Детективы в дорогу что почитать
Книги11 современных детективов, от которых невозможно оторваться
Таинственные истории о серийных убийцах, тёмном прошлом и семейных тайнах
Текст: Александра Баженова-Сорокина
Детектив — относительно молодой жанр. Плод любви реализма и готики, он возник в середине XIX века, стал жутко популярным и с тех пор не сдаёт своих позиций. Восхождение японского мистического детектива, остросоциального психологического триллера из Скандинавии, американского экзистенциального триллера и продолжающаяся традиция британского детектива-головоломки наглядно демонстрируют, насколько разнообразными как по сюжету, так и по стилю могут быть детективные истории.
Мы выбрали одиннадцать детективов, опубликованных в нулевых, которые ничем не уступают таким книжным хитам, как «Девушка в поезде» или «Исчезнувшая», и не потеряются на фоне гегемонии современных мастеров жанра Денниса Лихэйна, Ю Несбё, Хеннинга Манкелля и Роберта Галбрайта (привет, Джоан Роулинг!).
Правда о деле Гарри Квеберта
Нашумевший дебют двадцатисемилетнего швейцарца Диккера о молодом популярном писателе в творческом кризисе, культовом романе его наставника и том, как создаются романы в принципе, в своё время получил противоречивые отклики. «Правду о деле Гарри Квеберта» критиковали за то, что книга якобы претендует на интеллектуальную глубину, которой в ней на самом деле нет. Так ли это — решите сами во время прочтения. Что тут точно есть, так это лихо закрученный сюжет с неожиданными поворотами и обстановка в лучших традициях нуара: несовершеннолетняя фам-фаталь, странные и сложные мужчины, чёрный юмор и постоянно меняющаяся картина событий — это ли не рецепт отличного детектива?
Загадай число
Джон Вердон долгое время работал в рекламе, но, как и придуманный им детектив Дэйв Гурни, решил сменить профессию, и весьма успешно. Теперь Вердон — автор успешной серии романов о любящем семью, но не очень умеющем проявлять эмоции великом сыщике. Как и Шерлок Холмс, он больше всего на свете ценит логику. Дебютный роман Вердона «Загадай число» — отличный саспенс, в котором Дэйву Гурни приходится разгадывать мистические угрозы, которые некто оставляет его старому приятелю. Психологический триллер с умными и интересными характерами всем приятен, разве что значительно толще, чем можно было бы ожидать.
Острые предметы
Американка Гиллиан Флинн стала абсолютной звездой психологического триллера после экранизации своего третьего романа — «Исчезнувшая», фильм по нему снял Дэвид Финчер, а сценарий подготовила сама писательница. «Острые предметы» — её дебют и заслуживает ничуть не меньшего внимания. Журналистка с тяжёлыми психологическими проблемами, живущая в Чикаго и ищущая выход в самоповреждениях и алкоголе, вынуждена вернуться в родной городок в штате Миссури, чтобы освещать историю убийства одной девочки и исчезновения другой. Южная готика, отлично прописанные характеры, закрученный сюжет — «Острые предметы» наглядное доказательство того, что успех писательницы вовсе не случаен. Как и героиня книги, Гиллиан Флинн много лет проработала журналисткой, что явно повлияло на её умение рассказывать истории.
Голос ночной птицы
Роберт Маккаммон — американский мастер хоррора, в какой-то момент решивший попробовать себя в историческом детективе. Действие «Голоса ночной птицы» происходит где-то в Каролине в 1699 году. Процесс над ведьмой, якобы убившей собственного мужа и сношавшейся с самим дьяволом, сотрясает городок Фаунт-Роял, а подросток-клерк Мэтью Корбетт взрослеет на глазах и превращается в сыщика в попытке установить истину и спасти женщину. Приключения, романтика, тайны и заговоры плюс история и быт ещё подчинённой Британии Америки — отличная комбинация для детектива, недаром автор выпустил уже несколько книг о Корбетте.
