александр Иванович Иванов (1880—1931), являвшийся прежде пресвитером общины евангельских христиан (конфессии, слившейся с баптистами в 1944, см. Евроазиатский союз евангельских христиан-баптистов), но под влиянием американских и скандинавских миссионеров принявший пятидесятничество. После смерти А. И. Иванова во главе конфессиональной группы стал Николай Петрович Смородин (1875—1953) (её приверженцев поэтому нередко называют смородинцами, но сами они отвергают такое наименование).

Поскольку решающее влияние на Н. П. Смородина и А. И. Иванова оказал американский миссионер-пятидесятник Э. Уршан, придерживавшийся унитарианской доктрины, новая конфессия приняла догматические положения, близкие к американской унитарианской пятидесятнической организации — Объединённой пятидесятнической церкви, международной. Евангельские христиане в духе апостолов отвергают тринитарианскую доктрину (учение о Божественной Троице), не признают тринитарианское крещение «Во имя Отца и Сына и Святого Духа» и крестят вступающих в церковь по формуле: «Во имя Иисуса Христа» (в связи с этим их сторонников называют иногда единственниками или иисусовцами).

В остальном эта конфессиональная группа мало отличается от основной массы пятидесятников. В ней признаются два благословения: оправдание, под которым понимается обращение, и крещение Святым Духом. Как и другие протестанты, евангельские христиане в духе апостолов считают, что спасение человека может быть достигнуто только верой, признают в качестве единственного Богом данного авторитета Библию.

Обрядность сходна с обрядностью в других пятидесятнических церквах, за исключением формулы крещения и некоторых других частных особенностей (так, у них не повторяется молитва Отче наш, отсутствует совместная молитва во время богослужения на языках, в хлебопреломлении не обязательно должен использоваться пресный хлеб).

Достоверных данных о численности евангельских христиан в духе апостолов не имеется. Можно предполагать, что она не превосходит 10 тыс. человек. Наибольшее число живёт в России (Санкт-Петербурге, Москве и других городах), есть они также в Казахстане, на Украине, в Белоруссии, Литве, Эстонии; большинство из них — русские.

ИСТОРИЯ

В тот же день Эварт повторно крестил своего последователя Гленна А. Кука во имя одного Иисуса, а затем Кук повторно крестил Эварта (Mark Oppenheimer, The Modern Beginnings of Oneness, http://www.letusreason.org/Onenes21.htm). Этим было положено начало повторному крещению тысяч пятидесятников. Движение единственников быстро распространилось среди пятидесятнических церквей, в особенности входящих в конфессию Ассамблеи Бога (АБ). АБ поставили вопрос о крещении именем одного Иисуса на своей генеральной ассамблее в 1915 году и в 1916 году искоренили это движение внутри конфессии, включив требование веры в Троицу в свое «Утверждение основополагающих истин» (там же). Вслед за этим 156 служителей покинули АБ и образовали независимую конфессию единственников. В январе 1918 года Генеральная ассамблея апостольских ассамблей объединилась с пятидесятнической конфессией Ассамблеи мира, прослеживающей свою историю от первоначального пятидесятнического пробуждения на Азуза-стрит в Лос-Анджелесе (там же).

Чрезвычайно значительное событие в истории движения пятидесятников-единственников произошло в 1945 году, когда две разные группы, слившись, образовали Объединенную Пятидесятническую Церковь (ОПЦ). Начав с 617 церквей в 1946 году, в настоящее время эта конфессия насчитывает 25 283 церкви, а количество прихожан превышает 2.6 млн. человек (About the United Pentecostal Church International, http://www.upci.org/main/about).

Движение пятидесятников-единственников в России и бывшем СССР представлено Евангельскими христианами в духе апостолов (ЕХвДА), также известными как «смородинцы».

В России эта конфессия зародилась в 1913 г., когда под влиянием американского миссионера-единственника А.Уршана из общин евангельских христиан в Гельсингфорсе и Выборге выделилась группа пятидесятников во главе с А.И.Ивановым и Н.П.Смородиным. Новое движение быстро распространило свое влияние на Новгородскую, Вятскую и Московскую губернии. В 1918 г. с разрешения Ленина в Петрограде был открыт первый молитвенный дом.