Судный день
Скандинавия исправно поставляет миру мастеров детектива и триллера, вспомнить хотя бы норвежца Ю Несбё и датчанина Питера Хёга. Житель норвежского Хортена Курт Ауст подошёл к популярному жанру с другого боку: перед нами исторический детектив, в котором от современного северного детектива едва ли не меньше, чем от Умберто Эко. Холодная новогодняя ночь 1699 года застаёт нескольких человек запертыми на постоялом дворе из-за снегопада: среди них профессор Томас Буберг и его помощник Петер — им предстоит разгадать, что случилось с найденным в сугробе мёртвым графом. Нарочитая неторопливость повествования и отсутствие у главных героев детективных сверхспособностей с лихвой окупаются местным (и временным) колоритом.
Преступления прошлого
Любители одноимённого сериала BBC «Case Histories» знают и ценят мастерство Кейт Аткинсон, придумавшей Джексона Броуди — бывшего полицейского, перешедшего в частные детективы. Первый роман серии сделал из любимицы критиков Аткинсон настоящую икону современного детектива, чтение книг которой вовсю пропагандирует, например, Стивен Кинг. История трёх, казалось бы, не связанных между собой семейных трагедий, за которые вынужден взяться Броуди, по-настоящему мрачная, и лёгким чтивом её не назовёшь. Однако для тех, кого не пугает мир поистине неприятных людей и не самое быстрое развитие событий, здесь есть удивительная атмосфера, семейные тайны и прекрасный авторский слог.
Над осевшими могилами
В маленьком городке Спокан, штат Вашингтон, серийный убийца охотится за проститутками, показательно выкладывает их тела на берегу реки, предварительно сунув каждой жертве 20 баксов в кулак. «Над осевшими могилами» — история расследования, в которой тонко сочетается интригующее и, однако, правдоподобное следствие и сложный стиль высокой литературы. Главная героиня Каролина Мейбри страдает от депрессии, одиночества и задаётся вопросами о границах собственных возможностей как женщины-полицейского. Её бывший наставник и когда-то несостоявшийся любовник, а теперь напарник по делу тоже страдает — из-за проблем в семье и неразделённой любви. Их личные трагедии и проблемы важны в повествовании не меньше, чем детективный сюжет и образ постепенного вымирающего города, порождающего кошмары.
Золотые весы
Макана — беженец из Судана, где погибли его жена и дочь. Он живёт в Каире, еле-еле сводит концы с концами и работает частным детективом. Герой берётся буквально за любое дело (из-за тяжёлой финансовой ситуации выбирать не приходится), и однажды к нему за услугой обращается олигарх с тёмным прошлым и не менее опасным настоящим. Первый роман из серии о детективе Макана — отнюдь не дебют автора британско-суданского происхождения Джамала Махджуба, не так давно начавшего писать детективы под псевдонимом Паркер Билал. Главный герой «Золотых весов» не сыщик, а город Каир, который своей неправдоподобной жизнью оазиса в пустыне, мечты, обернувшейся пугающей и чарующей реальностью, напоминает Петербург Достоевского.
Переправа
В романах британки Элли Гриффитс о судебном археологе Рут Галлоуэй то и дело слышится эхо другой популярной героини — судебного антрополога Темперанс Бреннан из сериала «Кости» и лёгшей в его основу серии книг американки Кэти Райх. Однако сходство не сводится к костям как улике: если Райх списала героиню с себя, то Гриффитс вдохновили её муж-археолог и сельская местность Норфолка, с природой и мифами которой писательницу познакомила тётя. Очарование дебютного романа британской писательницы складывается из сочетания зловещей истории с ритуальными убийствами, обаяния грустной и смешной Рут и завораживающих английских пейзажей.
Тринадцать часов
Не одними северными пейзажами жив детектив, и это блестяще доказывает южноафриканский писатель Деон Мейер, рассказывающий на африкаансе захватывающие истории о жизни Отдела особо тяжких преступлений Кейптауна. Там инспектор Гриссел каждую минуту разрывается между предотвращением потенциального международного скандала, наставлениями новичков в отделе и собственными проблемами, требующими немедленного решения. Всего один день вместе с инспектором Грисселом вовлекает не только в лихую детективную историю, но и в жизнь совершенно особенного мультинационального мира Южной Африки, о которой с каждой страницей хочется узнавать всё больше и больше.
Дело Коллини
Фердинанд фон Ширах
Фердинанд фон Ширах сам мог бы стать прекрасным героем романа: внук лидера гитлерюгенда Балдура фон Шираха и правнук американки, чьи корни идут к подписантам Декларации независимости и напрямую к первым переселенцам Нового Света. Успешный адвокат-криминалист фон Ширах начал писать рассказы, основываясь на делах из своей практики, и быстро прославился ещё и как писатель. В романе «Дело Коллини» автор по-немецки вкрадчиво и сдержанно ставит вопрос о разнице между правосудием и справедливостью в формате судебной драмы. Что делать, если вам нужно защищать признавшегося убийцу, а вы не знаете его мотивов? Никаких сюрпризов и поворотов сюжета, зато настоящая пища для размышлений, особенно важная в контексте глобального переосмысления собственной идентичности любым жителем Европы после Второй мировой.
5 книг для поклонников детективного жанра, от которых невозможно оторваться
Я обожаю детективы и являюсь страстным поклонником романов Джеймса Хедли Чейза. Но, как известно, не одним Чейзом жив мир детективного жанра. Если Вы любитель детективов, то разрешите порекомендовать Вам достойные книги этого жанра. Поверьте, что оторваться от чтения будет практически невозможно!
Если Вы раньше читали самый известный бестеллер Тёртона «Семь смертей Эвелины Хардкасл», то автор не нуждается в представлении.
1634 год. Корабли из Голландской Ост-Индии вывозят в Амстердам специи и шелк. Среди этих кораблей и галеон «Саардаме», на котором везут закованного в кандалы знаменитого сыщика Сэмюэля Пипса. Пипс обвинен в преступлении, которого, как уверен его друг и телохранитель Арент Хейс, Пипс не совершал. Уже на пристати, перед плаванием длинною в восемь месяцев, начинают происходить события, попахивающие мистикой. Преступление во время плавания, след могущественной организации, определяющей судьбы мира, высокопоставленные лица и, конечно, гениальное расследование. Всё это будет в гениальном произведении Тёртона!
Это продолжение нашумевших триллеров «Внутри убийцы» и «Заживо в темноте». Не читали? Ничего страшного. «Глазами жертвы» — «самодостаточная история», которая не требует обязательного прочтения предыдущих книг.
Зоя Бентли (профайлер ФБР) и её напарник Тейтум Грей давно ведут охоту на маньяка. Очередное, леденящее душу убийство, дело его рук, уверена Тейтум. Но есть и вопросы. Почему убийство произошло в доме, а не на улице? Почему на месте преступления обнаружены следы двух разных пар мужской обуви? Динамичный сюжет, острый ум Зои, её бесстрашие и нестандартные методы, применяемые в процессе расследования, однозначно вызовут восторг у всех любителей детективных триллеров про маньяков и серийных убийц!
Наследство — есть наследство. А если оно составляет сорок шесть миллионов долларов, то это уже повод для триллера. Семнадцатилетняя девушка Эйвери узнает, что часть огромного наследства ей завещал миллиардер Хоторн, о существовании которого она узнала только в связи с завещанием. Как в волшебной сказке бедная девочка становится богатой? Почти. В завещании есть условие. Чтобы получить деньги ей необходимо прожить год в фамильном поместье миллиардера вместе с остальными наследниками. А где большие деньги, там и загадки, и интриги, и покушения. Лихо закрученный сюжет- плюс книги. Но на мой взгляд в бочке меда книги есть и ложка дегтя концовки — конец книги из разряда «думайте сами, гадайте сами». Правда автор обещает, что если у читателя остались вопросы, то ответы на них он найдет во второй книге. Такой подход немного разочаровывает, по крайней мере меня.
Неплохой детектив, в котором параллельно развиваются две сюжетные линии. В первой — расследование причин крушения поезда (его ведет профайлер и консультант Скотланд-Ярда — Зиба Маккензи). Во второй — болезненные фантазии серийного убийцы.
Кому-то покажется, что сюжет больше подходит не для книги, а для съемок голливудского фильма? Может быть. Но ведь в книге есть потрясающая завязка и интересный, динамичный процесс расследования и «охоты» на преступника, плюс неожиданный финал. Кому-то покажется немного банальным сюжет. Не знаю. Наверное книга не тянет на «детектив всех времен и народов», но это «крепкий», интересный, захватывающий детектив, который достоин обязательного прочтения (на мой взгляд). Скучно не будет. Будет интересно!