Дэвид К.Бернард, один из наиболее видных апологетов учения единственников, разъясняет: «Термин «Бог Отец» есть в Библии и относится к самому Богу. [Библия] также ясно говорит, что Иисус есть единый Отец. Святой Дух, пребывавший в Сыне Божьем, был никто иной, как Отец» (David K.Bernard, J.D., The Oneness of God, http://ourworld.compuserve.com/homep. l/One-Ch6.htm).

Иными словами, Бог не состоит из трех отдельных Личностей, разделяющих одну сущность. Единственная Личность выполняет различные роли, в которых носит титулы Отца, Сына и Святого Духа. Когда монотеистичный Бог действует как Творец, Он выполняет роль Отца. Совершив искупительную жертву, чтобы дать человеку возможность спастись, Он выступал как Сын. И, наконец, работая над изменением искупленного человечества, Он выступает как Святой Дух.

Феофил Антиохийский, христианский проповедник второго века, общепризнанно считается (согласно известным фактам) первым человеком, использовавшим слово «Троица» для разъяснения библейского учения о Боге (The Letter of Theophilus to Autolycus in Rev. Alexander Roberts, D.D., and James Donaldson, LL.D, Ante-Nicene Fathers: The Writings of the Fathers down to A.D. 325 (Edinburgh; n.p., 1884), Book 2, Chapter 18). Отсутствие более ранних документальных свидетельств использования слова «Троица» приводит многих пятидеястников-единственников к мысли, что «жадные до власти епископы» в ранний согласительный период христианства придумали это учение, чтобы сохранить греко-римские традиции (Timothy Crews, Spiritual Roots, 2nd edition, p. 10). Они утверждают, что на Никейском Соборе это учение было развито еще больше, чтобы приспособиться к богословским и политическим притязаниям императора Константина (там же, p. 11).

В этом вероучении налицо три заблуждения: (1) неверное понимание того, на каком основании достигалось согласие; (2) непонимание истоков модализма и (3) непонимание библейского учения о Троице. Правильное понимание всех трех положений жизненно необходимо для точного христианского богословия.

МОДАЛИЗМ. Учение о Боге, которое проповедуют пятидесятники-единственники, восходит своими корнями не к Библии, а к еретическому учению модалистов, которое отстаивал в III столетии нашей эры Савеллий (хотя первым его начал проповедовать еще в 190 году Феодот Византийский). Савеллий учил, что монотеистичный Бог (именуемый монадой), постепенно раскрывает себя через три разных проявления. Знаменательно, что за свои еретические взгляды Савеллий был отлучен от Церкви. Учение пятидесятников-единственников о том, что Бог «проявил» Себя в роли Отца, Сына и Святого Духа, проистекает непосредственно от Савеллия, который, формулируя свои взгляды, даже использовал термин «проявление» (Gene Frost, The «Oneness» Doctrine of Pentecostalism Nelson, B.C.: MacGregor Ministries, 1974, pp. 21-22).

Представление единственников о том, что спасение зависит от крещения во имя Иисуса, точно так же опровергается Священным Писанием. Пятидесятники-единственники указывают на Деяния 4:12 как на свидетельство того, что спасение приходит именно через такую формулу крещения. Если спасение приходит только через крещение в священное имя Бога, и если Сын является простым проявлением Бога-Отца, то крещение следовало бы совершать во имя Элохима или Иеговы. Поскольку сами единственники не согласятся с таким пониманием, необходимость крещения во имя одного Иисуса можно легко опровергнута при помощи их же собственной логики.