Ну и наконец Микаэла Блэй и её детектив (триллер по-скандинавски) «Мрачные тайны».
Журналистка Эллен решает сменить обстановку и отправиться в места, где прошло её детство. Тихий и спокойный маленький городок, в котором никогда не происходит ничего из ряда вон выходящего. Жизнь медленно течет своим чередом и вдруг… УБИЙСТВО! Элен — журналист до мозга костей, который не может не провести свое расследование. Конечно она раскрывает тайну убийства, но кроме этого узнает секреты, которые, оказывается, касаются и непосредственно её.
Интересный, захватывающий, непредсказуемый и динамичный сюжет однозначно порадует любителей детективных триллеров!
В кино я наблюдаю за другими, книга позволяет мне самому на время стать другим человеком. (А.И. Герцен)
Детективный роман — это история не об убийстве, а о восстановлении порядка. (Ф. Д. Джеймс)
Лучшие книги для верхней полки: что читают в российских поездах
Продавцы книжных магазинов на 6 крупнейших вокзалах Москвы и Петербурга рассказывают и показывают, какие книги любят русские путешественники.
Москва
Павелецкий вокзал
Татьяна: «Книги сейчас дорогие. Вот новая Маринина — толстая, но в мягкой обложке — стоит 490 рублей. Дешевые — тонкие любовные романы — от 120 рублей. Фантастика у нас всегда продается в твердой обложке, и это уже 390 рублей и выше. А «Метро» Глуховского и вовсе стоит 800 рублей — но люди все равно берут.
Сейчас, конечно, мы продаем меньше бумажных книг. Это зависит от сезона: летом книги берут чаще — все едут в отпуск. Лучше всего расходятся новинки. Многие сразу спрашивают: «Есть Акунин?» — всем интересно про Фандорина или его исторические книжки. Наши покупатели — молодежь или люди среднего возраста. Самые популярные — детективы в малом формате. Многие так и говорят: «Мне прочитать и выкинуть».
Студенты сейчас выбирают классику — Хейли, Оруэлла, Кафку, все в pocket-изданиях. Мужчины кроме фантастики читают военные детективы — Леонова, Абдуллаева. Дамы предпочитают женские романы — Полякову, Устинову, Шилову, Литвинову, Маринину.
Недавно покупатели хвалили «Аэропорт» Хейли, Маркеса, Ремарка. В электричку или автобус берут фантастику, «S.T.A.L.K.E.R. Сама я на работе не люблю читать — отвлекают».
Самые популярные женские романы (по версии интернет-магазина «Лабиринт.ру»)
«Ты в моем сердце» Дэни Коллинз
«Жар ледяной страсти» Майи Блейк
«Никто тебя не заменит» Маргарет Уэй
«Круиз с сюрпризом» Кэтти Уильямс
«Свидание с прошлым» Линдсей Армстронг
Киевский вокзал
Лена: «У нас вокзал с поездами дальнего следования, так что книги тут покупают всегда, не только в дачный сезон. И хорошо берут буквально все: серьезные книги — биографические, политические, журналистские; есть, например, такая серия, «Секретные папки», — она дорогая. Ну и фантастику, конечно: видите, новый «Гарри Поттер» вышел. Комиксы (типа «Капитана Америка») у нас стоят по 700 рублей — не все могут себе позволить. Средний чек — 300 рублей. Более серьезное покупают в твердом переплете, а легкое чтиво — в мягком.
Сейчас модно читать классику — очень много берут Гумилева, Толстого, Достоевского. В других магазинах иногда закупают весь ряд классики, но мы заказываем только те книги, которые постоянно спрашивают, порой прямо по названию.
Разбирают все — от мужских детективов «Спецназ» до комиксов. Студенты читают классику и фантастику. Кто постарше — детективы, бабушки — любовные романы, иногда спрашивают книги по психологии или научные, но таких у нас почти не бывает. Иногда один человек пять книг возьмет. Например, пассажиры, которые едут на Украину: там книжных не так много, как у нас, вот они и берут для родственников и друзей».
Казанский вокзал
Маргарита: «Берут чаще pocket — от 100 до 180 рублей. В основном спрашивают детективы, фантастику. Молодым интереснее Пелевин — даже не могу сказать, что это за жанр. Часто покупают Коэльо, фантастику серии «Warcraft».