ДАР ГОВОРЕНИЯ НА ЯЗЫКАХ: Многие пятидесятники-единственники полагают, что для спасения христиане должны получить дар говорения на языках или глоссолалии. Необходимо отметить, что сторонники этой позиции не считают сам по себе дар глоссолалии спасительным; однако каждый человек, который принял Святого Духа и спасение, обязательно получит и проявит дар языков. Дэвид К. Бернард поясняет:

ПЯТИДЕСЯТНИКИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

О петербургской церкви ЕХБ написано немало – есть книги, статьи, воспоминания. Значительно меньше известна история пятидесятничества в нашем городе. Особую таинственность добавляет то обстоятельство, что пятидесятники долгое время считались «изуверской сектой» и не имели легальных молитвенных домов. Соблюдая конспирацию, меняя адреса собраний, они встречались на квартирах друг у друга или за городом в безлюдных местах. Здесь они молились «на иных языках», слушали рассказы о чудесах и таинственные пророчества, распространявшиеся потом по церквям в виде слухов. Сюда устремлялась верующая молодежь, привлеченная мистикой и возможностью принять крещение, к которому ее (по негласному велению властей) не допускали в молитвенном доме ЕХБ.

В России пятидесятническое учение стало известно в 1911 г. через проповедь американского миссионера Андрея Уршана. Среди первых новообращенных были служители русской общины евангельских христиан г. Гельсингфорс (Финляндия) Николай Петрович Смородин и Александр Иванович Иванов. В 1913 г. они создали отдельную группу «христиан Пятидесятницы».

Вскоре Смородин, рукоположенный Уршаном в пресвитеры, переехал в Петербург, куда позднее перебрался и Иванов. Вместе они активно занялись распространением пятидесятнического учения. Их последователями становились, главным образом, выходцы из русских сект и протестантских течений (евангельских христиан, молокан, трезвенников и др.). В том же 1913 г. в столице Российской империи начались регулярные собрания пятидесятников. Их посещали 70–80 человек.

По фамилии руководителя Н.П. Смородина сторонников этого течения стали называть смородинцами, или единственниками (самоназвание – евангельские христиане в духе апостолов). В 1921 г. эта община насчитывала около 50 членов и даже имела свой филиал в Гдовском уезде (Псковская обл.). Но в 30-е годы ее, как и многие другие церкви, постигла трагическая участь: собрания были запрещены, а служители репрессированы.

Один из них – проповедник Карл Иванович Корьюс был арестован 9 декабря 1937 г. Первоначальное обвинение (участие в «фашистской организации сектантов») вскоре переквалифицировали на шпионаж в пользу Польши. 27 января 1938 г. 35-летний К.И. Корьюс был расстрелян. У него остались жена Анна и 5 малолетних детей.

В годы Великой Отечественной войны советская религиозная политика несколько смягчилась. Стали открываться молитвенные дома, регистрироваться общины. В Москве состоялся съезд евангельских христиан и баптистов, объединившихся в один Союз. В церковь ЕХБ разрешалось войти и пятидесятникам,но только на условиях Августовского соглашения (отказ от публичного моления «на языках», обряда омовения ног и пропаганды в общинах ЕХБ своего вероучения).

В Ленинграде часть пятидесятников присоединилась к церкви ЕХБ, имевшей молитвенный дом на Охте. Другие, формально не вступая в общину, посещали богослужения; третьи сохраняли полную обособленность. Но независимо от своего отношения к баптистам, пятидесятники стремились к общению между собой. Нелегальные собрания в Тосно в Ленинградской области посещали 35–40 человек. В конце 40-х годов появилась группа молодых пятидесятников, бывавших по воскресеньям в доме молитвы на Охте, а в будние дни собиравшихся у верующей церкви ЕХБ Валентины Розовой.

Другая группа объединилась в 1947 – начале 1948 г. вокруг пресвитера Ивана Акимовича Боровкова. В независимой Эстонии он служил проповедником и книгоношей, а теперь жил в Печорской районе Псковской области, время от времени наведываясь в Ленинград. Из пятидесятнических лидеров он лично знал Н.П. Смородина, хотя сам, видимо, принадлежал к воронаевскому направлению.

Вскоре к группе присоединился 37-летний рабочий Антон Иванович Моренков. Еще в молодости (с 1928 г.) он посещал молитвенные собрания евангельских христиан, а после войны стал ходить в церковь ЕХБ на Охте. В 1947 г. он попросил пресвитера А.С. Чижова о крещении, но получил отказ, несмотря на пройденное испытание (очевидно, это было связано не столько с «неготовностью» Моренкова, сколько с требованиями властей ограничить крещения людей активного возраста). Неудача настолько выбила Антона из колеи, что он перестал ходить на собрания.

Но однажды, в конце лета 1947 г., пятидесятница, которую Антон знал по молитвенному дому, пригласила его на встречу с приезжим братом. Им оказался Иван Акимович, с которым Моренков познакомился еще в 1944 г., когда его военная часть стояла в Печорском районе. Тогда они успели коротко поговорить и помолиться вместе. Антон оставил Боровкову свой адрес, но тот не стал писать (видимо, опасаясь довериться малознакомому человеку).

Теперь же Боровков сообщил, что приехал в Ленинград по Божьему повелению: сделать Антона благовестником. Через несколько дней состоялось посвящение. Еще не будучи полноправным членом церкви, Моренков начал активное служение, а в апреле 1948 г. крестился, для чего специально ездил к пресвитеру в Псковскую область.

С этого времени Антон стал ближайшим помощником Боровкова, а в его отсутствие – фактическим главой общины. Он проводил собрания, проповедовал, благовествовал, посещал верующих в Ленинградской области и даже в соседних областях, совершал крещения и хлебопреломления. К ноябрю 1950 г. община насчитывала более 60 человек, причем около половины было крещено лично Моренковым. Нелегальные крещения совершались обычно по ночам – на речке Каменке в Ленинграде, в Новолисино и Саблино Тосненского района.

Для меня загадка, как они умудрились за два года привлечь 30 новообращенных – в условиях жесткой конспирации, в городе, где раскручивалось Ленинградское дело и любое неосторожное слово могло стоить головы… Даже в наше спокойное время редкая община имеет такой стремительный рост.

Летом 1950 г. Моренков с помощниками дважды выезжал в Лычковский район Новгородской области, где жили родители одной из прихожанок. Он провел нелегальные собрания в деревне Накладец, селах Муры и Мирохны, а во время своего второго приезда крестил около 15 человек. Таким образом, ленинградская община пятидесятников не только сама росла численно, но и создавала новые самостоятельные группы. Известно, что в Лычковском районе некие «группы сектантов» (видимо, пятидесятники, крещеные Моренковым) сохранились по меньшей мере до конца 50-х годов.

Ленинградские пятидесятники тайно собирались в Коломягах, где жил Моренков, в комнате Анны Корьюс (вдовы репрессированного служителя) на улице Петра Лаврова, у сестер Егоровых на улице Красной Конницы и по другим адресам, а также в поселке Новолисино Тосненского района у М.Ф. Четокина. Верующие встречались группами от 4–5 до 15–20 человек. Собрания посещали не только люди пожилого и среднего возраста, но и около 20 юношей и девушек. Пятидесятники читали Библию, слушали проповеди наставников, молились «на иных языках».

В общине были женщины, считавшиеся пророчицами – Мария Николаева, Александра Алексеева, Вера Котова. Уставшие от тяжелой жизни, лишений, постоянного страха преследований, люди хотели верить, что их страдания скоро закончатся, что Иисус Христос придет к концу тридцать третьего года безбожной власти «антихриста» (впоследствии это было истолковано чекистами как антисоветская пропаганда).

Сам Моренков, похоже, искренне верил в свои слова, когда, указывая на рубашку, говорил, что она не успеет износиться до пришествия Христа. Он призывал верующих не только самим готовиться к этому событию, но и «сеять слово Божье, чтобы приблизить к Господу народ и больше спасти народа и душ человеческих». Осенью 1950 г. в Ленинград на постоянное жительство приехал Боровков с планами еще более активного служения.

Но ожидаемая дата второго пришествия не принесла избавления. Практически она совпала с началом репрессий. 18 ноября 1950 г. И.А. Боровков и А.И. Моренков были арестованы. У Моренкова на свободе остались жена Степанида и 5 детей в возрасте от 2 до 17 лет.

Аресты продолжились в январе–феврале 1951 г. Оба служителя, а также активисты общины – работница поликлиники А.А. Алексеева, домохозяйка А.Л. Суханова, уборщица М.И. Гаврилова, плотник М.Ф. Четокин, кассирша Т.И. Иванова и слесарь В.Д. Иванов были признаны виновными не только в религиозной, но и в политической деятельности (клевета на советский строй, агитация против советской власти и т. д.).