После американских выборов у нас появились две книги про Трампа — «Всегда мало!» и «Трамп никогда не сдается», их спрашивают люди среднего возраста. Заходят несколько постоянных покупателей — мужчин, которые берут и женские романы, бабушки приходят за серией «Тайны и загадки» — про секретные архивы. Вчера одна бабушка схватила фантастику за 350 рублей и побежала на перрон.
Из классики в основном просят Достоевского, дети покупают себе тонкие комиксы. Средний чек — не больше 200 рублей. Толстую книгу возьмут, если только это новинка. За «Гарри Поттером» и Акуниным приходят постоянные покупатели — у нас тут пригородные электрички, так что некоторые возвращаются. Бывает, спрашивают юридическую литературу или книги про автомобили, но у нас таких нет. Сегодня, кстати, искали книги про крыс, которые ушли под землю и стали мутантами».
Самые обсуждаемые фантастические книги (по версии сайта «Лаборатория Фантастики»)
«Талантливая сатира на союз 20-х годов прошлого века, только на мой непретезательй взгляд вся шумиха вокруг нее, — неоправданна». (пользователь Arthur1984)
«Люблю Дяченко, увидев новую книгу, начал читать и не смог оторватся до рассвета». (пользователь MrBr)
«Книжку дочитал через силу. Абсолютный эталон графомании. Потраченного времени жаль». (пользователь Дядюшка Шу)
«Это не фентези. Это рыцарская сага. Если это фентези, то самое унылое, скучное и пресное, что я держал в руках». (пользователь Lector)
«Кажется, Симмонсу удалось совершить невозможное — стать автором второго в своей писательской биографии почти бесспорного шедевра». (пользователь ALLEGORY)
Петербург
Балтийский вокзал
Наталья, магазин «Буквоед»: «Люди у нас покупают книги в мягких обложках — с толстым томиком некомфортно передвигаться. Активно расходятся детективы, причем отечественные. Или легкие женские романы.
К нам приходят люди с совершенно разными вкусами. Есть интеллектуалы, которые любят хитрозапутанные сюжеты и готовы искать что-то новое. Есть консерваторы, предпочитающие, как правило, наших, хорошо известных авторов, которые пишут очень много. Их обычно покупают люди за 40 и старше. Люди среднего возраста берут и зарубежных писателей. Это может быть сентиментальный роман или классика — скажем, Ремарк. Не знаю, считать ли Киза классиком. Спросом пользуется Брэдбери.
Обычно книги в дорогу покупают женщины — они абсолютно всеядны. Но вообще электричками пользуются все. Немало молодежи учится в Петербурге и живет за городом: они предпочитают фэнтези, зарубежную литературу. Кроме того, студенты интересуются книгами по саморазвитию. Мужчины постарше в основном берут политику, публицистику и исторические издания. Многие собирают серии — например, биографии музыкантов.
Среди общих трендов — большой интерес к эзотерике, психологии — литературе, которая, как правило, пытается ответить на насущные вопросы жизни. Но мне почему-то кажется, что чтение не подвержено влиянию моды. Бывает интерес к определенному писателю. Люди, которые любят Прилепина, потом приходят целенаправленно за ним.
Я сама изучаю психологию, поэтому мне интересны эти книги. Из последнего запомнились «Подсознание может все!» Джона Кехо и «Эмоциональный интеллект» Дэниела Гоулмана. Я покупаю те книги, которые отвечают потребностям сегодняшнего дня. Не могу сказать, что чем-то прямо зачитываюсь из художественной литературы, но прочитала последнюю книгу китайского писателя Мо Яня, лауреата Нобелевской премии.
Лидеры рейтинга в категории «популярная психология» (по версии интернет-магазина Торгового дома книги «Москва»)
«Hygge. Секрет датского счастья» Майка Викинга
«Пиши, сокращай: Как создавать сильный текст» Максима Ильяхова и Людмилы Сарычевой
«Как разговаривать с мудаками. Что делать с неадекватными и невыносимыми людьми в вашей жизни» Марка Гоулстона
«Шерлок. Дедуктивные задачи для интеллектуалов»
«Куриный бульон для души: 101 история о женщинах»
Московский вокзал
Игорь: У нас чаще всего берут детективы. Мужская аудитория выбирает Корецкого, Абдуллаева — в общем, криминальные истории. Женская половина зрелого возраста покупает Полякову или Устинову. Топ продаж среди всех книжек и авторов — Дарья Донцова, но и Акунина берут тоже довольно часто. Куда реже покупают топовые зарубежные детективы — Ли Чайлда, Патрицию Хайсмит и Агату Кристи.
Обычно люди готовы потратить на книжку 300–400 рублей — после 800 уже, как правило, отказываются от покупки. Но приходит много пассажиров «Сапсана» — они на цену вообще не смотрят. Классику или современную литературу чаще берет молодая часть населения. Это приятно. Раньше эти книги были невзрачные, что ли, а сейчас приятнее выглядят. Большой популярностью пользуется серия «Эксклюзивная классика».
Политику берет в основном возрастная часть населения. Часто покупают полную ерунду. Сейчас много книг про Украину стало в связи с событиями, но из этого я лично сам ничего не читал и за достоверность не отвечаю — склонен не верить никому. Кстати, в последнее время много спрашивают Игоря Прокопенко — он такой знаток всего на свете, специалист по любой тематике. Сначала у него было не много книжек, а теперь их чуть ли не весь ряд.
После смерти Гарсии Маркеса на него пошла сильная мода: каждый день спрашивали — по несколько раз. У нас регулярно покупают книги, приуроченные к какому-то фильму, — даже если книга сама по себе никакая.
Я сам недавно читал «Коллекционера» Фаулза, Дэниела Киза. Сейчас хочу прочитать «Цветы для Элджернона».
«Селфи с судьбой» Татьяны Устиновой
«Темная материя» Блейка Крауча
«Девушка в поезде» Полы Хокинс
«Аэропорт» Артура Хейли
«Конго Реквием» Жана-Кристофа Гранже
Финляндский вокзал
Галина, филиал «Старой книги»: «У нас есть книги очень разной тематики; нет только специализированной литературы — медицинской, технической. Мы стараемся разнообразить наш ассортимент, чтобы каждый покупатель уходил довольным, поэтому есть и собрания сочинений, и книги по искусству, эзотерика, философия, психология. Вчера вот появились «ЖЗЛ» тридцатых годов. Также имеются пособия по охоте, рыбалке, домоводству, детская литература.
Сразу могу сказать, что чаще всего у нас берут не детективы и не любовные романы — хотя, казалось бы, мы стоим на вокзале. Покупают книги о нашем городе, Петродворце, Пушкине, Павловске. Многие сюда приезжают из других городов. Я очень сильно обрадовалась, когда недавно приехали финны. Я им начала показывать альбомы. Они купили у меня детскую литературу, а другая женщина купила два сборника Ахматовой.
Покупают и фантастику. Из классиков — Достоевского, Пушкина, Лермонтова, Чехова, Тургенева. Что чаще берут, сказать сложно — наверное, все-таки на одном уровне они находятся. Есть и зарубежная классика — Ремарк, Хемингуэй, Цвейг, Гюго, Диккенс, Дюма. Иногда ко мне приходят молодые ребята лет 16–17 и с удовольствием читают «Анну Каренину» Толстого. Это тоже радует.
Люди тратят столько денег, сколько у них есть. Часто прибегают на следующий день: «А где вот эта книга?» Цены у нас очень низкие, так что ее уже наверняка нет. Обычно приходят люди в возрасте 25–40, но иногда забегают и детишки, сами выбирают себе книжки. Есть и пожилые покупатели, которые видят книги, которые у них были в детстве и в юности. Конечно, многие из них переиздаются — но, когда ты держал точно такую же книгу в десять лет и вдруг встречаешь ее в 60, ее тут же хочется купить.
Я сама постоянно перечитываю Карлоса Кастанеду. Очень люблю Ошо. Иногда для разнообразия читаю иностранные детективы, в основном шведские, норвежские. От некоторых книг испытываю трепет — так мне хочется это все прочитать. Сегодня попалась очень интересная документальная книга про индейцев — с конкретными именами, датами рождения и смерти, названиями племен. А вообще я бы сейчас с удовольствием перечитала Куприна, Мопассана и Цвейга».