Проповедник Василий Иванов обвинялся также в пособничестве оккупантам, хотя в действительности он добровольно ушел в партизанский отряд, служил связным штаба и участвовал в боевых операциях. Постановлением Особого совещания при Министре Государственной Безопасности от 23 июня 1951 г. все арестованные были осуждены на сроки от 5 до 10 лет исправительно-трудовых лагерей.

Но пятидесятническое подполье в Ленинграде снова активизировалось в годы «оттепели». В 1955 г. осужденные пятидесятники, кроме Боровкова и Моренкова, были досрочно освобождены, а обвинение их в антисоветской деятельности признано необоснованным. Судьба А.И. Моренкова остается неизвестной, а И.А. Боровков и В.Д. Иванов продолжили активное служение среди ленинградских пятидесятников. В 1958 г. община насчитывала 150–200 чел. Верующие собирались на подпольные богослужения в Ленинграде, а также в Саблине и Тосно Ленинградской области.

Кроме того, в городе оставалось немало пятидесятников-смородинцев. В 1957 г. около 110 верующих во главе с пресвитером П.К. Шатровым предприняли попытку зарегистрировать самостоятельную общину, но, получив отказ, присоединились (по крайней мере, формально) к ленинградской церкви ЕХБ.

Только в 70-е годы власти разрешили пятидесятникам регистрировать свои общины автономно, без присоединения к Союзу ЕХБ. В это время в Ленинграде и Ленинградской области действовало по меньшей мере 5 пятидесятнических общин. В 1975 г. их общая численность составляла 400–450 чел. Даже те пятидесятники, что формально входили в общину ЕХБ, проводили по домам и квартирам отдельные собрания, куда – к недовольству церковного руководства – привлекали и баптистов.

В сентябре 1978 г. автономную регистрацию получили 2 общины ленинградских пятидесятников. Евангельских христиан в духе апостолов насчитывалось около 150 человек (руководитель Д.Л. Шатров). В начале 1980 г. по разрешению Ленгорисполкома верующие приобрели частный дом в поселке Парголово. Уже в апреле того же года они впервые отмечали Пасху в новом молитвенном доме (присутствовало около 100 человек).

Вторая зарегистрированная община возникла путем объединения двух пятидесятнических групп воронаевского направления, руководимых электромонтером Г.Ф. Ноготовым и пенсионером И.К. Безобразовым. Новообразованная община, возглавленная Ноготовым, насчитывала около 180 человек. Верующие получили для переоборудования в дом молитвы небольшой жилой дом в поселке Рыбацкий, где собираются до сих пор.

Однако не все пятидесятники согласились выйти из подполья. Они опасались вмешательства властей в дела общины, либо считали регистрацию греховным делом. Даже в зарегистрированных общинах по этому вопросу не было полного единства. Например, в общине Г.Ф. Ноготова группа верующих не согласилась на регистрацию и стала собираться отдельно.

На нелегальном положении осталась община в Гатчине, руководимая А.А. Сюгияйненом и состоявшая по преимуществу из финнов (60–70 человек). «В подавляющем большинстве это пожилые люди, вдовы и одинокие женщины, у которых не сложилась жизнь». Спросить, откуда цитата В условиях строгой конспирации действовала община, возглавляемая братьями Сергеем и Андреем Ковалевыми. Верующие (50–60 человек) собирались в лесу за городом, а также проводили собрания небольшими группами в Ленинграде, Колпино и поселке Володарский. По мнению ленинградского уполномоченного по культам Г.Е. Жаринова, эта община отличалась «жесточайшими порядками» (строгий изоляционизм, запрет общаться даже с единоверцами из других групп). Впоследствии она примкнула к объединению незарегистрированных церквей ХВЕ.

В конце 80-х годов, едва ослабло давление режима, пятидесятники окончательно отделились от церкви ЕХБ, создав собственные союзы. В настоящее время в Санкт-Петербурге существует целый ряд пятидесятнических общин разных направлений.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *